Неделя всех святых. Проповедь в неделю всех святых

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение озвучивает, пожалуй, одну из самых радикальных, как нам кажется, мыслей Христа: тот, кто не любит Его более, чем своих собственных отца и мать, не достоин Его. С одной стороны, говорить что-либо о радикальной или нерадикальной мысли в Евангелии на самом деле глупо, потому что весь Новый Завет обращает к нам то требование Бога, которое объективно взять и исполнить мы практически не можем. В отличие от Ветхого Завета, который пусть во многих деталях, во многих каких-то заповедях, которые нам кажутся даже в чем-то странными, исполним. Но Новый Завет с его центральной мыслью - «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», объективно очень слабо укладывается в нашу картину.

Сегодняшние слова Христа кажутся еще более радикальными еще и потому, что мы привыкли, что церковь призывает нас к сохранению семьи, семья входит в состав традиционных ценностей и далее, далее, далее. То есть казалось бы, вот уж этих слов здесь точно не может быть. И мы забываем об одной очень простой вещи: в духовной жизни, равно как в любом другом начинании человека существует определенная этапность. И очень часто мы обращаем внимание на последние слова, не заостряясь на первых. Точно так же и здесь. Сегодня мы празднуем День памяти Всех Святых, и не случайно это евангельское чтение именно в день сегодняшний. Оно о всех тех людях, которые предпочли все оставить и за Богом последовать. И это все могло быть очень разным.

Есть те подвиги и примеры, которые никак не укладываются в наш образ жизни, в наш образ мыслей. Арсений Великий - учитель императоров- оставляет все и уходит в пустыню. Алексий человек Божий, уходит во время брачной ночи, и долгие десятилетия его семья не знает, где он. Это то, чего мы не можем, как правило, ни принять, ни осмыслить, такой очень странный, очень своеобразный путь жизни. Но главная идея здесь в том, что прежде чем стать святым, нужно стать христианином. А прежде, чем стать христианином, нужно научиться быть человеком. Вот эти первые два пункта мы, как правило, просматриваем мельком и обращаем внимание только на третий, на последний. И понимаем, что «я-то вот от этой высоты отстою на столько, что мне никогда ее не достигнуть». Не понимая, что между мной и этим последним пунктом еще, как минимум, две важные вехи.

Слова о предпочтении одной любви другой уместны только для того, кто хотя бы умеет любить. Ну хотя бы своих ближних. Для того они имеют какой-то смысл. Если же в массе ситуаций я люблю только, в основном, себя, и ближних люблю потому, что они являются частью меня, частью моего мира, то говорить здесь что-либо о том, кто предпочтет какую любовь которой- любовь ли к ближнему, любовь ли к Богу- вообще не о нас. Мы должны научиться любви хотя бы к ближнему. Иначе нам нечего предпочитать. Мы давно предпочли в этом случае только одну любовь - которая к себе. Вот от нее нам нужно суметь уйти. И как часто мы, в том числе, и даже этими словами подтверждаем скорее правоту свою и любовь к себе же, говоря: «Вот и наши ближние не принимают то, что говорим им мы. Вот и наши ближние не разделяют то, что разделяем мы. Вот и Христос говорит». И мы находим свою правоту в Его словах. Но Христос здесь не говорит о том, что нужно отринуть эти родственные связи, Он не говорит о том, что нужно забыть о том, что эти люди существуют. Он говорит об определенной системе ценностей, как они должны быть выстроены. И это также определенная система, в том смысле, что в ней нет пробелов: в ней нет Бога, а потом пустоты, а потом меня. Там также Бог, ближние и я. И я нахожусь на третьей позиции. Как правило, моя система ценностей перевернута совершенно наоборот: я на первой, если очень повезло ближним, то они на второй, ну и в очень исключительных и редких случаях иногда бывает, что место для Бога на третьей и находится. Иногда не находится и в системе ценностей Он движется куда-то еще. Вот эти вещи мне важно понять. Нужно научиться последовательно идти по этому пути. Не случайно целый ряд классических трудов так или иначе построен по такому принципу: та же самая «Лествица» Иоанна Лествичника, символом, от которого получает свое название, берет лестницу восхождения. Невозможно запрыгнуть на тридцатую ступень, не пройдя двадцать девять предыдущих.

Поэтому поставим перед собой такие совершенно конкретные, предельно конкретные задачи. Каждый раз, когда мы рассчитываем полюбить наших ближних, где-то там, далеко за горизонтом, считайте, что мы не достигнем этой цели вообще никогда. Нам нужно просто взять и задать себе вопрос: «А что было бы приятно моему ближнему? Что бы моя жена хотела, чтобы я сделал?» Или: «Что бы мой муж хотел чтобы я сделала? Мои дети?». Уж я даже не говорю здесь про более широкий круг. Начнем хотя бы с самого узкого. И, как правило, ведь каждый из нас знает ответ, чего объективно от нас хотят. И если мы не дистанцируемся от этого, или не поддадимся на многочисленные упрашивания или упреки и подадим то, чего от нас хотят. А если мы прислушаемся, и отдадим от сердца, вот это и будет конкретный шаг, которым я являю свою любовь к своим ближним. Задумаемся об этом, найдем эти конкретные точки, и конкретно в них свое вот это действие и осуществим. И в следующий раз еще раз зададим этот вопрос и сделаем еще шаг, и далее, далее, далее. Пока мы не увидим, что вот уже первый круг, которые стали действительно моими ближними. Я могу расширять его дальше и дальше, и это может, объективно, двигаться бесконечно. И в этом расширении кругов и я начну обретать себя. Казалось бы, я отдаю, но я замечу, что тогда-то я и приобретаю. И каждый раз, когда я пытаюсь алчно удержать у себя, оно просто гниет. И та моя любовь, которая могла бы быть преподана, отдана кому-то, просто тухнет, как вода в недвижимом месте. И никому не приносит ничего. И поэтому вот эти примеры, тысяч, десятков тысяч, и на самом деле, сотен тысяч святых, чью память Церковь совершает сегодня ровно потому, что мы не представляем себе какое огромное количество людей, на самом деле, построили столь глубокие отношения с Богом, что могут называться святыми людьми. Мы даже не знаем их имен. Почему сегодня и совершаем их общую память, всех как таковых. Вот все они - это сотни тысяч примеров того, как реальные, абсолютно живые, настоящие люди эти отношения построили, просто потому, что начали их строить. И всякий бросающий курить завтра, не бросит никогда. Всякий решающийся изменить свою жизнь через неделю или с нового года - не придет к этому никогда. Поэтому, слыша евангельский призыв, мы должны понять, где находимся мы, какова вот эта наша система ценностей, и как она отстроена, верно ли или нет. Если неверно, то поменять ее, и начать прилагать совершенно конкретные шаги и усилия. И тогда, встав на этот путь, мы однозначно дойдем до его финала. Аминь.

Записала Юлия Родонова.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами чествуем всех святых, от века угодивших Богу. Эту память премудро устрояет Церковь Христова, чтобы после недели Пятидесятницы, дня сошествия Святаго Духа, полноты явления третьего лица святой Троицы и явления Бога-Троицы человечеству в основание Церкви, показывает нам плоды деятельности Церкви Христовой. Святость является необходимой нормой жизни в Церкви. Она является естественным продолжением человека, верующего во Христа. Тот кто приблизился ко Христу, отозвался на Его божественную любовь, не может не стремиться жить также, как это заповедал Христос и так как Он явил это в Своей земной жизни.

Святая Церковь являет нам сонм святых, как удостоверение того, что Бог реально действует в Своей Церкви, что падшая природа человека, обезображенная грехом, изуродованная страстями, утратившая свою первоначальную целостность, может быть восстановлена, восставлена, преображена в Теле Христовом - Церкви. И собственно именно это наше приращение Телу Христову, телу церковному и является тайной спасения человеческой души, насколько человек проникает в церковной жизни во Христа, насколько он живет со Христом и во Христе. Это и есть святость. И не случайно сегодняшнее Евангелие нам открывает эти пути к святости. Евангелист Матфей приводит слова Христа Спасителя: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Небесным».

Казалось бы, мало кто из нас сподобляется такого прямого исповедания, когда на пределе человеческих возможностей, на грани между жизнью и смертью требуется от нас исповедания Христа своим Господом, мужества остаться верным Ему до конца, быть непоколебимым в этой уверенности, что Господь посылает нам не только утешения и радости, но и попускает нам страдания и скорби. Но эти страдания и скорби очищают душу человека и увенчивают ее небесным венцом, если человек это принимает ради Христа и со Христом. Но тем не менее, этот страх человеческий перед лицом смерти он совершенно понятен, потому что и Сам Христос в Гефсиманском саду страшился смерти. Но наша задача повергнуть эту смерть пред стопами Христа Спасителя, когда смерть физическая является для нас уже не мраком и ужасом, но дверью в новую жизнь с Богом, тем переходом, когда человек переходит от жизни временной к жизни вечной. Хотя здесь мы уже должны начать жить в вечности. Если мы так не живем, но наивно предполагать, что наша жизнь христианская она как-то по-настоящему состоялась. Христианин живет пред очами Божьими, пред очами вечного бессмертного всемогущего Бога.

Но исповедание не только это возможно для нас, не только это исповедание перед лицом страданий и смерти. Но от нас требуется это исповедание повседневно, когда человек каждый день своей жизнью являет миру, что он христианин не словами какими-то красивыми или высокими речами и поучениями, не каким-то показным благочестием, но подлинной добродетелью своего сердца, которое проистекая из боголюбивой души, являет дела нашего Творца: милосердия, кротости, долготерпения, удивительного не осуждения ближнего, богоподобного смирения. Все это исповедует, что Христос есть истинный Бог, и Он есть истинный Бог наш. Именно в этом исповедании мы должны трудиться каждодневно. Именно этого исповедания ожидает от нас Христос Бог. Потому что тот, кто не совершает это на всякий день искренне и всецело, не сможет пойти со Христом до конца и в дни страшных гонений, испытаний и даже лютой смерти. Это бывает невозможно, поэтому путь святости - это верность Богу, чтобы быть верным Ему и до конца и всегда. Ведь так легко оказаться неверным в каких-то мелочах. И, тем не менее, любую мелочь видит Господь наш. Он Сердцеведец, Он Всеведец, Который знает тайные и сокровенные мысли сердечные всякого человека. И в этой вере насколько ответственны становимся мы, насколько возрастает эта ответственность каждого из нас перед лицом нашего Творца и Создателя.

И далее говорит Господь: тот, кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня». Казалось бы, Господь повелевает любить своих детей и почитать своих родителей. Как же это возможно не любить их? Но Господь говорит лишь о том, что когда встает выбор между нашими родителями и Богом, между нашими детьми и Им, Спасителем мира, и мы выбираем не Его, а их, мы недостойны Его, потому что мы не научились любить Его всецело той любовью, которой Он заповедал в первой заповеди еще через Моисея: «Возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением твоим, всем разумением твоим, всей крепостью твоею». Именно такая любовь приводит человека к Богу, и тем самым к святости. Невозможно любить ближних, не любя Бога. Именно возлюбив Бога, мы учимся любить настоящей любовью, той любовью не лицемерной, не притворной, не слабенькой, но любовью мудрой, любовью терпеливой, любовью иногда взыскательной и строгой, для того чтобы явить дела нашего Небесного Отца.

Господь говорит: тот, кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня . Этот крест он составляется из очень многого. Это не только какие-то страшные страдания, но и повседневная верность Христу это тоже крест. Крест болезней, крест каких-то взаимоотношений с ближними, крест соседей или родственников, которые бывают с дурным характером или с очень плохим воспитанием. Болезнь детей, быть может, или сложный характер начальника. Все это составляет многий и многий крест. Но прежде всего, крест это труд быть во внимательном сердце с Богом, это способность хранить свой ум от греховных помыслов, это та теснота и та горечь, которая бывает самым тяжелым крестом в нашем следовании за Христом. И без принятия этого креста, без желания и решимости быть с Богом и претерпевать все, что необходимо, для того чтобы быть со Христом, мы недостойны Христа, мы не способны будем никак соединиться и даже приблизиться к Нему.

Именно этому научает нас сегодняшнее Евангелие, потому что апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Казалось бы, по-человечески, что оставил Петр, что оставили апостолы? Казалось бы, так немного: рыбацкие сети, простые лодки. Но они оставили не только это, но оставили свою семью, своих близких, своих родных. И даже эти рыбацкие сети и лодки - это было все, что они имели. Они готовы были отказаться от этого ради Христа. Ведь Господь смотрит не на количество оставленного человеком, но на то, насколько это было ему дорого, насколько он был привязан к этому, насколько это составляло суть его жизни, полноту ее, и насколько он готов этим пожертвовать ради Христа. И если всмотреться в жизнь каждого из нас, мы тоже не так много имеем, как нам кажется. Но эта готовность оставить это, если не оставить физически, но по крайней мере не привязываться к этому, чтобы мы владели своими дарованиями, своим, имуществом, мы распоряжались им ради Христа. Чтобы мы так поступали с этим, а не чтобы оно владело нами. Чтобы отношения с ближними не диктовали нам что-то противное заповеди Христовой.

Именно к этому призывает нас Христос. Об этом говорит апостол Петр, что мы оставили все. И Господь уверяет его, говорит, что вы пакибытии сядете на двенадцати престолах судить двенадцать коленам Израилевым. И всякий, кто оставит ради Меня отца, мать, детей, сестер, братьев, тот примет и дом и землю, и приимет это сторицею, и в будущем веке жизнь вечную . Без этого обетования невозможно какое-то отречение наше в этой земной жизни. Но это обетование непреложно. Христос дает нам так много, но мы так мало готовы от Него принять. Так тесно порой наше сердце, что оно не вмещает этой щедрости, этой полноты божественных даров. Господь и Он дает мало, но мы так мало Его любим, и так мало готовы от Него принять. И в этом Евангелии урок нам от Господа, чтобы мы могли это осознать и хотя бы в малой степени исправиться. Ведь Господь говорит: и будут последние первыми, и первые последними. Не по внешности судит Господь, но по состоянию сердца и души человека, по тому, что творится в его внутреннем составе, какие мысли у него. Не те первые, которые порой первенствуют в должностях, в зарплатах, в имуществах. Но прежде всего те, которые последними признают себя пред Богом, те, как мы слышали в Апостоле, которых недостоин был весь мир, те, кто скитался в горах, пропастях, пещерах земных. Те, кого мир не познал в своем безумии, но те, кто свой ум исказил ради премудрости Божьей. Именно они становятся первыми на суде Божьем.

Дай Бог, чтобы и мы обрели это безумие ради Христа, эту мудрость Христову, которая да соделает и нас в малой степени осознающими себя последними в этом мире. Да явиться нам в числе последователей Христовых, тех, коих мы празднуем - всех святых, от века угодивших Богу. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с первой Неделей по Пятидесятнице, Неделей Всех святых. И в силу этого каждого поздравляем с днем тезоименитства, поскольку сегодня чествуются и все наши святые небесные покровители.

Святая Церковь устанавливает это празднование по причине свидетельства того, что Дух Святой, ниспосланный от Бога-Отца, просветил все концы вселенной, что Он вошел в глубины человеческих сердец, соделал из них истинные образы Божии тех достойнейших людей, которые, как мы сейчас читали в молитве ко всем святым, предстоят перед престолом Святой Троицы и молятся и о себе, и о нас, и о всех тех людях, которые составляют Церковь Христову, и о тех, которые еще должны в Нее войти.

Но Святая Церковь вкладывает в празднование этого дня еще и иной смысл. Она свидетельствует о том, что очень много святых неявленных, тех, о которых мы никогда не узнаем, что они были, что они подвизались, что они очистились от греха, сподобились Небесного Царства. И в силу этого Церковь, чтобы не забыть никого, устанавливает празднование дня Всех святых.

Мало избранных оказывается
не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа и хотят быть
с Ним и исполнять Его святые заповеди. Когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми?

Однако есть и еще актуальный и глубокий для нас смысл в этом праздновании. Святая Церковь утверждает, что святых немало: даже собравшись вместе, нам не хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать этих святых, – их миллионы. Но, свидетельствуя об этом, не хочет ли сказать Святая Церковь, что каждый из нас также может стать таким же? Мы сегодня слышали в Евангелии слова Господа: Много званых, но мало избранных (Мф. 20, 16 ). Мало избранных оказывается не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа, и хотят быть с Ним, и хотят исполнять Его святые заповеди.

И когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми? Всякий человек, стоящий сейчас в храме, тот, кто совершает молитвы, ходит в храм, исповедуется, причащается, разве не поставил перед собой задачу стать святым? Ведь третьего в деле спасения не дано: или да, или нет. Но если это так, то мы можем дальше поставить вопрос: а что отличает святых от нас? Мы все знаем удивительно простое изречение преподобного Серафима Саровского: святых отличает от простых людей одно – решительность.

Но в каком смысле решительность? По отношению к чему? По отношению к подвигу? По отношению к правилу? По отношению к творению добрых дел или еще к чему-то? И здесь самое трудное для нас – принять на веру то, что это решимость в деле сказать правду перед Господом о себе самом. Это самое сложное, пожалуй, что предстоит каждому из нас, и до тех пор, пока человек не скажет Богу правду о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа и от своего спасения.

Самое сложное – найти решимость сказать правду перед Господом
о себе самом. До тех пор пока человек не скажет Богу правду
о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа
и от своего спасения.

Есть такая церковная мудрость, представленная в виде пословицы: тот, кто думает о себе, что он не в прелести, тот уже точно в прелести. И если это так, то зададимся вопросом: кто из нас думает, что он не в прелести? Практически каждый, приходящий в храм, исповедующийся и причащающийся. Но церковная мудрость не существует сама по себе, к чему же она нас призывает? Вспомним о том, что Господь, призывая человека к спасению, говорит: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное» (см.: Мф. 18, 3 ).

Не значит ли это, что святые были как дети? Да, в определенном смысле они этот завет Господа исполнили: уподобились детям и поэтому вошли в Царство Небесное. А что же они сделали, чтобы стать подобными детям? Чем отличается ребенок от взрослого человека? Можно очень много указать признаков отличия, но в контексте Евангельского изречения такой признак только один: маленький ребенок – это тот, кто живет без лицеприятия, без лицемерия, без лицедейства перед своими родителями, потому что знает, что он перед ними как на ладони, а еще он любит их, и этот дар любви к маме и папе ему очень страшно предать своим обманом и ложью.

Не к этому ли призывает каждого из нас Господь? Отказаться от лицедейства, от лицемерия, от надевания постоянных личин – «одеться поправославней», «подстричься поправославней» или «не подстричься» – еще будет «поправославней». Отказаться от лицедейства перед ближними, которые находятся постоянно у нас под боком и в наших домах, которым мы очень часто отказываем в помощи, в общении, в теплоте сердечной, ссылаясь на то, что у нас есть правило, у нас есть служба, у нас есть посты и так далее.

Посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся в храме, и увидим, что это не отвлечение, а наше главное делание: мы прикипели
к тому, что является сокровищем нашего сердца. Оказывается, мы только изредка от мирских попечений отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия.

Но эта проблема имеет еще более страшные последствия: мы постоянно лицедействуем перед Господом, постоянно обманываем Его, думая, что мы Его не обманываем. Посмотрим, как мы совершаем молитвенное правило, как мы ходим в храм, что мы здесь делаем. Разве мы не оправдываемся перед Богом, говоря: Господи, я вдруг случайно отвлекся на молитве в храме, прости меня. Но посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся, и тогда мы сможем увидеть, что это не отвлечение, а это наше главное делание, потому что мы не отвлеклись, а прилипли, прикипели к тому, что является сокровищем нашего сердца. И оказывается, что мы только изредка от сокровища своего сердечного отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия – вот на что мы отвлекаемся. Но думая, что мы лишь отвлекаемся от молитвы на мирские попечения, разве мы не обманываем Господа и самих себя? Разве мы тогда не в прелести? Где же решительность признать перед Господом свою немощь, бессилие, сказать: да, вот такой я, Господи, прости меня, окаянного и грешного. Даже на это у нас сил не хватает и не хватит, пожалуй, никогда, если мы будем пребывать в таком самозабвении о самих себе.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, конечно, желаем сами себе по молитвам всех святых угодников Божиих, чтобы решительность в деле признания перед Господом истинного, нелицемерного свидетельства о себе, кто я есть на самом деле, всегда споспешествовала каждому нашему духовному деланию. Тогда все будет спасительно, и Господь тогда даст, может быть, и нам возможность причаститься к тому блаженству, которое имеют святые угодники Божии.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых,

Проповедь в день памяти Всех святых

Митрополит Иларион Алфеев

«О чем напоминает нам сей день, когда мы празднуем память всех святых? Что общего между этими людьми, которые жили в разные исторические эпохи, несли разное служение, говорили на разных языках, по-разному жили и по-разному умирали? Среди святых, от века Богу угодивших, были и мученики, и святители, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Они по-разному угождали Богу: одних Он ставил на свещницу церковного служения, призывал к защите Православия, другие были призваны к исповеданию имени Христова, к тому, чтобы, не боясь смерти, идти за Христом. Кого-то Господь ставил на высокое общественное служение, вручал светскую власть и ответственность за судьбы людей, и в этом своем делании они следовали пути христианской добродетели. Иным Бог вселял в сердце любовь к монашеству и пустынножительству: они оставляли мир, уходили в пустыни и там наедине с Богом оплакивали свои грехи, молились за своих ближних и за весь мир. У каждого из святых был свой подвиг, но в несении этого подвига они остались верными Богу до конца - не отступились, не свернули с прямого пути, не предпочли человеческое Божественному. Каждый из них на первое место ставил Бога и Божественную правду, а все остальное шло вслед за этим.

Наверное, самое главное, что можно сказать о людях, которых мы прославляем в сей день, которым молимся и которых изображаем на иконах: они отдавали Богу всё, и Господь взамен тоже давал им всё. Ведь как часто мы с вами хотим отдать Богу только часть самих себя, только часть того, что нам принадлежит. Вот мы думаем: «У меня есть неделя, её я посвящу своим делам, а два часа утром в воскресенье – Богу». Кто-то добавит еще два часа в субботу вечером, чтобы побывать в храме на Всенощном бдении, кто-то – по полчаса утром и вечером на ежедневное молитвенное правило. Так, может быть, за неделю наберется пять или восемь часов, которые мы посвящаем Богу. А Господь ждет от нас, что мы посвятим Ему всю нашу жизнь, что мы, следуя призыву, который слышим за каждой Божественной литургией, себя Христу Богу предадим.

Нужно помнить: когда мы отдаем Богу всё, мы всё от Него получаем. Ищите прежде Царства Божия, и всё остальное приложится вам (см. Мф.6. 33). Опыт святых показывает: когда человек всего себя посвящает Богу, Господь одаряет его особой и обильной благодатью.

Сколько раз, узнавая житие того или иного святого, мы понимали, что не по человеческим силам было сделать то, что совершили эти угодники Божии в короткий промежуток времени, который был отведен им… И вот мы спрашиваем себя, как же это стало возможным. Ответ здесь такой: человек своими силами не может идти по пути Церкви, но если он стремится к этому, желает всего себя отдать Богу, посвятить Ему свои труды, думать о Нем не только в храме или во время домашней молитвы, но всю жизнь свою строить так, чтобы Бог присутствовал в ней, то Господь дает этому человеку сугубую благодать и особые силы для служения, на которое тот призван.

Для того, чтобы посвятить себя Богу, не обязательно стоять круглосуточно на молитве, да это и невозможно. И когда апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес 5. 17), он не имеет в виду, что мы должны бросить все свои дела, оставить работу и 24 часа в сутки читать молитвы, прерываясь, быть может, только на сон и еду. Апостол говорит нам, что мы должны строить свою жизнь таким образом, чтобы все наши дела, все наши помышления были настроены на одну волну – на Божественную волну; все, что делаем, мы должны посвящать Богу, молиться Ему и призывать Его благословение перед началом всякого дела. Тогда сама эта молитва будет помогать видеть границу между добром и злом, между тем, что делать дóлжно и тем, что совершать не следует. Сам Господь будет нас научать Своей благодатью и содействовать в нашем делании.

Молясь сегодня всем от века Богу угодившим святым, среди которых у каждого из нас есть угодник Божий, чье имя мы носим и к чьей помощи прибегаем в скорбных обстоятельствах, будем просить о том, чтобы и нам пройти путем правды и научиться посвящать Богу всю свою жизнь без остатка. Только такой путь достоин того, чтобы по нему идти. Именно ради этого Господь привел нас в этот мир, и только та жизнь человеческая является полноценной, которая посвящена Богу не частично или временно, а вся и без остатка.

Будем просить всех святых, чтобы они, будучи нашими небесными заступниками, помогали нам идти по пути, ведущему в Царствие Божие. Аминь».

Неделя всех святых

Священник Иоанн Павлов

Святые Божии угодники очень разные. Очень непохожими бывают их образ жизни, их характер, их подвиги, а также те времена и страны, в которых они жили. Святой апостол Павел сравнивает святых со звездами на небе. Звезды на небе все разные: среди них есть более яркие, а есть менее яркие. Также и по цвету звезды различаются: они могут быть белыми, красными, голубыми или желтыми. Но хотя звезды и разные, хотя отличаются по цвету и яркости, однако все они утверждаются на одном и том же небе. Точно так же и святые, хотя и очень разные, но все пребывают на едином небе Божества.

Апостол Павел говорит, что звездочки небесные различаются по своей славе. Так же и святые: одни из них в большей степени, а другие в меньшей степени прославлены Богом. «Бывают большие и меньшие дары Божии, – говорит преподобный Исаак Сирский, – хотя все они высоки и чудны, но один превосходит другой, и степень степени выше». Большую славу в Царстве Небесном имеют те, кто больше любил Бога здесь, во время земной жизни.

Или можно привести другое сравнение: святые подобны цветам в прекрасном саду. Ведь цветы также бывают очень разные: и по размеру, и по виду, и по цвету, и по аромату. Точно так же и святые: все они разные, но все пребывают в одном и том же небесном Божием саду.

Когда мы говорим о святых, то прежде всего нужно вспомнить, что и все мы, христиане, призваны прийти туда же, куда пришли они, то есть в Царствие Божие. Каждый из нас в свое время должен стать одной из небесных звездочек или одним из цветков в небесном райском саду. Ведь именно это и означает спастись и угодить Богу.

Как же нам прийти в Царствие Божие? А как святые туда пришли? Хотя святые и очень разные, однако у всех них есть одна общая черта: они любили Христа и свою жизнь посвятили тому, чтобы исполнить Его заповеди. Вот и мы должны посвятить этому свою жизнь, братия и сестры, и мы должны постараться исполнить в своей жизни заповеди Христовы. И учиться исполнять эти заповеди мы должны не у кого иного, как у самих святых. Для этого нам нужно узнать их поближе, завязать с ними общение. Ведь, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, беседа и общество ближних сильно действуют на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость.

Итак, нам непременно нужно, братия и сестры, подружиться со святыми. Как же можно приобрести их дружбу? Приобрести ее можно через чтение их житий и творений. Если мы читаем жития и творения святых, если стараемся по силе подражать им, то становимся близкими и единодушными их друзьями, продолжателями их дела на земле. Если же мы будем единодушными друзьями святых, то, несомненно, придем в свое время туда, где пребывают они, то есть на небо. Вот тогда каждый из нас и станет одним из прекрасных цветков в саду Небесного Царя, одной из вечных звездочек в Царстве Христа и Бога нашего. Аминь.

В неделю всех святых


Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Бесчисленны лики святых, праздник которых совершает сегодня Церковь. Их имена известны всем по нашим календарям, и каждый день они звучат на отпусте. Но еще больше среди них тех, кто сокрыты от нас, кого знает только Бог, потому что они исполнили заповеданное им. Их благословенный путь открыт для всех, кто в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов.

Мы услышим сейчас Евангелие о последнем явлении Воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. «Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, - пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус». Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать. Так немного - для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, еще более умаленное предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками - первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с Воскресшим Христом.

Они «пошли в Галилею». Место встречи назначено Самим Господом после Тайной Вечери: «По воскресении же Моем предваряю вас в Галилее». Место встречи подтверждено ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящим на камне от двери гроба: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите». Этой земле с самого начала служения Христова придается символическое значение: «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15). Галилея - цветущая страна, окрашенная зеленым цветом жизни. Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех, и смешение всех верований и всех неверий. Речь идет о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея - земля человеческого возрастания Христа - Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея - это приглашение для нас не мечтать не весть о чем: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твое приобщение святости должно начаться здесь.

В Евангелии сказано, что ученики Христовы должны идти «на гору, куда повелел им Иисус». Путь святости, к которой все мы призваны, - путь восхождения. Во всем Священном Писании гора - символическое место встречи с Богом и откровения Божия. С высоты видно далеко - дальше, чем на равнине. На высоте дышится свободнее, чем в загрязненных, особенно в наше время, городах. На высоте можно обрести уединение и слушать голос тишины, обыкновенно неразличимый среди каждодневной суеты. Господь непрестанно возводит человека на высоту. Гора Синая, где человек впервые встретил Единого Бога, гора заповедей блаженств, гора Преображения, гора молитвы. И Воскресение явлено было ученикам на горе. Восходим ли мы на эту гору, куда повелел нам Господь?

«И, увидев Его, они поклонились Ему, а иные усомнились». Поклонение и сомнение - два противоположных слова стоят рядом. Да, даже для восшедших на гору есть место для этой страшной реальности - для сомнения. Поклонение - это победа над сомнением. Вера - свободный акт, совершенно отличный от принудительной очевидности, скажем, научного порядка. Евангелие смиренно раскрывает нам величайшие тайны, оно далеко от всякой экзальтации. Все повествования о явлениях Воскресшего Господа имеют одну общую черту. Воскресение Христово не очевидно для обычного восприятия. Его не сразу узнают. Путь святости проходит через искание Бога и через сомнения, потому что тайны жизни не лежат на поверхности, они сокрыты в глубине. Молитвой и жизнью по вере преодолевается всякое сомнение, пока не откроется Духом Святым очевидность вечной жизни. И мы принесем поклонение Господу, подобно первым ученикам Его. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Душа, сподобившаяся встретить Бога, не может не узнать своего Творца, и не поклониться Ему».

«И приблизившись, - сказано в Евангелии, - Господь сказал им». Мы знаем это приближение в час Преображения. Расстояние между Божественным и человеческим таково, что надо, чтобы Бог пришел к нам. Мы не имеем сами в себе способности веровать. Бог первый приближается к нам. А нам принадлежит свобода ответить поклонением на Его приближение. «Господь сказал им», и мы слышим слово Воскресшего Христа. Все проповеди Господа во время Его земного служения, которыми запечатлено Евангелие, раскрывают этим последним Его словом по Воскресении.

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле», - говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во все Ветхом Завете только Бог один - «Господь неба и земли», «видимым же всем и невидимым». Наш Господь - Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос - Господь всяческих. Когда на Тайной Вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: «Сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя», Он дает знамение Своего владычества над всем сотворенным Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», - слышим мы в конце Божественной литургии, и отвечаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: «Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах». Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасен будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, еще «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас.

«Идите, научите все народы», - говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело - Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядет победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми.

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Речь идет о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя - и уча их соблюдать все, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым - не значит только все знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий все.

Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Присутствие Воскресшего Господа во всех местах земли обнимает так же полноту времен. Ангел Господень возвестил в начале Евангелия, что Ему имя будет Еммануил, что значит «с нами Бог». Вся святость всех святых заключена в этой тайне. И здесь испытание жизни каждого из нас. Если Бог с нами во все дни, во все мгновения времени, можем ли мы сказать, что и мы с Богом? Каждый день, каждая минута нашей жизни может быть освящена Его присутствием и стать путем к святости, к некончающейся встрече с Ним.

Список всех святых нашего церковного календаря вдохновляет, и в то же время опасен. Он вдохновляет, потому что мы можем видеть, как много у нас заступников на небесах. И он опасен, потому что можно подумать, что святость - это исключительное достояние апостолов, мучеников, пророков, святителей, пустынников, монахов, дев. В то время как святыми должны стать все, к кому обращено слово Христово. Это ты, обыкновенное человечество, для этой цели вызвано из небытия. И эти слова Воскресшего Господа сказаны для тебя. Аминь.

В настоящий Воскресный день церковь празднует память всех святых. Это очень глубокое, знаменательное событие. Именно в первое же воскресенье после Праздника Святой Троицы, когда мы праздновали сошествие Святого Духа на апостолов, а затем и на апостольских учеников, воспоминаются все святые, как плоды сошествия Святого Духа, как конкретные, зримые результаты этого сошествия. Поэтому, сегодня именины у каждого из нас. Сегодня празднуется тот святой, чье имя мы носим. Эти святые, угодившие Богу, по преимуществу прославляемые святые мученики. Потому что они были подражателями Христу даже до смерти. Так же как и Он был верен Своему Отцу Небесному, исполнив Волю Божественную, даже до смерти крестной.

Святые угодники, обращаясь ко всем нам, говорят: «Посмотрите на нас. Мы были во всем подобострастны вам. Имели точно такое же тело, немощное, слабое, которое было подвержено всяческим недугам, немощам человеческим. Жили также в сложные времена, когда нас обступал суетный греховный мир, исполненный соблазна и коварства. Но вот с помощью Божьей, благодаря тому, что тело свое мы удручали, заставляли его поститься, молиться, смиряться, делать добрые дела, благодаря этому и душа наша спаслась. И теперь мы пребываем на небесах».

Сегодня Сам Господь, как вы слышали в Евангелии, свидетельствует об этих угодниках Божиих. Он говорит: « Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас ». Господь нас призывает «Возьмите Иго Мое, которое есть Благое Иго» . Под именем Иго Христово подразумеваются заповеди Господни, которые надо понести. А нести их нелегко. Господь, говорит, что это есть Иго благое, то есть доброе, в отличие от другого ига, греховного, когда человек подчиняется страстям и дьяволу. То иго - тяжелое, никчемное, не дающее никакого положительного плода, как только гибель тем, кто будет следовать воле дьявольской.

Святые, угодившие Богу, жили в разные времена, в разных странах. Были в разных обстоятельствах и разного сословия. Среди них были богатые и бедные, образованные и совсем простецы. Это были не только монахи, но и семейные, женатые и замужние люди. И князья и воины. Все они смогли спастись. Так что теперь ни у кого из нас нет никаких оправдательных аргументов, что « я нахожусь в каких то особенных условиях и невозможно в них спастись». Нет.Святые угодники находились в обстоятельствах более тяжелых, нежели сегодня находимся мы.

Если мы посмотрим на православный месяцеслов, то в нем около четырех тысяч имен святых. Но не только этих четырех тысяч мы вспоминаем. Святая Церковь сегодня специально вспоминает всех святых, прославленных Земной Церковью и не прославленных. Потому что святых во множество раз больше. Если бы спаслись в православной церкви после событий Святой Троицы только те святые, которые находятся в нашем месяцеслове, то этого было бы очень мало. Тогда нам из такой церкви надо бежать. Но дело в том, что спасается множество угодников, которые стали святыми и теперь ликоствуют на небесах со всеми ангелами, прославляя Отца Небесного.

Господь по Своему Премудрому промыслу одних святых прославляет, являя их через чудеса, знамения или какие то явления, а других святых оставляет в неведении.

Это некоторая тайна Божия. Если мы посмотрим на самих святых- некоторые из них прославляются в большей степени, например святитель Николай Чудотворец, святой пророк Илья, а другие святые в меньшей степени. Они у нас есть в месяцеслове и когда мы читаем православный календарь, мы вспоминаем их имена, а без календаря наизусть их никто может не знает и не помнит. Сегодняшний Праздникважен тем, что празднуются все святые, ведомые и неведомые.

Еще святые угодники Божии нас предупреждают о том, что если мы не последуем их путем, то напрасна будет та благодать Таинства Крещения,Таинство Миропомазания, которое мы приняли. Напрасны будут и Таинства Святого Причастия.

Называя себя овцами стада Христова и продолжая беспредельно грешить, - мы ничем не лучше тех книжников и фарисеев, которые были во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Ничем не отличаемся от людей, которые находятся вне Церкви.

Господь сказал, что если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то вы не унаследуете Царствия Небесного. То есть мы тоже должны, братья и сестры, явить плоды Святой Пятидесятницы. Что и каждого из нас коснулась Благодать Божия. В нашем немощном, греховном теле, благодаря нашим усилиям и действиям Благодати Божией, явились бы реальные, конкретные плоды исполнения заповедей Божиих. Чтобы мы совершали добрые дела, чтобы каждый из нас являл образ Христа. Пусть Господь нам поможет нести служение на Земле и молитвами святых угодников Божиих совершить подвиг до конца наших дней. Аминь.

 

Возможно, будет полезно почитать: