Конституционное производство заключительная стадия решения. Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды

Стадии конституционного судебного процесса представляют собой четкую структуру деятельности КС. Благодаря проработанной структуре судебного процесса формируются аспекты быстрого изучения дел.

Все стадии конституционного процесса

Проверка жалобы секретариатом

После обращения гражданина или же должностного лица в КС, производится проверка жалобы на предмет соответствия всем формальным аспектам. В данном случае, отсеиваются все те жалобы, которые оформлены неправильно. Данный аспект курируется ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Если жалоба не принимается к рассмотрению, секретариат направляет специализированное письмо заявителю с указанием причин, отказа в рассмотрении.

Предварительное изучение

После проверки жалобы Секретариатом судьи проводят процесс предварительного изучения, в данном случае вся процедура курируется ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Следует заметить, что в данном случае судьи принимают решение о том, получит ли жалоба официальное рассмотрение. Такое изучение может производиться в течение трех месяцев.

Проведение слушания

Правила КС показывают, что рассмотрение заявления производится без проведения предварительных слушаний. В тоже время, могут быть произведены устные слушания по инициативе самого суда. Также нужно заметить, что если будет подано ходатайство против рассмотрения без слушания, то могут быть приняты решения, которые впоследствии помогут рассматривать дело посредством устного слушания.

Сам по себе процесс рассмотрения чаще всего основывается на изучении материалов, которые подготавливает один из судей. Судья получает назначение, изучает и предоставляет все материалы и документы, после чего, происходит процесс их изучения.

Решение суда

Решение принимается посредством формирования большинством голосов. То есть, принимается коллегиально, поименно и прямо. Каждый судья высказывает свое мнение по поводу дела, производится голосование и принимается решение. В тоже время решение сразу же не оглашается. Формируется постановление в соответствии со ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Публикация решения

Решение в обязательном порядке должно содержать в себе информацию о заявителе и информацию, о принятом решении. При этом, само решение должно быть описано весьма детально, с рекомендациями по изменению законодательства, если этого требует рассмотренное дело. Также на следующий день после принятия решения оно в обязательном порядке публикуется на официальном сайте КС, высылается сторонам по почте.

Разъяснение решения

Обратите внимание на то, что после принятия решения стороны могут подать ходатайство на дополнительное толкования решения, то есть, разъяснения. Данные аспекты предусмотрены 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».


Кем назначаются члены конституционного суда? Приказ о назначении подписывает президент страны. Тем не менее, сама схема назначения судей достаточно сложна. Итак, изначально...


Согласно федерального закона О Конституционном суде РФ,Председатель Конституционного суда РФ, избирается на должность сроком на 6 лет по представлению Президента, Советом...


Конституционный суд Российской Федерации представляет собой самостоятельный и независимый орган конституционного контроля. Данная КС власть осуществляется посредством...


Нормы Конституции РТ провозгласили ее демократическим и правовым государством. Более того, Конституция закрепила нормы, ценности и принципы являющиеся основой правовой системы...

В теории конституционного судопроизводства выделяются следующие стадии. Ж.И. Овсепян выделяет 7 нормативных стадий: 1) внесение заявления в Суд; 2) возбуждение Судом производства, либо отклонение заявления; 3) подготовка к судебному разбирательству; 4) собственно судопроизводство - устное судебное разбирательство; 5) совещание, голосование и принятие решения по делу; 6) информирование о решении и его исполнение; 7) действие решения Суда как прецедентной формы права. В российской модели конституционного судопроизводства выделяются следующие стадии: 1) обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой; 2) предварительное рассмотрение обращения; 3) принятие обращения Судом; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание, голосование и принятие итоговых решений; 7) опубликование и вступление в силу решений; 8) исполнение решений. Существует проблема выделения стадии сбора доказательств. Более компактно данные стадии возможно объединить в следующие три стадии: 1) обращение в Суд; 2) судебное разбирательство: 3) исполнение решения. I. Обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой. Поводом к началу производства в Суде является обращение в суд. Без повода, т.е. без обращения Суд не вправе рассматривать какие-либо дела. Формы обращения: 1) Запрос - обращения, в которых оспаривается конституционность законов и иных нормативных актов РФ, субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ; обращения о толковании Конституции РФ; обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в кон-кретном деле; обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. 2) Ходатайство - обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти, а также обращение о разъяснении решения Суда (ст. 92, ст. 83 ФКЗ). 3) Жалоба - обращения граждан и их объединений о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если таким законом нарушаются конституционные права и свободы человека и гражданина. Повод к рассмотрению дела в Суде необходимо отличать от основания рассмотрения, под которым понимается обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ какого-либо нормативного правового акта (см. ст. 36 ФКЗ). Общие требования к обращению: 1) обращение составляется в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами); 2) в обращении указываются: а) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение; б) наименование заявителя; адрес и иные данные о заявителе; в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия; г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; д) нормы Конституции РФ и закона о Конституционном Суде РФ, дающие право на обращение в Суд; е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; ж) конкретные, указанные в законе о Конституционном Суде РФ основания к рассмотрению обращения Судом. При этом неопределенность в конституционности оспариваемого акта должна выражаться в наличии ситуации неясности в вопросе о соответствии Конституции РФ каких-либо актов, если положения оспариваемого акта только лишь воспроизводят положения Кон-ституции РФ, в таком случае неопределенность как основание к рассмотрению дела Судом отсутствует. Проверка конституционности положений самой Конституции РФ Конституционному Суду не подведомственна (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.00 г.). Рядом ученых поднимается проблема степени неопределенности. Действительно в ряде решений Суда им используется термин «мнимая» или «отсутствующая» неопределенность. Так, в Определении от 08.06.04 г. № 227-О, Суд указал, что оспариваемые положения закона (положения ст. 169 ГК РФ об основах правопорядка и нравственности) «не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применения соответствующих законоположений»». з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Суду; к) перечень прилагаемых к обращению документов: - текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию; - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя; - документ об уплате государственной пошлины; - перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Суд с копиями в количестве 30 экземпляров (граждане в 3 экземплярах). Процедура движения обращения: а) Секретариат проверяет обращение на предмет подведомственности, соответствия предъявляемым требованиям по форме и субъекту обращения, а также проверяет уплату государственной пошлины. Если обращение не соответствует предъявляемым требованиям, секретариат уведомляет об этом заявителя. Обращение, неподведомственное Суду, секретариат вправе направить в соответствующие компетентные государственные органы или организации. При несогласии с замечаниями секретариата заявитель вправе оспорить их и потребовать принятия решения о соответствии обращения составом Конституционного Суда. По поручению председателя Суда в течение месяца один судья или несколько судей проверяют обоснованность принятого секретариатом решения. В случае правильности действий секретариата Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям закона. б) Обращение, отвечающее всем требованиям закона подлежит регистрации в секретариате Суда. в) Председатель Суда, получив от руководителя секретариата зарегистрированные обращения, распределяет их между судьями для предварительного изучения. II. Предварительное рассмотрение обращения. Судья может изучать дело самостоятельно либо поручить часть работы одному или нескольким отделам. На этой стадии судьи могут вступать в контакт с заявителем и испрашивать от него дополнительную информацию или документы. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются вместе с приложенными к нему документами и материалами всему составу Конституционного Суда РФ. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению (п. 2 § 17 Регламента КС). Не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения судья (судьи) докладывает на пленарном заседании о результатах предварительного изучения обращения. III. Принятие обращения Судом. 1) На пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии обращения к рассмотрению либо отказе в таковом. Суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Суду. В частности случаями не подведомственности являются: - проверка Конституции РФ по любым параметрам; - соответствие нормативных актов Конституции 1978 г.; - соответствие нормативных актов отраслевому законодательству; - конституционность правоприменительных актов; - проверка или установление фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов; - рассмотрение дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической целесообразности /Кряжков В. А./. - не рассматривает Суд также вопросы, если они не относятся к числу конституционных. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 апреля 2006 г. N 119-О п. 2 м.ч.. Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных - оно регламентируется федеральным законодателем. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 1 апреля 1996 г. N 9-О 1. Приговором судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 10 марта 1993 года (с учетом внесенных в него Судебной коллегией по уголовным делам Вер-ховного Суда Российской Федерации изменений) гражданин А.В. Иванов был осужден за совершение преступлений (соучастие в покушении на дачу взятки, мошенничество, причинившее значительный ущерб потерпевшему, должностной подлог), предусмотренных статьями 17, 15 и 174 (часть 1), 147 (часть 3) и 175 Уголовного кодекса РСФСР. 3. Решение вопроса о понятии должностного лица как субъекта преступления не может быть выведено из буквы и смысла закрепленных в Конституции Российской Федерации положений, не затрагивает конституционные права и свободы граждан и по своему ха-рактеру и значению не относится к числу конституционных. Оценка оснований, по которым законодатель счел необходимым установить определенные признаки, раскрывающие понятие должностного лица, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 января 2006 г. N 10-О 2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, подразумевает в том числе право на санаторно- курортное лечение. Однако вопрос о формах и способах реализации этого права, в том числе о размерах и порядке выплаты взамен путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение денежной компенсации, не получил разрешения в Конституции Российской Федерации и по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Его решение входит в компетенцию законодателя. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 21 декабря 1998 г. N 196-О требование об установлении льгот не вытекает непосредственно из Конституции Российской Федерации, этот вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 марта 1997 г. N 5-П 5. Конституционный Суд Российской Федерации вправе проверить конституционность пункта 1 статьи 20 Закона только применительно к вопросу о том, может ли перечень налогов республик, краев, областей, автономной области, автономных округов носить исчерпы-вающий характер. Определение же конкретного состава входящих в него налогов не относится к числу конституционных вопросов, и, следовательно, производство по делу в части проверки конституционности видов налогов, перечисленных в пункте 1 статьи 20 Закона, подлежит прекращению. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 февраля 1998 г. N 8-О 3. Заявитель считает, что его конституционные права нарушаются статьями 223.1 и 230 УПК РСФСР, поскольку они предусматривают разрешение вопроса о назначении судебного заседания и о мере пресечения в одном процессуальном акте, и сам этот акт является единоличным постановлением судьи, а не судебным решением (определением), как это предусмотрено статьей 89 УПК РСФСР. Вопрос оформления процессуальных актов по своему характеру и значению не относится к числу конституционных и, таким образом, не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 ноября 2002 г. N 332-О 1. Гражданин С.Н. Гладких - сотрудник Управления Федеральной службы налоговой полиции по Ленинградской области на основании части второй статьи 38 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации освобождался от уплаты подоходного налога на денежное довольствие и на другие выплаты, получаемые им в связи со службой. Поскольку действие данной нормы было приостановлено до 31 декабря 2002 года Федеральными законами от 27 декабря 2000 года "О Федеральном бюджете на 2001 год" и от 30 декабря 2001 года "О Федеральном бюджете на 2002 год", с 1 января 2001 года С.Н. Гладких уплачивает налог на доходы физических лиц, взимаемый на основании статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации с денежного довольствия, получаемо-го им как сотрудником налоговой полиции. 3. Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Освобождение от этой конституционной обязанности является льготой, обязательность предоставления которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает; этот вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 октября 2000 г. N 215-О 1. Общество с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл" 2. ... Кроме того, вопрос о том, насколько четкой является употребленная законодателем формулировка "образы несовершеннолетних", не относится к числу конституционных. Наличие принятого в каком-либо чтении проекта закона конкретизирующего КРФ (по п. «н» ст. 72 КРФ - система органов гос. власти (не допустимо) и по ч. 4 ст. 64 КРФ - автономные округа (допустимо)). Не допустимым считается обращение по вопросу, в котором отсутствует неопределенность о соответствии Конституции РФ. За период с 1995 по 2004 года было принято 2668 отказных определений, из них опубликовано только 458. в) Судом ранее было вынесено постановление по предмету обращения, и оно сохранило свою силу. г) В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 ноября 2005 г. N 433-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГРАЧЕВА По мнению заявителя, данная норма /ч. 2 ст. 43 ФКЗ о КС/, позволяя отказать в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность закона, утратившего силу до момента обращения гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации, не обеспечивает восстановление его конституционных прав, поскольку признание законодателем нормативного акта утратившим юридическую силу не равнозначно по своим последствиям признанию закона или его отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации решением Конституционного Суда Российской Федерации. 2.1. Согласно статье 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, из чего следует, что постановка перед Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о признании закона или иного нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации оправданна и допустима лишь при условии, что к моменту обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации данный акт обладает юридической силой. частью второй статьи 43 Названная норма /часть 2 статьи 43 ФКЗ о КС/, не предусматривающая возможность проверки конституционности законов, утративших силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации, конкретизирует приведенное положение Конституции Российской Федерации применительно к правилам конституционного судопроизводства, в связи с чем разрешение вопроса о ее конституционности фактически означало бы оценку положений статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, чего Конституционный Суд Российской Федерации делать не вправе. 2.2. Предусмотренное Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правило о проверке конституционности действующих нормативных актов, за исключением предусмотренных частью второй статьи 43 названного Закона случаев, когда нормативный акт был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, предполагает недопустимость такой проверки, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Прекращение производства: - производство по делу может быть прекращено, если акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако если таким актом были нарушены конституционные права и свободы человека, Суд вправе рассмотреть обращение. В Определении от 05.02.98 г. Суд указал, что такая проверка возможна при наличии двух обязательных условий: - если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, нарушены конституционные права гражданина, и - если производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого им закона. С момента регистрации обращения до момента принятия Судом решения относительно того - принимать его к рассмотрению или отказать в этом - должно пройти не более 3 месяцев. 2) После принятия обращения к рассмотрению Суд назначает по деду судью-докладчика (судей-докладчиков). При этом учитывается установленная судом очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, а также загруженность судей делами. Судья-докладчик ведет дело до завершения. Как правило, судьей-докладчиком назначается судья, готовивший дело. После принятия Судом обращения к рассмотрению Секретариат направляет сторонам уведомление о принятом решении. Стороне, не являющейся заявителем также высылаются копии обращения и приложенных к нему материалов. По делам о толковании Конституции РФ такие уведомления могут быть разосланы ряду государственных органов (СФ, Президент РФ, ЦИК и пр.). Приостановление действия оспариваемого акта. На данном этапе Суд в случаях, не терпящих отлагательства вправе обращаться к органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора до завершения рассмотрения дела судом. Оформляется такое решение в виде мотивированного определения. 2 случая: дело по губернаторам 2005 год и 1995 году по делу об Уставе Тамбовской области ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС от 14 марта 1995 г. N 5-О ПО ОБРАЩЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ определил: Учитывая, что применение оспариваемого Устава может повлечь за собой издание актов или совершение действий правового характера, основанных на нормах, содержащих неопределенность в вопросе об их соответствии Конституции Российской Федерации, и тем самым поставить под сомнение юридическую силу таких актов или действий, и исходя из части третьей статьи 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предложить Тамбовской областной Думе приостановить действие Устава (Основного Закона) Тамбовской области до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации. Такое обращение Суда оформляется мотивированным определением, оформляемым в виде отдельного документа. По общему правилу рассмотрение каждого дела образует предмет отдельного заседания. Между тем, может возникнуть необходимость объединения нескольких дел в одно производство. Решение об объединении дел в одно производство принимается Судом. Основаниями являются: - обращения касаются одного и того же предмета; - обращения исходят от различных субъектов; - обращения касаются различных взаимосвязанных частей акта или аналогичных положений различных актов. Последние два основания не являются легальными и проистекают из практики Суда (В. А. Кряжков). IV. Подготовка к судебному разбирательству. Цели подготовки: - уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; - определение конституционных и иных правовых предписаний, которыми следует руководствоваться; - разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле; - определение доказательств, которые должны быть получены от сторон и иных субъектов. Судья-докладчик для наиболее полного изучения обращения и подготовки дела к слушанию вправе: - истребовать дополнительные документы, - поручить производство проверок, исследований, экспертиз, - направить необходимые запросы, - воспользоваться помощью специалистов. По результатам подготовки дела к слушанию судья-докладчик составляет проект итогового решения Конституционного Суда. В необходимых случаях он готовит перечень вопросов, подлежащих особому обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик может предложить мотивированные ответы на указанные вопросы. Оформление судебного дела. Оригиналы обращения, приложенные к нему документы, отзывы на обращение, копии направленных судьей-докладчиком требований и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, до начала слушания дела передаются в отдел судебных заседаний для оформления судебного дела. Назначение дела к слушанию. Конституционный Суд на пленарном заседании не позднее месячного срока после принятия обращения к рассмотрению назначает дело к слушанию. Слушания назначаются исходя из последовательности поступления обращений. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, Суд вправе изменить очередность рассмотрения дел. До начала рассмотрения дела на заседании Суда каждому судье вручаются все материалы по проекту итогового решения не позднее, чем за 10 дней до начала заседания. Отложение ррассмотрения дела. На этой стадии Конституционный Суд при необходимости вправе отложить рассмотрение дела. Поводом может служить то, что по данному вопросу начато рассмотрение в общем, арбитражном суде или ином государственном органе либо если аналогичное дело рассматривается в конституционном (уставном) суде субъекта РФ. V. Судебное разбирательство. 1) Заседания Суда проходят открыто, за исключением случаев, названных в ст. 55 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 2) Заседания Суда проводятся в торжественной обстановке. 3) Порядок в зале заседаний обеспечивается судебным приставом: - судебный пристав в заседании Суда подчиняется председательствующему и оказывает ему содействие в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний; - в целях обеспечения нормальных условий для работы Конституционного Суда при рассмотрении дел пристав вправе делать замечания лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений; - требования пристава по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний обязательны для присутствующих; - судебный пристав перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний. - при входе состава Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе его из зала пристав предлагает всем присутствующим встать. 4) Сотрудники секретариата протоколируют заседания. - для обеспечения полноты и точности протокола на каждом заседании Суда ведутся стенограмма и фонограмма; - протокол заседания Суда должен содержать: указание места, дату заседания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись обо всех действиях Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экс-пертов к присяге; решения, принятые Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса; - протоколирование закрытого совещания судей осуществляется сотрудниками секретариата, если Судом принято решение провести совещание без участия сотрудников секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Суда. К протоколу закрытого совещания судей по принятию итогового решения прилагается стенограмма. С протоколом и стенограммой закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Этикет в заседаниях Конституционного Суда РФ - при входе судей в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают; - стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя; - формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья"; - при обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса; - в ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей; - судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего; - присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям пристава о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания. 6) Далее председательствующий проверяет явку участников процесса (сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков), полномочия представителей сторон. В случае неявки стороны, свидетеля или эксперта, а также при недостаточной подготовке дела к рассмотрению (например, при отсутствии необходимых материалов), суд вправе отложить рассмотрение дела. На этой стадии может возникнуть вопрос об отстранении судьи. Основаниями являются: а) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; б) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон; в) судья при наличии указанных выше случаях обстоятельств не заявил, как его обязывает закон, самоотвод до начала слушания дела. Ходатайство об отстранении судьи подается сторонами, их представителями или по предложению других судей. Председательствующий ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием. 7) Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика, который сообщает о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, предмете спора, материалах, представленных суду, вопросах, на которые, по мнению докладчика, необходимо ответить. Далее председательствующий выясняет мнение сторон по поводу последующего исследования вопросов дела. С учетом их позиции Суд принимает решение о наиболее целесообразном порядке рассмотрения дела. После представления судьей-докладчиком дела и ответов на вопросы судей председательствующий предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. 8) Затем в ходе рассмотрения дела по существу заслушиваются стороны. Выступающие не ограничены во времени. Их объяснения выслушиваются Судом в полном объеме. После завершения объяснений стороны ей могут быть заданы вопросы судьями и другой стороной, а с разрешения Суда также экспертами. 9) Далее могут быть заслушаны эксперты. Эксперт разъясняет представленное им Суду в письменной форме заключение по вопросам, сформулированным судьей-докладчиком либо Судом. Аргументы эксперта должны быть основаны на специальных познаниях. Эксперт заслушивается именно как специалист, а не как лицо, свидетельствующее о лично известных ему фактах. После изложения своих выводов эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. 10) Заслушивание свидетелей. В заседание Суда могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами. 11) Исследование документов. В заседании Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. При этом, не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Судом, подлежат, по его решению, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. 12) Заключительные выступления. Окончанием судебного исследования констатируется председательствующим. Затем сторонам предоставляется возможность выступить с заключительными выступлениями. Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Судом. Суд, в частности, определил некоторые требования к выступлениям сторон (в деле о КПСС - В. А. Кряжков): а) заключительные речи должны содержать анализ и изложение правовых оснований позиций сторон; б) сторонам следует строго придерживаться предмета судебного разбирательства, воздерживаться от повторения одних и тех же доводов и стремиться изложить с наибольшей полнотой существенные юридические мотивы и аргументы, необходимые для принятия решения по делу; в) представителями сторон должна быть выражена общая позиция стороны; г) должны исключаться амбициозность в поведении и выступлениях. Затем по завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. В противном случае Суд признает исследование дела завершенным. После чего председательствующий объявляет об окончании слушания дела. VI. Принятие итоговых решений. 1) После окончания слушания дела судья-докладчик на основании материалов, исследованных на заседании, готовит окончательный проект итогового решения. 2) Решение по делу принимается на закрытом совещании в присутствии только судей и тех сотрудников Суда, которые обеспечивают протоколирование и нормальный ход совещания. 3) Итоговое решение принимается путем голосования, проводимого открыто путем поименного опроса судей. Судьи не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от голосования. Председательствующий всегда голосует последним. Решение суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. 4) Если большинство судей палаты считают необходимым принять решение, не соответствующее правовой позиции, изложенной в ранее принятых решениях Суда, дело должно быть передано на рассмотрение пленарного заседания. Это делается после окончания слушания дела в палате и до завершения закрытого совещания судей. Председательствующий на заседании палаты передает все материалы дела и протоколы председателю Конституционного Суда, который на-правляет их всем судьям. На пленарном заседании рассмотрение дела начинается заново, со стадии слушания дела.

Палата Конституционного Суда РФ до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

е) Состязательность и равноправие сторон.

Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение в ст. 123 Конституции РФ.

Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

ж) Язык конституционного судопроизводства.

Производство в конституционном Суде РФ ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Принципы гражданского процессуального права распадаются на две большие группы – принципы организации правосудия (судоустройственные) – осуществление правосудия только судом; сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан перед законом и судом; гласность судебного разбирательства; национальный язык судопроизводства и принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные) – законность; диспозитивность, состязательность: объективная (судебная) истина; процессуальное равноправие сторон; устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. В се принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

К принципам уголовного процесса относятся: законность; публичность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; осуществление правосудия только судом; самостоятельность судов, независимость судей, народных и присяжных заседателей; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; открытого судебного разбирательства; язык судопроизводства; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту; состязательность и равноправие сторон; всесторонность, полнота и объективность; участие граждан в уголовном судопроизводстве.

К принципам административного процесса относятся: законность; компетентность; охраны интересов государства и личности; процессуального равенства; достижения материальной истины; доступности; гласности; экономичности; ответственности должностных лиц.

3.Стадии конституционного судопроизводства.

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность. Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания (для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии с порядком, установленным решением Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы. Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний .

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается . В принципе, это характерно для западной судебной системы - например, для голландских, английских судов и т.д. - но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения - а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») - происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено - изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

Определение , по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 статье 3 (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение , по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Конституционное (государственное) право»

по теме: «Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ»

Б иблиографический список

1. Понятие конституционного судопроизводства и его стадии

Судебная власть предоставляет возможность правоохранительного воздействия со стороны государства, осуществляемого посредством деятельности судебной власти в установленных законом формах. Для разделения властей чрезвычайно важна такая форма судебной деятельности, как конституционное судопроизводство в качестве особой формы правосудия. Специфика конституционного судопроизводства, статуса и структуры Конституционного Суда РФ обусловливает особое место этого органа в судебной системе.

Конституционный Суд Российской Федерации один из высших федеральных органов судебной власти. Основная функция Конституционного Суда осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.

О юридической природе Конституционного Суда России существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени он должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2004. С. 65. . Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №6. С. 4. . С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 Конституции РФ - «Судебная власть»; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ «О конституционном суде РФ», далее - Закона). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительным изменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря Конституционному Суду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции.

Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством.

Конституционный Суд не является единственным органом конституционного контроля - подобную деятельность осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство, Федеральное Собрание, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако только Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства.

Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд может признать закон неконституционным.

Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо официальное истолкование Конституции РФ.

Конституционное судопроизводство - это регламентированная Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (и законами субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.

Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Для улучшения внутренней организации деятельности Конституционного Суда и с учетом объема и сложности его работы предусмотрены существенные изменения его структуры и организационных форм судопроизводства. В этих целях наряду с пленарными заседаниями как традиционной формой конституционного судопроизводства в Конституционном Суде проводятся заседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей.

В пленарных заседаниях должны участвовать все судьи Конституционного Суда. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин является основанием для прекращения его полномочий. Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или иным вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей. Руководит его работой Председатель Конституционного Суда.

На пленарном заседании, в отличие от заседаний палат, могут быть рассмотрены любые вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в ст. 21 Закона исчерпывающим образом определен перечень вопросов, которые рассматриваются исключительно на пленарных заседаниях. Эти вопросы можно разделить на две группы. К первой относятся вопросы, связанные с реализацией основной функции Конституционного Суда - осуществлением конституционного контроля: о соответствии конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации; о толковании Конституции России; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о послании Конституционного Суда; о выступлении с законодательной инициативой.

Только пленарные заседания рассматривают вопросы, связанные с организацией работы Суда в целом: об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда; о формировании персонального состава палат Конституционного Суда; о Регламенте Конституционного Суда и внесении в него изменений и дополнений; об очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и распределении дел между палатами; о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря.

Остальные вопросы рассматриваются палатами суда, формируемыми только из числа судей Конституционного Суда. Председатель Суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой палаты обновляется раз в три года.

Организующими работу Конституционного Суда органами являются Председатель, заместитель Председателя и судья - секретарь Конституционного Суда. В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года указанных должностных лиц. Председатель, заместитель Председателя, судья - секретарь по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. Закон предусматривает процедуру досрочного освобождения названных должностных лиц от должности. Это освобождение может иметь место по инициативе не менее пяти судей, считающих, что Председатель, заместитель Председателя, судья - секретарь Конституционного Суда недобросовестно выполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее 2/3 от общего числа судей Конституционного Суда тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них, представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и другие полномочия. Заместитель Председателя Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Судом. Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда, а также выполняет иные возложенные на него полномочия.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон «О Конституционном Суде» относит также устность разбирательства (ст. 32), непрерывность судебного заседания (ст. 34).

Началом конституционного судопроизводства является решение о принятии обращения к рассмотрению. Возбуждение конституционного судопроизводства является исключительной компетенцией пленарного заседания Конституционного Суда, в котором участвуют все 19 судей (ст. 42 Закона).

Следующей самостоятельной стадией конституционного судопроизводства является подготовка дел к слушанию, которая служит связующим звеном между принятием обращения к рассмотрению и его слушанием в судебном заседании. Эта стадия призвана обеспечить наиболее полное, всестороннее рассмотрение обращения (с соблюдением установленных законом правил) и вынесение обоснованного решения.

По завершении подготовительных мер дело назначается Судом к слушанию, которое является центральной стадией конституционного судопроизводства. Именно в этой стадии реализуются такие важнейшие принципы конституционного судопроизводства, как коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон.

Вынесение и оглашение решения является завершающей стадией конституционного судопроизводства. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона).

2. Порядок заседания КС РФ при рассмотрении дела по существу

Конституционный Суд принимает дела к своему рассмотрению только по обращениям субъектов, имеющих на это право. Суд не вправе самостоятельно начать процедуру судебного разбирательства. Поводом к рассмотрению дела в Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Жалобой именуется обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает общие требования к обращению, и определяет условия допустимости жалобы.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух случаях Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 271. :

во-первых, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, т.е. именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции РФ;

во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд могут быть обжалованы исключительно те нормативные акты, которые являются законами - федеральными или субъектов РФ.

Так, например, Конституционный Суд РФ в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова в своем Постановлении от 27 декабря 1999 года № 19-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот пункт предусматривал возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ не стал проверять соответствие отдельных пунктов Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, примененных к гражданину Ю.А. Антропову с точки зрения соответствия их Конституции России. В Постановлении подчеркивается, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан осуществляет проверку конституционности только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.

К жалобе, помимо перечисленных документов, должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Должностные лица или орган, применившие к заявителю (по его мнению, неправомерно) тот или иной закон, обязаны выдать по требованию заявителя копии такого документа.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В случае несоответствия обращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя. После устранения недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Суд.

Конституционный Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в тех случаях, когда:

разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

обращение в соответствии с требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;

по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Не позднее месяца с момента принятия обращения дело по этому обращению назначается к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат суда. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

В заседании в качестве участников процесса принимают участие стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.

Порядок ведения заседания Конституционного Суда детально регулируется Законом «О Конституционном Суде», в частности главой 7 и Регламентом Конституционного Суда. Можно выделить следующие стадии судебного заседания в Конституционном Суде:

1) открытие заседания председательствующим, сообщение о том, какое дело подлежит рассмотрению, проверка явки участников процесса, разъяснение сторонам и их представителям их прав и обязанностей, а другим участникам процесса - их прав, обязанностей и ответственности (статья 57 Закона);

2) сообщение судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению; заслушивание предложений сторон и принятие решения о порядке исследования вопросов дела (статья 60 Закона);

3) заслушивание объяснений сторон (статья 62 Закона);

4) заслушивание заключений эксперта (статья 63 Закона);

5) заслушивание показаний свидетелей (статья 64 Закона);

6) исследование документов (статья 64 Закона);

7) заключительное выступление сторон (статья 65 Закона).

По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом, восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращается угроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.

Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Б иблиографический список

2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

3. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.

4. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2006.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2007.

6. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

7. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №6.

Подобные документы

    Образование Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок назначения судей, состав Конституционного Суда. Принципы конституционного судопроизводства, его организационные формы и структура. Статус и полномочия судей. Стадии производства по делам.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    Право каждого гражданина на судебную защиту, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Порядок обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ, его полномочия. Принципы, особенности и процессуальные стадии конституционного судопроизводства.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Право судебной защиты как конституционное право человека и гражданина. Полномочия деятельности Конституционного Суда РФ. Изучение критериев допустимости подачи жалобы в суд. Специфика судопроизводства по жалобам и защите конституционных прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Статус судьи Конституционного Суда, срок его полномочий. Порядок назначения председателя и заместителей. Организация конституционного судопроизводства. Особенности подготовки дел к слушанию. Протокол судебного заседания. Принятие итогового решения.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2015

    Понятие и принципы конституционного судопроизводства как органичного для правового государства, особенности и специфика его реализации в субъектах Российской Федерации. Порядок и главные принципы производства в Конституционном суде Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Нормативная правовая регламентация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Суды общей и арбитражной юрисдикции как инициаторы конституционного судопроизводства. Определение места Конституционного Суда РФ в российской судебной системе.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2016

    Особенности правового статуса, функции Конституционного суда РФ, возможность защиты прав и свобод граждан. Основания и порядок обращения граждан, решения, принимаемые Конституционным судом. Законодательное регулирование конституционного судопроизводства.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2016

    История развития конституционного судопроизводства в России. Место Конституционного Суда Российской Федерации в механизме государственной власти. Конституционное правосудие в Республике Татарстан. Понятие, содержание, виды решений Конституционного суда.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2011

    Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Закон о статусе судей. Полномочия и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    Понятие и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Характеристика судейского состава Конституционного Суда. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Порядок избрания председателя Конституционного Суда и его заместителя.



 

Возможно, будет полезно почитать: