Метод шесть шляп на дисциплине стресс менеджмент. Метод шести шляп мышления в психологии (Эдвард Де Боно)

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

  1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
  2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
  3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективное использование шляп мышления.

В мире шляп - в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача - разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, - стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому - можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту - думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Метод шести шляп

Эдвард де Боно - британский психолог , консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма .

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя - эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп - это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально , что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения - залог успешного оратора . Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность . В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент?

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход - параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно - полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:


Белая шляпа
. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа - это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.


Красная шляпа
. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное - важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.


Чёрная шляпа
. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.


Жёлтая шляпа
. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.


Зелёная шляпа
отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты , фокальные объекты , ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).


Синяя шляпа
не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель - тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом - даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах .

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.
В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.
Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Для образности метода предлагаем вам применять Притчу о старом Шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас-ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду-шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы доро-го стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхити-тельна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало сол-нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода-рит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

—Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

—Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот-ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж-дый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув-ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер-ской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто-рию своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди-вились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы-ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро-тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж-данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп-реждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва-ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует-ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро-сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни-ка стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствитель-ности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Облада-тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча раз-ложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме-нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин-тервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре-красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан-но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп-нейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи-ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за-хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере-ходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Шляпы, шляпки, панамы, платки – неотъемлемая часть образа и стиля человека прошлых эпох. И сейчас шляпы снова в моде. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мысле-шляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять наш образ мыслей. Раз – и готово. Все просто, только для начала узнаем о каждой шляпе мыслетворящей и немного потренируемся.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа . Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа . Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа . Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа . Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа . «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Чему научит метод шести шляп

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

Метод шести шляп мышления применяют в американских и европейских школах с первых классов. Дети очень быстро обучаются критическому мышлению. В результате они легко решают задачи разного уровня сложности, самостоятельны и уверены в себе. Им интересен сам процесс обучения, они умеют находить ответы, аргументировать их, подтверждать доказательствами и фактами.

В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Нейромедиаторы – биологически активные химические вещества, посредники в передаче нервных импульсов. Если их недостаточно, в организме происходят различные нарушения, такие, как бессонница, депрессия, ухудшение памяти, внимания и так далее.



 

Возможно, будет полезно почитать: