Виды законных актов. Нормативно-правовые акты рф

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства , устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права . Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права ; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства .

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция , закон , постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации :Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества . Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан .

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:

  1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
  2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
  3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Теория государства и права. Учебник/Под ред. Матузава Н.И., Малько А.В. М., 2007, с. 326.

Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.

Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции. Этот двуединый процесс прямых и обратных связей в сфере конституционной материи особенно отчетливо виден на примере развития российского федерализма. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2004, № 8, с. 5.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества, 2006, № 6, с. 14..

Федеральные конституционные законы -- это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке -- для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные -- высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80--89). Ермилова Н.П. Право на защиту - очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации -- это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации -- это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.

Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.

Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.

Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Вопрос № 53 Понятие признаки виды подзаконных правовых актов.

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

издаются в соответствии с законом;

Регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт - это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

на указы и распоряжения Президента РФ;

акты Правительства РФ;

акты федеральных министерств и ведомств;

акты исполнительной власти субъектов РФ;

акты органов местного самоуправления;

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ - акт более широкого, значимого действия, а распоряжение - документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

регулируют разнообразные сферы общественной жизни;

имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера - это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

акты поселковых и сельских сходов (собраний);

акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;

решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения правительства - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств - акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,

имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.



 

Возможно, будет полезно почитать: