Овербукинг — что это? Что такое овербукинг.

Что такое овербукинг и чем это грозит путешественнику? Где вы можете с ним столкнуться во время поездки? Что в такой ситуации делать?

В сфере туризма много подводных камней. Натыкаясь на них, путешественники теряют деньги, время и нервы. Сегодня расскажем об одном из них - овербукинге.

Что такое овербукинг?

Овербукинг - это когда продают больше, чем мест, товаров или услуг есть на самом деле. Делается это в надежде на то, что не все обязательства придется выполнять. Такие надежды базируются на статистике отказов, но порой приводят к неприятным для клиентов результатам.

Зародилась эта маркетинговая политика 60 лет назад в американских авиакомпаниях. Тогда они столкнулись с проблемой - около 10% пассажиров не являлись на рейс и сдавали билет, получая за него полную стоимость. В итоге каждое десятое место во время перелета пустовало и аукалось авиакомпаниям падением прибыли. Было решено продавать билетов больше, чем мест в самолетах. Естественно, стали возникать неудобные ситуации и иногда мест хватало не всем. По официальным данным, не везло 7-8 людям из 10 тысяч. Авиакомпании компенсировали клиентам их издержки и совершенствовали систему овербукинга, что привело ее в довольно адекватный вид. Сейчас попасть в такую ловушку уже сложнее.

Иногда спорные ситуации возникают из-за технических неполадок. Например, был самолет на 250 мест, внезапно у него выявились неполадки и компания успела подогнать только борт на 210 мест. Куда девать еще 40 пассажиров - загадка. Приходится кого-то оставлять на земле и пытаться с ним договориться.

  • Плановый
    Это когда фирма сознательно продает больше билетов, чем у неё есть мест.
  • Экстренный
    Например, когда произошел сбой на сайте и в сеть утекло больше билетов. Или когда самолет сломался, подали другой, но там меньше мест. Разные ситуации бывают. Сюда же можно отнести внезапное появление вип-персоны с золотой картой авиакомпании. Отказывать своему постоянному клиенту фирма не будет, а случайному пассажиру - легко.

Где вы можете столкнуться с овербукингом?

Помимо уже упомянутой сферы авиаперевозок, вы можете столкнуться с овербукингом во время проката машины, покупки круизов и, конечно, аренды отелей. Это одно из самых больных мест туристической индустрии, поскольку здесь помимо случайных технических неполадок существуют серые схемы обмана путешественников.

Как работает схема овербукинга в отелях?

В гостиничном бизнесе овербукинг, как схема обмана, работает так. О технических неполадках сейчас не говорим. Номер бронируется на двух и более человек. Заселяется в него тот, кто первый прибудет на стойку регистрации. Остальным, кому не хватило места, предложат заселиться в другой более хороший отель или номер. В чем подвох?

Как правило, в том, что предлагаемый вам отель или номер не является более качественным. Цена на него искусственно поднята, чтобы вы меньше возмущались. Скорее всего он в силу каких-то причин хуже продается. Дальше от берега, хуже вид из окна, старая отделка, хамский персонал. Причин может быть масса. При прочих равных условиях номер, в который вам предложат переехать, никто бы не купил. Он пустовал бы и не приносил выгоды. А так вас заманили на красивую картинку отличных апартаментов, после чего оставили у разбитого корыта. Естественно, вы согласитесь жить там. Деньги уже заплачены. Ваш отпуск только-только начался и совсем не хочется ни с кем ругаться. В итоге, вы живете в номере похуже, а турфирма и отель получают дополнительные деньги.

Схемы могут различаться. Довольно сложно разобраться, кто же именно несет ответственность за то, что вы остались без своего уютного номера. Что можно сделать?

Что делать, если вам не хватило места?

Если вас лишили номера в отеле и предлагают замену, то не стоит сразу бросаться на баррикады . Вполне возможно, что это действительно сбой техники или ошибка персонала отеля. В таком случае отель постарается сохранить лицо и предложит вам такой же или более хороший номер.

В любом случае, не стоит начинать истерику и обвинять во всем молодых людей на стойке регистрации. Делу это не поможет, поскольку они тут совсем не при чем, а вот их желание вам помочь моментально улетучится.

Вам надо установить контакт с администрацией отеля и добиться того, чтобы вам предложили взамен хоть что-то. А дальше можно будет вести диалог об улучшении ваших жилищных условий.

Вам надо сразу определить, кто еще попал в аналогичную ситуацию . И обменяться контактами. Это может быть полезно, если у вас сложности с общением на иностранном языке. К тому же дополнительная поддержка в виде подписей не помешает, когда вам придется составлять жалобу или заявку на компенсацию.

Требуйте и сохраняйте все документы , имеющие отношения к делу. Фиксируйте свое общение с представителями отеля. Изучите договор с вашей туристической компанией. Если в нем прописано, что фирма может по своему усмотрению менять ваше место проживания, то обыграть ее в суде будет практически не реально. Учитывая, что на этом документе уже стоит ваша подпись.

Как предотвратить подобные ситуации в отелях и аэропортах? Приезжайте заранее . В разумных масштабах, конечно. Используйте надежных туроператоров и авиаперевозчиков, которые не гонятся за моментальной прибылью. Продумывайте запасные варианты трансферов и жилья. Скорее всего они вам не понадобятся, ведь шанс попасть под овербукинг всего около 1%, но кто знает. Вдруг, именно такая подготовка поможет спасти драгоценный отпуск.

На этой неделе в Госдуму будет внесен законопроект, согласно которому пассажир, не улетевший своим рейсом вследствие овербукинга, получит от авиакомпании стоимость своего билета в десятикратном размере. Что с ним не так?

Таким образом депутаты намерены защитить права пассажиров, поскольку сейчас вообще , и пострадавший имеет право лишь на то же обслуживание, что и при задержке рейсов - напитки, питание, размещение в гостинице и т.п. Но одно дело, когда по какой-то вынужденной причине не летит никто, и совсем другое дело, когда не летишь только ты: каждый раз такая ситуация оборачивается скандалом, потому что никто не согласен с тем, что именно он оказывается кандидатом на вылет.

В United с овербукингом просто: оказался “лишним” – пшёл, уважаемым людям лететь надо.

За рубежом проблема решается проще: пассажирам еще в процессе регистрации (или на посадке, смотря когда выявляется наличие овербукинга) предлагают добровольно отказаться от полета в обмен на денежную компенсацию: или в конкретной валюте, или в виде ваучера на последующие перелеты. Во втором случае размер компенсации обычно выше, .

Кроме того, в Европе вообще за отказ в посадке, а вот в России можно разве что отсудить по 25 рублей : даже на постановления европейских судов при многие наши авиакомпании попросту плюют (об этом мы на днях расскажем в отдельном материале).

Впрочем, компенсации в десятикратном размере только навредят отрасли. Сейчас средняя стоимость билета составляет 12 тысяч рублей на внутренних направлениях и 18 - на международных. Делим грубо пополам, чтобы получить цену сегмента, и получаем компенсацию в размере 60-90 тысяч рублей на одного пассажира. Для сравнения, в Европе это «всего» 400 евро, то есть, в три раза меньше. В США размер может достигать $1350, однако на практике добровольцы соглашаются уже на $200-300.

Где авиакомпании возьмут деньги на эти компенсации? Естественно, все будет заложено в стоимость билетов, либо же придется не практиковать коммерческий овербукинг и до кучи держать резерв кресел на каждом рейсе на случай технического. Впрочем, на цивилизованных рынках, по статистике (достоверная есть только для США), от овербукинга страдает всего 0,1% пассажиров, хотя перевозчики продают в среднем на 7-10% больше билетов, чем имеют кресельной емкости. Вероятность того, что все пассажиры, имеющие билеты на конкретный рейс, вовремя придут и зарегистрируются, оценивается как 1:10000.

«Овербукинг никак не отражен в Воздушном Кодексе и других законодательных актах в России. Поэтому доказывать факты намеренной перепродажи билетов, равно как и отстаивать невиновность перевозчиков, будет достаточно сложно.

Вообще история попахивает популизмом: попыткой набрать баллы на фоне событий со штрафом «Победе».

Если в законопроекте не будет ничего, кроме крупного штрафа для авиакомпаний, инициатива едва ли найдет поддержку в Минтрансе, да и в профильном комитете Госдумы, скорее всего, тоже. Впрочем, было бы хорошо, если на этом информационном фоне авиационные власти и законодатели вернулись бы к обсуждению », - говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Сегодня при планировании путешествий или покупки других услуг и товаров, есть возможность провести предварительное бронирование. В этой теме важно знать и понимать овербукинг – что это такое, и как правильно действовать в случае возникновения ситуации, которую он описывает.

Что такое овербукинг?

Термин имеет английское происхождение и его перевод такой – перебронировка или перепродажа. Смысл системы овербукинг заключается в том, что поставщик (продавец) по собственной инициативе берет на себя больше обязательств по поводу предоставления товаров (услуг), чем он может представить в действительности. Чаще его используют авиакомпании и гостиницы. Если интересует, что такое овербукинг в самолете, то это практика продажи большего количества билетов, чем есть в салоне. В русскоязычных СМИ используют еще другой термин – «избыточное бронирование».

Овербукинг в авиакомпаниях

Многие авиакомпании в Америке и Европе применяют принцип сверхбронирования. Впервые его стали использовать в 50-е годы прошлого века в Америке. Выясняя, что это овербукинг в авиации, стоит сказать, что подсчеты маркетологов показали – примерно 10% пассажиров не приходят на рейс, на который они купили билет. В результате часть мест остается пустой. На этом решили заработать авиакомпании и стали продавать больше билетов, чем есть на самом деле. Чтобы понять, овербукинг – что это, следует описать четыре основных вида этого понятия:

  1. Плановый – контроль проходят не все пассажиры, поэтому, чтобы получить дополнительный заработок, компании предлагают новые места.
  2. Ситуативный – происходит, когда приходится проводить замену самолета с меньшим количеством посадочных мест. Возникает это в большинстве случаев по техническим причинам.
  3. В одном классе обслуживания – количество проданных билетов одного класса выше, чем мест в нем, но при этом загруженность самолета сохраняется.
  4. Золотой – есть категория пассажиров, которые часто летают или же являются VIP клиентами, поэтому они имеют привилегии и им авиакомпании никогда не отказывают, даже в ущерб другим людям.

Овербукинг авиабилетов – что делать?

Если пассажиру отказали в посадке на борт, объясняя это переполненностью салона, то он должен получить альтернативные варианты. При покупке билета на регулярный рейс, компании в большинстве случаев возвращают его стоимость. Важно знать, что такое овербукинг, что делать, если произошла такая ситуация и другие нюансы.

  1. Получить компенсацию. Сумма, которую выплатят пассажиру, зависит от времени ожидания альтернативного рейса и от продолжительности полета. Размер компенсации может быть уменьшен на 50%, если авиакомпания предложила билет на другой рейс, который прибывает не позже двух часов от запланированного времени при дальности до 1500 км. В Америке другие правила, так, если пассажир ожидает рейса меньше часа, то компенсация не предусматривается, а если 1-2 ч., то она составляет $200.
  2. Выясняя, если происходит овербукинг, что делать туристу, стоит заметить, что человек может требовать повышения класса обслуживания при замене рейса, а еще талоны на еду и связь. Если рейс задерживается надолго, то авиакомпания должна оплатить и номер в гостинице.

Процент овербукинга – авиарейсы

Многих интересует, сколько же лишних мест продают авиакомпании, так вот процент овербукинга на рейсе зависит от ряда факторов: сезона, статистических данных no-show и так далее. Случай овербукинга чаще встречается на популярных направлениях в разгар туристического сезона. Статистика высокая перед и после праздников, поэтому стоит учитывать это при планировании отдыха.

Компенсация за овербукинг

Для того чтобы иметь возможность получить компенсацию, пассажир должен подать перевозчику письменное заявление или же сформировать онлайн-заявку. В обоих случаях необходимо приложить копию паспорта и посадочного билета. Длительность рассмотрения заявки – больше трех месяцев. Учтите, что в некоторых странах овербукинг разрешен, но об этом должно сообщаться заранее и авиакомпания самостоятельно предлагает компенсацию.

Еще один вариант – воспользоваться онлайн-сервисом, где есть возможность бесплатно проверить, входит ли рейс в перечень компенсации. Здесь можно загрузить требуемые документы и отправить заявку. Продолжая выяснять, овербукинг, что же это такое, стоит отметить, что авиакомпании могут пойти двумя путями: принять претензию и сразу заплатить компенсацию, или же отказаться и тогда можно подать на нее в суд. Еще один важный момент – денежные компенсации отличаются не только в разных странах, но и в авиакомпаниях.

Овербукинг в гостинице – что это?

Практикуют овербукинг и в гостиничном бизнесе, а причина заключается в желании отеля загрузить все номера, чтобы не оставаться в минусе, поскольку часто встречаются ситуации, когда человек бронирует номер, но после не приезжает. Сдавая больше номеров, чем есть в наличии, гостиницы стремятся обезопасить себя. Описывая, что такое овербукинг в отеле, заметим, что если произошла такая ситуация, то клиенту предлагается альтернативный вариант. При этом важно знать, что не всегда замена удовлетворяет клиента, что вызывает спорные ситуации и даже судовые разбирательства.


Овербукинг на «Букинге»

Согласно отзывам на популярном сервисе Booking.com, также бывают проблемы:

  1. Турист бронирует номер, а потом узнает, что мест нет, и бронь не подтверждается. Решение со стороны сервиса заключается в поиске подходящей альтернативы, а гостиницу могут закрыть для продажи.
  2. Бывали случаи, когда человек узнает, о том, что все номера заняты уже подойдя к рецепшену. Совет, касающийся того, что делать, если овербукинг на «Букинге» – нужно обратиться на сервис по бронированию, который должен подобрать в другой гостинице номер не ниже классом, оплатить транспорт до него и разницу в стоимости.
  3. Бывают ситуации, когда отель на сервис по ошибке загрузил неправильную стоимость, то есть номер в гостинице стоит $200, а его продавали за $20. Крупные отели, которые беспокоятся о своей репутации, в большинстве случаев подтверждают бронирование, не требуя оплаты. В любом случае сервис будет решать проблему, находясь на стороне клиента.

Овербукинг авиабилетов в России – закон 2017

В Госдуму в 2017 году планируют ввести Законопроект, который предусматривает продажу большего количества билетов на авиарейс, чем есть в самолете. Овербукинг в России хотели ввести еще с лета 2015 года, но тогда закон был идеальным. К тому же размер компенсации и порядок определения, какой пассажир будет «лишним», пока не был определен. Кроме этого, предполагалось, что авиакомпании смогут в одностороннем порядке менять договор о воздушных перевозках при перебронировании. Закон был негативно воспринят многими депутатами и пассажирами.

9 апреля на рейсе United Airlines из Чикаго в Луивилль произошел овербукинг. Компании потребовалось высадить 4 пассажиров прямо с борта, чтобы посадить своих сотрудников. Один из пассажиров отказался, и полиция выволокла его из самолета силой. Это уже превратилось в самый ужасный PR скандал в авиаиндустрии за последние годы. Видео и подробности читайте на Медузе .

Овербукинг подразумевает продажу большего количества мест, чем есть на самолете. Авиакомпании знают, что определенное количество пассажиров не является на рейс и продают больше билетов, чтобы больше заработать. Овербукинг легален в США и Европе. У пассажиров есть право на компенсацию (но не всегда), у авиакомпаний – снять любого человека с рейса.

В России овербукинг практикуется, но в Воздушном кодексе о нем ни слова. Последние новости о законе, в котором хотели прописать права и обязанности при овербукинге, датируются январем 2016. Российские авиакомпании не обязаны предоставлять компенсации и получить ее можно через суд.


Статистика Департамента Транспорта США по овербукингу

В России нет достоверных данных о том, как часто случается овербукинг. В США снимается с рейсов (добровольно или против своей воли) 6 пассажиров из каждых 10000 .

Я попросил Романа Гильманова, CEO , компании, которая добивается выплат пассажирам от авиакомпаний, рассказать о правах пассажиров:

Авиакомпания имеет обязательство перевезти вас в пункт назначения, а не просто вернуть деньги. Вы можете требовать от нее предоставления места на ближайшем рейсе. В случае, если авиакомпания европейская, то даже рейс из России можно отнести к воздушному пространству ЕС, а значит есть возможность получить компенсацию.

В России особенно на что-то рассчитывать не стоит. Как минимум до момента, пока Монреальская конвенция не вступит в силу.

Что касается ЕС, если вам предложили ваучер на сумму близкую или равную возможной компенсации, то нет необходимости что-то еще требовать. Фактически это значит, что вам уже выплатили компенсацию. Если же все, что предоставили это ваучер на обед и билет на следующий рейс, то безусловно стоит подать заявку на получение компенсации.

Также крайне важно собрать косвенные доказательства овербукинга . Таким доказателство может служить, например, новый билет, справка от сотрудников авиакомпании или чеки, подтверждающие нахождение в аэропорту после взлета самолета. В данном случае это важно, так как овербукинг не фиксируется в базах данных и доказать его может быть несколько сложнее.

Как же российские авиакомпании практикуют овербукинг? Что делать, если на вашем рейсе случился овербукинг? Как “Аэрофлот”, S7 и другие разрешают такие проблемы? Я попросил подписчиков телеграм-канала “лайфхаки.тревел ” рассказать свои истории.

Самый упоминаемый вариант – овербукинг в эконом-классе и посадка в бизнес на том же рейсе или билет в бизнес-класс на следующем. В случае, если рейс нескоро, вам оплатят отель и трансфер. С билетом в бизнес-класс, конечно, у вас будет доступ в бизнес-залы. Таких историй много:

В 2015 овербукинг был с моим коллегой на рейс “Аэрофлота” в Ростов из Шереметьево. Отправили следующим рейсом через 5-6 часов, поселили в отеле. Класс повысили до бизнеса. – Иван

Попал на овербукинг один раз в жизни. В 2014 году на рейсе Пулково – Домодедово с авиакомпанией “Россия” . Вылет в будний день в 8 утра. Предложили вылететь “Аэрофлотом” в Шереметьево на 1.5 часа позже с апгрейдом в бизнес. Дали посадочный, с ним меня пустили в бизнес-зал.- Роман

Вот история с S7:

Я попадал один раз на овербукинг с S7 на рейсе из Москвы в Нижневартовск . Посадили на свободное место в бизнес. Из минусов-рейс задержали минут на 20, так как ждали дополнительное питание для незапланированных пассажиров бизнес-класса. Я и еще двое, как я понял.

Статуса у меня никакого не было. На стойке регистрации, когда я оформлялся, девушка долго что-то смотрела в компе, потом куда-то звонила, я услышал слово “овербукинг”, и потом мне выдали посадочный с местом в бизнесе. Я точно помню, что не в последний момент подошел. Где-то за час-полтора до вылета. – Александр

Иногда может пригодиться карта программы лояльности:

Года 3-4 назад был овeрбукинг на рeйс “Аэрофлота” в Гонконг . Дeмонстрация карточки часто лeтающeго пассажира рeшила вопрос (хватило базового “Аэрофлот-Бонус”), на зeмлe остался тот, у кого eе нe было. Дeнeг и бизнeс-класс лично мнe нe прeдлагали. – Михаил

Российские авиакомпании могут не предлагать вам никакой компенсации, но я получил две истории об “Аэрофлоте”, расщедрившимся на 200 $/€ при вылетах из России:

В прошлом году летел инструктором в детский лагерь в Латвию “Аэрофлотом “. Нас было 60 человек, билеты групповые, при регистрации (были там за 3 часа, проходили ее постепенно) случайным 8 людям отказали в регистрации. Часа два озвучивались разные опции: “у вас неправильный билет”, “нам заменили самолет”, “у нас сейчас нет менеджера, который мог бы с вами поговорить”.

Затем бОльшая часть группы улетела, а оставшихся вписали на рейс S7 через 6 часов, дали талоны 500 рублей на питание и ваучеры на 200$ на следующий рейс “Аэрофлотом”. Рядом с нами была пожилая дама, которая не поместилась на этот рейс S7, чем закончилась ее судьба – не знаю.

Получение ваучеров на 200$ потребовало долгих переговоров, среди не посаженных на рейс была неистовавшая директор лагеря, возможно без нее бы их не было. – Алексей

Летела “Аэрофлотом” из Москвы в Дели в 2011 или 2012 году. Поздно пришла на рейс (не очень поздно, но, видимо, достаточно). Предлагали отель на сутки, пересадили в бизнес того же рейса на день позже и дали ваучер на 200 евро на билеты “Аэрофлота”. В целом, я не расстроилась, ибо никаких планов они не поломали. – Оксана

“Победа” не даст денег, но в остальном поступит цивилизованно:

В марте 2016 летел из Питера в Екатеринбург “Победой” . Билет купил за 6-7 часов до вылета. При попытке пройти регистрацию, девушка на стойке вызвала менеджера и произнесла «Кажется, это он».

Менеджер попросил подождать конца регистрации. Через пару минут выяснилось, что на рейс не попадают шесть человек, включая меня. Началась ругань, тыканье в билеты, угрозы судами и прочая стандартная ерунда, которая творится на стойках Победы (при мне всегда так, но обычно это происходит из-за споров о правилах провоза багажа).

Несколько человек после вылета самолета оформили возврат денег, а меня и еще одного пассажира пригласили в офис Победы. Он сказал, что ему необходимо попасть в Екатеринбург рано утром, так что попросил билет на ближайший возможный рейс. Ему предложили место в самолете Уральских Авиалинии, чем он и воспользовался.

Когда очередь дошла до меня, то я заявил, что хочу есть, спать и билет на следующий возможный рейс. К моему удивлению, все это предоставили . Пока менеджер оформлял документы, я отправился в одну из пулковских кафешек с ваучером на ужин. После этого за мной заехал автомобиль компании и отвез в Park Inn by Radisson Pulkovskaya. Билет мне достался на аналогичный рейс ровно через сутки. Кроме того, пообещали завтрак и обед в отеле.

Утром следующего дня завтрак прошел без эксцессов, а вот при попытке пообедать мне сказали, что авиакомпания не оплатила мое питание, в том числе и шведский-завтрак, который я уже употребил. Пожрал нелегально, так сказать. Вечером на большой машине вместе с экипажем Победы, который жил в этом же отеле, меня увезли в аэропорт. Ну и да, со второго раза я улетел.

Небольшие итоги. “Победа”:
– не выплатит вам ни копейки, если вы пострадаете от овербукинга. Только возврат денег/билет на другой рейс.
– готова подобрать вам подходящий рейс другой авиакомпании.
– готова дать ваучеры на питание в аэропорту, оплатить проживание в отеле и заняться вашей доставкой от/до.

Менеджеры победы спокойные, рассудительные и порядочные чуваки. За сутки они звонили мне раз пять, иногда просто спрашивали - все ли ок.

Сотрудник мне в курилке сказал, что для “Победы” овербукинг обычная практика, просто в этот день все пассажиры решили полететь. Сказал, что очередность определяется временем покупки билета. Условно говоря, мы были 143,144,145 пассажирами и т.д. Если ты покупаешь вечером в день вылета, то попадаешь в самый конец списка. – Илья

Но бывают и невеселые случаи:

Летел из Шереметьево в Симферополь в декабре Nordwind Airlines . На стойке регистрации меня и еще одного человека встретил быдловатого вида мужик, в “пацанской” форме объяснивший нам, что мы никуда не полетим и что он сейчас все порешает и что мы полетим ближайшим рейсом.

Больше я его не видел. Ждал я рейса около часа, после чего начал звонить везде, куда только мог дозвониться. К счастью, через полчаса я увидел сотрудников авиакомпании (других) и обратился за помощью к ним.

Они побежали со мной к стойке Аэрофлота, где “договорились” что меня повезет именно он, но только без багажа. Багаж они пообещали “передать своими силами”. Когда я отказался, мне объяснили, что либо я лечу без багажа, либо не лечу вообще.

Я полетел. По прилету багаж обнаружен не был, в службе розыска о нем не слышали. Опять начались звонки. Два дня я ждал багаж, после чего плюнул и поехал домой в другой город. Оттуда я дозвонился до Шереметьевской службы розыска, которая мне сообщила что мой багаж лежит у них и никуда не летал. Багаж, кстати, не был зарегистрирован, так как я его отдал представителям нордвинда прямо перед стойкой, потому я изрядно потратил нервов, описывая свой рюкзак, вспоминая что и в каком порядке там лежало, просто чтобы его а) нашли б) поверили что он и правда мой. Получил я его в итоге после Нового года.

Услугами Nordwind Airlines больше не воспользуюсь под дулом пистолета. – Игорь

В конце марта Россия приняла Монреальскую конвенцию, которая регулирует ответственность авиакомпаний перед пассажирами и устанавливает размеры компенсаций. Теперь снова слово Роману Гильманову. Я спросил его о том, как изменятся права пассажиров в России с принятием Монреальской конвенции?

Точной информации о размере компенсации пока нет. Дело в том, что Монреальская конвенция обозначает только верхний предел компенсации и верхнюю границу срока давности (это чуть более 5 000 евро и 6 лет). При этом страна участник конвенции должна на основе конвенции создать регламенты с точным описанием сумм компенсаций, сроков давности, порядка расчета и получения компенсации.

Например, в ЕС, сумма компенсации хоть и приличная (250-600 евро), но далека от верхней границы в 5 000 евро.

При овербукинге же фактически просто рассчитывается время задержки прибытия в конечный пункт , как и в случае с задержкой и отменой рейса. Также аналогичным образом влияет расстояние между аэропортом вылета и прилета. У нас на сайте также . – Роман Гильманов, CEO Compensair

Как не стать жертвой овербукинга?

От овербукинга никто не застрахован. Но есть несколько способов гарантировать себе место с высокой вероятность даже на перебронированном рейсе:

  • регистрируйтесь заранее онлайн и выбирайте (покупайте) место
  • если необходимо сдать багаж, приезжайте к началу регистрации (за 2 часа до вылета)
  • участвуйте в программах лояльности. Даже если у вас нет элитного уровня, ваши шансы повысятся
  • по возможности не летайте самыми популярными рейсами (вечер пятницы, например)

Если вы пострадали от овербукинга, напишите об этом в комментарии.

Овербукинг – это ситуация, когда авиакомпания продала больше билетов, чем есть мест в самолете, в расчете на то, что некоторые из пассажиров по разным причинам не полетят. Впервые такую стратегию авиакомпании начали применять в 50-е годы после подсчетов маркетологов о том, что 10% пассажиров не являются на рейс. Обычно расчеты оказываются верными, но иногда, конечно, к вылету могут явиться абсолютно все купившие билеты пассажиры. Овербукинг может произойти и в случае, если самолет заменили на меньший по размеру, и если авиакомпании по каким-то причинам необходимо срочно перевезти других пассажиров (например, своих сотрудников – как в нашумевшем случае с United Airlines).

Снять с рейса пассажира могут принудительно (авиакомпания имеет на это право) или добровольно – пообещав компенсацию для добровольцев. Обычно в этом случае находятся те, кому несколько часов ожидания следующего рейса не принципиальны. В США таким образом снимают с рейсов 6 пассажиров из 10 000 (0,06%).

Как не попасть под овербукинг?

Проще всего заранее онлайн. В этом случае вероятность того, что тебе не достанется места в салоне, минимальна. Если ты по каким-либо причинам предпочитаешь регистрироваться в аэропорту, то тоже приезжай заранее, а не к самому окончанию регистрации. Иногда может помочь твое участие в программах лояльности. Также на всякий случай запиши себе телефон авиакомпании для оперативного решения возникающих вопросов.

Что делать, если тебе не хватило места?

Ты можешь оформить вынужденный возврат билета или улететь другим рейсом, предложенным авикомпанией. Проследи, чтобы на твоем билете поставили отметку об отказе в регистрации на рейс из-за нехватки мест по вине авиакомпании (а если оформляешь возврат билета – что билет принят к возврату без штрафа), сохраняй посадочный талон, новый билет и все чеки за еду и ночевку.

Тебе положен билет на другой рейс до твоего пункта назначения, иногда (если следующий рейс будет еще нескоро) – талоны на еду и ночлег в гостинице. Также компания может предложить тебе бонус в виде денежной компенсации (в Европе и США € 125 – 600) или ваучера на другой полет (если соглашаешься на ваучер, изучи условия и даты его использования). Если следующий рейс будет ниже классом, тебе должны вернуть разницу в стоимости (все подробности о твоих правах ). В России (и Беларуси) обязательной компенсации пассажиру в случае овербукинга еще нет – поправки в законодательство, которые защитят пассажиров, еще не приняты. Пока ситуация овербукинга рассматривается как форс-мажорные обстоятельства.

Есть вариант не соглашаться сойти с рейса добровольно, а если тебя заставят это сделать принудительно, получить компенсацию, которая будет больше, чем та, что авиакомпания предлагает для добровольцев. С помощью онлайн-сервисов ты можешь проверить, попадает ли твой случай под вероятность компенсации, загрузить все документы и отправить заявку (для примера – или Compensair). Можешь довести дело и до суда: гражданин любой страны имеет право на компенсацию, если самолет взлетел или приземлился в аэропорту одной из стран Евросоюза – главное, чтобы издержки были в итоге меньше, чем твоя возможная компенсация.



 

Возможно, будет полезно почитать: