Об альтернативной гражданской службе. Альтернативная служба в армии: условия и требования

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Закон об Альтернативной гражданской службе существует с 2002 года, но молодые люди по-прежнему либо не хотят, либо не знают, как им можно воспользоваться. Ежегодно из 150 тысяч призывников по всей России, только тысяча подает на АГС. PublicPost поговорил с АГСниками о том, как на самом деле работает эта система в России.

1: Альтернативная служба длится не так долго, как кажется

С 2008 года срок службы на АГС состаляет 21 месяц (служба в армии - 1 год). В соответствии с Трудовым кодексом альтернативная служба засчитывается в трудовой стаж, предусматривает оплату труда, а также предоставляет два месяца отпуска (чего нет на военной службе). Работа по стандартному графику - отработал 8 часов и ты дома. Можешь гулять или учиться, получать вечернее или заочное образование. АГСники фактически служат 1 год и семь месяцев - это вполне приемлемый срок.

Дмитрий Бояринов:

«АГС я прохожу в данный момент. Работать пришлось в санатории Можайском, который находится в Подмосковье. Основной причиной, почему я решил не идти в армию, являются мои религиозные убеждения - я с самого детства Свидетель Иеговы. Я принципиально не собирался брать в руки оружие, а альтернативная служба как раз позволяет «отдать долг родине» без насилия и обучения воинскому делу. Если говорить о сроках, то мне 1 год и 9 месяцев службы не кажутся долгими. Во время службы ничего не теряешь, так как выход за территорию места службы свободный, все свободное время ты проводишь, как тебе заблагорассудится. Думаю, я больше приобрел, нежели потерял. Во-первых, куча новых друзей из разных уголков страны появилось - Москва, Питер, Казань, Ставропольский край, Саратовская область и др. Во-вторых, те навыки, которые я получил во время службы, несомненно пригодятся мне в дальнейшей самостоятельной жизни. Несколько слов о самой работе: как и с обычными работниками, со мной был составлен трудовой договор, то есть 8-часовой рабочий день, суббота и воскресенье - выходные. Любой человек может попасть на альтернативную службу - главное наличие желания и принципов, по которым ты не хочешь служить в армии».

2: Добиться перевода на АГС совсем не сложно

На деле нужны только 3 документа: заявление (в свободной форме), характеристика с последнего места учебы или работы (также в любом формате) и короткая автобиография. Молодой человек подает заявление в военкомат за полгода до призыва. Сотрудники военкомата в любом случае (если даже срок этот нарушен) обязаны принять его документы. Заявлением призывник обозначает свои убеждения. Наличие самих убеждений доказывать не надо, необходимо лишь сформулировать, почему эти убеждения противоречат военной службе. Также могут быть свидетели - люди, которые смогут подтвердить, что молодой человек действительно живет по принципам, в соответствии со своими убеждениями.

Отказ может быть только при нарушении формальных требований: нарушения сроков подачи документов или пропуск заседания комиссии. Плюс, отказ может быть в том случае, если у комиссии есть факты, противоречащие доводам призывника (если человек утверждает, что он пацифист, а комиссия приносит справку из милиции с доказательством того, что он участвовал в драке и т.д.). Отказать призывнику, за которым не числится никаких нарушений, практически невозможно. Перед подачей на АГС нужно тщательно проверить здоровье - человек, негодный к воинской службе, также негоден и к альтернативной.

Максим Кравченко:

«Прохожу АГС с июля 2011 года в психоневрологическом интернате Кинешемского района Ивановской области. Должность: санитар воспитатель. Срок службы 1,5 года плюс 2 отпуска. Я служу на АГС из-за религиозных убеждений. Вообще я рад, что есть АГС. Я выполняю свой долг перед народом, при этом не нарушая библейские принципы и конституционные законы. Я не потратил зря 1,5 года на АГС. Я живу дома, на работу езжу на собственной машине. Мне платят зарплату, и у меня идет трудовой стаж. Так что сожалеть мне не о чем. На работе меня полностью снабжают спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Бесплатно кормят. Работаю по такому графику: 2 дня работаю, 3 отдыхаю. В смене у меня 2 медсестры и 1 санитар. Плюсы: не нужно принимать присягу, потому что при принятии присяги подписываешь себя на действие военного устава, а не гражданского закона. Больших минусов я не вижу. Необходимо четко определить свою позицию. Хочет ли призывник вообще служить на АГС. Это нужно для того, чтобы когда военком будет разговаривать и задавать вопросы, призывник мог четко и уверенно отстаивать свою позицию. А иначе там легко могут сбить с толку и поставить в неловкое положение».

3: Нужно быть готовым к провокациям со стороны военкомата

В военкоматах существуют препятствия, молодому человеку нужно суметь подать заявление. Иногда они начинают запугивать, угрожать, делают все возможное, чтобы документы не проходили. При подаче документов на АГС будьте настойчивы и не бойтесь никаких отказов. Даже если возникают какие-то проблемы в военкомате или у призывной комиссии, у вас есть право обжаловать это решение. Нужно предварительно изучить закон и тексты документов, при возникновении проблем связаться с общественными и правозащитными организациями.

Арсений Левинсон:

«Я подал на АГС в этом году. Мой старший брат тоже проходил альтернативную службу - два года он успешно отработал в главпочтамте. На тот момент он был единственным молодым человеком в своем военкомате, который подавал заявление на АГС. Но и сейчас этот вид службы не очень популярен. Нет никакой адекватной информации по этому поводу. В военкоматах ребят специально дезинформируют. Я вот уже столкнулся с проблемой - мой военкомат вовремя не созвал комиссию и пропустил все сроки. Они фактически нарушили закон. Но я с этим буду бороться. Призывники должны понимать, что имеют полное право на прохождение АГС. И убеждения могут быть любыми, не только религиозными. Главное, знать свои права».

4: Большинство АГСников остаются служить у себя в регионе

Положение об «экстерриториальности» прохождения АГС существует. Но вместе с тем в законе прописано, что если молодой человек направляется в другой регион, то ему должны предоставить общежитие со всеми удобствами. Таких общежитий у организаций сейчас практически нет. Поэтому 80% ребят остаются служить по месту жительства, всех оставляют дома. А в другой регион отправляют только в том случае, если в родном городе призывника нет организаций, готовых принять АГСников.

Тимофей Адаховский:

«Я проходил АГС в Москве с 2009 года по 2011, в Психоневрологическом интернате №30. Я работал обычную 40-часовую неделю, с 9 до 16.30, график 5/2. Зарплата была достойная вполне, но это, конечно, из-за того, что я служил в Москве и в учреждении такого профиля. В мои обязанности входили уход и надзор за пациентами, работал я санитаром. Еще был большой плюс, что я работал/служил в своем городе и ночевал дома. В выходные можно было погулять с друзьями, а также оплаченный отпуск - он у меня был очень большой, но это, скорее, в плюсы работы в психиатрии. Если собираетесь проходить АГС, советую заранее заняться подготовкой документов для подачи заявления, лучше сделать это за год до призыва, ну и, конечно, продумать аргументацию. Хоть в законе и написано, что любой может заменить службу в армии альтернативной службой, но военкомат просто так не сдастся и не отправит работать, им все-таки народ набирать надо».

5: Претендовать на АГС можно по любым убеждениям

До сих пор продолжается негативная пропаганда альтернативной службы со стороны военкоматов. Они всячески запугивают парней, делают все, чтобы в обществе считали АГС таким маргинальным явлением. На самом деле это не так - претендовать на АГС можно по любым основаниям, не только религиозным. Были ребята, которые не только по пацифистским или антимилитаристским, но и по политическим убеждениям подавали на АГС. Это очень широкий спектр, и он работает.

Макар Бутков:

«Я только планирую подавать на АГС. На мой взгляд, главный плюс альтернативной службы в отсутствие необходимости служить в армии. Суть и организация армейской службы находятся в противоречии с моими личными убеждениями. Конституция нам гарантирует свободу совести и этим надо пользоваться. Я считаю АГС хорошим способом выполнить свой долг перед родиной и при этом не встраиваться в армейскую иерархию. Принцип беспрекословного выполнения приказов, когда он оторван от реальной необходимости, противоречит нормальным человеческим отношениям и приводит к многочисленным проблемам. Работу на АГС ты не выбираешь сам, однако в заявлении можно дать рекомендации, а также учитывается образование. Лично я хотел бы работать в сфере экологии».

6: АГС охватывает широкий спектр профессий и специальностей

Любая государственная организация имеет право подать заявку на привлечение альтернативных служащих. В течение года Роструд собирает эти заявки, и выпускается перечень организаций, куда могут быть направлены ребята. На сайте Роструда можно найти перечень всех вакантных должностей и профессий. В первую очередь, это социальные организации - дома престарелых, детские дома, больницы. Почта России сейчас активно берет на работу альтернативщиков. Можно пойти работать в музей, театр и даже в зоопарк. Ребят есть куда размещать: вакантных мест около 4-5 тысяч, а желающих набирается всего лишь около тысячи человек год. Во многих больницах не хватает персонала, в заповедниках и национальных парках мало работников. В таких сферах АГС может сыграть значимую роль. Единственный минус в том, что сам призывник не может выбирать место работы. Но при распределении всегда учитывается его специальность, навыки, социальное положение.

Сергей Цевменко:

«Я проходил АГС с 2007 по 2010 год в городе Дзержинский Московской области. Там есть предприятие «Союз» - бывший военный завод. Я там строителем работал. Я сам из маленького городка Кандалакша Мурманской области. В своем городе я был самым первым альтернативщиком. Комиссия даже не знала о существовании АГС. Меня уверяли, что туда одни сектанты идут. Но когда я начал настаивать и доказывать свои права, они успокоились и направили меня в Московскую область. На заводе со мной работало много альтернативщиков - в основном представители разных вероисповеданий. Все вроде спокойно прошло… Важный момент, о котором нужно помнить при подаче на альтернативную службу, - если вас определили на какую-то работу, которая вам не нравится, если не устраивает должность или зарплата, вы можете отказаться и попросить, чтобы вас перенаправили. По закону вам должны подыскать еще какие-то варианты».

7: На АГС служащий застрахован от дедовщины и насилия

На АГС служащий полностью застрахован от насилия или унижения. Здесь нет дедовщины, как в армии. Если приказ начальства противоречит твоим моральным установкам, ему можно не подчиняться. В отличие от военнослужащих, которые обязаны следовать любому приказу, здесь не надо идти против своей совести.

Андрей Шишкин:

«Я подавал на АГС, но пройти так и не успел, так как поступил в аспирантуру и получил отсрочку на 3 года. У меня родной брат пострадал от дедовщины. После этого я понял, что в армию идти не хочу. Мой совет тем парням, кто не хочет служить, платить взятки или выдумывать себе болезни, - пусть пишут заявление на АГС и отстаивают свои права. Это будет лучшая школа жизни, нежели чем в казарме страдать от дедовщины».

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это обычная трудовая деятельность на гражданке, осуществляемая молодыми людьми, отказавшимися от службы в армии. Она почти ничем не отличается от обычной работы, за исключением некоторых особенностей. Хотя военкоматы и призывные комиссии неохотно идут на замену военной службы альтернативной гражданской, надо понимать, что любого молодого человека, имеющего воинскую обязанность, состоит в его возможности .

Альтернативная гражданская служба в РФ

В России причиной для предоставления альтернативной гражданской службы является наличие у молодого человека призывного возраста различных убеждений, не позволяющих совмещать их со службой в вооружённых силах.

В мировой практике это называется отказ совести. Это случай, когда человек по каким-либо причинам считает войну и все что с ней связано аморальным и сознательно отказывается проходить военную службу.

Причины для отказа могут быть следующие:

  • Религия и вероисповедание
  • Наличие этических убеждений — например пацифизм
  • Желание отдать свой долг родине путём мирного труда
  • Политические убеждения — например, мнение об отсутствии необходимости армии и всеобщей воинской обязанности. Мнение о том, что армия должна быть контрактной

В сущности это может быть любое убеждение, вступающее в конфликт с нормами военной службы — например, нелюбовь к принуждению и приказам. Если у вас есть желание проходить альтернативную гражданскую службу, то вам нужно написать соответствующее заявление в свой военный комиссариат. В этом случае при прохождении призыва будет рассматриваться вопрос о том, чтобы предоставить вам замену армейской службы на АГС или все же отправить вас в ряды вооружённых сил.

Здесь самое главное верно соблюсти все формальные процедуры. Это нужно сделать потому, в военкоматах не очень любят альтернативщиков и иногда пытаются вставлять им палки в колёса. Поэтому в случае нарушения формальностей вам могут отказать в удовлетворении заявления о прохождении альтернативной гражданской службы и отправить в армию. Последовательность действий должна быть такая, как указано ниже.

Правила и сроки подачи заявлений и документов

Подавать заявления нужно в установленный срок - в общем случае за полгода до начала призыва. Это значит, что если вас должны призвать в весенний призыв, вы подаёте заявление до 1 октября, а если в осенний, то до 1 апреля.

В заявлении вам нужно указать причины вашего выбора альтернативной гражданской службы и обстоятельства, побудившие вас это сделать. Также вам нужно приложить документы, которые могут подтверждать ваши аргументы - это должны быть автобиография и характеристика с места обучения или работы.

Далее, будет рассмотрение вашей просьбы. Оно проходит в течение призыва, который предшествуют вашему призыву. То есть если вас призывают осенью, то вопрос о направлении на альтернативную гражданскую службу рассматривают весной. Причём вам могут отказать в рассмотрении в случае, если вы подали заявление не вовремя. Скорее всего, так и сделают, однако, в этом случае у вас есть право обратиться в суд и потребовать у призывной комиссии принять заявление. Обычно суд встаёт на сторону призывника.

Как проходит рассмотрение заявлений

Сам процесс рассмотрения заключается в следующем. Вас вызовут на заседание призывной комиссии. Её члены ознакомятся с документами, которые вы предоставили и зададут вам несколько вопросов о ваших убеждениях и данных представленных в документах. Будет полезно, если вы приведёте с собой свидетелей, которые подтвердят все, о чём вы писали в автобиографии. Это могут быть ваши родители, друзья, коллеги по учёбе или работе, в общем, любые люди, которые хорошо вас знают. Подробнее:

Часто бывает так, что призывная комиссия пытается подловить призывника и найти несоответствия в его словах и информации, представленной в документах. Для этого они используют незнание призывником своих прав. Поэтому вот самые распространённые заблуждения:

НЕПРАВДА ПРАВДА
Вы можете требовать замены военной службы, только если вы религиозный человек или пацифист На самом деле вы имеете такое право в случае, если у вас есть ЛЮБОЕ убеждение, противоречащее прохождению армейской службы, например, нежелание подчиняться приказам
Вы должны предоставить доказательства (документы или справки) о вашем членстве в какой-либо религиозном или пацифистском сообществе Вашей обязанностью является только предоставление собственной автобиографии. Все остальные документы вы приносите по собственному усмотрению
Ваши утверждения о невозможности быть солдатом должны подтвердить свидетели На самом деле закон не обязывает вас приводить свидетелей. Безусловно, это является дополнительным плюсом, но вы делаете это по своему усмотрению
Вы должны ДОКАЗАТЬ призывной комиссии наличие у вас убеждений, противоречащих исполнению воинской обязанности

Вы НЕ ДОЛЖНЫ доказывать наличие убеждений. Вам нужно их сформулировать и объяснить, что они не позволят вам служить в армии

Последний миф широко известен. Его распространяют в военкоматах, чтобы вводить призывников в заблуждение. Строго говоря, наличие убеждений нельзя доказать или опровергнуть, поэтому, если соблюдены все формальности отказать вам будет практически невозможно. Вот как проходят подобные заседания призывных комиссий:

Если вас будут обманывать или давить психологически, и вы почувствуете, что не справляетесь с этим градом дезинформации, то советую вам обратиться в местный комитет солдатских матерей или правозащитную организацию (лучше в ту, которая занимается помощью призывникам и военнослужащим). Особенно хорошо помогут альтернативщикам в комитете солдатских матерей.

По итогам рассмотрения вашего дела,скорее всего, вынесут положительное решение, призывная комиссия напишет соответствующее предписание и вы отправитесь к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Подробнее об этом процессе можете узнать в предыдущей ссылке.

Вконтакте

Если молодой человек по своим убеждениям не может идти в армию, он имеет право выбрать альтернативный вариант – гражданскую службу. Для этого нужно убедить призывную комиссию поверить в искренность религиозных, моральных или других мотивов.

Альтернативная гражданская служба часто привлекает призывников, которые не хотят находиться целый год в воинской части. Она дает сразу несколько возможностей: остаться дома рядом с родными, жить в комфорте в своей квартире, получить опыт работы и проводить отпуск по своему усмотрению. Но вместе с этим АГС имеет и недостатки. Например, длится альтернативная служба почти в два раза дольше, чем военная: 21 месяц. Место работы определяет военкомат, поэтому существует возможность перевода призывника в другой город. Уволиться или бросить АГС нельзя, подобный поступок влечет за собой уголовное преследование.

Как попасть на альтернативную гражданскую службу?

Альтернативная служба подходит для тех, кто по своим принципам не может взять в руки оружие, осуждает войну или любые насильственные действия.

На альтернативную военную службу могут направить:

  • людей, моральные или религиозные убеждения которых противоречат прохождению службы в армии;
  • коренных представителей малочисленных народов (ненцы, коряки, ханты и пр.)

Чтобы получить направление на службу, требуется вовремя подать заявление в военкомат. Но даже если аргументы в заявлении будут достаточно убедительны, попасть на АГС будет очень сложно. Призывная комиссия может отказать в просьбе, так как количество мест для альтернативщиков ограничено.

Мнение эксперта

Если призывная комиссия отказала вам в отправке на альтернативную гражданскую службу, вы можете воспользоваться правом на освобождение от призыва на военную службу. Российское законодательство предусматривает десятки оснований, дающих призывникам право на отсрочку или получение военного билета. Узнайте, есть ли у вас основания для освобождения от призыва по здоровью, учебе, работе или семейным обстоятельствам, на странице « ».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Как написать заявление на альтернативную службу?

Заявление о замене традиционной армейской службы на альтернативную подается не менее чем за полгода до начала вашего призыва. Если вы должны получить весной, дата отправки заявления должна быть не позднее 1 октября, если осенью – не позднее 1 апреля. В заявлении нужно изложить мотивы, по которым вы не можете идти в армию. Обязательно приложите к нему характеристику с работы или учебы, подтверждающую ваши аргументы. Также можно приложить показания свидетелей о наличии у вас убеждений против военной службы.Документы рассматриваются в течение месяца со дня их получения. Затем на основании приведенных в заявлении аргументов и заключения врачей призывная комиссия принимает решение о направлении на АГС.

Часто призывная комиссия отказывает в замене военной службы альтернативной по одной из следующих причин:

  • истекли сроки подачи заявления;
  • в заявлении недостаточно аргументировано изложены причины, по которым призывник не может отправиться в армию;
  • в заявлении указана ложная информация;
  • нет свободных или подходящих мест для прохождения АГС;
  • человек уже от воинской обязанности.

За годы работы в Службе Помощи Призывникам я заметила тенденцию: значительная часть призывников, желающих поступить на АГС, начинает готовить заявление и другие документы слишком поздно: либо за 1-3 месяца до призыва, либо после получения повестки. В каждом из этих случаев призывная комиссия отказывает в направлении на альтернативную службу. Призывник может сразу же обратиться в суд и обжаловать это решение, но закон в данном случае будет на стороне военного комиссариата. Поэтому не затягивайте с подачей заявления и заранее продумайте аргументы для призывной комиссии, почему именно вы имеете право на замену военной службы на альтернативную.

Список профессий альтернативной службы в 2019 году

Полный перечень профессий, на которые может быть направлен призывник, утверждается каждый год Министерством труда. Например, в 2018 году для альтернативщиков было предложено более 120 вариантов различных специальностей. В список рабочих профессий вошли: водители, машинисты, плотники, повара и сварщики. Среди служащих должностей популярны: акушерки, врачи, учителя, социальные работники и инженеры.

Выбор должности и места работы определяется из нескольких факторов: образования молодого человека, его опыта работы и состояния здоровья, а также от наличия заявок от организаций. Например, в Санкт-Петербурге в 2018 году места для призывников выделили Ленинградский онкологический диспансере, Бюро судебно-медицинской экспертизы, Ленинградском областном патологоанатомическом бюро и в Управлении почтовой связи.

В законе об альтернативной службе сказано, что призывники (кроме представителей малочисленных народов) могут направляться для прохождения АГС в другие регионы РФ. Но на практике выбор населенного пункта зависит от наличия предложенных рабочих мест, поэтому существует вероятность остаться в родном городе. Если для прохождения службы призывнику придется покинуть родной город, государство обязано обеспечить его жильем (комнатой в общежитии) и оплатить все транспортные расходы. Также он имеет право на бесплатный проезд во время отпуска.

Прохождение АГС предусматривает обязательное заключение срочного трудового договора. За выполненную работу альтернативщик получает заработную плату, размер которой зависит от выбранной профессии и места работы. Я не советую рассчитывать на высокие гонорары, так как госучреждения обычно выделяют для призывников места, на которые из-за низкой зарплаты сложно найти специалистов. Не получится исправить финансовое положение и подработками – АГС запрещается совмещать с работой в другом месте.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы в России

Прохождение альтернативной гражданской службы приравнивается к нахождению в войсковых частях. Поэтому неявка на рабочее место расценивается как попытка уклонения от воинской обязанности.

После обращения работодателя в СК РФ на уклониста заводят уголовное дело по статье 328 УК РФ. Если призывник будет признан уклонистом, ему может грозить:

  • штраф до 80 тысяч рублей,
  • штраф в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
  • обязательные работы до 480 часов,
  • арест до 6 месяцев.

Конкретный вид наказания определяется после судебного процесса. Молодой человек, несогласный с решением суда, может подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции.

Служба в вооруженных силах считается обязательной для всех здоровых мужчин практически во всех странах мира. Сложная обстановка на международной арене не позволяет отказаться от такого положения и в наше время.

Однако многие государства, в том числе и Россия, решили пойти навстречу желаниям некоторой части военнообязанных и разрешают им служить в рамках альтернативной гражданской службы. Такие порядки сейчас сохраняются и в нашей стране.

Понятие

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это специфическая форма трудовой деятельности в интересах всей страны. Она проходит вместо службы в российской армии по призыву. Замена военной службы альтернативной гражданской закреплена Конституцией РФ и рядом законных и подзаконных актов. Так реализуется право граждан на отказ от военной службы по личным убеждениям. В нормативных актах сформулированы основные понятия службы, категории граждан, имеющих право служить таким образом, срок альтернативной гражданской службы.

Право на службу

Отказаться от службы в армии просто так нельзя. Россиянину право на альтернативную гражданскую службу дается в ряде конкретных, четко выверенных случаев:

  • служба в армейской структуре противоречит его воззрениям или религии;
  • он является представителем коренной нации с небольшим количеством людей, традиции которой не меняются сотнями лет, хозяйство носит преимущественно натуральный характер - земледелие, животноводство, добывающие промыслы и кустарные ремесла.

Другие причины уклонения от службы в рядах российской армии не признаются.

Процедура призыва

Для прохождения альтернативной гражданской службы нужно, во-первых, принести заявление в военкомат по своему месту проживания в отмеченное время:

  • до 1 апреля - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в октябре - декабре текущего года;
  • до 1 октября - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в апреле - июне текущего года.

Заявление

Особенности альтернативной гражданской службы видны еще с процедуры призыва. В отличие от обычной военной службы, нужно написать письменное заявление в свободной форме. При этом в заявлении нужно аргументировать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.

К заявлению надо прибавить ряд обязательных документов. Кроме того, можно принести и прочие материалы, способствующие укреплению доводов призывника. Эти документы не обязательны, они передаются по предложению призывника. Обычно призывники приносят дипломы об образовании, выписки о численности семьи. В заявлении можно подать список людей, которые могут засвидетельствовать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.

При подаче заявления и сопутствующих бумаг нужно, чтобы в военкомате предоставили расписку, свидетельствующуе о приеме заявления. Как правило, это отметка работника военкомата на втором экземпляре заявления о его приемке, либо документ о регистрации заявления.

Рассмотрение заявления

Поскольку считается, что условия альтернативной гражданской службы гораздо легче, чем в армии, все заявления тщательно рассматривается. Письменная просьба о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой, разбирается в период деятельности призывной комиссии и лишь при появлении гражданина. О деталях процесса рассмотрения заявления россиянин извещается письменно повесткой из военкомата, получаемой под его подпись.

На заседании призывной комиссии призывнику нужно быть готовым к представлению своих доводов и убедительному изложению причин, по которым он ходатайствует о замене армейской службы другой, альтернативной. На заседание комиссии также надо позвать и людей, которые могут подтвердить позицию заявителя.

По результатам изучения заявления призывная комиссия пишет заключение о переходе россиянина с армейской службы по призыву на другую, альтернативную, или согласовывает убедительное решение о несогласии с заявлением.

Постановление призывной комиссии принимается в течение 30 дней со времени завершения периода подачи просьб в военный комиссариат, то есть для осеннего призыва конечный срок изучения заявлений достигает 1 мая текущего года, для весеннего призыва - до первого ноября.

Если появляется необходимость запроса призывной комиссией добавочных данных, время представления решения, возможно, будет продлено, но не больше чем на 30 дней.

Отказ

Альтернативная гражданская служба - это не просто легкое уклонение от службы в армии. В юридической базе Российской Федерации существуют четкие причины, по которым гражданам запрещают проходить альтернативную службу вместо армейской:

  • опоздание по срокам предоставления документов;
  • обязательные документы и прочие данные противоречат аргументам россиянина о том, что несение армейской службы не соответствует его взглядам или исповедуемой религии;
  • в заявлении и обязательных документах изложены заведомо неправдивые данные;
  • россиянин дважды приглашался повесткой на заседания призывной комиссии и не появлялся на них без уважительной причины;
  • ранее россиянин имел возможность пройти АГС, но он отказался от этого.

Уважительные причины

Обычно к числу уважительных причин отсутствия причисляют:

  • серьезный недуг или травму с потерей трудоспособности;
  • серьезные проблемы со здоровьем близких родственников или участие в погребении родственников;
  • другие уважительные причины, не зависящие от самого гражданина;
  • другие обстоятельства, которые призывная комиссия или суд посчитали уважительными.

Решение приемной комиссии

Приемная комиссия в обязательном порядке принимает одно из двух решений:

  1. О замене службы в армии по призыву другой, альтернативной гражданской службой с параллельной выдачей повестки с четким указанием времени прихода на медицинское освидетельствование и на работу призывной комиссии для рассмотрения вопроса об отправке гражданина на АГС.
  2. Об отрицательном решении на заявление о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой. Такое постановление можно оспорить в суде, для чего нужно взять копию выписки протокола призывной комиссии, которую обязательно передают призывнику в течение семидесяти двух часов со времени принятия постановления.

Порядок службы

На АГС порядок призыва похож на типичную армейскую службу. В этом отношении нет большой особенности альтернативной гражданской службы. На нее идут служить мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, соответствующие следующим требованиям: они не находятся в запасе, у них есть право на замену армейской службы по призыву похожей штатской службой, написали заявление в военкомат о желании заменить армейскую службу по призыву похожей гражданской службой. Ответственные органы при этом должны были принять положительное решение.

Не допускаются к службе призывники, которые не должны проходить службу по состоянию здоровья, получили временную отсрочку, учатся в вузах и ссузах, имеют двоих детей, нетрудоспособных родителей, являются кормильцев в семье.

Место службы

После призыва гражданин отправляются на место службы. Альтернативная гражданская служба - это такая же служба, как и воинская. Так что военкомат обычно отправляет призывников в другой субъект РФ, не тот, где они постоянно проживают.

Проходить альтернативную службу граждане могут:

  • в органах, подчиненных федеральной структуре;
  • в органах, подчиненных ведомственной структуре субъектов нашей страны;
  • в органах армии РФ, других силовых структур, армейских частях в качестве штатных работников.

Вакансии для призывников

Кем будут работать те, кто призван на альтернативную гражданскую службу? Это определяется образованием, предыдущим опытом работы, квалификацией, состоянием здоровья призывника и потребностью структур РФ в работниках. Представители коренных народов, как правило, направляются оленеводами или работниками на предприятия, которые занимаются традиционными промыслами. Остальные работают обычно санитарами или почтальонами.

Большим везением можно считать направление на работы в строительную сферу. Конечно, работать там придется тяжелее, но и зарплата повыше. На обычной службе зарплата ограничивается минимальной, а в строительстве может достигать и 20 000 рублей.

Призывники работают в образовательных учреждениях, социальной сфере, сельскохозяйственных организациях. Небольшую часть молодых людей (тех, у кого имеется соответствующая специальность) направляют в Роскосмос, Спецстрой, Федеральное агентство связи или Федеральное медико-биологическое агентство.

Срок службы

Поскольку служба в АГС считается более легкой, то и срок альтернативной гражданской службы более долгий, чем по призыву. Сейчас этот срок дольше в 1,75 раза. Для россиян (включая тех, кто учился в учреждениях высшего и среднего образования) срок альтернативной службы в федеральных структурах равняется 21 месяцу. Когда же АГС определена в армейских структурах РФ, время такой службы увеличивается только в 1,5 раза и достигает полутора лет.

Особенности службы

Россияне, проходящие АГС, особо не отличаются от типичных трудяг тех организаций, куда их отправляют. Требования альтернативной гражданской службы достаточно мягкие. Граждане получают зарплату, имеют право на обычный отпуск, рабочий день для таких трудящихся принят законодательством и обычно достигает сорока часов в неделю. Такие условия альтернативной гражданской службы сближают ее с обычной гражданской. Разве что уволиться по собственному желанию призывник не может.

Ответственность за уклонение

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается таким же нарушением закона, как и игнорирование службы в армии. Отличие только в том, что наказание для этой категории призванных несколько легче.

Как указывается в УК РФ, россиянам, уклоняющиеся от другой, альтернативной службы по постановлению суда может быть наложен штраф в объеме до 80 тыс. руб. или в объеме зарплаты или другого дохода. Другое наказание: арест сроком до полугода или обязательные общественные работы (до 480 часов).

В юридической практике уклонистами от службы слывут россияне, получившие постановление о службе в альтернативной структуре, но по неуважительным обстоятельствам не явившиеся к месту службы в определенное время. Кроме того, происходит самочинное бегство с места службы, несогласие осуществления функций альтернативной гражданской службы, в том числе отказ подписать срочный трудовой договор, увольнение по фальшивым причинам раньше времени.

Как бы ни рассматривали АГС, альтернативная гражданская служба - это тоже обязанность, уклонение от которой карается, как и другие нарушения законов.



 

Возможно, будет полезно почитать: