420 фз ук. Федеральный закон о внесении изменений в уголовный кодекс российской федерации и отдельные законодательные акты российской федерации

Федеральный закон №420 «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 17 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. Вступил в силу ФЗ-420 7 декабря 2011 года. Закон содержит 8 статей.

Последние поправки в УК РФ вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись пункта 7 статьи 4. Из него были исключены абзацы 6 и 7.

Ниже будут рассмотрены статьи, которые при последней редакции не были изменены, но важны для рассмотрения.

Статья 1

В статье 1 регламентируется список изменений, которые необходимо внести в Уголовный Кодекс РФ.

В их число входят:

  • в части 2 статьи 15 словосочетание «двух лет» заменить на «трех лет»;
  • в части 3 статьи 15 словосочетание «два года» заменить на «три года»;
  • часть 6 статьи 15 дополнить следующим: «при наличии смягчающих обстоятельств в деле суд вправе изменить категорию преступления на меньшую.» Это возможно при условии, что осужденный был приговорен к лишению свободы не более, чем на 3 года;
  • в пункт 3.1 статьи 44 добавить словосочетание «принудительные работы»;
  • часть 1 статьи 45 дополнить словосочетанием «принудительные работы»;
  • часть 5 статьи 46 дополнить предложением в котором говорится о положенном наказании за неуплату штрафа;
  • в части 2 статьи 49 словосочетание «до двухсот сорока» заменить на «до четырехсот восьмидесяти»;
  • статья 53.1 должна быть дополнена следующей информацией: Принудительные работы являются альтернативным вариантом наказания в виде лишения свободы. Они назначаются за совершение преступлений средней и небольшой тяжести. Принудительные работы могут быть назначены сроком от 3 месяцев до 5 лет. Принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, которых суд признал недееспособными, инвалидам первой и второй группы, беременным, женщинам у которых двое и больше детей, а также военнослужащим и пенсионерам;
  • статья 82.1 дополняется информацией об отсрочке наказаний для наркоманов. Если лицо, страдающее наркотической зависимостью совершило впервые преступление, то суд может смягчить наказание. Это возможно, если человек согласился проходить лечение в специальных медицинских учреждениях;
  • во 2 абзаце части 1 статьи 116 Уголовного Кодекса заменить слова «от ста восьмидесяти до двухсот сорока» на «до четырехсот восьмидесяти»;
  • в абзаце 2 части 2 ст 121 заменить словосочетание «за период до двух лет» на «либо принудительными работами на срок до одного года»;
  • 6 абзац части 2 ст 158 изложить в следующей форме: «назначается штраф в размере 200 тысяч рублей или в размере ежемесячной зарплаты, или же иного дохода».

Статья 2

Во 2 ст Федерального закона №420 обозначено изменение, которое необходимо внести в часть 4 ст 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Она должна быть дополнена пунктом 3.1 об органе власти, который осуществляет контроль над лицом, проходящим реабилитацию от наркотической зависимости.

Статья 3

Ст 3 регламентирует список изменений, которые необходимо внести в Уголовный Кодекс РФ.

Основными из них являются:

  1. в части 9 ст 12 после слов «осужденные к» дописать словосочетание «принудительным работам»;
  2. в части 2 ст 13 после фразы «исполняющего наказание в виде» дописать «принудительных работ»;
  3. в части 4 ст 14 после слов «осужденным к» дописать «принудительным работам»;
  4. часть первую ст 39 изложить в следующей редакции: «исправительные работы осуществляются заключенными по месту постоянной работы, если такого нет, то по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, самоуправляющий орган назначает место отрабатывания наказания»;
  5. статью 60.3 дополнить информацией о сроке исчисления принудительных работ. В срок не включается период отсутствия осужденного без разрешения проверяющего;
  6. ст 60.4 дополнить информацией об обязанностях лиц, находящихся под надзором:
  • соблюдать правила внутреннего распорядка на территории исправительного центра;
  • добросовестно работать в центре, куда были направлены;
  • находиться на территории центра постоянно и быть в поле зрения;
  • без дополнительных материальных поощрений участвовать во всех благотворительных мероприятиях, связанных с благоустройством зданий и общественных сооружений;
  • иметь при себе копию удостоверения личности.

Согласно изменениям, внесенным в Уголовный Кодекс, осужденный вправе выехать за территорию исправительного центра сроком на 5 суток. Это возможно только с разрешения администрации и также после постановки осужденного на учет.

На основании новых изменений в Уголовном Кодексе, заключенным не разрешается приобретать предметы, запрещенные законодательством РФ. Администрация исправительного центра вправе совершать обыски в комнатах осужденных, и проводить досмотр личных вещей. Если у администрации нет претензий к осужденному, то ему положен ежегодный отпуск за пределами центра.

Изменения в Уголовном Кодексе коснулись и материально-бытового обеспечения осужденных к принудительным работам. Каждому осужденному положено отдельное спальное место и необходимые к нему принадлежности. Одежда, обувь и питание — за счет осужденного. Если он не обладает денежными средствами, государство предоставляет вещи жизненной необходимости из средств федерального бюджета.

Статья 4

В ст 4 Уголовного Кодекса указываются понятия возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ.

Ст 7 Уголовного Кодекса о домашнем аресте излагается в новой форме. Согласно изменениям, домашний арест применяется в случаях, когда нельзя применить другое смягчающее наказание. Домашний арест назначается сроком до двух месяцев. Срок начинает исчисляться с момента вынесения решения судом.

Судья назначивший домашний арест вправе запретить:

  • обвиняемому выход за пределы дома, где он проживает;
  • коммуникации с определенной категорией людей;
  • отправку или получение писем;
  • выход в «Интернет».

Положения Уголовного Кодекса в отношении принудительных работ в качестве наказания начали действовать с 1 января 2017 г. Положения о домашнем аресте, отсрочке отбывания наказания и других важных аспектах, обозначенных в Уголовном Кодексе, начали свое действие 1 января 2012 г. Закон №420 был подписан Президентом РФ 7 декабря 2011 г.

В связи с принятием изменений в Уголовный кодекс Федеральным законом № 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года у граждан возникает много вопросов. Основные вопросы – это будет ли амнистия и как закон поможет снизить наказание. Сразу определимся, что 420-ФЗ – это не амнистия.

Заветное слово амнистия каждый год будоражит людей, привлеченных к уголовной ответственности. Хочу заметить, что амнистия – довольно редкое явление. Как правило, амнистию приурочивают к какому-либо событию. Последняя издавалась в 2010 году к 65-летию окончания Великой отечественной войны. Этим актом от наказания освобождались только участники ВОВ и узники концлагерей. Сколько таких людей могли сидеть в тюрьме или быть под следствием? Вот и прикиньте скольких человек коснулась амнистия. К тому же тяжкие статьи под амнистию, как правило, не подпадают. Так что, про амнистию лучше забыть.

Широко разрекламированное смягчение уголовного законодательства с принятием ФЗ – 420 лишь на первый взгляд оказалось существенным смягчением. Да, законом действительно снижены некоторые размеры наказания в виде лишения свободы (например, за похищение человека снижены нижний и верхний пределы по всем частям), но зато увеличены размеры наказаний в виде обязательных работ по большинству статей УК. Этим же законом в УК РФ введена новая статья 53.1, предусматривающая новый вид наказания – принудительные работы. Это наказание будет применяться взамен лишения свободы, если назначенное наказание не превышает 5 лет. Однако принудительные работы будут применяться только с 01 января 2013 года. Еще одно послабление – введена ч.5 ст.62. Этой частью установлено, что при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, размер наказания не может превышать двух третей от максимального наказания.

Интересное и одно из немногих существенных нововведений – изменения в ч.2 ст.69 УК РФ о назначении наказания по совокупности преступлений. Если раньше положения этой статьи касались только преступлений небольшой и средней тяжести, то теперь под действия статьи подпадают покушение и приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. Особенно актуально это изменение будет для ст.228-1 УК РФ, то есть по сбыту наркотиков. Обычно сбыт фиксируется посредством закупки сотрудниками полиции либо ФСКН и в уголовном деле квалифицируется как покушение на сбыт.

Существенное изменение – это исключение из УК статьи 188 об ответственности за контрабанду. Теперь уголовная ответственность будет наступать только за контрабанду предметов и веществ, запрещенных в свободном гражданском обороте. Уголовные дела, находившиеся в производстве судов и следователей по этой статье должны быть прекращены. Также утратили силу ст.129 Клевета и ст.130 Оскорбление. Эти деяния переведены в разряд административных правонарушений.

Еще введены несколько новых статей, заслуживающих внимания: ст.76.1 Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности; ст.82.1 Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.

По экономическим преступлениям лица, впервые их совершившие могут быть освобождены от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба гражданину или перечисления незаконного дохода в бюджет, а также при условии перечисления пятикратного размера ущерба или незаконного дохода опять же в бюджет. Государство решило немного пополнить казну и узаконить откуп от наказания.

Особый интерес у людей привлекаемых либо привлеченных к уголовной ответственности по «наркоманским» статьям вызвала возможность вместо наказания пройти курс лечения. Мое мнение – если смягчение в этой области и будет, то не значительное. Судят очень жестко, особенно за сбыт. Замена лишения свободы лечением возможно только за хранение, перевозку, пересылку, культивирование, подделку рецептов (то есть все что связано с личным потреблением). Для этого нужно быть ранее не судимым и признанным больным наркоманией (встать на учет в соответствующем медицинском учреждении). Но лечение – не замена наказанию, а всего лишь отсрочка. Если курс лечения и медико-социальной реабилитации не будет пройден, либо длительность ремиссии после дечения составит менее двух лет, то осужденный будет направлен для отбывания наказания в соответствующее учреждение.

Из остальных новшеств, на мой взгляд, внимания заслуживает только ч.6 ст.15 УК РФ о праве суда изменить категорию преступления. Теперь суд имеет право снизить категорию преступления на одну ступень. Тут каждый сам решает что ему делать: либо биться со следствием до конца, либо сразу сотрудничать и собирать положительный характеризующий материал для снижения категории преступления. Но такое снижение означает всего лишь возможность отбыть чуть меньше назначенного срока. По сути изменение категории преступления имеет значение для: исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности; для определения вида исправительного учреждения; для исчисления сроков УДО; для исчисления сроков замены наказания более мягким. То есть снижение категории влияет на теоретическую возможность отбыть наказание чуть меньше назначенного по приговору. Этой же статьей изменен срок наказания для определения преступления небольшой тяжести – до трех лет. Но я существенной пользы от этого не заметил (может плохо смотрел).

Изменения в Особенную часть УК (в конкретных статьях) я не буду рассматривать, поскольку наказание в любом случае остается на усмотрение суда.

В целом, принятый закон 420-ФЗ принесет облегчение только по делам о контрабанде и некоторое снижение наказания по делам о сбыте наркотиков.

Если у Вас есть вопросы по тексту статьи либо по закону и его применению, просим задавать их в комментариях либо в соответствующем разделе сайта.

Вконтакте

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5498; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748) следующие изменения:
1) в статье 1 :
а) в пункте 14 слова "отнесенных к объектам рыболовства" исключить;
б) в пункте 17 слова "рыбоводство (аквакультура)" заменить словом "аквакультура";
в) в пункте 19
г) в пункте 20 слово "рыбоводству" заменить словом "аквакультуре";
2) в части 1 статьи 2:
а) в пункте 4
б) в пункте 6 слова ", отнесенным к объектам рыболовства," исключить;
в) в пункте 7 слова ", отнесенных к объектам рыболовства," исключить;
г) в пункте 9 слова "отнесенных к объектам рыболовства," исключить;
3) в части 2 статьи 5 слова "отнесенных к объектам рыболовства," исключить;
4) в части 1 статьи 7.2 слово "рыбоводство" заменить словами "товарное рыбоводство";
5) дополнить статьей 7.3 следующего содержания:

"Статья 7.3. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и настоящим Федеральным законом.
2. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия водных биоресурсов из среды их обитания.
3. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".";
6) в статье 11 :
а) в наименовании слова ", отнесенных к объектам рыболовства" исключить;
7) в статье 12 :
а) в наименовании слова ", отнесенных к объектам рыболовства" исключить;
б) слова ", отнесенных к объектам рыболовства," исключить;
8) в статье 13 :
а) в наименовании слова ", отнесенных к объектам рыболовства" исключить;
б) в части 1 :
в абзаце первом слова ", отнесенных к объектам рыболовства," исключить;

Утратила силу. – Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ.

Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно- технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

  • ред. Федерального закона от 07.05.2002 № 50-ФЗ)
  • 1. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226 1 и 275 настоящего Кодекса) (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ),

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок

2. Те же деяния, совершенные группой лиц но предварительному сговору (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ), –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного нравом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).

Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

1. Незаконным будет такой экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, указанных в ч. 1 и 3 ст. 189 УК товаров, либо выполнение работ или оказание услуг, которые осуществлены в нарушение установленного для соответствующей деятельности порядка. Такой порядок определен федеральными законами от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 28.07.2012), от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 06.12.2011), от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 10.07.2012), в которых, в частности, приведены требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая их лицензирование.

Некоторые из понятий, используемых в комментируемой статье при описании признаков обсуждаемого преступления, в законодательстве и подзаконных актах в общем виде не определены, в том числе понятия сырья, материалов, оборудования, технологий, однако их конкретные виды указаны в Списках контролируемых товаров и технологий, например, в Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 08.08.2001 № 1005 (в ред. от 29.04.2011), Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661, и др.

Также порядок внешнеэкономической деятельности регламентируется целым рядом подзаконных актов, например, Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 № 462 (в ред. от 28.03.2012), Правилами получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517 (в ред. от 11.10.2012), и иными документами. Данным порядком предусмотрены различные процедуры, например, порядок, основания выдачи генеральных лицензии на вывоз из Российской Федерации контролируемых оборудования и материалов.

Существуют прямые запреты совершения сделок, нарушение которых свидетельствует о незаконности сделки (см., в частности, ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле"),

  • 2. Поскольку в ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, то, следовательно, под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю товаров, указанных в комментируемой статье, нужно понимать перемещение товара через таможенную границу с обязательством об обратном ввозе, например, на выставку, либо такую передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), которая осуществляется без перемещения через таможенную границу. В последнем случае для квалификации деяния по комментируемой статье необходимо установить, что передача материалов, технологий, выполнение работ и т.д. в рамках сотрудничества с иностранными лицами была запрещена (или предусматривала порядок, который лицо нарушило) в принципе, а не только при экспорте.
  • 3. Как указано в законе, комментируемая статья применяется при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 2261 и 275 УК. Это означает, что при конкуренции ст. 2261 УК и названных норм приоритет имеют эти нормы.
  • 4. Если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ст. 2261 УК.
  • 5. Субъективная сторона – прямой умысел.
  • 6. Специальный субъект преступления определяется в Примеч, к комментируемой статье.
  • 7. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. коммент, к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых – специальный, см. коммент, к ст. 174.


 

Возможно, будет полезно почитать: