Протокол рассмотрения добросовестности участника закупки. Добросовестность и деловая репутация участника закупки

Демпинг - преднамеренное указание заниженной цены ниже рыночной с целью вытеснения конкурентов. Это одна из основных проблем, с которой приходиться иметь дело при госзакупках. Это не может не отразиться на качестве поставляемой продукции или услуги. Помимо этого, демпинг - это инструмент, с помощью которого нарушается открытость и доступность аукциона, когда тендер может выиграть по договоренности с заказчиком поставщик, заинтересованный в данной закупке.

В данной статье мы расскажем о том, какие критерии существуют в качестве оценки добросовестной закупки со стороны поставщика.

Принятие антидемпинговых мер в сфере госзакупок по Федеральному закону 44-ФЗ

С целью предотвращения демпинга (искусственного занижения цены товара) законом предусмотрено ряд антидемпинговых мер:

    Авансовая выплата поставщиком - предоставление ,

    Предоставление документации, подтверждающей добросовестность поставщика - сведения с ЕИС (выписка из единого реестра контрактов).

Применение антидемпинговых мер на торгах (аукцион или конкурс) имеет место, когда снижена на 25 и более процентов.

Размер НМЦК определяет выбор той или иной меры антидемпинга. Согласно статье 37 (ч.2) 44-ФЗ, если цена контракта менее пятнадцати миллионов рублей, то необходимо обеспечение контракта поставщиком либо предоставление выписки из реестра о прошедших контрактах. Если более этой суммы, то обязательно обеспечение исполнение контракта - банковская гарантия (БГ) или перечисление аванса на счет заказчика.

Сведения, доказывающие добросовестность поставщика

В качестве подтверждения добросовестных намерений поставщика предоставляют выписку из единого реестра контрактов . При этом критериями оценки добросовестности следующие:

    Отсутствие штрафных санкций минимум по трем выполненным контрактам за последние 12 месяцев.

    За последние 24 месяца исполнено более трех контрактов, из них невыполненных контрактов не более 25%.

    За последние три года до момента подача документации на участие в тендере выполнено 3 и более контракта, при этом к ним не применялись штрафные санкции.

В качестве подтверждения добросовестности поставщика служат только те контракты, суммой не ниже 20% от контракта, на которого подается заявка участником тендера.

Сведения, подтверждающие добросовестные намерения поставщика, прилагаются ко второй части заявки на участие в тендере, либо прилагаются уже к проекту контракта, после того, как аукцион уже выигран.

Решение заказчика о заключении контракта с добросовестным поставщиком

Выиграть аукцион еще не означает, что заказчик подпишет проект контракта с победителем тендера. После прошедших торгов заказчику открывается доступ ко вторым частям заявок. В течение установленного законодательством срока идет проверка достоверность информации, предоставленной победителем. Члены комиссии заказчика в ходе изучения документации поставщика проверяют соответствие предоставленных данных действительности. На основании этого принимают решение о подписании контракта с победителем государственного тендера. Если данные оказываются противоречивыми и недостоверными, заказчик вправе отказать в подписании контракта, о чем официально извещает с указанием объективных причин, и заносит победителя тендера в реестр недобросовестных поставщиков.

При подготовке очередной закупки важной частью работы любого государственного заказчика является обоснование НМЦК. Специалисты изучают предложения на рынке и в извещении о тендере выставляют среднее стоимостное значение. Участники на торгах снижают его, соревнуясь за право заключить контракт. Однако если поставщик предлагает цену меньше 75% от изначальной, это вызывает подозрение: может ли качественная продукция быть настолько дешевле средней по рынку? Чтобы не попасть под действие антидемпинговых мер и все-таки подписать договор, такому поставщику необходимо подтвердить свою добросовестность.


Для этого мало просто отсутствовать в списке РНП. Необходимо предоставить:

  • Стандартное банковское обеспечение плюс подтверждение добросовестности поставщика в виде выписки из реестра контрактов. Это список на сайте ЕИС, в который заказчики по 44-ФЗ вносят данные компаний, которые полностью исполнили свои обязательства, а значит заслуживают доверия.
  • Если выполненных контрактов нет, необходимо перевести на счет заказчика обеспечение в полуторакратном объеме.
  • Если НМЦК сделки больше 15 миллионов рублей, обеспечение должно превышать полуторакратный размер.
  • В 2018 году, если объектом закупки являются ТРУ, необходимые для нормального жизнеобеспечения (топливо, продовольствие, лекарства), дополнительно к одному из вышеуказанных пунктов участнику нужно предоставить доказательства реального наличия у него такого товара по указанной цене (например, гарантийное письмо от производителя).

Требования к количеству исполненных контрактов

Доказательством положительной деловой репутации компании служат сделки, внесенные государственными заказчиками в реестр контрактов, в статусе “Исполнение завершено/прекращено”. Их должно быть несколько:

  • больше 3 за последний год или 3 года, если все контракты исполнены без неустоек;
  • больше 4 за последние 2 года, если 75% выполнены без неустоек.

Объект закупки по данным сделкам не важен, однако совсем мелкие контракты в расчет не берутся: хотя бы один из них должен составлять не менее 20% цены, предложенной участником на конкурсе, для которого требуется подтвердить добросовестность.

Когда подавать документы о добросовестности поставщика

В 2018 году письмо о благонадежности необходимо предоставлять заказчику:

  • В составе заявки на участие при проведении офлайн процедур в формате конкурсов: закрытых, открытых, двухэтапных, с ограниченным участием. Если комиссия находит неверные сведения, то просто отклоняет заявку.
  • Вместе с подписанным договором при онлайн конкурсах и аукционах. В этом случае обнаружение недостоверности информации грозит победителю уклонением и попаданием в список РНП.

Утвержденных бланков такого документа не существует. Он может быть составлен в свободной форме, если содержит сведения, описанные в статье. Чтобы ничего не упустить, воспользуйтесь нашим образцом.


рис.1 Образец письма-подтверждения


Информацию о добросовестности конкретной организации можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов . На странице каждого юр.лица вы найдете отметку о том, числится ли оно в РНП (или числилось в нём ранее).

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об антидемпинговых мерах, а также об эффективности их применения. Эти меры направлены на снижение рисков Заказчиков в связи с искусственным занижением цен при проведении конкурсов и аукционов. В 44-ФЗ антидемпинговые меры регулируются статьей 37, а при проведении закупок по 223-ФЗ, могут устанавливаться Заказчиками в Положении о закупке. Обо всех нюансах использования данных мер, мы и поговорим ниже в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 25.04.2019 г.).

1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

1.1 Понятие демпинга

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам.

Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество. Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

1.2 Демпинговая схема “Таран”

Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках. Поэтому демпинг для «новичков» был и скорее всего ещё долго будет единственным рабочим инструментом в конкурентной борьбе. В ранее действующем 94-ФЗ антидемпинговые меры не были предусмотрены, поэтому случаи серьезного снижения в ходе торгов встречались довольно часто. В у нерадивых поставщиков излюбленной была так называемая схема «Таран».

Коротко напомню смысл данной схемы. Как правило, в сговоре участвовало три организации. Первый участник, который должен был победить в аукционе, делал первый шаг с незначительным снижением цены (0,5-1% от НМЦК). Затем в игру вступали два других участника, которые максимально быстро сбивали НМЦК контракта до тех пор, пока подача ценовых предложений другими участниками была бы бессмысленной. Затем, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки этих участников отклоняли, т.к. они заведомо приложили неверные документы. И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом.

1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?

С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно. И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ?

Согласно ч.1 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей , контракт заключается только после предоставления таким участником в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

То есть, если НМЦК более 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч.2 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК , контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

То есть, если НМЦК до 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

— или полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

— или документы, подтверждающие добросовестность такого участника + обеспечение исполнения контракта, установленное в документации.

1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?

Многие участники закупок ошибочно полагают, что антидемпинговые меры применяются абсолютно ко всем закупочным процедурам, в том числе к и . Согласно ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются ТОЛЬКО к и .

1.5 Подтверждение добросовестности участника закупки

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:

При проведении открытого конкурса , конкурса с ограниченным участием , двухэтапного конкурса , закрытого конкурса , закрытого конкурса с ограниченным участием , закрытого двухэтапного конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки (ч.4 ст.37 44-ФЗ).

А при проведения открытого конкурса в электронной форме , конкурса с ограниченным участием в электронной форме , двухэтапного конкурса в электронной форме , аукциона документ, подтверждающий добросовестность должен быть предоставлен Заказчику вместе с подписанным контрактом (ч.5 ст.37 44-ФЗ).

Важно! Выявление недостоверности представленной информации в случае с «бумажными» конкурсами влечет к отклонению заявки, а в случае проведения электронных закупок приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?

Если контракт с Заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, необходимо в первую очередь обратиться к Заказчику для выяснения причины отсутствия записи в реестре. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность Заказчика.

1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ

1. Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, Заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК (ч.7 ст. 37 44-ФЗ);

2. Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо и т.д.), помимо обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения контракта или подтверждение добросовестности участника закупки) участнику необходимо также обосновывать снижение цены путем предоставления заказчику (ч.9 ст.37 44-ФЗ):

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (в свободной форме);
  • документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки (товарная накладная, чеки);
  • иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене

3. Согласно ч.12 ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Как вы видите, с приходом 44-ФЗ требования к участникам закупок, прибегающим к демпингу, ужесточились. Однако сказать о том, что это кардинальным образом изменило ситуацию в лучшую сторону сложно.

Во-первых , те участники, которые и до 44-ФЗ пользовались демпингом, также продолжают им пользоваться. Безусловно, это «удовольствие» стало дороже, но не настолько, чтобы от него полностью отказаться.

Во-вторых , те участники, которые, как и раньше имеют достаточный уровень квалификации и опыта, вряд ли будут стараться выиграть заказ только за счет цены.

Лишь совокупность факторов, таких как: обеспечение заявки, антидемпинговые меры, обеспечение исполнения контракта, штрафы и пени, а также отсутствие аванса отсекли от закупок нерадивых поставщиков. То есть антидемпинговые инструменты работоспособны только в комплексе вышеперечисленных мер, и не дают должного эффекта при использовании по отдельности.

2. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке.

Согласно ч.2 ст.2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Это означает, что каждый Заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч. и применяемые антидемпинговые меры. Эти меры могут отличаться от тех, что предусмотрены ст.37 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.


Понятие демпинга

Демпинг (от английского dumping - сброс) - в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Демпинг в госзакупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме рамках закона №94-ФЗ. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены.

Негативные последствия демпинга

  • Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене.
  • Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену.
  • Расторжение контракта в судебном порядке.
  • Затраты времени на проведение повторных процедур закупок.

Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона . Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика.

Варианты применения антидемпинговых мер в госзакупках

1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить:

  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника

2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только

Обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки

Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками , и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) ;
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) .

Внимание!

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены , по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб.


Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации.

Порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Внимание!

Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной . Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация , подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


Конкурс

В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Закона о контрактной системе. Заказчик, получив такую заявку, проверяет достоверность информации о добросовестности участника в реестре контрактов по номеру реестровой записи: факт наличия такого контракта; соответствие цены указанному размеру; отсутствие неустоек, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по этому контракту.

Аукцион

Внимание!

При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок представленной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается, а он признается .

В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.


При участии в аукционе участник предоставляет информацию, подтверждающую его добросовестность, при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения . Участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта . В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Примеры из практики

1.Включение в РНП сведений об участнике, занявшем второе место, правомерно

Пример 1.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта .

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015

Пример 2.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Указанные требования участником не были исполнены. На этом основании антимонопольный орган включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015)

2. Добросовестность участника подтверждается не только сведениями из реестра контрактов

Пример 3.

Победитель аукциона, снизивший цену контракта более чем на 25%, при заключении контракта представил заказчику сведения из реестра контрактов, подтверждающие добросовестность. Заказчик, посчитав, что участник не подтвердил свою добросовестность должным образом, отказался от заключения контракта и направил сведения о победителе в антимонопольный орган. Данные сведения были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа недействительным.

Как было установлено судами, победитель для подтверждения своей добросовестности представил в том числе акты выполненных работ по нескольким контрактам. Однако, по мнению антимонопольного органа, в отношении победителя аукциона в реестре контрактов количество записей со статусом "исполнение завершено" не соответствует требованиям ст. 37 Закона 44-ФЗ.

Указанный довод не был принят , поскольку расхождение данных реестра и представленных победителем сведений о количестве исполненных контрактов, возможно, возникло ввиду неполного или несвоевременного внесения заказчиками информации в реестр .

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 N 17АП-980/2015-АК по делу N А60-39881/2014).

Закон №44-ФЗ предусматривает право поставщика при участии в аукционе предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, или обеспечение исполнения контракта с использованием протоколов разногласий (с целью увеличения времени на подписание контракта и предоставления информации). Необходимо помнить, что в соответствии с частью 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер

1. Законом 44-ФЗ предусмотрено применение особого порядка антидемпинговых мер при проведении специальных закупок. Например, к таким закупкам относится проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на оказание консультативных услуг.

В таких закупках заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦ контракта.

В случае, если предложение о цене контракта по этим закупкам на 25% и более ниже НМЦ контракта, величина значимости такого критерия как цена контракта устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для указанных видов работ (услуг) установлены, в пределах от 20 до 80%.

2. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта . Оно может включать в себя:

гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки (договор, товарная накладная и т.п.),

иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

При участии в конкурсе участник предоставляет обоснование в составе заявки на участие в конкурсе.

Если закупочная комиссия при оценке заявки признает, что данный документ должен быть, но не предоставлен, то такую заявку комиссия вправе отклонить. Такое решение комиссии фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Если проводится аукцион , то гарантийное письмо или документы, подтверждающие наличие товара представляются участником заказчику при направлении подписанного проекта контракта.

Если участник не выполняет данное требование, не направляет необходимые документы, он признается уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрение в Госдуму внесен проект изменений в 44-ФЗ, предлагающий исключить из закона положения об антидемпинговых мерах, которые применяются при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения.

Новое в антидемпинговых мерах

В июне 2014 года в ст. 37 закона 44-ФЗ была включена часть 12, которая предусматривает возможность неприменения антидемпинговых мер при соблюдении двух условий:

  1. осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  2. участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Ответы на вопросы

Необходимо ли прописывать в аукционной документации, что если поставщик снизит цену на продукты питания более чем на 25%, то он должен предоставить обоснование такой цены?

Ответ : На поставщика возлагается такая обязанность в силу 44-ФЗ, и если заказчик не указал соответствующее требование в документации, он все равно вправе требовать обоснование и расчет такой цены, а также необходимые документы, или отклонить заявку за их непредоставление. Однако чтобы избежать споров лучше предусмотреть в документации условие и случаи предоставления обоснования.

Подписание контракта по 44 ФЗ с победителем закупки по итогам аукциона — это финальный этап размещения государственного и муниципального заказа.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Условие о цене контракта определяется в соответствии с поданной участником закупки заявкой. Указанная в заявке (окончательном предложении) участника закупки цена контракта не может превышать определенную заказчиком начальную (максимальную) цену контракта.

Подтверждение добросовестности участника закупки

В целях противодействия недобросовестным участникам, Закон № 44-ФЗ обязывает участников закупки, предложивших цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить заказчику подтверждение своей добросовестности (антидемпинговые меры).

К способам подтверждения добросовестности участника закупки Закон о контрактной системе относит:

  • увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта относительно размера, указанного в документации о закупке;
  • предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность.

В отдельных случаях устанавливаются специальные антидемпинговые меры:

  • обоснование предлагаемой цены контракта;
  • ограничение величины значимости оценки ценового предложения для ряда сфер.

Финансовое подтверждение добросовестности участника закупки может быть предоставлено ее участником в виде банковской гарантии либо путем внесения денежных средств на счет заказчика до подписания контракта по 44 ФЗ с заказчиком.

Согласно Закону № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение участником закупки.

Порядок подписания контракта

Порядок подписания контракта по 44 ФЗ имеет свои особенности в зависимости от формы размещения заказа.

В соответствии с порядком подписания контракта при электронном аукционе проект контракта без подписи заказчика с включенной в него ценой контракта, предложенной победителем такого аукциона, размещается в единой информационной системе в течение 5 дней с даты размещения в указанной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В свою очередь, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной сети (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, либо направляет заказчику протокол разногласий с указанием пунктов договора, которые не соответствуют информации, содержащейся в извещении о проведении закупки.

По результатам электронного аукциона подписание контракта отличается некоторыми характерными нюансами, без знания которых можно совершить множество ошибок.

  • Подписание контракта по 44 ФЗ сторонами происходит при помощи электронной цифровой подписи;
  • Победитель аукциона вовсе не обязан подписывать предоставленный заказчиком контракт в письменном виде;
  • Приложения к договору в виде актов приема-передачи, счетов и другой документации, необходимо оформлять и подписывать исключительно в письменной форме, поскольку законодательство не регламентирует и не предусматривает подписание их на электронных носителях;
  • Порядок подписания контракта по 44 ФЗ не обязывает заказчика хранить бумажные версии оформленных в электронном виде документов;
  • Достоверность бумажной копии может быть заверена официальным представителем заказчика.

Порядок подписания контракта по 44 ФЗ в случае, если стороны не имеют разногласий, состоит из нескольких простых этапов:

  • Заказчик осуществляет составление контракта, после чего он передает оператору ЭП. Сделать это заказчик должен в течение 5 дней после окончания электронного аукциона;
  • Также не более чем через 5 дней победитель закупки первым ставит подпись на контракте, затем отправляет его оператору ЭП, приложив к документу предоставление обеспечения контракта;
  • Оператор ЭП возвращает подписанный участником контракт и обеспечение заказчику. Это должно произойти не более чем через 10 дней после окончания аукциона;
  • Выполняется проверка и подпись контракта заказчиком, после этого документ снова направляется оператору ЭП. Данное действие должно быть совершено не более чем в течение 3 дней;
  • Оператор ЭП передает подписанный по 44 ФЗ контракт участнику размещения заказа. Именно этот этап и считается временем заключения договора.

Необходимо помнить о том, что подписание контракта по 44 ФЗ должно быть выполнено только спустя 10 дней после того, как будет размещен протокол открытого электронного аукциона.

При этом участник объявляется уклонившимся от заключения сделки в том случае, если он в положенный срок не представил оператору ресурса проект контракта (и его обоснование исполнения в случае необходимости).

С момента размещения в ЕИС подписанного участником электронного аукциона проекта контракта такой контракт считается заключенным.

Признание победителя уклонившимся от заключения контракта

Победитель закупки обязан направить заказчику с его стороны подписанный по 44 ФЗ контракт вместе с документами, подтверждающими добросовестность такого участника закупки, в установленные Законом № 44-ФЗ сроки, в противном случае такой участник признается уклонившимся от заключения контракта.

В качестве последствий признания участника-победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;
  • включение сведений об участнике, признанном уклонившимся от заключения аукциона, в Реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с вышесказанным признание участника закупки победителем такой закупки не является безусловной гарантией того, что с данным лицом будет подписан по 44 ФЗ контракт. Ошибки могут быть допущены и на этапе заключения контракта. Кроме того, признание победителя уклонившимся от заключения контракта может использоваться недобросовестным заказчиком в качестве инструмента, предоставляющего возможность оказывать влияние на итоги закупок.

Услуги КГ ЭТАЛОН по сопровождению электронных аукционов

Юристы компании имеют многолетний опыт сопровождения участия клиентов в электронных аукционах, подписания контракта по 44 ФЗ, включая сбор и оформление документов, подача жалоб в контрольные органы, защита интересов заказчика в суде. Предварительный анализ документов производится бесплатно, и только после его проведения формируется цена заказа, которая не меняется в процессе выполнения работ.

Подписание контракта по 44 ФЗ лучше доверить профессионалам, ведь стоимость выигранного заказа зачастую многократно перекрывает стоимость услуг юристов компании.

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы.



 

Возможно, будет полезно почитать: