«Гражданственность как ценность современных подростков. Что такое гражданственность? Это патриотизм

Среди многих понятий, которые античный мир оставил нам в наследство, понятию "гражданин" по праву принадлежит одно из самых значительных мест в нашей жизни. А целые века последующие за этим интереснейшим периодом человеческой истории можно смело назвать процессом постижения смысла данного понятия и освоения всего связанного с ним комплекса отношений. В античном мире словом "гражданин" (греч. polites; лат. civis), называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом, существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию и т.д.

Применительно к личности и социальным группам в их повседневной жизни, данное понятие находит выражение, прежде всего, в терминах "гражданское сознание" и "гражданское поведение" в первом случае, имеется в виду некая особая форма индивидуального группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ мысли человека (сообщества людей - граждан государства) и на характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.

Сейчас Россия оказалась без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность и суверенитет в ближайшей перспективе остаются не только под вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил. Вот почему следует крайне серьезно относиться к высказываниям З.Бжезинского о России как "лишней стране» и видеть за его словами отнюдь не только игру воспаленного воображения одного из ее патологических ненавистников.

А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и патриотизма представляется важнейшим на сегодня и на нижайшую перспективу действием, способным начать процесс консолидации россиян и создать противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием дела и цивилизованно.

Мало сказать, что критерии гражданственности, особенно в переходное время, в критические периоды истории, следует искать в особом ощущении, или с позволения, угадывании, объективных законов развития общества, этноса, как живой метасистемы, в соотнесении с ними своих помыслов и действий. Здесь важно схватить ключевое, системообразующее понятие, через которое и "прорезается" это самое ощущение. И, кажется, лучше всего выразил суть сказанного выше А.Сахаров, давший толкование Родины переломного времени именно в гражданском смысле: "Родина не национальное и географическое понятие. Родина - это свобода!"

В поисках критериев гражданского поведения следует учитывать, что связь "человек (личность) - государство предполагает вполне определенные отношения человека свободного, с одной стороны, и системы, с другой. Человек свободный, как субъект неотчужденных прав, - понятие относительно стабильное. А вот государство (система) может иметь совершенно различные качественные характеристики (демократическая республика или националистическая диктатура, например). Отсюда гражданственность поведения или позиции личности (если она действительно созрела до уровня человека свободного и уже обладает определенным, зафиксированным в истории знанием, опытом) может выражаться в поддержке, либо в несогласии с какими-то действиями системы, либо в отрицании системы целиком и в борьбе с нею. Человек свободный всегда будет в оппозиции диктатуре, а при наличии определенных личных качеств перейдет в лагерь активных борцов за демократию (из "кухни" на "баррикады").

И здесь снова противоречивая связка гражданственности и патриотизма. Любовь "к отеческим гробам", безотносительно, каков характер системы, чревата формулой безоглядного служения отечеству. Грань здесь весьма тонкая и прозрачная: от служения отечеству до сотрудничества с режимом, даже ненавистным, расстояние до того малое, что невольно (так уж устроена жизнь) грань эту постоянно переступаешь. И тем самым, каждый раз оказываешься в ситуации труднейшего нравственного выбора.

С развитием общества, как уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он по своему характеру консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось в первой главе.

Гражданственность же более динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственно-правовое отношение органически связанное с векторными тенденциями развития человечества. И если исторически подтверждено, что таковыми являются демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок, - то это и есть глубинные критерии гражданственности. Вот поэтому-то возможна оценка декабристов, как провозвестников свободы, с упреждением исполнивших свой гражданский долг. Поэтому, в целом, гражданским отношением можно считать решение большинства народа России, отвернувшегося от замаранного кровью и окончательно доказавшего свою нереформируемость советского режима. Именно здесь, а не в формальном выполнении предписаний, живая душа гражданственности. Но каковы же функции гражданственности?

Первую из них можно назвать мобилизующем, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом.

Вторая функция - направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.

Наконец, третья функция - регулирующая, то есть определяющая характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и воздейсвующая на характер вновь складывающихся связей и отношений. Причем вплоть до отвержения и слома отживших отношений и систем, в том числе и государственной.

Все три функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды и т.д. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим. Более того, учитывая, что в революционные эпох борьба, и подчас ожесточенная, носит отчетливо выраженный классовый характер, знамя патриотизма зачастую оказывается руках сходящих с арены социальных слоев и политических групп. В этом случае консервативный характер патриотизма резко усиливается и приобретает выраженный реакционный оттенок. Ярким примером является знаменитая Вандея во Франции, понятие, ставшее нарицательным. В предреволюционные годы в России патриотические лозунги не сходили с уст черносотенцев, которым откровенно симпатизировала одряхлевшая монархия. Патриотическая идея ярко проявлялась в белом движении в годы гражданской войны в России, явлении во многом уникальном, безысходно трагическом и, в отличие от предыдущих примеров, безусловно, позитивном, сконцентрировавшем в себе тех, кого в большинстве можно назвать честью и совестью нации.

Наконец, следует остановиться еще на одном важном факторе становления и развития гражданского сознания. Речь идет о социально-профессиональной структуре общества и перипетиях ее исторического развития, а также о роли социально- профессиональных групп. Исторический опыт показывает, что социально-профессиональное положение человека, равно как и развитие самой социально-профессиональной структуры общества оказывают немалое воздействие на перспективу демократического и правового развития человеческого общества в целом. На эту особенность уже давно обратили внимание западные социологи, работая над концепциями постиндустриального, технотронного и т.д. обществ, отслеживая становление их на практике.

Позиция, которая выражается в чувстве ответственности и долга любого гражданина перед гражданским обществом, к которому он относится. Итак, гражданственность - это ответственность перед семьей, государством, церковью, способность защищать и отстаивать свои интересы от любых посягательств.

Философское понимание термина

Попробуем рассмотреть данное понятие с философских позиций. Гражданственность - это умение использовать свои права, а также в полной мере выполнять обязанности не только во благо общественного строя, но и в личных интересах. Кроме того, это способность действовать и мыслить с осознанием причастности к народу, Родине, ее историческому наследию.

Гражданственность - это непременный нравственный ориентир любого гражданина, который любит свою страну, Отечество. Под данным термином подразумевается сочетание правовой культуры, моральных принципов, патриотизма.

Гражданственность - это понимание человеком его обязанностей в отношении любимой страны, умение отрицать экстремизм и национальную вражду.

Положительные особенности гражданственности

Гражданственность означает гордость человека за культуру, историю, страну. Она придает силы и уверенность в выбираемых целях и методах их достижения. Именно это качество дает обычному человеку силы для того, чтобы сохранять свое достоинство в различных жизненных ситуациях.

Варианты проявления в обычной жизни

Как проявляется гражданственность? Это определение закреплено в конституции страны. Именно в этом документе указаны все свободы и права, гарантированные жителям. Именно в конституции указаны обязанности человека перед своей страной. Гражданственность и права входят в основные правовые понятия, на основании которых создаются законы.

Это такое качество, поведение гражданина, которое проявляется в его способности и готовности принимать активное участие в общественных делах, использовать свои права сознательно, выполнять обязанности в полном объеме. Данное определение политики используют в качестве противоположности для равнодушия, безразличности, безучастности.

Отметим тесную связь между такими терминами, как «патриотизм» и «гражданственность». Это определение подразумевает любовь к семье, малой Родине, краю, школе. К сожалению, в настоящее время в качестве приоритетов выбирают здоровый образ жизни, а вот вопросы, касающиеся воспитания гражданственности, остались на втором плане.

Во все периоды существования общественного строя вопросы патриотизма и гражданственности оставались для человека актуальными и востребованными. В настоящее время в России данным вопросам уделяется особое внимание со стороны государства.

Еще во времена существования Древней Руси именно гражданственность направляла русских князей с их дружинами на подвиги во время военных походов на неприятелей. В. Г. Белинский говорил о том, что тот, кто «не принадлежит Отечеству, не принадлежит человечеству». Важны были не только захваты новых территорий, но и любовь к Руси. В 18 веке в понятия «патриотизма» и «гражданственности» были внесены определенные изменения. На первое место были выведены такие понятия, как нравственная ответственность, гражданский долг. Выявим тенденции, присущие прошлому веку:

  • развитие понятия гражданственности в свете общинности, семейственности;
  • формирование гражданственности с позиций эстетики и служения человечеству;
  • связь между человеколюбием, гуманизмом и гражданственностью;
  • безукоризненное служение на благо Отечества, связь между отдельной личностью и обществом.

Заключение

Какие преобразования произошли с терминами «гражданственность» и «патриотизм» в 21 веке? Наша страна сумела завоевать авторитет во многих европейских странах. Именно поэтому так актуально в наши дни формирование в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма.

В стране уже не господствует тоталитаризм, ему на смену пришла демократия. Именно поэтому в последнее время стали востребованными, актуальными институты социологических исследований, связанные с оценкой сформированности гражданственности у населения страны. На основании полученных результатов вносятся изменения в воспитание школьников.

Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем фун­кционировании государства, она ложится и в основу деятельности любого международного сообщества, так как людей объединяют, прежде всего, общечело­веческие и общегражданские ценности.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «сте­пень» гражданственности определяется тем, насколь­ко эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.

Термин «гражданственность» часто сходно понятию «гражданская культура». В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют пассивную роль «подданных». Гражданин не является постоянным учас­тником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенци­ально активный гражданин.

Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.



Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан.

Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном – чувство гордости за свою страну, идеологическое единство нации, в политическом – уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.

Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.

Приобрела особую актуальность проблема сохранения в современных условиях историко-культурного наследия страны. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Традиция охватывает собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Она всегда покоится на прочном фундаменте жизненного опыта, накапливаемого и передаваемого из поколения в поколение, во всем несущего отпечаток ценностных ориентиров данного народа, данной цивилизации.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной.

Главная задача нашего времени - вернуться к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.

1.2 Диагностика гражданственности студентов

Для диагностики гражданственности студентов предлагается использовать в комплексе анкету «Правовая культура» и тест «Уровень патриотизма».

Тест «Правовая культура» определяет уровень правовой культуры по нескольким критерием (рис.1)

Рис. 1.1. Критерии правовой культуры

Анкета «Правовая культура»

Ответьте на вопросы (выбранные вами ответы подчеркните)

Насколько, на Ваш взгляд, Вы информированы сегодня о своих правах, защищаемых законодательством:

1. достаточно хорошо

2. посредственно

Интересуетесь ли вы законами о правах?

3. Мне все равно

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

1. от родителей

2. на лекциях

3. из газет, журналов, радио и телевидения

4. читаете с увлечение тексты законов

5. я не знаю от куда брать эту информацию

Уважаете ли вы права других людей?

3. Не задумываюсь об этом

В российской литературе понятие «гражданственность» и сама категория гражданственности сложна, многогранна, в ней переплетается очень многое. Под данным понятием многие авторы подразумевают соблюдение социальных норм, эмоциональную симпатию к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и его гражданами, определенную степень культуры граждан государства и общества, систему гражданских отношений, умение и готовность исполнять гражданские обязанности, активность и деятельность во благо государства и общества и другое. В истории российского общества тесно переплетены понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничены данные понятия, и это создает объективные сложности в осмыслении социальных явлений, структурировании обоснованных научных выводов.
В российских энциклопедических публикациях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» имеют значительные отличия. Так, понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». Сущность понятия последнего сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать во благо родине, народа. Таким образом, гражданственность определяется как высшая ступень развития нравственной культуры личности.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля гражданин определен как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...» . Также В. Далем соотнесено понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Им отмечено, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [там же]. В данном словаре приведены определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В словаре Далем определено: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [там же]. Таким образом, понятие «гражданственность» можно соотнести не только с правовым статусом человека, но и с уровнем его образованности, сформированным пониманием состояния общества и с социальной нормативностью .
В психолого-педагогической литературе причастность гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», под которым такие ученые-исследователи как А.В. Беляев, А.А. Гусейнов, И.С. Кон понимают социально-нравственный принцип и морально-психологическое состояние личности. В качестве социально-нравственного принципа патриотизм служит объединению, сплочению граждан для сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Морально-психологическое состояние патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании и сочувствии за неудачи, в готовности к защите родной страны .
В советскую эпоху патриотизм воспринимался обществом как побуждению людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как охрана ее от иноземных захватчиков.
При этом следует обозначить, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» не являются по смыслу одинаковыми. Сочетание свойств гражданина и патриота в личности может быть разным. Например, можно быть патриотом, но не быть гражданином, и наоборот.
Словарем современного русского литературного языка (1991 г.), определено понятие «гражданин» таким образом: «а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе» .
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова приведено определение понятию «гражданский», которое имеет четыре лексических значения: первое означает «правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству»; второе и третье значения указывают на «существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной» - с одной стороны; «гражданской жизни и церковной» - с другой; четвертое значение связано с морально-этическим оцениванием образа жизни человека как гражданина. Он отличает его как сознательного и активного субъекта общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д.
В энциклопедическом словаре «Политология» определено понятие «гражданственность» также многозначно. Гражданственность обозначена: во-первых, как «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» .
В Толковом словаре русского языка конца XX в. под ред. Г.Н. Скляревской раскрыты появившиеся в этот период в России новые словарные понятия: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что характеризовало усугубление проблемы достижения баланса интересов личности, общества, государства, проблемы формирования граждан демократического государства, воспитания гражданственности .
Проблема гражданственности в настоящее время является предметом специального изучения. В трудах ученых понятие гражданственности рассматривается неоднозначно, а в частности как: «единство правовой, политической и нравственной культуры; отношение или система отношений личности; позиция личности; качество или совокупность качеств; способность и готовность к реализации гражданских прав и обязанностей; ответственность личности; активность в исполнении гражданских обязанностей и долга; сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности; деятельность по реализации интересов государства и общества; свобода гражданина; интерес, ценность и мотив; способность исполнения гражданского долга и обязанностей; знание прав и обязанностей гражданина, истории своего государства; чувства и эмоции, связанные с любовью личности к обществу и государству; духовность, мораль и нравственность; долг, обязанность, признание» .
Понимание гражданственности как явления противоречиво и многогранно. Не случайно оно рассматривается в литературе как интегративное и сложное.
Актуальность изучения истории гражданственности связано с появлением теории цивилизации, которая опирается на историю общественных отношений .
Согласно мнению Е.Б. Черняка, определившего цивилизацию как целостную систему, имеющую свои собственные качества, можно выделить гражданственность как качество, а также качество граждан, определяющее среду обитания .
Исследователем А.В. Беляевым предложено рассмотрение гражданственности в пяти аспектах:
«В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие» .
Как видно из исследований ученых-педагогов, психологов, философов в гражданственности важное значение играет понимание содержания и важнейших сторон проявления этих качеств и их эмоциональное переживание. На этой основе у подрастающего поколения воспитывается чувство любви к Родине, появляются собственные взгляды, убеждения и установки поведения. Основным инструментом в решении задачи формирования гражданственности является содержание воспитания. Но для повышения эффективности в данной работе необходимо способствовать формированию у молодого поколения социально-нравственных качеств с определенной внутренней логикой .
Процесс обновления российского социокультурного пространства в начале XXI века сказался на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу наметил ряд вопросов, среди которых было и воспитание гражданственности в условиях новой России.
В настоящее время главное место в формировании гражданственности, как и других элементов базовой культуры личности, отведено системе образования.
Гражданственность на современном этапе развития образования имеет такую цель как приобщение подрастающего поколения к ценностям как отечественной, так и мировой культуры, а также ставит общество перед необходимостью определения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые помогли бы современной цивилизации, имеющей такие глобальные проблемы, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в положительном направлении. Однако трудности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования сложно осуществлять идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику воспитания.
Гражданственность в российском обществе предполагает постоянную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан с определенным государством, осуществляемую посредством их отношения к правам и обязанностям, закрепленным в действующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Понятие гражданственность у субъектов российского общества колеблется в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, которое в критические периоды может выходить за пределы, сдерживающие устойчивость системы страны .
Педагогические исследования системы российского образования убедительно показывают, что гражданственность исполняет роль сплачивающего общество фактора, который устраняет негативные явления и процессы и является мощным стимулом положительного развития личности и общества в целом. Являясь конкретно историческим понятием, гражданственность в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание. Но первооснова его оставалась той, что и структура составляющих его элементов: родной дом - родной край (малая родина) - территория обитания народа - страна в целом.
В политическом определении гражданственность как фундаментальная основа демократии состоит из таких приоритетных ценностей как: общественное благополучие, права человека, свобода выбора на основе законопослушности, социальная справедливость, равенство всех перед законом, плюрализм позиций, взглядов и убеждений, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность .
Следующее понятие тесно связанное с понятием «гражданственность» - «патриотизм». В педагогической литературе патриотизм определяется как чувство большой любви к Родине, к своему народу, гордости за его достижения и подвиги, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. В теории педагогики условно разграничивают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной понимают страну, где человек рос, живет и которая стала для него родной и близкой. Под малой Родиной понимают место рождения и становления человека как личности. Отечество – понятие близкое по значению «Родине», в которое вложено более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное .
Как показывают данные педагогических исследований нашей страны за последние годы, в детско-молодежной среде участились такие негативные явления как жестокость в крайних явлениях, увеличилась и «помолодела» преступность. Многие дети оказываются сегодня вне воспитательной среды, на улице, где они осваивают нелегкие уроки воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия (особенно в 90-е годы) наша страна лишилась целого поколения, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами и формировать гражданское воспитание у современного подрастающего поколения .
В результате посткризисных явлений, существующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, необходимо повышать уровень воспитания и образования нынешнего молодого поколения. Одним из главных направлений этой деятельности является формирование условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее интересы. Это делает проблему гражданского и патриотического воспитания одной из актуальных в системе российского образования.
Для воспитания патриотизма и гражданственности в системе образовательной работы педагогам нужно руководствоваться не только знаниями о его сущности и содержании, но и о его внутренних психолого-педагогических компонентах. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются: «потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты» . Таким образом, значимость изучения системы гражданского воспитания детей заключается в том, что в образовательной деятельности воспитание гражданина страны подразумевается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к гражданственности в современном образовании обусловлен необходимостью осознания сущности гражданского воспитания, как эффективного инструмента образовательной политики государства с учетом происходящих перемен и требований, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и модернизированный тип воспитанника.
Воспитание детей в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно трансформировалось положение подрастающего поколения, особенности функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации. Поэтому в современной России возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее значение приобретает образ мыслей о патриотизме как о важнейшей ценности, охватывающей не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, патриотический и другие компоненты.
По мнению Лихачева Б.Т.: «Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность» .
Воспитывать гражданственность и патриотизм сложно без умения понимать, сопереживать другим людям, то есть без чуткого потенциала, под которым подразумевается интегративная характеристика личности, состоящая из целостности знаний, умений, навыков, способностей, потребностей, дающих возможность понимать, эмоционально откликаться и содействовать переживаниям других людей.

Гражданское воспитание в образовании является одним из основных направлений воспитания детей, которое подразумевает формирование патриотических, нравственных, культурных качеств с элементами активной общественной направленности, которая имеет социальный характер.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения - это многогранный и трудоемкий процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только образовательные учреждения, но и семья, социальное окружение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Таким образом, приведенные определения понятия «гражданственности» позволили сформировать некоторое представление о ее сущности в связи с процессами, происходившими в современном гражданском обществе. Под гражданственностью личности мы понимаем не только ее принадлежность к определенному государству и осознаваемую возможность обладать всеми правами гражданина, гарантированными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанное желание выполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благосостоянии и благополучии государства.

Литература

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи:Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 - 311c. РГБ ОД, 71:99-13/37-2.
2. Горбачевич К.С. (ред.). Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Том 01. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1991. - 864 с.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. о-во России, 2007. - 459 с.
4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. - Издательство: Новое издательство, 2011. - 220 с.
5. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
6. 20. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
7. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Философский словарь

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Евгений Вяземский | Я - гражданин России | Учительская газета | www.ug.ru

  • Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
  • Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Преимущества гражданственности

  • Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
  • Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
  • Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Как развить в себе гражданственность

  • Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
  • Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
  • Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
  • Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Золотая середина

Инертность | полное отсутствие гражданской позиции

Гражданственность

Ультрапатриотизм | избыточная и неверно истолкованная гражданственность, ставящая национальные интересы выше общечеловеческих ценностей

Крылатые выражения о гражданственности

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. - Аристотель - Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. - Василий Сухомлинский - Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. - Николай Некрасов - Бригита Йосифова / Декабристы Документальная повесть, написанная болгарской публицисткой Бригитаой Йосифоваой, посвящена гражданскому подвигу декабристов. Книга интересна тем, что живо передает атмосферу эпохи и рисует яркие портреты декабристов. Чернышевский / Что делать? Можно по разному относиться к личности и художественному таланту демократического критика, но одно не вызывает сомнения – этот человек жил мыслью об обществе и стремился отдать себя ему без остатка. Новых людей своего романа-утопии автор также наделил добродетелью гражданственности.

 

Возможно, будет полезно почитать: