Легкие телесные повреждения при дтп. Причинение тяжкого вреда здоровью при дтп Неумышленное причинение тяжкого вреда здоровью при дтп

Практически каждое дорожное происшествие завершается тем, что один или несколько его участников получают травмы. Основные повреждения получают железные кони, однако зачастую, страдает и здоровье самих участников аварии, что отрицательно влияет на их дальнейшую жизнедеятельность. Когда причиняется тяжкий вред здоровью при , это является основанием для привлечения виновной стороны к ответственности. Кара для лица, являющегося первопричиной столкновения, бывает достаточно серьёзным, но преимущественно оно определяется степенью и характером повреждений.

Уголовный кодекс, действующий сегодня в России, предписывает практически аналогичную трактовку травм средней и лёгкой степени тяжести. Единственным исключением являются ситуации, в которых вред человеку причиняется намеренно. Такой же подход используется и при установлении правовых норм при тяжёлых повреждениях, возникших во время ДТП.

В соответствии с действующим законодательством о наличии тяжёлых трав свидетельствуют нижеперечисленные проявления:

  • Возникновение значительного эмоционального или психологического расстройства, по причине которого ухудшилось психическое или физическое здоровье человека;
  • Ухудшение или утеря зрения, слуха, сбои в функционировании органов;
  • Выкидыш или вынужденный аборт, проявление последствий наркотической и токсической зависимости;
  • Полноценная потеря способности работать, вынудившая пострадавшего изучать другую специальность;
  • Потеря работоспособности на 30% и больше.

Если обратить внимание на теоретические правовые основы, то при определении степени тяжести повреждений в них применяются не только количественные, но и качественные показатели. В частности, речь идёт об одновременном использовании юридических и медицинских критериев.

Юридические нормы позволяют квалифицировать последствия, наступившие в результате ДТП и приведшие к тому, что один или несколько участников аварии получили серьёзные повреждения, оказавшие негативное влияние на дальнейшую жизнь и трудоспособность людей.

Что касается медицинских норм, то их задачей является определение полного перечня травм, которые получил организм человека из-за произошедшего.

В соответствии с Уголовным кодексом, когда причиняется тяжкий вред здоровью при ДТП, то это классифицируется как правонарушение, предусматривающее назначение соответствующего наказания. Эти правовые критерии используются исключительно в тех ситуациях, когда водители, пассажиры или пешеходы получали повреждения именно во время происшествий с участием автотранспорта.

Что касается самих мер воздействия, то они могут быть самыми различным. В зависимости от повреждений, ответчика могут лишить возможности управления автомобилем, ограничить свободу или назначить тюремное заключение. Корректно установить тяжесть повреждений позволяет проведение судебно-медицинской экспертизы. На данный момент выделяют несколько конкретных признаков, позволяющих определить серьёзность повреждений.

К ним относятся:

  • Угроза для дальнейшей жизнедеятельности;
  • Нарушение функций работы организма в результате фатальных повреждений или утери органов;
  • Потеря возможности слышать и видеть, или способности разговаривать;
  • Развитие психического недуга;
  • Авария стала причиной выкидыша или вынужденного аборта;
  • Травма лица, из-за которой потерпевшему требуется пластическая операция;
  • Полноценная или частичная (свыше 30%) утрата работоспособности.

Когда в ходе автомобильной аварии один или сразу несколько граждан получают значительные травмы, то это способно повлечь за собой крайне негативные последствия для виновника происшествия. Нарушителя привлекут к ответственности, степень которой будет иметь прямую зависимость от серьёзности последствий ДТП. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды наказания:

1. Нанесение тяжкого вреда в трезвом состоянии:

  • Лишение возможности вождения транспортного средства на срок от 2 до 3 лет;
  • Арест на 6 месяцев;
  • Тюремное заключение продолжительностью до 2 лет, сопровождаемое лишением возможности вождения на 3 года или привлечением к принудительным работам.

2. Причиной аварии стала интоксикация после приёма алкоголя или наркотиков:

  • Лишение возможности вождения автомобиля на 3 года;
  • Привлечение к принудительным работам длительностью до 3 лет или лишение воли продолжительностью 4 года, сопровождаемое изъятием водительского удостоверения;
  • Если пострадавший скончался от полученных травм, длительность ареста составит 5 лет.

3. ДТП совершено в состоянии опьянения и завершилось гибелью человека:

  • Тюремное заключение продолжительностью до 7 лет;
  • Лишение возможности вождения авто в течение 3 лет;
  • Когда по причине аварии погибают 2 и более человека, виноватого привлекают к принудительным работам, заключают под стражу на срок от 7 до 10 лет и лишают водительских прав на 36 месяцев.

Нередки ситуации, когда тяжкий вред здоровью при ДТП наносится одному участнику, все остальные, получают незначительные или средние травмы.

В подобном случае, законодательство допускает использование других статей Уголовного кодекса при квалификации последствий происшествия.

Как уже говорилось ранее, человек, по вине которого произошло ДТП, причинившее серьёзный вред здоровью других участников, понесёт заслуженное наказание. Одновременно с этим, следует понимать, что привлечением к уголовной ответственности дело не ограничится. Лицу, вина которого будет не только признана, но и доказана, придётся понести и материальные потери. В частности, он будет вынужден возместить потерпевшему финансовый и , и все затраты, включая расходы на восстановление здоровья и ремонт повреждённого автомобиля.

В соответствии с действующим законодательством лицо, из-за невнимательности которого произошла авария, должно в полной мере возместить ущерб пострадавшему человеку. Величину финансовой компенсации, которую придётся выплатить виновнику, устанавливают судебные инстанции. Пострадавшая сторона имеет законное право требовать на разбирательстве конкретной суммы, но исключительно в том случае, когда претензии будут иметь документальное обоснование. Важно учесть, что даже присутствие указанных бумаг не гарантирует получения потерпевшим заявленной суммы. Итоговый вердикт озвучивается судом лишь после детального изучения и анализа всех обстоятельств, а также выяснения факта соответствия требуемого возмещения нормам целесообразности и справедливости.

Сумма возмещения, которую определит суд, зависит не только от тяжести травм, но и от возраста потерпевшего. Так, если в аварии пострадал взрослый, трудоспособный гражданин, то величина ущерба будет рассчитана исходя их затрат на приобретение лекарственных средств, оплату услуг медицинских специалистов и других расходов, связанных с восстановлением работоспособности и устранением последствий происшествия, а также величины дохода, недополученного из-за травм. Что касается лиц, не достигших 14-летнего возраста, то для них размер возмещения будет рассчитываться исключительно из медицинских и восстановительных расходов.

Закон, действующий сегодня в России, обязывает граждан, управляющих автомобилями, заключать договора обязательного страхования. Благодаря данному факту, частичная или полная компенсация будет выплачена страховой организацией. Однако следует понимать, что размер возмещения, ограничивается определёнными законодательными нормами. Если компенсация за тяжкий вред здоровью при ДТП превысит допустимую величину, то оставшуюся сумму придётся выплачивать виновнику происшествия.

Полезно знать, что получение страхового возмещения не исключает права потерпевшего истребовать компенсацию вреда с непосредственного виновника. Однако независимо от пожеланий пострадавшего, страховой организации придётся принять участие в процессе, так как в противном случае, она нарушит условия договора страхования, предписывающие частичную выплату долгов клиента.

Многие россияне задаются вполне обоснованным вопросом: Кому придётся выплачивать возмещение, если в момент аварии автомобилем управлял другой человек. Разумеется, в подобной ситуации владельца авто не привлекут к уголовной ответственности, но что касается области , то здесь никаких послаблений не будет.

Способом, который позволит непосредственному владельцу избежать привлечения к гражданской ответственности, является предоставление неопровержимых доказательств того, что в момент аварии автомобиль числился в угоне. Вторым исключением является доказательство того факта, что транспортное средство использовалось другим лицом с целью намеренного нанесения вреда. Собственник авто также обязан понимать, что сбор документов и свидетельств, способных доказать непричастность к аварии, исключительно его задача.

Если говорить о том, как избежать уголовного наказания, то единственным способом добиться этого является предоставление неопровержимых доказательств того факта, что пострадавший получил травмы по собственной вине, намеренно бросившись под колёса авто, либо в ДТП есть вина третьей стороны, помешавшей выполнить торможение или остановку.

В подобной ситуации с виновного снимут обвинения в уголовном преступлении, оставив лишь необходимость исполнения финансовых обязательств перед потерпевшим.

Когда в результате дорожного происшествия погибают люди, на место аварии сразу выезжают полицейские, задача которых оперативно возбудить уголовное делопроизводство в отношении виновной стороны. Если ДТП произошло по вашей вине, эксперты настоятельно рекомендуют сразу же связаться с адвокатом, так как не исключено, что следователем будет принято решение о моментальном задержании.

Если повреждения носят лёгкий или средний характер, то это станет основанием для открытия гражданского делопроизводства. Во время данной процедуры правоохранителям предстоит разобраться в обстоятельствах происшествия, проведя необходимые экспертизы, изучив доказательства и опросив свидетелей.

Если будет причинён тяжкий вред здоровью при ДТП, то в отношении виновного возбудят уголовное производство. В ходе этого процесса проведут досудебное расследование и соберут все документы, фото и видео свидетельства, относящиеся к делу. Чтобы точно установить степень вины данного гражданина, правоохранители также будут использовать результаты судмедэкспертизы и заключения независимых автомобильных экспертов. Когда никаких сомнений и неясностей нет, возбуждение уголовного дела происходит сразу после прибытия следователей на место аварии.

Если вы являетесь виновником аварии, то не стоит отчаиваться. Дело в том, что законодательством предусмотрена возможность защиты интересов виновной стороны путём использования ряда действий, способных оказать существенное влияние на исход дела. При правильном применении и поддержке опытного юриста, можно добиться хороших результатов и минимизировать серьёзность последствий.

В частности, речь идёт о следующих механизмах:

  • Опротестование итогов экспертиз и инициация новых проверок;
  • Минимизация вероятного наказания, включая гражданскую ответственность;
  • Досудебное урегулирование конфликта, ведущее к примирению сторон;
  • Предоставление доказательств того, что у виновной стороны не было намерений причинять вред, а также доказывание того факта, что аварийная ситуация была создана под влиянием сторонних факторов, помещавших водителю избежать совершения нарушения;
  • В ситуациях, когда авария случилась по вине истца, проигнорировавшего ПДД, определённая часть ответственности будет возложена на него, но при условии доказательства соответствующего факта в суде.

Такие защитные механизмы можно перечислять практически до бесконечности. Однако следует понимать, что эффективность их применения во многом будет зависеть от поведения лица, виновного в ДТП, а также действий и опыта юристов, участвующих в деле.

Вред здоровью при ДТП и порядок его возмещения

Ежедневно в стране случаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых люди получают травмы и даже гибнут. Виновники подобных аварий по закону несут уголовное наказание. К примеру, тяжкий вред здоровью при ДТП может обойтись невнимательному водителю в несколько лет тюрьмы.

Что является тяжким вредом здоровью при ДТП

Нанесение тяжкого вреда при ДТП здоровью человека является уголовным преступлением в большинстве стран, включая Россию, Беларусь, Украину и т. д. Под понятием ДТП подразумевается авария с участием транспортных средств, в результате которой был получен материальный ущерб или нанесены травмы пострадавшим. Потерпевшим может выступать другой водитель, пассажир или пешеход. Для квалификации преступления это неважно.

Различают несколько степеней вреда здоровью, которые могут получить жертвы аварии. К примеру, легкий – подразумевает небольшие травмы или кратковременную потерю работоспособности. Средний ущерб здоровью предполагает нанесение более серьезных повреждений.

А вот причинение тяжкого телесного ущерба выражается в следующем:

  • человек утратил способность слышать, видеть и т. д.;
  • частично или полностью потерял работоспособность;
  • получил травмы, обезобразившие черты лица.

Справка: смерть потерпевшего также относится к нанесению тяжкого вреда здоровью.

По каким критериям определяется

Определение тяжести полученных пострадавшим травм является обязанностью медицинских работников. Перечень основных повреждений содержит также статья 111 УК РФ. Суд для оценки последствий ДТП руководствуется как медицинским заключением, так как и данным нормативным актом. На основании этих документов он может определиться с тем, как наказать виновного.

К основным критериям, подтверждающим тяжесть нанесенных травм, относится следующее:

  1. Вред, угрожающий жизни и здоровью человека.
  2. Наличие травм, влияющих на расстройство жизненно важных органов.
  3. Потеря зрения, слуха, способности говорить.
  4. Утрата органа тела.
  5. Прерывание беременности.
  6. Развитие наркомании, токсикомании или психологического отклонения как результат полученных травм.
  7. Утрата работоспособности.

Определить степень нанесенного вреда без медицинского осмотра нельзя. Кроме того, справки нужны, чтобы получить материальную или моральную компенсацию.

Наказание и ответственность за преступление

За причинение серьезных телесных повреждений водителю может грозить уголовное наказание. Ответственность по статье 264 УК РФ включает:

  1. Принудительные работы (2 года).
  2. Условный срок (до 3 лет).
  3. Арест (до полугода).
  4. Тюремное заключение (максимум 2 года).
  5. Это наказание содержит санкция ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса. Если деяние водителя буде квалифицировано по ч. 2 этой статьи, то наказание будет следующим:
  6. Принудительные работы (до 3 лет).
  7. Тюремное заключение (4 года).

Такая ответственность предусматривается, если водитель во время дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного опьянения. В ч. 3 ст. 264 УК РФ речь идет о наказании в случае смерти пострадавшего лица. Максимальный срок лишения свободы в этом случае составляет 5 лет. Согласно ч. 4–6 ст. 264 УК РФ смерть пострадавшего при ДТП, совершенного в состоянии опьянения, максимальный срок лишения свободы может составить 9 лет.

Как определяется размер компенсации

Суд, помимо определения того, какое грозит водителю уголовное наказание, решает вопрос о компенсации. То, что виновный обязан возместить ущерб, считается нормой. Обычно речь идет о том, что выплачивается материальное возмещение, хотя пострадавший человек может потребовать и моральной компенсации.

Каких-то конкретных расценок не существует, так как материальная компенсация включает весь ущерб, причиненный виновником аварии. Сумма обычно зависит от:

  • затрат на лечение;
  • возмещение других расходов, которые могло причинить ДТП.

В судебном порядке сумма должна определяться на основании чеков, квитанций и других документов, подтверждающих траты. Размер взыскания указывается в иски и если суд посчитает его обоснованным, то обяжет виновника все выплатить. Что касается морального ущерба, то процедура взыскания немного сложнее.

Если пострадавший потребует моральной компенсации, то виновник обязан ее возмещать. Но проблема заключается в определении суммы. Перевести нравственные страдания в денежный эквивалент довольно непросто. К тому же многие потерпевшие при ДТП указывают заоблачные суммы. Суды, естественно, такие иски не удовлетворяют.

Для того чтобы не затягивать процедуру взыскания морального ущерба, следует проконсультироваться с опытным адвокатом и указать реальную сумму. В случае когда авария повлекла за собой смерть пострадавшего, взыскать моральный ущерб могут его родственники.

Причинение вреда по неосторожности

Состав преступления, квалифицируемого по ст. 264 УК РФ, включает как объективную, так и субъективную стороны. И согласно этому деяние не может содержать прямого умысла. Другими словами, тяжкий вред при ДТП по закону может быть нанесен только по неосторожности.

Если в действиях виновного лица обнаружен умысел, преступление не будет квалифицировано по данной статье. Оно будет рассматриваться как покушение на убийство или убийство, если следствием аварии станет летальный исход потерпевшего.

В случае с деянием по с. 264 УК РФ на приговор суда влияют другие квалифицирующие признаки. Ими могут считаться, во-первых, алкогольное или наркотическое опьянение водителя, а во-вторых, количество пострадавших. Подсудимый может оспорить решение суда. Такое обжалование осуществляется в обычном порядке.

Примирение сторон

Итак, ДТП с последствиями в виде нанесения вреда здоровью может повлечь за собой уголовное наказание. Но виновник аварии может избежать реального срока, если будет соблюдена процедура примирения сторон. Такое право предоставляется в первую очередь тогда, когда последствия аварии незначительны.

То есть, потерпевшим получена легкая или средняя степень тяжести вреда здоровья. Но в некоторых случаях процедура разрешается и при тяжких телесных повреждениях. Допускается примирение даже при смерти пострадавшего. Но использование процедуры по закону может относиться только к тем случаям, когда вина лица доказана.

Примирение сторон не означает, что сведения о ДТП с участием конкретного водителя не попадут в соответствующие информационные базы. Но тюремного заключения ему удастся избежать, как и сохранить право на управление автомобилем. Инициировать проведение процедуры может как судья, так и защитник обвиняемого или потерпевший. Но примирение является правом, а не обязанностью сторон. Суд также может отказаться подтверждать примирение, если выявит нарушение прав потерпевшего.

Для правильного проведения процедуры должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Преступление водителем совершено впервые.
  2. Нарушитель возместил пострадавшему ущерб, который нанес, спровоцировав ДТП.

Примирение сторон в уголовном производстве всегда осуществляется с разрешения суда. Инициатор обязан подать соответствующее ходатайство. Суд должен выслушать мнение потерпевшего, поэтому личное присутствие является обязательным. Если потерпевший погиб в результате ДТП, то примирение могут инициировать его родственники.

При необходимости стороны могут оформить мировое соглашение. Его составление требуется обязательно, если выплата компенсации осуществляется постепенно. Тогда лучше зафиксировать условия в письменном виде. Когда ущерб выплачивается сразу полностью, то потерпевший может составить расписку.

У примирения немало преимуществ и большая часть из них касается виновника аварии. Например, отсутствие реального наказания и т. д. Зато и потерпевший может найти выгоду в данной ситуации. К примеру, можно затребовать больший размер компенсации как за материальный, так и за моральный ущерб.

Даже опытный водитель может спровоцировать аварийную ситуацию на дороге или стать жертвой ДТП. И виновный человек все равно понесет уголовную ответственность. Если пострадавший откажется о примирения, то дело обязательно дойдет до суда. И тогда водителя ожидают принудительные работы, лишение прав и даже несколько лет тюрьмы.

ВОПРОС ОТВЕТ
Подобное заключение вправе давать исключительно судмедэксперты.
Основными показателями согласно п. 1 прим. 12.24 ст. КоАП служат % утерянной трудоспособности (до 10%) и продолжительность пребывания на больничном (до 21 дня).
Данная категория предусматривает взыскание 2.5 – 5 тыс. руб. либо запрет управлять ТС на 12–18 месяцев.
Виновному придется выплатить штраф 10–25 тыс. руб. Также он может лишиться права водить ТС на 18–24 месяца.
Основной показатель – это % потери трудоспособности. В данном случае он составляет не менее 10 и не более 30%. Еще один показатель – это продолжительность восстановления от травм, которые не опасны для жизни (от 21 суток лечения).
— повреждения мозга (ЗЧМТ и ОЧМТ);
— опасные виды переломов: двусторонние и множественные;
— закрытые травмы внутренних органов;
— травмы аорты, артерий и крупных вен;
— опасная для жизни кровопотеря;
— впадение в кому III или IV степ.;
— шоковое состояние IIIили IVстеп.;
— ожоги III или IV степ.;
— травма, вызвавшая потерю одного из органов, функции организма или повреждение, оставившее обезображивающие следы на теле.
О видах ответственности можно посмотреть в подготовленной таблице по ссылке ниже.
Чтобы удовлетворить свои материальные требования, следует подготовить справки и свидетельства, а затем подать заявление страховщикам ОСАГО.
По ОСАГО можно добиться возмещения до 160 тыс. руб., если полис получен не ранее 1.10.2014 г. или до 500 тыс. руб., если его выдали после 1.04.2015 г. Остальную сумму компенсации придется взыскивать непосредственно с виновного.

Вождение автомобиля накладывает на гражданина ряд обязательств.

Их несоблюдение может привести к дорожно-транспортному происшествию с причинением вреда здоровью или даже c летальным исходом.

Ответственность в таких случаях полностью ложится на плечи водителя.

Как определяется степень тяжести вреда и их разновидности

Наказание водителя зависит от степени тяжести вреда здоровью. Выделяются несколько видов травм:

  • Легкие.
  • Средней тяжести.
  • Тяжелые.
  • Летальный исход.

Определить степень тяжести можно только после проведения судебной экспертизы. В ходе проверки не просто выявляются повреждения, но и подтверждается факт получения травмы вследствие ДТП, а не по другим причинам.

Конечное заключение о степени тяжести нанесенного здоровью вреда будет основываться на том, повлияют ли травмы на жизнь пострадавшего. Главным критерием становится то, сколько времени потребуется на восстановление функций всех органов, которые пострадали от аварии. Например, к повреждениям легкой степени относятся травмы, при которых человек утрачивает работоспособность не больше, чем на 3 недели. Средняя тяжесть – это потеря трудоспособности более, чем на 3 недели, но только для случаев с временной дисфункцией органов.

Для классификации вреда здоровью используется Постановление Правительства №522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». В соответствии с этим законом к тяжким травмам относятся:

  1. Потеря слуха, зрения, речи;
  2. Прерывание беременности;
  3. Обезображивание лица (необратимое);
  4. Утратв трудоспособности более чем на 30%;
  5. Полная потеря профессионального навыка.

Тяжкий вред здоровью – это травмы, которые несут угрозу не только работоспособности, но и жизни человека. В отличие от легкого повреждения, тяжкие травмы носят постоянный характер.

Обратите внимание, что ДТП, котором потерпевший погиб, выносятся в отдельную категорию. При этом смерть гражданина может наступить как в момент аварии, так и после нее из-за полученных травм.

Ответственность

Дорожно-транспортные происшествия могут рассматриваться в соответствии с нормами Уголовного кодекса или Кодекса об Административных правонарушениях. Последний применяется в случаях, когда участник дорожно-транспортного происшествия получил травмы легкой или средней тяжести (ст. 12.24 КоАП). Тяжкий вред здоровью при ДТП, а также дела с летальным исходом рассматриваются только в качестве уголовных правонарушений.


Ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью бывает 2 видов:

  • Уголовная.
  • Возмещение морального ущерба.

Оба этих варианта наказания могут применяться одновременно по решению судьи в зависимости от обстоятельств, приведших к ДТП.

Возмещение морального вреда

При принятии решения о выплате компенсации судья опирается на ст. 151 Гражданского Кодекса. При этом требование о взысканиях по утере трудоспособности должен выдвигать истец. А также он указывает сумму, необходимую для возмещения морального вреда. В случае одобрения решения о компенсации судья может указать меньшую сумму, чем была заявлена в иске. Свое решение суд выносит на основании обстоятельств ДТП, а также документальных подтверждений необходимости компенсации.

Уголовная ответственность

Для определения вины водителя обычно используется ст. 264 УК РФ. Автомобилист может получить наказания в соответствии с данными в таблице.

Вкупе с принудительными работами и лишением свободы могут быть использованы дополнительные наказания в виде запрета на управление транспортными средствами на 3 года. В случае если правонарушение было совершено в состоянии алкогольного опьянения применяются наказания в виде принудительных работ сроком до 3 лет или лишение свободы на 4 года.

Определение наказание лежит на судье, который должен принять во внимание вину подсудимого, а также смягчающие обстоятельства. К последним относится отсутствие правонарушений ранее, характеристики с места работы или учебы, раскаяние, признание вины и некоторые другие факторы.

В случае если доказан злой умысел водителя, то вместо ст. 264 будет использована ст. 111 УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается лишением свободы до 8 лет или более, в зависимости от того, какие цели имел наезд. Уголовное дело о нанесение физического и морального ущерба при ДТП исключает необходимость рассмотрения правонарушения в административном суде. Таким образом, штраф за нарушение ПДД не применяется.

Как определяется размер компенсации?

Размер компенсации – это реальные суммы, которые уже были потрачены или потребуются для восстановления здоровья пострадавшего.


Здесь учитываются расходы на:

  • Лечение.
  • Реабилитацию, в том числе и поездки в санатории.
  • Покупку специализированных приспособлений для обеспечения нормальной жизни (протез, инвалидная коляска).
  • Оплату услуг сиделки.
  • Другие платные услуги, которые могут потребоваться в связи с нанесенными увечьями.

Требование компенсации подтверждается чеками, квитанциями из учреждений, где потерпевший проходил лечение, или другими документами со сметой расходов. Если медицинские услуги еще не оплачены, то в сумму компенсации могут войти потенциальные покупки, но в реальных ценах на день рассмотрения дела.

Судья выносит решение о компенсации на основе принципов разумности и справедливости. Если виновников было несколько, то обязательства по выплате компенсации делятся между ними в зависимости от степени вины в ДТП. Конечная сумма утверждается решением суда.

Примирение сторон

Водитель может избежать уголовной ответственности после ДТП, если потерпевший подаст ходатайство о примирении сторон. В соответствии со ст. 76 Уголовного кодекса мирное урегулирование вопроса возможно в случае, если виновник впервые совершил правонарушение, а также если оно относится к преступлениям небольшой или средней тяжести.

Преступления небольшой тяжести – это нарушения, по которым предусмотрено наказание сроком не более 2 лет лишения свободы. К правонарушениям средней тяжести относятся дела, по которым наказание в виде лишения свободы имеет максимальное ограничения сроком до 5 лет.

Для примирения сторон виновник должен полностью выплатить размер компенсации, а также получить расписку об этом от потерпевшего. Не применяется право на примирение, в случае если пострадавшей стороной стал сотрудник ГИБДД.

Причинение по неосторожности

В некоторых случаях водитель может быть признан невиновным в ДТП с нанесением тяжкого вреда здоровью. В соответствии со ст. 24 УК РФ не признается преступлением деяние, совершенное только по причинам, которые не зависели от обвиняемого. Сюда также относятся дела с причинением смерти по неосторожности.


Обратите внимание, что в данном случае невиновным может быть признано лицо, которое управляло транспортным средством с технической неисправностью, которую нельзя было заметить ранее. В остальных случаях будет применяться стандартная процедура наказания в соответствии со ст. 264 УК. Следует обратить внимание на то, что не может быть признан невиновным по неосторожности человек, который стал участником ДТП в состоянии алкогольного опьянения.

Примеры из судебной практики

Легче всего сориентироваться по нанесению тяжкого вреда при ДТП на реально существующих уголовных делах. Вот несколько ситуаций из судебной практики различных регионов.

Уголовное дело №1-1/2013 (ЯНАО)

Водитель управлял легковым автомобилем, но впереди на дороге заметил стоящую машину и пешехода. Не снизив достаточно скорость, он продолжил движение для объезда и сбил гражданку А, которая переходила дорогу ниже по полотну за стоящим автомобилем. Потерпевшая получила сотрясение мозга, переломы обеих рук, рваные раны лица и травматический шок 1 степени. Повреждения признаны тяжкими. В соответствии с исковым заявлением было возбуждено уголовное дело. Водитель свою вину не признал. Примирения сторон не последовало. В соответствии со ст. 264 УК РФ он получил наказание в виде 2 лет лишения свободы.

Вина была признана, так как водитель не принял меры по безопасному движению, хотя заметил другой автомобиль, который создавал препятствие на дорожном полотне.

Уголовное дело №1-1/2018 (Алтайский край)

Водитель, имевший судимость по ст. 111 УК РФ, а также запрет на управление транспортным средством, сел за руль своего автомобиля пьяным и начал ездить по близлежащим улицам. Совершил наезд на пешехода и был задержан сотрудниками ГИБДД. Свою вину водитель признал, однако возможность добиться примирения сторон отсутствовала. В итоге он был осужден в соответствии со ст. 264 (часть 2) УК РФ на 3 года лишения свободы и запрет на управление транспортными средствами на 4 года.

Уголовное дело №31/709 (Белгородская область)

Обвиняемый вел транспортное средство в черте города с превышением скоростного режима. В результате он не справился с управлением, и произошло ДТП. Пассажир, который ехал вместе с обвиняемым, получил мозговую травму, приведшую к коме, а также другие тяжкие телесные повреждения. В ходе следствия было выявлено, что обвиняемый управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, однако при задержании соответствующая экспертиза не была проведена по недосмотру сотрудников ГИБДД.

В результате из-за отсутствия доказательств алкогольного опьянения на момент аварии вместо ст.264 часть 2, по ходатайству юриста водитель был осужден по ст. 264 часть 1. Однако родственники пострадавшего подали дополнительное прошение о примирении. Так как подсудимый ранее не совершал правонарушений, не пытался скрыться с места преступления и оплатил компенсацию родственникам пострадавшего, он был освобожден от уголовной ответственности. Окончательное решение было вынесено в порядке рассмотрения дела апелляционным судом.

Страшно представить, как могла бы измениться наша жизнь, если бы автомобили и другой транспорт вдруг исчезли!

Единственное, что можно безболезненно представить в этой ситуации — это то, что тогда бы полностью пропало такое явление как ДТП. Нет дорожных столкновений, а значит, нет пострадавших и раненых. Конечно, вряд ли возможно повсеместное исчезновение автомашин с планеты Земля, поэтому тема уменьшения аварийности на дорогах стоит во главе угла у каждого правительства каждой страны. И российское правительство не исключение. Отечественная статистика говорит о том, что происходит небольшое снижение уровня аварийности, но при этом происходит рост количества потерпевших граждан в дорожных авариях. Причинами такого соотношения называются неудовлетворительное состояние дорожного покрытия российских дорог, пренебрежение правилами эксплуатации своего транспорта водителями и общее нервозное состояние населения.

Если в ДТП есть пострадавшие и раненые люди, необходимо сразу сделать звонок в Единую Службу Спасения по номеру 112 (этот номер набирается и с мобильных устройств и со стационарных телефонов совершенно бесплатно, даже если на счету ноль или минус). Нужно сообщить о географическом месте аварии, о количестве раненых лиц, по возможности описать характер ран. Оказывать первую медицинскую помощь рекомендуется лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что обладаете нужными знаниями в этом вопросе и не причините пострадавшему вреда своими действиями. Например, если вы видите, что у раненого рваная рана на ноге, то нужно быстро определить, какого рода происходит кровотечение. Если задета артерия — вы увидите алую, ярко-красную кровь, бьющую фонтаном. Это значит, что нужно воспользоваться жгутом и передавить повреждённый крупный кровеносный сосуд выше места ранения. А если кровь по виду тёмная, а значит — венозная, то нужно наложить давящую повязку. Перепутать методы первой помощи ни в коем случае нельзя, ошибка может стоить пострадавшему жизни. Поэтому если вы не уверены в своих медицинских познаниях, лучше не применять их на раненом человеке. Если медики задерживаются, а медлить нельзя, пострадавшего можно отправить на попутной машине в больницу.

Если в результате дорожного происшествия есть раненые или погибшие лица, категорически запрещается оформлять ДТП по Европротоколу! Необходимо вызвать полицию и произвести оформление ДТП с их непосредственным участием.

Что касаемо ранений, то мы все понимаем, что только синяки и ссадины лечатся сами по себе. Все остальные повреждения человеческого тела в результате ДТП требуют вмешательства специалистов, качественного лечения и, кроме того, обязательного реабилитационного периода. А все эти мероприятия стоят немалых денег несмотря на то, что в основном законе нашего государства закреплено право каждого гражданина на бесплатную медицину.

Если человек попал в аварию и физически пострадал, то причинение лёгкого вреда здоровью можно назвать «наименьшим из зол». Телесные повреждения, которые относятся к лёгким, не требуют длительного времени лечения, и при этом происходит кратковременная потеря трудоспособности пострадавшего человека. Чего нельзя сказать о травмах средней и тяжелой степени. Такие последствия ДТП оказывают серьёзное физическое и моральное действие на организм пострадавших людей в целом.

Что такое «легкий вред» здоровью?

Для определения степени полученного вреда здоровью нужно специальное заключение медицинского учреждения. Специалисты будут разбираться в причинно-следственных связях между произошедшим событием (ДТП) и состоянием здоровья пострадавшего лица, которое ухудшилось после него. Во внимание будут браться следующие факторы:

  • общее влияние понесённых травм и увечий организма на дальнейшую полноценную жизнь;
  • временные периоды болезни, лечения и реабилитации;
  • утрату каких-либо органов человеческого тела или утрату каких-либо функций органов (слуха, зрения, речи и др.);
  • влияние полученных телесных повреждений на трудоспособность человека и возможность заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем;
  • травмы, которые приводят к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • психическое состояние пострадавшего.

Очень важным показателем будет определение срока нетрудоспособности гражданина: временного или постоянного. Именно в зависимости от временных рамок утраты нетрудоспособности будет устанавливаться степень причинённого вреда здоровью: лёгкая, средняя или тяжёлая. Если у пострадавшего лица зафиксированы незначительные повреждения, которые лечатся в течение трёх недель, а прогноз полного выздоровления составляет более 95 процентов, то речь идёт о лёгкой степени вреда здоровью.

На самом деле для обычного человека, который крайне редко сталкивается с телесными травмами, те самые повреждения, которые квалифицируются как «лёгкие», будут совсем не лёгкими.

Например, мало кто из пострадавших назовет лёгкой травмой разрыв связок, повреждение менисков, ранение мягких тканей с разрывом мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы носа, ушей. Вряд ли человек, потерявший менее ¼ языка согласится с тем, что это повреждение лёгкой степени тяжести. Люди, получившие ожоги кожи, век или глаз 1-2 степени, травмы наружных половых органов, а также потерявшие два и более зуба, явно будут в недоумении, когда им сообщат, что это лёгкие травмы. А что будет думать человек, у которого сломан крестец или копчик, 1-2 ребра или лопатка, когда врач ему объяснит, что это лёгкие увечья? Переломанные пальцы рук и ног, сломанные лодыжки и кости таза, которые представляют собой закрытые переломы без смещений и осколков также будут квалифицированы как лёгкие.

И это действительно так — эти и другие травмы относятся к незначительному ущербу жизни и здоровью, причинённому в результате ДТП, пострадавшим лицам. Многих людей, наверняка, покоробит такое отношение к потерпевшим, но так сухим медицинским языком называются травмы, которые вылечатся на все сто процентов или более чем на девяносто пять, а человек, получивший их, в дальнейшей своей жизни не будет испытывать влияния этих травм и ранений. Его возможность работать вернётся через короткий промежуток времени, и он сможет вернуться к своей обычной жизни примерно через месяц после дорожного происшествия.

Критерии разграничения

Определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимается судебно-медицинская экспертиза. Чтобы определить какой вред здоровью получил тот или иной пострадавший в ДТП, она должна взять во внимание временной промежуток течения болезни и, как следствие, нетрудоспособности, а также установить влияние травм на общее состояние организма.

Если из-за характера ранений пациент, который стал жертвой ДТП, способен выздороветь в течение 21 дня, а общее расстройство его здоровья можно квалифицировать как недлительное и неустойчивое, то считается, что у потерпевшего наблюдается лёгкая степень тяжести вреда здоровью. Обычная трудоспособность человека с лёгкими телесными повреждениями утрачивается менее чем на десять процентов.

Поэтому такой пациент может рассчитывать на то, что его раны благополучно заживут и не будут сказываться на качестве его дальнейшей жизни. Однако на практике оказывается, что человеку нужно гораздо больше времени, чтобы полностью восстановить своё подорванное здоровье и вернуться в обычное течение своей жизни. И чем старше человек, тем больше ему нужно потратить сил и денег на восстановление. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Если пострадавшему в дорожном происшествии гражданину закрыли больничный лист, который длился менее двадцати двух дней, то это будет основным доказательством того, что у него лёгкие травмы. А всё, что человек потратит на своё «долечивание» и реабилитацию, после того как закончатся все мероприятия по установлению выплат на возмещение ущерба, никак не войдет в страховую смету затрат.

Причинение вреда здоровью средней тяжести характеризуется более длительным лечением тех физических травм, которые получил человек, пострадавший в ДТП. И если говорить об одних и тех же телесных повреждениях, что и при лёгкой степени, то грань между лёгкой и средней степенями тяжести причинённого вреда устанавливается именно согласно срокам лечения. Например, когда при ушибе головы или сотрясении мозга пациенту понадобилось до 21 дня на лечение, то это лёгкая травма, а если понадобилось более 21 дня – это уже травма средней степени.

Тяжесть вреда здоровью будет считаться средней тогда, когда общее расстройство здоровья будет временным, средней длительности, а стойкая утрата трудоспособности будет зафиксирована в пределах десяти – тридцати процентов. В этом случае, как правило, человеку понадобится посторонний уход, серьёзные медицинские вмешательства, возможно операции, большое количество лекарственных препаратов и долгий реабилитационный период.

Тяжкий вред здоровью при ДТП диагностируется у пострадавшего тогда, когда существует серьёзная угроза для всего организма. Его состояние может ухудшаться вплоть до критических показателей, которые приведут к необратимым последствиям. Тяжкий вред для жизни и здоровья человека характеризуется стойким, ярко выраженным нарушением общего состояния человеческого организма и потерей трудоспособности более чем на тридцать три процента. А если говорить о профессиональных навыках (особые навыки и биологические способности), то, если они полностью утрачены вследствие ранений после ДТП — это тоже один из признаков тяжкого вреда. Речь идёт о профессиональных музыкантах, спортсменах, танцорах и других профессионалах своего дела.

Чтобы судебно-медицинская экспертиза установила такую степень тяжести нанесённого вреда здоровью человека как тяжкую, у пациента должны диагностировать следующие нарушения здоровья:

  • ожоги тела 2-3 степени;
  • потерю жизненно важных органов или потерю слуха, зрения, речи;
  • кому;
  • серьёзные нарушения системы кровообращение: сепсис, большая потеря крови, инфаркты, гангрены, тромбоэмболии (как следствие травм);
  • ранения (проникающие) живота, грудной клетки, позвоночника, черепа;
  • стойкие проблемы с психикой;
  • травмы, приведшие к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • выкидыш, преждевременные роды, потерю детородных органов, вынужденное прерывание беременности (для пострадавших женщин в положении).

Ответственность виновной стороны за причиненный вред здоровью

Таким образом, можно подытожить, что травмы, ранения и увечья, полученные в ДТП, отличаются друг от друга именно их влиянием на всю оставшуюся жизнь человека. И если оно незначительное и полностью проходящее, значит, у потерпевшего были лёгкие травмы.

Виновником дорожно-транспортного происшествия обычно становятся по двум причинам: из-за нарушения или пренебрежения правилами дорожного движения; и-за нарушения правил эксплуатации транспорта. И ту и другую причину нельзя назвать умышленным преступлением, а скорее легкомыслием, безрассудством и лихачеством. Нанесённый лёгкий вред здоровью другого человека в результате управления транспортным средством попадает под административную ответственность. Причём не имеет значение, произошло ли столкновение с другими ТС, где пострадали люди или был совершен , наказание регламентируется частью 1 статьи 12.24 КоАП. Водитель будет лишён водительского удостоверения (ВУ) на срок 1,5 года и (или) заплатит штраф за нарушение ПДД от 2500 до 5000 рублей. Если будет официально установлено, что виновник ДТП на момент его совершения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или он отказался от медицинского освидетельствования, или принял алкогольные напитки, психотропные препараты сразу после ДТП в качестве успокоительных средств, то он будет ещё оштрафован на 30000 рублей. Эта мера наказания описана в части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

После того как пройдёт срок лишения ВУ, для восстановления прав нужно будет сдать теоретический экзамен по ПДД и оплатить все штрафы, которые имеются. Для лишенцев по «пьянке» нужно будет представить справку с медучреждения о том, что нет противопоказаний к управлению ТС.

Понятие «компенсация» в общем смысле – это возмещение убытков или расходов, понесённых по вине другого человека (людей) или обстоятельств. Компенсация за полученный вред своему здоровью после ДТП не по своей вине подразумевает полный возврат средств, потраченных на восстановление своего здоровья путём покупки лекарств, оплаты дополнительного медицинского лечения и ухода, протезирования, реабилитационного периода. При этом чтобы пострадавшему воспользоваться юридическими возможностями и получить потраченные деньги на своё лечение после получения лёгких травм, нужно в обязательном порядке сохранять документы: чеки и квитанции об оплате лекарств, рецепты врачей, выписки из медицинских учреждений.

Итак, если произошло ДТП и есть пострадавшие с лёгкой степенью травм, то они могут требовать возмещения ущерба:

  1. Со страховой компании. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО» каждый автовладелец должен иметь обязательную страховку автогражданской ответственности. В страховой полис должны быть вписаны те лица, которые допущены до управления данным автотранспортным средством. ОСАГО призвано возмещать ущерб пострадавшей стороне ДТП из средств страховой компании. Таким образом, виновник дорожного происшествия защищает свой карман от претензий пострадавших. Однако огромное количество водителей считают, что полис можно не покупать, так как они никогда не спровоцируют аварию. Это происходит из-за преувеличения своих водительских способностей и надежды на русское «авось, сам не пострадаю». А также из-за того, что многие из них никогда не читали закон и не знают обо всех видах страхового возмещения по «автогражданке». Они не знают о том, что пострадавший имеет право получить компенсацию не только по возмещению всех затрат на своё лечение и реабилитацию, а также может требовать возмещение ущерба по потере дохода в период нетрудоспособности. Если виновник ДТП был пьян во время аварии, и этот факт отражён в официальных бумагах, страховая компания выплатит ущерб потерпевшей стороне, а после выставит требование регресса к виновнику. Это означает, что он будет обязан вернуть все деньги, потраченные страховщиком.
  2. С РСА (союз автостраховщиков России). Если у водителя, который причинил лёгкий вред здоровью пострадавшей стороне, нет страхового полиса ОСАГО или страховая компания виновника ДТП прекратила свою деятельность, или, может быть, у неё отозвана лицензия, следует обращаться именно в РСА. В случае если лицо, которое нанесло вред здоровью другому физическому лицу не установлено, нужно просить помощи в РСА. Союз автостраховщиков обязан возместить весь ущерб потерпевшим за свой счёт. Порядок получения компенсации будет аналогичен порядку возмещения ущерба со страховой компании. Срок, официально выделяемый для того, чтобы рассмотреть материалы обращения стандартный — 30 дней. В течение этого времени, РСА должно ознакомиться с делом, принять решение удовлетворить или отказать в выплатах, и в случае положительного ответа – полностью выплатить денежные средства.
  3. С виновника аварии. В данном случае можно говорить только о возмещение той части ущерба, которую не возместила страховая компания или РСА. Урегулировать вопрос компенсации можно в судебном порядке, а также без обращения в суд. Досудебное соглашение должно быть составлено в простой письменной форме с изложением обстоятельств аварии, размера денежной суммы компенсации и порядка оплаты. И если у обеих сторон возникло взаимопонимание по всем пунктам, а виновник в добровольном порядке готов осуществлять выплаты, то о таком исходе дела можно только мечтать.

Независимо от того, к кому потерпевший обращается за возмещением ущерба, ему нужно собрать определённый пакет документов. Он будет включать в себя:

  • личный паспорт пострадавшего;
  • реквизиты банковского счета.

При желании можно получить деньги через почтовое отделение по месту регистрации. Об этом нужно написать в заявлении;

  • документы, подтверждающие процесс и оплату лечения: выписки, больничные листы, рецепты, назначения врачей в амбулаторной карте, чеки, квитанции.

Однако если пострадавший предоставляет чеки об оплате из платных медицинских учреждений, он должен доказать невозможность получения таких же услуг на бесплатной основе. Таким образом страховые компании защищают себя от фальсифицированных диагнозов и неоправданных расходов на лечение лже-последствий ДТП, которые наши соотечественники любят себе приписывать;

  • заключение врачей о степени полученного вреда;
  • справка о ДТП из ГИБДД с указанием виновника;
  • документы, подтверждающие потерю источника дохода в период болезни (если пострадавший претендует на данную компенсацию).

Здесь можно говорить обо всех видах дохода и прибыли, которые человек, получивший ранения в ДТП, потерял, находясь на лечении. Это могут быть заработная плата, гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от работы по договорам и другое. Но в случае получения лёгких телесных повреждений рассчитывать на возмещение потери дохода можно только в пределах одного месяца.

Многие автолюбители считают, что им придётся обращаться в суд в том случае, если у водителя, который спровоцировал столкновение или наезд на пешехода нет страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Это в корне неправильное мышление. Во-первых, если у виноватого в аварии водителя нет полиса обязательного страхования «автогражданки» это означает, что в дело вступает Союз Автостраховщиков России (РСА). Именно эта организация будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, в том числе и за причинение лёгкого вреда здоровью. Во-вторых, полис добровольного страхования КАСКО не имеет никакого отношения к возмещению вреда здоровью, который может быть получен в результате дорожной аварии пострадавшей стороной. Страхование КАСКО направлено на возмещение ущерба, причинённого самому застрахованному автомобил, в случае ДТП, от третьих лиц, от непредвиденных жизненных обстоятельств, а также от угона и полного уничтожения объекта страхования. Поэтому потерпевшие в дорожном происшествии граждане могут даже не беспокоиться о наличии КАСКО у того водителя, который причинил им ущерб.

В суд целесообразно обращаться только в двух случаях:

  1. Тогда когда выплаченная страховая сумма (независимо от того, кто выплатил деньги: страховая компания или РСА) на покрытие расходов, потраченных на лечение, не удовлетворяет потерпевшее лицо. Если есть разница между теми деньгами, которые были уплачены за лечение и той суммой, которая была реально потрачена на восстановление своего здоровья, можно начинать судебные тяжбы с виновником. Однако нужно быть готовым предъявить документальные доказательства.
  2. Тогда когда потерпевший претендует на возмещение морального ущерба от причинённого вреда. Такой иск можно подать только на виновника.

Также нужно отдавать себе отчёт, что без квалифицированной помощи юриста вы вряд ли сможете выиграть суд и добиться дополнительных выплат. Это не реклама автоюристов, а факт. Только специалист сможет правильно и аргументировано составить исковое заявление, а в ходе судебного заседания грамотно изложить суть требований и отстоять возражения.

Согласно статье 29 части 5 гражданского кодекса иск подаётся по месту жительства истца или по месту, где был причинён вред здоровью. В исковом заявлении указываются подробные обстоятельства дела, с указанием времени, места ДТП, марок машин, имен сотрудников ДПС, которые участвовали в процессе дел. Необходимо правильно изложить суть претензий, делая ссылки на действующее законодательство и подтвердить свои требования доказательствами: были произведены такие-то расходы, по назначению врачей, куплено столько-то лекарств, медицинских изделий и прочие расходы. Необходимо приложить к иску копии рецептов, чеков, квитанций, выписок, назначений докторов и другие документы, которые могут создать полную картину лечения. Если юрист решил выставить требования о моральном ущербе в этом же иске, то сумма желаемой моральной компенсации, как правило, не входит в стоимость иска, а исчисляется отдельно. Для доказательства глубокого морального переживания, полученного в связи с теми травмами, которые получил истец, нужно представить другие документы: заключения психологов, психиатров, невропатологов, неврологов, а также их назначения и чеки об оплате платных услуг и препаратов.

Самое главное в иске – это чёткая нормативная аргументация требований! Только специалист может правильно и грамотно изложить суть претензий. Поскольку залогом правильного решения дела является именно правильность формулировки требований.

Причём юрист обязательно укажет краткое содержание предмета иска в его заглавии, так как это важный элемент структурирования гражданского иска. И, в то же самое время, не допустит излишне краткого или излишне длинного и витиеватого изложения обстоятельств дела, а также осуществит нормативное обоснования всего документа. В юридической среде считается, что иск, содержащий более трёх страниц, трудно воспринимаются адресатом, поэтому придерживаются именно такого объема.

Иски, которые подаются с целью взыскания денежных средств, должны содержать расчёт цены иска. Поэтому лист с расчётами нужно подготавливать письменно даже в тех случаях, когда итоговая сумма иска складывается из простого сложения двух — трёх чисел. Кстати, считается, что судьи крайне не любят читать тексты, нагроможденные выделениями, подчеркиваниями и другими инструментами текстовых редакторов. Такие элементы привлечения внимания к «нужным» местам, создают противоположный эффект. Они рассеивают внимание и отвлекают от сути.

Согласитесь, что создать полновесный, обоснованный и правильно построенный иск по возмещению убытков, понесённых вследствие причинения лёгких телесных повреждений в ДТП, не специалисту в юридических делах будет практически невозможно. А если учесть, что в данном случае будет идти речь о возмещении разницы между понесенными затратами на лечение и восстановление здоровья и фактически уже выплаченной суммой, то это ещё сложнее сделать. А доказать причинение морального ущерба вообще крайне сложная задача. Поэтому не скупитесь на хорошего адвоката! Тем более, что в результате положительного исхода судебного дела расходы на представителя вы всегда можете возложить на проигравшую сторону.

Каждый из нас может часами вести разговоры о , исходя из любой несправедливой жизненной ситуации. Но, к сожалению, до дела эти разговоры редко доходят. Отчасти это происходит от юридической безграмотности населения, отчасти от того, что слишком уж маленькие суммы морального ущерба назначаются судом. А когда дело доходит до исполнения решения суда, то здесь вообще все печально. Можно годами ждать выплат от виновника ДТП, даже если исполнительный лист находится в работе у судебных приставов. Однако право обратиться за компенсацией морального ущерба есть у каждого пострадавшего, даже если он получил лёгкие травмы. Самым первым постановлением Верховного Суда РФ в 2010 году стало именно то, в котором обозначены основные моменты возмещения морального вреда виновником ДТП пострадавшему лицу. Там написано, что если человек испытывал физические, нервные и моральные переживания, как следствие дорожного происшествия, где он был потерпевшей стороной, то виновник ДТП обязан возместить не только материальный ущерб, но и моральный. При этом в документе не обозначены суммы компенсаций (даже приблизительные), но написано, что они должны складываться исходя из «разумности, степени вины и характера, полученных моральных травм».

Ответственными за определение размера моральной компенсации назначены судебные органы. И хотя в России официально не признано прецедентное право, его принципы стабильно работают в каждом судебном заседании. Что касаемо определения сумм морального ущерба, то у судей уже сложились его определённые размеры. Они настолько мизерные и смешные, что, наверное, нет ни единого истца, который остался бы доволен их размером. Так, при получении тяжкого вреда здоровью, средняя сумма моральной компенсации составляет всего от 50 до 150 тысяч рублей, при средней тяжести — до 50 тысяч. Представляете, о каких деньгах можно говорить при травмах лёгкой тяжести?

А ведь по закону пострадавшая сторона может требовать любую сумму, которую считает целесообразной своей травме. Подать на возмещение морального ущерба имеют право как сами пострадавшие лица, так и их представители, и родители (опекуны) несовершеннолетних детей, которые являются непосредственными потерпевшими.

Так что же такое моральный вред? Как его определить? Если после ДТП человек, получивший незначительные, по мнению врачей, повреждения, испытывает мучительные боли, нервные расстройства, устойчивое стрессовое состояние — это повод для подачи иска о моральном ущербе. Временную невозможность вести обычную жизнедеятельность (например, из-за переломов костей, потерянных зубов, ожогов) и лишение трудоспособности можно считать основанием для получения моральной компенсации. Если пострадавший, который получил лёгких травмы, потерял или повредил своё транспортное средство, которое было единственным источником дохода для него и его семьи, то можно смело подавать в суд.

Как суд оценивает степень разумности требований по компенсации? Если бы суд действовал не по принципам созданного прецедента, то перед ним лежали бы непростые задачи. Нужно было бы определить факт образования и наличия страданий морального, психологического, физического характера истца; оценить степень их влияния на дальнейшую жизнь заявителя; определить способ нанесения моральных травм, а после этого определить денежную величину, подлежавшую выплате пострадавшему лицу.

Практика показывает, что моральный ущерб за причинение вреда здоровью лёгкой тяжести достаточно трудно доказать. Негласно считается, что если установлена лёгкая степень тяжести урона для здоровья пострадавшего человека, то он должен выздороветь в течение трёх недель, поэтому заработать сильный моральный ущерб он просто не успеет. Нетрудоспособным человек будет всего месяц, а прогноз полного выздоровления приближается к абсолютным ста процентам. О каком моральном ущербе вы говорите? У вас все хорошо! Только представьте, каких пострадавших причисляют к тяжелой степени, и им за все страдания выплачивают суммы максимум до 150 тысяч рублей.

Однако если придерживаться линии, что человек, пострадавший в дорожно-транспортной аварии, испытывал серьёзные моральные переживания, связанные с временной невозможностью трудиться и с потерей предполагаемого дохода за период лечения и реабилитации, и в следствие нравственных переживаний его здоровью был нанесён дополнительный ущерб, можно добиться более или менее крупной суммы компенсации. Нужно подключить к делу заключения специальных врачей, которые занимаются, моральными муками и представить документы в суд. Это могут быть заключения и назначения психологов, неврологов, невропатологов, психиатров, которые оказывали платные услуги. А самое главное, для достижения своей цели, нужно указать тот факт, что те самые, так называемые медицинским языком «лёгкие травмы», оказали куда более серьёзные последствия, которые растянулись во времени. А именно, что период выздоровления, определённый как трёхнедельный при лечении лёгких телесных повреждений, затянулся на другой (указывается конкретный) срок.

Как вы уже поняли, страховая компания, которая покрывает расходы на лечение пострадавшего в дорожном происшествии человека, не обязана возмещать моральную компенсацию. Такие требования можно выставлять только самому виновнику аварии. Иногда бывают ситуации, когда собственником автомобиля-виновника ДТП, в котором пострадали люди, является юридическое лицо. Тогда тот вред, который не покрыла страховая контора, нужно будет требовать не с организации, а с физического лица – водителя, который был за рулём.

Как обстоит дело на «бумаге» и в реальной жизни?

Лёгкий вред здоровью при ДТП на бумаге и на самом деле в реальной жизни, как показала практика — это разные вещи. Тот самый незначительный ущерб здоровью, который медицинским языком называется «лёгким», на деле оказывает куда более разрушительное влияние на организм человека и его последующую жизнь в целом. В результате небольших травм, которые пострадавшие получают в дорожно-транспортном происшествии, обостряются хронические заболевания и провоцируются новые болезни. Но об этом больной узнает позже тех двадцати одного дня, которые отведены на лечение от лёгких повреждений. Главной проблемой в этом случае всегда будет способ доказывания связей между аварией, нанесёнными травмами и новыми или обострившимися заболеваниями человека. Нередко ущерб здоровью после ДТП носит психологический характер. У человека появляются фобии связанные с вождением автомобиля, с поездками в качестве пассажира, или просто боязнь самых машин как источника опасности. Думаю, многие согласятся, что у нас в стране не принято обращаться с такими проблемами к врачам в районной поликлинике.

Выйдешь от доктора с полным ощущением ничтожности своей «надуманной» проблемы и полной уверенностью, что зря оторвал очень занятого врача от важных дел. Только врачи, работающие на коммерческой основе готовы помогать пациентам с психологическими расстройствами. А стоимость таких услуг очень сильно превышает уровень возможностей среднестатистического гражданина РФ оплатить их. И даже если гражданин в целях выздоровления пройдет подобное лечение и после этого подаст в суд на возмещение морального и материального ущерба, полностью эти деньги он никогда не получит. Пагубная судебная практика показывает, что моральная компенсация за причинённый лёгкий вред здоровью оплачивается в минимальных размерах. Так, большинству потерпевших, которые подали иски о возврате денежных средств по причине тяжёлых моральных переживаний после лёгких телесных повреждений присуждают суммы от 2000 до 10000 рублей. Конечно, есть случаи и полноценной компенсации всех потраченных средств, но эти случаи скорее исключение из общей массы судебных дел.

Следующим звеном этой непростой цепи взаимосвязей между лёгкими травмами, их последствиями, денежными затратами, судами за моральную компенсацию, будет не что иное, как работа исполнительной системы государства. Речь идёт о федеральной службе судебных приставов. Крайне редко бывает так, чтобы виновник аварии после вынесения судебного решения о взыскании с него денежной суммы добровольно и своевременно оплатил её.

Как правило, исполнительный лист попадает к приставам, и истец начинает долгий путь по «выбиванию своих денег». Самым оптимальным для взыскателя будет вариант, если ответчик официально работает и исполнительный документ попадает к работодателю. Тогда согласно его заработкам, ежемесячно будет удерживаться определённая сумма в пользу долга. А если виновник ДТП официально не работает? Не проживает по месту прописки? Не отвечает на телефонные звонки пристава? Это приводит к тому, что через три года после подачи документ о принудительном взыскании возвращается к истцу с официальной отпиской: извините, нам неизвестно местонахождение должника, нет сведений о нём и его имуществе. Конечно, на следующий день можно опять подать иск и опять ждать три года своих денег. Вот такая не радужная перспектива может ожидать пострадавшего в ДТП человека, если виновник оказался непорядочным человеком.

Мы с вами рассмотрели вариант событий, когда у потерпевшего были действительно лёгкие травмы, но они имели своё продолжение в осложнениях. Теперь представьте себе другую жизненную ситуацию. Самой значительной проблемой в жизни любого пострадавшего в ДТП всегда было и будет определение степени тяжести урона жизни и здоровью. Считается, что грань между лёгкой и средней степенью одних и тех же увечий человеческого тела заключается именно в сроках, которые потребуются на полное выздоровление. Нередко на практике именно один день играет решающую роль. Как правило самый длинный больничный лист с лёгкими травмами закрывается на 21 день с момента обращения к врачу. А если врач ошибся, и человеку для полного выздоровления нужны еще несколько дней или недель? Значит — у него травмы более серьёзные и они уже средней тяжести. Но как мы все знаем, россиянин не имеет юридических и этических прав болеть дольше, чем это отведено по закону времени. И врачи борются за скорейшие сроки выздоровления из каких-то своих внутренне-медицинских установок сверху. Трудно представить, сколько людей по факту получили средней тяжести травмы в ДТП, а им диагностировали лёгкую степень. Соответственно, столько же людей не долечили, и они не дополучи свои страховые выплаты. А, как известно, страховые денежные средства выплачиваются в процентах от максимальной страховой суммы в зависимости от степени полученного вреда. Также можно говорить о недополученных компенсациях морального вреда в связи с установлением другой «весовой» категории вреда.

Заключение

Общая статистика аварийности на российских дорогах неутешительна. Последние несколько лет фиксируется некоторый перекос в данной ситуации: происходит ежегодное небольшое снижение количества аварийных случаев и одновременно с этим увеличивается количество пострадавших и умерших людей, в результате ДТП. Самое большое количество травм, которые получают пострадавшие, это травмы лёгкой степени вреда для жизни и здоровья. Прогноз выздоровления таких физических недугов составляет более 95 процентов, а период лечения определяется как трёхнедельный. При этом трудоспособность и возможность самообслуживания сокращается примерно на 10 процентов. Можно сказать, что человеку, попавшему в ДТП, крупно повезло отделаться такими незначительными травмами. А виновнику повезло, что наказание за причинение легкого вреда здоровью не наказывается нормами уголовного права. Для него наступает административная ответственность. Самый опасный исход дела для виновника – это лишение прав на полтора года, штраф и материальные издержки, на которые будет претендовать пострадавший участник ДТП.

Вряд ли для пострадавшего в дорожной аварии человека вся история закончится в момент закрытия больничного листа. У большинства людей, получивших так называемые лёгкие травмы, возникают осложнения, обостряются старые болезни, появляются устойчивые психологические расстройства и фобии. Кроме того его ожидает беготня по страховым компаниям, возможны судебные тяжбы, и еще масса процессов, связанных с получение своих денег. Отдельной строки заслуживает оценка стоимости моральной компенсации. В нашей стране существует порочная судебная практика, которая выражает собой крайне неуважительное отношение к такой категории ущерба, как моральная. Законотворческая трактовка оценки моральной компенсации основывается на неконкретном понятии «разумности», а также степени вины и характере травм. Если характер травм может быть оценен судебно-медицинской экспертизой, то степень вины и разумность – это субъективные категории, которые трудно определить. По этой причине или по ряду других обоснований лицам, получившим лёгкие травмы в ДТП, присуждают мизерные денежные суммы компенсаций. Они не могут возместить ущерб, не могут помочь человеку восстановить своё пошатнувшееся здоровье, не могут дать даже морального удовлетворения. Поэтому многие люди, раненые в ДТП, даже не начинают судебные тяжбы заранее зная, что российская судебная система не может по достоинству оценить их внутренние переживания.



 

Возможно, будет полезно почитать: