Льготы педагогическим работникам. Разновидности льгот учителям в сельской местности и в городских школах Какие льготы положены педагогам

Льготы учителям – это мера социальной поддержки, оказываемая педагогическим работникам. Она направлена на повышение качества труда и престижа образовательной профессии.

Педагоги имеют право не только на получение стимулирующих выплат, но и на ряд других привилегий, предоставляемых государством.

Нормативная база

Регулирование области образования осуществляется в рамках трудового, конституционного (право на обучение) и административного законодательства.

Основные нормативные акты, регламентирующие получение льгот педагогическими работниками:

Общие

На получение общих льгот имеют право все учителя независимо от стажа и места проживания (город или село). Но есть условие: свою деятельность они должны осуществлять именно в государственных школах. Сотрудникам частных образовательных учреждений льготы не предоставляются.

Отпуск

Ежегодный отпуск для педагогов является удлиненным. Его длительность выше стандартных 28 дней и зависит от фактически отработанного времени.
Преимущества:

  1. Высокая продолжительность. Учителя отдыхают дольше, чем остальные профессии. Длительность педагогического отпуска – от 42 до 56 дней.
  2. Летний период. Из-за специфики работы образовательных учреждений оплачиваемые дни отдыха попадают на теплое время года. Но сотруднику не запрещается взять отпуск и в другие дни. Например, во время осенних каникул.

Преподавателям положен и иной вид отпуска, продолжительность которого составляет один календарный год. Условия получения:

  • непрерывный стаж работы не менее 10 лет;
  • трудоустройство в государственном образовательном учреждении.

При этом за сотрудником остается его рабочее место. Эта возможность законодательно закреплена в .

Рабочая неделя

Ставка устанавливается за 18 часов работы в неделю. Это вдвое меньше по сравнению с другими профессиями.

Но при этом у учителей ненормированный рабочий день. Это значит, что верхняя граница его продолжительности не установлена. Педагог может отработать ставку 18 часов как за 2-3 дня, так и за всю неделю.

Работа сверх ставки оплачивается дополнительно. К полученной сумме могут быть начислены надбавки за следующие виды нагрузки:

  • классное руководство;
  • проверку тетрадей;
  • работу в две смены;
  • нагрузку в нерабочие дни;
  • работу учителем химии (учитывается вредный фактор при взаимодействии с химическими веществами).

Наряду с этим учителям в городе, так же как и сельским работникам, доплачивают за выполнение поручений руководства.

Пенсия

Работа учителя является социально значимой и сложной. Из-за стрессового характера труда сотрудник образовательной сферы может выйти на пенсию до достижения установленного законом возраста (55 для женщин и 60 для мужчин).

Для педагогических работников предусмотрен сокращенный период. Его длительность – 25 лет. Отработав указанное время, учитель имеет право на досрочное получение пенсионных выплат. При этом по желанию сотрудника он может продолжить трудовую деятельность и после указанного срока – в этом случае размер выплат после выхода на пенсию будет выше, чем изначальный.

Совместительство

Учитель может работать по совместительству в рамках одного образовательного учреждения, совмещая несколько должностей. При этом их количество не ограничено. Это значит, что преподаватель может вести сразу несколько предметов.

За каждую дополнительную работу полагается доплата. Ее размер устанавливается трудовым договором и обговаривается при его подписании.

Призыв в армию

Военнообязанные учителя имеют льготу, заключающуюся в сокращенном сроке призыва. Для педагогических сотрудников он установлен в период с 1 мая по 15 июля. Осенний призыв для них не предусмотрен.

Жилье

Взять ипотеку воспитателям и учителям проще, чем работникам других профессий. Государство активно содействует сотрудникам образовательной сферы в приобретении жилья. Они имеют право на сниженную ставку при оформлении кредита в размере 8,5 % годовых вместо стандартных 12-14 %.

Ипотечное кредитование на льготных условиях предоставляется учителям при соблюдении следующих условий:

  1. возраст сотрудника до 35 лет;
  2. наличие первоначального взноса (минимум 10 %);
  3. трудоустройство в государственном учреждении;
  4. стаж педагогической работы не менее трех лет;
  5. трудовой договор, заключенный на строк от трех лет;
  6. достаточный для погашения ипотеки уровень дохода.

Специальные

На специальные льготы может претендовать не каждый сотрудник образовательного учреждения. К педагогам, имеющим дополнительные привилегии, относятся:

  • молодые специалисты;
  • работники сельской местности.

Размер и условия предоставления специальных льгот для учителей устанавливаются региональным законодательством. Для получения информации необходимо обратиться в администрацию города или изучить посвященный льготам нормативный акт субъекта РФ.

Привилегии для молодых специалистов

Статус молодого специалиста присваивается лицам, приступившим к педагогической деятельности не позже, чем через год после получения диплома. После этого он действителен в течение трех лет.

Льготы для учителей, недавно закончивших образовательное учреждение, заключаются в предоставлении стимулирующих выплат.

Таблица 1. Денежные льготы молодым специалистам.

Условия получения для обеих выплат:

  • трудоустройство в государственной школе;
  • действующий статус молодого специалиста.

Получение подъемных стоит оформлять только в том случае, если молодой учитель собирается непрерывно проработать в школе в течение минимум трех лет. Иначе социальную выплату придется вернуть.

Какие льготы предоставляются сельским учителям

Сельские работники в сфере образования имеют право на получение всех привилегий, предусмотренных для педагогов. Дополнительно им предоставляются льготы по коммунальным услугам.


Таблица 2. Компенсация сельским специалистам.

Компенсация коммунальных услуг работникам образования может быть предоставлена и в городе, если учитель живет в неблагоприятных и непригодных для проживания условиях.

Итак, льготы для педагогов предусмотрены законодательно. Основные из них заключаются в сокращенной рабочей недели, длительном отпуске и возможности получения стимулирующих выплат.

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Виды государственной поддержки для педагогов

Социальная поддержка работников - это одно из основных конституционно-социальных прав человека, подразумевающее оказание поддержки со стороны государства гражданам (ст.39 Конституции РФ).

А именно: материальные блага для малообеспеченных семей, в форме пособия, стипендии, пенсий, субсидий; развитие системы социальных служб поддержки; предоставление охраны труда и здоровья граждан; гарантированная оплата труда; дополнительные льготы рабочих, которые производят уход за инвалидами в семье и имеют детей; право на жилье.

Социальная поддержка работников осуществляются не только государством (создание условий для осуществления социальных прав), но и установленным судебно-процессуальным законодательством, то есть судом.

Меры социальной поддержки и льготы педагогов

К мерам социальной поддержки работников педагогической сферы относятся:

  • Защита чести и достоинства.
  • Установление сокращенного графика длительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ и п. 5, ст. 55 Закона РФ). Норма работы по количеству часов, за выполнение которой предусмотрена ставка зарплаты учителя равна 18-36 часов еженедельно. За часы работы, превышающие эту норму, должна осуществляться дополнительная выплата в соответствии с заявленной ставкой. Учитель имеет право работать на нескольких работах (совместительство), но продолжительность работы на других работах не должна превышать половину "учительской" месячной нормы по часам. Если же половина рабочей нормы учителя по основному месту работы составляет меньше 16 часов в еженедельно, то и совместительство не должно превышать указанного количества часов.
  • Предоставление социальной поддержки в виде ежегодного основного длительного отпуска (ст. 334, 335 ТК РФ). Продолжительность основного отпуска для работников - 28 дней. Педагогам же предоставляется удлиненный отпуск: 42-56 дней. Кроме того, раз в 10 лет по непрерывному стажу, педагог имеет право на отпуск, сроком в 1 год. При этом, место работы сохраняется. Оплату определяют согласно уставу образовательной организации.
  • Досрочная пенсия - еще до достижения общего пенсионного возраста. Досрочные пенсии по старости назначаются лицам, чей стаж составляет не менее 25 лет в сфере педагогики. Оплачиваемые отпуска также входят в трудовой стаж при наличии страховых выплат в ПФ РФ.
  • Бесплатная жилая площадь с центральным отоплением для тех учителей, которые трудоустроены в сельской местности.
  • Предоставление дополнительных льгот специалистам образовательных учреждений, находящихся далеко от городских центров, таким же, как и в данной местности для работников сельскохозяйственной промышленности. Социальная поддержка в виде выплаты единоразового пособия на хозяйственное обустройство работникам, которые прибыли на работу в сельские школы или другие образовательные учреждения. Учтена оплата расходов по коммунальным платежам из бюджетных средств в процентном соотношении, с учетом общей площади фактических объемов потребления в доле, приходящейся на самого педагога.
  • Льготы при определении очереди на жилплощадь. Государственная программа предоставления ипотечного кредита для молодых специалистов. Молодым специалистом считается сотрудник возрастом до 35 лет. Ипотечная программа "Жилье для молодых учителей" - одна из мер социальной поддержки работников, была разработана еще в 2011 году, с целью привлечения молодого состава (введена с 2012).
  • Ежемесячная енежная компенсация для приобретения литературы (книги, периодика), которая не подлежит налогообложению.
  • Распространение на педагогов льгот и преимуществ, которые устанавливаются для сотрудников аналогичных производств, на сотрудников учебных и научных лабораторий, учебных и производственных цехов (мастерских), а также на учебные хозяйства учреждений, предприятия и организации системы образования.
  • Социальная поддержка в виде льгот на сотрудников образовательных учреждений, консультационных пунктов при образовательных учреждениях, предназначенных для уголовных наказаний в виде лишения свободы. Наличие порядка установления пенсий по причине особых условий трудовой деятельности, который предназначен для работников таковых учреждений.
  • Заработная плата. Ее составляющие:
    1. Минимальная ставка;
    2. Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством;
    3. Доплаты (например, за сверхурочные работы);
    4. Надбавки и премии (за качество выполняемой работы);

Знание этих мер социальной поддержки работников педагогических сферы, поможет самостоятельно обеспечивать себе социальную защиту.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года граждане, работающие в сфере образования и осуществляющие свою деятельность в сельской местности, имеют право на денежную компенсацию. Возмещение предоставляется на оплату коммунальных услуг, включая расчеты за жилую площадь, свет и отопление.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Размер данной выплаты, порядок ее начисления и условия получения определяются соответствующим постановлением Правительства. Компенсация приходит на счет лица, подавшего заявление, каждый месяц. Если заявитель решит отказаться от услуги, то он должен написать отказ о ее назначении и 1 числа следующего месяца, за которым было написано заявление, выплаты прекратятся.

Оплата компенсации педагогическим работникам

Гражданам важно знать, кто входит в категорию педагогов, имеющих право на получение помесячной компенсации. Также нужно выяснить в каком размере предоставляется возмещение, и какие документы необходимо для этого подготовить. Согласно постановлению Правительства от 26.10.13 № 963 педагогические работники, которые состоят в штате по своему месту работы в образовательных учреждениях и проживают в селе или в поселках городского типа должны получать выплату в размере 1200 руб .

Единственным условием является официальное трудоустройство.

Однако этот вид компенсации выплачивается на основании документа, который подтверждает соответствующие права работника. Таким документом может являться трудовая книжка, копия трудового соглашения, копия паспорта с листом регистрации по месту проживания или любой другой документ, в котором содержатся данные о проживании заявителя.

Порядок действий заявителя

Преподавателям необходимо написать заявление и подать на рассмотрение предусмотренный законом перечень документов в учреждение социальной защиты.

В случае принятия государственным органом власти положительного решения, педагогический работник получит заказное письмо с ответом.

Далее, заявитель получает копию документа, подтверждающего решение учреждения социальной защиты. Затем в установленные постановлением сроки гражданин начинает получать компенсацию на свой банковский счет. Сроки выплаты зависят от определенного региона России.

Документы, необходимые для выплаты компенсации

Основными документами для подачи в социальные органы защиты являются:

  • СНИЛС;
  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
  • трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
  • для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
  • для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
  • документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
  • для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
  • номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.

К каждому оригиналу, кроме счета об оплате твердого топлива, прикрепляется его копия. Если педагогический работник является инвалидом, ветераном или относится к другой льготной категории граждан, то социальная поддержка обеспечивается на основе письменного заявления преподавателя по выбранному для него основанию.

Основания для отказа оплаты компенсации

Основания для прекращения или отказа выплаты возмещения за услуги ЖКХ:

  • главы регионов утратили права на обеспечение выплат в связи с увольнением;
  • со стороны заявителя были допущены нарушения, в виде предоставления неполного перечня необходимых документов в управление социальной защиты.

Также отказ может последовать после выяснения обстоятельств, которые дают право получать компенсацию.

Следует помнить о том, что на основании федерального законодательства разрабатывается региональные нормативные документы, в которые могут быть внесены поправки относительно перечня необходимых документов или в условия представления выплат.

Поэтому работники сферы образования должны перед подачей документов очень внимательно ознакомиться с региональным законом. При этом граждане, которые подали заявление и не получили положительного ответа, могут обжаловать решение учреждения социальной защиты в судебном порядке.

Заявитель имеет право обратиться с жалобой в следующих случаях:

  • учреждение, принявшее заявление, нарушило строки регистрации гражданина;
  • учреждение нарушило сроки предоставление данной услуги;
  • учреждение требует документы, не предусмотренные законодательством;
  • отказ в предоставлении выплаты, если отсутствуют законные основания для этого;
  • отказ в принятии документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Преподавателям следует помнить и о сроках оказания государственной услуги, иначе учреждение может отказать в ее предоставлении по этой причине.

О льготах учителям в 2019 году

Каждый год законы и постановления претерпевают изменения. Поэтому крайне важно убедиться в наличии необходимой информации и ее достоверности. Для того чтобы педагогам в сельской местности получить выплату от государства, нужно к уже имеющемуся списку документов предоставить информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении, за которое преподаватель получит материальную компенсацию.

По закону педагогический работник может предоставить на рассмотрение только одно жилое помещение.

Также обязательно нужно указать условия, в которых проживает заявитель, имеются в виду такие категории помещений, как жилой дом, квартира, общежитие, коммунальная квартира. Стоит отметить, что установленными мерами социальной поддержки в 2019 году могут воспользоваться все представители сферы образования, попадающие под эту категорию льгот. При этом не имеет значения, работает гражданин по совместительству или он трудится по основному месту работы.

На сегодняшний день установлено, что преподаватель имеет право на возмещение за жилое помещение и за услуги жилищно-коммунального хозяйства даже после увольнения.

Основным условием для получения данной коммунальной льготы является трудовой стаж. Он должен составлять более 10 лет в качестве сельского работника образования. Но это право не признается за гражданином автоматически, для его подтверждения необходимо обратиться в суд. Преподавателям стоит обратить внимание на определенные периоды работы, которые правительство с 2019 года позволяет включать в свой специальный стаж, дающий право досрочно назначить пенсию работникам образовательной сферы.

Такими периодами являются:

  • Время работы на должности учителя в негосударственном образовательном учреждении. При этом статус организации теперь не должен влиять на отказ в получении льготы.
  • Все периоды отпусков, в которых преподаватель повышал уровень своей квалификации.
  • Время работы на должности преподавателя начальных классов в центрах образования и комплексных школ. Подобные учреждения оказывают населению общеобразовательные услуги, не противоречащие закону об образовании.
  • Время работы на должности преподавателя дополнительного образования в центрах детского и юношеского творчества. Деятельность подобных учреждений не выходит за рамки наименований других образовательных учреждений, поэтому все педагоги дополнительного образования, работающие в специализированных центрах, имеют право на получение компенсационных выплат.
  • Период работы, занимаемый должностью воспитателя по экологии. Такой вывод сложился в свете судебной практики. В ходе которой было выяснено, что воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня, выполняют свои функциональные обязательства и повышают свою квалификацию, как и другие работники образования.

Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.

Но не все периоды времени суд посчитал возможным включить в стаж преподавателя. Если педагогический работник находился в отпуске без сохранения своей заработной платы, то это время не включается в стаж. Причем это решение распространяется и на законодательство СССР. Женщины-педагоги, сидящие в отпуске по содержанию и уходу за ребенком, не могут включить эти годы в свой специальный стаж.

Второй случай, в котором запрещено использовать период для получения досрочной пенсии − это работа в лагере вожатым, если на время данной работы у преподавателя не имеется высшего педагогического образования, в том числе среднего специального или неоконченного высшего. Должность заведующей детским садом также не является основанием для включения этого периода работы.

Работникам образовательной сферы надо знать, что выплаты производятся в размере 100% от всех расходов на отопление, свет и плату за квартиру. Также нужно помнить, что если у сотрудников управления социальной защиты платежный документ на покупку твердого топлива вызовет сомнения, то они вправе обратиться за помощью в компетентные годы. Вместе с тем выплаты могут приостановиться, если заявитель более двух месяцев не платит за жилищно-коммунальные услуги. Операция по зачислению денег в регионах происходит в разные сроки. В основном этот промежуток времени составляет 20 дней (с 10 до 1 числа месяца, следующего за отчетным в зависимости от уплаты гражданином квитанций за свет и отопление).

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами, но не позднее 1 января 2005 г.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее – Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

  • вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации работникам школы отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - удостоверение о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Льготное пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – .

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

  • привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;
  • обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;
  • повышение материального благосостояния педагогических работников и др.

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (далее – Постановление № 516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т. е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

  • Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»
  • Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543­1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Закон Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг"
  • Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Минтруда России от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" и "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа"»
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
  • Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках"

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования



 

Возможно, будет полезно почитать: