История государства и права зарубежных стран. Методичка по зарубежке

Словарь Ушакова

Республика

респу блика , республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит. ).

1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика.

2. Страна, государство с такой формой правления. «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.» Конституция СССР . Франция и США - буржуазные республики.

Политическая наука: Словарь-справочник

Республика

(лат. respublica , букв. общественное дело)

1) тип государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе;

2) форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Республика

Республика

♦ République

Этимологически слово означает «общая вещь» (res publica). Но его современное понимание гораздо шире. Это форма организации общества и государства, в котором власть принадлежит всем, во всяком случае юридически, и применяется, во всяком случае в принципе, ко всеобщему благу. Согласно традиционному определению, республика – власть народа, существующая для народа и благодаря народу, хотя на практике она чаще всего реализуется посредством выборных представителей. Таким образом, республика есть демократия в ее радикальной форме. Бывает, что в демократическом государстве имеется король, если народ считает это приемлемым (Англия и Испания, бесспорно, демократические государства, потому что вопросы политики и даже вопрос о сохранении монархического строя решает в них не король, а народ), но такое государство уже не является республикой (поскольку хотя бы часть власти, в частности выбор монарха, принадлежит не народу). Итак, с точки зрения конституции республика это демократия, в которой вся полнота власти принадлежит народу и осуществляется его избранниками. Франция, США и Германия суть республики; Англия и Испания – нет.

Может также быть, и на самом деле часто бывает, что власть в демократическом государстве стоит на службе наиболее влиятельных кругов или на службе наиболее многочисленного слоя. В этом случае даже при отсутствии короля государство не может считаться полноценной республикой, в которой власть должна выражать общие интересы, а не просто сумму или усредненное значение частных интересов. Из этого видно, что слово «республика» может иметь не только конституциональное, но и нормативное значение, выражая оценочное суждение, в данном случае – упорное стремление к преодолению эгоизма, привилегий, корпоративных интересов, интересов Церкви и даже интересов отдельных граждан. А как же свобода? Свобода, конечно, необходима. Но не ценой отказа от равенства, светского характера государства, справедливости. В этом смысле республика – не столько тип правления, сколько идеал или регулирующий принцип. Быть республиканцем означает здесь стремиться к тому, чтобы, преодолев естественную склонность демократии, поставить ее на службу народу, а не большинству и не господствующей идеологии. Что ни в коем случае не отменяет необходимости относиться к демократии с уважением и не означает позволения нарушать личные свободы граждан, пусть даже под лозунгом защиты интересов всего народа. Кому много дано, с того много и спросится. Для республиканца демократия есть необходимый минимум; республика же – максимум, к которому следует стремиться.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Республика

1) Форма государственного устройства, при которой высшая власть в государстве выбирается на определенный срок или формируется общенациональными представительными учреждениями (парламентами);

2) государство, основанное на принципе выбора власти и коллективности управления.

лат. respublica , reipublicae «государство, республика, общество; государственное устройство, политический строй». Заимств. из польск. respublika , фр. république «государство, основанное на принципах выборной власти и коллективного управления» в конце последнего десятилетия XVII в. (Бирж., 198) в форме република. Современная норма утвердилась в начале ХVIII в.

Впервые фиксируется в Лекс. Вейсм. (235). Первоначально употреблялось по отношению к французской республике, обозначая «страну, в которой народ вообще или некоторая оного часть верховную власть имеет» (CAP1, V, 117). Историзм «советское социалистическое государство» впервые фиксируется в Сл.Ушак. (III, 1345).

Республиканец нец . (Лекс. 1762, 586).

Республиканский . Образовано при помощи суф. -нск - (CAP, V, 118).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Республика

И, ж.

Форма государственного правления, при которой высшие органы власти выбираются населением на определённый срок, а также страна с такой формой правления.

* Провозгласить республику. *

|| прил. республиканский , -ая, -ое.

* Республиканский строй. *

Топонимический словарь Республики Коми

Тезаурус русской деловой лексики

Республика

Syn: государство

Энциклопедический словарь

Республика

  1. (лат. respublica, букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
  2. российский информационно-издательский центр, Москва. Образован в 1992 на базе Политиздата (основано в 1918 в Москве как партийное издательство "Коммунист" , с 1931 Партиздат, с 1941 Госполитиздат, с 1963 Политиздат). Издает официальные документы и материалы высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, социально-экономическую, художественную, детскую и другую литературу, а также учебные пособия, календари и др.

Словарь Ожегова

РЕСПУ БЛИКА, и, ж.

1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.

2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.

| прил. республиканский, ая, ое. Республиканские партии (название нек-рых партий).

Словарь Ефремовой

Республика

  1. ж.
    1. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.
    2. Государство с такой формой правления.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Республика

(от лат. res publica, буквально - общее дело) - форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии (см.). По обычному представлению, республика - государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лицо или лица, облеченные властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне.

В прошлом формы Р. были весьма разнообразны, так что обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме - Р., у славян - монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов - феодальный строй, с крайне слабой монархической властью.

Древние (греческие и римская) Р. были двух видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы - аристократия и демократия (см.); рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия (см.), по Аристотелю - выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные Р., как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав Федеративной Германской империи, и две совершенно незначительные по объему и значению Р. - Андорра и Сан-Марино.

В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз - в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р. боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленные Р., за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р., равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соединенные Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности - та, что они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Р. - все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума (см.) сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соединенных Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из монархий.

Система управления в современных Р., в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Р. стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Из Р. к последнему типу принадлежат Соединенные Штаты, к первому - Франция (см. Ответственность министров). Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р. уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх - нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Р. это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавные и конституционные, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Р.; в последних подданные суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых - они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в Соединенных Штатах - двухстепенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других).

Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарии и в некоторых из американских штатов решаются референдумом (см.). Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене дума (B ü rgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.: президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный обломок старины - не то олигархическая, не то аристократическая Р. Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южно-африканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под "красной" или социальной Р. (преимущественно во Франции, но также и в Германии) разумеется Р., составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется "красным призраком" (название брошюры Ромье: "Spectre rouge de 1852", П., 1852).

См. Bernatzik, "Republik und Monarchie" (Лейпциг, 1892).

В. Водовозов.

Словари русского языка

Если человек попал в рабство за долги, то по Законам Хаммурапи:
Строитель построил дом, но сделал свою работу непрочно и вскоре построенный им дом обвалился и под обломками строения погиб сын хозяина дома. Какое наказание для строителя предусматривают законы Хаммурапи:
По Законам Ману женщина могла расторгнуть брак:
Герусия (совет старейшин) являлась органом власти:
Где впервые в мировой истории судебные дела стали рассматриваться с участием суда присяжных, носившего название гелиэя?
Каким был государственный строй Афин в 5 веке до н.э.:
Высшей судебной магистратурой в Древнем Риме являлись:
Что означало слово «рекс» в Древнем Риме:
Что означает официальное название Римского государства res publica:
Манципация в Древнем Риме - это:
В Древнем Риме по Законам 12 таблиц предусматривалось следующее наказание за лжесвидетельство:
Что общего между легисакционным и формулярным процессом:
Что означает понятие «бенефиций»:
Иммунитет в средние века - это:
В каких случаях вассал был обязан уплачивать определенные денежные платежи в пользу сеньора:
Какие суды в Англии называли судами общего права:
Кто, согласно Золотой булле, изданной в 1356 г., получил полную самостоятельность в рамках Священной римской империи германской нации:
Что представлял из себя орган сословного представительства в средневековой Франции:
Что представляли собой так называемые «варварские правды» в раннефеодальных государствах стран Западной Европы:
Что составляло основу дуалистической структуры английского права, сложившейся в средние века?
В каких случаях исключалась юридическая ответственность за убийство по "Каролине" 1532 г.:
Двойной вотум в Англии в новое время - это:
Правовой акт, принятый в Англии в новое время и содержащий гарантии неприкосновенности личности - это:
В какой из нижеперечисленных стран в 18-19 вв. государственный строй соответствовал формуле «король царствует, но не управляет»:
Какая система в США позволяет нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения какой- либо из ветвей власти:
«Суды Линча» в США - это:
В каком правовом акте конца 18 века наиболее полно сформулированы права американских граждан:
Какой государственный строй был установлен во Франции после устранения от власти Наполеона:
Высшим органом государственной власти в период якобинского правления во Франции был:
Когда во Франции была принята Конституция Третьей республики;
Какое королевство по Конституции Германской империи 1871 года занимало главенствующее положение в этом государстве?
Что представлял собой Германский союз, созданный 1815 г.:
Как по Конституции Германской империи 1871 г. именовалась верхняя палата германского парламента:
Какое отличительное качество было присуще праву нового времени:
В какой стране впервые была проведена кодификация права
Главная особенность Романо-германской правовой семьи заключается в следующем:
Что символизировало собой окончательное завершение процесса формирования Романо-германского права как целостного явления?
В Романо-германской правовой семье в системе источников важное место занимают:
Общее право действует на территориях:
Основу общего права составляют:
В какой стране впервые было создано общее право и право справедливости?
Исключительными "творцами" общего права в Англии являлись:
Важной отличительной чертой правовой системы США является:
Среди стран общего права кодификация получила наибольшее распространение:
Делегированное законодательство это:
Дуалистическая структура английского права, сохраняющаяся до нашего времени, основана
Нормы поведения, которые в истории Японии длительное время заменяли право и вплоть до нынешнего времени оказывают влияние на различные правовые отношения:
Основным источником общего права в Англии является:
Дуализм частного права во Франции, а затем в праве других стран романо-германской правовой семьи означает его деление:
Наибольшее влияние на гражданское право Японии оказало гражданское право:
Зарождение романо-германской системы права относится:
К характерным признакам англосаксонской системы права относятся:
Иджма - это:
Впервые в истории кодификация частного права была проведена:
Консолидированный акт в Англии - это
Американское влияние на развитие японского права после Второй мировой войны выразилось:
В правовой системе Франции к публичному праву относятся:
Из всех источников мусульманского права наибольшее практическое значение в современных условиях имеет:
Источником английского статутного права является:
Важнейшей особенностью права США является:
Английские законодательные акты делятся:
Особенностью классического индусского права является
В Индии традиционно выделяются следующие касты
Источниками классического индусского права являются
Дхармашастры это:
Какие институты индусского права продолжали действовать в период английской колонизации
Шариат это:
Источниками мусульманского права являются
Все поступки в мусульманском праве делятся:
Рецепция римского права это:
Конституция Японии была принята:
Судебный процесс во Франкском королевстве:
Условное наследованное держания земли:
Полная собственность на землю -
Король, при котором государство Франция достигает наивысшего расцвета:
Избираемые судьи в нижнем звене судебной системы:
Самый распространенный вид наказания по Салической Правде:
Основные источники Салической Правды:
Передача крестьянину участка господской земли в пользование за определенные повинности:
Форма правления франкского государства:
Кто был основателем Арабского Халифата?
Какая форма правления сформировалась в Арабском Халифате?
Как назывались владения, выделяемые феодалам за службу в Арабском Халифате?
В чьих руках была сосредоточена духовная власть (имамат) в Арабском Халифате?
Какой государственный орган выполнял функции тайной полиции?
Какой источник права в мусульманстве является интерпретацией Корана и Сунны?
Какой способ приобретения права собственности отсутствовал в мусульманском
праве?
Брачный возраст в мусульманском праве?
В чью пользу не мог составить завещание мусульманин?
Какое наказание по мусульманскому праву применялось за умышленное убийство?
В каких веках господствовала сеньориальная монархия во Франции?
Сколько установила "дней короля" военная реформа Людовика IX?
Парламент при Людовике IX был:
Период сословно-представительной монархии во Франции:
Кто не участвовал в Генеральных штатов?
Великий мартовский ордонанс был принят:
Абсолютная монархия во Франции господствовала:
Какие в средневековой Франции не существовали наказания?
Высшие суды во Франции выступали в:ГОУ ОГУ, Оренбург,Бачуркина О.А., 2010

ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.

2. Возникновение государства и права в странах Древнего Востока, особенности этого процесса на Кавказе и Средней Азии.

3. Государственный строй стран Древнего Востока (общие черты и особенности).

4. Правовое положение отдельных категорий населения стран Древнего Востока.

5. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи.

6. Брачно-семейное и наследственное право по Законам Хаммурапи.

7. Преступления и наказания по Законам Хаммурапи.

8. Суд и процесс по Законам Хаммурапи.

9. Особенности правового регулирования общественных отношений по Законам Ману.

10. Международное право древневосточного мира.

11. Образование государства в Афинах. Реформы Солона и Клис-

12. Государственный строй Афинской Демократической Республи-

13. Особенности общественного и государственного строя Спарты.

14. Образование государства в Древнем Риме. Реформа Сервия Туллия и ее значение.

15. Государственный строй Римской республики.

16. Кризис Римской республики и переход к монархии. Государственный строй Римской империи.

17. Законы XII таблиц и дальнейшее развитие источников римского

18. Правовое положение физических лиц в Древнем Риме.

19. Право квиритской собственности по Законам XII таблиц. Правомочия собственника. Защита права собственности.

20. Договоры и деликты римского квиритского права по Законам XII таблиц.

21. Семейное и наследственное право по Законам XII таблиц,

22. Система преступлений и наказаний по римским Законам XII таблиц.

23. Владение в римском праве и его виды. Держание.

24. Преторская собственность в Риме. Приобретение и утрата права собственности.

25. Обязательства в римском классическом праве. Способы возникновения обязательств. Основные типы договоров.

26. Исполнение обязательства и ответственность за неисполнение обязательств в римском классическом праве.

27. Защита права собственности в Риме (классический период). Иски.

28. Основные изменения в римском семейном и наследственном праве (классический период).

29. Гражданский процесс в Риме и его виды.

30. Государственный строй Византии.

31. Источники византийского права. Разработка и структура Кодекса Юстиниана.

32. Международное право античного мира.

1. Правовое регулирование феодальных отношений в Византии. Рецепция византийского права.

2. Общественный и государственный строй славянских стран в период феодализма.

3. Польская правда.

4. Законник Стефана Душана (Сербия).

5. Закон судный людям (Болгария).

6. Особенности государственного строя стран Кавказа, Средней Азии и Казахстана в период феодализма.

7. Государственный строй Арабского Халифата.

8. Источники мусульманского права.

9. Право собственности по Шариату.

10. Обязательственное право по Шариату.

11. Брачно-семейное и наследственное право по Шариату.

12. Преступления и наказания по Шариату.

13. Судебный процесс по Шариату.

14. Возникновение государства у франков. Государственный строй Франкской империи.

15. Салическая правда – памятник раннефеодального права Западной Европы. Правовое регулирование имущественных отношений.

16. Преступления и наказания. Суд и процесс по Салической правде.

17. Государственный строй феодальной Англии.

18. Государственный строй феодальной Франции.

19. Государственный строй феодальной Германии.

20. Источники феодального права стран Западной Европы.

21. Развитие феодальной собственности на землю: аллод, бенефиций, феод. Установление феодальной зависимости: коммендация и прекарий.

22. Становление и развитие феодального обязательственного права стран Западной Европы.

23. Семейное и наследственное право стран Западной Европы в период средневековья.

24. Особенности правового регулирования в странах Востока в период средневековья.

25. Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.) и Золотая булла

(Германия, 1356 г.).

26. Каролина – Уголовно-процессуальный кодекс феодальной Гер-

27. Организация римско-католической церкви. Инквизиция.

28. Международное право средневековья.

1. Революция XVII в. и образование буржуазного государства в Англии.

2. Протекторат О. Кромвеля. «Орудия управления». Оформление конституционной монархии. Habeas corpus act и Билль о правах 1689 г.

3. Государственный строй Англии XVIII века. Акт об устроении

4. Избирательные реформы в Англии (1832, 1867, 1884 гг.).

5. Изменения в государственном строе Англии в конце XIX – начале XX вв.

6. Возникновение и система управления Британской колониальной империи.

7. Образование США. Декларация независимости 1776 г. и Статьи Конфедерации 1781 г.

8. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

9. Билль о правах 1791 г. и последующие поправки к Конституции США 1787 г.

10. Революция XVIII в. и образование буржуазного государства во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция

11. Провозглашение республики во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Конституция 1793 г.

12. Конституционное развитие Франции в конце XVIII века (основные законы 1795, 1799 гг.).

13. Конституционное развитие Франции в XIX веке (основные за-

коны 1848, 1853, 1875 гг.).

14. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (право собственности и обязательственное право). Торговый кодекс 1807 г.

15. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (семейно-брачное и наследственное право).

16. Уголовное право Франции (УК 1791 и 1810 гг.).

17. Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г.

18. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.

19. Германское гражданское уложение 1900 г.

20. Образование буржуазного государства в Японии. Конституция

21. Образование латиноамериканских государств и их конституционное оформление.

22. Становление международного публичного права.

23. Становление международного частного права.

1. Образование Веймарской республики в Германии. Конституция

2. Советские республики в Баварии и Венгрии, их конституционный строй. Образование новых национальных государств в Европе.

3. Конституционное развитие Китайской буржуазно-демократичес- кой республики.

4. Английский парламентаризм и избирательные законы XX в.

5. «Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта и его законодательное обеспечение (США, XX в.).

6. Государственный механизм фашистской диктатуры в Италии

(1922–1943 гг.).

7. Государственный механизм фашистской диктатуры в Германии

(1933–1945 гг.).

8. Государственный механизм военно-фашистской диктатуры в Японии между двумя мировыми войнами.

9. Образование и конституционное развития КНР.

10. Крушение колониализма и образование независимых государств после второй мировой войны в Азии и Африке.

11. Образование и конституционное развития КНДР.

12. Образование и конституционное развитие Республики Кореи.

13. Конституционное развитие Франции после второй мировой войны (основные законы 1946, 1958 гг.).

14. Общее и особенное в послевоенных конституциях Италии

(1947), ФРГ (1949), Японии (1946).

15. Становление конституционного права в странах Восточной Европы после второй мировой войны.

16. Конституции латиноамериканских стран (ХХ в.).

17. Основные изменения в источниках и системе буржуазного права в XX в.

18. Новые институты гражданского права стран Запада (XX в.).

19. Социальное законодательство стран Запада (XX в.).

20. Изменения в уголовном праве стран Запада (XX в.).

21. Суд и процесс в странах Запада (XX в.).

22. Образование СНГ и становление конституционного строя стран содружества.

23. Развитие международного публичного права в ХХ в.

24. Развитие международного частного права в ХХ в.

1. Какое наименование носили государства Древнего Египта?

Номархии

Полиснаты

2. По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

По административно-территориальному

Все члены общества обладали равными правами и обязанностями Существовало лишь два крупных объединения – рабы и рабовладельцы

По сословно-варновому принципу

3. Что представляла собой полисная форма государства?

Разновидность рабовладельческого государства

Специфическая разновидность античного рабовладельческого государства

Разновидность рабовладельческого государства Древнего ВостокаГосударственное устройство империи Александра Македонского

4. Помощник главы государства в Египте:

5. Вычлените из приведенной схемы элементы реформ Солона (Афины, VI в. до н.э.):

Совет номархов Деление граждан на четыре разряда Совет 300 Совет 400 Гелиэя

6. Вычлените из приведенной схемы элементы реформ Клисфе-

на (509 г. до н.э.):

Совет 100 10 фил 100 тритти Совет 500

7. Структура государственной власти в Спарте:

Герусия Коллегия трибунов Коллегия эфоров

8. Форма правления в Афинах:

Монархия Демократическая республика

Военно-аристократическая республика Олигархическая республика

9. В Афинском государстве право занятия должности архонта предоставлялось:

Всем афинским гражданам Представителям трех первых разрядов афинских граждан (пятисотникам, всадникам и зевчитам)

Представителям высшего разряда (пятисотникам)

Эта должность была последовательно-наследствен ной

10. Герусия (совет старейшин) являлся органом власти в:

Вавилоне

11. Что означает официальное название Римского государства res publica?

Принадлежность власти рабовладельцам Принадлежность власти магистрату

Общее дело (общественное дело) – верховенство власти народа Принадлежность власти патрициям

12. «Рекс» в Древнем Риме:

Стражник Сборщик налогов

Титул первых царей Судья

13. Где впервые в мире судебные дела стали рассматриваться с участием суда присяжных, носивших название гелиэи?

В Спарте

В Карфагене

В Персии

В Афинах

14. Кто занимался отправлением правосудия в Вавилоне?

Наместник

Рабианум

15. Свободное население Вавилона подразделялось на:

Геоморов

Демиургов

Мушкенум

16. Обязательства по гражданскому праву Вавилона возникали:

Из личных обещаний Из общественных нужд Из договора Из причинения вреда

17. Какие из перечисленных видов наследования отмечены в Законах Хаммурапи?

Наследование по праву (закону) Наследование по праву (закону) и завещанию Наследование по завещанию Наследование по жребию

18. Принципы судебного процесса в Вавилоне:

Суд не отделен от администрации Гражданский процесс Уголовный процесс

Единый судебный процесс по гражданским и уголовным делам

Публичность, гласность и состязательность

19. «Остракизм» (суд черепков) в Афинском государстве, применявшийся при угрозе государственному строю со стороны како- го-либо лица в случае признания его виновным, предусматривал:

Изгнание из страны на 10 лет с конфискацией имущества Тюремное заключение Смертную казнь

Изгнание из страны на 10 лет без конфискации имущества

20. Если человек попал за долги в кабалу, то через какое время он может вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне?

Он остается в долговом рабстве пожизненно

Он работает на заимодавца 3 года, а на четвертый получает свободу Он работает на заимодавца 5 лет и на 6-й год получает свободу

Он работает на заимодавца 2 года и на 3-й получает свободу

21. В Древнем Риме брак «сине ману» предполагал:

Значительную свободу женщины, в том числе право на раздел своего имущества

Безграничную власть мужа

Фактическое совместное проживание без каких-либо юридических последствий (право наследования и т.п.)

Лишал женщину права наследования

22. Принцип талиона при вынесении наказания в Древнем Риме означал:

Устрашение Принцип возмещения ущерба (возмездие) Перевоспитание

Обращение за милостью к богам

23. Ночью при попытке ограбления дома вор был убит в схватке с хозяином. Какое наказание предусматривают Законы XII таблиц для убийцы?

Он должен заплатить денежный штраф в 500 ассов В этом случае убийца освобождается от наказания Он должен быть подвергнут телесному наказанию Он должен быть казнен

24. Сервитуты в Древнеримском праве означали:

Форму ограничения права собственности Форму земельной собственности Форму долгового обязательства

Вещь, перешедшую в собственность по праву давности вложения

25. Имущество воина в Вавилоне:

Дар дворца Имущество дамкара Имущество илку Библиум

26. В каком из перечисленных государств при абсолютизме функционировала следующая система высших органов: король, канцлер, государственные секретари, большой Совет?

Германия

27. Какие суды в Англии называли судами общего права?

Суд лорда-канцлера

Суд королевской скамьи

Суд общих тяжб Суды сеньоров Суд казначейства

28. Кто из перечисленных высших должностных лиц входил в состав Государственного совета Византии?

Магистр, префект Префект, претория, квестор

Комит финансов, квестор дворца

29. Выделите элемент социальной структуры средневековой Японии?

Заминдары, кугэ Зимми, даймио Эта, мавали, си-но-ко-сѐ

30. Что представляли собой «варварские правды» в государстве франков?

Учебники права Документ королей

Судебники (руководство для судей) Сочинения юристов

31. В качестве чего применяли во Франции римское право?

«Писаного разума» Практического руководства

Важного дополнения к обычному праву

32. К какой отрасли феодального права относится «Каролина» (Германия)?

Гражданское право Уголовное право Уголовный процесс

Уголовное и уголовно-процессуальное право

33. Какой источник права был заложен в основу Прусского земского уложения 1794 г.?

Саксонское зерцало (XIII в.) Золотая булла 3356 г. Любекское право Магдебурское право Римское право

34. Определите источники английского общего права:

Приказы Приказы по аналогии Ассизы

Реестры, ордонансы

(от лат. res - дело и publicus - общественный, всенародный) - одна из форм государства - форма правления, при которой высшие органы, государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (обычно парламентами). Исторически Р. возникает в античную эпоху как антипод древним монархиям, как относительно более прогрессивная форма государственного устройства. В основе своей она открывает большие возможности для осуществления принципа народовластия, предоставляя гражданам личные и политические права. В целом же место, роль и значение Р., как и всякой формы, определяется конкретно тем содержанием власти, формой которого она является. За фасадом Р. может скрываться режим личной власти (Ирак, Иран и др.), а в форме монархии может функционировать реальная демократия (Великобритания, Испания и др.). Р. подразделяются на парламентские (парламентарные) и президентские. В парламентских Р. правительство формируется на парламентской основе из представителей партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом как верховным органом власти. В таких Р. президент чаще всего имеет чисто номинальные функции (Италия, Индия, Австрия, Швейцария и др.). В президентских Р. правительство формируется президентом и ответственно перед ним как главой государства, избранным внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов (США, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.). В некоторых странах (Франция, Португалия, Финляндия и др.) сочетаются черты парламентской и президентской Р. В ст. 1 Конституции РФ 1993 г. отмечается, что Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ - президентская Р. с сильной властью президента, хотя и включающая в себя некоторые черты парламентской Р.

Республика В Составе Российской Федерации – Юридический словарь

- государство в составе РФ, обладающее всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ. В бывшем СССР республика - это форма политической автономии, представлявшая особую разновидность национальных государств (союзная республика) или национально-государственных образований (автономная республика). До 1990 г. в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и др. Автономная республика, обладала ограниченным суверенитетом. Она имела собственную конституцию, законодательство , правовую систему, правительство , высшие представительные органы государственной власти , высшие судебные органы, собственное гражданство . После провозглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета России все автономные республики приобрели статус субъектов Федерации. Статус республики - государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г. республику называла "республикой в составе Российской Федерации". В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение . Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно. Единственное требование - соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик. При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие. У республики есть все виды символики (герб , гимн , флаг), у иных субъектов - как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики. Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением , парламенты , правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ. (В.Ч.)

Республика В Составе Рф – Экономический словарь

Один из шести видов субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 5 Конституции РФ 1993 г. Р. в с. РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство (которые не должны противоречить Конституции РФ). В настоящее время в состав РФ входит 21 республика. Юридически и фактически Р. в с. РФ обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ. Так, например, только республика имеет собственное гражданство, собственную государственную символику.

Республика В Составе Рф – Юридический словарь

Один из шести видов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ является государством , имеющим свою конституцию и законодательство . Федеративный договор , за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права , называет Р. в с. РФ суверенными. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ, 21 республика . Юридически и фактически они обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ. Так, только они имеют собственное гражданство , собственную государственную символику.

Республика Горцев Сев. Кавказа – Исторический словарь

Провозглашена 11 мая 1918 г. В ее состав предполагали войти все горские народы, но в момент провозглашения независимости западные области оказались отрезанными от центра во Владикавказе и потому не смогли присоединить свои земли к новой республике. Ее фактическими участниками стали: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Осетия и часть Кабарды. Во главе управления Съезд объединенных Горцев поставил Чеченца Абдул-МаджидТапу Чермоева, Кабардинца Пшемахо Коцева, Кумыка Гайдара Баммата, Дагестанца Нух-Бек Шамхала Тарковского и Ингушей. Висангирея и Магомета Джабагиевых. Вначале сторонники горского объединения предполагали войти в Юго-Восточный Союз и уполномочили Чермоева и Баммата подписать соглашение о его образовании, но по настоянию турецкого правительства Союз Горцев выделился в самостоятельное государство, союзное с единоверной Турцией, которая обещала республике всемерную поддержку и помощь. После этого в Юго-Восточном Союзе остались Балкары, Карачай, Адыге и часть Кабарды. В начале марта 1919 г. Р. Г. С. К. выслал свою делегацию на Версальскую мирную конференцию, поставив ей целью добиться признания самостоятельности Сев. Кавказа. В июле м-це того же года, бывшие также в Париже представители Кубанской Рады заключили с Горцами "Союз Дружбы", взаимное признание независимости, предусматривающее военное сотрудничество и тесное экономическое сближение. Подписали этот договор со стороны Кубани Л. Быч, В. Савицкий, А. Калабухов и Айтек Намиток, а со стороны Горцев Топа Чермоев и Гайдар Баммат. По этому поводу генералы Деникин и Врангель произвели в Екатеринодаре нечто вроде государственного переворота. Они казнили подписавшего договор свящ. А. Калабухова, принудительно выслали за границу 12 членов Кубанской Рады и терроризировали этим власти Кубанского Края. Незадолго перед этим Добрармия заняла своими войсками весь Сев. Кавказ и ген. Деникин объявил Р. Г. С. Р. незаконным образованием, а ее руководителей признал изменниками, подлежащими военному суду. Р. Г. С. К. была ликвидирована и в советское время, как объединенное государство, не возродилась.

Республика Дуалистическая – Политический словарь

Термин, используемый в качестве синонима понятия "президентская республика".

Республика Ж. – Толковый словарь Ефремовой

1. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. 2. Государство с такой формой правления.

Республика Парламентская – Политический словарь

Форма государственного правления, основанная на принципе верховенства парламента и ответственности правительства перед парламентом.

Республика Парламентская – Политический словарь

Разновидность республиканской формы правления. Р.п. характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив вотум недоверия, если оно теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Классическая модель Р.п. существует в Италии и ФРГ.

Республика Президентская – Политический словарь

разновидность республиканской формы правления. Р.п. характеризуй тем, что избираемый, как правило, народно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Выделяется несколько моделей П.Р.. Согласно классической модели П.Р. президент формирует, с согласия верхней палаты парламента (Сената), администрацию члены которой несут ответственность только перед президентом. Таким образом, президент не может распустить парламент, парламент может сместить президента (см. Импичмент). Для латиноамериканских Р.П. характерна полная свобода президента в значении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабине (Коста-Рика, Уругвай). Для Р.п. восточного полушария (Замбия, Казахстан, Узбекистан) характерно существование особенного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом.

Республика Президентская – Политический словарь

Форма государственного правления, основанная на принципе приоритета исполнительной власти, во главе которой стоит президент.

Республика Смешанная (президентская) – Политический словарь

Разновидной республиканской формы правления, при которой сочетаются элементы президентской республики с элемент ми парламентской республики. Президент (глава государства), как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и фактически значительными полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Классическим примером Р.с. является Франция. Указанная форма правления представлена также в таких странах, как Португалия, Польша, Румыния, Ирландия, Болгария, Украина, Литва и др. По ряду формально-юридических признаков к Р.с. можно отнести и РФ.

Экономический словарь

Разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально и юридически обладает большими полномочиями. При этом правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Р.с.т. характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом Р.с.т. является Франция по Конституции 1958 г К Р.с.т. отечественная наука конституционного права т.ж. относит обычно Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение Р.с.т. получила в "постсоциалистических" странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к Р.с.т. можно отнести и РФ.

Республика Смешанного Типа (полупрезидентская Республика) – Юридический словарь

Разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр , имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Р.с.т. характерен дуализм исполнительной власти . Классическим образцом Р.с.т. является Франция по Конституции 1958 г. К Р.с.т. отечественная наука конституционного права также относит Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение Р.с.т. получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина , Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и РФ.

Res Publica

Латинское выражение res publica означает «общее дело» Означает «нечто относящееся к государству или общественности». Отсюда буквально, «общественное или государственное дело»

  • Союз Отечества и Res Publica Сою́з Оте́чества и Res Publica (Isamaa ja Res Publica Liit) - консервативно-националистическая политическая партия в Эстонии.
  • Res publica Romana -Римская республика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Res Publica" в других словарях:

    Res publica - Saltar a navegación, búsqueda Res publica es una expresión del latín, que significa literalmente cosa pública . Es el origen de la palabra República . En general se vincula con los conceptos actuales de sector público y Estado. Contenido 1 Res… … Wikipedia Español

    Res publica - Res publĭca (lat.), s. Republik … Kleines Konversations-Lexikon

    res publica - n. the state; commonwealth; republic … English World dictionary

    Res publica - This article is about the Latin phrase. For the historical state, see Roman Republic; for the dialogue by Cicero, see De re publica; for the former Estonian political party, see Union for the Republic Res Publica. Res publica is a Latin phrase,… … Wikipedia

    Res Publica - Pour les articles homonymes, voir Respublica. Res Publica (du latin bien commun, en estonien: Ühendus Vabariigi Eest – Res Publica) est un parti politique estonien, de centre droit. Ayant remporté les dernières élections législatives en… … Wikipédia en Français

    Res Publica

    Res publica - Der Begriff Res Publica bezeichnet die Staatsform des römischen Staates in der Zeit nach 500 v. Chr. bis zum 13. Januar 27 v. Chr., siehe Römische Republik eine konservative Partei in Estland, siehe Res Publica (Partei) … Deutsch Wikipedia

    res publica - Der Begriff res publica (lat., wörtlich: öffentliche Sache) bezeichnet historisch: von der Antike bis zum Beginn der Neuzeit, den Staat an sich bzw. das „Gemeinwesen“. geschichtswissenschaftlich: die Staatsform des römischen Staates in der Zeit… … Deutsch Wikipedia

    Res pública - La res pública proviene de el latín cosa pública , surge en Roma, siendo éste el inicio que tiene hacía la democracia , como una solución al fin de la tirania de los monarcas durante el periodo de la monarquía … Enciclopedia Universal

    res publica - (singular); res publicae (plural) (rehs POO blih kah) The commonwealth; the republic; the state. In the plural: things belonging to the state … Dictionary of foreign words and phrases

Книги



 

Возможно, будет полезно почитать: