Согласованные монополистические действия. Ограничительные меры, направленные на недопущение монополистической деятельности

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с законом монополистическими (ст. 4 Закона о конкуренции).

Таким образом, монополистическая деятельность квалифицируется как правонарушение, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, характеризуемое определенным составом: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона . При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень безусловных запретов такой деятельности (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях предусматривает исключения, допускающие монополистическую деятельность исходя из правил разумности (например, при оценке соглашений и согласованных действий).

Так, исходя из правил разумности, соглашения или согласованные действия допустимы, если они:

  • - не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и действий;
  • - не создают возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • - имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;
  • - имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий (ст. 13).

Закон о конкуренции выделяет следующие составы монополистической деятельности:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о конкуренции). Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак) и злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак): например, устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывает контрагенту невыгодные условия договора, совершает другие запрещенные действия.

Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке лежит на ФАС России, которая должна определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли 1 . При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение ФАС России правил установления данного факта . Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13).

ФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% . Решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым;

2) соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции, признаются картелем и запрещаются. К ним относятся, например, соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка (ст. 11 Закона о конкуренции).

Допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими между собой и являющимися в отношении друг друга продавцом и покупателем (вертикальные соглашения) (например, договоры коммерческой концессии, договоры хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 20%, некоторые другие соглашения и согласованные действия (ст. 12 и 13 Закона о конкуренции)).

В других странах картели также запрещены, хотя критерии отнесения соглашений к картелям в разных странах могут различаться. Так, в США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение или сговор с целью ограничения конкуренции. В Германии, Франции и Великобритании запрещены горизонтальные (картельные соглашения) и вертикальные (соглашения о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие соглашения и т. п.) ограничения конкуренции. В Японии критерием оценки соглашения как антиконкурентного является чрезмерность ограничения конкуренции. В ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и имеют своей целью или следствием ограничение конкуренции в пределах общего рынка;

  • 3) согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов направлены на ограничение конкуренции (например, на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др.). Такие соглашения признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действия превысит негативные последствия для рынка (ст. 11 1 Закона о конкуренции);
  • 4) акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, Банка России могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15). В частности, запрещаются введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление запретов на продажу (покупку) товаров из одного региона Российской Федерации в другой и др.

Гарантией обеспечения конкуренции является также запрет на совмещение функций органов власти и хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;

  • 5) соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен, раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции);
  • 6) действия организаторов торгов, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, запросе предложений, заключении договоров с финансовыми организациями и договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и т. п. (ст. 17).

Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества (аренда, доверительное управление имуществом), может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 17 1).

Заключение договоров с финансовыми организациями об оказании финансовых услуг (привлечение денежных средств во вклады, открытие и ведение банковских счетов, ведение реестра владельцев ценных бумаг, доверительное управление ценными бумагами, негосударственное пенсионное обеспечение) должно осуществляться путем проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа;

7) незаконно предоставленные государственные или муниципальные преференции (ст. 20 и 21). Преференции признаются законными, если они предоставлены в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, проведения фундаментальных исследований, защиты окружающей среды, развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности, социальной защиты населения, в частности поддержки безработных граждан.

Допускается также предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов, закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий, предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда.

Если акты о предоставлении государственной или муниципальной преференции приняты в нарушение Закона о конкуренции, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное по ним имущество - подлежащим возврату в государственную или муниципальную собственность;

  • 8) недобросовестная конкуренция, т. е. любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции). Примерный перечень составов недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 данного Закона:
    • - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (дискредитация, диффамация);
    • - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
    • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
    • - продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг (фирменного наименования, товарного знака и др.);
    • - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
    • - ненадлежащая реклама, т. е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения установленных законом требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Контроль в сфере рекламы возложен на антимонопольные органы (ст. 2, 6, 33 Закона «О рекламе»).

Законодательством зарубежных стран также установлен запрет недобросовестной конкуренции: гл. 15 Свода законов США, Закон о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополизма 1890 г., Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.; ст. 1382, 1383 ФГК, Ордонанс № 86-1243 о свободе установления цен и свободной конкуренции 1986 г.; Закон Германии о недобросовестной конкуренции 1909 г.; Федеральный закон Швейцарии о недобросовестной конкуренции 1986 г.; Закон Японии о запрете частной монополии и поддержании честной торговли 1947 г.; ст. 2598-2601 ГК Италии; Закон Великобритании о конкуренции 1980 г.

Законодательство большинства стран не содержит определение понятия недобросовестной конкуренции, а оперирует перечнем конкретных видов конкурентных действий, признаваемых недобросовестными. Исключение составляет, например, Федеральный закон Швейцарии о недобросовестной конкуренции 1986 г., содержащий наряду с перечнем недобросовестных конкурентных действий общее определение понятия недобросовестной конкуренции - всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение или каким-либо иным образом противоречащие обычаям доброй торговой практики и имеющие место в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой (ст. 2).

Недобросовестная конкуренция по законодательству большинства зарубежных стран влечет ответственность: гражданско-правовую (возмещение убытков), административно-правовую (штраф), уголовную (вплоть до лишения свободы).

  • См.: Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования.М„ 1996. С. 68-72.
  • См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / под ред. О. М. Олейник.С. 481-498.
  • См. письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».
  • См. постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. № 896.

Законы о конкуренции должны защищать прежде всего конкуренцию, а не интересы отдельных лиц. Поэтому целесообразно определить в законодательстве такое понятие, как "вред конкуренции". При этом отдельные действия должны рассматриваться как нарушения правил конкуренции и относиться к монополистической деятельности только в случаях, если причиняется вред самой конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции "монополистическая деятельность" - это "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением на товарном рынке, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью". Нарушения, указанные в гл. 2 Закона, в целом соответствуют данному определению, хотя и отсутствует ясность в том, что понимается под иными действиями, признанными монополистической деятельностью.

Таким образом, фактически монополистическая деятельность включает в себя две группы нарушений:

  • 1) злоупотребление доминирующим положением;
  • 2) ограничивающие конкуренцию соглашения (согласованные действия).

Подробно данные виды нарушений будут проанализированы в следующих разделах пособия. В настоящем разделе будут рассмотрены проблемы, общие для данных институтов.

В Законе о защите конкуренции для признания того или иного действия злоупотреблением доминирующим положением указываются два возможных последствия:

  • 1) недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
  • 2) ущемление интересов других лиц.

Эта позиция поддержана и ВАС РФ. В п. 4 Постановления N 30 Пленума ВАС РФ указал, что "исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц".

Применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) указывается одно последствие - ограничение конкуренции.

Представляется, что законодатель при регулировании ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) пошел по более верному пути. Если цель конкурентного законодательства - развитие конкуренции, то непонятно, почему определенные действия могут рассматриваться как нарушения конкурентного законодательства, если они всего лишь ущемляют интересы отдельных лиц. Часто на практике действия, ущемляющие интересы отдельных лиц и преследуемые антимонопольным органом, никакого отношения к конкуренции вообще не имеют.

Помимо этого, полагаем, что если оставить в Законе одно последствие, которое необходимо установить для доказательства монополистической деятельности, то правильнее вместо термина "ограничение конкуренции" ввести термин "вред конкуренции". Термин "ограничение конкуренции", данный в Законе, весьма неопределенный и не отражает всех возможных последствий, опасных для конкуренции.

В Законе о защите конкуренции указаны следующие признаки ограничения конкуренции :

  • 1) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
  • 2) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • 3) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
  • 4) определение общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • 5) иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Данные признаки вызывают ряд вопросов. То, что первый признак ведет к ограничению конкуренции, не вызывает сомнения. Что касается роста цены товара, то рост цены может нанести вред потребителям, но вряд ли данный признак всегда будет являться признаком ограничения конкуренции.

В целом полагаем, если в качестве цели конкурентного законодательства рассматривать развитие конкуренции, то нарушениями конкурентного законодательства должны считаться только действия, наносящие вред самой конкуренции.

Вред конкуренции - это широкое понятие. К примеру, при установлении монопольно высоких цен речь не идет об ограничении конкуренции (другие конкуренты тоже могут повысить цены), но вред конкуренции наносится. Страдают от этого прежде всего потребители. То же самое касается отказа заключить с кем-либо договор при наличии такой возможности. Вред конкуренции - это любые неблагоприятные изменения конкурентной среды. К таковым можно отнести, в частности, уменьшение числа конкурентов, ограничение самостоятельности их действий, ухудшение качественных характеристик конкурентной борьбы (отсутствие необходимости понижать цены, улучшать качество продукции), невозможность или затруднительность использования надлежащих (законных) методов конкурентной борьбы, отсутствие преимуществ у субъектов, использующих надлежащие методы борьбы. К примеру, при установлении монопольно высоких цен не происходит ограничения конкуренции. Напротив, из-за повышения цен возможно даже появление в отрасли новых лиц, привлеченных высокими ценами. Но вред конкуренции наносится; так как нет реального соперничества, происходит искажение методов конкурентной борьбы. Вред конкуренции наносится и при согласии заключить договор с дискриминационными условиями, так как не используются надлежащие (законные) приемы конкурентной борьбы.

В целом при причинении вреда конкуренции причиняется вред различным субъектам. Это могут быть конкуренты, смежники, потребители. К примеру, при установлении монопольно высокой цены вред может быть причинен потребителям, при установлении монопольно низкой цены - сначала конкурентам, а в случае установления в дальнейшем монопольно высокой цены (после устранения конкуренции) - опять-таки потребителям. При заключении ограничительных вертикальных соглашений, в которых установлены ограничения на заключение договоров с иными структурами, ущемляются интересы данных структур. Надо отметить, что, даже если вред отдельным лицам не причинен и не может быть причинен в момент совершения монополистической деятельности, он может возникнуть в дальнейшем.

Следует остановиться на еще одной проблеме, которая является общей применительно к злоупотреблению доминирующим положением и к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям).

Применительно к обоим видам нарушений в Законе имеется общее указание на его запрет и помимо общего запрета выделяется перечень отдельных запрещенных действий. Однако применительно к злоупотреблению доминирующим положением и применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) используются различные приемы юридической техники, что представляется неоправданным.

В п. 1 ст. 10 Закона, регулирующей злоупотребление доминирующим положением, вводится запрет на действия (бездействие), результатом которых "являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц". В данном пункте также дается перечень отдельных запрещенных действий, для этого используется оборот "в том числе". Трактовать данное положение можно двояко. С одной стороны, можно сделать вывод, что действия, указанные в перечне, являются примерами действий, которые ограничивают конкуренцию и (или) ущемляют интересы других лиц. В этом случае необходимо доказать только факт совершения действия, указанного в перечне; доказывать же ограничение конкуренции или ущемление интересов других субъектов не надо. С другой стороны, можно рассматривать действия, указанные в перечне, как действия, которые запрещаются только при наличии одного из двух последствий, - их результатом является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В этом случае сначала надо доказать совершение действия, включенного в перечень, а затем доказать, что данное действие привело к ограничению конкуренции или ущемлению интересов отдельных лиц.

Применительно к ограничительным соглашениям (согласованным действиям) общий запрет дан в п. 2 ст. 11. В п. 1 ст. 11 указан перечень конкретных соглашений (согласованных действий), которые запрещены. В п. 2 данной статьи сказано, что запрещаются и иные соглашения, но уже при условии, что такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Соответственно в данном случае применительно к перечню двойное толкование возникнуть не может. То есть применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) законодатель использовал более верный прием юридической техники.

В законодательстве необходимо использовать формулировки, которые исключали бы возможность двойственного толкования. Тем более следует придерживаться единообразия в регулировании однотипных вопросов. В настоящее время применительно к злоупотреблению доминирующим положением указанное двоякое понимание устранено. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении N 30 указал, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Принципиально важным применительно к обоим видам монополистической деятельности является решение вопроса о том, как регулировать изъятия из действия антимонопольных норм. Речь идет о том, что при наличии ряда условий действия, которые могут быть отнесены к монополистической деятельности, являются допустимыми. Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона, регулирующей запрет на злоупотребление доминирующим положением, хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в ч. 1 ст. 10 (за исключением действий, указанных в п. п. 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 ч. 1 данной статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Аналогичное условие имеет место в ст. 11 Закона, посвященной ограничительным соглашениям (согласованным действиям). Согласно п. 4 данной статьи хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Фактически речь идет о так называемом положительном эффекте, при наличии которого запрещенные действия допустимы.

В ст. 13 Закона определено, в каких случаях положительный эффект имеет место и соответственно какие действия могут быть допустимы. Действия допустимы, если:

  • 1) такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • 2) такими действиями (бездействием) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия);
  • 3) результатом таких действий (бездействия) является или может являться:
    • а) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
    • б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия).

Данные условия во многом заимствованы из законодательства о конкуренции ЕС и представляется, что они далеки от идеала. Возникает ряд вопросов. К примеру, если речь идет о ситуации, когда на рынке остается всего один конкурент с небольшой долей, то можно ли считать, что конкуренция не устранена и данное условие выполнено Согласно законодательству ЕС речь идет о недопустимости ограничивать конкуренцию в отношении существенной части товаров.? Что понимать под соразмерными преимуществами для покупателей? В течение какого периода времени после злоупотребления доминирующим положением эти соразмерные преимущества должны быть получены и что будет, если они не будут получены в течение это периода времени?

Таким образом, несмотря на всю важность появления в законодательстве о конкуренции определения положительного эффекта, в настоящее время оно сформулировано довольно декларативно.

предпринимательский право монополия государственный

Монополистическая деятельность - это правовая категория, означающая злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основные правовые акты, регулирующие монополистическую деятельность:

1. Конституция Российской Федерации (статья 34).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 10).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

Доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

Доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующим признается также положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

В течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, перечень видов монополистической деятельности не является исчерпывающим и может включать в себя любые действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

Различают следующие основные типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные монополии; естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях»). О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлении в электроэнергетике

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях»).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства, могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами, могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов, исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана, прежде всего, с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

По своим видам монополистическая деятельность делится на: 1) индивидуальную; 2) коллективную; 3) договорную; 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Исходя из смысла действующего законодательства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), под монополистической деятельностью необходимо понимать злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Таким образом, монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Как и любое правонарушение, монополистическая деятельность имеет в своем составе: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона о защите конкуренции целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремиться гарантировать как само осуществление конкуренции, так и ее качественные характеристики. Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Поэтому такой конкурентный правопорядок следует считать объектом монополистической деятельности .

Объективную сторону правонарушения обычно состав­ляют:

1)противоправность поведения субъекта;

2)вредные последствия;

3)причинная связь между первыми двумя элементами.
Монополистическая деятельность - это деяние, то есть

выраженное в форме действия или бездействия поведение на рынке хозяйствующего субъекта или властного органа. Действия и бездействие имеют вполне самостоятельную и определенную цель. В частности, она может выражаться в стремлении установить монопольно высокие (низкие) цены или отказаться от заключения договора с конкретными по­купателями (заказчиками).

Но монополистическая деятельность может иметь место и в форме бездействия (например, оно может быть связано с нежеланием субъекта ликвидировать искусственно создан­ные препятствия, ущемляющие интересы других предпри­нимателей на данном рынке товаров)

Другим элементом состава правонарушения является его вредоностность (вред, убытки). Монополистическая деятельность, нарушающая требования антимонопольного законодательства, наносит вред отношениям в сфере добросовестной конкуренции.

субъектами монополистической деятельности являются:

· хозяйствующий субъект ;

· группа лиц;

К хозяйствующим субъектам согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Группой лиц в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции признается:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Монополистическая деятельность как правонарушение преследуется по закону. К субъектам, осуществляющим монополистическую деятельность, применяются предусмотренные Законом о защите конкуренции меры государственного принуждения (санкции).

Итак, резюмирую все вышесказанное можно дать следующее доктринальное определение монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность- это противоречащие антимонопольному законодательству умышленное деяние (действия или бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Разновидностью монополистических действий является злоупотребление доминирующим положением. Помимо этого, существует монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (например, предоставление льгот и преимуществ одним предпринимателям и в создании административных и прочих барьеров - другим).

Особым видом монополистических действий являются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, которые направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

И.А. Смагина выделяет следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

Изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

Навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;

Создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

Создания условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

Нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;

Установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

Сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

Необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

Соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений названным Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальную монополистическую деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

Ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

Создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

Создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

Введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

Необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

Установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

Выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

Создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.;

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений могут быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Соглашение может иметь письменную или устную форму. Согласованные действия должны в совокупности удовлетворять следующим условиям:

  • 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  • 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Законодательством предусмотрены следующие составы монополистической деятельности, которые проявляются в форме индивидуального поведения монополиста путем злоупотребления своим доминирующим положением и в форме соглашений хозяйствующих субъектов.

Первый состав - злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для отнесения того или иного действия к данному составу монополистической деятельности важнейшим является квалификация самого субъекта как монополиста на рынке (лица, занимающего доминирующее положение). Все признаки доминирующего положения можно подразделить на качественные и количественные.

Качественные признаки содержатся в легальном определении доминирующего положения. Доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции). Соответственно для признания монопольного положения следует установить вышеуказанные обстоятельства.

Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 марта 2010 г. по делу № 110/188-09, оставил в силе постановление кассационной инстанции, которым в удовлетворении требований заявителя было отказано. Спор был связан с тем, что ФАС России определила долю группы лиц «Рексам» на рынке алюминиевой банки в границах РФ равной более 90% и признала названную группу лиц занимающей доминирующее положение на рынке алюминиевой банки глубокой вытяжки с легко вскрываемыми крышками .

Заявитель обжаловал предписание, которым ФАС России обязала участников группы лиц «Рексам» при заключении любых договоров и дополнительных соглашений к ним, связанных с реализацией банок, обеспечивать в отношении всех покупателей недискриминационные (равные) условия, в том числе по вопросу определения цены продукции, независимо от их вхождения в группу лиц «Рексам»; разработать и представить в ФАС России проект типового договора реализации продукции, исключающий создание дискриминационных условий и предусматривающий исчерпывающий перечень факторов, влияющих на формирование цены; разместить на официальном сайте форму типового договора и текущие базовые цены на продукцию; последующее заключение договоров осуществлять в соответствии с типовой формой; прекратить навязывание контрагентам невыгодных или не относящихся к предмету договора условий.

Тем самым Президиум ВАС согласился с выводами антимонопольной службы о доминирующем положении группы лиц «Рексам» на рынке алюминиевых банок на территории России и наличии фактов злоупотребления этим положением.

Наравне с категорией хозяйствующего субъекта законодатель использует понятие группы лиц (ст. 9 Закона о защите конкуренции), которая рассматривается подобно предпринимателю как единый субъект рынка. Установленные законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, также распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Законодатель установил 15 признаков отнесения той или иной категории хозяйствующих субъектов к группе лиц. При этом условие о совокупности признаков не применяется. Отметим, что данный перечень не является закрытым. Так, например, к группе лиц относится хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Образуют также группу лиц и хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица (восьмой признак), а также хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Понятием «группа лиц» охватываются и хозяйственные общества (товарищества), в которых члены группы в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют в совокупности более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) .

Помимо качественных характеристик доминирующее положение хозяйствующего субъекта имеет и количественные характеристики. Доля субъекта на рынке определенного товара должна превышать 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. В исключительных случаях антимонопольным органом может быть установлено доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей на соответствующем рынке менее 50%, но не ниже 35%, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. По общему правилу субъект не может быть признан монополистом, если доля его на соответствующем рынке менее 35%. Исключением является случай, когда доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  • совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);
  • в течение длительного периода (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Закрепленная в законе доля товара на рынке, позволяющая рассматривать ее владельца как занимающего доминирующее положение, объясняется многими факторами: например, состоянием экономики, сложившейся структурой рынка и прогнозируемой ее динамикой, реальной возможностью государства контролировать состояние товарного рынка. Этими факторами могут быть объяснены неодинаковые количественные величины подобного доминирующего положения в различных государствах (как правило, они колеблются от 10 до 30%). Российские величины многие считают несколько завышенными, но это объясняется достаточно высокой степенью монополизации экономики России.

Таким образом, для полноценной оценки доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольным органом должны быть проанализированы и использованы как количественные, так и качественные характеристики и критерии положения предпринимателя на рынке. Нередко случаи включения в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, выступают объектами спора между предпринимателями и антимонопольными органами.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда оставил без изменений решение суда первой инстанции, которым было отказано заявителю в отмене приказа территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Этим приказом заявитель был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда долю более 35%. При этом суд исходил из того, что географические границы товарного рынка следует определять с учетом постановления главы администрации города К., закрепившего объекты муниципального фонда за муниципальными предприятиями по территориальному признаку. Заявитель же полагал, что требуется учитывать его долю в городе К. в целом, а в таком случае она составляет менее 35%. В решении отмечено, что при определении доминирующего положения следует учитывать все критерии, имеющие значение, в том числе реальный объем и конкретные возможности хозяйствующего субъекта в своем муниципальном округе.

Для квалификации данного правонарушения надо установить злоупотребление в соответствии с признаками, содержащимися в Законе о защите конкуренции. Закон называет примерный перечень таких злоупотреблений: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.

Второй состав - соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и т.д.

Речь идет о соглашениях (или согласованных действиях) на горизонтальном уровне. Они заключаются между конкурентами, действующими на рынке одного и того же товара.

Запрещенной является еще одна группа проявлений монополистической деятельности. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а именно: согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Она признается недопустимой, если приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Закон о защите конкуренции также определяет иные негативные факторы, которые могут повлиять на конкуренцию, а значит, на нормальное функционирование рынка, - это индивидуальные действия (бездействия), а также соглашения органов власти, ограничивающие, устраняющие и не допускающие конкуренцию. Они также являются противозаконными, но не относятся к составам монополистической деятельности в отличие от ранее действовавшего законодательства (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). К подобным правонарушениям относятся: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, и др.

  • См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября2011 г. № 4267/11 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 4.
  • См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениемарбитражными судами антимонопольного законодательства» // СПС «Гарант».


 

Возможно, будет полезно почитать: