Предметом соглашения о разделе продукции является отношения. Соглашение о разделе продукции

Е.Е. КИТАНИНА,
аспирант кафедры предпринимательского права факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики

Термин «соглашение о разделе продукции» был введен в российское законодательство с принятием Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах). В этом законе не предусматривался конкретный механизм реализации соглашения. Закон, регулирующий данный вид соглашений, был принят 6 декабря 1995 г. - Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о СРП).

Соглашение о разделе продукции (далее - СРП) - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Появление в российском законодательстве нормативного определения СРП имеет большое значение, поскольку в Гражданском кодексе РФ такое соглашение не упоминается ни в одной из глав. Существует три модели соглашений о разделе продукции:
1) с трехступенчатым разделом продукции: раздел добычи после вычета издержек инвестора, причем доля инвестора является налогооблагаемой, - так называемая индонезийская модель;
2) с двухступенчатым разделом: вся добыча без компенсации издержек инвестора делится между ним и государством, но существует налог на долю добычи инвестора - перуанская модель;
3) с одноступенчатым разделом: государство сразу устанавливает повышенные в свою сторону пропорции, но освобождает инвестора от уплаты налогов - ливийская модель.
В российском законодательстве используется первая модель.
Закон о СРП был первым работающим инвестиционным законодательным актом в России. Заложить новую систему отношений недропользования можно было только с принятием специального федерального закона. Причиной неэффективности российского законодательства в сфере недропользования являлась система допуска инвестора к эксплуатации недр. До принятия Закона о СРП единственным вариантом была административно-властная, лицензионно-разрешительная система, правовой основой регулирования которой является Закон о недрах. Сама по себе она не носит негативный характер, но речь идет о необходимости существования альтернативы для того, чтобы инвестор мог воспользоваться различными способами осуществления своих проектов. СРП - гражданско-правовой механизм, развивающий и углубляющий принципы рыночной экономики. Действие лицензионной системы должно ограничиться теми сферами деятельности инвестора, где осуществляется разрешительный порядок заключения договоров, жесткая регламентация, закрепленная в лицензии, и правомочность расторжения государством договора без реальной возможности со стороны инвестора обжалования расторжения (так называемый принцип «договор - часть лицензии»). При таком подходе невозможна уступка прав на лицензию, без этого в большинстве случаев у инвесторов нет гарантий возврата средств, значит, не может быть решена задача привлечения финансовых средств в производство из-за высокого риска.
Доминировать должна договорная система: нормативными актами устанавливаются основные правила, по утвержденному регламенту проводится конкурс, аукцион, заключается соглашение, автоматически выдается носящая регистрирующий характер лицензия (принцип «лицензия - часть договора»). При этом стороны равны перед судом. К этому сводится суть Закона о СРП. Он первым в российском законодательстве о ресурсопользовании воплотил договорный принцип отношений между государством и частным инвестором. В соответствии с ним государство должно выступать в предпринимательских отношениях как субъект гражданских прав, на равных началах с другими участниками. СРП, заключаемое между инвестором и государством, сформулировано как гражданско-правовой договор. Особенность этого договора состоит в том, что права пользования недрами являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав. Как отмечают исследователи, механизм СРП устроен таким образом, что чем выше доходность деятельности инвестора, тем больше доля государства.
Другое важное концептуальное нововведение закона о СРП заключается в замене налогов передачей имущества. По общему правилу, в соответствии с правами, предоставленными по лицензии, все полученное инвестором минеральное сырье становится его собственностью, а государство получает все установленные законодательством налоги, сборы и платежи. Согласно же СРП инвестор получает не всю произведенную продукцию, а только ее часть, другую получает государство. При этом основную часть налогов, сборов и платежей инвестор не выплачивает. Такая система расчетов между государством и инвестором называется разделом продукции. Однако российский Закон о СРП предусматривает замену не всех установленных налогов, сборов и платежей. Инвестор в обычном порядке уплачивает государству налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции, а также платежи за право пользования недрами. Но существующий раздел продукции делает инвестора в большей степени независимым от налоговой системы и от изменений налогового законодательства. При этом Закон о СРП не освобождает инвесторов от налогов и не дает им налоговых льгот. Он заменяет налоги частью полученной по разделу продукции: это особый распределительный механизм. Раздел продукции выгоден не только потому, что освобождает инвестора от необходимости платить многочисленные налоги, но и потому, что налоги, сборы и платежи взимаются с инвестора независимо от конкретных условий недропользования. СРП позволяет учитывать конкретные особенности в каждом случае, предельно индивидуализировать условия недропользования. В преамбуле Закона о СРП указано, что его источником является законодательство в двух областях - недропользовании и инвестиционной деятельности. Однако законодательство в сфере инвестиционной деятельности основывается на гражданско-договорных отношениях субъектов инвестиционной деятельности, в сфере недропользования - на административно-разрешительных отношениях между государственными органами и субъектами недропользования. Это дает исследователям основание утверждать, что «сложилась ситуация, когда гражданско-правовые отношения между государством и инвестором по СРП четко не отделены от лицензионных. Закон призван размежевать гражданско-договорную и лицензионную системы недропользования».
Установление гражданских прав и обязанностей между сторонами по СРП означает изменение основания использования природных ресурсов России, ее полезных ископаемых. Ранее таким основанием мог быть только административный акт выдачи лицензии, тогда как в настоящее время соглашение о разделе продукции также является основанием использования участков недр. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики государства полезные ископаемые, принадлежат исключительно государству, эксплуатация недр является монополией государства. В России статус недр аналогичен. Закон о недрах говорит, что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Вопрос заключается в том, в каком качестве выступает государство, предоставляя такие права, и на какой основе осуществляется пользование.
Согласно Закону о СРП государство выступает в роли участника оборота, предлагая другим участникам право пользования недрами на договорной основе. Но в российском законодательстве существует и иная позиция, основанная на том, что в сфере недропользования государство не может выступать в роли участника оборота, а должно выступать только как властный орган. Оно может передавать права пользования частным лицам, но, поскольку такие права принадлежат исключительно государству, право пользования не может быть товаром и не может предоставляться на договорной основе. Поэтому государство должно строить свои отношения с пользователями как властеотношения, основанные на административно-распорядительном порядке. Данная позиция имеет место в Законе о недрах - основном законодательном акте в сфере регулирования отношений недропользования. Редакция 1995 года Закона о недрах смягчила его административно-правовую основу за счет признания возможности существования гражданско-правовых отношений в сфере недропользования и включения отдельных гражданско-правовых положений в текст закона (о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом такая основа сохранилась неизменной. В результате мало отличающиеся друг от друга формулировки обоих законов о «предоставлении прав пользования недрами» (п. 1 ст. 2 Закона о СРП) и о «предоставлении лицензий на пользование недрами» (ст. 13 Закона о недрах) имеют совершенно разное значение. В контексте Закона о СРП это означает, что государство временно уступает инвестору принадлежащие ему исключительные права, получая взамен обязательства инвестора по такому использованию. Возникают договорные отношения двух равноправных сторон, уравновешенных взаимными правами и обязанностями. Формулировка Закона о недрах означает, что государство властным актом (посредством выдачи лицензии) дает инвестору разрешение пользоваться недрами, разрешает переход части прав, принадлежащих ему, к инвестору. Лицензия - не договорный, а разрешительный документ. Хотя между государством и инвестором возможны и другие отношения, которые предлагается регулировать нормами гражданского законодательства, государство выступает в отношениях с инвестором не как сторона в договоре. Поскольку государство предоставляет право недропользования не по договору, а на основании одностороннего акта, оно может в одностороннем порядке аннулировать лицензию, причем в Законе о недрах закреплен перечень оснований для прекращения права пользования, но формулировки носят общий характер.
Объектом исключительных прав пользования, согласно Закону о СРП, является участок недр, указанный в соглашении о разделе продукции, а также акватория определенных указанных в соглашении размеров. Инвестору предоставляются исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. Причем в Законе о СРП не раскрывается понятие исключительных прав, не поясняется, к какому виду имущественных прав они относятся - вещно-правовому или обязательственному. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в государствах общего права, право пользования недрами называется арендой недр и относится к обязательственным правам. В странах же континентальной системы права исключительные долгосрочные права пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Несмотря на различия в трактовке исключительных прав недропользования, мировая практика свидетельствует, что предоставление исключительных прав означает следующее: если нет согласия пользователя, государство обязуется на срок действия таких прав воздерживаться на предоставленном инвестору участке недр от деятельности, являющейся объектом исключительных прав, и не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц.
Что касается пользования участками недр, с одной стороны, в п. 1 ст. 4 Закона о СРП говорится, что право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с данным законом, с другой стороны, в п. 2 той же статьи говорится, что лицензия удостоверяет право пользования участком недр. Последняя формулировка неудачна, потому что в контексте Закона о недрах, содержащем перечень оснований для предоставления прав недропользования посред-ством административных актов, она ассоциируется с нормой, регулирующей предоставление таких прав на административной основе. Необходимо, чтобы из закона четко следовало, что право пользования недрами по СРП предоставляется непосредственно соглашением.
Необходимые условия выполнения работ по СРП - это порядок разработки программ, проектов, планов и сметы и те условия, которые содержатся в Законе о СРП. Наряду с условиями общего характера (соблюдение требований законодательства, стандартов по безопасному ведению работ, охране недр и т. д.) в Законе предусматривается несколько особых требований, предъявляемых к инвестору. Согласно одному из них инвестор обязан предоставлять российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ по СРП в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами. Это позволяет стимулировать развитие российской промышленности вне сферы недропользования, но затрагивает интересы иностранных инвесторов, поскольку им придется отказаться от своих традиционных партнерских связей. Чтобы зарубежные инвесторы были заинтересованы в переориентации на российских партнеров при реализации соглашений о разделе продукции, необходимо в законодательном или ином акте сформулировать ряд конкретных требований к российским партнерам (гарантии качества и своевременности поставок товаров или оказания услуг, подтверждение технических и финансовых возможностей).
Также Закон о СРП содержит положение о том, что соглашением предусматриваются обязательства инвестора по привлечению работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций. Другое положение требует от сторон предусматривать в соглашении условие, согласно которому не менее определенной части технологического оборудования, закупаемого инвестором, должно производиться на территории Российской Федерации. Но возможны случаи, когда необходимое инвестору оборудование производится только за рубежом либо когда оно производится в России, но низкого качества. Для совершенствования данного положения предлагается обязать инвестора приобретать оборудование на конкурсной основе: «конкурентоспособные российские предприятия объективно должны стать победителями хотя бы за счет более дешевой рабочей силы и меньших транспортных издержек». Проверка исполнения данного требования выявила, что преобладающая часть контрактов заключается без проведения конкурса, причем большинство из них - с иностранными подрядчиками. По мнению аудиторов, отсутствие требований относительно проведения конкурсов на поставку по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса. Иными словами, условия торгов должны четко формулироваться и соблюдаться всеми участниками отношений. С юридической точки зрения при определении условий конкурса или аукциона и условий СРП
недостаточно указывать общую долю участия российских юридических лиц в реализации соглашений. Необходимо уточнить, к какому периоду в рамках общего срока действия соглашения относится данное требование.
Редакция 2003 года Закона о СРП установила, что положения об условиях выполнения работ, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к ВТО теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении Российской Федерации в ВТО. Это является существенным дополнением, поскольку предстоящее присоединение России к ВТО сделает необходимым принятие страной ряда инвестиционных положений, обязательных для членов этой организации. Сюда относятся положения Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах (ТРИМС), входящего в обязательный пакет документов ГАТТ/ВТО. Этот документ содержит наиболее важные положения ГАТТ/ВТО, распространяющиеся непосредственно на условия функционирования прямых иностранных инвестиций в странах, вступивших в ВТО. Согласно ТРИМС, в отношении прямых иностранных инвестиций запрещается:
1) закупка/использование в процессе производства на предприятии с иностранным участием товаров отечественного происхождения в определенных объемах или определенной стоимости (требование наличия местного компонента - local content requirement);
2) чтобы закупка/использование импортных товаров увязывались с объемом/стоимостью экспорта местной продукции (требование о сбалансированности торговли - trade balancing requirement).
Применение этих мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием или их соблюдение необходимо для получения каких-либо льгот, например, в виде субсидий или взаимного освобождения от налогов. Что касается привлечения российской рабочей силы в определенном объеме, то специалисты считают, что важное значение для развития иностранной инвестиционной деятельности могла бы иметь статья о правилах найма ключевого персонала (key personal), предусматривающая, что Россия при условии соблюдения ее законов и нормативных актов, касающихся въезда, пребывания и работы физических лиц, будет добросовестно рассматривать просьбы инвесторов других стран о въезде и временном пребывании на ее территории нанятого инвестором ключевого персонала. Россия также должна будет разрешать иностранным инвесторам нанимать любого сотрудника из числа ключевого персонала независимо от гражданства, при условии что такой сотрудник получил разрешение на пребывание и работу на территории Российской Федерации и что указанная работа соответствует условиям и временным ограничениям, установленным в выданном такому работнику разрешении. Такие положения применяются в российской практике при заключении двусторонних соглашений.
Относительно процедуры расторжения СРП Закон о СРП устанавливает, что возможны три основных варианта:
1) по истечении срока действия СРП;
2) досрочно по согласованию сторон;
3) по другим основаниям, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если лицензию государство может отозвать в одностороннем порядке, то СРП этого сделать не позволяет, хотя обычно в СРП присутствует оговорка о расторжении государством договора в одностороннем порядке в «исключительных случаях». Ведь «СРП - это закон. Одностороннее изменение или расторжение соглашения для цивилизованной страны недопустимо».
Следовательно, Закон о СРП имеет ряд противоречий с иными действующими нормативными актами. Гарантии прав инвестора также непоследовательны. Закон о СРП нуждается в дополнении и конкретизации отдельных положений на подзаконном уровне. Только стройная система законодательства может решить проблему привлечения инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата.
Библиография

1 См.: Конопляник А.А., Субботин М.А. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России). Ч. 1. - М., 1996. С. 24.
2 См.: Конопляник А.А. Россия стремится обрести концессионное законодательство // Финансовые известия. 1994. 20 дек. С. 6.
3 См.: Субботин М.А. Вместо налогов - раздел продукции // Российская газета. 1995. 11 мая.
4 Сосна С.А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». - М., 1997. С. 12.
5 См.: Сосна С.А. Указ. соч. С. 27.
6 Сосна С.А. Указ. соч. С. 74.
7 См.: Платонова Н.Л. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». - М., 2002. С. 44
8 См.: Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С.А. Смирнова.- М., 2001. С. 120.
9 См.: Ершов Ю. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы // Инвестиции в России. 2003. № 9. С. 9.
10 Смольякова Т. Без вариантов // Российская газета. 2006. 28 нояб.

Соглашения о разделе продукции являются наряду с концессионными соглашениями наиболее распространенными договорами, заключаемыми между инвесторами и государством в лице Правительства РФ или его уполномоченных органов. Соглашения о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

В соответствии со ст. 2 Закона соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Анализ данного определения позволяет выделить особенности соглашения о разделе продукции. Прежде всего, объектом соглашения являются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья. Права могут предоставляться либо только на геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, либо только на их разведку и добычу, в том числе на использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (например, подземных резервуаров для хранения газа) и на некоторые другие работы. Но недра могут предоставляться в пользование и для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых одновременно. Причем добыча может производиться как непосредственно по завершению геологического изучения, так и параллельно с ним. Такие права пользования называются совмещенными. Однако в любом случае в результате предоставления прав на пользование недрами в хозяйственный оборот включаются природные ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что правовой режим использования природных ресурсов, в том числе недр земли, существенно отличается от режима использования другого имущества. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание. Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом. В России статус недр в принципе аналогичен. Так, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь ГК РФ в ст. 214 устанавливает, что природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. А ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" предусматривает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Зарубежный опыт

В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" не раскрывается понятие исключительных прав и не поясняется, к какому виду имущественных прав (вещно-правовому или обязательственному) они принадлежат. В некоторых зарубежных странах право пользования недрами именуется арендой недр, а аренда, как известно, относится к обязательственным правам. В других же странах нрава пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Вместе с гем, несмотря на различия в трактовке исключительных прав, зарубежное законодательство и мировая практика недропользования свидетельствуют о том, что предоставление исключительных прав предполагает обязанность государства на срок действия таких прав воздерживаться от какой-либо деятельности на предоставленном инвестору участке недр, а также не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц. Но исключительные права распространяются только на те минералы, которые указаны в инвестиционном соглашении. Поиск, разведка, добыча других ископаемых, залегающих в недрах предоставленного инвестору участка, могут стать объектом новых исключительных или обычных прав для самого государства или третьих лиц при условии, что осуществление новых прав не создаст помех в деятельности первоначального инвестора, осуществляемой на участке недр, указанном в инвестиционном соглашении.

При этом Закон РФ "О недрах" в ст. 7 определяет участок недр как геометризированный блок недр, предоставленный пользователю в виде горного отвода. Это участок земной поверхности, ограниченный определенными географическими или иными координатами. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Однако в пользование на условиях раздела продукции может быть предоставлен только участок недр, входящий в перечень, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".

Следующая существенная особенность соглашения о разделе продукции – особый субъектный состав : с одной стороны – частные инвесторы, с другой – государство. В качестве инвесторов в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" могут выступать юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 Закона). При этом следует отметить, что Закон несколько по-иному трактует понятие инвесторов по сравнению с общим инвестиционным законодательством. Во-первых, в ст. 3 Закона ничего не говорится о том, что соглашения о разделе продукции могут заключаться с международными организациями и иностранными государствами, которые являются иностранными инвесторами по Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Кроме того, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает еще одну специфическую категорию инвесторов – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не обладающие статусом юридического лица объединения юридических лиц. В зарубежной практике такие объединения получили название консорциумов.

Консорциум – чрезвычайно распространенная форма объединения инвесторов в сфере недропользования, особенно в случаях реализации очень крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой и горнорудной промышленности. Хотя консорциум не является юридическим лицом, в отношениях с государством он выступает как единый, групповой инвестор – обладатель исключительных прав пользования участком недр. В нашей стране в настоящее время отношения двух или нескольких лиц, соединивших свои вклады и совместно действующих без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, регулируются нормами гл. 55 ГК РФ о простом товариществе.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению . Согласие государства необходимо, поскольку в такой ситуации одновременно происходят переход прав кредитора к другому лицу и перевод долга на это же лицо. А в соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. В связи с тем, что права и обязанности могут быть переданы только лицу, располагающему достаточными ресурсами и опытом, государственный орган, рассматривающий этот вопрос, должен тщательно изучить информацию о потенциальном инвесторе, а также выяснить причины и обстоятельства, побудившие инвестора пойти на уступку прав пользования по сделке.

Права кредитора по обязательству могут перейти к другому лицу не только по сделке в порядке уступки требования предшествующим кредитором, но и в силу закона либо при наличии указанных в законе обстоятельств. К таким обстоятельствам ст. 387 ГК РФ относит универсальное правопреемство в правах кредитора. Данные обстоятельства имеют место при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения или разделения. Именно эти случаи перехода прав пользования недрами и переоформления действующей лицензии закреплены в ст. 17.1 Закона РФ "О недрах". Далее эта же статья устанавливает, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Современное российское законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каком качестве выступает государство в инвестиционном соглашении. Так, в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" получила воплощение концепция государства как равноправного участника гражданско-правовых отношений, впервые закрепленная в ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а в настоящее время подтвержденная положениями ст. 124–127 ГК РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования стали участвовать в гражданском обороте на общих основаниях, принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним ответственность.

Однако в то же время в российском законодательстве существует иная концепция, которая основывается на представлении, что в сфере недропользования государство не может передавать права пользования частным лицам, а поскольку такие права имеют исключительно государственную принадлежность и монопольное происхождение, они не могут предоставляться на договорной основе. Поэтому отношения государства с пользователями строятся по вертикали и являются административно-распорядительными.

Вторая концепция воплощена в Законе РФ "О недрах". Несмотря на то что постепенно с 1995 г. административно-правовая основа этого Закона несколько смягчалась за счет признания возможности существования договорных отношений в сфере недропользования и прямого включения в текст Закона отдельных гражданско-правовых положений (например, о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом концепция Закона осталась неизменной. В частности, Закон предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая по существу является документом, не подлежащим обсуждению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом. Следовательно, воля сторон в соглашении ограничивается условиями лицензии, поскольку Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" определяет, что лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении.

В настоящее время условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"), т.е. именно соглашение признается основной формой осуществления прав недропользования. Этот же подход закреплен теперь и в Законе РФ "О недрах": лицензия удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами (ч. 2 ст. 11). Иными словами, лицензия является документом, как бы подчиненным условиям соглашения о разделе продукции, так как он должна соответствовать соглашению.

Научная дискуссия

Неопределенность правового положения государства как стороны инвестиционного соглашения влечет за собой неоднозначность в определении правовой природы такого соглашения. В литературе существует точка зрения, согласно которой инвестиционное соглашение следует квалифицировать как гражданский договор. Так, по мнению Н. Н. Вознесенской, государство вступает в гражданско-правовые отношения как равноправный партнер субъектов частного нрава, не проявляя при этом своих властных полномочий. "Обычно там, где государство – субъект частного права, оно не является органом властвования" .

Безусловно, основу данного соглашения составляют нормы гражданского права. Однако отождествлять его полностью с обычными гражданско-правовыми договорами было бы неправильно. В частности, в нем предусматриваются условия, касающиеся публичных прав, которые не могут быть включены в обычные договоры (например, о льготах в области налогообложения, о гарантиях стабильности правового режима и др.). Но административные акты нельзя сводить лишь к односторонним административным сделкам. Так, по мнению М. И. Кулагина "в настоящее время договорная форма широко используется не только в области частного права, но и... в сфере публичного права. Договор давно уже перестал быть монополией гражданского права" .

Наиболее точный ответ на вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений между государством и инвестором дает Н. Н. Вознесенская: "При заключении соглашения с иностранным инвестором государство-реципиент выступает и как орган властвования, и как субъект частного права, однако, это происходит не одновременно и не по одной линии правовых связей. Выдавая разрешение иностранному инвестору, государство в лице своих органов властвования совершает административный акт. Заключая на основе этого акта инвестиционное соглашение, оно выступает уже как субъект частного права, являясь стороной гражданско-правовых отношений. Соглашение предполагает равенство сторон. При таких разных субъектах, какими являются суверенные государства, с одной стороны, и частная фирма – с другой, равенство возможно в том случае, если государство устанавливает для себя определенные рамки применительно к данным взаимоотношениям. Оно как бы приравнивает себя по характеру прав и обязанностей к конкретному контрагенту. Выступая партнером частного капитала, государство не может принять на себя больше прав или обязанностей, чем установлено соглашением. Если же возникает вопрос, который выходит за установленные гражданско-правовые рамки, он будет решаться государством, но уже не как стороной в договоре, а как органом властвования" . Таким образом, инвестиционное соглашение иностранного инвестора с государством в лице его органов обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора, что позволяет признать его хозяйственным (предпринимательским) договором, на основе которого возникают хозяйственно-управленческие обязательства. Этого же мнения придерживается и С. А. Сосна; "Положение о том, что инвестор осуществляет поиск, разведку и добычу минерального сырья, а также проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск, является одним из ключевых условий соглашений о разделе продукции. Рисковый характер соглашения и намерение сторон получить прибыль от пользования недрами делают соглашение типичным предпринимательским договором, хотя риск несет только одна сторона. Государство как другая сторона в соглашении никаких расходов и рисков не несет (если на этот счет у сторон нет иных договоренностей)" .

К существенным особенностям инвестиционных соглашений о разделе продукции можно отнести порядок их заключения. В соответствии с общим правилом, изложенным в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", такое соглашение заключается с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, которой осуществляется разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством РФ, относительно участков недр местного значения – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, относительно остальных участков недр – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 13.1 Закона РФ "О недрах").

Ранее в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" содержались исключения из правила о проведении аукциона или торгов для заключения договора. Сейчас же они исключены. Эта позиция законодателя представляется правильной, поскольку конкурсно-аукционный порядок определения инвестора на данный момент является наиболее справедливым и демократичным. Хотя злоупотребления не исключены, но они поставлены вне закона. Определенные сомнения вызывала возможность заключения соглашения с единственным участником аукциона или конкурса, по сейчас она также исключена из закона. Кроме того, поскольку на аукционе стартовые цены обычно бывают минимальными, вызывает недоумение предоставление возможности заключения соглашения с единственным участником аукциона "на условиях аукциона", т.е. по самой низкой цене.

  • Вознесенская Н. Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. М.: Наука, 1989. С. 85.
  • Сосна С. А.
  • Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” соглашение о разделе продукции (СРП) – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Примерами действующих в настоящее время СРП являются проекты “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и “Харьягинское месторождение”.

    Соглашение является двусторонним , возмездным , взаимным и консенсуальным <215> договором.

    ——————————–

    <215> В связи с тем, что в СРП идет речь о предоставлении инвестору исключительного права на поиски, разведку, добычу минерального сырья и ведение связанных с этим работ, а не участка недр, рассматривать такое соглашение в качестве реального договора, предусматривающего необходимость передачи именно вещи в момент заключения договора, представляется не вполне правильным.

    Сторонами СРП являются:

    1) Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы;

    2) инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП. В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

    Предмет соглашения составляют поиски, разведка и добыча минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, который следует рассматривать в качестве объекта соглашения. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами.

    На основании заключенного соглашения инвестору предоставляется право пользования участком недр на условиях раздела продукции. При этом условия пользования недрами, установленные в СРП, должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям СРП, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    СРП регулирует отношения, которые нельзя в полной мере отнести к гражданско-правовым. В частности, они возникают в сфере недропользования, где отношения между государством и пользователем недр носят публично-правовой характер. К другим публично-правовым обязанностям инвестора по СРП следует также отнести исчисление и уплату предусмотренных соглашением налогов и сборов.

    В СРП инвестиционные правоотношения, основанные на юридическом равенстве сторон, и инвестиционные правоотношения “власти-подчинения” настолько тесно связаны между собой, что их зачастую сложно выделить. Так, при выполнении работ по такому соглашению взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей (за отдельными исключениями) заменяется разделом продукции. При этом часть продукции, которая добывается инвестором и поступает в собственность государства, может рассматриваться, с одной стороны, как плата за предоставленное в пользование государственное имущество, а с другой стороны, как налог, взимаемый в соответствии с главой 26.4 “Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции” НК РФ, которая образуют специальный налоговый режим. Поскольку СРП содержит не только частноправовые, но и публично-правовые элементы, его следует рассматривать как комплексный (межотраслевой) договор , который подлежит урегулированию нормами гражданского и публичного права.

    Компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения и требования Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Сахалинской области об уплате авансовых взносов по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 г. и пени. В своем отзыве налоговая инспекция сослалась на пункты 7 и 15 статьи 346.35 НК РФ, статью 3.1 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” и утверждала, что поскольку компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” не является инвестором по СРП “Сахалин-2”, а ни законодательством РФ, ни СРП не были установлены условия и порядок освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций имущества подрядчиков и субподрядчиков компании – инвестора по СРП, родственных организаций и их подрядчиков и субподрядчиков по проекту, то вышеназванная компания не освобождается от уплаты налога на имущество.

    Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20 мая 2005 г. заявленное компанией требование было удовлетворено, а решение налогового органа и требование об уплате налога признаны недействительными. Свое решение арбитражный суд первой инстанции мотивировал тем, что, поскольку СРП “Сахалин-2”, которым предусмотрено освобождение компании от уплаты налога на имущество, было заключено до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, компания имеет право на применение льготы в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках проекта.

    С таким выводом согласился и Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отметив, что в соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В частности, пунктом 3 (а) дополнения N 1 к приложению N Е СРП “Сахалин-2”, заключенного 22 июня 1994 г. между Российской Федерацией и компанией “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, было предусмотрено, что за исключением положений, предусмотренных пунктом 1 (налог на прибыль), компания “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани”, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе налога на имущество, а также имущество, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним. Согласно контракту на оказание комплексных услуг по проектированию, материально-техническому снабжению и строительству наземных объектов по проекту строительства завода СПГ на о. Сахалин компания “Си ТСД Лимитед” являлась подрядчиком компании “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, являвшейся инвестором соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП “Сахалин-2”). Поскольку такое соглашение заключено в июне 1994 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, то компания “Си ТСД Лимитед” освобождается от уплаты налога на имущество организации, в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках указанного проекта <216>.

    ——————————–

    <216> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2005 г. по делу N Ф03-А59/05-2/3023 // СПС “КонсультантПлюс”.

    Раздел продукции – это раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, предусматривающим два варианта. Согласно первому из них (схема N 1) СРП должно предусматривать условия и порядок:

    1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по СРП и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

    2) определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении СРП продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

    4) передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента. В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов (пункт 14 статьи 346.35 НК РФ);

    5) получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП.

    Схема 1. 1-й вариант раздела продукции

    ——————————–

    <*> НДС, акциз (за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье), водный налог, земельный налог, государственная пошлина, таможенные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором может осуществляться иным образом (схема N 2). В этом случае СРП должно предусматривать условия и порядок:

    1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

    2) раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются СРП в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

    3) передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

    4) получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП.

    Схема 2. 2-й вариант раздела продукции

    ——————————–

    <*> НДС, государственная пошлина, таможенные сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    СРП может устанавливать только один из указанных способов раздела продукции и не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой.

    Цена соглашения, помимо предоставляемой государству в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, включает в себя также:

    1) цену, уплачиваемую за право заключения СРП;

    2) разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в СРП и лицензии (бонусы);

    3) ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения;

    4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

    5) сбор за выдачу лицензии;

    6) регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

    7) компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых;

    8) компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по СРП коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности <217>.

    ——————————–

    <217> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р “Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации” // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.

    Срок действия СРП устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения СРП. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением сторон. При продлении действия СРП лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия СРП органами, выдавшими данную лицензию.

    Действующий Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, к сожалению, прямо не устанавливает, какие условия СРП являются существенными. Исходя из их значения для заключения любого договора к ним, на наш взгляд, следует отнести:

    1) предмет договора, определяющий виды деятельности, наименование объектов инвестиционной деятельности и размер инвестиций;

    2) цену договора;

    3) порядок раздела продукции между государством и инвестором;

    4) условие о праве собственности в отношении создаваемых объектов инвестиционной деятельности;

    5) срок соглашения.

    Форма соглашения. Учитывая, что сторонами СРП являются Российская Федерация и инвесторы – юридические лица, СРП подлежит заключению в простой письменной форме. В то же время соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (абзац пятый пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”). Это поднимает СРП – договор (контракт) с участием частного лица – до уровня федерального закона и позволяет применять специальные положения СРП вместо общих норм ГК РФ и других федеральных законов, что является, на наш взгляд, крайне недопустимым.

    1) осуществить проведение работ по СРП за свой счет и на свой риск в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом СРП. Организация выполнения работ по СРП, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором СРП. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.

    В целях координации деятельности по выполнению работ по СРП сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета , в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются СРП. Положение о назначении и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями СРП, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2006 г. N 133 “О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции” <218>;

    ——————————–

    <218> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1304.

    2) соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

    3) своевременно и правильно осуществлять передачу государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, а также уплачивать государству предусмотренные СРП платежи;

    4) применять особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах;

    5) вести учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении работ по каждому отдельному СРП, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с СРП <219>;

    ——————————–

    <219> См.: указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные Приказом Минфина РФ от 11 августа 1999 г. N 53н // Экономика и жизнь. 1999. N 40. С. 24.

    6) для выполнения работ по СРП иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ;

    7) осуществлять ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и обеспечивать ее сохранность;

    8) представлять геологическую и технико-экономическую информацию по объектам, на которых проводятся работы по СРП и намечается добыча полезных ископаемых, на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    9) при выполнении работ по СРП на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов <220>, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

    ——————————–

    <220> См.: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

    10) страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду;

    11) осуществлять ликвидацию всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по СРП, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по СРП;

    12) по завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья возвратить участки территории, переданной в пользование в соответствии с условиями СРП. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются СРП;

    13) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

    В соответствии с условиями СРП инвестор имеет право:

    1) использовать предоставленный ему участок недр для ведения любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в СРП;

    2) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с СРП и действующим законодательством. При этом инвестору принадлежит на праве собственности:

    – часть произведенной продукции, являющаяся по условиям СРП долей инвестора. При этом минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”;

    – имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по СРП, если иное не предусмотрено СРП. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству в федеральную собственность со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены СРП. При этом в течение срока действия СРП инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по СРП и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения;

    3) при соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных СРП, свободно и безвозмездно пользоваться первичной геологической, геофизической, геохимической и иной информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по СРП. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) иметь свободный доступ на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также свободно использовать на договорной основе объекты трубопроводного и иных видов транспорта, объекты по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий;

    5) передать полностью или частично свои права и обязанности по СРП любому физическому или юридическому лицу, но только с согласия государства при условии, что эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по СРП. Передача прав и обязанностей по СРП совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью СРП, в порядке и в сроки, определенные СРП, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта;

    6) с согласия государства использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением СРП, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации;

    7) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

    В соответствии с СРП государство:

    1) предоставляет инвестору на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ;

    2) обязуется выдать лицензию на пользование недрами, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в СРП, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания СРП. Указанная лицензия выдается на срок действия СРП и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями СРП. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения;

    3) приобретает право собственности:

    – на часть произведенной продукции, являющуюся по условиям СРП долей государства;

    – на всю первичную геологическую, геофизическую, геохимическую и иную информацию, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по СРП;

    4) через федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением СРП. При этом уполномоченные представители указанных органов имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по СРП, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением СРП;

    5) осуществляет иные права и исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

    Заключение соглашения. СРП заключается с победителем аукциона – участником аукциона, предложившим наиболее высокую цену за право заключения СРП. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение аукционов.

    СРП заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Разработка условий недропользования, подготовка проекта СРП и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией <221>, создаваемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

    Основания для прекращения права пользования недрами

    1. По формальным обстоятельствам - по истечении установленного в лицензии срока действия, если не последовало ее продления;

    2. По субъективным обстоятельствам - при отказе владельцалицензии от права на пользование недрами. Непредусматривается никаких ограничений этого права. Недропользователь не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникновению каких-либо новых обязательств;

    3. По объективным обстоятельствам - при возникновении зафиксированного в лицензии соответствующего условия, а также в случаеперехода права пользования недрами, оформленного с нарушениемзаконодательства.

    Основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами:

    Обладатель лицензии в течение установленного срокане приступил к пользованию недрами в предусмотренныхобъемах;

    Возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

    Возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровьюлюдей в зоне влияния работ;

    Нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;

    Систематическое нарушениеправил пользования недрами;

    Ликвидация предприятия, которому недра были предоставлены в пользование.

    Право пользования недрами прекращается путем аннулирования лицензии в следующие сроки:

    По истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления о допущенных нарушениях и непринятия мер по их устранению.

    С даты принятия решения (при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, находящихся в зоне влияния работ);

    Владелец аннулированной лицензии или лицо, не получившее лицензии, имеет право обжаловать эти решения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

    Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень требований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Одним из таких приложений является договор определенной, закрепляемой лицензией, формы.

    Договор недропользования - соглашение об установлении, изменении или прекращении прав недропользования в котором фиксируются конкретные условия, на которых государство предоставляет участок недр в пользование.

    Существуют три основных условия , определяющие характер договора недропользования:

    1.Право собственности на добытую продукцию –государствовправе либо сохранить за собой право на добытую продукцию, либо передать его недропользователю.;

    2. Правовой режим взаимоотношений государства и недропользователя - возможно на основе


    v административного права (право пользования недрами предоставляется на основе положений Закона РФ «О недрах»),

    v гражданского законодательства (право пользования недрами предоставляется на основе положений ФЗ «О СРП»)

    Следует отметить, что в чистом виде практически ни одно из них не реализуется.

    3.Налоговый режим - устанавливает две альтернативы: общий режим и специальный налоговый режим применительно к недропользованию в форме раздела продукции.

    Сочетание перечисленных условий теоретически позволяет получить восемь разновидностей договоров. Однако в настоящее время в России менее широко применяютсялицензионное соглашение, соглашение о разделе продукции, концессионный договор, сервисный контракт.


    ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

    Первоначально этот документ назывался «Условия лицензии на пользование участком недр». Данное приложение к лицензии(на трех-пяти страницах)содержало перечень обязательств владельца лицензии:

    Вести работы в соответствии с требованиями действующего законодательства;

    Довести добычу по годам до определенного уровня;

    Выплачивать установленные платежи за право пользования недрами и другие налоги;

    Привлекать субподрядчиков по согласованию с органом, выдавшим лицензию, и по практически все.

    Первые конкурсы, особенно проводимые с участием иностранных инвесторов, выявили полное неприятие такой формы представления условий пользования недрами.

    В последние годы лицензионное соглашение превращается в солидный, объемистый документ, содержащий до 30 и более отдельных статей и несколько приложений.

    Лицензионное соглашение регулируется преимущественно административными методами,не соответствует понятию "сделка" и является неотъемлемой частью лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают не с момента заключения лицензионного соглашения, а с момента государственной регистрации лицензии.

    Структура лицензионного соглашения:

    1) Общие положения (статьи, определяющие цели и предмет соглашения; намерения сторон участвовать в социальном развитии соответствующего региона);

    2) Регулирование производства (статьи, регламентирующие структуру управления проектом, производственные требования и обязательства недропользования);

    3) Регулирование правовых отношений (право на территорию; распоряжение недрами; право собственности на имущество; переуступка прав; отказ от прав; процедура разрешения споров; форс-мажор и т.д.);

    4) Регулирование экономической деятельности (статьи, касающиеся перечня, порядка и ставок платежей и налогов, которые должен платить недропользователь);

    5) Процедурные вопросы (конфиденциальность; дата вступления договора в силу; и т.п.).

    СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

    Соглашение о разделе продукции -вид договора,в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

    Федеральныйо закон «О соглашениях о разделе продукции» выделяет следующие существенные условия СРП:

    1. Инвестору предоставляются исключительные права на участок недр, т. е. государство не имеет права предоставлять данный участок недр другому пользователю.

    2. Предоставляются права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. В лицензионном соглашении такие права предоставляются на основе совмещенной лицензии.

    Представляет право пользования недрами на основе гражданского права.

    СРП заключаются, как правило, по итогам конкурсаилиаукциона. Подготовка проекта соглашения осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

    Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной продукции :

    1. Обычный (индонезийская модель – по стране происхождения)

    v из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

    v между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами;

    v со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль.

    Прямой

    v исключается этап определения компенсационной продукции;

    v инвестор не уплачивает налог на прибыль;

    v размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.

    Концессионный договор – договор, по которомуправо пользования недрами происходит на основе гражданско-правовых отношений с передачей пользователю недр права собственности на добытую из недр продукцию при общем налоговом режиме.

    Субъектами соглашения являются:

    - концедент - сторона, передающая права;

    - концессионер - сторона, получающая права.

    Контракт на предоставление услуг (сервисное соглашение) - подрядный договорна основе гражданско-правовых отношений с различной формой расчетов оплаты. Применяется в сфере недропользования при производстве капитального ремонта скважин, а также работ по интенсификации добычи.

    Предполагает следующие варианты оплаты:

    1. Соглашение с риском - вознаграждение определяется размерами прироста объемов добычи. Величина прироста добычи объективно во многом определяется природным фактором, а не технологией. В результате величина вознаграждения становится неопределенной.

    2. Соглашение без риска - размер вознаграждения определяется обязательством выполнить заранее оговоренный объем технологических операций. Результат этих операций не влияет на размер вознаграждения.

    ) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement ). Существуют также отдельные специфические разновидности . СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими .

    История

    Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока , Азии , Африки , Южной Америки , стран Карибского бассейна и Канады .

    Субъекты

    СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

    Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации , где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго .

    По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи .

    Случаи расторжения

    Случаи одностороннего разрыва СРП:

    • 1985 - Катар . Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
    • 2008 - Украина . Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International . 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

    СРП в СССР

    Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

    Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху , где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей . В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 - 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, - советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской - Министерство внешней торговли и промышленности Японии . СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине . Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной



     

    Возможно, будет полезно почитать: