Икона панагия сумела в чем помогает. Греческая македония, монастырь панагия сумела

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 18 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге будет находиться чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

11 сентября святыня прибывает из Греции в Санкт-Петербург в Казанский кафедральный собор . 12 сентября святыня проследует во главе Общегородского Крестного хода до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . По окончании Крестного хода чудотворный образ будет доставлен в Спасо-Преображенский собор .

Икона Божией Матери «Панагия Сумела» будет находиться в Спасо-Преображенском соборе с 12 по 18 сентября, все желающие могут поклониться святому образу.

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Вновь им явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал. Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, Бог пощадил его, и на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. В 1923 году икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство разрешило вывезти, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции.

15 августа 2010 года в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

15 августа 2013 года в Успения Пресвятой Богородицы в четвертый раз после почти 90-летнего перерыва в понтийском монастыре Панагия Сумела прошла Божественная литургия, которую отслужил Вселенский Патриарх Варфоломей. Такое событие происходит раз в год с 2010 года, когда турецкое правительство по просьбе Вселенского Патриархата и благодаря многочисленным дипломатическим усилиям милостиво согласилось дозволить понтийским грекам помолиться и совершить богослужение на своей Родине.


Среди понтийских греков монастырь Панагия Сумела является самым почитаемым святым местом. Он был основан в конце IV века монахами Варнавой и Софрониосом в честь иконы Божьей матери, написанной по преданию самим Святым Лукой, который был первым иконописцем. По преданию он передал написанную им икону церкви в Фивах. После смерти апостола ее передали в православный храм города Афин и с тех пор икону стали называть Панагия Афинская. Монах Варнава увидел сон, в котором Бог велел ему и его племяннику Софрониосу прийти в храм и поклониться иконе Панагии Афинской. Во время поклонения иконе монахи услышали голос, исходящий из самой иконы: «Сопровождайте меня на Восток до горы Мела.» После этих слов икона осветилась, ее подхватили ангелы и унесли в направлении Черного моря. Монахи проделали долгий путь через всю Македонию, Халкидики, Константинополь, оттуда морским путем достигли Трапезунда. Там они продолжили поиски иконы и дошли до селения Куспиди, где один человек пригласил их пообедать в свой дом. Он угостил их рыбой и сказал, что рыбу поймал в реке Пикситис, которая берет свое начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и, расспросив хозяина, как ее найти, отправились в путь. Достигнув горы, они стали на нее взбираться, и тут их внимание привлекла пещера, из которой сквозь зелень покрывавшего гору леса лился свет, исходящий от иконы. Монахи преклонили колени и возблагодарили Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. После чего в они стали строить церковь в этом месте. А икона стала называться Панагия Сумела. В строительстве церкви им помогали монахи Вазелонского монастыря Святого Иоанна Предтечи, находящегося неподалеку. Уже позже в XIII веке был построен большой монастырь.

С монастырем Панагия Сумела связана еще одна легенда. Однажды охотившийся здесь турецкий султан увидел великолепный монастырь и был поражен его красотой. Тогда в ярости он приказал разрушить монастырь. И в тот же момент его охватили приступы удушья. Упав на землю в страхе перед смертью султан отменил свой приказ, и мучения его тотчас же прекратились. Отойдя от охватившего его ужаса, султан велел всем туркам во все века проявлять уважение и оберегать монастырь, и после этого никто не осмеливался его трогать.

В 1923 году после геноцида понтийских греков, в связи с депортацией уцелевших монастырь покинули последние монахи, один из них спрятал икону, рукописное Евангелие VI века и драгоценный крест, подаренный монастырю Трапезундским императором Мануилом III в тайнике в монастыре, где она оставалась до 1931 года, когда при установлении дипломатических отношений с Грецией удовлетворенные своей победой турки добровольно согласились возвратить икону и другие реликвии грекам. Удивительно в этой ситуации поведение в остальном всегда враждебно настроенных турок, как в связи с возвратом иконы, так и с разрешением на проведение литургии в монастыре. Возможно, это как-то связано с особой святостью иконы и этого места, оберегаемого Богом, что даже оказало такое смягчающее влияние на турок.

В этом году на Божественной литургии присутствовал и я. В связи с ограниченным пространством монастыря турецкие власти выдают всего 500 разрешений на посещение литургии. Мне такое разрешение сделали мои понтийские друзья, за что огромное им Спасибо.

В монастырь мы ехали, как будто в зону военных действий. Начиная от Мацуки, всю дорогу стояли военные. Нас остановили для проверки наличия разрешения четыре или пять раз. Приехали мы туда к 9 часам утра.

У монастыря было многолюдно. Там уже собирались понтийцы, приехавшие со всех концов света, куда раскидала их судьба: из Греции, России, Украины, Грузии, даже Австралии. Парень играет на лире - народном понтийском инструменте:

Перед литургией. Потихоньку собирается народ.

Везде те же самые следы турецкого вандализма, который они называют «случайным пожаром».

Верхние фрески, куда не смогли дотянуться руки вандалов, пострадали меньше.

Копия той самой иконы Богородицы Сумельской.

Служить Литургию прибыл Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей.

Литургия:




На Литургии в качестве почетного гостя присутствовал Каталикос всех армян Гарегин II.

Патриарх обратился с речью к собравшимся:

Продолжение…

икона Божией Матери Сумельская (Панагия Сумела)

Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.

Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.

Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».

Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…

15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Преподобные Варнава и Софроний, племянник его, Мелогорские (Мелские)

Согласно преданию икона Богородицы Сумельская была написана самим апостолом Лукой в первые века христианства. Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь. После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы, которая повелела им следовать на восток, к горе Мела. После чего появились два Ангела, которые подняли у них на глазах икону и исчезли с ней за горизонтом в восточном направлении. Больше этот образ в Афинах никогда не видели.

После этого иноки Варнава и Софроний пустились в долгий путь, предначертанный им Богородицей. Добравшись до Трапезунда, они спустя некоторое время оказались у подножия горы Мела. Совершив восхождение, на самой вершине горы они обнаружили пещеру, вошли в нее и перед ними в сиянии света появилась та самая икона Божией Матери, которую они видели в Афинах. Именно это место предназначила для них Богородица. Но иноков посетило сомнение, т.к. поблизости не было никаих источников воды, и поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя о помощи. И тут произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет. Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Он пользовался привилегиями и благосклонным вниманием нескольких поколений Византийских Императоров и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле.

Преподобный Христофор Сумельский, игумен

Преподобный Христофор родился в местечке Газари, близ Трапезунда.

В VI веке на Сумельский монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины и игуменом монастыря.

Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица » (по-гречески – «Пантанасса ») находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке и, по преданию, была благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.


(Ватопедский монастырь, Афон)

На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Согласно древнему монастырскому преданию, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица » почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Само имя иконы – Все-Госпожа, Все-Повелительница – говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица » имеет и благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества (а ведь распространение увлечения магией, колдовством и оккультизмом по христианскому миру можно сравнить с поражением человеческого организма злокачественной опухолью).

11 августа 1995 года список чудотворной иконы «Всецарица » прибыл в Россию – в московский детский онкологический центр на Каширке. На молебнах Божией Матери «Всецарице » молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы.

Тропарь Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
глас 4
Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице, избави от обстояний к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»

О Всеблагая досточудная Богородице Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли, да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

МОЛИТВА перед иконой Божьей Матери Всецарица

О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Я расскажу вам историю, в чем-то похожую на сказку, хотя на самом деле это самая настоящая быль. Живет в городе Олбани США среди других своих соотечественников г-н Саввас Maфилиос.

В прошлом году, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа (Греч. стиль - Прим. ред.), г-н Mафилиос, офис которого находится рядом с греческой церковью того города, сидя в тишине дня, погруженный в свои мысли о старом родном городе, о своем бурном эмигрантском прошлом, задремал в своем кресле.

Здесь мы предоставим возможность рассказать самому г-ну Мафилиосу о своем необычном “видении”. Цитируем выдержки из соответствующего письма, написанного им в тот же день:

“Я вздремнул в своем кресле и во сне оказался в нашей церкви. Там я увидел живой образ Богоматери. Золотящийся и ярко светящийся, он вдруг заговорил и обратился ко мне со словами: “Какая у вас красивая церковь! А сколько великолепных святых икон! Почему не принесете вы и Меня, Сумелиотиссу, сюда, в вашу церковь, дабы узрели Меня и поклонились Мне благочестивые христиане, и прежде всего наши понтийские соотечественники. Они, где бы ни находились, несут в себе наследие отцов своих, нравы и обычаи, но могут растеряться на просторах этой благословенной страны. Возьми, чадо мое, свое перо, и начни писать и ходатайствовать, чтобы привезли Мой образ и поставили прямо здесь, в этом месте… придите все в церковь, чтобы видела я вас в радости, и не забывайте о дне памяти Моей - 15 августа”.

В продолжении подробного рассказа о своем чудесном сновидении г-н Maфилиос добавляет:

“Не прошло и десяти-пятнадцати минут, как я проснулся с необычайной радостью в душе, вновь и вновь переживая свой удивительный сон, как вдруг вижу в дверях своего офиса старосту нашей церкви, преподобного Димитриса Илиопулоса, родом из Аркадии. Он сказал: “Я прочитал в журнале “Понтийский очаг” о чудесах и истории “Панагии Сумела”. Напиши, пожалуйста, своим соотечественникам, чтобы они прислали нам Ее икону, а я, в свою очередь, помогу, чем смогу”. Не на шутку взволновавшись, я спросил его: “Каким же образом мы Ее привезем?” На что он ответил: “Напиши такому-то человеку” и так далее, а я открыл, что наказала мне такое во сне сама Богородица!”

Г-н Мафилиос немедля написал письмо. Он и преподобный отец Димитрий, были охвачены блаженными чувствами и Божественным страхом, ощущаемым теми, кто считают для себя за счастье выполнение Божественного наказа.

Их благочестие, конечно, не оставило равнодушным Управление Ассоциации “Панагия Сумела”, да и наказом Самой Пресвятой Богородицы нельзя было пренебречь. Письмо отправили в церковь Панагия Сумела в Кастанье, где наш соотечественник и художник Ставрос Kaлефрас создал такой же достопочтенный образ, впоследствии подобающе украшенный, после чего икона была послана в Афины, чтобы отправиться оттуда в Америку, где так дивно предстала перед взором нашим Сумелиотисса!

Письмо господина Maфилиоса хранится по сей день в архиве монастыря, не только как доказательство христианской веры и благочестия, но, главным образом, как свидетельство непрерывности чудесных появлений Богородицы Понтийской.
Журнал “Понтийский Очаг”, 1953 г.

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце - это произошло в 1911 году - с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду-Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”


Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.

Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.

Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».

Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…

15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.



 

Возможно, будет полезно почитать: