Заполнение декларации по ндс. Короткий номер таможенной декларации в счете-фактуре Строка 150 ндс декларация что отражается

В счетах-фактурах, оформленных на импортные товары, иногда встречаются короткие номера . Прежде покупатели даже не обращали на это внимания. Но начиная с отчета за I квартал 2017 г. подать НДС-декларацию с таким номером уже невозможно. Короткий номер таможенной декларации можно записать иначе, но лучше вообще не отражать в декларации по НДС.

Новшества строки 150 раздела 8 НДС-декларации

В счете-фактуре, оформляемом при продаже импортных товаров, продавец должен указывать и номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию (Подпункты 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ). Покупатель заносит этот номер в книгу покупок (Подпункт "р" п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). А затем информация о номере таможенной декларации находит отражение в НДС-декларации. Для этого предусмотрена строка 150 в разделе 8 НДС-декларации и в Приложении 1 к этому разделу (Пункты 45.4, 46.5 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Приказ N ММВ-7-3/558@)).

Прежде если в счете-фактуре было указано несколько номеров таможенных деклараций, то все эти номера требовалось указывать через точку с запятой в одной строке. Понятно, что при приеме НДС-декларации каждый отдельный номер таможенной декларации никак не проверялся.

Но начиная с отчета за I квартал 2017 г. для каждого номера таможенной декларации предусмотрена отдельная строка 150. Причем в ней можно указать номер не короче 23 знаков и не длиннее 27 знаков (Таблица 4.4 Формата представления сведений из книги покупок, утв. Приказом N ММВ-7-3/558@). Такое ограничение обосновано форматом регистрационного номера таможенной декларации.

Справка. Один из видов таможенной декларации - (Подпункт 1 п. 1 ст. 180 ТК ТС). Именно она оформляется на таможне при ввозе в Россию товаров для последующей продажи (Пункт 1 ст. 181, статьи 202, 209 ТК ТС). Но по общему правилу это не касается товаров, ввезенных из стран - участниц ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении). Между Россией и этими странами товары перемещаются без (Подпункт 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Как выглядит номер таможенной декларации

При заполнении графы 11 счета-фактуры регистрационный номер таможенной декларации проставляют в виде нескольких блоков цифр, разделенных дробью (Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798; п. 1 Приказа ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 N 257 (далее - Решение N 257)). Например:

Регистрационный номер таможенной декларации. Его проставляют в первой строке графы "А" декларации на товары.

<1> Порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары. Либо это номер из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листов при декларировании ввозимых товаров. Порядковый номер товара может содержать от 1 до 3 цифр.

<2> Код таможни, где была оформлена таможенная декларация. Этот код состоит из 8 цифр.

<3> Дата регистрации таможенной декларации - 6 цифр.

<4> Порядковый номер, присвоенный декларации зарегистрировавшей ее таможней. Этот номер состоит из 7 цифр.

Номер таможенной декларации, указанный в приведенном примере в графе 11 счета-фактуры, означает, что импортная декларация была зарегистрирована 15 мая 2017 г. на Каширском таможенном посту под порядковым номером 12345. Причем продан 25-й товар из списка ввезенных по этой декларации товаров. Длина этого регистрационного номера таможенной декларации - 26 знаков. Понятно, что номер таможенной декларации максимальной длины (27 знаков) будет указан в отношении товара, который значится в списке ввезенных по декларации под номером 100 и больше.

Почему номер таможенной декларации короткий

Как видим, минимальная длина номера таможенной декларации, корректного с точки зрения составления НДС-отчетности, - 23 знака. Это возможно, если в номере будут только три блока по 8, 6 и 7 цифр и два разделителя. А порядковый номер задекларированного товара будет вообще отсутствовать.

Но при составлении отчета за I квартал 2017 г. некоторые плательщики НДС обнаружили, что в их входящих счетах-фактурах есть номера таможенных деклараций короче 23 знаков.

В большинстве случаев номер был коротким из-за того, что первый блок цифр, представляющий собой номер таможенного поста, содержал меньше 8 знаков. Дело в том, что, хотя в счетах-фактурах страной происхождения этих товаров значились государства дальнего зарубежья, ввезены в Россию они были из государств - членов ЕАЭС, на территории которых эти товары ранее были выпущены для внутреннего потребления. И короткие номера таможенных деклараций - это номера деклараций, оформленных таможенными органами государств - членов ЕАЭС. Ведь в отличие от России при декларировании товаров в Белоруссии, Казахстане и Киргизии указывается пятизначный код таможенного органа, а в Армении - вообще двухзначный код (Подпункт 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением N 257).

Как налогоплательщики выходили из положения

Отчеты по НДС за I квартал 2017 г. с такими короткими номерами таможенных деклараций не выгружались. Поэтому некоторые организации и ИП решили в этих случаях вообще не заполнять строку 150 раздела 8 НДС-декларации. И по мнению специалиста ФНС, это самый верный подход.

Комментарий специалиста. Строка 150 раздела 8 НДС-декларации по товарам, ранее ввезенным в страны ЕАЭС

- Формат представления сведений из книги покупок об операциях, которые отражаются в декларации по НДС, предусматривает, что показатель строки 150 раздела 8 декларации, где указывается номер таможенной декларации, может либо отсутствовать (не заполняться), либо состоять из 23 - 27 знаков (Таблица 4.4 Формата представления сведений из книги покупок, утв. Приказом N ММВ-7-3/558@). И именно такой длины может быть проставляемый в графе 11 счета-фактуры при продаже импортных товаров регистрационный номер российской таможенной декларации (Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением N 257).
Если же в графе 11 счета-фактуры российского поставщика, составленного при продаже товаров, ввезенных из государств - членов ЕАЭС, приведены номера таможенных деклараций, оформленных в этих государствах, указывать такие номера в строках 150 раздела 8 декларации покупателю не нужно. При реализации в России купленных у поставщика из государств - членов ЕАЭС товаров, которые были ранее выпущены для внутреннего потребления на территории этих государств, заполнять графу 11 счета-фактуры вообще не требуется (Письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-07-13/1/53940).

Однако некоторые компании и предприниматели строку 150 раздела 8 НДС-декларации все-таки заполняли, дополняя номер таможенной декларации, оформленной в ином государстве - члене ЕАЭС, до нужной длины. Кто-то добавил в начале номера нули. Кто-то - цифры, соответствующие государству таможенного поста, например 112 - для Белоруссии, 398 - для Казахстана, 417 - для Киргизии. Как нам пояснил специалист ФНС, такое заполнение НДС-декларации также не повлечет никаких негативных последствий.

Комментарий специалиста. Проверка данных строки 150 раздела 8 НДС-декларации при "камералке"
Персикова Ирина Сергеевна, государственный советник РФ 1 класса
- В ходе камеральной проверки декларации по НДС заполнение строки 150 раздела 8 декларации в части корректности заполнения номера таможенной декларации, оформленной в ином государстве - члене ЕАЭС, не проверяется.

Короткий номер таможенной декларации - помеха НДС-вычету?

С одной стороны, налоговики могут отказать в применении НДС-вычета из-за ошибок в счете-фактуре, только если они мешают идентифицировать (Пункт 2 ст. 169 НК РФ):

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

Очевидно, что номер нероссийской таможенной декларации, указанный в графе 11 счета-фактуры, для этих целей не помеха. И беспокоиться вроде бы не о чем...

Но с другой стороны, некорректное заполнение этой графы может стать для налоговиков поводом усомниться в реальности сделки, добросовестности поставщика. И даже если у вас все окажется хорошо, пристальное внимание налоговиков вас точно не порадует.

А с новой формой НДС-декларации выявлять сомнительные номера таможенных деклараций уже в ходе "камералки" не составит для налоговиков особого труда. И не исключено, что из-за указания в строке 150 раздела 8 НДС-декларации номера нероссийской таможенной декларации вы получите от налоговой требование с просьбой прояснить ситуацию. Как на него ответить? Нужно будет пояснить, что в НДС-декларации вы проставили тот номер таможенной декларации, который указал в счете-фактуре ваш поставщик. Возможно, уже этого будет достаточно, чтобы снять вопрос. Другой вариант - подача уточненки с пустой строкой 150 раздела 8 НДС-декларации.

Просить ли у поставщиков исправленные счета-фактуры?

Предположим, вы получили счет-фактуру, где в графе 11 указан номер таможенной декларации короче 23 знаков, а в качестве страны происхождения в графах 10 и 10а значится, например, Китай или Германия. Посмотрите, сколько знаков в первом блоке цифр.

Если их 8 - значит, первый блок цифр заполнен корректно, а ошибка где-то в другом месте. Возможно, в третьем блоке, где отражают порядковый номер, присвоенный декларации зарегистрировавшей ее таможней. Попросите поставщика перепроверить номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре.

Если же в первом блоке цифр номера таможенной декларации меньше 8 знаков - то, скорее всего, вы купили товары, ранее растаможенные в ином государстве - члене ЕАЭС. Сообщите поставщику, что, по мнению Минфина, в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры при продаже таких товаров ставятся прочерки (Письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-14/88). Предложите исправить счет-фактуру.

Правда, нужно понимать, что если ваш поставщик не сам ввозил товары в Россию, то с большой долей вероятности вносить изменения в счет-фактуру он откажется. Ведь он несет ответственность только за соответствие данных о стране происхождения товара и номера таможенной декларации в выставленных им счетах-фактурах данным полученного им счета-фактуры и товаросопроводительных документов (Пункт 5 ст. 169 НК РФ).

Но это не только ваша проблема - поставщик ведь, заявляя вычет по полученному им счету-фактуре, тоже как-то должен будет решать вопрос с заполнением строки 150 раздела 8 НДС-декларации. Поэтому, вероятно, вы сможете договориться, чтобы впредь коротких номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах не было.

Справка. Страной происхождения товаров считается Белоруссия, Казахстан, Киргизия или Армения не только в том случае, когда товары происходят из одной из этих стран. Такой же статус и у товаров, которые происходят из третьих стран, но были выпущены в свободное обращение на территории стран - участниц ЕАЭС (Пункт 1 Решения КТС от 17.08.2010 N 335.).

Как выставлять счета-фактуры покупателям?

Если ваш поставщик исправил предъявленные вам счета-фактуры, тогда вам также не нужно указывать в исходящих счетах-фактурах страну происхождения товаров в графах 10, 10а и номер таможенной декларации в графе 11. Ставьте прочерки. И не забудьте поправить счета-фактуры, ранее выставленные покупателям товаров, приобретенных вами у поставщика, исправившего счет-фактуру.

Если же поставщик свой счет-фактуру не поправил, то возможны два варианта действий.

Вариант 1. У вас нет точных данных о том, как попали в Россию купленные вами товары. В исходящих счетах-фактурах проставляйте короткий номер таможенной декларации. Проверять достоверность данных входящего счета-фактуры Налоговый кодекс не обязывает. Но он требует при перепродаже импорта не из стран - участниц ЕАЭС переносить в исходящий документ данные входящего счета-фактуры в части указания страны происхождения и номера таможенной декларации (Пункт 5 ст. 169 НК РФ).

Вариант 2. У вас есть достоверная информация о том, что приобретенные товары ввезены в Россию из дальнего зарубежья через одну из стран - участниц ЕАЭС. И ранее на территории этой страны они были выпущены таможней для внутреннего потребления. Скажем, поставщик письменно подтвердил вам этот факт, хотя счет-фактуру и не исправил.

В таком случае можете ставить в исходящих счетах-фактурах прочерки вместо указания номера таможенной декларации и страны происхождения товаров. Дело в том, что в свете полученных от поставщика сведений показатели в графах 10 - 11 входящего счета-фактуры становятся просто некой дополнительной информацией. Ведь раз товары ввезены из страны - участницы ЕАЭС, то они считаются происходящими именно из этой страны и никакого номера таможенной декларации быть не может. Переносить же дополнительную информацию в исходящие счета-фактуры НК РФ вас не обязывает.

Узнать, в какой именно стране - участнице ЕАЭС был растаможен товар, можно по коду таможни, указанному в номере таможенной декларации (первый блок цифр). Для этого нужно найти этот код в списке таможенных органов на сайте ФТС.

К сведению. Список таможенных органов размещен на сайте ФТС для участников ВЭД: ved.customs.ru -> Базы данных -> Таможенные органы России и их структурные подразделения.

Актуальная форма расчета СВ (КНД 1151111) содержит строки «130» «140» и «150» в составе отдельных рубрикационных частей. При заполнении любой из них страхователям следует руководствоваться правилами, введенными распоряжением ФНС № ММВ-7-11/551@ от 10.10.2016 (далее по тексту - Порядок).

Рубрикационная часть расчета Кто должен заполнять Наличие строк в составе указанных рубрикационных частей

Прил. 4 разд. 1

Юрлица и ИП, которые производили социальные выплаты (пособия по болезни и т. п.) 130,

Прил. 10 разд.1

Страхователи, которые выплачивали вознаграждения учащимся очно гражданам в вузах, профессиональных образовательных организациях за работу (услуги) в студенческом отряде 130,

Под. 3.1. разд. 3

Обязанные лица, которые производили выплаты работникам 130,

Из перечисленных рубрикационных частей обязательными для заполнения являются строки «130», «140», «150» под 3.1. раздела 3. Остальные приложения и разделы заполняются при необходимости, если имеются соответствующие обстоятельства (сведения).

При подготовке нулевого расчета оформляются из перечисленных частей разд. 1, под. 1.1. и 1.2., прил.2 и разд. 3. При отсутствии суммового количественного показателя пишется «0». В рукописном варианте расчета СВ по остальным пустующим ячейкам проставляются прочерки.

Сведения о государственных пособиях: прил. 4 разд. 1 расчета КНД 1151111

Информацию по выплатам (тратам) обязанного лица ОСС (ВН и М) за счет федеральных бюджетных средств включают в прил. 4 разд. 1 расчета СВ. Прописываются данные только по сверхустановленным суммам.

Показатели указываются по ячейкам 2,3,4 построчно: ячейка «2» - число работников, получивших государственное пособие, «3» - число оплаченных дней (пособий), а «4» - размер произведенных трат.

Номер строки прил. 4 разд. 1 Какие сведения включает Правила заполнения

Государственные дотации гражданам, пострадавшим в результате ядерных испытаний на полигоне в Семипалатинске

Порядок, ч. 13, п. 13.7; данная строка итоговая, заполняется по ячейкам «2» и «4» идентично строке «140» ячейкам «2» и «4», формируется автоматически
140 Порядок, ч. 13, п. 13.3 и 13.7; записывается число оплаченных дней
150 Государственные дотации, выплачиваемые гражданам из подразделений особого риска Порядок, ч. 13, п. 13.8; рассматриваемая строка по ячейкам «2» и «4» итоговая, ее значение подсчитывается автоматически путем суммирования показателей последующих строк:

(суммовое значение строки «160» + суммовое значение строки «170» + суммовое значение строки »180») ячеек «2» и «4»

Особенности заполнения строк «130» и «140» прил. 10 разд.1 расчета КНД 1151111

Прил. 10 разд.1 расчета КНД 1151111 заполняет отдельная категория страхователей, которая осуществляет выплаты обучающимся гражданам в определенных образовательных организациях за работу (услуги) в студенческих отрядах. Вносимые сведения необходимы в части применения норм НК РФ, ст. 422, п. 3, п. п. 1. Настоящая статья определяет суммы, необлагаемые общеобязательными страховыми взносами.

В части применения ее по сведениям, которые вносятся в рассматриваемое приложение, примечателен п. п. 1 пункта 3. Им установлено, что база общеобязательных взносов по страхованию не включает вознаграждения очников вузов, профессиональных образовательных организаций, которые выплачивались им за работу (услуги) в студенческом отряде.

Правила оформления данного приложения определены ч. 19 Порядка. Среди рассматриваемых строк заполняются только две:

  1. «130» - датировка записи из реестра соответствующего федерального органа исполнительной власти (прописывается сообразно ч. 19 п. 19.12 Порядка).
  2. «140» - нумерация записи из реестра надлежащего федерального органа исполнительной власти (указывается сообразно ч. 19 п. 19.13 Порядка).

Данное приложение построчно оформляется при открытии вкладки «Новая запись».

Внесение сведений о физическом лице: под. 3.1. разд. 3 расчета КНД 1151111

Сюда (под. 3.1.) записываются персонифицированные данные по всем застрахованным работникам, включая работающих у страхователя по договорам и получающих выплаты. Указываются данные за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода.

Под. 3.1. предназначен для индивидуальных сведений. Сюда построчно вносится следующая информация:

  1. «130» - код пола сообразно ОК 018-2014 (Порядок, ч. 22, п. 22.16), а именно: «1» - мужской либо «2» – женский.
  2. «140» - кодировка удостоверяющего личность документа сообразно нормам прил. 6 Порядка (ч. 22, п. 22.17 настоящего Порядка).
  3. «150» - номер и серия предъявленного документа. Два показателя отделяются пробелом, символ «№» не пишется (Порядок, ч.22, п. 22.18).

Рассматриваемые составляющие данного раздела оформляют все категории страхователей в обязательном порядке. При внесении корректировочных данных руководствуются предписаниями части 1 («Общие положения») действующего Порядка и НК РФ, ст. 81.

Ошибки при оформлении рассматриваемых строк в соответствующих рубрикационных частях расчета КНД 1151111

Неправильное оформление разделов, погрешности в суммовых, количественных показателях - наиболее частые ошибки, совершаемые при заполнении расчета. Выявить их может как сам страхователь, так и налоговый инспектор.

Практически у страхователя остается один выход - представить налоговым органам корректировочный вариант расчета СВ. Нормы законодательства обязывают включать в его состав те же разделы, что присутствовали в первичной версии. Разд. 3 оформляют на работников, по которым требуется внести изменения.

Экспертное мнение к вопросу об уточнении информации по персональным данным разд. 3 расчета КНД 1151111

В письме Министерства финансов РФ № БС-4-11/12446@ от 28.06.2017 даются разъяснения по порядку составления и подачи уточняющих расчетов СВ начиная с первого квартала 2017 года.

Предметно, акцентируется внимание на внесении изменений в расчет СВ путем составления его второго уточняющего варианта с учетом требований ст. 81 НК РФ. Такая необходимость возникает на основании одного из уведомлений от ФНС следующего характера, детально:

  • об уточнении декларации по налогам (расчета);
  • об отказе в принятии данного вида отчетности;
  • о непредставлении расчета СВ (когда сдали электронный вариант);
  • об уточнении налоговой отчетности, поданной на бумаге;
  • об отказе в принятии бумажного варианта налоговой отчетности;
  • о непредставлении расчета СВ (при подаче его на бумаге).

ФНС вправе стандартно отправить страхователю уведомление с требованием дать пояснения. Во всех перечисленных случаях обязанному лицу следует придерживаться определенных норм. Данные вносятся строгим порядком по каждому работнику, по которому в сведениях имеются расхождения.

Во-первых, в под. 3.1 построчно прописывается персональная информация из первого варианта расчета СВ, попутно проставляется «0» в под. 3.2 (строки 190-300). Во-вторых, синхронно вносятся правильные личные данные конкретного работника в под. 3.1. При этом под. 3.2. (строки 190-300) заполняется согласно действующему порядку с корректировкой отдельных данных и последующими правками показателей разд.1, если это необходимо. Если правки вносятся по под. 3.2., то в уточняющую версию расчета СВ включается разд. 3.

Письмо составлено действительным государственным советником РФ 2 класса С.Л. Бондарчуком.

Пример 1. Индивидуальные сведения по работнику: под. 3.1. разд. 3 расчета СВ, образец оформления строк «130», «140», «150»

ООО «Василек» вносит сведения по работнику Казимиру Александру Борисову в под. 3.1. разд. 3 расчета. Заполнить нужно все позиции подраздела: ИНН. СНИЛС, инициалы работника полностью, код страны гражданства сообразно ОК стран мира (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (для РФ - цифровое значение «643»), дату рождения, признак застрахованного работника в системе (отметка по ОПС, ОМС, ОСС).

По Казимиру Александровичу Борисову построчно указываются:

  • «130» - мужской пол (цифровое значение «1»);
  • «140» - код документа, удостоверяющего личность работника Борисова, сообразно прил. 6 Порядка (цифровое значение «21» для паспорта);
  • «150» - паспортные данные К. А. Борисова: серия « 45 04», номер - «365418 (серия - это первые четыре цифры, а номер - оставшиеся шесть).

По данной строке отражается информация о текущем налоге на прибыль, т.е. о сумме налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет, отраженной в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (п. 24 ПБУ 18/02).

Способ 1. Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода (п. п. 21, 22 ПБУ 18/02).

При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль равен условному расходу по налогу на прибыль (п. 21 ПБУ 18/02).

Способ 2. С 01.01.2008 текущий налог на прибыль может определяться на основе Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (строка 180 листа 02) (п. 22 ПБУ 18/02).

Заметим, что такой способ не освобождает организацию от необходимости отражать в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы, постоянные налоговые обязательства и активы, а также отложенные налоговые обязательства и активы (п. п. 3, 7, 14, 15 ПБУ 18/02.

При этом при любом способе определения текущий налог на прибыль должен быть равен сумме налога на прибыль, отраженной в Налоговой декларации по налогу прибыль организаций и исчисленной по данным налогового учета.

Способ определения величины текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации (п. 22 ПБУ 18/02).

Под условным расходом (доходом) по налогу на прибыль понимается величина, определяемая как произведение бухгалтерской прибыли (убытка) на ставку налога на прибыль. Условный расход (доход) по налогу на прибыль отражается на счете 99 "Прибыли и убытки" обособленно (в аналитическом учете или на отдельном субсчете) (п. 20 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов).

Организация может справочно указать сумму условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в форме N 2 (п. 25 ПБУ 18/02).

Показатель графы 3 строки 150 (за отчетный период) определяется исходя из показателей условного расхода (дохода) по налогу на прибыль (отражаемого обособленно по счету 99), скорректированного на сумму сальдо постоянных налоговых обязательств и активов, увеличения (уменьшения) отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Сальдо постоянных налоговых обязательств и активов определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 99 (в обособленном учете постоянных налоговых обязательств и активов) или как показатель по строке 200 "Постоянные налоговые обязательства (активы)". Положительное сальдо означает, что обязательства больше активов, и приводит к увеличению платежей в бюджет. Поэтому при определении текущего налога на прибыль положительное сальдо увеличивает условный расход (доход) по налогу на прибыль.

Отрицательное сальдо означает, что обязательства меньше активов, и приводит к уменьшению платежей в бюджет. Поэтому при определении текущего налога на прибыль оно уменьшает условный расход (доход) по налогу на прибыль.

Под увеличением отложенных налоговых активов понимается положительная разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09 "Отложенные налоговые активы" (показатель по строке 141). Увеличение отложенных налоговых активов приводит к увеличению платежей в бюджет, поэтому при корректировке эту величину следует прибавлять к условному расходу (доходу) по налогу на прибыль.

Под уменьшением отложенных налоговых активов понимается отрицательная разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09 (показатель по строке 141 в круглых скобках). Уменьшение отложенных налоговых активов влечет уменьшение платежей в бюджет, поэтому при определении текущего налога на прибыль эта величина вычитается из условного расхода (дохода) по налогу на прибыль.

Под уменьшением отложенных налоговых обязательств понимается отрицательная разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" (показатель по строке 142). Уменьшение отложенных налоговых обязательств приводит к увеличению платежей в бюджет, поэтому при корректировке эту величину следует прибавлять к условному расходу (доходу) по налогу на прибыль.

Под увеличением отложенных налоговых обязательств понимается положительная разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77 (показатель по строке 142 в круглых скобках). Увеличение отложенных налоговых обязательств влечет уменьшение платежей в бюджет, поэтому при определении текущего налога на прибыль эта величина вычитается из условного расхода (дохода) по налогу на прибыль.

Полученный показатель текущего налога на прибыль указывается по строке 150 в круглых скобках.

«Расчеты по налогу на прибыль» ]

Условный расход(условный доход) по налогу на прибыль

Постоянное налоговое обязательство

Отложенный налоговый актив

Отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток)

По этой строке отражается сумма налога на прибыль, сформированная по данным налогового учета за отчетный (налоговый) период и отраженная в бухгалтерском учете на счете 68 .

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР РАСЧЕТА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

(ТЕКУЩЕГО НАЛОГОВОГО УБЫТКА), ОТРАЖАЕМОГО

В ОТЧЕТЕ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Базовые данные

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год организация "А" в Отчете о прибылях и убытках отразила прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) в размере 126 110 рублей. Ставка налога на прибыль составила 24 процента.

Факторы, которые повлияли на отклонение налогооблагаемой прибыли (убытка) от бухгалтерской прибыли (убытка):

1. Представительские фактические расходы превысили ограничения по представительским расходам, принимаемым для целей налогообложения, на 3 000 руб.

2. Амортизационные отчисления, рассчитанные для целей бухгалтерского учета, составили 4 000 рублей. Из этой суммы для целей налогообложения к вычету принимается 2 000 руб.

3. Начислен, но не получен процентный доход в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации "В" в размере 2 500 руб.

Механизм образования постоянных, вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц указан в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Виды доходов и расходов

Суммы, учитываемые при определении бухгалтерской прибыли (убытка) (руб.)

Суммы, учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли (убытка) (руб.)

Разницы, возникшие в отчетном периоде (руб.)

Представительские расходы

15 000

12 000

3 000
(постоянная разница)

Сумма начисленной амортизации на амортизируемое имущество

4 000

2 000

2 000
(вычитаемая временная разница)

Начисленный процентный доход в виде дивидендов от долевого участия

2 500

2 500
(налогооблагаемая временная разница)

Используя приведенные в таблице 1 данные, произведем необходимые расчеты по налогу на прибыль с целью определения текущего налога на прибыль.

Условный расход по налогу

на прибыль - 126 110 (руб.) x 24 / 100 = 30 266,4 (руб.)

Постоянное налоговое

обязательство составляет - 3 000 (руб.) x 24 / 100 = 720 (руб.)

Отложенный налоговый

актив составляет - 2 000 (руб.) x 24 / 100 = 480 (руб.)

Отложенное налоговое

обязательство составляет - 2 500 (руб.) x 24 / 100 = 600 (руб.)

Текущий налог на прибыль = 30 266,4 (руб.) + 720 (руб.) +

480 (руб.) - 600 (руб.) = 30 866,4 (руб.)

Размер текущего налога на прибыль, сформированного в системе бухгалтерского учета и подлежащего уплате в бюджет, отраженный в Отчете о прибылях и убытках и в налоговой декларации по налогу на прибыль, составит 30 866,4 руб.

В целях проверки механизма отражения расчетов по налогу на прибыль в системе бухгалтерского учета, на правильность исчисления налога на прибыль, предназначенного для уплаты в бюджет, произведем расчет текущего налога на прибыль, используя способ корректировки бухгалтерских данных в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Требуемые корректировки указаны в таблице 2.

Таблица 2

Прибыль согласно отчету о прибылях и убытках (бухгалтерская прибыль)

126 110 (руб.)

Увеличивается на
в т.ч.:

5 000 (руб.)

представительские расходы, превышающие предел, установленный налоговым законодательством

3 000 (руб.)

величину амортизационных отчислений, отнесенную свыше принятых в целях налогообложения сумм к возмещению (например, из-за несоответствия выбранных способов начисления амортизации)

2 000 (руб.)

Уменьшается на
в т.ч.:

2 500 (руб.)

сумму неполученного процентного дохода в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций

2 500 (руб.)

Итого налогооблагаемая прибыль

128 610 (руб. )

Текущий налог на прибыль = 128 610 (руб.) x 24 / 100 = 30 866,4 (руб.)

На сегодняшний день в Интернете и даже в специализированных журналах можно легко найти информацию о том, как подготовить Декларацию по НДС в программе 1С:Бухгалтерия 8, редакция 3.0. Также, на многих ресурсах опубликованы статьи об организации учета по НДС в данной программе и о существующих в программе проверках ведения учета по НДС и способах поиска ошибок.

Поэтому не будем в статье еще раз подробно описывать принципы организации учета по НДС в 1С:Бухгалтерии 8, напомним лишь основные моменты:

  • Для учета по НДС в программе используются внутренние таблицы, которые в терминах 1С называются «Регистры накопления». В этих таблицах содержится намного больше информации, чем в проводках по 19 счету, что позволяет отражать в программе
  • При проведении документов программа сначала выполняет движения по регистрам, а уже на основании регистров формирует проводки по 19 и 68.02 счетам;
  • Отчетность по НДС формируется ТОЛЬКО по данным регистров. Поэтому, если пользователь вводит какие-либо ручные проводки по счетам учета НДС, не отражая их в регистрах – эти корректировки в отчетности не отразятся.
  • Для проверки корректности ведения учета по НДС (в том числе соответствия данных в регистрах и проводках) существуют встроенные отчеты – Экспресс-проверка ведения учета, Анализ учета по НДС.

Однако обычному пользователю-бухгалтеру намного более привычно работать со «стандартными» отчетами по бухгалтерскому учету – Оборотно-сальдовой ведомостью, Анализом счета. Поэтому естественно, что бухгалтеру хочется сопоставить данные этих отчетов с данными в Декларации – проще говоря, проверить Декларацию по НДС по оборотке. И если в организации простое ведение учета по НДС – нет раздельного учета, нет импорта/экспорта, то задача сверки Декларации с бухучетом достаточно проста. Но если в учете НДС появляются какие-то более сложные ситуации – у пользователей уже возникают проблемы сопоставления данных в бухучете и данных в Декларации.

Данная статья призвана помочь бухгалтерам выполнить «самопроверку» заполнения Декларации по НДС в программе. Благодаря этой статье пользователи смогут:

  • самостоятельно проверять корректность заполнения Декларации по НДС и соответствие данных в ней данным бухгалтерского учета;
  • выявлять места, в которых данные в регистрах программы расходятся с данными в бухучете.

Исходные данные

Итак, для примера возьмем организацию, которая занимается оптовой торговлей. Организация закупает товары как на внутреннем рынке, так и путем импорта. Товары могут быть реализованы по ставкам 18% и 0%. При этом организация ведет раздельный учет НДС.

В первом квартале 2017 года в учете зарегистрированы операции:

  1. Выданы авансы поставщикам, сформированы счета-фактуры на аванс;
  2. Получены авансы от покупателей, сформированы счета-фактуры на аванс;
  3. Приобретены товары под деятельность, облагаемую НДС 18%;
  4. Приобретены товары под деятельность, облагаемую НДС 0%;
  5. Приобретены импортные товары, зарегистрирован таможенный НДС;
  6. Зарегистрирован входящий НДС по услугам сторонних организаций, который должен быть распределен на операции по 18% и 0%;
  7. Приобретено основное средство по ставке НДС 18%, сумму налога необходимо распределить на операции по разным ставкам НДС;
  8. Реализованы товары по ставке НДС 18%;
  9. Реализованы товары под деятельность, облагаемую НДС 0%;
  10. Часть товаров, по которым НДС по ставке 18% ранее был принят к вычету, реализована по ставке 0% – отражено восстановление НДС, принятого к вычету;
  11. Отражена отгрузка без перехода права собственности и затем реализация отгруженных товаров;
  12. Подтверждена ставка 0% для реализаций;
  13. Выполнены регламентные операции по НДС – сформированы записи книги продаж и покупок, распределен НДС на операции по 18% и 0%, подготовлены записи книги покупок для ставки 0%.

Проверка данных отчетности

1.Проверяемые данные

После выполнения всех регламентных операций по НДС, Декларация по НДС заполнена у нас следующим образом:

Строки 010-100:

Строки 120-210:

Приступаем к проверке Декларации.

2.Проверка Раздела 4

Для начала, так как у нас были продажи по ставке 0%, проверим заполнение 4 Раздела Декларации:

Для этого необходимо сравнить данные в 4 Разделе с оборотами по счету 19 по способу учета НДС «Блокируется до подтверждения 0%» в корреспонденции со счетом 68.02. Для этого сформируем отчет «Анализ счета» по счету 19, установив в нем отбор по способу учета:

Кредитовый оборот по счету 68.02 в этом отчете показывает нам общую сумму налога, которая «легла» на подтвержденные реализации по ставке 0%. Данная сумма должна совпадать со строкой 120 Раздела 4 Декларации по НДС .

3.Проверка Раздела 3

  1. Строка 010

В данной строке показываются суммы от продажи товаров, работ, услуг по ставке 18% и суммы налога, исчисленные с таких операций. Следовательно, сумма налога по данной строке должна соответствовать сумме кредитовых оборотов по счету 68.02 в корреспонденции со счетами 90.03 и 76.ОТ (отгрузки без перехода права собственности):

  1. Строка 70

В строке 070 указываются суммы НДС с авансов, полученных от покупателей в отчетном периоде. Следовательно, для проверки этой суммы необходимо смотреть на кредитовый оборот по счету 68.02 в корреспонденции со счетом 76.АВ :

  1. Строка 080

В строке должны быть отражены суммы НДС, подлежащие восстановлению по различным операциям. В данную строку включаются суммы НДС с авансов поставщикам, зачтенные в отчетном периоде, а также суммы НДС, восстановленного при изменении назначения использования ценностей.

НДС с авансов поставщикам учитывается по счету 76.ВА, поэтому суммы зачтенного НДС проверяем по кредитовому обороту счета 68.02 в корреспонденции со счетом 76.ВА. Суммы восстановленного НДС отражены в бухучете как кредитовый оборот по счету 68.02 в корреспонденции с субсчетами счета 19 :

  1. Строка 090

Данная строка является уточнением к строке 080 – здесь отдельно показываются суммы НДС с авансов поставщикам, зачтенных в отчетном периоде:

  1. Строка 120

Как проверить строку 120 Декларации по НДС, если организация ведет раздельный учет по НДС? В строке должны быть отражены суммы налога по приобретенным товарам, работам, услугам, который подлежит вычету в отчетном периоде. Поэтому для проверки значения по этой строке необходимо из оборотов по дебету счета 68.02 в корреспонденции со счетами 19.01, 19.02, 19.03, 19.04, 19.07 вычесть обороты по счету 19 по способу учета НДС «Блокируется до подтверждения 0%» в корреспонденции со счетом 68.02 (сумма, указанная в строке 120 Раздела 4 Декларации).

  1. Строка 130

В строке указываются суммы НДС с авансов, выданных поставщикам в отчетном периоде. Суммы начисленного НДС проверяем по дебетовому обороту счета 68.02 в корреспонденции со счетом 76.ВА :

  1. Строка 150

В строке 150 указываются суммы НДС, уплаченные на таможне при импорте товаров. Значение в этой строке должно совпадать с дебетовым оборотом по счету 68.02 в корреспонденции со счетом 19.05 :

  1. Строка 160

Строка заполняется суммами НДС, который наша организация уплатила при ввозе товаров из стран Таможенного союза. Данная строка сверяется с дебетовым оборотом счета 68.02 в корреспонденции со счетом 19.10 :

  1. Строка 170

И, наконец, строка 170 заполняется суммами НДС с авансов покупателей, полученных в отчетном периоде. Данное значение в бухучете отражено как дебетовый оборот по счету 68.02 в корреспонденции со счетом 76.АВ :

4.Итоги проверки

Если собрать воедино все проверки для Раздела 3 и отразить их в отчете «Анализ счета» по счету 68.02, то получим вот такую «раскраску»:

По итогам проверки видим, что все суммы, отраженные в бухучете «нашли» свое место в Декларации по НДС. И каждая строка из Декларации, в свою очередь, может быть нами расшифрована с позиции отражения данных в бухгалтерском учете. Таким образом, мы убедились в том, что все операции в программе отражены корректно, без ошибок, данные в регистрах и проводках совпадают и, следовательно, наша отчетность по НДС является правильной и достоверной.

Резюме

Подвоя итоги, можно отобразить методику сверки Декларации и данных бухучета в виде таблицы:

Строка Декларации

Данные в бухучете

Строка 010, Раздел 3

Обороты Дт 90.03 Кт 68.02 + Обороты Дт 76.ОТ Кт 68.02

Строка 070, Раздел 3

Обороты Дт 76.АВ Кт 68.02

Строка 080, Раздел 3

Обороты Дт 19(…) Кт 68.02 + Обороты Дт 76.ВА Кт 68.02

Строка 090, Раздел 3

Обороты Дт 76.ВА Кт 68.02

Строка 120, Раздел 3

Обороты Дт 68.02 Кт 19(01, 02, 03, 04, 07)

Строка 130, Раздел 3

Обороты Дт 68.02 Кт 76.ВА

Строка 150, Раздел 3

Обороты Дт 68.02 Кт 19.05

Строка 160, Раздел 3

Обороты Дт 68.02 Кт 19.10

Строка 170, Раздел 3

Обороты Дт 68.02 Кт 76.АВ

Строка 120, Раздел 4

Обороты Дт 68.02 Кт 19(по способу учета «Блокируется до подтверждения 0%»)

Конечно, в программе 1С:Бухгалтерии 8, ред. 3.0 на сегодняшний день реализована методика учета НДС, которая позволяет максимально простым и удобным для пользователя способом отражать даже сложные и нестандартные операции по НДС. При этом в системе также заложено множество проверок, помогающих не допускать ошибки при отражении операций. Однако, к сожалению, все предусмотреть нельзя и ошибки вследствие человеческого фактора все же могут возникать.

Способ проверки отчетности по НДС, описанный в данной статье, поможет пользователю выявить наличие таких ошибок в учете и понять, какие разделы учета по НДС необходимо перепроверить. Кроме того, данный способ не отнимает много времени – потратив буквально полчаса, бухгалтер понимает, все ли правильно отражено в программе в части НДС или же нужно перепроверить какие-то моменты и начать использовать инструменты детального анализа и поиска ошибок по НДС.



 

Возможно, будет полезно почитать: