Международный день грамотности. Лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным

Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Оборудование :

Жетончики

Мультимедиа аппаратура

Ход мероприятия

Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

(ответы детей)

Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

(ответы детей)

Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

(ответы детей)

Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

Я предлагаю вам немного поиграть

Слайд 10., слайд 11.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Земляника – земляничная

Молоко – молочная

Кошка – кошачья

Книга – книжная

Двор – дворовая

Цвет – цветная

Цветок – цветочная

Дерево – деревянная

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Водить за нос

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Всыпать по первое число

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

Какао – ср. р.

Тюль - м. р.

Тополь – м. р

Ночь – ж. р

Кружево – ср. р.

Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

кофе - м. р

трель – ж. р

сирень – ж. р

какаду – м. р.

слайд 14. Как называют жителей городов?

В Москве – москвичи

В Ленинграде- ленинградцы

В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

В Омске – омичи

В Томске – томичи

В Хабаровске – хабаровчане

Во Владимире – владирцы

В Новгороде – новгородцы

Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

Публикации по теме:

"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.

Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.

Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.

Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.

Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.

Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.

Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.

Понятие грамотности

Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.

Актуальность проблемы

Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.

Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.

Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.

Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.

Краткая история праздника

8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.

День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.

Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.

Когда отмечается

Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.

В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.

В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.

Традиции

Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.

Как самому стать грамотным

Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.

Для достижения на этом пути хороших результатов важно:

  • Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
  • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
  • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
  • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
  • Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.
ГБОУ СОШ 542 Педагоги – организаторы: Лузакова Н. М., Василюк З. Д.

Сценарий к Международному дню грамотности

для детей младшего школьного возраста.

(для детей с ограниченными физическими возможностями)

Слайд 1 – заставка.

Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.

Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

( Ответы детей )

Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется

« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).

Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.

Слайд 3 – заставка.

Ведущий 1 – Следующий конкурс

« Замени первую букву» .

( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).

бочка дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка

Майка – зайка – гайка – лайка

Игровые упражнения:

1 - «Скажи одним словом»

Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( чайник )2

Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Очень смешной фильм. (комедия)

2 - «Скажи по другому»

Игрушка для елки -…( елочная игрушка )
Герой сказки - … ( сказочный герой )
Сок яблока -… ( яблочный сок )
Суп из молока -…( молочный суп )
Варенье из клубники -… ( клубничное варенье )
Каша из гречки -… ( гречневая каша )
Вода из речки -… ( речная вода )
Скважина в замке -…( замочная скважина )
Мука из пшеницы -… ( пшеничная мука ) и т . п .

Конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …

А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».

Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

Игра «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

5. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

6. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

7. Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (труда).

Следующий конкурс «Найди рифму»

( В презентации, слайды с 4 по 7 )

Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.

4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)

Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?

(ответы детей).

3 класс –

Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать !
Не надо к маме приставать ,
Не надо к бабушке идти :
-
Прочти , пожалуйста ! Прочти !
Не надо умолять сестрицу :
-
Ну , почитай еще страницу !
Не надо звать .
Не надо ждать .
А можно взять И почитать !
В . Берестов

Задание для 3 класса.

Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)

2 класс

Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)

1 класс

Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить


Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади , и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

История и традиции

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Мероприятие для классного часа

Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».


Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.

Мероприятие вне школы

Составить к празднованию Международного Дня грамотности сценарий можно и самостоятельно: не все же возлагать на плечи школ! Да и многие уже давно нигде не обучаются, но отпраздновать 8 сентября желают. Помимо краткой исторической справки, включите в сценарий интересные конкурсы и игры — праздник все-таки!


Можно добавить в сценарий и различные игры на литературную тему, написание сложных диктантов или просмотр подходящего фильма (например, короткометражки «Влюбить в себя с помощью негативных эмоций»).

Праздник пройдет не только весело, но и с пользой: кто-то вспомнит правила русского языка или даты истории, а кто-то поймет, что быть грамотным — это действительно здорово, и начнет свой нелегкий путь к знаниям!



 

Возможно, будет полезно почитать: