Юридическое лицо может быть признано банкротом если. Банкротство юридических лиц – правила меняются

Основанием для банкротства юридического лица является его , то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2 , п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику (п. 1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти несколько стадий банкротства.

Стадии банкротства юридического лица: схема

Признание компании несостоятельной начинается с процедуры , которая является обязательной в отличие от других процедур, применяемых при банкротстве. В ходе наблюдения должно быть проведено , на котором принимается решение о следующей процедуре в отношении должника. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 74 Закона N 127-ФЗ). Таким образом, с учетом наблюдения всего Закон N 127-ФЗ предусматривает 5 возможных стадий банкротства юридического лица.

Схематично основные этапы банкротства можно представить так.

На каждом этапе банкротства юридического лица (кроме мирового соглашения) для проведения соответствующей процедуры утверждается арбитражный управляющий - это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих (ст. 2 , п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ).

Что касается , то оно может быть заключено на любом этапе банкротства (п. 1 ст. 150 Закона N 127-ФЗ). Соответственно, в зависимости от применяемой процедуры банкротства решение о его заключении со стороны организации-должника принимает:

  • или руководитель организации;
  • или внешний управляющий;
  • или конкурсный управляющий (п. 2 ст. 150 Закона N 127-ФЗ).

То есть утверждать еще кого-то на место арбитражного управляющего конкретно для заключения мирового соглашения нет необходимости.

О каждой из упомянутых стадий банкротства вы может прочесть отдельный материал на нашем сайте.

Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товар­но-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к раз­витию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоров­ления экономики страны. Необходимо было срочно разработать ме­ханизм законодательного регулирования несостоятельности (банк­ротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В на­стоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособ­ность должника удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обя­зательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не спо­собные удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза­тельствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюд­жетные фонды).

Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несосто­ятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юри­дических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда

Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обра­щено судом взыскание.

В общую сумму задолженности включаются лишь суммы дол­га за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обяза­тельным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежа­щие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также фи­нансовые (экономические) санкции.

Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспор­ным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на мо­мент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.


Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено толь­ко арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.

Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации" и официальном издании го­сударственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению.

При подаче в арбитражный суд заявления о признании долж­ника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о бан­кротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридичес­кие лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предприни­мателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкрот­стве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности ис­полнения денежных обязательств перед другими кредиторами, орга­нами управления должника или собственником его имущества (уни­тарного предприятия).

Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу на­личия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это вле­чет обязанность должника возместить ущерб, причиненный пода­чей такого заявления в арбитражный суд.

Преднамеренным считается банкротство должника, происшед­шее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на уч­редителей (участников) должника, в случае недостаточности иму­щества должника, может быть возложена субсидиарная (дополни­тельная) ответственность по его обязательствам.

Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным су­дом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обра­щаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.

В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопро­сов введения, продления, прекращения внешнего управления, зак­лючения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кре­диторов.

Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требо­вания которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурс­ных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.

Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представ­ления информации о финансовом состоянии должника, ходе внеш­него управления и конкурсного производства; в случаях, предусмот­ренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляю­щего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).

Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществля­ющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (вре­менный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специаль­ными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отно­шении должника и кредиторов.

Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризис­ного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на ос­новании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицен­зию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кан­дидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющи­ми не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.

На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анали­зом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выпол­нения обязанностей арбитражному управляющему предоставляют­ся определенные законом права. Так, заявления арбитражных уп­равляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсно­го производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По ре­зультатам рассмотрения заявлений выносятся определения.

За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утвержда­емое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, мо­жет явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.

Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкрот­ства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.

Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о приня­тия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполни­телю по месту нахождения должника.

Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжа­ется в полном объеме. Однако затруднительное положение должни­ка предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.

Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности ак­тивов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возмож­ности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела дол­жника.

Выполняя названные задачи, временный управляющий, выяв­ляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кре­диторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий со­зывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.

Принятые собранием кредиторов решения временный управ­ляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соот­ветствующего решения арбитражного суда по существу рассматри­ваемого дела заканчивается наблюдение.

Внешнее управление является еще одной процедурой банкрот­ства, которая применяется к должнику при наличии реальной воз­можности восстановления его платежеспособности с передачей пол­номочий по управлению должником внешнему управляющему. Вне­шний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управле­ния вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и предста­вить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управ­ления, в котором предусматриваются меры по восстановлению пла­тежеспособности должника.

Важнейшими обязанностями временного управляющего явля­ются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприя­тиях.

На период внешнего управления вводится мораторий на удов­летворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются зара­ботная плата и иное вознаграждение работникам организации-дол­жника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.

Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, прода­жа предприятия (бизнеса) должника и др.

В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний уп­равляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кре­диторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстано­вило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управля­ющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Ут­верждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о бан­кротстве.

При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управля­ющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о при­знании должника банкротом и об открытии конкурсного производ­ства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управле­ние не дало желаемого результата - восстановление платежеспо­собности должника.

Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом ре­шения о признании должника банкротом влечет открытие конкур­сного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.

Открытие конкурсного производства означает, что срок испол­нения всех денежных обязательств должника считается наступив­шим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должни­ку предъявляются только в рамках конкурсного производства.

Главной задачей конкурсного производства являются аккуму­лирование имущества должника и формирование конкурсной мас­сы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные за­логом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - кон­курсных кредиторов в размере основной задолженности и процен­тов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, не­устоек, финансовых санкций.

Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связан­ные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, пла­тежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.

При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвента­ризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступа­ет к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кре­диторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управ­ляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на ос­новании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требо­вания должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответ­ствии с реестром требований кредиторов, причем требования каж­дой очереди удовлетворяются после полного выполнения требова­ний предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносят­ся сведения о погашении требований кредиторов.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недо­статочности имущества должника, считаются погашенными. Пога­шенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбит­ражный суд либо такие требования признаны судом необоснован­ными.

Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкур­сного производства, имеют право требования к третьим лицам, по­лучившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.

При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанно­стей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требова­ний кредиторов и документов, подтверждающих продажу имуще­ства и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитраж­ного суда о завершении конкурсного производства конкурсный уп­равляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полно­мочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное про­изводство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятель­ности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегу­лирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения ар­битражным судом дела о банкротстве.

От имени должника решение о заключении мирового соглаше­ния принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководи­тель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.

Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурс­ных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует боль­шинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и мо­жет содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.

Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу ми­рового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях от­сутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахожде­ния заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами незави­симо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имуще­ства, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.

Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены осо­бенности банкротства отдельных категорий должников-юридичес­ких лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяй­ственных, страховых организациях, банках, профессиональных уча­стниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индиви­дуальных предпринимателей.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствую­щего населенного пункта. При банкротстве таких организаций воз­можны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предус­матривает участие в таких делах органа местного самоуправления.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юри­дические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от об­щей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.

В отношении банкротства банков и иных кредитных органи­заций действует специальный федеральный закон. Предваритель­но вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзы­вает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспо­собного банка, и только после этого судом возбуждается дело.

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

Банкротство юридического лица - безусловно, заманчивый и, часто, эффективный способ избавиться от долгов, которые, к примеру, магазин не может выплатить. Но существуют определенные риски, о которых мы расскажем в нашей статье.

Кириллова Ольга Юрьевна, управляющий директор юридической компании Heritage Group

Банкротство юридического лица - безусловно, заманчивый и, часто, эффективный способ избавиться от долгов, которые, к примеру, магазин не может выплатить. Однако, чем больше совершенствуется Федеральный закон о несостоятельности, тем больше рисков несет в себе эта процедура.

Плюсы и минусы процедуры банкротства юридического лица

Для должника риски заключаются, прежде всего, во взыскании убытков с директора и участников, а также в их привлечении к субсидиарной ответственности.

Для кредитора – в том, что, затратив дополнительные средства на финансирование процедуры банкротства, он не сможет получить свои деньги, так как все имущество должника окажется выведено.

По статистике, в 2017 году кредиторы банкротов в среднем получили 5.5% своих долгов.

Плюсы же для должника состоят в том, что в результате банкротства все долги списываются, а компания исключается из ЕГРЮЛ. Таким образом, убыточная компания ликвидируется, и ни кредиторы, ни налоговая, впоследствии, не смогут предъявить к ней никаких претензий.

Плюсы для кредитора. Если должник не желает платить даже при наличии исполнительного листа, в банкротстве можно получить полную информацию о финансовой деятельности должника и оспорить сделки, которые нанесли ущерб кредиторам; вернуть имущество в конкурсную массу и привлечь руководителей к субсидиарной ответственности, если средств в конкурсной массе окажется недостаточно.

Конкурсная масса - это все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Очевидно, что при наличии таких эффективных инструментов, которые банкротное законодательство дает в руки кредитору, 5.5% удовлетворенных требований – это очень мало.

Существует простое объяснение – мало иметь инструменты, надо еще уметь ими пользоваться.

К сожалению, эффективность подавляющего большинства банкротных процедур остается крайне низкой из-за недостаточной квалификации специалистов, которые ведут эти процедуры.

Если сравнивать банкротство с процедурой ликвидации или реорганизации, последние имеют перед банкротством ряд очевидных минусов:

  • назначение «номинального» директора при «альтернативной ликвидации» с большой вероятностью приведет к возбуждению уголовного дела и к субсидиарной ответственности по долгам предприятия;
  • кредиторы могут в любой момент приостановить ликвидацию или реорганизацию и предъявить свои требования;
  • при альтернативной ликвидации юридическое лицо остается действующим само или в лице правопреемника, тогда как в результате банкротства, юрлицо окончательно исключается из реестра.

Варианты банкротства юридического лица

Существуют два основных варианта банкротства – упрощенное и стандартное.

Упрощенная схема банкротства

Банкротство по упрощенной схеме дешевле и быстрее полной процедуры, но имеет свои условия. Оно применяется в двух случаях – когда компания-должник начала процедуру ликвидации, или когда должник отсутствует и не ведет деятельность на протяжении 12 месяцев и более.

Длится упрощенное банкротство в среднем от 6 до 12 месяцев, а в алгоритме процедуры отсутствуют этапы наблюдения, оздоровления и внешнего управления. Соответственно, расходы на процедуру будут меньше, и кредиторы быстрее получат деньги от продажи имущества должника.

Кроме того, то, что упрощенное банкротство начинается сразу с конкурсного производства, имеет еще одно преимущество для кредиторов – с этого момента никто не может зарегистрировать собственность на имущество должника, кроме самого должника.

Конкурсное производство - это завершающая процедура банкротства коммерческой организации-должника в российском правовом поле. Она применяется в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В то время как во время наблюдения нередки случаи, когда имущество «уходит» и сразу перепродается добросовестным приобретателям. В этом случае вернуть имущество в конкурсную массу бывает крайне сложно, а иногда – невозможно.

Стандартный вариант

Чтобы обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, необходима задолженность в размере более 300 тысяч рублей, срок исполнения по которой наступил не менее 3-х месяцев назад.

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

Стандартная процедура банкротства состоит из двух или более этапов.

Первым, в стандартном варианте, обязательно будет наблюдение - предприятие работает в прежнем режиме под опекой арбитражного управляющего, а тот проводит детальный анализ его деятельности.

В наблюдении директор продолжает управлять магазином, и оно может продолжать свою деятельность, с некоторыми ограничениями.

На это время приостанавливаются все исполнительные производства – а это значит, что судебные приставы и налоговая инспекция не могут списывать деньги со счетов должника в безакцептном порядке. Кроме того, «замораживается» начисление процентов – банки не могут требовать оплаты процентов по кредитным задолженностям.

Все это делается для того, чтобы определить – может ли предприятие восстановить платежеспособность, или нет.

1. Финансовое оздоровление

Является попыткой восстановить платежеспособность компании и погасить долги в соответствии с определенным графиком. Его разрабатывают, затем утверждают в арбитражном суде.

В ходе финансового оздоровления компанией продолжает руководить ее директор, а административный управляющий, назначенный судом – следит, чтобы не нарушались права кредиторов.

Для предотвращения причинения вреда кредиторам на должника также накладываются ограничения.

При этом предприятие получает ряд льгот – например, в этот период отменяются все аресты и обеспечительные меры, не начисляются проценты, неустойки и прочие штрафные санкции.

Длится оздоровление не более двух лет. Если график не утвердили или не выполнили, банкротство переходит в конкурсное производство.

2. Внешнее управление

Арбитражный управляющий здесь приобретает права руководителя предприятия и пытается оптимизировать деятельность предприятия, сокращая расходы, улучшая управление организацией, и применяя прочие антикризисные меры.

Этот этап может занимать до полутора лет, после чего, суд выносит определение либо о прекращении процедуры банкротства и расчете с кредиторами, либо о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении мирового соглашения.

Основное отличие от финансового оздоровления – в том, что расчет с кредиторами не производится. На все время внешнего управления, на требования кредиторов накладывается мораторий.

3. Конкурсное производство

Цель последнего этапа процедуры банкротства – максимальное удовлетворение требований кредиторов. С этой целью конкурсный управляющий продает имущество должника, оспаривает сделки, взыскивает убытки, и осуществляет все меры для того, чтобы пополнить конкурсную массу.

Продолжительность этапа – до 18 месяцев. На любом этапе процедуры, кредиторы и должник могут прийти к мировому соглашению. По завершении конкурсного производства, компания ликвидируется и исключается из ЕГРЮЛ.

Какой бы вид процедуры не был, в конце концов, реализован, банкротство остаётся очень сложным и трудоемким процессом.

От квалификации специалистов, которые его проводят, напрямую зависит результат – получат ли кредиторы деньги по своим требованиям, и ответят ли директор и участники своим имуществом за долги предприятия.

Читайте статьи об эффективном управлении:

В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.

Основные стадии банкротства юридического лица

Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.) . В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.

Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ . Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.

Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия - прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.

Стадии банкротства юридического лица - схема

Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ . Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.

Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.

Основные этапы банкротства - цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62 -75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76 - Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124 -) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства - максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица - заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.



 

Возможно, будет полезно почитать: