Блажен, кто не соблазнится о мне. Проповедь - блажен, кто не соблазнится о мне

МФ. 11:6

Г. М. В.

Вопрос : какой смысл несут в себе слова: «И блажен , кто не соблазнится обо Мне»?

1. Уточним по Слову само понятие «соблазна». В Мф . 11:6, равно как и в Лк. 7:23, используется греческое слово skandalidzo . Оно является производным от слова skandalon , которое, в свою очередь происходит от слова kampto . Поэтому, для полноты картины, рассмотрим значения всех этих слов.

Kampto . Общее значение этого слова – «согнуться», «преклониться» или «отклониться». В Новом Завете обычно используется в словосочетании «преклонить колени» (Рим. 14:11).

Skandalon . Общее значение – «ловушка», «тупик», «западня». Одно из употреблений – в фразе, которая говорит о Христе: «камень преткновения и соблазна » (Рим. 9:33).

Skandalidzo . Общее значение этого слова – «поймать в ловушку», «обмануть», «запутать», «сделать ложный шаг». Библия уподобляет значение этого слова понятию «отречения» (Мф . 26:33), «преткновения» (Рим 14:21).

То есть, можно сделать общий вывод по значению понятия «соблазна». «Соблазниться о Христе» – значит уклониться от верного представления о Нем, отречься от Него, а, следовательно, оказаться в ловушке своего собственного заблуждения со всеми вытекающими печальными последствиями.

2. Теперь рассмотрим смысл высказывания Христа в Мф . 11:6 применительно к контексту, в котором оно находится.

Иоанн Креститель через своих учеников задал Христу вопрос: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?». Сам вопрос как бы подразумевает некоторое сомнение в том, что Иисус есть Мессия. Почему Иоа нн задал этот вопрос, сказать сложно. Произошло ли это потому, что Иоа нн сам был сломлен тяготами заключения, потому ли что он рассчитывал на освобождение, дарованное ему Христом. Или он задал его ради самих учеников, через которых и послал спросить об этом. Возможно, он рассчитывал на то, что, услышав ответ на этот вопрос из уст Спасителя, эти ученики последуют за Ним. Так или иначе, вопрос был задан. Как же ответил на него Христос?

Христос не ответил на вопрос прямо, а указал на совершаемые Им чудеса. Если судить по контексту Еангелий от Матфея, Марка и Луки (Евангелие от Иоанна написано с иной задачей, нежели эти три. В нем Христос представлен с точки зрения Его Божественной Сущности), то Христос всегда избегал прямого ответа на подобные вопросы, за исключением последнего допроса в Синедрионе. Более того, Он запрещал людям разглашать, что Он – Мессия.

Причина этого раскрывается нам в Мф . 12:16, где приводится цитата из Ис . 42:1-6. Практически на протяжении с 40 по 45 главы книги этого пророка Дух Божий проводит границу между идолами и лжебогами заблуждения человеческого и Истинным Единым Богом. Обильные и красивые, но лживые слова противопоставлены здесь делам Божиим , которые очевидны и истинны. Исаия говорит нам о том, что Божие свидетельство весомо именно потому, что оно основано на делах, а не на словах.

Есть и еще один очень важный момент. Обратим внимание на слова «Ибо все Пророки и Закон пророчествовали до Иоа нна», и «Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие овладевает им». (Мф . 11:11, 13). В Законе и Пророках содержалось множество пророчеств о Христе. Христос пришел, чтобы их исполнить. Об исполнении этих пророчеств говорят дела Иисуса. И далее каждый человек должен был самостоятельно сделать выводы из увиденного : сравнить увиденное им с тем, о чем говорят Закон и Пророки, и убедиться в том, что Иисус есть Мессия. В этом-то и состояло значительное усилие: смочь отказаться от своих личных плотских представлений по этому поводу или от личных интересов, и принять в сердце Истину.

Кроме того, каждой проповеди – свое время. После того, как Христос совершил дело Искупления и, восстановив возможность близкого контакта человека с Богом, сделался Ходатаем и Посредником, проповедь Его Имени прошла по всей земле и идет доныне. Но тогда, в тот момент, который мы рассматриваем, такой проповеди время еще не пришло.

Поэтому Христос не ответил на вопрос Иоанна прямо.

3. Разглашение людьми о том, что Христос есть Мессия, могло повлечь за собой массу различных бед, в том числе и соблазнов. Человеческая сущность изменчива и необъективна, и зачастую склонна преувеличивать менее значительные факты, упуская более значительные и теряя сущность дела . Люди видели в Иисусе прежде всего не источник духовных благ – благодати и вечной жизни, а источник материальных благ – исцелений и хлеба (Ин. 6:26-27). Плотские вещи заслоняли для них духовный смысл происходящего и мешали воспринимать Христа так, как должно. А разглашения о новых исцелениях и насыщениях лишь подстегивали плоть. В результате возникали помехи для служения Христа (Ин. 6:15, Мк.1:45).

4. Итак, попробуем уяснить из всего вышесказанного, в чем же состояла сущность и опасность соблазна. Как мы помним из повествований Евангелия, соблазнялись о Христе многие: и фарисеи, и даже сами ученики.

Что же означает «соблазниться о Христе»? Это означает либо отречься от исповедуемого ранее убеждения в том, что Иисус есть Мессия, либо встать на ложный путь, принимая Христа не за того, кем Он является.

Пути нашего сердца должны быть всегда выпрямленными, прямыми для Господа (Мф . 3:3). Мы должны всегда почитать Христа за того, кем Он действительно является, - за Бога и Мессию, нашего Спасителя и нашего Главу. И нужно строго следить за тем, чтобы наши личные мотивы, выгоды и желания никогда не становились давлеющими , заслоняя Свет Истины – свет Христа. Если же пути сердца по какой то причине отклоняются от верного пути, искривляются, это может завести нас в тупик, в западню, поставленную сатаной.

Так Иисус ответил посланным от Иоанна: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Таков христианский путь. На нем многие люди падали, многие соблазнялись. Претыкались, не понимая Того, от Которого всё. В Первом послании Петра сказано, что Он для неверующих камень преткновения и камень соблазна, а для нас, верующих, — драгоценность. «Мы проповедуем Христа распятого, — пишет апостол Павел, — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).

Но как во времена апостола Павла, так и сегодня Иисус Христос — преткновение и соблазн. Ведь даже родные братья Его, видя чудеса, которые Он творил, не веровали в Него. Порою считают, если уверовал наркоман, алкоголик или другой большой грешник, то родные его, видя чудо, которое совершил с ним Господь, обязательно должны уверовать. К сожалению, не всегда так бывает. Скорее подумают, что с ним что-то не в порядке. «И братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Иисусу говорили даже: «Удались от нас». В народе о Нем были распри, непонимания, преткновения. Почему? Воля Божия не вмещалась в сердца. Неужели она так сложна и так трудна? Нет. Но есть причины, которые ослепляют людей. То ли слава человеческая, то ли богатство или другие интересы этого мира застилают глаза. Люди не желают до конца принять путь, предлагаемый Господом. Иисус проповедовал не так, как понимали фарисеи, и они не вмещали волю Его. У них было «заповедь на заповедь, правило на правило» (Ис. 28:10).

Есть то, что заповедал Бог. Но люди добавляли свое (да и теперь добавляют). Фарисеи не вкушали пищи, не умыв прежде рук и делали многое другое, подобное этому. Господь обличал их, говоря, что входящее в уста не оскверняет человека. И когда Иисус так обличал их, «ученики Его, приступивши, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они слепые вожди слепых» (Мф. 15:12-14). Иисус уподобил фарисеев окрашенным гробам, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27).

Иисус укорял фарисеев в лукавстве, говоря, что они лицемеры, которые поедают домы сирот и вдов, не желая помочь им. Такая проповедь была соблазном, преткновением. И у них появилось желание убить Иисуса. Многое, сказанное Иисусом, не вмещалось людям. Даже некоторые ученики Его соблазнились. Когда Господь говорил о Крови Своей и Плоти, они удивлялись: «Какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?» (Ин.6:60-61). В христианском пути встречается много того, что не нравится нашей плоти, то, что сложно, непонятно, неуютно. Вот почему сейчас не часто увидишь христианина, полностью соглашающегося с волей Божией. А в Царствие Божие все хотят. Говорят так: «Мы разными дорогами, но в небо идем». Но дорога туда одна, разных нет. Поэтому, сверим свой путь по Евангелию. Апостол Павел шел в Небо, усмиряя и порабощая тело свое. Ученики не всё сразу понимали, они изумлялись, услышав, что «трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти чрез игольные уши» (Мф. 19:23,24). У них возникали вопросы. Господь» отвечал на них, Он замечал, что они ропщут в сердцах и сказал: «Это ли соблазняет вас?» (Ин.6: 61). И сейчас, когда люди узнают, что Иисус не одобрял приверженность к миру, его привилегиям, комфорту, они начинают роптать, говоря, что это сектантство, потому что это не то, что хотели бы они. Из Слова Божия видно, что ропот — это следствие соблазна. Соблазн — это преткновение, непонимание путей Господних.

Спросим себя: как иду я? Есть ли у меня непонимание путей Господних? Может быть и у меня возникает вопрос: «Господи, почему Ты меня так ведешь?» Но Господь никогда не обещал нам, что все будет понятно. B Cлoвe Б ожьем нет ни одного такого места. Путь Божий, волю Божию мы принимаем верою. Мы соглашаемся, и тогда способны прославить, возблагодарить Господа. И мы не будем нести потерь и давать успеха диаволу.

Хочется сказать тем, которые только начинают идти путем Господа: это путь нелегкий, но пусть никто не соблазнится об этом пути. Заметьте, легкого пути нам Господь не обещал. Мы идем за Ним, а значит наш путь — путь Креста. Объясняя притчу о сеятеле, Христос сказал о семени, посеянном на камне: это люди, которые при наступлении скорби или гонений за Слово тотчас соблазняются. А ведь это христиане, принявшие Слово Божие. Но они временем веруют, а во время искушений отпадают. Пока всё благополучно, пока попутный ветер, пока жена со мной, дети рядом, квартиру имею, всё спокойно — тогда, Господи, я славлю Тебя. Но если что-то изме няется и благополучие уходит... вот этого мы не хотим.

А ведь это Господь посылает испытания. Он говорит: «Когда настанет скорбь» (Мф.13:21).

Значит, она настанет, — приходят проблемы, болезни, трудности, лишения. Это проверка нашей веры. Так начинается наш духовный рост.

Господь смотрит — останемся ли мы верными Ему. Как мы служим Ему? За те блага, что Он нам дает или потому, что Он умер за нас, воскрес и дал нам вечную жизнь? Аллилуйя! Благословенный Господь, Он хочет видеть в нас верность. Не как Исав, которого голод сморил и он отрекся от первородства. Не как Димас, что возлюбил нынешний век и поколебался. Мы дали Господу обещание служить Ему доброй совестью и идти за Ним. Его путь — на Голгофу. А как Он жил? «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8: 20). Вот так Он жил. Мы не проповедуем путь аскетизма. Но когда наступает тяжелое время, нам нужно проявить веру.

«Сие сказал я вам, чтобы вы не соблазнились... Чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том» (Ин.16:1,4). Есть враг, которому отпущено время противодействовать народу Божьему. Господь попускает и этим испытывает нас и что-то показывает.

Когда Неемия строил стену Иерусалима, враги также устрашали иудеев: «Ибо все они стращали нас, думая: «опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится». Но я тем более укрепил руки мои» (Неем.6:9). И сегодня враг устрашает и смущает: чем угодно и как угодно. Но: «Блажен, кто не соблазнится о Мне!» Блажен, потому что мы приняли Господа, и принявшим Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божьими. Это наше обетование. Слава за это Господу! Аллилуйя! Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых этих. Враг может говорить обратное — смущать, устрашать. Да не поддадимся мы этому!

Разные преткновения, разные соблазны, разные непонимания встречаем мы на пути, и если такое случается, нам нужно искреннее признание: «Господи, прости, я соблазнился, потерял Тебя из виду, хотел видимую опору, поколебался, потерял надежду, помоги мне, Господи, укрепи мою веру».

Ученики соблазнились перед распятием, оставили Иисуса, но возвратились к Нему с покаянием и Господь дал им найти Себя. Наш Господь — Он был и остается Добрым, был и остается Великим, был и остается Тем, Который сказал: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд.24). Да благословит нас Господь, чтобы ни люди, ни обстоятельства, ни другая какая тварь не могла отлучить от любви Божией. «Блажен, кто не соблазнится о Мне».

Корней Фризен,

пресвитер, Москва

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 7, ст. 17-30.

7.17. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

7.18. И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

7.19. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

7.20. Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

7.21. А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

7.22. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

7.23. и блажен, кто не соблазнится о Мне!

7.24. По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

7.25. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

7.26. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

7.27. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

7.28. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

7.29. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

7.30. а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

(Лк. 7, 17-30)

Событие, о котором повествуют строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, произошло после чуда воскрешения сына наинской вдовы. Многие люди из Иудеи и ее окрестностей, в том числе и ученики Иоанна Крестителя, стали по-особому относиться ко Христу после этого чуда воскрешения.

Сам Предтеча Господень Иоанн находился в то время в заточении в темнице Ирода Антипы за порицание сожительства правителя Галилеи со своей племянницей и невесткой Иродиадой. Тогда Иоанн призвал двоих учеников и отправил их к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк. 7, 19).

Блаженный Феофилакт поясняет: «… Не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его, и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием. - Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: “Ты ли Тот, Которому должно придти?” Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог?»

Мы же, дорогие братья и сестры, обратим наше внимание и на ответ Спасителя: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк. 7, 22). Своими словами Господь как бы говорит: «Милость Божия с нами». Вспомним, что Царство Божие там, где боль облегчается, где печаль обращается в радость, где побеждены страдания и смерть.

После того, как ученики Предтечи отходят от Спасителя, Господь отдает должное Иоанну, обращаясь к народу с вопросом: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Лк. 7, 24). На берегах Иордана самым типичным зрелищем был тростник, колеблемый ветром. Собственно говоря, это вошло и в поговорку. И конечно, люди ходили смотреть не на тростинки, а слушать того, кто проповедовал на Иордане. Да и к тому же тростник, колеблющийся под ветром, - символ непостоянства, а Иоанн был человеком непоколебимым.

Господь возвеличивает Иоанна среди всех пророков, говоря о нем как о большем из рожденных женами, но вместе с тем и добавляет: но меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 28).

Евфимий Зигабен пишет: «Меньшим (Христос) называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни».

Но Иоанн Креститель был мудрым и великим пророком, не заслоняющим своим авторитетом Истину.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что каждый из нас призван свидетельствовать о Христе в меру своих сил и талантов, дабы подобно Предтече быть указателем ко Христу на дороге жизни для всех людей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Евангелие от Луки 7:18-35
Ключевой стих 7:23

На прошлой неделе пастырь Моисей прочитал проповедь о том, как Иисус сжалился над вдовой, которая хоронила единственного сына. Иисус остановил похоронную процессию, сказав: «не плач» (Лк.7:13). Он подошел к одру и сказал: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14) «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:15,16). Слово Иисуса имеет абсолютную власть, потому что Он Господь. Он даёт нам Своё слово, которое поднимает нас из власти греха и смерти. В сегодняшнем слове мы узнаем, что значит соблазниться об Иисусе и разберёмся в том, что значит Иоанн Креститель наибольший из пророков и наименьший в царстве Божием.

I. Слава Иисуса распространялась (18-23)

Все люди начали говорить: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Такое мнение об Иисусе распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том, что происходило в Иудее. В то время Иоанн Креститель сидел в тюрьме. царь ирод посадил его за то, что Иоанн обличал его в грехах. Давайте прочтем 19-й стих: «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Ещё недавно Иисус приходил к Иоанну креститься, тогда Иоанн же удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:14-15). Иоанн Креститель знал Иисуса лично и знал, кто Он такой. Но почему тогда сейчас он послал своих учеников к Иисусу с таким вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ? Иоанн задает очень очевидный человеческий вопрос: «Если Ты тот Господь Спаситель, то почему я до сих пор сижу в тюрьме, и Израиль, Божий народ, ещё так страдает?»

Мы тоже часто задаем Богу такие странные вопросы: «Господи! Если Ты есть, то почему я до сих пор не сдал сессию и сижу в стрессе. Я правильно верю в Бога или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, но почему Ты не благословляешь мою работу?» или «Не даешь работу?» «Тот ли Ты, Который должен прийти или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, почему я до сих холостяк или одинокая? Правильно ли я верю в Бога или мне искать другого?» Такие вопросы могут возникать у каждого из нас, не только у Иоанна Крестителя.

Посмотрите на стихи 20, 21. «Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». В этих стихах мы видим, что проблема была в их ожидании. Они ожидали Иисуса, в первую очередь, как мощного царя, который освободит Иоанна крестителя из тюрьмы и освободит Израиль от рабства Рима, и сделает экономическое чудо в бедной стране. Из Ветхого Завета все знают, что будет, когда Бог пошлёт Мессию. В книге Исаии 35:5,6 написано: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» .

В Библии не написано, что Иисус станет политическим лидером и будет освобождать свой народ от империй. В Библии не написано, что Иисус пришёл для того, чтобы решать наши финансовые вопросы. Это всё предубеждение. Из-за предубеждений наша вера становится очень неправильной. Иисус пришёл, чтобы дать нам намного ценнее, чем материальные вещи, чем процветание или даже здоровье. Иисус даёт нам прощение грехов и вечную жизнь. Сейчас мы видим, что Украина стала жертвой агрессии с Востока и несправедливости с Запада. Мы очень одиноки в этом мире. Если вы видите это, то у вас очень хорошее зрение. В мире нет ничего хорошего или надежного.

В Послании к Галатам так написано о делах этого мира: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). В сложившейся ситуации, как у нас сейчас, мы не должны опустить руки и жить в страхе и ненависти. Через слово мы можем видеть, что Иисус пришёл, чтобы дать нам Царство Божье, и ничто в мире не может быть выше Него. Дело Иисуса намного больше, чем решение конфликта. Он решает проблему вечной гибели или вечной жизни. Надо исправить своё представление об Иисусе — что Иисус это мой помощник. Мы должны иметь Библейское представление о роли Христа.

Поэтому на вопрос «Ты ли Тот?» Иисус не говорил о Себе прямо: «Пойдите, скажите Иоанну: Да, это Я! Если что надо, обращайтесь». А наоборот, Иисус обратился к Ветхому Завету. Давайте прочтем 22-й стих: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» . Пророк Исаия свидетельствовал о том, что будет делать Мессия на земле. Люди через Его слово и дела уже увидели в Нём обещанного Мессию. Для некоторых людей, как римский сотник, достаточно было только слова Иисуса, для других надо было видеть дела или доказательства, для того чтобы иметь веру в Иисуса.

Поэтому Иисус сказал в 23-м стихе: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» У каждого человека есть опасность соблазниться. Мы уже много знаем об Иисусе, испытывали Его большую благодать, и даже проповедовали Евангелие, но всё равно мы можем легко попасть в заблуждение, когда мы имеем свое собственное преставление или предубеждение о Мессии. Даже известные лидеры христианства и успешные проповедники могут попасть в серьезные заблуждения. Таким людям Иисус уже сказал в Евангелии от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Почему Иисус назвал их дела беззаконием? Потому что они не приняли Иисуса Христа как написано в Библии, а имели своё представление о Мессии. Они всегда имели свою тему, и ради этой темы брали удобные слова из Библии. И так они не могли правильно понимать слово, но как они тогда могут иметь правильное представление о Мессии? Всё, что они делали, это было беззаконие.

Из-за того, что я смотрел только на решение своих проблем с долгами, я начал думать, что решение этих вопросов это главная задача и для Иисуса. Таким образом, я очень сильно снижал важность и величие Иисуса. Я думал: «Иисус, если я так искренно верю в Тебя и служу Тебе, то Ты должен помочь мне срочно избавиться от долгов, тем более сейчас кризис». Но то, что я познал Иисуса, получил прощение грехов и надежду на вечное Царство, намного больше и ценнее, и должно было побуждать меня только благодарить Бога за Его милость, и, радуясь, верою решать свои вопросы. Господи прости меня за то, что соблазнился о Тебе. Если мы познали Совершенного, но живём, жалуясь на судьбу — это называется, соблазнился об Иисусе. Блажены те, кто принимают Иисуса Господом, во всём видят руку Бога и не сомневаются в слове.

II. Кто больше пророков (24-35)

Давайте посмотрим на стихи с 24-го по 28-й. «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». После того, как Иисус передал ответ Иоанну через его учеников, Иисус объяснил народу об Иоанне Крестителе. Иисус притчей спросил у них: «Вы ходил в пустыню смотреть на колеблющийся тростник? Нет. Иоанн был мощным не колеблющимся человеком веры. Или вы хотели посмотреть на богатого человека в мягких одеждах? Таких много во дворце. Тогда кого вы хотели увидеть? Пророка ли? Правильно! Иоанн был больше чем пророк».

Почему Иисус назвал его больше чем пророк? Все остальные пророки свидетельствовали об Иисусе издалека. Но Иоанн прямо при приходе Иисуса приготовил для Него путь. В книге Малахия написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал.3:1). Иисус тоже подчеркивает, что нет важнее пророка, чем тот, кто приготовил путь для Него.

Тогда, почему Иоанн будет наименьшим в Царстве Божием? У нас возникает вопрос: «Если великий пророк Иоанн будет наименьшим в Царстве Бога, то как туда попаду я?» Но всё не так страшно, не переживайте. Наша жизнь делится на две части — до и после прихода в нашу жизнь Иисуса. Также приход Иисуса разделил время на две части. До Иисуса закон и жертвы давали тусклую надежду на Царство Бога. А те, кто родился после Иисуса, живут по милости и благодати, и через покаяние имеют оправдание и спасение верой. Кто во Христе, тот новая тварь. Кто больше кается, того Бог больше возвышает, поэтому у нас есть хороший шанс писать свидетельства и перегонять пророков.

Посмотрим, как действовала на людей проповедь Иисуса об Иоанне. «И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым». Даже мытари покаялись со слезами. Они были грешниками, но чувствительно реагировали на слово Иисуса. Они покаялись со слезами и приняли Иисуса Христа. Но что делали фарисеи и книжники? Взгляните на стих 30. «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». По иронии, те, кто считали себя более духовным, на самом деле отвергли Бога. В своём упрямстве и своенравии человек становится глухим к призывам Бога.

Посмотрим на стихи 31, 32. Иисус сравнил фарисеев с детьми, которые играют во дворе. «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Фарисеи были такими. Они не приняли слова Иисуса из-за гордости, и не реагировали на Него. Наоборот, они постоянно критиковали Иоанна Крестителя и Иисуса. Когда пришёл Иоанн Креститель и не ел хлеба и не пил вина, они говорили: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ел, пил, тогда они говорили: «Вот человек, который любит есть и пить, и друг мытарям и грешникам». Но Иисус сказал: «И оправдана будет премудрость всеми чадами ее» . Премудрость символизирует Иисуса, которая часто описана в книге Притчей. Премудрость всегда оправдается через тех, кто её принимает. Фарисеи не приняли Иисуса, но через изменение учеников Иисуса и многих верующих Иисус оправдан.

Иисус сказал: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» Как мы можем не соблазниться? Нам важно иметь правильный взгляд на мессию, и смиренное мягкое сердце перед Ним. Потому что гордые люди всегда соблазняются. Молимся, чтобы Святой Дух открыл глаза каждому из нас и дал нам дух смирения. Аминь.

У нас есть железный аргумент об который разбиваются любые доводы: Христу было нужно, чтобы они сохранили свои жизни и дееспособность, чтобы донести до людей Евангелие; поэтому Он обязательно должен был их наставить, чтобы не следовали за Ним (на Голгофу), а затерялись в толпе.
Это одно и основное в данном понимании (этого места Писания).
Теперь о соблазнении.
Что означает это: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь"? Что значит "соблазниться о Нем, о Христе"? Это значит, соблазниться Его [жертвой]. Конкретно, в данном случае это означает возжелать разделить с Ним участь.
Принято считать, что здесь речь о малодушии апостолов, потому что это странноватое выражение "соблазнитесь о Мне" сбивает с толку; можно соблазниться кем-то или чем-то... здесь же... напрашивается смысл-аналогия "соблазнитесь [ради] Меня".
Итак, "соблазниться о Нем" и "соблазниться ради Него". Соблазн имеет конкретный источник. Можно (для примера) соблазниться неким экзотическим фруктом... просто фруктом, вкусной едой. Как соблазниться о еде?
А соблазниться о еде, значит думать о еде, но не позволять себе к ней даже прикоснуться - имея ее на виду. Соблазниться [ради] еды - несколько аналогичный смысл, но проще сказать "соблазниться о [еде]". Соблазниться же едой, явно означает взять и вкусить.
Значит, Он говорит им: "соблазнитесь о Мне", имея в виду, что будут думать... и желать... с Ним нечто общее на тот самый момент, когда Его схватят и поведут на Голгофу. Почему нельзя понять "соблазнитесь о Мне" в том смысле, что разбежитесь (поджав хвост)? Потому что правильнее тогда сказать: соблазнитесь Собой.

Есть логика?

Но почему Он говорит:
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
И это значит что "соблазнитесь о Мне" в смысле возжелаете разделить участь, а там где дальше "поражу пастыря и рассеются..." имеется в виду разумный исход этого побуждения, предсказанный в Писаниях: им надо будет рассеяться как овцам потерявшим пастыря.
Но как-то плохо совместимы эти смыслы в сказанном, почему Он так говорит? какая связь между "соблазнитесь о Мне" и "рассеются овцы"?
Если они возжелают встать с Ним рядом, один к одному, плечо к плечу... ("соблазнитесь о Мне")... при чем здесь тут же "ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада"?
Смысл сложный, верно. Здесь в одном предложении им дилемма - для размышлений (пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"). "Соблазнитесь" и тут же: "ибо написано рассеетесь". Он им в одном предложении сталкивает два очень радикальных и противопоставленных смысла: чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю".

А Петра вынудило так сказать (как будто он превозносит себя: "если все и соблазнятся, я никогда") именно недопонимание того, что Он им сказал относительно противоречия их душевного состояния (идти с Ним до конца) и необходимости для них остаться живыми, невредимыми. Петр просто (мысленно) сбился.
И тут Христос ему внушает: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня."
Внушает, используя этот момент. Внушает Петру и остальным.
Потому что... нельзя им... с Ним.

Рецензии

Человек – существо по своей природе коллективное, «стадное», с потребностью приносить пользу своему «стаду». Если пользы нет, человек ощущает дискомфорт, депрессию, утрату своей индивидуальности, своей культуры, своего учения, своей веры… Быть яркой индивидуальностью, как Христос, следовать ей до конца, даже на Голгофу, зная, что ты обречён на поругание и распятие, но не вести других с собою на смерть? Или… Таких лидеров, которые не навредили бы другим, думали о каждом члене коллектива, крайне мало. «Пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"». «Чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю"». Люди разучились думать своей головой, слепо верят тому, что говорят СМИ и вожди…

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



 

Возможно, будет полезно почитать: