Основные принципы дисциплинарной практики в отношении адвокатов в российской федерации. Что в себя включает дисциплинарное производство? Сроки применения дисциплинарных взысканий

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками УИС выражается в форме совершения ими дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки сотрудников УИС являются основаниями их дисциплинарной ответственности.

Общим объектом дисциплинарного проступка сотрудника УИС является служебная дисциплина. Любой дисциплинарный проступок сотрудников УИС наносит или создает реальную угрозу нанесения вреда служебной дисциплине в органах и учреждениях УИС. В то же время, служебная дисциплина представляет собой одно из важнейших условий выполнения поставленных перед органами и учреждениями УИС задач со стороны общества, и нанесенный ей ущерб не может не отражаться на безопасности общества.

На данную сторону причиняемого дисциплинарным проступком вреда указывал в своих работах В.И. Туранов. По его мнению, такой проступок одновременно связан не только с нарушениями служебных обязанностей в сфере трудовых (внутренних) отношений, но и с другими отношениями (внешними), складывающимися в сфере государственного управления.

Основная доля среди дисциплинарных проступков, совершаемых сотрудниками, приходится на нарушения исполнительской дисциплины (более 50 %). Достаточно распространенным дисциплинарным проступком является невыход на службу без уважительных причин (8 – 10 %). К одному из видов дисциплинарных проступков, наиболее часто совершаемых сотрудниками УИС, следует отнести утрату табельного оружия, служебных документов, имущества, специальных средств (3 – 5 %).

Наиболее острой проблемой правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является проблема нормативного закрепления конкретных составов дисциплинарных проступков.

Существуют различные мнения ученых по поводу путей решения данной проблемы. Одни предлагают закрепить все составы дисциплинарных проступков государственных служащих в едином Дисциплинарном кодексе государственных служащих РФ. Другие предлагают принятие подобных кодексов применительно к каждому из трех видов службы. Третьи говорят о целесообразности принятие ведомственных дисциплинарных кодексов. Как отмечает В.М. Манохин, по мнению большинства ученых, закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков невозможно.

По нашему убеждению, потребность в кодифицированном законодательном акте, который бы урегулировал отношения дисциплинарной ответственности на государственной службе, назрела. Закрепленная в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» классификация государственной службы на три вида: гражданскую, военную и правоохранительную, предполагает дальнейшее развитие правового регулирования прохождения государственной службы по трем направлениям. Поэтому вполне закономерным будет принятие дисциплинарных кодексов для каждого вида службы.


Особенности службы в органах и учреждениях УИС должны быть отражены в нормах Дисциплинарного кодекса правоохранительной службы Российской Федерации.

Дисциплинарные взыскания являются разновидностью мер дисциплинарно-правового принуждения. Наряду с ними в зависимости от непосредственных целей дисциплинарно-правового принуждения могут применяться меры пресечения и восстановительные меры.

Меры пресечения направлены на прекращение совершения сотрудником дисциплинарных проступков. К таким мерам относятся временное отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Так, статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрена возможность временного отстранения сотрудника от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. В статье 8.3 Инструкции о порядке применения Положения данная норма детализируется: «отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки».

Восстановительные меры своим назначением имеют восстановление правового положения, существовавшего до совершения правонарушения. Среди действующих в настоящее время восстановительных мер следует назвать такие, как меры материальной ответственности, которые закреплены Трудовым кодексом РФ.

Мерами дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные взыскания. В отношении сотрудников УИС, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, могут быть применены следующие взыскания:

Замечание;

Выговор;

Строгий выговор;

Предупреждение о неполном служебном соответствии;

Понижение в должности;

Снижение в специальном звании на одну ступень;

Лишение нагрудного знака;

Увольнение.

Отрицательные последствия, связанные с применением дисциплинарной ответственности могут выражаться не только в материальных, но и в моральных лишениях. В любом случае при наложении на лицо дисциплинарного взыскания создается его отрицательная служебная характеристика.

Применение мер взыскания осуществляется в рамках дисциплинарного производства, которое является одним из видов административного юрисдикционного производства.

По словам Ю.С. Адушкина, дисциплинарное производство процессуально оформляет установление и реализацию дисциплинарной ответственности, а в ее едином правовом институте представляет собой процессуальную часть норм, регулирующих процедурные отношения, складывающиеся в связи с соответствующей правоприменительной деятельностью.

Дисциплинарное производство в УИС состоит из нескольких стадий. Исходя из содержания норм, закрепленных в Положении о службе, можно выделить стадии служебной проверки, рассмотрения и решения дела, исполнения дела и его пересмотра.

Ведомственная Инструкция о применении данного положения в органах и учреждениях УИС не регламентирует с достаточной четкостью содержание стадий дисциплинарного производства. В связи с этим, актуальным направлением совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является закрепление стадий дисциплинарного производства. Это позволит ввести данное производство в четкие правовые рамки и снизить возможности злоупотреблений со стороны соответствующих субъектов дисциплинарного производства. Игнорирование стадий может привести к ошибкам в разрешении дел, к нарушению принципа законности. Кроме того, следование научно обоснованным и закрепленным в законе стадиям позволит повысить эффективность дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного дела.

Задачей данной стадии является получение субъектом дисциплинарной власти информации о совершении сотрудником дисциплинарного проступка. Субъектом, принимающим решение о возбуждении дисциплинарного дела, является прямой начальник, то есть субъект дисциплинарной власти. Субъекты дисциплинарного обвинения лишь инициируют возбуждение дисциплинарного производства. Предоставленная ими информация, облеченная как в официальную, так и в неофициальную форму, является поводом для возбуждения дела.

Результат стадии возбуждения дела может быть процессуально оформлен решением начальника о проведении служебной проверки.

Служебная (дисциплинарная) проверка.

Следует отметить, что служебная проверка проводится не только в связи с дисциплинарным производством, но и для обоснования принятия руководителем других важных решений. Такие решения могут быть связаны с возникновением чрезвычайных происшествий.

Так, в соответствие с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах УИС основаниями для ее назначения могут быть:

Факт нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины;

Необходимость наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка;

Гибель сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия:

Возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения;

Требование сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

Для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Задачами проверки являются:

полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения дисциплинарного проступка;

подготовка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Решение о проведении проверки принимается следующими должностными лицами учреждений и органов УИС:

директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников, проходящих службу в УИС;

первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников учреждений и органов УИС в пределах предоставленной компетенции;

начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений;

начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС;

начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений в пределах предоставленной компетенции.

Решение о проведении проверки в отношении сотрудников подразделений собственной безопасности учреждений и органов УИС принимает директор ФСИН России.

Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

Ответственное должностное лицо организует подготовку проекта приказа учреждения, органа УИС о проведении проверки.

Приказ о проведении проверки должен содержать: факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки; состав комиссии по проведению проверки с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка; срок проведения проверки.

Комиссия состоит из трех и более сотрудников. В состав комиссии включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения учреждения, органа УИС, к компетенции которого относится предмет проверки.

Приказ о проведении проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам.

При проведении проверки должны быть установлены:

факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;

наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;

данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Актуальной проблемой является закрепление прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

В соответствии с Приказом ФСИН России № 198, сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право:

знакомиться с приказом о проведении проверки;

давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке;

знакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

На подготовительном этапе составляет план проведения служебной проверки, определяются конкретные обязанности членов комиссии, сроки проведения мероприятий.

Основной этап включает действия членов комиссии по сбору сведений, необходимых для решения всех задач служебной проверки. В частности, осуществляется сбор и анализ информации об обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка, его причинах, о личности сотрудника, совершившего проступок. Данная информация может быть получена из различных источников. Она должна быть облечена в соответствующую закону форму. В качестве доказательств используются объяснения, справки, данные по результатам осмотра места происшествия, материалы ревизий, проверок, заключения экспертиз, показания специалиста. Анализ многочисленных материалов служебных проверок показывает, что на практике не всегда уделяется должное внимание сбору информации, характеризующей дисциплинарный проступок и лицо, его совершившего. Так, в некоторых случаях в материалах проверки отсутствует служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка.

Полученная в ходе основного этапа служебной проверки информация анализируется. Результаты анализа закрепляются в мотивированном письменном заключении по результатам служебной проверки.

Нецелесообразно, по нашему мнению, включать в заключение сведения, отражающие ход проведения проверки и анализа документов. Поскольку целью проверки является обеспечить руководителя необходимой для принятия решения по дисциплинарному делу информацией. На наш взгляд, достаточно указать в заключении лишь результаты проверки. При возникновении необходимости руководитель может обратиться к материалам проверки самостоятельно. Следует отметить, что определение конкретного вида и размера дисциплинарного взыскания является прерогативой руководителя. Поэтому включение в содержание заключения предложений о наложении конкретного взыскания на сотрудника (что достаточно распространено на практике) не целесообразно.

По окончании проверки формируются материалы проверки, которые включают в себя: документ (либо его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки; копию приказа учреждения, органа УИС о назначении проверки; справочные материалы; материалы, характеризующие сотрудника(ов), в отношении которого(ых) проводилась проверка; объяснения сотрудника(ов) и иных лиц, прочие документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения проверки; заключение; материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении; копия приказа учреждения, органа УИС о привлечении сотрудника(ов) к дисциплинарной ответственности (если приказ издавался).

Проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. В срок проведения проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

Стадия рассмотрения и разрешения дела.

Логическим продолжением дисциплинарного производства после стадии служебной проверки следует признать стадию рассмотрения и разрешения дела.

Назначение стадии рассмотрения и разрешения дела заключается в установлении вины привлекаемого к ответственности сотрудника, а также в решении вопроса о его дисциплинарной ответственности.

К субъектам рассмотрения и разрешения дела следует отнести руководителя, то есть субъекта дисциплинарной власти.

По результатам рассмотрения дисциплинарного дела субъект дисциплинарной власти принимает одно из следующих решений:

1. Не привлекать лицо к дисциплинарной ответственности (при отсутствии факта или состава проступка, истечении сроков давности, при установлении факта уже состоявшегося дисциплинарного или общественного воздействия за тот же проступок либо при наличии других, исключающих производство обстоятельств).

2. Ограничиться мерами внушения или мерами общественного воздействия.

3. Привлечь лицо к дисциплинарной ответственности.

Исполнение решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС состоит в практической реализации наложенного взыскания. На данной стадии обеспечивается учет взыскания и своевременность его снятия.

Субъектами исполнения решения по делу являются руководитель органа или учреждения УИС, руководитель структурного подразделения, сотрудники кадрового и других подразделений.

В Положении о службе закреплено требование, согласно которому приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Такое объявление может быть личным, а может осуществляться перед строем или на совещании коллектива сотрудников. Публичность при объявлении взыскания направлена на решение задач: общей и частной превенции, обеспечения гласности и объективности в оценке служебной деятельности.

В соответствии с Положением о службе замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены как письменно, так и устно. При устной форме приказа отсутствует возможность обеспечить привлеченного к ответственности сотрудника его копией, что ущемляет гарантии его процессуально-правового статуса.

К стадии исполнения решения по дисциплинарному делу относят обеспечение учета наложенного взыскания, а также его снятие.

Учет наложенного взыскания предполагает следующие действия: сведения о нем заносятся в личное дело сотрудника, подвергнутого взысканию, а также в его служебную карточку. Дисциплинарные взыскания, объявленные приказом, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

Снятие взыскания осуществляется по истечении установленного законом периода времени. Данный период составляет один год, при условии, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Помимо учета и снятия взыскания на стадии исполнения решения по дисциплинарному делу осуществляются другие действия. На практике нашло применение такое действие, как информирование сотрудников других органов и учреждений УИС о дисциплинарном деле. С помощью информационных писем субъекты управления в УИС (в основном, речь идет о центральном аппарате ФСИН России) информируют подчиненные им органы и учреждения УИС о сути дисциплинарного проступка, причин и условий его совершения, принятого по делу решения. Это осуществляется с целью профилактики совершения аналогичных дисциплинарных проступков другими сотрудниками.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС заключается в проверке законности и обоснованности наложения взыскания.

Стадия пересмотра решения о дисциплинарном взыскании относится к факультативным элементам дисциплинарного производства. Он возможен в случае обжалования самим сотрудником наложенного на него взыскания или в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе осуществляется как в ведомственном, так и в судебном порядке.

Ведомственный порядок жестко законодательством и ведомственными правовыми актами не регламентирован. Положение о службе лишь закрепляет, что сотрудник вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра юстиции Российской Федерации, а также в суд.

В соответствии с Приказом Минюста № 76, в случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику учреждения или органа УИС приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Следует отметить, что в Положении о службе не определяется срок, в течение которого рассматривается жалоба сотрудника по дисциплинарному делу. На наш взгляд, этим ущемляются права сотрудника, подвергнутого взысканию. Рационально в законодательстве о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС закрепить такой срок продолжительностью в один месяц. Именно такой промежуток времени отводится на рассмотрение жалобы, в соответствии со статьей 4 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе сотрудника в судебном порядке осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. Однако, на наш взгляд, достаточно убедительными являются доводы ученых, предлагающих отнести рассмотрение дисциплинарных споров государственных служащих к подсудности создаваемой системы административных судов. При этом необходимо определить подведомственность данных споров в зависимости от уровня органа, в котором служащий занимает должность, в системе звеньев государственного аппарата.

Разновидностью пересмотра решения по дисциплинарному делу является пересмотр его в порядке контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с действующими правовыми актами, уполномоченные должностные лица органов и учреждений УИС вправе изменять решения нижестоящих начальников, в том числе решения по дисциплинарным делам. К субъектам, осуществляющим процессуальную деятельность на данной стадии, следует относить и должностных лиц органов прокуратуры, которые могут опротестовывать решения по дисциплинарным делам в отношении сотрудников УИС.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие можно выделить элементы (виды) дисциплины в УИС?

2. На что влияет уровень служебной дисциплины в исправительном учреждении?

3. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы служебной дисциплины

4. Какие виды поощрений применяются к сотрудникам УИС

5. Назовите и раскройте принципы поощрительного производства

6. Что является основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности?

7. В каком нормативном правовом акте закреплены виды дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников УИС?

8. Какие дисциплинарные проступки сотрудников УИС отнесены к грубым нарушениям?

9. Дайте характеристику стадий дисциплинарного производства в отношении сотрудников УИС

10. Какие установлены основания и сроки проведения служебной проверки.

Принципы дисциплинарного производства

  • объективная истина ,
  • демократизм,
  • равенство всех граждан перед законом

Стадии дисциплинарного производства

Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства

Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, первый руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового.

Служебное расследование (проверка)

Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка (См. Служебное расследование).

В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а также, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и первый руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования.

Принятие решения о дисциплинарном наказании

Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Обжалование решения о дисциплинарном взыскании

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Особенности дисциплинарного производства

  • Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. (ст. 193 ТК)
  • За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
  • При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе гос. службы» от 6 июня 1996 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дисциплинарное производство" в других словарях:

    Дисциплинарное производство - вид юрисдикционного несудебного производства, связанный с рассмотрением вопроса о применении мер дисциплинарной ответственности к лицу, совершившему дисциплинарный проступок (см. главу 25). Дисциплинарное производство может носить упрощенный… …

    Т. е. порядок наложения Д. взысканий за нарушения, противополагается формальному суду и имеет своей особенностью отсутствие установленных в обычном процессуальном порядке форм и обрядов. Как случаи наложения Д. взысканий не могут быть точно… …

    Дисциплинарное производство - – это совокупность административно процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных субъектов по привлечению лиц, совершивших дисциплинарные правонарушения, к дисциплинарной ответственности … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Служебное расследование (служебная проверка) деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного… … Википедия

    Дисциплинарное взыскание взыскание (наказание), налагаемое на работника в связи с нарушением им трудовой дисциплины, на военнослужащего в связи с нарушением им воинской дисциплины и на государственного гражданского служащего в… … Википедия

    Юрисдикционное производство - рассмотрение и разрешение правового спора в установленной законом процессуальной форме специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. Основанием юрисдикционного производства является спор о праве (правовой спор), т.е. нарушение… … Элементарные начала общей теории права

    I местные судебно администр. органы, призванные к жизни законом 12 июля 1889 г. Организация местного управления, созданного после освобождения крестьян (см. Мировые посредники) и видоизмененного в 1874 г. (см. Присутствия по крестьянским делам),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    - (административное производство) это урегулированная нормами административно процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях главами III V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов и лиц (прежде всего, как это… … Википедия

В соответствии со ст. 19 Кодекса профессиональной этики существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своей чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. Адвокатура в России: Учебное пособие / Под ред. Г.Б.Мирзоева. М., 2010. С.126.

Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики.

Адвокат, действовавший в соответствии с разъяснениями Совета относительно применения положений Кодекса профессиональной этики, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске. Они могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более одного года (ст.18 Кодекса профессиональной этики).

Мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

  • - замечание;
  • - предупреждение;
  • - прекращение статуса адвоката.

Поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом дисциплинарного производства.

  • 1. Жалоба, поданная в совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований - жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (оказание юридической помощи бесплатно).
  • 2. Представление, внесенное в совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим.
  • 3. Представление, внесенное в совет органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры.
  • 4. Сообщение или частное определение суда (судьи) в адрес совета адвокатской палаты.

Правом возбуждения, а также отказа в возбуждении дисциплинарного производства обладает президент адвокатской палаты субъекта РФ. Безусловными основаниями для отказа в возбуждении дисциплинарного производства являются состоявшиеся ранее решения совета по дисциплинарному производству с теми же участниками и по тому же предмету и основанию, о прекращении дисциплинарного производства или истечении сроков применения мер дисциплинарной ответственности. Смирнов В.Н. Адвокатура и адвокатская деятельность. М., 2010.

В соответствии со ст. 22 Кодекса профессиональной этики адвоката дисциплинарное производство разделено на две стадии. Первая -- разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ; вторая - разбирательство в совете адвокатской палаты субъекта РФ.

Участниками дисциплинарного производства могут быть: лицо, подавшее в совет адвокатской палаты соответствующую жалобу (представление); должностное лицо или орган государственной власти, которому такое право предоставлено федеральными законами; адвокат, подавший жалобу в отношении другого адвоката; вице- президент адвокатской палаты, отвечающий за исполнение требований закона об обязательном участии адвокатов в уголовном производстве, оказании бесплатной юридической помощи или за исполнение решений органов адвокатской палаты; адвокат, на действия которого подана жалоба либо представление; представители указанных лиц. Смирнов В.Н. Адвокатура и адвокатская деятельность. М., 2010.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения и до

окончания рассмотрения дела в квалификационной комиссии имеют право: знакомиться с документами, послужившими поводом к возбуждению дисциплинарного производства, снимать с них копии; участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя; давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства; знакомиться с протоколом заседания и содержанием заключения комиссии; в случае несогласия с заключением комиссии представить совету свои объяснения (п. 5 ст. 23 Кодекса профессиональной этики).

Понятие, правовые основы и признаки дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство — одно из производств административно-юрисдикционного процесса, которое представляет регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

Нормативно-правовая регламентация дисциплинарного производства в административном праве осуществляется совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения. Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарного производства на государственной гражданской службе и основополагающие принципы дисциплинарной ответственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Вопросы дисциплинарной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы отдельных видов государственной службы: Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Также нормы дисциплинарной ответственности содержатся в ряде ведомственных нормативных правовых актов, например: Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации; Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации; Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации; Уставе о дисциплине работников морского транспорта; Уставе о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота; Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта; Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарное производство в административном праве базируется на определенных принципах, которые являются исходными началами проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, в нем выделяют общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности: принципы законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические принципы: экономичности, оперативности, целесообразности.

Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу.

Цели дисциплинарного производства:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;

— принятие решения о применении дисциплинарного взыскания;

— обеспечение выполнения принятого решения;

— выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

В юридической литературе принято выделять следующие признаки дисциплинарного производства :

— дисциплинарное производство является внесудебным, оно есть разновидность исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного общего правила является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 248 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если истек месячный срок добровольного возмещения ущерба или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);

— дисциплинарное производство осуществляют все работодатели, а значит, и органы (руководители) негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены организации адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового и административного права в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям;

— особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;

— дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является реакцией на дисциплинарные правонарушения (проступки), но в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями и даже с нарушениями моральных норм. Так, военнослужащие, сотрудники ОВД могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения. На основании ст. 81 Трудового кодекса РФ работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Общая характеристика дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство возбуждается и осуществляется не только в связи с нарушением трудовой, но и служебной, учебной, исправительно-трудовой и иной дисциплины в существующих легальных организациях. Нормы трудового права применяются к членам трудового коллектива, административного — к членам административных коллективов (военнослужащим, сотрудникам полиции, учащимся, студентам и др.), нормы уголовно-исполнительного права — к лицам, помещенным в следственные изоляторы, отбывающим наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нормы судоустройства — к судьям.

В правовой литературе выделяются три группы субъектов дисциплинарного производства : субъекты применения дисциплинарных взысканий; субъекты дисциплинарной ответственности; иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.

Первые две группы субъектов являются сторонами дисциплинарного производства, соответственно, с правами и обязанностями одной стороны корреспондируют права и обязанности другой стороны, чем гарантируется обеспечение реализации принципов законности, объективной истины, справедливости и целесообразности дисциплинарного производства.

Субъекты применения дисциплинарных взысканий — лица, занимающие начальствующее (руководящее) положение и (или) издавшие приказ (распоряжение) о приеме на службу (работу, учебу).

Перечень и полномочия данных субъектов определены нормами права. Нормативными актами установлена также ответственность субъектов применения дисциплинарных взысканий , например, в следующих случаях:

— неисполнение требований законодательства о дисциплинарной ответственности;

— нарушение подведомственности, сроков и процессуальной формы;

— неиспользование предоставленных дисциплинарных прав или их превышение и др.

Субъекты дисциплинарной ответственности — лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство.

Следует отметить, что права и обязанности данных субъектов не имеют четкого нормативно-правового регулирования. Исключением выступает судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста (Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ).

Действующее законодательство содержит нормы, закрепляющие конституционное право граждан обжаловать в административном или судебном порядке решения, действия (бездействие) органа (должностного лица), наделенного властными полномочиями. Например, гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В обобщенном виде к правам и обязанностям субъектов дисциплинарной ответственности следует отнести :

— право знакомиться со всеми материалами дисциплинарного дела;

— использовать юридическую помощь;

— давать объяснения и представлять доказательства;

— заявлять ходатайства;

— обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

К иным участникам дисциплинарного производства относятся свидетели, профсоюзы и аттестационные комиссии.

Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не закреплен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки их показания играют значительную роль.

Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производстве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации).

Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий (схема 11).

Стадии дисциплинарного производства

Возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Первая стадия дисциплинарного производства заключается в возбуждении работодателем (представителем работодателя) дисциплинарного дела и выявлении им обстоятельств и причин, послуживших основанием для разрешения вопроса о привлечении субъекта правонарушения к дисциплинарной ответственности, выбора и применения меры ответственности к виновному лицу.

Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Служебное расследование (разбирательство) проводится либо самим руководителем (начальником, командиром), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива либо обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д. Процессуально-процедурными документами данной стадии могут быть: докладные, служебные записки, рапорты, распоряжения или постановления органов исполнительной власти, протесты или представления прокурора, частные определения суда, ходатайства судов чести и др.

На стадии служебного расследования у лица берется объяснение (письменное или устное). Срок для представления такого объяснения составляет два дня. В некоторых случаях имеется прямое указание на обязательность письменной формы. Отказ лица от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Рассмотрев материалы дела , субъект применения дисциплинарных взысканий вправе:

— не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

— ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

— направить материал на рассмотрение общественных организаций;

— наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

— если руководитель считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

— при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело (см. главу 19 УПК РФ).

Дисциплинарное взыскание — это мера правового воздействия, применяемая в установленном порядке к лицу, совершившему дисциплинарный проступок.

Любое дисциплинарное взыскание может быть применено к лицу, совершившему дисциплинарное правонарушение, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.

К отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы. При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; соответственно, днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течения указанного срока.

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

Ограничение сроков для применения взысканий обусловлено необходимостью стимулирования работодателя к определенной оперативности в реакции на факт трудового правонарушения. В этом смысл эффективности применения юридической санкции и одновременное выражение с точки зрения морали, поэтому нельзя допускать ситуацию, когда работник неоправданно продолжительное время находился бы в состоянии угрозы применения к нему меры дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно работодателем, руководителем организации в случае предоставления ему подобных полномочий уставами организаций.

Приступив ко второй стадии дисциплинарного производства и рассматривая обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности того или иного работника, работодатель обязан в рамках действующего законодательства выбрать единственно правильную меру ответственности к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.

Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности может стать основанием для признания органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, дисциплинарного взыскания необоснованным.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено одно дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом, уставом либо положением о дисциплине. В случае когда правонарушение носит длящийся характер и работник, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, не прекращает действия, нарушающие трудовую дисциплину, и неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, работодатель вправе применить к нему новое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания на работника, совершившего дисциплинарный проступок, не препятствует привлечению его к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. Согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Применение дисциплинарного взыскания к подчиненному влечет для него состояние наказанности в течение года со дня принятия соответствующего приказа (решения). В случае если в течение года работник будет подвергнут новому взысканию, то первоначально наложенное взыскание будет считаться сохранившим силу, и его необходимо будет учитывать наряду с последним (например, при решении вопроса об увольнении за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей на основании п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Допускается возможность досрочного снятия с работника наложенного дисциплинарного взыскания. Сам работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и просьбе самого работника, ходатайству непосредственного руководителя работника или представительного органа работников организации. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено какими-либо минимальными временными сроками. В каждом случае это может быть определено с учетом конкретных обстоятельств исходя из поведения работника, инициативы лиц, имеющих право на ходатайство о досрочном снятии взыскания.

Трудовой кодекс РФ предусматривает в качестве дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192). Однако Кодекс устанавливает, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ч. 2 ст. 192).

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Порядок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности соответствует порядку, предусмотренному нормами Трудового кодекса РФ. Однако закон более детально регламентирует данную процедуру с учетом специфики трудовых отношений, возникающих при прохождении гражданской службы.

Следует выделить следующие особенности процедуры. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, и предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

При вынесении решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности работодателю необходимо в случаях, предусмотренных законодательством, учитывать гарантии, предоставленные нормами Трудового кодекса РФ отдельным работникам при расторжении трудового договора, а также согласовывать свои действия по применению мер дисциплинарного взыскания с соответствующими органами, указанными в законе. Так, например, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации; не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.

Данная стадия дисциплинарного производства предполагает издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания к работнику.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа с обязательным указанием мотивов его применения. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. В ч. 6 ст. 193 Трудового кодекса РФ говорится об обязательности предъявления работнику приказа (распоряжения) работодателя о применении дисциплинарного взыскания под роспись. При этом отсутствует установленная форма акта в случае отказа работника поставить эту роспись.

Обычно акт подписывается тремя лицами: непосредственным руководителем работника, подозреваемого в совершении дисциплинарного проступка, и двумя лицами, работающими вместе с работником в соответствующем структурном подразделении организации. В этом случае отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются следующие варианты:

— издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

— одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

— в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

— взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ о наложении взыскания — одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен.

Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра , могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органов и их должностных лиц имеет конституционно-правовую основу, а также регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Рассмотрев жалобу, вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо), суд могут признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Некоторые из них имеют только морально-правовое содержание (например, выговор), и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Бусурина Е.О.

Поводы для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката

Одним из необходимых условий для возбуждения дисциплинарного производства является наличие допустимого повода. Статья посвящена анализу круга лиц, обладающих правом на инициацию дисциплинарного разбирательства, а также требований, предъявляемых к жалобе, представлению и сообщению.

Ключевые слова: повод, требования, дисциплинарное производство.

Busurina E.O.

The occasions for initiation of disciplinary proceedings against a lawyer

One of the necessary conditions for the initiation of disciplinary proceedings is to have a valid reason. This article deals with the range of persons who have the right to initiate the disciplinary action, as well as the requirements for a submission, a complaint and a report.

Keywords: occasion, requirements, дисциплинарное производство.

Прежде чем возбуждать дисциплинарное производство и проверять обстоятельства дела, следует удостовериться в наличии допустимого повода. Поводом для возбуждения дисциплинарного дела принято считать те источники, из которых компетентные органы получают сведения о дисциплинарном проступке. Как свидетельствует практика, наиболее распространены следующие поводы возбуждения дисциплинарного производства: обнаружение проступка; жалобы и заявления граждан; обращения органов и должностных лиц, которым не предоставлено право на возбуждение дела; заявление виновного о допущенном им проступке; представления общественных организаций. Такой перечень может быть открытым, или же в некоторых случаях специальные акты могут закреплять закрытый список поводов. Так вот, работать с нами легко и выгодно, нет необходимости постоянно содержать штат юристов: получить своевременные, а иногда экстренные юридические услуги Санкт-Петербург может, просто позвонив в наш офис m16-consulting.ru .

В Кодексе профессиональной этики адвоката (КПЭА) четко определены поводы для начала дисциплинарного производства (ч. 1 ст. 20):

1) жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований, если оказание помощи было предусмотрено в порядке бесплатной юридической помощи (ст. 26 Закона об адвокатуре);

2) представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3) представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4) сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты.

Данный перечень является исчерпывающим. Любые другие поводы согласно п. 4 и 5 ст. 20 КПЭА являются ненадлежащими и не влекут за собой

возбуждения дисциплинарного производства. Также необходимо отметить, что вся совокупность надлежащих поводов ограничена исключительно вопросами исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей.

Определенный интерес возникает при изучении адвоката в качестве заявителя. В законодательстве не определены условия для подачи жалобы адвоката на другого адвоката, не закреплены какие-либо ограничения. То есть формально им даже не обязательно участвовать при рассмотрении одного дела или оказывать юридическую помощь одному доверителю. Тогда возникает справедливый вопрос: чем руководствуется адвокат, подавая жалобу на другого адвоката, и какие он может представить весомые доказательства нарушения другим адвокатом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Дисциплинарной практике Адвокатской палаты Московской области известны случаи подачи таких жалоб. Так, адвокат Н. обратился с жалобой на адвоката П., в которой он указал, что адвокат П. систематически нарушает законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, что выражено в отсутствии письменных соглашений с доверителями, невнесении в кассу адвокатского образования денежных средств, а также единоличном осуществлении адвокатской деятельности в адвокатском бюро. Подачу жалобы адвокат П. обосновывал тем фактом, что адвокат Н. своими действиями умаляет авторитет адвокатуры в целом, а также его авторитет как члена адвокатской корпорации. Однако предоставить доказательства таких нарушений не смог, поскольку ему данные обстоятельства стали известны со слов доверителей адвоката П., также ранее он состоял с адвокатом Н. в одном адвокатском бюро. В процессе

рассмотрения дисциплинарного производства бы-ло выяснено, что это не первая жалоба адвокатов друг на друга. Квалификационная комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действии (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Данный пример свидетельствует, что нередко подача жалобы адвокатом на другого адвоката преследует цель сведения личных счетов. Поэтому возникает вопрос о необходимости установления ограничений на подачу жалобы адвокатом на адвоката.

Поводом для возбуждения дисциплинарного производства могут быть представления вице-президента адвокатской палаты, лица, его замещающего, а также органов государственной власти, уполномоченных в области адвокатуры.

Органами государственной власти, уполномоченными в области адвокатуры, являются Министерство юстиции РФ (согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313) и территориальные органы регистрационной службы (согласно п. 5 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту [субъектам] Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 183).

Для рассмотрения представления о прекращении статуса адвоката, которое направляется в адвокатскую палату территориальным органом юстиции, пунктом 6 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре установлен особый правовой режим: «Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката».

Нередки случаи обращений в адвокатскую палату территориальных органов юстиции, которые не являются допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, однако они могут содержать информацию о нарушении адвокатом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. В таком случае они могут и должны стать основанием для внесения представления вице-президентом.

Органы государственной власти, уполномоченные в области адвокатуры, обычно опосредуют претензии, обращенные к адвокатам со стороны дознавателей, следователей, иных должностных лиц, с которыми сталкивается адвокат в процессе оказания юридической помощи, поскольку непосредственное обращение таких лиц в адвокатскую палату будет являться недопустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства и, соответственно, не будет подлежать удовлетворению.

Допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства является сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты. Однако необходимо отметить, что частное определение или постановление суда в отношении адвоката не имеет преюдициальной силы, поскольку регулирование дисциплинарного процесса отнесено законодателем к компетенции органов адвокатского сообщества.

В настоящий момент идет обсуждение предполагаемых изменений и дополнений в КПЭА, и одним из предложений является ограничение возможности судьи на инициацию дисциплинарного производства. Так, действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также КПЭА не содержат никаких ограничений для судьи на подачу сообщения о нарушении адвокатом действующего законодательства. В новой редакции предполагается установить условие, которое выражается в необходимости участия адвоката при рассмотрении дела судьей, сообщающим о правонарушении.

Представляется верным введение такого сдерживания, поскольку только непосредственное присутствие судьи при совершении адвокатом дисциплинарного правонарушения позволит ему располагать необходимыми доказательствами такого нарушения, а также оградит адвокатов от необоснованных обвинений со стороны судей.

Каждый из указанных в пункте 1 статьи 20 КПЭА документов должен содержать такие сведение, как:

1) наименование адвокатской палаты, в которую подается жалоба, вносятся представление, сообщение;

2) фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

3) фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их местонахождение, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

4) наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;

5) фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;

6) конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;

7) обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

8) перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Такой исчерпывающий перечень необходимых сведений призван, с одной стороны, свести к минимуму возможные основания для отказа в рассмотрении обращения с целью возбуждения дисциплинарного производства, а с другой – обеспечить необходимые условия для разбирательства, которое было бы затруднительным из-за отсутствия необходимых документов. При наличии достаточной информации о том, что действия (бездействия) адвоката действительно имели место и могут образовать состав дисциплинарного проступка, сообщение признается законным поводом для возбуждения производства. В случае отсутствия указания на конкретные действия или если эти действия не образуют состава правонарушения либо отсутствует допустимый повод, обращение не рассматривается. При этом заявителю должны быть разъяснены причины отказа в рассмотрении его обращения, а также, в случае если заявителем было физическое лицо, его право на приведение обращения в соответствие с установленными требованиями и повторное обращение в адвокатскую палату.

Важно отметить, что анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов не рассматриваются.

При наличии определенных обстоятельств, таких как состоявшееся ранее решение Совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию, состоявшееся ранее решение Совета о прекращении дисциплинарного производства, истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности, возможность дисциплинарного производства исключается.

Интересным представляется сравнение дисциплинарного производства в отношении адвокатов с дисциплинарным производством в отношении

Поводы для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности закреплены в статье 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей в РФ. К ним относятся:

– в отношении председателя суда – представ-ление председателя вышестоящего суда, а в отношении заместителя председателя суда, судьи – представление председателя вышестоящего суда либо представление председателя суда, в котором замещает должность данный судья, заместитель председателя суда;

– в отношении мирового судьи – представле-ние председателя соответствующего районного или вышестоящего суда;

– в отношении председателя, заместителя председателя суда, судьи – обращение соответствующего органа судейского сообщества.

Следует отметить, что в отличие от КПЭА, устанавливающего поводы для возбуждения дисциплинарного производства в зависимости от субъекта, его инициирующего, Положение акцентирует внимание на возбуждении дисциплинарного производства в зависимости от занимаемого положения в судебной иерархии. Положительным моментом следует считать закрепление возможности привлечения к дисциплинарной ответственности председателя суда, а также определение круга лиц, полномочных на это, ведь аналогичная ситуация в отношении президента адвокатской палаты просто невозможна, поскольку ему же принадлежит право на возбуждение дела.

Представляется необходимым устранить данный правовой пробел и закрепить возможность привлечения к дисциплинарной ответственности президента адвокатской палаты. В связи с этим необходимо создание независимого органа, наделенного правом на рассмотрение подобной категории дел. Полагаем, что подобные функции могут осуществляться специально созданной при Федеральной палате адвокатов РФ Комиссией по этике.

Анализируя поводы для возбуждения дисциплинарного производства, нельзя не обращать внимание на то обстоятельство, что, исходя из пункта 1 статьи 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества», законодатель установил различие между представлением председателя соответствующего или вышестоящего суда и обращением органа судейского сообщества. Так, обращение органа судейского сообщества может быть подано при совершении судьей серьезного правонарушения, поскольку оно

может быть только о досрочном прекращении полномочий судьи. В то время как постановление председателя никакими ограничениями не связано. Представляется, что орган судейского сообщества правомочен инициировать дисциплинарное разбирательство только в крайних случаях.

Важно отметить, что законодательством не предусмотрена обязанность председателей судов и судебных органов давать юридическую оценку фактическим обстоятельствам дела или тщательно аргументировать вносимые ими представления о привлечении к дисциплинарной ответственности. Также отсутствуют соответствующие юридические критерии оценки аргументированности представлений.

Например, при рассмотрении жалобы на решение квалификационной коллегии судей Кассационная коллегия Верховного Суда определила: «решение Совета судей Волгоградской области не содержит просьбы о привлечении судьи Г. к дисциплинарной ответственности, в нем не указано, в чем конкретно выразилось совершение дисциплинарного проступка и какими доказательствами подтверждается его совершение. Содержание письма и.о. председателя Центрального районного суда г. Волгограда в адрес председателя Совета судей Волгоградской области не позволяет сделать вывод о том, что оно является представлением о привлечении к дисциплинарной ответственности». Указанное дело подтверждает общую проблему отсутствия надлежащей процедуры.

Исходя из ст. 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества», в качестве повода можно выделить жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц или от граждан. Они проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

Обобщая практику применения квалификационными коллегиями судей законодательства о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, Ю.В. Романец отметил, что «нередко заявители просят не направлять жалобу для проверки председателю соответствующего суда, ссылаясь на возможную необъективность такой проверки. Однако весьма часто эти просьбы игнорируются. При проведении данного обобщения выявлены случаи, когда жалоба на председателя районного суда направлялась для проверки этому же председателю.

Применяя указанные нормы, квалификационным коллегиям следует исходить из того, что проверять жалобу не должен тот, на кого жалуются. При выборе варианта проверки (коллегия или председатель соответствующего суда) необходимо учитывать просьбу заявителя не направлять жалобу для проверки председателю суда, а также

повторность поступления жалобы, ранее проверенной председателем суда».

При проверке жалоб Квалификационная коллегия судей может привлекать судей, руководителей судов, сотрудников судебного аппарата, Судебного департамента, правоохранительных и иных государственных органов. При определенных обстоятельствах жалоба подлежит возвращению заявителю, а жалоба, содержащая сведения о признаках преступления, направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией, тогда как анонимные жалобы рассмотрению не подлежат.

На практике и председатель суда, и квалификационные коллегии пользуются значительной свободой усмотрения при принятии решения о том, когда возбудить дисциплинарное производство в отношении судьи. Действительно, как закреплено в пункте 1 статьи 12.1 Закона «О статусе судей», дисциплинарное взыскание «может», а не «должно» быть наложено за совершение дисциплинарного проступка.

При наличии допустимого повода и соблюдении требований пункта 2 статьи 20 КПЭА Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство не позднее 10 дней с момента получения документов. Следует отметить, что сосредоточение исключительных полномочий по возбуждению дисциплинарного производства может негативно влиять на всю систему дисциплинарного производства.

На наш взгляд, необходимо наделить аналогичными полномочиями по крайней мере лицо, замещающее президента адвокатской палаты, а также вице-президентов адвокатской палаты в случае подачи жалобы на президента. Кроме того, закрепляя единоличное право на возбуждение дисциплинарного производства за президентом адвокатской

палаты, КПЭА не определяет конкретную форму акта. Следовательно, она нуждается в унификации. На необходимость устранения данного пробела указывал Ю.С. Кручинин: «Назрела необходимость, чтобы КПЭА устанавливал конкретную единую форму акта управления президента палаты, выносимого по факту возбуждения дисциплинарного производства.

В статье 21 указывается только то, что президент палаты возбуждает указанное производство, но каким актом это действие подтверждается, не уточняется. Наверное, его можно обозначить постановлением, распоряжением или решением. Ясно, что форма этого документа должна быть унифицирована для всех президентов палат».

Таким образом, действующее законодательство достаточно подробно закрепляет поводы для возбуждения дисциплинарного производства. В то же время имеются определенные пробелы, в частности, отсутствие возможности привлечения к ответственности президента адвокатской палаты, единоличное право президента на возбуждение

дисциплинарного производства, необходимость унификации формы акта управления президента палаты, выносимого по факту возбуждения

дисциплинарного производства. Как показывает практика, чрезмерное сосредоточение властных полномочий в одних руках негативно влияет на всю систему, поэтому необходимо расширить круг лиц, полномочных на возбуждение дисциплинарного производства.

Пристатейный библиографический список

  1. Кручинин Ю.С. Пробелы в регулировании отдельных вопросов дисциплинарного разбирательства в отношении адвоката // Адвокатская практика. – 2010. – № 5.
  2. Мельниченко Р.Г. Правовое регулирование института профессиональной ответственности адвокатов в Российской федерации: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.
  3. Романец Ю.В. Обобщение практики применения квалификационными коллегиями судей законодательства о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (по материалам квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2002–2003 годы) // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2004. – Вып. 4.

Мельниченко Р.Г. Правовое регулирование института профессиональной ответственности адвокатов в Российской федерации: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С. 179.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда от 02.04.2009 № КАС 09-30.

Романец Ю.В. Обобщение практики применения квалификационными коллегиями судей законодательства о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (по материалам квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2002–2003 годы) // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2004. – Вып. 4. – С. 26–37.

Отсутствие в жалобе сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка; обжалование судебного акта; наличие нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз; если текст не поддается прочтению; если ранее по жалобе давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов; если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны (пункт 3 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей в РФ).

Кручинин Ю.С. Пробелы в регулировании отдельных вопросов дисциплинарного разбирательства в отношении адвоката // Адвокатская практика. – 2010. – № 5. – Ст. 19–23.



 

Возможно, будет полезно почитать: