Зарплаты в медицине: нововведения по «дорожной карте. Зарплаты в медицине: нововведения по «дорожной карте Постановление 597

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации;

г) определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта;

д) определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта;

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату (пособий) в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет.

3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Статьи по данной теме

  • В 2014 году в 53 российских регионов введено детское пособие семьям при рождении […]
  • Опубликовано: 31 декабря 2006 г. Вступает в силу:1 января 2007 г. Принят […]

Изменения в отрасли здравоохранения, разработанные региональными властями в соответствии с Постановлением Правительства № 2599-рр, принятым 28.12.2012, призваны повысить зарплаты медицинскому персоналу и одновременно в разы улучшить эффективность работников, в первую очередь путем материального стимулирования.

Высокая зарплата по «дорожной карте» в медицине является не единственной приоритетной задачей принятого Указа Президента № 597 и Постановления Правительства № 2599-рр. Целями формирования плана мероприятий также являются:

  1. Организация конкурентной среды.
  2. Установление прямой зависимости заработной платы от объема оказанных населению услуг, а также их качества.
  3. Заключение эффективных контрактов, по которым устанавливается зарплата медиков по «дорожной карте». Договора сотрудников должны содержать критерии оценивания работы, а также показатели, достижение которых позволит работнику получать поощрительные выплаты.
  4. Тщательная проработка и принятие региональных программ в области здравоохранения, вносящих изменения в имеющуюся систему.

Как отразится на заработной плате и для кого

Ответив на вопрос, «дорожная карта» — что это такое в зарплате, следует определиться, как будет оплачиваться труд медперсонала при выполнении разработанного плана мероприятий. При реализации программы зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении должна вырасти в 2 раза у сотрудников, относящихся к категории среднего и младшего персонала, и в 3 — у квалифицированных врачей.

Однако не все работники медицины могут претендовать на повышение заработных плат путем назначения стимулирующих выплат. Зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении не увеличится:

  • у заведующих медицинских учреждений, занимающихся исключительно административной работой. Исключение составляют сотрудники, совмещающие врачебную практику и руководящую должность;
  • у медперсонала, деятельность которых подпадает под действие федеральной программы «Здоровье»:
    • врачей, занимающихся родами, а равно уходом за появившимися на свет младенцами;
    • семейных врачей;
    • участковых педиатров и терапевтов, а также у работающих с ними младших медицинских сотрудников;
  • у врачей, оказывающих высокотехнологичные услуги.

«Дорожная карта» по зарплате медработников не распространяется на лиц, у которых отсутствует документ о получении профильного образования. Препятствием к получению дополнительных средств является отсутствие медицинской страховки у работника.

Что делать, если заработную плату не повышают

Даже у медицинских работников, не попадающих в категории, на которые не распространяется действие Указа Президента № 597, и знающих, «дорожная карта» — что это в медицине, зарплата увеличивается не всегда. Дело в том, что оплата труда повышается в основном за счет стимулирующих выплат, которые назначаются специальной комиссией при оценке следующих показателей работы сотрудника:

  • количество болезней, обнаруженных у пациентов;
  • наличие жалоб и положительных отзывов — степень удовлетворенности обслуживаемых врачом больных;
  • стремление специалиста постоянно повышать квалификацию, изучать новейшие методики работы, профессиональные достижения;
  • наличие осложнений и несвоевременных госпитализаций;
  • аккуратность при работе с отчетами и другой документацией.

Если зарплата у работника после проведенной проверки качества работы не изменилась, в первую очередь необходимо ознакомиться с актом экспертной оценки и узнать количество начисленных сотруднику баллов, на основании которых и формируется надбавка к ежемесячной оплате труда. Далее следует обратиться к нормативным документам учреждения здравоохранения, регулирующим процесс расчета дополнительных выплат. Если сотрудник постоянно и, по его мнению, безосновательно лишается надбавки, за защитой следует обратиться в судебный орган.

Реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить МРОТ на 25,7%. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 июля 2016 года МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 4%, до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации).

В 2016 году, по данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата по Российской Федерации составила 36 746 рублей и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,8%, в том числе в области образования – на 4,3% (28 094 рубля, или 76,5% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области культуры и искусства – на 5,7% (31 079 рублей, или 84,6% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области здравоохранения – на 6,2% (30 992 рубля, или 84,3% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области предоставления социальных услуг – на 4,3% (23 955 рублей, или 65,2% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области научных исследований и разработок – на 9,6% (64 054 рубля, или 174,3% к средней заработной плате по Российской Федерации).

Повышению номинальной заработной платы способствует осуществление мероприятий по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761, от 28 декабря 2012 года №1688, реализация (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р), а также отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, предусматривающих увязку оплаты труда и достижение показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

По данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 рублей и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 рублей (+3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 рублей (+4,3%), образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 30 034 рубля (+1%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 рублей (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 рублей (+8,5%), научных сотрудников – 53 836 рублей (+4%), врачей – 50 667 рублей (+5,8%), среднего медицинского персонала – 28 174 рубля (+4,3%), младшего медицинского персонала – 18 436 рублей (+9,6%), работников учреждений культуры – 27 080 рублей (+6,3%), социальных работников – 21 601 рубль (+9,3%).

В 2016 и 2017 годах Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями продолжена работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 19 апреля 2017 года Минтрудом России утверждено 1004 профессиональных стандарта.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (далее – организации социальной сферы) предусматривает оценку условий оказания услуг этими организациями. Независимость такой оценки обеспечивается участием в ней общественных советов, которые формируются из представителей всероссийских и региональных общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), представляющих интересы граждан и осуществляющих свою деятельность в соответствующих сферах независимо от государственных органов власти, самих граждан – потребителей услуг, а также обеспечением публичности результатов независимой оценки.

Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти в социальной сфере, рассматривают на своих заседаниях вопросы проведения независимой оценки качества с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие.

Результаты мониторинга, проводимого Минтрудом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования:

  • во всех субъектах Федерации приняты необходимые нормативные акты, созданы в установленном порядке общественные советы для проведения независимой оценки, определены руководители регионов, ответственные за координацию этой работы;
  • организации социальной сферы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. К началу 2016 года, по информации субъектов Федерации, 86,3% организаций имели официальные сайты (в 2013 году – 71,6%), в культуре – 46,9% организаций этой сферы, в социальном обслуживании – 87,1%, в здравоохранении – 91,0%, в образовании – 99,3% организаций;
  • на официальных сайтах в сети Интернет органами государственной власти созданы разделы «Независимая оценка качества» (в социальном обслуживании – в 85 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 83, в образовании – в 80 регионах);
  • обеспечивается техническая возможность выражения мнения потребителей услуг о качестве услуг, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Федерации (в социальном обслуживании – в 67 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 67, в образовании – в 45 регионах);
  • в субъектах Федерации устанавливается практика учёта результатов независимой оценки качества при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.

Информация о результатах независимой оценки качества размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, а с 2016 года и на едином портале – официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru (далее – сайт bus.gov.ru). С этой целью на указанном сайте создан специальный функционал и обеспечена техническая возможность для зарегистрированных в установленном порядке пользователей размещать такую информацию. Определён состав информации о результатах независимой оценки качества и порядок её размещения на сайте bus.gov.ru (приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н), разработано руководство для уполномоченных органов исполнительной власти по размещению данной информации.

В настоящее время на сайте bus.gov.ru создана возможность построения по итогам проведения независимой оценки качества интерактивного регионального рейтинга организаций (по сумме баллов, полученных в ходе оценки) по каждому субъекту Федерации в соответствующей сфере, а также отраслевого рейтинга организаций в целом по Российской Федерации (рейтинги формируются по последним данным по организации в автоматическом режиме по мере размещения информации уполномоченным органом): http://bus.gov.ru/pub/top-organizations .

В 2016 году (по состоянию на 1 февраля 2017 года) охвачено независимой оценкой качества 35,5 тыс. организаций, что составляет 26,0% от общего числа организаций, в том числе в сфере социального обслуживания 2,2 тыс. организаций, или 34,6%, в сфере культуры – 6,9 тыс. организаций, или 33,2%, в сфере охраны здоровья – 3,5 тыс. организаций, или 33,8%, в сфере образования – 22,8 тыс. организаций, или 23,1%, учитываемых Росстатом.

По результатам проведённой независимой оценки качества принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышению качества оказания услуг.

По информации субъектов Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают такие направления, как оптимизация работы организаций (изменение графика работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг), совершенствование материально-технической базы организаций (оснащение оборудованием и техникой, замена или обновление мебели), создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов и посетителей с детьми, включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера, организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг.

В целях реализации сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход к формированию пенсионных прав в относительных величинах (пенсионные коэффициенты).

Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет повысить значение страхового стажа и белой заработной платы.

В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения лиц, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).

Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда.

Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц в накопительной составляющей, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды).

Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Трудовые пенсии граждан, которые были назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам пенсия не достигает размера, получаемого пенсионером до указанной даты, то такому пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производились с учётом нового пенсионного законодательства.

С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей. Эта индексация страховых пенсий распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.

В целях материальной поддержки пенсионеров в соответствии с «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в январе 2017 года произведена единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

В 2016 году приняты важные решения, касающиеся механизма индексации пенсий. С 2017 года осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% в соответствии с «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.» и «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Указанное повышение размеров страховых пенсий позволило улучшить материальное обеспечение порядка 31,4 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» дополнительно увеличены страховые пенсии на 0,38%, то есть исходя из прогнозного уровня инфляции, заложенного в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год (5,8%).

С учётом проведённого в феврале увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним, а также увеличения страховых пенсий в апреле, среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13 655 рублей (159,8% прожиточного минимума пенсионера).

Передвижной фонд ведущих российских музеев начиная с 1 марта 2013 года обновляется за счёт организации и проведения передвижных тематических выставок, на которых экспонируются предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации из собрания музеев России.

Всего за отчётный период с 2013 по 2016 год проведено 732 выставки, в том числе:

в 2013 году – 58 выставок;

в 2014 году – 128 выставок;

в 2015 году – 180 выставок;

в 2016 году – 366 выставок.

Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2016 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных заинтересованным музеям на выполнение государственных заданий.

В 2016 году выставочные проекты были осуществлены в таких средних и малых городах, как г. Суздаль (Владимирская область), г. Анадырь, г. Певек (Чукотский автономный округ), г. Выкса (Нижегородская область), г. Боровск (Калужская область), г. Вязьма (Смоленская обл.), г. Невельск (Сахалинская область), г. Егорьевск, г. Электросталь, пос. Баковка, г. Голицыно, г. Истра, г. Сергиев Посад (Московская область), г. Прокопьевск (Кемеровская область), г. Горно-Алтайск (Республика Алтай), г. Нижний Тагил (Свердловская область), г. Бахчисарай (Республика Крым), г. Майкоп (Республика Адыгея), г. Данков (Липецкая область), г. Ливны (Орловская область), г. Кимовск (Тульская область).

В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф » представлено 235 виртуальных музеев, 87 из которых созданы с привлечением средств федерального бюджета.

Наряду с созданием новых виртуальных музеев в 2016 году осуществлялась модернизация действующих, например, Виртуальный музей архитектуры обновлён при участии специалистов Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и получил приз международного конкурса Heritage in Motion в номинации «Приложение для мобильных устройств».

Ежегодно Минкультуры России формирует выставочные планы на основе предложений ведущих музеев и заявок субъектов Российской Федерации. Объём финансирования выставочных проектов за счёт средств федерального бюджета составляет 60–70% от общей сметы расходов на указанные цели, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников – 30–40%.

В музеях Российской Федерации в 2012–2016 годах проведено 314 057 выставок, в том числе:

в 2012 году – 52 840 выставок,

в 2013 году – 57 593 выставки,

в 2014 году – 63 038 выставок,

в 2015 году – 69 628 выставок,

в 2016 году – 70 958 выставок.

В 2016 году в музеях Российской Федерации организовано 70 958 выставок, что на 34% больше, чем в 2012 году. Количество экспонируемых на выставках музейных предметов составило 6 589 403 единицы, что на 41% больше, чем в 2012 году. Из общего количества выставок музеями федерального ведения в субъектах проведено 1298 выставок, на которых было представлено 615 398 музейных предметов.

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

  • увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
  • доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
  • создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

  • подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
  • создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
  • повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

  • подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
  • разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

  • создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
  • включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
  • обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
  • обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
  • обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
  • увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
  • увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
  • увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

О ходе исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

На слайде представлены основные показатели региональной «дорожной карты» в разрезе уровней образования.
Особое внимание на такие показатели как:

соотношение численности обучающихся в расчете на одного педагогического работника;

на охват обучающихся образовательными программами;

на аттестацию педагогических работников на 1 и высшую категории.

Приказом Министерства образования Калининградской области утвержден от 08.05.2014 года № 435/1 утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в котором содержится график согласования между Министерством образования области и муниципальными образованиями муниципальных Планов мероприятий «дорожных карт», формы отчетности и сроки отчетности по реализации Плана мероприятий («Дорожной карты»).

На слайде видно, что не все муниципальные образования согласовали и приняли нормативно-правовой акт, обеспечивающий реализацию дорожной карты.

И на показатели по заключению эффективных контрактов с руководителями и работниками образовательных организаций. На слайде видно, что по дошкольному образованию 100% заключение контрактов с руководителями образовательных организаций должно быть осуществлено до 2018 года. С педагогическими сотрудниками заключение контрактов должно быть закончено к 2016 году, с остальными работниками дошкольных организаций заключения эффективных контрактов должно быть осуществлено в период 2017-2018 года.

В общем образовании представлена линейка заключения эффективных контрактов с 2013-2018 годы. Заключение контрактов с педагогическими и прочими работниками будет осуществлено в период с 2014 по 2018 год.
В дополнительном образовании детей заключение эффективных контрактов планируется так: с руководителями – 2016-2018 года;

с педагогическими работниками - 2014-2016 года; с прочими работниками - 2017-2018 года. Обращаю Внимание глав муниципальных образований, являющихся учредителями образовательных организаций, что к 1 сентября т.г. в каждом муниципальном образовании должен быть отдельный план по переводу на эффективный контракт в разрезе видов образовательных организаций, руководителей, педагогических и других работников организаций с показателями долей по годам, начиная с 1 сентября 2014 года. Рекомендации по переводу работников на эффективные контракты были нами разработаны и направлены в муниципальные образования еще в 2013 году. Работа должна быть активизирована в связи с тем, что сейчас заканчивается очередной учебный год и начинается процесс распределения нагрузки и прочих мероприятий.

Основное направление Указа №599 – обеспечение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году.

В 2014 году в сфере дошкольного образования продолжается работа по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина № 599 от 7 мая 2012 года в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 1 июня 2014 года детей в возрасте от 3 до 7 лет зарегистрировано 3865 человек. В 2014 году планируется ввести 3763 места.

Кроме этого, в муниципальных образованиях Калининградской области продолжается работа по введению новых мест в дошкольных учреждениях. Всего за январь-май 2014 года введено 1182 новых мест (31% от взятых на себя обязательств), в том числе сданы в эксплуатацию детский сад на 150 мест в городе Светлогорске, детский сад на 150 мест в г. Пионерский, детский сад на 397 мест в Северном жилом районе г. Калининграда. Закончена реконструкция детского сада «Березка» в г. Гурьевске на 150 мест.

В соответствии с Планом мероприятий («Дорожной картой») «Изменение в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в 2014 году запланировано создать 3763 место в системе дошкольного образования Калининградской области. Ввод новых мест планируется за счет использования внутренних резервов, действующих в ДОУ – 411 мест в 96 ДОУ (11 %), реконструкции зданий ДОУ – 670 мест в 4 зданиях (18 %), строительства новых ДОУ – 2544 места в 10 ДОУ (из них 3 уже открыты) (68 %), увеличения числа мест в группах КП – 95 мест (2 %), расширения альтернативных форм - 43 места (1 %).

На данном слайде, вы видите в каких муниципальных образованиях планируется ввод новых дошкольных мест.

Для создания условий, соответствующих реализации новых федеральных государственных стандартов в системе образования региона, повышения качества образования ведется строительство и реконструкция объектов образования.
На слайде представлены объекты строительства и реконструкции 2014 года в разрезе муниципальных образований.
Основные проблемы реализации мероприятий:
ГО «Город Калининград»:

не решен вопрос с постоянной точкой подключения к электроснабжению детского сада по ул. Алданская;

не решен вопрос с постоянной точкой подключения к электроснабжению детского сада по ул. Беланова;

не получены положительные заключения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости по вновь начинаемым в 2014 году 3 детским садам по ул. Левитана, ул. Аксакова, ул. Октябрьская.

МО «Полесский муниципальный район»:

Не завершено строительство блока «В» строящейся школы, не завершена разработка смет на неучтенные в проекте работы (слаботочные сети, автоматизация), не решен вопрос о строительстве (реконструкции) стадиона, не соблюден график приемки помещений (по графику 02.06.2014 г. приемка блока «Д», 09.06.2014 г. приемка блока «А»).

МО «Краснознаменский район»:

Сметы на выполнение дополнительных работ и закупку оборудования не разработаны и не сданы в ГАУ КО «РЦЦС».

МО «Светлогорский район»:

Постоянно переносится срок завершения реконструкции ДШИ, имеется отставание от графика, но претензионно-исковая работа с подрядчиком не ведется.

МО «Правдинский район»:

Строительство пристройки к МОУ СОШ – недостаток рабочих на объекте, соответственно, низкий темп выполнения работ;

реконструкция здания интерната под детский сад – не объявлены торги на установку теневых навесов, не представлены документы в ГАСН.

МО «Балтийский муниципальный район»:

Строительство детского сада на ул. Сенявина - очень мало рабочих на объекте, низкий темп выполнения работ;

Реконструкция детского сада № 6 – не решен вопрос с выделением 24,8 млн. рублей на завершение реконструкции.

МО «Озерский район»:

Низкий темп выполнения работ.

В целях апробации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Министерством образования Калининградской области определены 10 муниципальных образований, в которых 32 дошкольных учреждения реализуют внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В 2014 году 7338 детей начали осваивать программы дошкольного образования в соответствии с новыми стандартами. В рамках стандартов планируется изменение организации учебного процесса, изменение учебных программ, изменение образовательной среды, которые повлияют на требования к повышению квалификации педагогических работников и руководителей дошкольных учреждений. В связи с этим, большая работа запланирована по переобучению педагогических и административных работников этих организаций. С 2014 года началась поэтапная работа по повышению квалификации всех педагогических работников ДОУ в соответствии с ФГОС, которая будет реализована в течение трех лет. В первую очередь переобучение проходят руководители дошкольных организаций. Обучение будет осуществляться совместно с Московским педагогическим государственным университетом, большая часть обучения будет реализована в форме стажировок.

Кроме того, наблюдается увеличение конкурса на педагогические специальности в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта. В 2013 году конкурс на педагогические специальности доходил до 14 человек на место. И с целью повышения качества подготовки специалистов на базе педагогического колледжа создается региональный педагогический институт. Первый набор на его специальности будет осуществлен уже в 2014 году - 100 человек.

Внедрена система электронной очереди (учета) детей на получение места в дошкольной образовательной организации на региональном уровне.

Мероприятия по введению новых объектов образования для нас еще важны и тем, что Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. №294 внесены изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. По сфере образования введен новый показатель «доля обучающихся в одну смену». На слайде выделены муниципальные образования, в которых доля обучающихся в одну смену сегодня ниже 100%. Предстоит еще раз пересмотреть все планы образовательных организаций по рациональному использованию помещений для увеличения доли обучающихся, занимающихся в одну смену. К 2018 году необходимо обеспечить рост этого показателя.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 еще один важный показатель - к 2020 году охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием должен составить не менее 70-75 %. В связи с этим, в 2014 году в соответствии с «дорожной картой» внедряются:

муниципальные программы развития дополнительного образования детей, организационно-экономические механизмы доступности образования детей, использование ресурсов негосударственного сектора, систему оценки качества в дополнительном образовании детей, эффективный контракт с педагогами и руководителями, мониторинг качества дополнительного образования детей в ДОУ.

В целях анализа динамики изменений, происходящих в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляется ежемесячный мониторинг результативности показателей (эффективный контракт, повышение квалификации, совершенствование нормативно-правовой базы, охват программами дополнительного образования).

По состоянию на 01 июня 2014 года доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования составила 61,5% - это более 79,0 тысяч человек.

За счет открытия кружков, секций и студий по новым направлениям в организациях дополнительного образования в период с 01 сентября по 01 октября нового 2014-2015 учебного года, а также внесения изменений в муниципальные задания в части увеличения численности получателей образовательных услуг, планируется увеличить долю охвата детей программами дополнительного образования на 1,5%.

Данные мероприятия позволят достигнуть заявленного в дорожной карте показателя в 63% в части охвата детей программами дополнительного образования, что составит 81,0 тысячу детей, в том числе 76,0 тысяч детей будут получать данную образовательную услугу на бесплатной основе.

На слайдах представлены данные по охвату детей программами дополнительного образования в разрезе муниципальных образований. Вместе с тем, ситуация с охватом детей программами дополнительного образования в разрезе муниципалитетов различается. Так в Багратионовском, Краснознаменском, Ладушкинском, Зеленоградском районах - она ниже 40,0 %.

Ряд муниципалитетов более успешно справляется с выполнением данного показателя например, Балтийск, Гвардейск, Калининград, Мамоново, Пионерский, Светлый, Светлогорск и Советск.

По итогам первого полугодия в рамках исполнения целевых программ Калининградской области проведены конкурсные отборы муниципальных образований и образовательных организаций по распространению инновационных моделей развития техносферы, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Победители представлены на слайде.

Муниципальные образования – победители получат финансовую поддержку в объеме 1,0 млн. рублей каждый из средств областного бюджета на реализацию представленных проектов., образовательные организации- победители по 500,0 тыс. рублей.

Средства областного бюджета направляются на приобретение оборудования, программного обеспечения, мебели и расходных материалов, повышение квалификации специалистов. Муниципальное образование в свою очередь, предоставляет помещение, производит необходимый ремонт, подбирает квалифицированные педагогические кадры.

Таким образом, до конца года в области будет функционировать 6 инновационных учреждения дополнительного образования (Гурьевск, Балтийск, Советск, Калининград, Гусев, Гвардейск).

Важным элементом повышения мотивации к научно-технической и исследовательской деятельности является ежегодное проведение областной выставки научно-технического творчества детей и молодежи.

Выставка «НТТМ» проводилась в трех возрастных группах учащиеся 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов по следующим номинациям: «Лучший проект по техническому творчеству» и «Лучший научно-исследовательский проект». Участие в ней приняли более 200 юных техников и исследователей представили работы на II областной выставке НТТМ.

В 2014 году калининградские школьники победители региональной выставки успешно участвовали в конкурсах и турнирах по технической творчеству, вошли в сборную команду России по робототехнике и завоевали приз «За лучшее конструктивное исполнение робота» (VI Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест-2014» г. Москва). На 01 июня 2014 года техническим творчеством занимается 3,9 % детей, охваченных программами дополнительного образования, до конца 2014 года планируется довести этот показатель до 6,0 % за счет создания новых ресурсных центров технического творчества (г. Гусев, г. Гвардейск).

До конца 2018 года техническим творчеством планируется охватить не менее 15,0 % детей, изучающих программы дополнительного образования.

Весомые показатели, которые необходимо обеспечить уже в этом году, это показатели по ЕГЭ. В 2014 году Министерством образования были приняты организационные решения по достижению максимальной прозрачности и объективности процедуры ЕГЭ, так все 30 пунктов проведения экзаменов оснащены системами видеонаблюдения, стационарными или переносными металлоискателями. Более 150 общественных наблюдателей следили за объективностью и прозрачностью процедуры проведения экзаменов. Кроме того слежение за объективностью процедуры осуществлялось и федеральными наблюдателями через сайт «Смотри ЕГЭ». В 2014 году можно отметить более качественную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена По русскому языку и немецкому языкам, средний балл по этим предметам стал выше чем в 2013. По состоянию на 16 июня т.г. 15 ребят получили максимальное количество балов - 100. Один выпускник получил 100 балльные результаты по двум предметам – русскому и английскому языкам. Неплохие результаты показали выпускники школ на экзамене по математике. По остальным предметам результаты пока не известны.

В 2013/2014 учебном году с целью развития системы поддержки одаренных детей создан Центр развития одаренных детей, на базе которого развивается образовательный комплекс для одаренных детей, объединяющий усилия 20 опорных школ области, ведется координационная работа, отбираются и адаптируются программы, методики обучения, реализуются программы для одаренных детей, проводится постоянно действующий физико-математический лагерь для учащихся опорных школ, развивается техническое творчество через проведение конференций, турниров и пр. Проводимые мероприятия направлены на формирование и развитие физико-математического и инженерного образования в Калининградской области, проведение профильных лагерей, развитие технического творчества, проведение конференций, олимпиад, симпозиумов и иных форм научной работы для ребят, увлеченных предметами физико-математического профиля.В целях обеспечения новых качественных результатов с сентября 2013 года в Калининградской области открыто 15 опорных площадок по реализации лингвистического направления. В рамках подготовки к реализации данного направления было закуплено лабораторное оборудование, осуществили повышение квалификации 290 учителей английского языка (55%) по программе подготовки к Кембриджскому экзамену «ТКТ» (Teaching Knowledge Test). Обучение завершилось сдачей международного экзамена ТКТ с выдачей сертификат , подтверждающего знание основных понятий и концепций современной методики преподавания английского языка. Получение подобных сертификатов является процедурой независимой оценки профессионального уровня педагогов.

Организована работа по привлечению в школы молодых учителей. Созданы возможности для приобретения молодыми учителями жилья в рамках ипотечного кредитования, а также профессионального совершенствования в рамках курсовой подготовки, конкурсов педагогического мастерства для молодых учителей.

С 24 июня по 28 июня т.г. в регионе пройдет Форум молодых педагогов, в котором примут участие 100 человек, в том числе и педагоги из других регионов России, цель которого – поддержка сообщества молодых педагогов и развитие клубного профессионального пространства. Задачи проведения Форума – содействие в адаптации и профессиональном становлении молодых педагогов, предоставление начинающим специалистам системы образования Калининградской области и других регионов России возможности развития профессиональных компетенций и лидерских качеств, повышение престижа профессии педагога.

Также Министерством образования Калининградской области подготовлены для внесения в Госпрограмму дополнительные показатели в соответствии с поручением, данным на заседании Правительства Калининградской области 10.06.2014 года в рамках стимулирования педагогических и руководящих работников по владению ими иностранным языками, и по результатам их обучающихся, что на наш взгляд будет в целом влиять на эффективность и качество работы образовательной организации.

Доля руководителей и учителей (не преподающих иностранный язык), имеющих международные сертификаты по установлению уровня владения иностранным языком;

Доля обучающихся (уровне среднего общего образования), имеющих международные сертификаты по установлению уровня владения иностранным языком, или прошедших государственную итоговую аттестацию по иностранному языку, и получивших результат не менее 60 баллов.

Для реализации мероприятий, которые в соответствии с данными показателями будут внесены в целевые программы, потребуется дополнительное финансирование на переподготовку, повышение квалификации, сертификации учителей и обучающихся.

Средняя заработная плата педагогических работников школ по области за январь - май 2014 года составила 27 тыс. 745 рублей или 98,6 % от плановых значений. По отношению к средней заработной плате по экономике региона показатель перевыполнен и составляет 106,5%. Плановый показатель средней заработной платы по экономике региона составляет 26060 рублей.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по области за январь-май 2014 года составила 25 тыс. 812 рублей или 101,5% от планового показателя на 2014 год. Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования за данный период составило 102,6%.

Обязательства по повышению заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в рамках Указа № 599 планово выполняются муниципальными образованиями.

Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей по области за январь - май 2014 год составила 21051 рублей или 93,9% от плановых значений.

Решение задачи по обеспечению кадрами в соответствии с инновационным характером социально-экономического развития Калининградской области, планируется, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства.

Эта работа выстраивается на основе повышения качества профессиональной подготовки и профессионального образования; функционирования сети организаций, с учетом создания многофункциональных центров прикладных квалификаций; обновления кадрового состава образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования.

Принято постановление Правительства Калининградской области от 24 апреля 2014 года № 232 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года № 890», в соответствии с которым в целевую программу Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012 – 2016 годы» включено мероприятие «Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций». На вышеуказанные цели в областном бюджете на 2014 год предусмотрено 5,5 млн. рублей.

Кроме этого, в целях обеспечения права получения профессионального образования лицами с ОВЗ, в вышеуказанную программу включено мероприятие «Создание в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования доступной образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». На эти цели в областном бюджете на 2014 год предусмотрено 5,5 млн. руб.

В настоящее время система профессионального образования Калининградской области является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения области. Она охватывает более 60 тысяч человек, получающих различные виды профессионального образования. В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599, реализуются мероприятия, направленные на создание и обеспечение широких возможностей для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых умений и квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Наблюдается положительная динамика охвата населения программами дополнительного профессионального образования.

Таким образом, существующая система профессионально образования региона готова обеспечит профессиональную подготовку и переподготовку кадров, соответствующих потребностям предприятий реального сектора.



 

Возможно, будет полезно почитать: