Построение системы защиты персональных данных. Является ли ваша организация оператором персональных данных? Какие способы защиты персональных данных

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан РФ. Согласно требованиям закона о защите персональных данных, оператор обязан применить ряд организационных и технических мер, касающихся процессов обработки персональных данных, а также информационных систем, в которых эти персональные данные обрабатываются.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Правоотношения в сфере персональных данных регулируются федеральным законодательством РФ (Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), Трудовым кодексом РФ (глава 14), а также Гражданским кодексом РФ.

Основные положения Закона «О персональных данных»

  • Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, в строгом соответствии с установленными целями обработки персональных данных.
  • Недопустимо раскрытие персональных данных третьим лицам или распространение таких данных без соответствующего основания (согласия субъекта либо требований федеральных законов).
  • В ряде случаев обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.
  • Информационные системы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства о персональных данных.
  • Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда, обжаловав действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке;
  • Оператор обязан направить уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (более известная как Роскомнадзор);
  • Нарушение требований Закона влечет гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:
  • Назначение лиц, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • Разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных;
  • Внесение изменений в бизнес-процессы организации, ознакомление пользователей, осуществляющих обработку персональных данных с положениями нормативных документов;
  • Заключение дополнительных соглашений с контрагентами и третьими лицами, которым передаются персональные данные либо поручается их обработка;
  • Определение перечня мероприятий по защите персональных данных и реализация таких мероприятий;
  • Осуществление внутреннего контроля соответствия обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Технические меры по защите персональных данных предполагают внедрение и использование программно - аппаратных средств защиты информации. При осуществлении обработки ПДн с использованием средств автоматизации, применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется исходя из уровня защищенности системы персональных данных.

Требования к информационным системам персональных данных

Определение уровня защищенности информационных систем персональных данных производится операторами самостоятельно в зависимости от объема и категории обрабатываемых персональных данных, а также типа актуальных угроз в соответствии с Постановлением Правительства № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Данное Постановление Правительства также определяет требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с их уровнем защищенности.

Помимо этого, детализированные требования по защите персональных данных установлены, в частности:

  • приказом ФСТЭК № 21 от 18.02.2013 г;
  • приказом ФСБ № 378 от 18.08.2014 г. (в случае необходимости применения для защиты персональных данных шифровальных (криптографических) средств защиты информации).
Также, согласно требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, базы данных информационных систем, в которых осуществляется запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны быть расположены на территории РФ.

Контроль

Контроль за выполнением законодательства возложен на следующие органы:
  • Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) – основной надзорный орган в области персональных данных;
  • ФСБ – основной надзорный орган в части использования средств шифрования;
  • ФСТЭК – надзорный орган в части использования технических средств защиты информации.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных проводит как плановые и внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Типичные позиции операторов персональных данных

  1. ”Наша компания не собирается ничего предпринимать и тратить время и деньги на решение этих вопросов, мы будем ждать развития событий”.

    Такая компания не собирается тратить деньги и время на изменение процессов обработки персональных данных, а также не задумывается о соответствующем обучении своих сотрудников. Она продолжает свою деятельность в привычном режиме, в надежде на то, что проверка Роскомнадзора ее не затронет. Однако, как показывает практика, действия проверяющих органов нельзя предугадать, под проверку может попасть любая организация и в этом случае компания может понести значительные убытки, вплоть до приостановки ее деятельности.

    Стоит также учитывать, что с 2016 года Роскомнадзор на регулярной основе проводит так называемые мероприятия систематического наблюдения, в результате которых на основании мониторинга веб-сайта любой организации может быть направлен запрос на предоставление необходимых сведений об осуществлении обработки и защиты персональных данных. Непредоставление необходимой информации в срок может послужить поводом для проведения внеплановой проверки в организации.

  2. “Мы уверены в том, что действия закона не будут распространяться на нашу компанию”.

    В любой компании, вне зависимости от её организационно-правовой формы, есть информация о сотрудниках, работающих в организации, а иногда и о её клиентах и контрагентах, а значит такая компания является оператором, следовательно, требования ФЗ-152 распространяются на неё в полном объеме.

Классическая ситуация: реализовать своими силами, или приглашать консультантов?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться со следующими вещами:
  • Готов ли руководитель компании взять на себя ответственность за успешную реализацию проекта по защите персональных данных?
  • Есть ли у компании квалифицированные сотрудники, обладающие глубоким пониманием требований законодательства, а также необходимыми юридическими и техническими знаниями и навыками?
  • Может ли руководство компании оценить сроки и стоимость такого проекта?
  • Как выполнить требования закона по защите персональных данных и при этом не нарушить деятельность критических бизнес-процессов компании?
  • Каким образом необходимо подавать уведомление в регулирующие органы?
Если вышеперечисленные задачи не могут быть реализованы собственными силами, следует привлекать внешних консультантов.

Компания “Pointlane” оказывает полный цикл услуг по консультационным вопросам в области соответствия требованиям законодательства о персональных данных:

  • Консультации по вопросам требований законодательства и определения их действия применительно к Вашей организации (в том числе консультации по вопросам соответствия требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, касающимся вопросов обработки ПДн граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ);
  • Обследование процессов и информационных систем обработки персональных данных, формирование рекомендаций по обработке и защите персональных данных;
  • Подготовка необходимой организационно – распорядительной документации по вопросам обработки и защиты персональных данных;
  • Определение уровня защищенности ИСПДн (информационных систем персональных данных) и формирование необходимых требований к их защите в соответствии с выбранным уровнем защищенности;
  • Построение модели угроз и модели нарушителя безопасности персональных данных;
  • Проектирование системы защиты персональных данных;
  • Закупка и внедрение средств защиты;
  • Подготовка ИСПДн к аттестации (для государственных или муниципальных органов) либо декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных (для всех остальных организаций);
  • Подготовка уведомления в Роскомнадзор для регистрации Вашей организации в качестве оператора персональных данных;
А также:
  • Сопровождение проверок Роскомнадзора;
  • Аутсорсинг обязанностей лица, ответственного за обработку и защиту персональных данных.

Преимущества проведения мероприятий по защите персональных данных

После внедрения системы защиты персональных данных Заказчик получит:
  • Защиту от претензий и штрафов со стороны регулирующих органов;
  • Преимущества перед конкурентами, т.к декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных приведет к повышению прозрачности и доверия к компании со стороны потенциальных и существующих контрагентов и клиентов;
  • Отсуствие негативных отзывов в прессе и СМИ, связанных с неудовлетворительными результатами прохождения проверок регулирующих органов;
  • Возможность продолжать свою деятельность, не опасаясь претензий со стороны клиентов и собственных сотрудников;
  • Возможность работы с персональными данными не только внутри компании, но и при передаче их сторонним организациям;
  • Защиту от непредвиденной и принудительной остановки бизнеса;
  • Защиту от недобросовестных конкурентов;
  • Информационные системы, соответствующие всем стандартам и требованиям законодательства в области персональных данных.

Предъявляет особые требования к информсистемам, содержащим персональные данные, и предполагает создание особых средств и систем защиты информации.

Система защиты персональных данных (СЗПД) – это комплекс мер и мероприятий организационного и технического характера , направленных на противодействие несанкционированному доступу к закрытой информации с учетом актуального типа угроз безопасности(п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119).

Любое физическое или юридическое лицо, подпадающее под определение “оператор ПД”, обязано создать условия и предпринять меры по охране ПД от непредумышленных или преступных покушений.

СЗПД должна быть выстроена таким образом, чтобы действовать эффективно, но в то же время обеспечивать непрерывность внутренних процессов компании или организации.

Какие существуют уровни защищенности?

Важно! Контролировать выполнение требований по защищенности информации, оператор может самостоятельно либо привлечь лицензированную организацию, которая специализируется на создании и реализации СЗПД.

Какие предпринимаются меры и мероприятия?

Мероприятия по защите ПД – это комплекс мер, направленных на надежную охрану конфиденциальной информаци и, которую субъект предоставляет оператору организации.

Организационные меры включают:

  1. Оповещение Роскомнадзора о начале обработки персональных данных путем отправки в орган соответствующего уведомления.
  2. Разработка пакета документации для внутреннего пользования , которой регламентируются операции с ПД, их обработка и хранение, в частности это , Приказ о назначении ответственного за обработку ПД лица, должностные инструкции и пр. Больше информации о пакете документов, необходимых для создания защиты персональных данных, найдете , а про документы, необходимые для защиты ПД работников в организациях, мы рассказываем .

    Внедрение пропускного режима для доступа на объект, где хранятся и обрабатываются данные.

    Подписание соглашений с третьими лицами , которые участвуют в обработке информации.

    Составление перечня ограниченного круга лиц , которые имеют право работать с ПД и несут ответственность за конфиденциальность информации.

    Рациональное расположение рабочих мест в организации , исключающее несанкционированный доступ к личным сведениям.

  3. Внутренний контроль за соблюдением требований к в соответствии с законодательством.

Технические меры предполагают использование программных и аппаратных средств информационной защищенности.Они направлены на:

  • предупреждение неправомерного доступа – внедрение системы разграничения доступа, установка антивирусных программ, межсетевых экранов, криптографических и блокировочных средств;
  • предотвращение технической информационной утечки – применение экранированных кабелей, высокочастотных фильтров, систем зашумления и пр.

Средства и способы защиты оператор выбирает самостоятельно с учетом актуальных угроз и особенностями операций, совершаемых с ПД.

Пошаговая инструкция по разработке СЗПД

Процессы обработки и защиты ПД должны строго соответствовать законодательным актам РФ, прежде всего положениям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» . Это можно реализовать только при помощи грамотно выстроенной системы. Создание системы – процесс сложный, который выполняется поэтапно:

  1. Издание внутреннего приказа , в соответствии с которым начинаются процессы подготовки и реализации мер по защите ПД и построение защитной системы. В приказе обязательно должен быть указан сотрудник, который несет ответственность за выполнением соответствующих мероприятий, перечисляются локальные документы, в том числе Положение по защите и обработке данных и состав специальной комиссии.
  2. Обследование внутренних систем , содержащих конфиденциальную информацию. На этом этапе нужно определить, является ли организация оператором ПД. Если да, то к какой категории относятся обрабатываемые данные. Составляется отчет о диагностических мероприятиях, создается акт о классификации системы информации, уровне ее защищенности и модели угроз, которым могут подвергаться личные сведения на объекте.
  3. Если в ходе обследования выяснилось, что организация является оператором ПД, направляется Уведомление в Роскомнадзор о намерении производить обработку ПД (ст. 22 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  4. Разработка и утверждение документов согласия субъекта на обработку ПД и отзыва согласия (ст. 9 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  5. Внедрение защитной системы. На этом этапе создается ряд документов, которые регламентируют внутренний порядок работы, хранения, передачи и уничтожения ПД. Составляется перечень лиц, которые допущены к обработке данных и перечень сведений, с которыми осуществляются операции.

    Необходимо разработать специальное Положение об обработке и защите ПД в организации, разработать инструкции пользователям и администраторам для работы с информацией, для резервного копирования и восстановления.

  6. Определение содержания технических защитных мер. В частности, они должны оберегать информацию от несанкционированного доступа, включать антивирусные и криптографические средства и пр. (Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21).
  7. Подписание «Заключения о соответствии системы защиты данным , обрабатываемым в информационных системах организации».

Подробную инструкцию по реализации защиты ПД в различных организациях найдете .

Для учета и хранения данных заводится специальный журнал. При списании и уничтожении носителей информации бумажного и электронного типа составляется соответствующий акт. Информация об изменениях технического оснащения, структуры организации, расширении площадей или принятии новых защитных мер должна быть внесена в весь комплекс внутренней документации.

Техсредства защиты информации должны быть сертифицированы и правильно настроены. Со списком сертифицированных средств можно ознакомиться на сайте ФСТЭК России .

Средства и система защиты ПД – это целый комплекс мероприятий, которые важно не только грамотно разработать и внедрить, но и поддерживать систему в актуальном состоянии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

ООО получило электронное уведомление Россертификации, в котором указано, что все организации обязаны уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных и разработать комплект документации по информационной безопасности. В противном случае, если ООО не зарегистрируется в реестре Роскомнадзора, в т. ч. не разработает комплект документов по охране данных, ей грозит штраф от 45000 до 300 000 руб., кроме того, при отсутствии документов и внедренной системы защиты данных сотрудников и клиентов, общество не может законно продолжать свою деятельность. Вопрос. Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность общества с ограниченной ответственностью и/или закрытого акционерного общества (основной вид деятельности - сдача собственного недвижимого имущества в аренду) по разработке такой системы защиты и регистрации в реестре Роскомнадзора? Какая предусмотрена ответственность за отсутствие системы защиты, за невыполнение электронного предписания Россертификации?

Ответ

Все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны создать меры по хранению и защите персональных данных. В некоторых случаях об обработке персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор.

Административная ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных установлена в виде штрафа до 10 000 р. (на юрлиц), а уголовная – до 300 000 р.

Ответственность за невыполнение предписания установлена КоАП РФ.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

«Какие персональные данные сотрудника вправе получить организация

В организации персональные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах (если они ведутся). Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Организация не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия на то сотрудника ().

Как уведомить контролирующее ведомство о начале обработки персональных данных сотрудников

До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных*:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
  • сделанных сотрудниками общедоступными;
  • полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
  • необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональныхданных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.

В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме ().

Вопрос из практики: что следует понимать под обработкой персональных данных сотрудника

Под обработкой персональных данных следует понимать любое действие или совокупность действий, совершаемых с персональными данными сотрудника, в том числе с использованием средств автоматизации. В частности, к таким действиям можно отнести сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Это следует из положений статьи 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Так, получение от сотрудника сведений, необходимых для заполнения его трудового договора и личной карточки, хранение этих сведений и документов, оформленных на их основании, в полной мере относится к обработке персональных данных.

Персональные данные сотрудников обрабатывают уполномоченные на это представители организации (как правило, сотрудники службы персонала). Лица, осуществляющие обработку персональных данных, должны быть проинформированы о факте такой обработки, категориях обрабатываемых данных, а также об особенностях и правилах такой обработки, установленных нормативно-правовыми актами и локальными актами организации. Об этом говорится в Положения, утвержденного , Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Кроме того, работодатель вправе поручить обработку персональных данных сторонней организации (). Договор между работодателем и такой организацией должен предусматривать обязанность данного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке ( Требований, утвержденных ).

Защита персональных данных

Как организовать защиту персональных данных сотрудников в организации

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. , ТК РФ, ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации*. Об этом говорится в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Также в организации необходимо назначить лицо, ответственное по работе с персональными данными (). Как правило, таким сотрудником является работник службы персонала, поскольку именно он в ходе своей работы чаще всего сталкивается с персональными данными сотрудников. Лицо, ответственное за работу с персональными данными, назначьте приказом в произвольной форме.

Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и , утвержденных . На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных*.

Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:

  • уничтожение;
  • изменение;
  • блокирование;
  • копирование;
  • предоставление;
  • распространение;
  • иные неправомерные действия с персональными данными.

Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. , Требований, утвержденных ).

При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные Требований, утвержденных . Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены , утвержденными .

Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации ( Требований, утвержденных ).

Положение о персональных данных

Вопрос из практики: является ли Положение о работе с персональными данными сотрудников обязательным документом

Да, является.

Порядок хранения, обработки и использования персональных данных сотрудников устанавливает работодатель с учетом требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов (). Это значит, что работодатель должен самостоятельно определить порядок такой обработки и закрепить его в локальном нормативном акте, в частности, Положении о работе с персональными данными сотрудников. Все сотрудники организации при приеме на работу должны быть ознакомлены с Положением под подпись ().

Исходя из указанного следует, что Положение о работе с персональными данными является обязательным документом организации, а его отсутствие влечет (). На это указывают и суды (см., например, ).

Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников

Руководитель организации утвердил Положение о работе с персональными данными сотрудников.

Кадровой службы в организации нет. Ответственным за ведение кадрового учета назначена бухгалтер организации В.Н. Зайцева.

Вопрос из практики: как защитить персональные сведения, находящиеся в компьютерной базе данных

Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям, находящимся в компьютерной базе данных, в Положении закрепите процедуру защиты такой информации. Чем выше риск несанкционированного доступа к персональным данным, тем больше мер нужно предпринять для защиты такой информации. Например, организация может ввести систему индивидуальных паролей, которые будут меняться с определенной периодичностью, ограничить доступ сотрудников к компьютерам, на которых хранятся личные данные, хранить диски и дискеты с такой информацией в запирающихся шкафах.

Обработку персональных данных в информационной системе необходимо осуществлять в соответствии с положениями Требований, утвержденных .

Организация может обеспечивать защиту персональных данных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации. Такие разъяснения даны в Требований, утвержденных .

Какая ответственность грозит организации и ее должностным лицам за нарушения в работе с персональными данными

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность( , ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб ().

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 500 до 1000 руб.;
  • для организации от 5000 до 10 000 руб.

Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб*.

Такие меры ответственности предусмотрены статьями и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность для руководителя организации (иного лица, ответственного за работу с персональными данными) может наступить за незаконное:

  • собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

ЖКХ, ТСЖ и прочие компании обязаны защищать собранные сведения от модификации и разглашения. За соблюдением нормативных требований следит "Роскомнадзор" - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведущая реестр операторов персональных данных. Подзаконные акты ФСТЭК и ФСБ требуют от операторов построения современной системы защиты с использованием антивирусных решений, межсетевых экранов, систем предотвращения вторжений, управления идентификацией пользователей и контроля доступа, шифрования, защиты от утечек, системы управления событиями безопасности и других защитных механизмов, перечисленных в руководящем документе ФСТЭК "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" от 18 февраля 2013 г. N 21. На предприятиях ЖКХ используются информационные системы для работы с населением, предприятиями, различными учреждениями и службами. Так же ведется бухгалтерский, управленческий, налоговый учет, как и на других предприятиях, они практически не отличаются от аналогичных задач на других типах предприятий.

Анализируя построение баз данных, используемых для хранения и обработки информации в системах ЖКХ, выделяются два момента: основа построения и территориальное расположение. Наиболее старая и наиболее широко используемая основа для базы данных - это dbf-файлы. Но для сегодняшних комплексных автоматизированных систем они не подходят по двум основным причинам: ограниченное количество записей в одной таблице и недостаточная надежность.

Современные базы данных построены на основе клиент - серверных технологий. Существуют различные системы управления базами данных, обладающими своими достоинствами и недостатками. Каждая из них используется хотя бы в одной системе, предназначенной для автоматизации ЖКХ. Наиболее распространенной является MS SQL 2000. Так как она предназначена для популярной операционной системы персональных компьютеров - Windows. Далее по популярности идет Interbase. Имеются также реализации базы данных ЖКХ под управлением Oracle, одной из наиболее развитых, но дорогих и громоздких систем управления базами данных.

Следует отметить также тенденцию поставщиков систем управления базами данных, направленную на распространение их программных продуктов - предложение бесплатных версий с определенными ограничениями, в которые вписываются не крупные и не богатые пользователи, к которым относятся ЖЭКи и пункты приема платежей. Примером таких систем являются MSDE 2000, MSDE 2005 корпорации Microsoft.

Наиболее простая топология базы данных - это расположение всей информации на одном сервере. Клиенты подключаются по удаленным линиям и решают свои текущие задачи.

Другой вариант реализации - распределенная база данных по всем или по части участников ЖКХ. Недостаток - необходимость синхронизации данных.

Синхронизация данных ведется различными способами. Наиболее распространенный - экспорт / импорт. Данные на носителе или по электронной почте перемещаются между участниками ЖКХ. В этом существенное влияние на работоспособность системы имеет человеческий фактор - все надо делать вовремя и очень аккуратно.

Второй уровень синхронизации - обмен данных между модулями системы путем связи с удаленными серверами. Этот обмен вызывается либо по команде пользователя, либо по заданному расписанию. Он состоит в том, что некоторая процедура на одном из связанных серверов "считывает к себе" или "записывает к нему" необходимые для синхронизации данные.

И, наконец, наиболее высокий уровень - синхронизация базы данных путем репликаций. Эти средства позволяют менять данные как на одной стороне линии связи, так и на другой. По заданному расписанию или по команде пользователя сервера соединяются и выполняют синхронизацию баз данных.

Защиту персональных данных можно обеспечить только в той информационной системе, где злоумышленник не может вмешаться в работу ее базовых элементов - сетевых устройств, операционных систем, приложений и СУБД.

Основные угрозы безопасности персональных данных, а именно уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе. Утечка информации может быть из-за вирусов, вредоносных программ, сетевых атак. Для защиты используют антивирусы, межсетевые экраны, системы предотвращения вторжений (Intrusion Prevention System, IPS) (Они служат для выявления в проходящем трафике признаков нападения и для блокировки обнаруженной наиболее популярной атаки. В отличие от шлюзовых антивирусов, IPS анализируют не только содержимое IP-пакетов, но и используемые протоколы и корректность их использования.), сканеры уязвимостей (Они проверяют информационную систему на наличие различных "брешей" в операционных системах и программном обеспечении. Как правило, это отдельные программы или устройства, тестирующие систему путем посылки специальных запросов, имитирующих атаку на протокол или приложение.). Набор средств для защиты конфиденциальных данных от утечек состоит из трех продуктов: системы контроля над периферийными устройствами, системы защиты от утечек (Data Leak Prevention, DLP) и средства шифрования для полной безопасности имеет смысл сочетать все три типа продуктов. С помощью этих средств ЖКХ и другие управляющие компании могут удовлетворить требования ФСТЭК по защите персональных данных.

Контроль над устройствами. Нередко утечка данных происходит через съемные носители информации и несанкционированные каналы связи: флэш-память, USB-диски, Bluetooth или Wi-Fi, поэтому контроль за использованием USB-портов и другого периферийного оборудования также является одним из способов контроля утечек.

DLP. Системы защиты от утечек позволяют с помощью специальных алгоритмов выделить из потока данных конфиденциальные и заблокировать их несанкционированную передачу. В DLP-системах предусмотрены механизмы контроля разнообразных каналов передачи информации: электронной почты, мгновенных сообщений, Web-почты, печати на принтере, сохранения на съемном диске и др. Причем модули DLP блокируют утечку только конфиденциальных данных, поскольку имеют встроенные механизмы для определения того, насколько та или иная информация является секретной.

Шифрование. Защита данных от утечек так или иначе использует механизмы шифрования, а эта отрасль всегда контролировалась ФСБ, и все требования по сертификации систем шифрования публикуются и проверяются этим ведомством. Следует отметить, что шифровать нужно не только сами базы персональных данных, но и их передачу по сети, а также резервные копии баз данных. Шифрование используется и при передаче персональных данных по сети в распределенной системе. С этой целью можно применять предлагаемые различными разработчиками продукты класса VPN, которые, как правило, базируются на шифровании, однако подобные системы должны быть сертифицированы и тесно интегрированы с базами данных, в которых хранятся персональные данные.

Следует отметить, что в подзаконных актах ФСТЭК имеется разделение на небольшие, средние и распределенные базы данных, требования к защите которых сильно различаются. Так, для защиты распределенных баз, как правило, нужны дополнительные инструменты защиты, что и понятно - распределенная база должна иметь каналы связи между своими частями, которые также необходимо защищать

В информационной системе ЖКХ главной проблемой для руководителя является правильная организация доступа сотрудников к различным ресурсам - от корректной настройки прав доступа часто зависит сохранность конфиденциальных данных, поэтому система управления правами доступа должна быть включена в систему защиты крупной информационной системы. Система блокирует попытки изменить права доступа без разрешения оператора безопасности, что обеспечивает защиту от локальных операторов.

Крупная система защиты может генерировать множество сообщений о потенциальных нападениях, которые лишь потенциально способны привести к реализации той или иной угрозы. Часто такие сообщения являются лишь предупреждениями, однако у операторов безопасности большой системы должен быть инструмент, который позволил бы им разобраться в сущности происходящего. Таким инструментом анализа может стать система корреляции событий, позволяющая связать несколько сообщений от устройств защиты в единую цепь событий и комплексно оценить опасность всей цепочки. Это позволяет привлечь внимание операторов безопасности к наиболее опасным событиям.

Системы централизованного управления защитными механизмами позволяют полностью контролировать все события, связанные с безопасностью информационной системы. Продукты этого уровня могут обнаруживать защитные механизмы, установленные на предприятии, управлять ими и получать от них отчеты о происходящих событиях. Эти же продукты могут автоматизировать решение наиболее простых проблем или помогать администраторам быстро разобраться в сложных атаках.

Все три выше перечисленных продукта не являются обязательными для защиты крупных информационных систем, однако они позволяют автоматизировать большинство задач, решаемых операторами безопасности, и минимизировать количество сотрудников, необходимых для защиты большой системы, как информационная система ЖКХ.

Ответственность за нарушение требований по защите персональных данных

Лица, виновные в нарушении требований Закона о персональных данных, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (например, гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную). На это указывает пункт 1 статьи 24 Закона о персональных данных.

На настоящий момент административная ответственность для операторов (за исключением лиц, для которых обработка персональных данных является профессиональной деятельностью и подлежит лицензированию) предусмотрена:

· за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (статья 5.39 КоАП РФ). Исключением из данной нормы являются случаи, предусмотренные статьей 7.23.1 КоАП РФ;

· за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (статья 7.23.1 КоАП РФ);

· за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (статья 13.11 КоАП РФ);

· за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда ее разглашение влечет за собой уголовную ответственность), лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (статья 13.14 КоАП РФ).

Преступлениями, влекущими за собой уголовную ответственность, являются:

· незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующийся произведении или средствах массовой информации (статья 137 УК РФ);

· неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (статья 140 УК РФ);

· неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации (статья 272 УКРФ)



 

Возможно, будет полезно почитать: