Ли авторские права на песню. Какие компании точно платят за музыку

    Авторские права на песню имеют защиту согласно закону. Музыкальные произведения с текстом и без него обозначены в качестве объектов авторских прав в ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) . Предусмотренная законом защита предоставляется песне вне зависимости от назначения произведения и его достоинств.

    Понятие авторского права на песню

    Понятие раскрывается в ст.1225 и ст.1255 ГК РФ . Именно здесь можно найти перечень объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется установленная законом защита авторских прав. Они делятся на две категории:

  • личные неимущественные;
  • исключительные.

К первой категории относятся право авторства, право на имя и на обнародование произведения. Эта категория прав является неотчуждаемой, то есть создатель не может, например, продать свое право на имя произведения другому человеку. Если такая сделка состоится, она впоследствии может быть признана ничтожной.

Вторая категория прав связана с распоряжением результатами интеллектуального труда. Исключительные права – это принадлежащая автору возможность распоряжаться своим произведением так, как он считает нужным, не нарушая при этом закон. Так, сочинитель может отказаться от своих исключительных прав на песню по договору об отчуждении исключительного права, в пользу другого лица за определенное вознаграждение. Он может также передать свою песню иному лицу по лицензионному договору.

Срок действия исключительных прав на песню определяется ст.1281 ГК РФ . Согласно этому документу, исключительные права на авторское произведение сохраняются на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти (перейдя по наследству к родственникам автора). По прошествии этого срока произведение переходит в общественное достояние и становится общедоступным.

Как оформить

Многие музыканты задаются вопросом, как зарегистрировать авторские права на песню. Удивительно, но ответом будет «никак», потому что в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена процедура официальной регистрации результата интеллектуального труда, если это не программа для ЭВМ. В соответствии с ГК РФ, защита авторских прав возможна без всякой их регистрации. Исключительные и неимущественные права на объект интеллектуальной собственности возникают с момента его создания и действуют вне зависимости от того, было произведение опубликовано или нет.

Согласно ст.1271 ГК РФ , автор, для того, чтобы защитить права на свое произведение, может поставить на нем специальный знак охраны авторского права. Этот знак хорошо всем известен: латинская буква «С» в окружности. Рядом пишут год создания произведения и имя автора. Но многим авторам такая защита кажется недостаточной.

Как защитить авторские права на песню

При обнародовании и распространении песни возможны неприятные ситуации, связанные с претензиями других лиц на сочинительство. Чтобы их избежать, уместно осуществить неформальную регистрацию авторских прав на песню. Способов это сделать несколько:

  • депонирование;
  • нотариальная защита;
  • иные.

Депонирование

Депонирование произведения, как правило, проводится в Российском авторском обществе (РАО). Она предполагает фиксацию времени предъявления произведения, что подтверждает право его авторства у конкретного лица.

Процедура депонирования не является государственной регистрацией. Сделать авторские права по зафиксированной государством процедуре невозможно, поскольку такая процедура законом не предусмотрена. Поэтому депонирование проводится в РАО.

Защита авторских прав при помощи нотариуса

Если вас интересует вопрос о том, как получить права на песню, а вернее, гарантированное подтверждение своего авторства, вы можете обратиться к нотариусу. Этот способ подходит только для бумажных носителей, поэтому в случае подтверждения прпав на песню необходимо будет предъявить нотные записи, бумажные черновики. Нотариус фиксирует время предъявления документов и подлинность подписи сочинителя.

Инные способы

  • сделать финализированную версию диска с итоговой записью песни и всеми рабочими материалами;
  • сохранять все исходные материалы, появляющиеся в процессе создания песни;
  • отправить песню на свой электронный почтовый ящик и сохранить данное письмо на почтовом сервере;
  • воспользоваться услугой электронной регистрации авторских прав, которую предлагают некоторые фирмы.

Перечисленные способы менее надежны и имеют меньшую доказательственную силу в суде, по сравнению с депонированием в РАО и защитой авторских прав у нотариуса. Если же вы собираетесь сотрудничать с концертными площадками или радиостанциями, то вам наверняка понадобится свидетельство РАО о регистрации песни.

Таким образом, хотя государственной регистрации авторских прав на песню не существует, но способы зафиксировать свое право на музыкальное произведение все же есть. Чтобы сделать это быстро и без ошибок, стоит обратиться к опытным юристам. Наши специалисты помогут вам защитить свои авторские права в любой ситуации.

Один из самых интересных и яро обсуждаемых вопросов в последнее время считается авторские права на YouTube.Ведь за последнее время количество новичков, желающих подзаработать на популярном видеохостинге, значительно увеличилось……..

Но перспективные планы молодых манимейкеров очень быстро разбиваются о скалы из за авторских прав………………………………………………

Фото, видео, музыка – весь контент, который вы встретите на YouTube и, который не принадлежит вам, является собственностью другого человека .

Поэтому изначально, создавая контент, вы должны убедиться, что все материалы в вашей собственности или может использоваться вами.

Ниже мы разберем некоторые методы проверки……

Отдельно отметим, что существует несколько видов лицензий, в рамках которых можно использовать музыку в видео:

  • Open Audio License;
  • Open Music License;
  • Ethymonics free music license.

Обратите внимание, что каждый вид лицензии накладывает на вас определенные обязательства.

→ В одних случаях музыку нельзя использовать для коммерческого использования,

→ А в других – позволено монетизировать.

Напомним, что в сети существует несколько сервисов, где вы можете найти общедоступные композиции : ↓↓↓

  • – здесь большой выбор музыки и звуковых эффектов (абсолютно бесплатно);
  • Soundcloud – очень много интересных композиций для роликов;
  • Free Music Archive – представлены треки с различным типом лицензии;
  • Incompetech – музыку можно использовать для монетизации на YouTube.

Но, если у вас в руках оказалась популярная композиция и вы хотите ее использовать, но не знаете, защищена ли она авторскими правами, то в этом случае вы должны ее проверить.

Мы подготовили несколько простых методов, которые опишем ниже ⇓⇓⇓

Методы Перепроверки прав на Ютубе

Одни использует защищенные треки, обходя систему Content ID, а другие – используют лишь фрагменты популярных аудио. В том или ином случае ваш канал может быть заблокирован !!!

Чтобы не остаться у «разбитого корыта» давайте узнаем, как проверить авторские права трека на YouTube ⇓⇓⇓

Метод 1. На живца или через фейковый канал

Суть этого метода состоит в том, что мы добавим видеоролик на сторонний канал с нужной композицией в качестве фона.

Итак, как это лучше сделать : ↓↓↓

  • , чтобы основной проект не попал под санкции;
  • через делаем видео с черным фоном и накладываем музыку;
  • загружаем ролик на канал и смотрим на реакцию Content ID.

→ Если музыка защищена, то Content ID не пропустит ее, и так очень просто вы сможете проверить авторские права на YouTube.

Метод 2. Через сервис Фонотека YouTube

Хостинг сделал большое одолжение, разработав такой простой сервис, который помогает авторам работать легально.

Здесь вы найдете десятки тысяч композиций, которые можно беспрепятственно использовать в своих видео.

Обратите внимание!

Что некоторые ролики нельзя использовать для монетизации, указания авторства (CC-лицензия) и прочее.

Используйте раздел (), чтобы подробно узнать об авторстве музыки: ↓↓↓

  • Введите название композиции в поисковую строку;
  • Прочтите информацию, на каких условиях можно использовать композицию.

В Фонотеке представлена музыка, которая распространяется на свободных правах, а также по лицензии Creative Commons Attribution – такие треки можно использовать на определенных условиях (указание авторства).

Таким образом, теперь вы сможете оградить себя от ответственности за использование чужого контента и главное – без проблем проверить авторское право на музыку и видео на YouTube.

Предприятия сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям. Иначе это нарушение авторских прав. Чтобы включить записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Статья подготовлена при участии руководителя практики интеллектуальной собственности «Пепеляев Групп» Валентины Орловой и старшего юриста Анастасии Фокиной.

Три вида ответственности за нарушение авторских прав

  1. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  2. Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Штраф для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  3. Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений.

Стоимость прав – от 100 тыс. до 1 млн руб. Штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ).

Стоимость прав – от 1 млн руб. Принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

Аналогичная ответственность предусмотрена, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения.

Пример 1. Кафе «Антошка» расположено на территории парка. В помещении кафе прозвучали песни, входящие в Реестр произведений российских и зарубежных правообладателей. Сотрудники Российского авторского общества сделали видеозапись в кафе, составили служебную записку о контрольном прослушивании, акт и расшифровали запись. Представили суду ресторанный счет и кассовый чек. В итоге с хозяина кафе взыскали компенсацию за нарушение исключительных прав в размере 100 тыс. руб. (постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.09.2014 по делу №А55-17979/2013). Аналогичная ответственность грозит, если показывать клиентам фильмы, мультфильмы, клипы.

Пример 2. Предприниматель арендовал помещение в торгово-развлекательном центре для показа 5D-фильмов. Не заключая лицензионные договоры, бизнесмен пустил в прокат три фильма, правообладатель которых – компания «Каскад фильм».

Последний подал в суд и взыскал с предпринимателя компенсацию за нарушение прав в размере 739,5 тыс. руб. Кроме того, бизнесмену вынесли приговор по части 3 статьи 146 Уголовного кодекса РФ за нарушение авторских прав (постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.11.2015 №С01-662/2015 по делу №А11-6923/2014).

Внимание! Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает гражданско-правовую ответственность. Как защитить информацию, опубликованную на сайте

Надо ли платить, если компания включила для клиентов радио или телевизор

Трансляция музыки с помощью радио- и телеприемника требует согласия автора или иного правообладателя. Это считают публичным исполнением произведения.

Публичное звучание песни, фонограммы или видеоклипа – это звучание в месте, которое открыто для посещения неограниченным числом людей, не принадлежащих к кругу семьи организатора исполнения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Платить вознаграждение придется, если в кафе, магазине или ином зале:

  • певцы исполняют песню вживую;
  • транслируют песню с помощью радио, телевидения или иных средств;
  • показывают фильмы, клипы со звуком или без.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

Какие компании точно платят за музыку

  • бары;
  • кафе;
  • рестораны и другие предприятия общественного питания;
  • гостиницы;
  • предприятия торговли и бытовых услуг;
  • культурно-развлекательные центры, клубы;
  • пассажирский транспорт;
  • парки, сады;
  • пансионаты, дома отдыха и санатории;
  • стадионы, спорткомплексы;
  • театры, филармонии, цирки, клубы, кинотеатры, видеосалоны и др.

Внимание! Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Кому платить и на каком основании

Существуют аккредитованные в Минкультуры РФ и неаккредитованные организации, которые вправе собирать вознаграждение. Они заключают с правообладателями договоры о передаче полномочий по управлению правами (ст. 1242 ГК РФ). Чтобы узаконить исполнение песен в заведении, Вам нужно заключить лицензионные соглашения с организациями и платить им вознаграждение.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов. Их отличие от неаккредитованных организаций в том, что они вправе собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами. Список песен, входящих в перечень РАО, не оговаривается.

Сколько платить за музыку

Размеры вознаграждения установлены в положениях РАО и ВОИС. Плата зависит от типа помещения, числа посадочных мест и площади (см. таблицу). РАО выделяет 14 групп пользователей, с которых взимается вознаграждение, ВОИС – 12. Ставку для своего заведения Вы можете рассчитать на сайтах:

  • www.rao.ru – перейдите в раздел «Пользователям» и выберите ваш вид деятельности;
  • www.rosvois.ru – перейдите в раздел «Пользователям», далее – «Ставки для расчета вознаграждения», выберите вид деятельности.

К основной ставке вам могут прибавить дополнительную. Так, ресторану придется доплатить, если он проводит свадьбы и иные торжества, использует музыкальные автоматы, караоке. Дополнительный взнос положен и тем заведениям, где есть биллиардные столы.

Ставки неаккредитованных организаций ниже, чем у РАО и ВОИС. Но они ограничены в выборе музыки. Мировые хиты в их плейлистах Вы вряд ли найдете.

Пример. Допустим, у вас салон красоты площадью 130 кв. м. Вы включаете для своих клиентов радио. За площадь 100 кв. м вы заплатите фиксированную сумму – 1500 руб. За 30 кв. м – 120 руб., из расчета 4 руб. за каждый квадратный метр. Ежемесячное вознаграждение за трансляцию песен в вашем салоне составит 1620 руб.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили авторские права

Организации РАО и ВОИС проверяют компании, с которыми у них не заключены лицензионные договоры. Они направляют туда сотрудников, которые под видом ваших клиентов делают аудио- или видеозапись. «Шпионы» оформляют акт о прослушивании музыки. Затем расшифровывают запись, сделанную в вашем заведении. С этим набором доказательств от вас потребуют заключить лицензионный договор. Если откажетесь – подадут иск в суд.

  1. Соблюдение авторских прав – зона ответственности руководства фирмы. На сайте РАО можно проверить, переданы ли произведения в его управление. Тут размещены реестры произведений, опубликован список авторов, права на произведения которых полностью или частично исключены из управления РАО. Зайдите в раздел «Правообладатели» – «Информация» – «Реестры».
  2. Выгоднее заключать договоры с представителями правообладателей. Есть десятки сервисов, которые напрямую работают с правообладателями и предоставляют легальную музыку, например: «Бубука», Cubic Media, Retail Media Group, R-Mediaservice и др. Их клиенты – крупные предприятия. Так, сети «Кофе Хаус» и «Макдоналдс» заключили договоры с представителями авторов музыкальных произведений и выплатили им вознаграждение. ВОИС через суд пыталась собрать вознаграждение повторно, но ей это не удалось.
  3. Если вы заключили договор с коммерческим сервисом, а РАО или ВОИС требуют выплатить вознаграждение, то поручите юристу проверить:
  • заключал ли представитель коммерческого сервиса соглашение, на основании которого он собирает вознаграждение;
  • направлял ли правообладатель в аккредитованные организации отказ от услуг по управлению его правами;
  • может ли правообладатель подтвердить факт выплаты ему вознаграждения.

При положительных ответах есть все шансы не выплачивать вознаграждение повторно. Помните, что РАО или ВОИС вправе собирать вознаграждение за произведения, с авторами и исполнителями которых они не заключили договор.

В том случае, когда автору музыкального произведения необходимо получать денежные отчисления за пользование результатом его творческой деятельности другими лицами, ему необходимо будет обратиться в фирмы, занимающиеся координацией авторских и смежных прав. Такими компаниями являются:

  1. Российское авторское общество,
  2. Всероссийская организация интеллектуальной собственности.
  3. Если автор является одновременно и исполнителем своих песен, то ему нужно будет обратиться в ту и в ту организацию.

В Российской Федерации не существует официальной регистрации прав авторства на музыкальные произведения. При этом программы ЭВМ охраняются авторскими правами государственной регистрации. Защищая свои привилегии, создатель должен:

  • Иметь доказательства своей причастности к объекту авторского права,
  • Зафиксировать время создания своей композиции.
  1. Рабочие и исходные материалы по созданию объекта творческой деятельности,
  2. Информация, которая послужила в творении произведения.

До тех пор, пока результат творческой деятельности не будет защищен авторскими правами, не рекомендуется передавать его третьим лицам во избежание привилегий.

Музыкальные произведения – одни из самых распространенных объектов авторского права, вопросы их правового режима и защиты остаются актуальными. Кроме того, некоторые моменты авторского права здесь могут пересекаться со смежными правами на эти же объекты. Обратим пристальное внимание на эти и иные особенности.

Общие положения

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения делятся на два типа: с текстом и без него. В первом случае речь идет по большому счету о песнях, во втором – лишь о музыкальной композиции. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Музыкальное произведение без текста

В данном случае мы имеем дело с определенной комбинацией звуков, у которой существует автор, придумавший определенную последовательность нот, а затем объективно выразивший все это, например, записав ноты на бумаге.

На выходе мы имеем только один результат интеллектуальной деятельности, у которого единственный автор (за исключением случаев, когда произведение создается в соавторстве).

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию. Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ. Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении). Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Роман Билык – лидер, вокалист и гитарист группы «Звери» – не так давно от своего имени подал иск в суд на ООО «Кинокомпанию «Лунапарк» и ООО «Централ Партнершип» за нарушение исключительных прав на песню «Южная ночь». Из этого можно сделать вывод, что именно он единолично обладает исключительным правом на песню как создатель сложного объекта.

Музыкальное произведение с текстом

Здесь вместе с инструментальными партиями присутствует и текст, как правило, в стихотворной форме. Наиболее распространенный вид таких произведений – песни. У песен, как правило, присутствуют два автора – композитор (создатель музыки) и поэт (автор текста), причем именно они указываются в качестве авторов, следовательно, можно говорить о наличии соавторов, причем это как раз тот случай, когда оба результата творческой деятельности могут быть использованы отдельно. Так, авторами песни «Воспоминания о былой любви» являются Михаил Горшенев (музыка) и Андрей Князев (текст) (см., например, информацию с Интернет-ресурса Muzland: https://muzland.ru/songs.html?auth=34&song=12).

Если нарушены исключительные права только автора текста или композитора (одного из соавторов), то в силу п. 4 статьи 1258 ГК РФ каждый из них может заявить о нарушении и потребовать защиты. Следовательно, если кто-то скопирует текст песни, то именно поэт, а не композитор может требовать выплаты компенсации, в то время как при использовании музыкальной части происходит обратное. Впрочем, соавторы могут заключить между собой договор, в силу которого правообладателем будет являться кто-то один.

Особенности смежных прав на песню

Мы уже выяснили, что композитор и поэт приложили интеллектуальный труд к созданию музыкального произведения и в силу этого приобрели авторские права. Вместе с тем в данном случае можно говорить и о смежных правах в следующих случаях:

  1. Певец в качестве исполнителя приобретает смежное право на исполнение песни, является субъектом смежных прав в соответствии со ст. 1313 ГК РФ. Следовательно, если кто-то посягнет на исполнение (например, скопирует его), то о нарушении будут заявлять не авторы песни, а именно он. Также в качестве исполнителей могут быть и музыканты, воспроизводящие на инструментах музыку.
  2. Организации, записывающие фонограммы, приобретают смежные права на них. Под фонограммой понимается запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (статья 1322 ГК РФ). Иными словами, фонограмма – это та запись песни, которую мы слушаем на дисках, в Интернете. В некоторых случаях организации-правообладатели могут также заявить о нарушении. В качестве примера можно привести случай, когда предприниматель скопировал песню на диски и стал продавать контрафактный товар. На диске содержится песня как объект авторского права и одновременно фонограмма как объект смежных прав. Представляется, что здесь имеют место нарушения как прав авторов, так и прав организации, являющейся обладателем исключительных прав на фонограмму.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню. Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется. Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе). Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.



 

Возможно, будет полезно почитать: