Международное сообщество и мировой правопорядок. Понятие и признаки общества

Ход урока

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых таких образований связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определенной территории, решало важные для всего общества вопросы.

Раздаточный материал: «Главным занятием египтян было земледелие. Единственным источником влаги для полей были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому поселку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома и начинал передавать свою власть по наследству».

В чьих руках находилась власть?

В интересах кого номарх осуществлял свою власть?

Общество признало за теми, кто руководил общественно значимыми работами право управлять, издавать те или иные распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами общества, прибегая в случае нарушения их к силовым решениям.

На доске (учащиеся записывают в тетрадь):

Государство - это политическая организация публичной власти, которая объединяет общество для решения общих дел; управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. Оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности. Поэтому государство является главным учреждением (институтом) общества, посредством которого власти реализовали свою политику.

Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, проведение крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем в Древнем Востоке); защита страны от внешней угрозы требовала создания вооруженных объединений и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье), создание механизма власти для сохранения покорности порабощенных (Спарта - илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства. Кроме того, оно представляет население страны в отношениях с другими государствами.

В эпоху родовой и соседской общины отношения между людьми регулировали обычаи, традиции, нормы морали, которые поддерживались авторитетом старейшины, вождя, мнением всех ее членов. Развитие хозяйственной деятельности породило более развитые формы совместного существования, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению излишнего продукта, присваиваемого теми, кто пользовался властью. Сначала незначительное, затем более явное неравенство вело к необходимости создания новых норм, правил и органов управления, которые бы регулировали новые отношения между людьми. Возникла необходимость в профессиональных чиновниках-управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти были люди, составлявшие аппарат управления. Так возникает государство.

С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов («Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством. Эти нормы права имели общеобязательный характер для исполнения населением.

Задание: Пользуясь атласом по истории древнего мира, назовите первые государства Древнего Востока и Европы.

Назовите характерные черты, присущие этим государствам.

Признаки государства

1) Единая территория, на которой осуществляется власть государства.

2) Суверенитет - единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

3) Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

4) Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов - армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5) Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

6) Гражданство, т.е. обязательность членства в государстве.

Задание: По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь:

Египет - эта страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.

Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

Население завоеванных Дарием I стран платило налоги.

Придя к власти в 746 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпалассар создал постоянное, хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применили при взятии крепостей осадные машины.

В 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам.

В 1792 году до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.

Функции государства

Внутренние: охранительные (охрана порядка); регулятивные (регулируют наиболее важные общественные отношения).

Внешние: международное сотрудничество; обеспечение обороны страны.

Прочитайте текст «Исторические факты» на стр.37 §6, учебника А.Кравченко. О чем в нем идет речь? О каких причинах происхождения государства мы уже говорили? Существуют и другие теории, дающие свое объяснение происхождению государства. Они выписаны на доске. Я назову суть каждой из них, а вы попытайтесь отгадать, о какой из них идет речь.

На доске: теологическая, договорная, теория завоеваний, общественная теория, расовая, патриархальная, классовая, политико-правовая.

Учитель (зачитывает характеристики данных теорий):

Государство является результатом божественного сотворения мира.

Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

Государственная власть есть продолжение отцовской власти.

У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У последних развито чувство послушания, повиновения.

Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Государство возникло как объединение людей на добровольной основе, в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме. Форма государства - это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

Форма правления (Кто правит, каким образом получил власть?).

Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?).

Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств - права, авторитета, насилия - осуществляется власть?).

Формы государства

Форма правления: монархия, республика.

Форма государственного устройства: унитарное, федерация.

Политический режим: демократия, диктатура.

О какой из форм государства идет речь:

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства - унитарное.)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства - федерации.)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству.

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам.

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел.

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жестких мер (армия, полиция, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Прочитайте текст «Исторический факт» на стр. 37. Какие формы правления существуют в современной Голландии и Российской Федерации? Объясните свой ответ. Что вы знаете о формах правления известных вам государств? Что еще можно сказать о форме государства по названию нашего государства - Российская Федерация? Что вы можете узнать о государственном устройстве России из первой статьи Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»?

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.38-39 и ответьте на вопросы:

Какое государство называют городом-полисом?

Где оно впервые сложилось?

В чем особенности такого государства?

Как была организована жизнь городов-коммун в средневековой Италии?

Учитель: Существует и другая форма государства, сложившаяся примерно 200-250 лет назад - государство-нация.

Прочитайте в учебнике определение «нация», выпишите его в тетрадь.

Приведите примеры наций-государств, многонациональных государств.

Что понимается под мировым сообществом? Какие общие проблемы могут объединить государства для их решения?

Учитель: Известны такие формы объединения независимых государств, как конфедерации, содружества.

Подведем итоги:

А. Государство - это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Б. Государства бывают разные. Они различаются: по территориальному устройству; по форме правления; по политическому режиму.

Все это различные формы государства.

В. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира - простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.

Г. По форме правления различаются монархии и республики.

Д. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).

Е. Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Такая форма государства сложилась в Древней Греции и Древнем Риме.

Ж. Примерно 200-250 лет назад стали складываться государства-нации. Людей, проживающих на территории этих государств, объединяют общность языка, культуры, историческая судьба, тесные экономические связи. Помимо национальных государств существуют и многонациональные. В этих государствах живут вместе люди разных национальностей.

З. Государство и общество следует различать. Государство - это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением общества.

И. Мировое сообщество, сложившееся в результате укрепления экономических, социальных и культурных связей, зародилось в ХХ веке как объединение разных народов для решения глобальных проблем современности.

Гарантия защиты человека

«Государство и его граждане»

Основная идея урока: Гражданство - гарантия защиты гражданина, его прав, свобод государством. Взаимная ответственность граждан и государства.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, паспорт, суверенитет.

Знания, умения, навыки развития личности: соотносить понятия гражданин, человек, гражданство; соотносить положение граждан и неграждан в государстве; называть способы приобретения гражданства, опираясь на текст Закона «О гражданстве»; называть права и обязанности, которыми обладают граждане нашего государства, опираясь на текст Конституции РФ; выделять отличительные черты Российского государства.

Ход урока

Как же назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства? (Люди, жители страны, подданные, граждане.)

В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)

В таком случае взаимоотношения между таким государством и людьми будут строиться следующим образом: государство - сверху, внизу - подданные.

Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.

В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или работой. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащитного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена общественная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборонял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или сооружение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением.

Исходя из данного примера модель взаимоотношений между государством и людьми будет выглядеть иначе: ГОСУДАРСТВО - ГРАЖДАНЕ.

Гражданин - это человек, обладающий правовым статусом (совокупностью прав и обязанностей, определяющей его юридическое положение в обществе). Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин - свободный и равный в правах. Гражданин - не товарищ.

К какому определению мы отнесем следующий исторический пример?

Начало ХVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство. Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет интервентов. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Обязательно ли совершать военный подвиг по спасению свободы и независимости государства, чтобы быть достойным сыном своего Отечества? Какими делами можно заслужить такое звание? (Достижениями в учебе, работе, творчестве.) Приведите примеры.

Задание: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Следующий исторический пример нас относит в революционную Францию.

14 июля 1789 года народ пошел на приступ Бастилии (королевской тюрьмы). Взятие Бастилии символизировало свержение абсолютизма, уничтожение сословного деления людей. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. - документ, порожденный революцией, провозглашал равенство всех в правах и перед законом независимо от происхождения и имущественного положения. Теперь ко всем обращались со словом «гражданин», значит «равный», «свободный» и преданный делу революции: гражданин Марат, гражданин Мирабо, гражданин Дантон.

В современном понимании, гражданин - это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий свою ответственность за свои действия.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства (апатриды), приезжие из других государств. Чем же отличается их правовое положение в обществе?

В греческом полисе метеки (переселенцы из других областей) не допускались к участию в народном собрании, а за проживание в государстве платили налог. Рабы были лишены не только политических прав (участвовать в управлении государством), но и личных (распоряжаться своей жизнью и свободой, быть неприкосновенным в личной жизни).

Обратимся к тексту Конституции РФ, где во второй главе перечисляются права, которыми обладают все люди, и только те, кто является гражданином нашего государства. (Учитель зачитывает выдержки из Конституции, а ученики распределяют права в две группы: права человека и права гражданина.)

Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. При этом ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданин обязан соблюдать законы государства.

Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

Гражданин должен защищать Отечество.

Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Гражданин должен беречь памятники культуры.

Таким образом, гражданство - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства: принцип «крови» - гражданство человека определяется по гражданству его родителей; принцип «почвы» - по стране места рождения.

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране? Об этом говорится в Законе «О гражданстве».

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского Закона «О гражданстве», признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Гражданами России признаются по рождению: ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет. В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения. Если гражданином России является только один из родителей, а другой - иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится ее гражданином. Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

Российское гражданство может быть приобретено в порядке регистрации. Это относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии (отец, мать, дед, бабка) является гражданином России, также дети бывших граждан СССР, достигшие 18 лет, и в течение 5 лет. В порядке регистрации российское гражданство приобретают и апатриды, постоянно проживающие на территории России.

Существует и процедура приема в гражданство на основании ходатайства заинтересованных лиц. С ходатайством могут обратиться достигшие 18 лет иностранцы, прожившие на территории России непрерывно пять лет и более, и лица без гражданства, прожившие там три года и более. Для беженцев этот срок сокращается вдвое.

В приеме в гражданство может быть отказано в следующих случаях: если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами России; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство (статья 89 Конституции РФ)?

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ, а подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Министерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел. Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Разберем следующие ситуации (работа в группах):

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Российская гражданка вышла замуж за ливанского гражданина. У них родилась дочь, а через два года брак был расторгнут и отец уехал на родину, а мать с дочерью остались жить в Волгограде. Через пять лет отец без согласия матери забрал дочь и вывез ее к себе в Ливан. На границе он предъявил свидетельство о рождении дочери, из которого было видно, что он ее отец. Гражданкой какого государства является дочь?

Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

Конституция России допускает и двойное гражданство.

Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ (работа с документом):

Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.

РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту - своей обязанностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под защитой государства находятся все формы собственности.

Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство - это мы».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Подробное решение параграф § 29 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство?

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Нет, не может. Осуждено может быть только Правительство государства, на которое потупило жалоба.

Вопросы и задания к документу

1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путём преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

Эти ограничения связаны с целью сохранения окружающей среды, безопасности жизни и здоровья человека.

4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

США и Ливия. США прибегают к использованию химико-биологического оружия для разрушения Ливии.

5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

Право на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации, т.е. информации о состоянии воды, воздуха, природы в целом.

6. Обратитесь к дополнительным источникам информации и выясните значение термина «биота».

Биота - исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, грибы, бактерии, протисты и пр.), так и бесклеточные организмы (например, вирусы).

Вопросы

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуждения другими органами ООН, государствами - членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «...идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же, как и своими политическими правами».

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции был образован Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который наделён полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц, исчерпавшие возможности защиты установленных Конвенцией прав у себя на родине, не позднее полугода со времени принятия решения высшей инстанцией имеют возможность обратиться в ЕСПЧ.

5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему - преступления против человечности.

К военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

6. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Суд может выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

7. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.

Задания

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

192 страны - члены ООН, 47 стран - члены Совета Европы, то есть европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, чем структуры ООН по той причине, что меньше стран и легче осуществлять контроль.

1. В условиях кризиса появилась масса безработных, пребывание без работы приобрело устойчивые формы, то есть нарушаются права людей на труд на достойный уровень жизни.

2. В настоящее время в Европе новая технология не требует массовой концентрации людей, современные средства связи в полной мере обеспечивают технологические и иные деловые контакты на любом расстоянии, новые совершенные транспортные средства дают возможность поддержания межличностных контактов вне зависимости от места проживания, жизнь за пределами крупных агломераций обеспечивает ныне не меньший, а больший уровень комфорта, то есть уровень урбанизации падает.

3. Превращение крупнейших городов из центров концентрации богатства в центры аккумуляции нищеты.

4. Окончание "холодной войны", явившееся выдающимся позитивным событием конца 20 века, ликвидировав угрозу существованию человечества, одновременно сняло с повестки дня проблему соперничества конкурирующих общественных систем в социальной области. Исчезновение конкурента привело к ужесточению позиций правящих кругов в экономически развитых странах по отношению к большинству собственного общества.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

До 18 лет психика ребенка еще не до конца сформирована, так же роль играет переходный возраст + ребенок несовершеннолетний.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле».

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа -Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

ПРОБЛЕМА ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.



Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как ее отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств - членов Совета Европы ратифицировали Протокол № 6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своем заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол № б и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол.



Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идет и в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Индивид не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечества» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населенных пунктов); к третьему - преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного
уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

ПОЛНОМОЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципами нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права други х людей.

2 Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека - права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя свое отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейски й Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

ДОКУМЕНТ
Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средст в воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства - участники настоящей Конвенции, ...признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду...

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений, сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей... согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику...

Статья 2
Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?
2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?
3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?
4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.
5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейски й Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?
7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?
8 . Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

ЗАДАНИЯ

1. В России в течение нескольких лет идет дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

2 . Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский Союз? Назовите 3-5 проблем.

3. Конвенция о правах ребенка запрещает:
а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;
б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигши х 15 лет.
Объясните причины каждого из запретов.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.

Вопрос 2. Понятие о структуре санитарных потерь

Потери населения, возникающие в результате применения возможным противником средств вооруженной борьбы, подразделяются на общие, санитарные и безвозвратные.

Общие потери - это совокупные потери среди населения в очаге поражения. Они суммарно состоят из санитарных и безвозвратных потерь.

Санитарные потери - это пораженные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи, потерявшие трудоспособность не менее чем на сутки и поступившие на этапы медицинской эвакуации.

Безвозвратные потери - это погибшие на месте до оказания медицинской помощи или пропавшие без вести.

При применении современных видов оружия у населения возможно возникновение изолированных, множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Изолированное поражение возникает при получении одиночного повреждения человека одним поражающим агентом. При одномоментном поражении одной анатомической области несколькими ранящими агентами одного вида травмирующего фактора (например, осколками), возникают множественные поражения.

К сочетанным поражениям относят одномоментные повреждения нескольких анатомических областей человеческого тела одним травмирующим агентом. При воздействии на человека различных поражающих факторов возникают комбинированные поражения (например, ранение и лучевое поражение).

Наибольшее значение для организации медицинского обеспечения населения в очагах поражения военного времени имеют величина и структура санитарных потерь.

Под структурой санитарных потерь понимается процентное отношение различных категорий пораженных к общему числу санитарных потерь среди населения.

В целях планирования лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных санитарные потери подразделяются по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.

Учитывая возможность применения вероятным противником в войнах широкого арсенала средств вооруженной борьбы против гражданского населения, штабам МС ГО следует учитывать в своих планах возможность возникновения на территории России очагов поражения с массовыми санитарными потерями, которые будут характеризоваться сложной и разнообразной структурой с преобладанием тяжелых и комбинированных форм поражения.

Вопрос 3. Роль и место России в мировом сообществе

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.

Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого или русского дворянства XIX века восхищалась вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую культуру, но и оказало серьезное влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плесецкая и т.д.).

Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

Вопрос 4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Похожая информация.




 

Возможно, будет полезно почитать: