Путь к мощам Николая Чудотворца: репортаж из огромной очереди. Протоиерей Игорь Фомин: «Я буду стоять к мощам святителя Николая как все

Гастроли святынь

22 мая в храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение, посвященное приезду мощей Николая Чудотворца в Москву. Мощи одного из самых почитаемых святых в России приехали впервые: последние 930 лет они хранятся в итальянском городе Бари. О приезде договорились во время встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска на Кубе в феврале прошлого года.

Привоз христианских святынь в Москву стал регулярной практикой. В 2014 году в ХХС привозили Дары волхвов, а в 2011-м вытянулась многочасовая очередь к поясу Богородицы. Для кого-то возможность прикоснуться к реликвиям - форма паломничества, однако большинство приходящих считают необходимым подойти к реликвии, чтобы попросить о чуде, счастье и благополучии.

Кто такой Николай Мирликийский

Он был римским епископом, проживавшим в городе Мира - сейчас это город Демре в Турции. Жизнеописания показывают его как кроткого человека, но пламенного христианина: он разрушал языческие капища и на Первом Вселенском соборе дал пощечину Арию, признанному еретиком.

Николай - святой, равно почитаемый и православными, и католиками. В Европе он стал прообразом Санта-Клауса, а в России считается покровителем детей, студентов и путешественников. Возможно, именно с этим связана традиция освещать у его мощей сушки и шоколадные конфеты.

Кто стоял?

В первый день к мощам пришло более 18 тысяч человек. Заявляется, что до 12 июля храм могут посетить более миллиона паломников. Для организации привлечено более 2 тысячи сотрудников полиции, а также 10 000 волонтеров, которые помогают паломникам найти дорогу, а также отвечают на претензии горожан, недовольных перекрытиями в районе Пречистенской набережной. 



23 мая очередь начиналась рядом с Крымским мостом, пускали людей в храм с 8 утра и до девяти вечера. Люди стояли не сплошной вереницей, а группами, разделенными на шлюзы, - это позволило избежать давки. Между ними размещены точки питания, машины скорой помощи и автобусы, в которых можно передохнуть.

Среди паломников больше пенсионеров - в основном это бабушки в платках, собранные в группы и разделенные оградами. Прохождение всей очереди занимает 4–5 часов. Многие отмечают, что сейчас стоять легко - погода хорошая, и пока не так много людей. Вспоминают, что к поясу Богородицы приходилось отстаивать 10-часовую очередь в лютый мороз.


Что говорят люди?


Тимур

Студент МАрхИ

«Я простоял около пяти часов, с 10 утра. По ощущениям оно того стоило, потому что я ничего не потерял - только приобрел. Пришел, чтобы попросить помощи в написании проекта и дипломной работы. После посещения упал камень с души и я чувствую себя спокойнее. Многое еще передумал, пока стоял в очереди, - это тоже хорошо. Думаю, должно помочь. Я верующий человек и ходил в храм Христа Спасителя и в предыдущие разы».


Людмила и Наталья

Врач и продавщица

Людмила : «Мы пришли к великому святому и великому человеку, который действительно существовал и реально жил на этой земле. Мы ощутили невероятную…

Наталья : «…благодать. Знали бы вы, какой запах шел от его частицы».

Людмила : «Для нас он теперь стал реальным каким-то святым, каким-то символом. Появление святого Николая в Москве - важное событие не только для паломников, но и для России в целом. Это новый этап исцеления, развития и раскрытия страны».


Давид

Художник и путешественник

«Прийти сюда я хотел еще вчера, но возможности не было. Сегодня я утром не спеша встал, сел в метро и приехал. Главное, люди все вокруг несутся, а я никуда не торопился - в результате прошел всю очередь за три часа. Это было гораздо быстрее, чем раньше: я ходил поклониться и кресту Андрея Первозванного, и Дарам волхвов, и поясу Богородицы. Такие реликвии позволяют укрепить веру и здоровье, потому что Никола, конечно, слышит, поэтому верующие, которые сюда идут не просто так, не зря это делают».


Алексей

Работник сферы торговли

«Возможно, я не очень верующий человек, я не знаю все молитвы и в храмах бываю недостаточно часто. Но все-таки для меня как для христианина очень важно поклониться мощам Николая Чудотворца. Живу в Москве, поэтому прийти сюда для меня ничего не стоило. В храм я пришел с двумя старинными иконами святого, которые мне освятили».


Николай

Госслужащий

«Я считаю Николая своим покровителем. Есть просто Николай летний и зимний, у меня вот зимний. Люблю я этого святого, и назвали меня, возможно, в честь него. Пришел поклониться святыне я впервые, к поясу Богородицы и Дарам волхвов я не стоял. У нас всех есть душа, и очень важно, чтобы подобные реликвии привозили в Москву, потому что паломничество к ним помогает ее очистить. Я знаю, что святитель Николай - это покровитель путешественников, и как раз собираюсь поехать в отпуск через неделю. До этого хотел в Италию, в Бари, но раз мощи привезли сюда, то придется выбирать новое место».

Шариг

«Приехал в Москву я по работе и посвятил свой выходной посещению мощей святителя Николая. Как духовный человек я стараюсь посвящать дни каким-то праздникам. А тут такое событие, я решил, что должен сходить. Бог в нас, внутри, и надо стараться молиться и за себя, и за своих родных. Я не местный, поэтому заранее промониторил все в интернете, узнал, что да как, и в итоге все получилось - пришел сюда в два, вышел я в семь».


Анна и Александр

Студенты

Анна: «Я не ожидала, что будет так много народа. Здорово, что тут все так хорошо организовано. Очень много вокруг бабушек, наверное, это потому, что у них больше времени и у них есть семьи, дети, внуки - кто же за них молиться будет, если не бабушки. А у меня сегодня был выходной: я проснулась и решила, что если есть возможность, то надо поехать».

Александр : «Мне посоветовали поехать, вот я и поехал. Не могу себя назвать религиозным человеком, но все равно решил прикоснуться к святыне».

Аня : «Да, многие люди едут сюда специально, чтобы попросить о чем-то важном, о чуде. У меня такого не было - мне просто захотелось прикоснуться к мощам. Я еще такая зашла уже в храм, подошла к ларцу, и меня батюшка взял и головой об него постучал - и так здорово сразу стало. У меня сразу пришли легкость и веселье».


Инна

«Я православная христианка, и недавно мы с друзьями приехали в Москву и узнали, что тут проходит такое важное событие. Вроде бы мощи никуда не вывозили 900 лет. Мне посчастливилось в Турции побывать в храме, где он был похоронен когда-то. Я вообще люблю путешествовать: в прошлом году была в Риме, иногда езжу по России, летом тоже хочу куда-нибудь отправиться. Да и в Москву с друзьями мы приехали на концерт Aerosmith. В очереди было очень много пенсионеров. Мне кажется, что это связано с тем, что все мы грешны и чем ближе приходит наш конец, тем больше мы начинаем каяться в грехах и делать соответствующие выводы. Думаю, что мы все к этому придем».

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

Вконтакте

Одноклассники

В Россию впервые в истории привезли частицу мощей самого почитаемого россиянами святого - Николая Чудотворца. Святыня пробудет в России до 28 июля.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване. С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек. В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне. «Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь», - сказал священник.

Кажется, что организаторы предусмотрели все. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро «Фрунзенская».

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции «Парк культуры». У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках - это волонтеры. У них можно расспросить дорогу. «Прямо и направо, там увидите», - советуют они. На выходе из метро снова встречают «салатовые» девушки. Они рассказывают более подробно: «Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите». Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди - нет.

Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая - выйти замуж, пишет c. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит «скорая помощь». Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, - рассказали «РГ» в пресс-центре штаба. - Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана «Ваниль»).

При желании вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст. м. «Парк культуры»).

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-й Фрунзенской улицей (проход от ст. м. «Фрунзенская», выйдя из метро, надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-й Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Учитывая летнее время и возможность длительного пребывания в очереди, рекомендуется:

  • взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5 л);
  • одеваться по погоде (с учётом прогнозов метеослужб);
  • находиться в головном уборе;
  • при наличии медицинских показаний - взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

Мощи величайшего христианского святого Николая Чудотворца будут находиться с 21 мая по 28 июля в России, об этом договорились патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск в ходе исторической встречи в Гаване. С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, после чего их перевезут в Петербург.

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июляежедневно с 8.00 до 21.00 (встать в очередь необходимо до 18.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма). При желании, Вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст.м. «Парк культуры»).

Паломники, желающие поклониться мощам Николая Чудотворца в Москве, должны будут прибывать к станции метро «Парк культуры», чтобы встать в очередь, но в случае большого числа желающих ехать придется до «Фрунзенской» или «Воробьевых гор», сообщает городской Штаб по организации массового доступа верующих к святыне.

Ранее в РПЦ сообщили, что никаких «вип-пропусков» к мощам, которые в течение 52 дней (с 22 мая по 12 июля) будут находиться в храме Христа Спасителя, не будет.

Совсем недавно поступило сообщение, что на днях очередь паломников достигла рекордной отметки за все время, поскольку ее длина составила восемь километров.

В субботу на прошлой неделе в паломничестве к святыне Храме Христа Спасителя участвовали несколько групп людей, которые специально прибыли из других российских регионов в столицу страны ради того, чтобы получить возможность приложиться к мощам святого Николая. Более 385 заказных автобусов привезли людей из разных епархий Русской Православной церкви. Из-за такого потока людей главный русский православный храм открылся для паломников на час раньше установленного расписания, в семь утра.

В будние дни, как правило, очередь из верующих людей гораздо меньше, чем в праздничные и выходные, поэтому с понедельника число людей уменьшается. В рабочие дни время ожидания в очереди в среднем составляет четыре часа. Паломникам следует набраться терпения, чтобы выстоять длинную очередь к святыне к святыне.

Многочисленные волонтеры помогают верующим при посещении Храма. Также несут дежурство вдоль очереди спасатели МЧС, медицинские специалисты и полицейские. Оргкомитет мероприятия советует брать с собой лекарства, если они необходимы, еду, питьевую воду и головной убор на случай солнцепека. Для матерей с инвалидов и их одного сопровождающего имеется отдельная льготная очередь.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване.

С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек.

В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне.

«Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь», — сказал священник.

Кажется, что организаторы предусмотрели всё. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро «Фрунзенская».

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции «Парк культуры». У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках — это волонтеры. У них можно расспросить дорогу.

«Прямо и направо, там увидите», — советуют они. На выходе из метро снова встречают «салатовые» девушки. Они рассказывают более подробно: «Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите». Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди — нет.

Священник: Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая — выйти замуж, пишет c. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит «скорая помощь». Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

— Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, — рассказали «РГ» в пресс-центре штаба. — Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

О чем просить святого?

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана «Ваниль»).

При желании вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст. м. «Парк культуры»).

Дорога к святыне

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-й Фрунзенской улицей (проход от ст. м. «Фрунзенская», выйдя из метро, надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-й Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Информация для верующих, приезжающих в Москву из других епархий.

Советы паломникам:

Учитывая летнее время и возможность длительного пребывания в очереди, рекомендуется:
— взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5 л);
— одеваться по погоде (с учётом прогнозов метеослужб);
— находиться в головном уборе;
— при наличии медицинских показаний — взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.



 

Возможно, будет полезно почитать: