Свой бизнес: изготовление карет. Как построить карету своими руками? Как найти клиентов на изготовление карет? Старинные кареты

В седую старину первыми способами езды и перевозок на лошадях кроме верховой были волокуши из двух длинных жердей или верхушек молодых деревьев, притороченных с двух сторон к хомуту или седельному перехвату и соединенных между собой гибкими ременными или жесткими деревянными связками. Известно, что на Руси, даже после изобретения колеса, долгое время наиболее предпочитаемым был способ езды в санях. Сохранившиеся до наших дней сани-розвальни все еще напоминают такие волокуши, только у них появились отдельные самостоятельные полозья, передняя поперечина-«грядка» и столбики-копылья, которые соединяют между собой полозья с верхними слегами, ограничивающими рабочее пространство саней. В древнерусских летописях, а также в путевых заметках иностранцев, путешествующих по Руси, отмечается, что в среде высоких иерархов церкви езда в санях или санных возках даже летом, а также при погребальных и свадебных церемониях почиталась более статусной, чем на колесах. Да и при езде по сырому и болотистому бездорожью или мелколесью такой способ передвижения представлял немалые преимущества в сравнении с ездой на колесных экипажах. Первые возки для перевозки людей представляли собой короб на двух длинных полозьях, загнутых спереди, а иногда и сзади, не имеющий ни окон, ни дверей, ни отдельного места для кучера — облучка. Пассажиры залезали в них через переднее или боковое отверстие, закрывавшееся пологом. При езде зимой обязательными средствами утепления были суконные, а чаще меховые полости, закрывающие ноги, а иногда и все тело до глаз. Однако уже у дорожных саней Петра Великого появляются некоторые «удобства» в виде облучка для кучера, дорожного сундука, который крепился сзади, и слюдяных окошек с переплетами.

Легко можно себе представить удобство и маневренность таких саней. Если в широкой степи радиус их поворота ничем не ограничивался, то на городской улице или на кривой лесной дорожке повернуть их было сложно и требовало много сил, времени, умения управляться с лошадьми.

Первые конные экипажи, в особенности предназначенные для длительных переездов, такие, как колымаги, рыдваны или дормезы (пригодные для сна в пути), из-за длины и многоконной запряжки (попарно четвериком или шестериком) отличались крайней неповоротливостью, и на узких, кривых городских улицах для поворота приходилось их заднюю часть заносить на руках в сторону, противоположную направлению поворота. Вот почему особенно ценились дюжие гайдуки на запятках, которые чаще нужны были не столько для охраны, сколько как тягловая сила при вытаскивании застрявшей в пути кареты. Они же в случае необходимости брались за деревянные спицы громадных колес и проворачивали их, чтобы вытащить экипаж из рытвин или грязи.

Необходимость вписываться в сложные повороты привела к созданию устройства для поворота по меньшему радиусу, для чего в Европе на санях стали применять небольшие отдельные передние полозья длиной в четверть основных, которые можно было поворачивать вокруг передней оси или отдельного круга независимо от основных. Позже такое приспособление было перенесено на кареты, у которых для облегчения поворота стали применяться передние колеса меньшего диаметра, чем задние, и которые могли поворачиваться независимо от самого экипажа на устройстве, несколько похожем на передний мост современного автомобиля.

Особого разговора достойны устройства амортизации. При езде по грунтовым дорогам, а затем и по торцовым (когда срезанные поперек ствола отрезки дерева вкапывали в полотно дороги вплотную один к другому и примерно на одном уровне) или брусчатым мостовым тряска была неимоверной. Для ее снижения поначалу придумали крепить кузов кареты не напрямую к колесам или полозьям, а подвешивать его либо на прочных ремнях, которые принимали на себя и гасили нежелательные колебания кузова, либо на цепях. Понятно, что такие ремни при езде то намокали, то сохли, а без смазки быстро теряли эластичные свойства и лопались. Поэтому желательно было иметь комплект таких ремней на замену лопнувших. Затем были изобретены амортизаторы кузнечной работы, представлявшие собой спирали или пружины, работавшие благодаря упругим свойствам металла, которые часто сочетались с ременными же подвесами. Много позднее появились рессорные амортизаторы, состоящие из набора пружинных листов и близкие по конструкции к современным автомобильным. К техническим новинкам можно отнести и тормозные устройства, необходимые при быстрой «разгонистой» езде, когда от скорой остановки экипажа зависели здоровье и жизнь пассажиров. В качестве таких устройств применялись те же тормозные накладки («башмаки») на колеса, которые используются и по сию пору, только они переместились с внешнего обода колеса сначала на внутреннюю поверхность колесного диска, а затем и на специальные тормозные диски, жестко связанные с осью колеса.

Существовала громадная разница как между особыми коронационными каретами, так и используемыми в повседневном дворцовом обиходе, а также между экипажами знатных седоков и теми средствами передвижения, которыми пользовались прочие обыватели. Разница состояла не только в способах украшения и отделки, но и в том, какие технические новинки и как скоро начинали в них применяться. Как правило, вскоре после изобретения или усовершенствования того или иного экипажа они применялись в конных запряжках для перемещения членов двора, а несколько позднее — в повозках иных высокопоставленных седоков.

Уже с самых первых телег родилось разделение их плотницкого устройства на «ахтырские» или сбитые из досок в виде ящика и «плотяные», то есть построенные на основе использования рамной конструкции со вставными филенками. По мере повышения требований к прочности этих транспортных средств стали применять все более хитроумные соединения, зачастую с использованием металлических сквозных скреп. Металл для изготовления осей карет, телег и повозок пришел на смену быстро изнашивающимся от трения дубовым осям.

Колесники составляли совершенно особенную касту и считались почти аристократами среди мастеров каретного дела.

Есть косвенные сведения, что при поездке в 1787 г. императрицы Екатерины II во вновь обретенные Россией земли Тавриды ее поезд, состоявший из более сотни экипажей и громадного табуна из 600 подменных лошадей, в своем составе имел также походную кузнечную мастерскую с наковальнями, запасом инструмента, угля и железа, заранее прокованного в виде полос и прутков, а также мастера-столяра.

Построить крепкое и надежное колесо можно было только при умелом сочетании знаний и умения в нескольких вилах работы: токарной — для изготовления втулки и при обточке деревянной основы колеса, столярной — при создании спиц и обола, сложной и сбалансированной сборке ободьев воедино, когда требовалась врезка сегментов один в другой при помощи прямого шипа или «ласточкина хвоста», соединении спиц и деталей обода с втулкой, обтяжке ступицы с каждой стороны малыми стальными ободьями; кузнечной — при «ошиновке» — обтягивании обода железной шиной. В зависимости от размера колеса его обод собирался из шести, восьми иди двенадцати одинаковых сегментов. Столь же серьезно приходилось подходить и к построению колес для орудийных лафетов. Для легких колясок иногда использовали полностью железные колеса кузнечной работы, и только ближе к концу XIX в. на улицах и дорогах появились экипажи на «дутиках» — колесах с каучуковыми пневматическими шинами.

Как же были устроены самые первые токарные станки, которыми пользовались отечественные колесные мастера? Под потолком мастерской одним концом крепили горизонтальный гибкий и прочный шест. К свободному его концу привязывали длинный шнур, который оборачивали двумя или тремя оборотами установленную в центрах на станине втулку, а на нее набивали заготовку для ступицы. Под ногой у мастера-токаря на петлях крепилась особая подножка с педалью. При нажатии на нее шнур тянул ступицу, заставляя ее совершить два-три холостых оборота, а шест при этом сгибался и становился похожим на натянутый лук. При отпускании педали гибкий шест стремился выпрямиться и тянул шнур, заставляя ступицу совершить те же два или три оборота, но уже в обратном, рабочем направлении, во время которых мастер производил обточку, опирая длинный резец-стамеску о подручник на станине. Для полной обточки ступицы достаточно было примерно двадцати-тридцати таких рабочих циклов (см. рисунок внизу) .

При вращении колеса с деревянной втулкой по железной оси особую важность имели трение и взаимный износ этих двух деталей, поэтому приходилось обильно использовать смазку, в качестве которой применялись различные материалы, от дегтя до сала животных. При запряжке парой, четвериком или шестериком и в России, и в Европе использовалось дышло — длинный брус, часто обитый кожей или металлом, с рядом вбитых в него колец и крючьев, который на шарнире крепился к передку экипажа, что позволяло ему поворачиваться относительно кареты. К брусу гибкими связками присоединялись конские хомуты. Однако длина бруса, уже при запряжке в шесть лошадей имевшая длину до 9-10 м, ограничивала маневренность подобного экипажа, и запряжка с большим числом лошадей требовала мягкой или гибкой упряжи при помощи массы легких хомутов, постромок, вожжей и ремней.

Управление многоконной упряжкой, насчитывавшей до двенадцати лошадей или до шести пар цугом (голова задней — к хвосту передней лошади), — дело чрезвычайно сложное. Можете себе представить в руках одного кучера двенадцать пар вожжей, которыми надо управлять по-разному, передавая ими различные приказы каждой из лошадей в упряжке, и которые не должны перепутаться между собой, чтобы не мешать ходу упряжки, попадая под ноги лошадей. Для этих целей стали крепить на крупы лошадей специальные кольца на высоких стеблях, через которые пропускали ведущие к передним лошадям вожжи, что не позволяло им перепутаться. Кроме того, на одну из передних лошадей стали сажать наездника или форейтора, который непосредственно управлял направлением и скоростью хода. Обычно, чтобы не перегружать лошадей, в роли форейтора выступал мальчик или человек небольшого роста и массы. Профессия была необычайно опасной, потому что при длительных поездках форейтор при однообразной и длительной езде от усталости мог заснуть и свалиться под копыта лошадей. Во время коронационных торжеств езда в соответствии с церемониалом была довольно медленной, потому вместо кучера по бокам поезда следовали скороходы, которые должны были обеспечивать должную торжественность, трубить в рог, а кучера шли рядом с передними лошадьми, ведя их на поводу. События бурного XX в. сильно изменили облик как Европы, так и России, но если обратиться к предреволюционной истории российского императорского дома Романовых, близких им по крови британских Виндзоров, а также нынешних монарших дворов Швеции, Норвегии, Бельгии, Дании, Испании, Нидерландов, Монако, Лихтенштейна, Люксембурга и Святого Престола (Ватикана), можно видеть примерно однотипные традиции, схожие способы поддержания престижа верховной власти, утверждения ее «божественного происхождения».

Подданные блюдут и хранят свойственный только этим странам образ правления, тогда как сами члены монарших фамилий и их окружение сохраняют многообразные внешние признаки их власти, вместе со сложной сопровождающей их символикой и атрибутикой. Среди атрибутов демонстрации власти, богатства и влияния находятся парадные «выезды» — экипажи для торжественных церемоний, связанные с необходимостью перемещения их высоких владельцев.

Разумеется, даже наиболее приверженные традициям монаршие дворы сегодня часто пользуются современными элитными автомобилями, однако в ряде торжественных церемоний предпочтение отдается все же роскошным конным выездам, что придает им совершенно особый статус, подчеркивая тем самым их почтенный возраст, неизменность, устойчивость и преемственность традиций, которые трактуются при этом как черты, относящиеся уже к стабильности самой монархии. Основная масса придворных конных экипажей России, почти 100 лет назад утратившей монархический способ правления, сохранилась в двух коллекциях: московской Оружейной палаты (17 единиц) и петербургского Эрмитажа (около 40 единиц), где они распределены главным образом по историческим периодам. Частично это экипажи, ввезенные из-за границы, но известно, что уже с XVII в. на месте современной Оружейной палаты располагались мастерские Конюшенного приказа со своими мастерскими, в составе которого еще за столетие до этого числились три палаты — «седельная, санная и возковая», а в Мещанской слободе селились каретные мастера из тогдашних западных провинций Руси: Орши, Могилева, Витебска, Полоцка и Смоленска. С 1640-х гг. наряду с иностранными образцами в дворцовом обиходе все чаще появляются экипажи российской работы, правда, поначалу сохраняющие следы влияния западных традиций.

Самым старым образцом дворцового выезда из московского собрания является колымага английской работы, подаренная в 1604 г. королем Яковом I царю Борису Годунову. Эту колымагу отличает отсутствие окон и дверей, замененных отверстиями с бархатными пологами, а также рессор, козел, запяток и поворотного устройства. Кузов крепится на ремнях, игравших роль амортизаторов. Передняя и задняя стороны кузова украшены многофигурными батальными сценами, исполненными в технике крашеного и золоченого резного рельефа из дуба, тогда как его боковины представляют собой роспись с живописными пейзажами и сценами охоты. Передок кареты несет на себе обильную резную золоченую скульптуру в виде аллегорических фигур, так же как и тонко прокованные детали из позолоченного железа. Очевидно, что эта колымага послужила прототипом при создании некоторых российских экипажей.

В подтверждение того, что и свои, московские мастера уже в XVII в. работали не хуже заморских, там же выставлена большая четырехместная колымага, изготовленная в мастерских Конюшенного приказа Кремля в 1640-х гг. и принадлежавшая боярину Никите Романову. Она тоже лишена тех же деталей, что и колымага Бориса Годунова, но уже имеет слюдяные оконца и низкие дверцы со стеклами. Отделка слюдяных окошек выполнена в виде звездочек и двуглавых орлов, а дверец и кузова — в виде узора из квадратиков из медных золоченых гвоздиков с широкими шляпками. Передняя и задняя стенки кузова декорированы накладками с растительным орнаментом из просечного позолоченного железа. Еще одним украшением коллекции Оружейной Палаты, куда она попала из Петербурга, можно назвать двухместную, полностью покрытую позолотой карету императрицы Елизаветы Петровны венской работы. Карета имеет три окна зеркального стекла (два по бокам и одно спереди), обрамленных крупной рельефной резьбой, как и весь ее кузов, а также спицы и втулки колес. Верх поворотного круга под облучком и пространство над задними колесами богато декорированы резными раковинами, завитками и круглой скульптурой полного профиля, а на дверцах имеются барочные барельефные изображения со щитами и воинскими доспехами. На крыше кареты помешаются декоративные резные вазы и медная корона с растительным орнаментом. Первый в России Придворно-конюшенный музей был основан в Петербурге Александром II в 1860 г. Его основу составило собрание действующих карет и экипажей, обслуживавших императорскую фамилию. Среди прочих экспонатов сохранилось несколько портшезов — средств передвижения, не слишком характерных для России, однако бывших необходимыми в особых случаях. Так, он был нужен для супруги Александра II — императрицы Марии Александровны, отличавшейся слабым здоровьем. Портшез представляет собой небольшую кабинку размером с телефонную будку с сиденьем внутри, которую на особых вставляемых в днище шестах на руках несли носильщики-скороходы. К моменту основания музей насчитывал 24 различные кареты, а в лучшие времена в его собрании состояли до 40 карет и экипажей. К коронации Александра II было специально заказано 10 одинаковых карет для членов императорской семьи и придворных самого высокого ранга.

С момента основания музея в его коллекции хранится небольшая легкая коляска, специально построенная для детей Александра II. Она представляет собой небольшой экипаж скромной темной окраски, лишенный каких-либо излишеств или украшений, рассчитанный на двух или на четырех пассажиров возраста не более 10 лет. Самой удивительной чертой этого экипажа является прекрасная кузнечная работа, исполненная рукой выдающегося мастера. Какие именно дети императора пользовались этой коляской, неизвестно, поскольку только в браке Александра II с Марией Федоровной родилось восемь детей (старшая Александра умерла в возрасте 8 лет), а от связи с княжной Долгоруковой Александр II имел еще четверых детей. Не исключено, что все они пользовались этой коляской в определенном возрасте.

Среди множества карет имеется подарок Екатерине II от П. И. Бецкого (внебрачного сына генерал-фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого) — легкая крытая прогулочная карета «vis-a-vis», в которой двое пассажиров сидели не рядом, бок-о-бок, а лицом один к другому. Самый знаменитый экземпляр всей коллекции — большая коронационная карета, впервые использованная при коронации императрицы Екатерины I и специально заказанная для этой цели Петром Великим в Париже на мануфактуре гобеленов и шпалер (тканых безворсовых ковров со сложным тематическим рисунком). Благодаря хорошей сохранности и надлежащему уходу она использовалась в качестве основной при коронации и Павла I, и Екатерины II, а также при коронационных торжествах всех последующих российских императоров вплоть до последнего — Николая II.

Карета выделяется среди прочих богатыми резными украшениями из позолоченного дерева, отделкой «рытым» (узорчатым) бархатом, бахромой и кистями с вплетенными «золотными» нитями, наличием высокого облучка для двух кучеров и места для двух грумов на запятках, а также сложнейшей конструкцией самого современного по тому времени устройства — поворотного механизма и винтового тормозного устройства. Отделка кареты имеет украшения в виде деревянной резной позолоченной скульптуры с аллегорическими фигурами.

Надо сказать, что скульптура подобного рода была довольно уязвимой, поскольку при езде по неровной поверхности она подвергалась разнонаправленным механическим воздействиям, изменениям влажности и температуры, поэтому такую скульптуру предпочитали монтировать на относительно высоком, отдаленном от полотна дороги месте и крепить на максимально стабильном основании.

Как рассказывает директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, именно одна эта карета во время Второй Мировой войны пострадала от прямого попадания артиллерийского снаряда в здание хранилища. До самой перестройки денег на ее реставрацию не было, и только около 1990 г. в городе Мемфисе, США, группой инициативных людей были собраны необходимые для этого средства. Условием финансирования реставрационных работ был показ этой кареты после реставрации в данном городе; затем она неоднократно вывозилась в другие города Америки и Европы.

Эта и другие кареты из собрания Эрмитажа неоднократно выставлялись за рубежом, обходя при этом те страны, у которых имелись собственные богатые коллекции придворных экипажей. К их числу относится и самое знаменитое и наиболее полное собрание в Лиссабоне (Португалия). Даже будучи самым ярым патриотом, невозможно не признать первенство этой имперской коллекции как по подбору образцов, которых, если верить свидетельствам посетителей, насчитывается несколько сотен, так и по красоте, роскоши и богатству их отделки.

Все старинные экипажи, которые были призваны обслуживать коронованных особ, отличались чрезвычайно высоким уровнем технического замысла и исполнения, привлечением самых передовых по тем временам конструкций и технологий. В их создании принимали участие мастера разных профессий, среди которых первыми и главными были две — кузнецы и столяры, а также колесники, архитекторы, скульпторы, литейщики, резчики по дереву, специалисты по наборному дереву — маркетри, живописцы, шорники, обойщики, работавшие с кожей и тканями, а зачастую и ювелиры. Так, коронационная карета шведского короля Карла XII (который был бит Петром Великим под Полтавой, а на ранее принадлежавших ему землях был основан Петербург) работы французского мастера Жана Берена (1696-1699 гг.) и декорированная маркетри Буля, представляла подлинный шедевр. Она вся, включая и панели пола, была украшена набором из латуни и панциря черепахи, что представляло немалые трудности при ее эксплуатации, а затем и при восстановлении.

С одной из знаменитых карет, созданной в 1793 г., принадлежавшей Екатерине II и принимавшей участие в коронации Николая II, связана еще одна любопытная история. Наш последний император заказал в 1897 г. придворному ювелиру Карлу Фаберже изготовить в честь годовщины коронации в подарок императрице Александре Федоровне пасхальное яйцо с миниатюрной копией этой кареты внутри. По счастью, оно сохранилось и дожило до наших дней, относительно недавно было приобретено В. Ф Вексельбергом. На некоторых зарубежных выставках это яйцо демонстрировалось вместе с оригиналом — самой каретой в полный размер. Пожалуй, самая печальная история связана с каретой из собрания Эрмитажа, так и не ставшей объектом восстановления, пострадавшей во время покушения на царя-освободителя Александра II на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге 1(13) марта 1881 г. Когда террорист Рысаков бросил бомбу под карету императора, бронированное днище уберегло царственного седока, но когда он вышел из кареты, чтобы поинтересоваться, сильно ли пострадал один из членов его охраны, второй террорист, Г’риневицкий, бросил еще одну бомбу. И сбылось предсказание одной гадалки, сказанное задолго до этих событий, о том, что этот император «умрет в красных сапогах». Взрывом второй бомбы Александру оторвало обе ноги, и он вскоре скончался от потери крови.

Чтобы не заканчивать на столь печальной ноте, вспомним, что великие творения мастеров не исчезают бесследно, а остаются в веках, являя собой пример высокого служения вечному искусству.

Хорошо, когда у любимой куколки есть карета! Своими руками можно сделать из картона ландо с открытым верхом или изящную бричку. А можно даже замахнуться на роскошный дилижанс или комфортабельный экипаж. Поведает о том, как делается карета своими руками, мастер-класс, опубликованный здесь. В статье также будут рассмотрены варианты изготовления экипажей из бумаги.

Карета из картона для Барби

Эта игрушка будет служить не только для создания внешнего антуража в уголке, где «живёт» Барби. На ландо с открытым верхом куколка сможет совершать настоящие поездки. И даже приглашать покататься своих друзей. А уж подружки хозяйки Барби обзавидуются, когда увидят, какая у неё теперь есть карета!

Своими руками сделать её можно из старого картонного ящика. Справиться с этой работой сможет не только взрослый, но и подросток, знакомый с конструированием. А так как делается карета из картона, своими руками придётся ещё вырезать детали, используя сапожный либо скальпель или другой острой инструмент. Ну и дизайнерские таланты во время работы над экипажа, конечно, обязательны.

Построение чертежа для корпуса ландо

Делается описанная здесь карета из картонасвоими руками для кукол типа Барби. Но можно изготовить подобным образом ландо или бричку и для других жителей игрушечного городка. Сооружая кукольные кареты своими руками, чертежи следует разрабатывать в соответствии с размерами «пользователей».

  1. Прежде всего вычерчивается шаблон контура боковой стенки кареты. В нашем случае он имеет форму чаши с округлой нижней частью или тюльпана с прямым верхом.
  2. В верхней части стены располагаются два круглых окна.
  3. Между ними будет располагаться дверь. У нас на неё возлагается функция трапа, поэтому сторона, которая не будет разрезаться, находится внизу.
  4. Можно сделать отверстие и в верхней части двери, типа окошечка, или сбоку - типа ручки.
  5. Острым лезвием вырезается контур стены, окна, отверстие в двери и три её стороны.
  6. Вторую стену вырезают так же, только не делают дверь. Хотя карета, своими руками сделанная из картона, вполне может иметь и два входа.
  7. Готовится дно для кареты. Оно имеет вид длинной полосы из картона. Эта деталь должна быть такой ширины, какова впоследствии будет ширина самого экипажа. Длина же рассчитывается таким образом: замеряется расстояние от верхних угловых точек боковой стенки. следует пропустить вдоль нижнего контура боковушки. К этому размеру следует добавить припуск на круговые загибы - украшения по верху кареты.

Сборка корпуса кареты для Барби


Вот так удобно размещаются внутри кареты куклы, собравшиеся на прогулку.

Обеспечение карете двигательной функции

Так как сделать карету своими руками хочется с колёсами, благодаря которым она будет передвигаться, то следует позаботиться об этом. В принципе, подготовить такое устройство совсем несложно.

  1. Для самих колёс берут что-то круглое: катушку от тонкого скотча, проволоки, крышку нужного размера. Можно даже вырезать круг из картона. В будущих колёсах делают отверстие по центру, если оно заранее не предусмотрено в использованных предметах.
  2. Ко дну кареты скотчем прикрепляют трубочку для коктейля.
  3. В неё вставляют деревянную шпажку.
  4. Края шпажки укрепляют в центре колёс.

Работа над внешним видом экипажа

  1. Каждый решает сам, как украсить карету снаружи. Можно покрыть её краской и лаком, а поверху наклеить орнамент, который вырезается из фольги или бумаги нужного цвета.
  2. Можно орнамент нарисовать при помощи шаблона серебрянкой или золотистой краской.
  3. А если рисунок делается лаком или клеем, на который сразу же насыпается бисер или пшено, то он станет объёмным. Крупу, кстати, перед использованием тоже можно покрасить в серебряный или

Дизайнерская штучка в виде кареты

Рукодельницы обожают украшать свой дом вещичками, креативными и милыми. Некоторые, например, считают, что карета из бумаги, своими руками сделанная, может служить коробкой для хранения чая. Они даже оформляют боковую стенку таким образом, что она имеет форму

Между боковушками следует поместить коробочку с крышкой, в которую и будут насыпать чай. Можно складывать внутрь этой дизайнерской вещички какие-то мелочи - использование её зависит от фантазии хозяина.

По такому же алгоритму можно сделать карету для маленьких куколок. Правда, если не делать колёса подвижными, а вырезать их вместе с боковыми стенками корпуса, экипаж не сможет ездить подобно настоящему. Однако и такой игрушке будет рад ребёнок, если её делать совместно с ним. А девочки от 9 лет уже могут и сами справиться с такой поделкой, украсив карету ленточками, кружевами, тесьмой, пайетками, стразами, бусинками и бисером.

Настольный сувенир в виде кареты

Часто поделку используют в качестве украшения. О том, как сделать карету своими руками из бумаги, расскажет данный мастер-класс.


Вам понадобится

  • - листы влагостойкой фанеры (4-5 штук);
  • - электролобзик;
  • - наждачная бумага;
  • - циркулярная пила;
  • - бесцветный лак;
  • - материал для обивки;
  • - болты;
  • - шурупы;
  • - дрель.

Инструкция

изготовить bкарету/b из emдерева/em" class="colorbox imagefield imagefield-imagelink" rel="gallery-step-images"> Возьмите лист влагостойкой фанеры (ведь - это изделие для улицы) размером 9x2500x1250 см. Разметьте его распилите на три части так, чтобы размеры двух составляли 1250x700 см, а третьей - 1250x1100 см.

Выпиливайте все составные части по нарисованному контуру. Разметьте и осторожно выпилите двери и окна. В процессе выпиливания дверей для экономии материала просверлите в углах по отверстию, а затем пропиливайте, используя ручной лобзик (примерно по 0, 5 см). Дальше работу можно продолжать электролобзиком. Это даст возможность применения выпиленных частей в дальнейшем изготовлении кареты .

Распилите две меньших части фанеры пополам, в последующем они будут склеены между собой. Важно, чтобы внутренняя часть была немного меньше наружной: это позволит опереть на них переднюю и заднюю стенку, а также двери и окна. Склейте получившиеся части между собой. Для этой цели можно использовать клей ПВА. Чем больше струбцин у вас будет, тем лучше, но должно получиться не менее двенадцати штук.

После того как склеены боковые стороны, приклейте потолок и дно кареты . Расстояние между стойками должно быть таким, чтобы они опирались на края передней и задней стенки при приклеивании передней и задней части. Скрутите стойки при помощи болтов и отвертки, попутно выравнивая фигурные части между собой, так как именно они будут опираться на обе стенки.

Переходите к передней и задней стенке. Их размеры определить несложно: воспользуйтесь обычной рулеткой. Сделайте окна такими, как вам нравится. Единственным моментом, который необходимо учитывать является то, что на передней стенке будет сиденье кучера: нужно оставить место для него.

На задней стенке сделайте окно немного большим, чем по бокам, ведь там будут сиденья пассажиров. Окна можно выпиливать и уже на приклеенных стенках (для этого используйте циркулярную пилу). Оптимальный интервал между пропилами составляет пятнадцать сантиметров. Глубина должна быть равной приблизительно шести сантиметрам.

Кузов готов, переходите к изготовлению рамы. Возьмите клееный щит (или две фанеры толщиною 18 мм) размером 400x1500мм. Перенесите на него чертеж рамы и выпиливайте. Обработайте края наждачной бумагой. Возьмите один из остатков материала и придайте ему размер 400x455 мм. С его помощью вы соедините предыдущие детали между собой.

Подготовьте место для задней части багажа и кучера. На каждую из боковин изготовьте накладки. Для начала нарисуйте нижнюю часть, выпилите. Приложите ее к боковине, отступив от низа девять миллиметров, нарисуйте верхнюю часть. Выпилите, приклейте готовые накладки на внутреннюю часть боковин. В дальнейшем они понадобятся для изготовления пола и защиты снизу. Для задней части используйте второй отрезок . Обрежьте его до нужного размера, один края под скос (45 градусов).

Высверлите отверстия в боковых частях полученной детали. Для боковых отверстий используйте кронштейн для дрели, благодаря которому вы сможете сверлить под углом 90 градусов. Поставьте деталь на место и наживите три шурупа с разных сторон. Используйте оставшиеся отверстия в качестве направляющих и в дне кареты . Посадите все на клей, прикрепите шурупами и струбцинами.

Приступайте к изготовлению пола для кучера. Заготовьте два листа лист фанеры: первый размерами 290x350мм, а второй - 290x500мм. Сделайте надрезы в последнем листе глубиною по 6 мм с интервалом 15мм на 300мм длины. Вклейте большой лист, используя струбцины. Прихватите лист несколькими шурупами – для большей надежности. Наклейте сверху малый лист, вклейте подножку из заранее выпиленных досок.

Сделайте окна и завесы на двери. Для этой цели вам понадобится тонкий пластик. Так как он продается в рулонах, вам нужно будет его распрямить, окунув в кипяток. Выпилите и отшлифуйте решетку для дверей и окон при помощи электролобзика и наждачной бумаги. Вклейте в оконный и дверной проем.

Для обивки сиденья возьмите любую материю (можно бумажный бархат). Вырежьте из ДВП, приклейте их на материю. Обрежьте ее с запасом. Закрепите края строительным степлером. Сделайте таким же образом все боковые стенки.

Приступайте к изготовлению колес. Купите клееный щит размером 500x200 мм. Распилите его на четыре части. Из двух частей выпилите круги диаметром по 450 мм - для задних колес. У передних колес диаметр будет меньше – примерно 250-300 мм.

Нанесите еще одну окружность на получившиеся круги (400 мм) и небольшой круг под ступицу (на глаз). Разбейте круг на 10 частей, используя транспортир. Проведите две окружности в районе будущих спиц (равные сегменты внизу и вверху). Изобразите спицы при помощи лекала.

Высверлите отверстия и выпилите. Купите готовые оси для колес (процесс их изготовления довольно трудоемкий). Просверлите в каждом колесе отверстие под ось и примерьте его. Обработайте конструкцию металлической щеткой и покройте все бесцветным лаком. Закончите передние колеса и соберите всю конструкцию. Карета окончена.

Источники:

  • Изготовление кареты
  • как построить карету своими руками

В прошлые века кареты использовались для транспортировки людей, в том числе на большие расстояния. В современной жизни эти транспортные средства используются только для украшения свадебных церемоний.

Инструкция

Нарисуйте корпус . Если ваша цель – изобразить экипаж, который перевозил людей между городами, сделайте крепкой, основательной, чтобы она была способна преодолеть значительные расстояния. Стенки должны быть достаточно плотными, дно сделайте плоским. Если же вы рисуете , то изобразите ее легкой и воздушной. Дно скруглите, крышу сделайте выпуклой.

Изобразите транспортного средства. Они выглядят как изогнутая линия, крепящаяся ко дну кареты. В изгибах по обе стороны от корпуса нарисуйте колеса. Нарисуйте в них спицы и место крепления к оси. При желании передние колеса можно сделать меньше, чем задние.

Очертите на корпусе дверь и окошечко – они могут быть любой формы. На окошечках нарисуйте шторки. Если ваша предназначена для летних прогулок, сделайте ее открытой, оставьте лишь крышу и невысокие боковые стенки, соединяющиеся между собой четырьмя дугами.

Нарисуйте место для кучера в передней части кареты. Оно располагается достаточно высоко, чтобы управляющий человек (или сказочный персонаж) мог видеть пространство над головами животных. Не забывайте, что место кучера должно соответствовать общему облику кареты. Сделайте приступку для пажей в задней части кареты.

Украсьте карету . Нарисуйте на ней вензеля, орнамент из завитков. Повесьте у окошек фонарики. На крышу пристройте сложный узор, отлитый из металла, границу между ней и боковыми стенками также украсьте литьем. На двери нарисуйте ручку.

Помните, что карета сама ездить не может, поэтому нарисуйте оглобли, ведущие к лошади, и самих животных. Следите, чтобы размеры соответствовали карете и людям, которые в ней поедут. Обычно кареты запрягали парой или четверкой лошадей. Украсьте животных, изобразите попоны на спинах и султаны на головах.

Видео по теме

Казалось бы, времена, когда карета была основным средством передвижения для знатных особ, безвозвратно ушли. Однако и сегодня красивые и элегантные кареты можно встретить на улицах больших городов всего мира. Они широко используются для проведения свадебных торжеств, праздников, романтических прогулок по городу. Если вы захотите повторить искусство мастеров каретного дела, то можете попробовать восстановить облик настоящей кареты своими силами.

Вам понадобится

  • - фанера;
  • - деревянные бруски;
  • - дисковая пила;
  • - ножовка по дереву;
  • - электрическая дрель;
  • - напильник;
  • - наждачная бумага;
  • - рулетка;
  • - струбцины;
  • - крепежные элементы;
  • - тонкий пластик;
  • - ткань для обивки;
  • - лак;
  • - клей ПВА.

Инструкция

Возьмите за основу кареты лист многослойной фанеры толщиной не менее 9 мм. Разметьте заготовку в соответствии с чертежами, разделив лист на три части. Размеры двух частей будут составлять 1200х750 см. Третий лист сделайте размерами 1200х1000 см. Разрежьте лист на части дисковой пилой.

Нанесите на фанерные заготовки контуры составных частей кареты. Аккуратно разметьте места расположения оконных и дверных проемов. Выпилите детали точно по контурам ручной ножовкой или электролобзиком.

Два меньших по размерам куска фанеры распилите точно пополам, сделав из них заготовки внутренней и внешней частей кареты. Склейте эти две детали между собой клеем ПВА. После нанесения клея стяните детали двумя или тремя струбцинами.

После склеивания боковых сторон прикрепите к ним и днище кареты. Используйте для крепления деталей вертикальные стойки, выполненные так, чтобы они опирались на края передней и задней стенки. Прикрепите стойки к стенкам болтами с гайками.

Изготовьте переднюю и заднюю стенки кареты. Размеры стенок должны соответствовать ширине основания кареты и расстоянию между боковыми стенками. В этих стенках также пропилите окна. Кузов кареты готов.

Для изготовления рамы используйте деревянный щит. Перенесите на щит рамы и выпилите ножовкой или дисковой пилой. Края изделия обработайте вначале напильником с крупной, а затем с мелкой насечкой. Чистовую обработку произведите с помощью наждачной бумаги. Предусмотрите места для кучера и размещения багажа.

Оконные проемы отделайте пластиком. Для дверей и окон изготовьте декоративные решетки. Вклейте решетки в проемы.

Обивку сидений кареты выполните из плотной ткани. Основу сидений изготовьте из ДВП. Сверху поместите мягкие поролоновые , обтянув их материалом. Ткань прикрепите к основанию строительным степлером.

Колеса изготовьте из клееного щита, распилив его на четыре части. Выпилите из заготовок круги требуемого диаметра. Прорежьте . Два передних колеса будут несколько меньше по размеру, нежели задние. Подберите для колес оси и вставьте их в отверстия, предварительно просверленные в ступицах колес.

Готовую конструкцию обработайте напильником и наждачной бумагой, затем покрасьте и покройте двумя или тремя слоями лака.

Видео по теме

Разнообразие решеток на окнах сегодня и удивляет и восхищает. Некоторые защитные сооружения можно с полным правом назвать произведениями искусства, созданными мастерами. Однако главная функция решетки - защита от злоумышленников, а прочную, эстетичную решетку можно соорудить и самостоятельно.

Подготовка

Сначала нужно подобрать подходящий материал. Обычно используют металлический пруток круглого или квадратного сечения, арматуру или полосовой прокат шириной не более 25 мм. Для изготовления внешней рамы нужен уголок шириной не менее 25 мм. Если вы – поклонник изысков, то можно дополнительно приобрести готовые кованые фигуры (орнамент), продающиеся в магазинах стройматериалов.

Необходимо заранее составить хотя бы примерный эскиз будущего изделия. Лучший вариант – распашные решетки, закрывающиеся изнутри; такая конструкция не только защитит от проникновения в жилище, но и гарантирует быструю эвакуацию при пожаре. Для распашных решеток понадобятся петли. Также подготовьте инструмент и дополнительные материалы:
- сварку (электрическая или газовая);
- болгарку с отрезными кругами по металлу;
- перфоратор (дрель) и сверло для установки штифтов;
- молоток;
- грунтовку и краску.

Изготовление оконной решетки

Подготовьте основу с ровной плоской поверхностью, на которой будут выполняться сварочные работы. Это может быть бетонное основание или толстая деревянная решетка. Металлический лист использовать нежелательно – возможно приваривание деталей будущей решетки. Измерьте оконный проем, чтобы знать количество нужного материала. Нарежьте болгаркой отрезки необходимой длины, подготовьте гнутые элементы (если они предусмотрены эскизом) или согните их самостоятельно. Сначала сварите раму из уголков, потом закрепите остальные детали, которые должны придавать решетке достаточную жесткость. В ходе работ проверяйте длину диагоналей – она должна быть одинаковой. Не забудьте вварить полосы для внутреннего замка (если решетки будут распашными). Не рекомендуется использовать всякого рода защелки, щеколды, т.к. их несложно открыть снаружи. Петли приваривайте во встречном направлении – это исключит возможность снятия защиты ваших окон.

Готовую решетку вставьте в оконный проем и наметьте места крепления штифтов. Если планируется установить двухстворчатую защиту, то достаточно 8-ми штырей (по 2 сверху, снизу и с боков). Вытащите решетку обратно и просверлите отверстия в стене (если она деревянная, то это не потребуется). Диаметр сверла должен быть меньше диаметра штифтов на 1-2 мм. В раме (уголках) также просверлите отверстия в соответствующих местах. Теперь можно приступить к грунтованию и покраске. Далее вставьте изделие в оконный проем, и приварите к штифтам. На заключительном этапе обработайте грунтовкой и краской места сварки.

Видео по теме

Совет 5: Лак по дереву для наружных работ – красота материала под надежной защитой

Работая с деревом, мастера стремятся максимально сохранить его текстуру. Это возможно с помощью такого средства, как лак. Составы для покрытия древесины изготавливают на разной основе, поэтому их свойства, как и период высыхания, неодинаковы.

Лаки для дерева хороши тем, что не скрывают, а напротив, подчеркивают ее. Но это свойственно только для прозрачных или очень светлых составов, цветные придают дереву оттенок. Лаки изготавливают на водной, спиртовой, полиэфирной, акриловой, целлюлозной, полиуретановой, масляной основе.

Какой лак для дерева выбрать?

Лаки для дерева на водной основе являются однокомпонетными. Это самые долгосохнущие составы среди всех видов этих покрытий для древесины. Они могут разбавляться водой, просты в нанесении, пригодны для всех видов работ.

Лаки на основе полиуретана недороги и быстро сохнут. Они бывают как одно- так и двухкомпонентными. Некоторые из них требуют предварительного грунтования обрабатываемой поверхности. Эти составы разбавляют растворителями, поэтому они имеют довольно резкий запах. Преимущественно используются в мебельном производстве. Из недостатков этих средств обработки дерева можно отметить наличие вредных веществ.

Нитролаки изготавливают на основе целлюлозы. Это, пожалуй, самый популярный вид лаков, причиной тому – малое время высыхания и невысокая стоимость. Но у этих составов есть существенные недостатки: низкая устойчивость к истиранию и ультрафиолету, возможное отслоение.
Акриловые лаки дороже своих собратьев, но часто используются в производстве мебели по причине своей отличной светостойкости, прочности, качественного глянца. Эти составы весьма долго сохнут, что не мешает им быть самыми популярными среди тех, кто увлечен декупажем.

Лаки на основе полиэфира используются довольно редко по причине сложности нанесения и высокой токсичности. Они распыляются в виде аэрозоля и требуют специального инструмента. Эти составы используют при изготовлении музыкальных инструментов, так как они способны создавать довольно толстый слой покрытия.

Какие лаки по дереву подойдут для наружных работ?

Для внешних работ используют морозостойкие, светостойкие, влагоустойчивые покрытия. Только такие лаки способны надежно защитить древесину от воздействия осадков, ветров и солнечных лучей. Нельзя применять для обработки дерева, которое находится на улице, составы, образующие неэластичную пленку. К ним относятся нитролаки. Помимо этого, лак для наружных работ должен содержать антибактерицидные добавки, защищающие древесину от насекомых и предотвращающие возникновение гнили.

Для наружных работ можно использовать лаки на акриловой, масляной, водной основе. Самым достойным среди этих покрытий считают высокопрочный яхтный лак. Наиболее популярны составы для наружных работ марок «Hello», «Аква», «Расцвет», «Eurotex», «Бор».

Помните, как в сказке про Золушку фея превратила тыкву в карету. Почувствовать себя волшебницей и сделать чудо своими руками вполне доступно многим, для этого понадобится тыква и простые инструменты и материалы, которые найдутся дома.

Необходимые материалы и этапы изготовления кареты для Золушки


Вам понадобятся:


  • одна тыква среднего размера;

  • 4 маленьких тыковок примерно одинаковой величины;

  • острый нож;

  • черный маркер;

  • 2 деревянные шпажки для шашлыка;

  • клей «Момент»;

  • баллончик золотистой или серебристой краски;

  • лоскутки ткани;

  • ножницы.

Возьмите тыкву среднего размера. Надрежьте верхнюю часть в виде шестиугольника. Удалите из тыквы семечки и мякоть. Их очень удобно выскребать ложкой. Мякоть по всем краям отверстия и верхушки срежьте под углом.


На кожице тыквы нарисуйте окошки и дверцы. Они должны быть расположены по обеим сторонам будущей кареты. Острым ножом прорежьте кожицу и мякоть и вырежьте детали по контурам.


Колеса сделайте из маленьких тыковок. Заострите шпажки для шашлыков с обеих сторон и воткните их в тыквы со стороны хвостика. Приклейте суперклеем колеса к карете. Окрасьте поделку в желаемый цвет. Учтите, что это необходимо делать на открытом воздухе, балконе или лестничной площадке.


Когда краска высохнет, можно приступать к украшению кареты. Из лоскутков ткани вырежьте прямоугольники для шторок. Приклейте верхнюю часть деталей к окошкам, украсьте их бусинками или пайетками.

Как сохранить поделку из тыквы надолго


Как и всякие другие овощи, тыква подвержена гниению. Существует несколько приемов, которые помогут сохранить вашу поделку на более долгое время.


Предотвратить порчу поможет дезинфицирующий раствор. Влейте 1 столовую ложку «Белизны» в один литр воды, размешайте и опустите тыкву на 2-3 часа. После этого вытрите плод насухо. Смажьте все срезы и внутреннюю часть вазелином или растительным маслом. Нанесите на мякоть небольшой слой и дайте подсохнуть. После этого можно приступать к окраске и декорированию поделки.


Сегодня уже сложно вспомнить те времена, когда не было никаких автомобилей, а основным транспортным средством являлась повозка, запряженная лошадьми. А ведь в те времена экипажи различались точно так же, как и автомобили в современном мире. Были и обычные брички, которые использовались в основном для хозяйственных нужд тогдашними фермерами, и роскошные кареты на несколько персон, которые были обязательными атрибутами королей, царей и их приближенных (дворян). Даже после того как был изобретен первый автомобиль, многие до последнего не верили, что он сможет вытеснить экипажи, запряженные лошадьми. Но прошло некоторое время и все изменилось.

Наступила эра автомобилей. Лошади, повозки, кареты — все это ушло на второй план, а спустя некоторое время, полностью уступили свое место автомобилям. В конце двадцатого века встретить карету можно было разве что в крупном музее или в частной коллекции любителей старины. А обычную бричку все еще можно было увидеть в сельской местности у фермеров.

Теперь же, спустя двадцать-тридцать лет, брички, двуколки и даже полноценные кареты возвращаются в наше общество. Правда, уже не в той роли, в какой они нам известны из истории. Сегодня кареты — это уже не транспортное средство на каждый день, а скорее один из видов развлечения, который можно использовать в самых разных сферах деятельности.

Становится перспективным бизнесом, способным приносить приличную ежемесячную прибыль своим владельцам. Хороший мастер способен изготавливать по две-три кареты в месяц. Если вы сами таковым являетесь, то можете смело вычитать стоимость материалов и считать итоговую прибыль. Если же вы планируете нанимать мастера в свою мастерскую по изготовлению карет, то ситуация с прибылью выглядит немного по-другому. Ведь к стоимости материалов добавится еще и зарплата мастеру. Она составляет около 30-40% от розничной стоимости изготовленной кареты.

Цены на повозки начинаются с отметки 5-6 тысяч долларов. За эту сумму можно приобрести обычную бричку, которую до сих пор многие используют для сельскохозяйственных нужд вместо автомобиля. По словам некоторых фермеров, использование брички с лошадью позволяет сэкономить немалые деньги, которые пошли бы на бензин, обслуживание и ремонт автомобиля. Что касается настоящих карет, предназначенных для комфортной транспортировки людей по определенному маршруту, то цены на такие средства передвижения начинаются с 12-13 тысяч долларов.

Потенциальные клиенты «каретного бизнеса»

Одну из категорий потенциальных покупателей повозок мы уже упомянули. Это фермеры и просто сельские жители, которые имеют при дворе лошадь или даже несколько. Им намного выгоднее использовать бричку, чем использовать более традиционный в наше время автомобиль. Естественно, настоящие кареты эта категория покупателей приобретать не станет.

А вот разнообразные туристические компании, специализирующиеся на обслуживания отдыхающих, могут заинтересоваться предложением купить настоящую роскошную карету. Представьте себе, что к различным экскурсиям, рыбалкам и дайвингу добавится еще одно предложение — прогулки по интересным местам города в карете, запряженной лошадьми. Подобное предложение обязательно увеличит поток клиентов.

То еже самое касается и всевозможных праздничных и свадебных агентств. Ставшие банальными виды свадебного транспорта — лимузины — постепенно отходят на второй план. Ими уже никого не удивишь. А вот, прибыв к своей избраннице на карете, запряженной прекрасными скакунами, можно, в хорошем смысле, шокировать публику. Это красиво, необычно, романтично.

Это основные клиенты каретных мастерских, но не единственные. Сюда же можно добавить частных коллекционеров. Эти люди приобретают кареты нечасто, но если уж покупают, то не жалеют средств. Естественно, чтобы работать с этой клиентской аудиторией, нужно достичь больших высот в изготовлении карет. Либо нанимать действительно опытных мастеров. Вот только привлечь внимание таких специалистов будет очень непросто.

Старинный транспорт по новым технологиям

Современные кареты изготавливают по новым технологиям. При этом внешний вид полученной повозки практически полностью повторяет старинные образцы. Конечно же, и сегодня найдутся мастера, способные изготовить карету по старым чертежам. Вот только такой действительно старинный транспорт придется по душе разве что музеям и частным коллекционерам. Для туристических компаний и свадебных агентств такая карета будет слишком дорогой, а катание в ней принесет немного удовольствия, так как ни о каком комфорте говорить не придется.

В современных каретах используются различные автомобильные технологии. На них устанавливают масляные амортизаторы, дисковые тормоза и другие механизмы, доказавшие свою эффективность в мире автомобилей. При изготовлении кузова кареты также используют современные легкие материалы, благодаря которым повозку может с легкостью транспортировать даже одна лошадь. А в некоторых случаях это становится определяющим фактором, так как держать вторую лошадь — не всегда рентабельно.

Что касается дизайна, то здесь перед заказчиком нет никаких препятствий. Он может использовать готовый дизайн старинных карет или же придумать свой собственный. Можно нанять специалиста и разработать что-то невероятное, а можно использовать и известные образы. Например, карета в виде тыквы, как у Золушки. А почему бы и нет? Для свадебного агентства очень интересный вариант.

Какое бы направление каретного бизнеса вы не выбрали, в любом случае, это весьма перспективное, малораспространенное и креативное занятие, которое, помимо прочего, может принести немалую прибыль.

В наше время высоких скоростей найдется не мало желающих спокойно прокатиться в карете по тихим пешеходным улицам и дорогам

Изготовление карет: зарабатываем на ретротранспорте

Помнится, Гоголь снимал одну из своих квартир в доходном доме, принадлежащем каретному мастеру в отставке — известному и богатому немцу — Иоганну Альберту Иохиму. Каретных дел мастер — эта персона была важная, и тогда, и теперь. Недаром, в музеях целые залы (так называемые «каретные дворы») посвящены транспорту не такого уж и далёкого прошлого прошлого. Производство экипажей, несмотря на все свои прелести — хлеб не из лёгких. Как и в любом другом бизнсе, связанном с покупателями-антикварами и коллекционерами, он имеет свою трудную специфику.

Карету мне, карету!

Но каретами, кроме коллекционеров, интересуются в первую очередь те, кто зарабатывает деньги небанальным развлечением публики. Одиночки-предприниматели из Санкт-Петербурга или Одессы, которые занимаются прокатом карет по «самой шикарной улице Советского Союза — Дерибасовской», санкт-петербургские же турфирмы, подмосковные загородные базы отдыха, которые пытаются воспроизвести помещичий быт.

Лёгкими фаэтонами интересуются по списку:
1)цирки,
2)киностудии,
3)музеи,
4)монастыри,
5)казачьи поселения и
6)частные конезаводы.

Навыки каретостроения в советское время были практически утрачены, полагают эксперты. Однако и в досоветское время лучшие кареты делали французы. Российские умельцы их в лучшем случае — чинили. А в основном, в россии делали возки-колымаги для долгих и негламурных передвижений по российскому бездорожью. Помните, как у Некрасова: «Покоен, прочен и легок на диво слаженный возок...»

Впрочем, на этом фронте, полагают те же эксперты, отставание наверстать куда проще, чем в одиозном автомобилестроении. Отечественный автопром не спасёт один левша. Каретное же дело русскому левше по плечу. Итак, был бы спрос, потому что конные повозки разной степени изящества российские умельцы делать уже научились. Может быть, для историка из Эрмитажа, проходившего стажировку в Лувре, это вовсе и не кареты. Но уж точно и не емелина печь.

Прокатиться в карете

Так, например, Михаил Казёнкин, бывший бизнесмен-птицевод из Пензы, а ныне — житель Подмосковья. Построить карету-экипаж своими руками для него не проблема.
Перое место работы Михаила на новом поприще — Конный двор «Яуза». Со временем Казёнкин присмотрел себе рынок в смежной отрасли, да такой, где не нужно было прорубать опасаться конкуренции. Выбор пал на производство конных экипажей. В начале 2000-х годов, экипажи в столице выпускало всего одно предприятие — КСИОК, акционированная советская шорно-седельная фабрика.

Изучив фабричный продукт, Казёнкин убедился: ему одному такая работа (правда, всё-таки с помощью знакомых сварщиков) вполне по силам. Мастерить повозки он научился еще в Пензе — ведь Михаил всегда был страстным «лошадником». Самый первый, сваренный из старого железа «пепелац» обрел желанную форму винтажного экипажа. Следующие свои повозки Михаил дарил друзьям-лошадникам. Но когда одно из изделий было продано аж за три тысячи рублей, к Михаилу Казёнкину пришло ощущение «рынка».

Начиная своё дело в Подмосковье, новоиспечённый бизнесмен-каретник оборудовал мастерскую (обычный неотапливаемый гараж, арендованный по смешным ценам у местного лесничества) и дал первое рекламное объявление. Три долгих года Михаил приобретал репутацию в кругах «лошадников». И только на четвертый год работы пошла прибыль Появилась возможность и необходимостьобзавестись тремя помощниками.

Конкуренция на этом рынке продолжает оставаться невысокой. Кроме уже названного КСИОК, продажей карет занимаются:
«Салон карет Сергея Пупынина» в Москве и
«Каретный двор» в Набережных Челнах.

Не считая народных умельцев, которых наберется всего-то несколько десятков по стране.

Прокат карет

Главный клиент каретных дел мастера, Михаила Казёнкина — предприниматель, зарабатывающий прокатом экипажей в парках, на массовых гуляниях. Хозяева сервиса «Эх, прокачу!» покупают, конечно, самые простые экипажи — двуколки и фаэтоны (коляски с откидным верхом). Основные требования такого клиента: крепкое качество и низкая цена.

Но к Казёнкину нередко обращаются и экстравагантные миллионеры или лица, мнящие себя таковыми. Такие люди могут по полгода «утверждать цвет» экипажа. Могут заказать покрытие сусальным золотом. А некоторые приезжают в окружении охранны из автоматчиков... Но главное: у предпринимателя при работе с таким клиентом нет никогда стопроцентной уверенности, что готовый заказ будет забран и оплачен.

Такие «выгодные» заказы достаются Михаилу Казёнкину всё-таки относительно редко. Карет он делает всего две-три в год. Но после этого на жизнь хватает...

И ещё один нюанс этого бизнеса... Один из конкурентов Михаила Казёнкина имеет перед подмосковным мастером неоспоримое преимущество... Если Казёнкин делает свои повозки из металла, то его конкурент соблюдает историческую справедливость.... В старину кареты изготавливались исключительно из дерева — вплоть до колес! Конечно, металл гораздо проще в работе, а секреты такой работы с деревом почти утеряны. Но, карета из металла — это уже второй сорт, нечистая работа...

К истокам каретостроения вплотную подобрался потомственный дворянин Сергей Пупынин — владелец усадьбы и предприятия: «Салон карет Сергея Пупынина». Это дело — семейная традиция: предок Пупынина имел в Тамбовской губернии каретную мануфактуру. Поначалу «бывший дворянин» патриотично хотел основать производство в России, но обнаружил, что это, хоть и патриотично, но неразумно — так как мастера за 70 лет советской власти перевелись подчистую. В итоге нашелся выход в виде партнёра-поляка. Мануфактура была организована в Польше, откуда и ввозятся теперь в россию подлинные ландо и фаэтоны из дерева, отделанные натуральной кожей.

Кареты Пупынина делают, как и столетие тому назад — из правильно выдержанного дерева и латуни. Только в каретах «экономкласса», шасси — из металла. Основной рынок (для компании, чей годовой оборот может похвастаться цифрами от 10 до 15 миллионов долларов) всё-таки Европа. На европейском рынке продаётся полторы тысячи экипажей в год. В России для сравнения — не более 40-50 штук.

Употомка дворян производятся действительно классические экипажи. А те. Что из железа, те больше подходят для работы с публикой, желающей прокатиться, для шоу-программ на свежем воздухе.

Предприниматель из набережных Челонов по фамилии Сахбиев тоже выбрал удовлетворять спрос заказчиков, зарабатывающих прокатом в парках. Для таких заказчиков важнейшие характеристики кареты — её износостойкость и легкость. Корпус из стеклопластика и обеспечивает эту лёгкость красивому новоделу.

Сахбиеву, у которого работает в штате 18 человек, удалось продать более сотни карет. «Мы на жизнь не жалуемся. Обновили себе машины, купили квартиры, да еще и в производство вкладываем», — говорит о себе и о партнере по бизнесу Сахбиев. Тпервый экипаж, ушедший за 240 тысяч рублей (тогда предприниматель тут же получил заказ на следующий) дал знак — дело прибыльное.

Кареты класса люкс

Самый дешевый экипаж (фаэтон) стоит на рынке 60 тысяч рублей. Если речь идёт о карете по индивидуальному проекту, цены начинаются от 300 тысяч рублей.

Экипажи Пупынина стоят от ста тысяч рублей до нескольких миллионов (если речь идёт об историческом воссоздание кареты).

На фаэтонах удается зарабатывать немного. 30% себестоимости, как утверждает Казёнкин, приходится на заработную плату, еще 30% — на материал. Всё остальное «съедают» накладные расходы, налоги, аренда… В среднем себестоимость составляет около 50 тысяч рублей, так что чистая прибыль колеблется в пределах десяти тысяч.

У карет рентабельность выше, но делать их и долго, и сложно. Приходится на ходу учиться тонкостям ремесла, и, освоив операцию самому, ещё учить своих работников.

Заказы поступают с разных концов России. Люди готовы тратиться на транспортировку, несмотря на то что это удваивает цену изделия. И только кризис несколько охладил пыл любителей старины...

У Казёнкина же свой рецепт выживания в кризис — телеги для сельского хозяйства. Многие смекнули, что лошадка куда выгодней поедающего дорогой бензин и требующего запчастей трактора или внедорожника. Покупают телеги и небогатые сельские монастыри, которые могут позволить себе только лошадь.

Остаётся надеяться лишь на то, что Россия не пересядет вскоре на телеги полностью, озолотив тем самым всех каретников-самоучек. Пусть лучше они обогащаются за счёт чудаков-миллионеров и скромных приусадебных теплиц, как это делает в свободное от телег время фермер-бизнесмен Михаил Казёнкин.



 

Возможно, будет полезно почитать: