Сообщение о храме св софии. Мечеть айя софия - собор святой софии фото история храма

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 1 565

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей


Император Александр


Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст


Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)






: 41°00?31 с. ш. 28°58?48 в. д. / 41.00861° с. ш. 28.98000° в. д. / 41.00861; 28.98000 (G) (O) (Я)

Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. ?, полностью: ?; тур. Ayasofya) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Первые постройки

Фрагменты базилики Феодосия

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Юстинианова базилика

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора:

Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви.

Строительство Святой Софии(миниатюра из хроники Константина Манассии)

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

История собора периода Византийской империи

Внутренний вид сводов собора

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:

пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.

Хронография Феофана, год 6051 / 551

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

Центральный вид северного нефа в 1852 году

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников - парусов - которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше - громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Вероятность этого допускает А. Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику с изображением Богородицы:

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы - все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью.

Не менее высоко им оценена мозаика с архангелом Гавриилом, он считает, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Иоанн Златоуст

Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Н. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает:

Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, еще лишенные характерной для позднейших мозаик сухости и заостренности, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельченности. Розоватого тона лица обработаны зелеными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.

Входная мозаика нарфика

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом

В правление императора Льва VI (886-912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».

Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам.

Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу:

По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.

Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол.

Портрет императора Александра

Император Александр

На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую - держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору». На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемых периодом Юстиниана I.

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики была непокрыта подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.

Мозаику отличает попытка передать пространство - плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

Исламские элементы архитектуры и убранства

Минбар, откуда имам читает проповеди

Рунические надписи

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии Основная статья: Рунические надписи в соборе Святой Софии

Рунические надписи в соборе Святой Софии - надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.

Кампания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии - «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия - чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

Варварские племена приближались к границам империи, угрожая захватом римских земель. Уже в IV веке перед Римом встала угроза оккупации, тысячелетний город мог быть разрушен и разграблен.

Из-за такого положения дел, новые императоры не строили резиденции в Риме, предпочитая более спокойные и стратегически важные регионы.

Император Константин не стал исключением, но в отличие от других императоров, он решил построить новую столицу, тем самым ознаменовав новый период.

Столицей новой империи, стал греческий город Византий, расположенный на побережье Босфора. Архитекторы задумывали расширить его, за счёт перестройки ипподрома, постройки дворцов и церквей. Вокруг Византии выстроились неприступные стены, обеспечивающие защиту города от вторжений. В 330 году, по поручению Константина Великого, город становится официальной столицей Римской империи.

Главный храм Византийской империи

Построенный в VI веке лучшими зодчими, храм святой Софии в Византии стал настоящим магнитом для христиан. Архитектура долгое время была эталонной и использовалась как пример при построении других христианских соборов в Европе.

Подобные святыни выстраивались и на Руси. Для этого русские князья приглашали византийских зодчих, потому что собственной практики постройки попросту не было. Все храмы в древней Руси строились из дерева и не отличались особой помпезностью. С приходом константинопольских зодчих, все изменилось и первый каменный храм возвели в Киеве. Историки дотируют начала строительства на 989 года. Если верить летописям, то конец строительства пришёл на 996 год.

Первое разрушение

София Константинопольская пережила не одно разрушение. Так, во время правления Юстиниана первого, Византийская империя достигла наибольшего могущества. Успешные военные походы увеличивали популярность императора у военных и снижали у народа, ведь для ведения войны требовались большие средства, которых в казне не было. Из-за этого император решает повысить налоговое бремя для своих граждан.

Повышение налогов вызвало реакцию народа, в Константинополе началось восстание «Ника». Юстиниану удалось подавить восстание, но оно разрушилось большую часть города, в том числе и Софийский собор. И он решает заняться восстановлением храма, который бы своей красотой и великолепием превзошёл прошлый.

Строительство нового Софийского собора

Для этого он собирает со всех уголков Византии рабочих. Во главе работников ставит умельцев - Анфимию Тралльсково и Исиолра Милетского . Планировалось построить самое уникальное здание во всей Византии и масштабы были колоссальными, на плечи зодчих легла тяжёлая задача. Архитектурное великолепие было представлено спустя пять лет, упорного труда рабочих.

В отделке храма использовались передовые материалы. Возведением византийского чуда света, обошлось казне в приличную сумму, примерно три годовых бюджета всей империи. Дороговизна храма обусловлена его уникальными составляющими. Стены в храме украшались драгоценными камнями, фрески покрывались золотом и серебром .

Второе разрушение

Крестовых поход за прибылью в 1204 году привёл католических солдат в Софийский собор в Константинополе. Накопленные за полвека богатства были разграблены крестоносцами . Они не гнушались воровать из стен драгоценные камни. Вековые фрески были разрушены, ведь крестоносцы обдирали со стен золото. Бесценные иконы были осквернены и уничтожены. Сам христианский собор был превращён в католический.

Несмотря на бесчинства крестоносцев, Софийский собор по-прежнему был произведением искусства и продолжал работу, как христианский храм, до завоевания Мехметом I.

Мечеть Айя-Софья

В 1453 году, софийский собор оправдал вложения, из-за его потрясающей красоты, султан Мехмет I. принимает решение не разрушать его, а даёт указание перестроить в мусульманский храм Айя - София . Крест с куполов сняли в первые дни и заменили на полумесяц.

Все фрески замазали побелкой и уничтожили христианские украшения. Для придания храму мусульманского вида, вокруг него выстроили четыре минарета. В дальнейшем храм был главной мечетью в Стамбуле. Дополнительно служил в качестве усыпальницы для османских императоров.

Из мечети в музей

В 1935 году президент Турции издал декрет, по которому Софийский собор стал музеем. Несмотря на это, многие христианские движения хотят вернуть ему былую славу и вновь превратить его в свое пристанище. После издания декрета, на работу по восстановлению храма, были приглашены профессиональные реставраторы. Перед которыми стояла трудная задача - восстановить великолепные мозаики и фрески.

Расположение Софийского собора

Собор располагается на территории Турции, в Стамбуле. Рядом с ним располагаются величайшие архитектурные строения, к примеру:

  • Голубая мечеть.
  • Базилика цистерна.
  • Топканы.

Добраться до храма можно с помощью:

  • Трамвая Эминеню-Зейтинбурну, Султанахмет-Фатих.
  • Автобуса, курсирующего туда же, что и трамвай.

С 15 апреля до 1 октября музей работает с 9 часов утра до 7 часов вечера, а с 1 октября по 15 апреля с 9 до 5 часов. В понедельник не получиться посетить храм, также в праздники режим его работы меняется. Дети туристов до 12 лет, имеет право бесплатного посещения. Цена за один билет почти достигает 8 $.

Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот
.

О. Мандельштам, 1912

Собор Святой Софии в Константинополе ­– чудо инженерной мысли и строительного искусства, величайшее творение золотого века Византии. Одно из самых крупных сохранившихся сооружений византийской зодчества до сих пор поражает воображение грандиозностью замысла и блистательностью его исполнения. Являясь на протяжении тысячи лет важнейшей святыней христианского мира, а потом, в течение последующих пятисот лет, – мусульманского, этот храм превратился в настоящую историческую энциклопедию, в свидетельство многовековых духовных исканий человечества.

Снаружи

Святая София Константинопольская, внутри

Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Αγία Σοφία ), была заложена в городе на берегах пролива Босфор еще при Константине Великом в 324–327 годах. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии» . По всей видимости, достраивал базилику уже сын Константина Констанций II во время своего правления в 340–350-е годы. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля » . Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia », что в переводе с латинского означает «Большая церковь» .

Наречение собора в честь Святой Софии следует понимать, как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову. В эпоху раннего христианства представление о Софии – Премудрости Божией сближается с образом Иисуса как воплощенного Слова Божьего. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь Богочеловеком Иисусом Христом: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1:14). В христианском догмате о Троице Логос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Он вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым сотворил видимый и невидимый мир и является промыслителем и освятителем всего мира. Премудрость или София (от греч. «Σοφία» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Бог от вечности знает все Свои действия и результаты этих действий, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1 Кор. 1:30).

В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Император Феодосий II в 415 году повелел построить на том же самом месте, рядом с императорским дворцом новую базилику. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника» . По отдельным фрагментам, найденным в результате археологических раскопок в 1936 году, можно судить лишь об огромных размерах, которые имела базилика Феодосия II, и о ее великолепном резном убранстве. По всей видимости, это было грандиозное пятинефное сооружение с двухъярусными галереями и деревянным перекрытием .

Фасад базилики Феодосия II. 415. Реконструкция

От него сохранились лишь части колонн, отдельные капители, сегменты арок, детали потолков, а также часть фриза с барельефом, на котором изображены двенадцать агнцев, символизирующих двенадцать апостолов. Эти ценные находки представлены в настоящее время в археологической зоне музея Айя-София.

Слева — капитель, справа — колонна базилики Феодосия II. 415 год. Константинополь

Фриз с изображением агнцев. Базилика эпохи Феодосия II. 415 год. Константинополь

На месте сгоревшего храма Юстиниан I в 532–537 годах возводит новую Софию. Для реализации своего амбициозного замысла по созданию грандиозного, доселе невиданного храма, византийский император приглашает лучших архитекторов своего времени – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского . Это были не просто строители, а выдающиеся ученые, инженеры, прославившиеся изысканиями в области математики и физики.

Вид на Константинополь в византийскую эпоху. Реконструкция

Карта центра Константинополя

На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея, из города Иераполь (Малая Азия), из Северной Африки. Из Рима в Константинополь, по легенде, привозят восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – колонны из зеленого мрамора . Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе, использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым .

Колонны из храма Артемиды в Эфесе

«Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному; одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый; а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником » , – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.

Собор Святой Софии, Константинополь. Византийская капитель

В украшении храма используются золото, слоновая кость, серебро, драгоценные камни. Собор поражал небывалым блеском и царской роскошью. «Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней (и мраморов)

Собор Святой Софии, Константинополь

Архиепископ Новгородский Антоний, побывав в Святой Софии Константинопольской до разграбления ее крестоносцами в 1204 году, в своей книге «Паломник» рассказывал о богатейшем убранстве храма, изобилующем золотом и серебром, в том числе упомянул о золотых лампадах, подвешенных к потолку, и об огромном золотом кресте в алтаре, украшенном драгоценными камнями и жемчугом .

Однако уникальным по воздействию на входящих в храм было не столько его убранство, сколько его необъятное пространство, над которым возносился на невероятную высоту гигантский купол. Залитый светом огромный храм вызывал ощущение грандиозности мироздания, созданного согласно великому Божественном замыслу. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию, испытали настоящий восторг от разворачивающейся под ее сводами литургии. «Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми » , – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью.

Святая София Константинопольская

Собор Святой Софии – блистательное инженерно-архитектурное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Грандиозная базилика, имевшая в плане длину 82 метра и ширину – 73 метра, сама по себе не являлась архитектурным новшеством. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Собор Святой Софии, спроектированный гениальными византийскими архитекторами эпохи Юстиниана, стал феерическим завершением этих поисков.

Собор Святой Софии в Константинополе. 532-537. Продольный разрез храма

Композиция храма совмещает в себе элементы трехнефной базилики и центрического купольного объема. Гигантский купол диаметром 31 метр перекрывает центральное пространство храма, возносясь на высоту 55 метров. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко » , – писал Прокопий Кесарийский.

В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, заложена принципиально новая концепция. Горизонтальное движение, характерное для продольной пространственной композиции первых христианских храмов, уступает здесь место направлению вертикальному. Купол становится безусловным центром композиции, вызывая зримые ассоциации с темой единения всех в Боге. Архитектура развивается сверху вниз, согласно теории Небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита . Купол соединяется с несущими конструкциями храма посредством сферических треугольников – парусов, знаменовавших собой удивительную архитектурную находку византийских зодчих, которая во многом определила дальнейшее развитие церковного строительства . В этом сооружении византийскими архитекторами был разработан и полностью осуществлен принцип распределения давления огромного купола при помощи системы полукуполов, арок, экседр, соединенных в единое целое. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. При этом распор его, как это хорошо видно на плане собора, гасится за счет малых полукуполов, которые полукругом обрамляют большие полусферы, а также за счет сводов боковых нефов.

План собора Святой Софии в Константинополе

Четыре подкупольные арки возносятся на огромную высоту, создавая ощущения парения купола. Эффект кажущейся невесомости усиливается за счет сорока арочных окон, прорезанных в его основании. Благодаря этой сплошной ленте окон создается впечатление, будто купол, вознесенный на головокружительную высоту, свободно парит над храмом.

Купол собора Святой Софии Константинопольской

К подкупольному пространству с востока и запада примыкают две огромные ниши с полусферическими перекрытиями. Восточная ниша в свою очередь имеет еще три ниши, средняя из которых выполняла роль апсиды.

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: alienordis.livejournal.com

Собор Святой Софии, Константинополь. Купол, паруса

Собор Святой Софии, Константинополь

Если в раннехристианских базиликах пространство четко делилось на отдельные пластические объемы, в Святой Софии постоянное перетекание пространства из сферы в полусферы, открывающиеся сквозные перспективы воплощали идею всеобъемлющего, единого однородного пространства. Неделимое пространство храма предполагало аналогичное единство всех верующих, как монолитного тела Христова.

Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Ритм криволинейных поверхностей, хитро замаскированные несущие опоры, ажурные колоннады аркад, огромное количество окон, прорезающих стены, хоры-галереи второго яруса – все создает впечатление иллюзорности оболочки, ограничивающей пространство, в котором, кажется, не действуют привычные физические законы. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.

Собор Святой Софии, Константинополь

Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын; потому что и Он той же сущности истинного света » . Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский разработали удивительную технологическую концепцию, в результате которой свет в архитектуре стал едва ли не важнейшим выразительным средством. Сплошная лента окон в нижней части купола и льющийся сквозь них свет создавали ощущение постоянно висящего под куполом светящегося облака, как воплощения образа Божьего . В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме » , – отмечал Прокопий Кесарийский.

Купол собора Святой Софии Константинопольской. Фото 1959 г.

Ночью, по всей видимости, храм освещался огромным количеством светильников, многие из которых, согласно описанию Павла Силенциария, имели форму кораблей и деревьев. Освещенный храм, вероятно, давал такое зарево, что поэт образно сравнил его со знаменитым Фаросским маяком . Вот как он описывал это явление:

«Все здесь дышит красой, всему подивится немало
око твое; но поведать, каким светозарным сияньем
храм по ночам освещен, и слово бессильно. Ты скажешь:
Некий ночной Фаэтон сей блеск излил на святыню

«Этот блеск изгоняет всякий мрак из души, на него не только как на маяк,
но и в ожидании помощи от Господа Бога взирает моряк,
плывет ли он по Черному или по Эгейскому морю » .

Святая София Константинопольская

О декоративном убранстве храма времени Юстиниана и его преемника Юстина II можно судить лишь по косвенным данным. По мнению многих исследователей, в том числе известного русского византиниста В. Н. Лазарева, Святая София была украшена мозаиками, которые носили в основном догматический иконный характер . Однако это наследие VI века было полностью уничтожено в иконоборческий период (VIII – начало IX века). Сохранились лишь некоторые мозаичные фрагменты с элементами растительного орнамента.

В куполе Святой Софии первоначально находилось огромное изображение креста . Однако и эта мозаика не дошла до нашего времени, поскольку в 989 году в результате сильного землетрясения рухнул купол, построенный зодчими эпохи Юстиниана. Реставрация купольного перекрытия была произведена в 994 году под руководством армянского архитектора Трдата.

Важнейшим источником, по которому можно составить некоторое представление об отдельных элементах убранства Святой Софии, является поэма «Экфрасис храма Святой Софии» Павла Силенциария. Так, например, поэт дает красочное описание находившегося в соборе тканного изображения Иисуса Христа, представлявшего собой иконографический тип Пантократора:

«Золотистое сияние, блещущее лучами розовоперстой Эос,
отразил плащ на божественных членах,
а хитон пламенеет пурпуром от раковин тирских морских.
Он правое рамо покрывает прекрасною тканью.
А там покрывало соскользнуло с одежды,
и, прекрасное, ниспадая с плеча,
растекается плавно под левой рукой, открывая
часть ладони и локоть. И как будто сам Христос
протянул к нам десницу, Свое вечное слово являя.
В левой же держит Он книгу божественных слов,
Возвестившую миру все, что волей Своей защитительной
Заповедовал Сам Царь нам, на земле стопу утверждая.
Вся одежда Его золотистым сияньем сверкает,
Ибо тонкое золото всюду вплетено между нитей » .

Главным украшением Святой Софии была алтарная преграда, подробное описание которой мы находим у того же Павла Силенциария . Поэт отмечает, что на архитраве в медальонах были изображены Христос, архангелы, Святая Мария, апостолы и пророки, причем Христос в композиции занимал центральное положение. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Но из его свидетельства о том, что колонны алтарной преграды были обложены серебром, можно сделать предположение, что и изображения были тоже вычеканены из серебра. Эта композиция, занимавшая центральное и самое почетное место в храме, и воплощавшая идею заступничества, представляла собой не что иное, как Деисус. По мнению В. Н. Лазарева, архитрав алтарной преграды Святой Софии стал прообразом всех будущих иконостасов .

Алтарная преграда и амвон собора Святой Софии в Константинополе, реконструкция. Из кн. В.Н.Лазарев. Византийская живопись, 1971

Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Византийская Церковь отныне начинает претендовать на вселенское значение, Константинополь становится культурным и художественным центром, влияние которого распространяется на огромные территории. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Мозаики Святой Софии после иконоборческого периода представляют собой ярчайшие образцы классического византийского стиля, относящиеся к монументальному искусству разных эпох, включающих эпохи Македонской династии, династии Комнинов и династии Палеологов.

Мадонна с младенцем на троне. Мозаика в апсиде. 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Архангел Гавриил, мозаика свода вимы, 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Эти образы В. Н. Лазарев считал одними из самых прекрасных в византийском монументальном искусстве . Их действительно отличают утонченная красота и высочайшее мастерство технического исполнения. В них четко прослеживается связь с античными традициями. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Эффектный разворот ее фигуры и перспективно уходящий в глубину трон создают ощущение присутствия Богоматери в реальном пространстве храма. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Ритм движения скульптурно сформированных складок его одежд подчеркивают объем и пластическую форму фигуры. Античные реминисценции прочитываются и в тональной моделировке, превращающей мозаики в настоящие живописные образы. Тончайшие переходы цвета, отсутствие жестких линий и контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной чувственный характер. Но в то же время эти образы идеальной антропоморфной красоты наделены необыкновенным чувством одухотворенности. Большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии и неуязвимой самодостаточности образов прочитывается отстраненность от мира земных измерений.

В 878 году в северном тимпане собора появляются мозаики с изображением шестнадцати пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранилось лишь несколько образов, среди которых образы Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Игнатия Богоносца.

Святые Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец. 878 г. Мозаики в северном тимпане собора Святой Софии, Константинополь. Фото Р.В. Новиков

Иоанн Златоуст. Мозаика. 878 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Стиль этих мозаик тяготеет к спиритуализации формы и к большей абстрактности. Фронтальные, столпообразные фигуры святых кажутся словно пригвожденными к золотому фону. Усиливается ощущение плоскостности, что подчеркивается четко очерченным контуром. Формы утрачивают материальную тяжеловесность и объем. Лица приобретают строгий аскетический характер. А отдельные символические элементы преднамеренно увеличиваются в размерах: большие кресты на омофорах святителей, длани десниц.

В люнете над центральным входом в собор – необычная композиция с изображением императора Льва VI перед Иисусом Христом, датируемая периодом между 886 и 912 годами.

Император Лев VI перед Христом. 886-912. Мозаика над входом в храм. Собор Святой Софии, Константинополь

Христос в образе Пантократора торжественно восседает на троне с открытым Евангелием в руке, вещая Слово Божие. Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса. Лев VI изображен слева от Иисуса в позе глубокого поклона проскинесиса , с протянутыми к Спасителю руками. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Согласно этому документу, византийский император, встречаемый патриархом в нартексе Святой Софии, трижды падал ниц перед входом в храм и лишь потом переступал порог собора . В целом композицию можно рассматривать как сцену поклонения земного владыки Небесному Царю, который является воплощением Премудрости Божией, и одновременно как сцену молитвы о заступничестве, обращенной к Божьей Матери и Небесным Силам.

Заказывая мозаики с изображением сцен поклонения, а также вотивные мозаики со сценами принесения даров, византийские императоры тем самым обозначали свой статус в сакральном пространстве церкви и подчеркивали главенство духовной власти над светской. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида . Все подчиненные византийского государства, согласно этой концепции, – лишь исполнители Божьей воли. И император в данном случае не является исключением.

На вотивной мозаике, датируемой 950 годом и расположенной в люнете над дверью, ведущей из южного вестибюля в нартекс собора, изображены Богоматерь с младенцем на троне и императоры Константин и Юстиниан, подносящие в дар Царице Небесной град Константинополь и собор Святой Софии.

Императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью. 950 г. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью. 950 год. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Это уникальное произведение, где два великих императора Константин и Юстиниан представлены в пространстве одной композиции. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Исторические персонажи определяются по дарам, которые они держат в руках, и надписям, обозначающим их имена. При всей символичности и иероглифичности эта мозаика отличается неожиданной пространственностью композиционного построения. Трон, на котором восседает Богоматерь, и его подножие представлены в ракурсе. Земля изображена с тональными переходами от светло-зеленого к темно-зеленому цвету, что еще более подчеркивает глубину пространства. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле.

К позднему периоду Македонского ренессанса относится другая мозаичная вотивная композиция южной галереи Святой Софии, датируемая 1044–1055 годами, – изображение императора Константина IX Мономаха и императрицы Зои Порфирородной, предстоящих перед Иисусом Христом.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. XI век. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Слева — император Константин IX Мономах. Справа —
императрица Зоя. Деталь мозаики. XI век. Собор Святой Софии, Константинополь

Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой. Константин Мономах держит в руках мешочек с золотом, а его супруга – грамоту с перечислением даров. Они облачены в роскошные, усыпанные драгоценными камнями одеяния, а их головы увенчаны богато украшенными коронами. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Перед нами, по сути, условные образы прекрасноликой, вечно юной императрицы и мужественного императора, которые застыли на веки веков в позе предстояния перед восседающим на престоле Спасителем.

Подобная композиция повторяется в еще одной вотивной мозаике южной галереи Святой Софии, которая уже относится к периоду династии Комнинов, датируется 1118 годом и изображает Иоанна II Комнина с супругой Ириной перед Богоматерью.

Иоанн II Комнин и его супруга Ирина перед Богоматерью. 1118 год. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Строгая симметричная композиция, четко выверенные интервалы между фигурами, фронтальность и плоскостность, отличающие эту мозаику, еще более подчеркивают символичность изображенной сцены. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Однако это уже не отвлеченные условные образы. В лицах не только отражаются индивидуальные портретные черты комниновского типа: длинный тонкий нос, узкие глаза, архитектурные, четко очерченные брови, маленький рот. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.

Богоматерь с младенцем. Деталь мозаики Иоанн II Комнин и его супруга Ирина перед Богоматерью. 1118 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Безусловный шедевр собора Святой Софии – Деисус из южной галереи.

Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Во второй половине XIII века в Константинополе родилось утонченное, рафинированное искусство, которое почти не имеет аналогов, и которое удивительным образом соединило глубокую христианскую философию с традициями античного искусства. Главным художественно выразительным средством мозаики Деисус из Святой Софии является цвет. Благодаря тончайшим тональным переходам колористическая гамма приобретает необычайную мягкость и естественность.

Деисус. 1261. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Лик Иисуса Христа, выложенный мельчайшими кубиками смальты с чередованием темных и светлых оттенков, кажется живым, трепетным, светящимся изнутри. Это мерцающее внутреннее сияние в сочетании с ощущением воплощенной живой плоти передает суть слияния божественной природы с природой человеческой. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Его божественная сущность и удаленность от земного мира подчеркиваются самым мистическим в византийской живописи созвучием цветов – темно-синего цвета Его гиматия и золота хитона.

Иисус Христос. Деталь мозаики Деисус. 1261 год. Собор Святой Софии, Константинополь

В образах Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в молитве заступничества перед Иисусом, отразились разные оттенки психологического состояния. Лик Марии исполнен нежной трогательной любви и смирения. В лике же Иоанна Предтечи, изборожденном морщинами, отпечатались следы духовных исканий и тяжелых внутренних борений.

Слева — Богоматерь. Справа — Иоанн Креститель. Деталь мозаики Деисус. 1261. Собор Святой Софии, Константинополь. Фото С. Н. Липатовой

Деисус собора Святой Софии – выдающееся произведение византийского искусства, в котором соединились высокое классическое благородство с лирической мягкостью, ощущение надмирности с удивительно живой камерной интонацией.

Деисус. 1261 год. Мозаика. Собор Святой Софии. Константинополь. Фото С. Н. Липатовой

В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. Падение Константинополя ознаменовало собой конец Византийской империи. Османский султан Мехмед II, торжественно войдя в столицу Восточной Римской империи 30 мая 1453 года и переступив порог собора Святой Софии, был настолько поражен красотой и совершенством этого сооружения, что повелел сохранить его и переделать в мечеть. Так закончилась христианская история главной святыни Константинополя.

Константинополь. Карта. XVI век. Георг Браун, Франц Хогенберг. Изображение: www.raremaps.com

Михраб, который должен был указывать направление на Мекку, разместили в юго-восточном углу сооружения. Мозаики с христианской тематикой были заделаны штукатуркой. В XVI веке вокруг Софии выросли минареты, а в интерьере появился мраморный резной минбар. Во второй половине XVI века для укрепления здания, в связи с угрозой нового обрушения купола, были пристроены грубые тяжеловесные контрфорсы, которые, к сожалению, навсегда изменили внешний облик шедевра византийского зодчества VI столетия.

Святая София Константинопольская

Михраб. XIX век. Айя-София

В середине XIX века потребовалась срочная реставрация мечети. Реставрационные работы были осуществлены в 1847–1849 годах под руководством итальянского архитектора Гаспара Фоссати, служившего при русском посольстве в Константинополе. Гаспар Фоссати не только блестяще справился с поставленной задачей, но и выполнил в 1853 году целую серию рисунков с изображением Айя-Софии, которые могут служить историческим документом своей эпохи.

Гаспар Фоссати. Айя-София. Цветная литография. 1852. Из альбома Айя-София в Константинополе. Библиотека Конгресса США

Во время реставрационных работ в Айя-Софии появились гигантские круглые медальоны диаметром в 7,5 метров с надписями, обозначающими имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырех первых халифов. Выполненные известным мастером Казаскер Мустафа Иззет Эфенди, они считаются самыми крупными по размеру произведениями искусства исламской каллиграфии.

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: alienordis.livejournal.com

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка – основателя современного турецкого государства, первого президента Турецкой республики, Айя-София стала музеем. С мозаик были сняты слои штукатурок, и спустя пятьсот лет лики Христа, Богоматери и святых снова были явлены миру. Отныне они живут вместе с символами исламской культуры в одном пространстве. Так, спустя столетия Константинопольская Айя-София – грандиозное творение византийского зодчества – объединила под своим куполом две величайшие мировые религии.

Богоматерь в апсиде, мозаика. 867 г. Собор Святой Софии, Константинополь

Минбар. Конец XVI века. Айя-София. Фото: pollydelly.livejournal.com

Собор Святой Софии в Константинополе стал наиболее совершенным воплощением идеалов византийского христианского миропонимания и по-новому осознанной идеи Церкви как вселенской литургии, а храма – как образа мироздания. «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным, – свидетельствовал в VI веке Прокопий Кесарийский. – В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом » .

Святая София Константинопольская

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

Это произведение занимает исключительное положение не только в истории мирового искусства, но и в истории всех духовных исканий человечества. В нем отразилось в полной мере свойственное для ранней византийской архитектуры стремление воплотить в камне ускользающую красоту таинственного, непостижимого мира, созданного Божественной Премудростью. Святая София Константинопольская стала отправной точкой для дальнейшего развития церковного зодчества и явилась прообразом многих впоследствии созданных храмов. При этом она все же осталась уникальным явлением по заложенному в ней пафосу грандиозности и по воплощенной в ней идее космичности. Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции. Но все они, как правило, ведут свое происхождение от Софии Константинопольской, в которой впервые огромная базилика получила гигантское купольное завершение.



 

Возможно, будет полезно почитать: