Основы избирательного права российской федерации.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В РФ они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающие порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

  • 1)порядок избрания Президента РФ,
  • 2)порядок избрания кандидатов Государственной Думы,
  • 3)порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
  • 4) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
  • 5)порядок избрания органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции.

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

Демократический характер и республиканская форма правления Российской Федерации определяют важное место избирательных процедур в организации системы публичной власти. Разумеется, конституционное право не могло обойти стороной такой важный элемент государственного строительства РФ, как выборное формирование органов государственной власти и местного самоуправления, чему посвятило целый блок правовых норм, объединенных в подотрасль конституционного права – избирательное право.

Рассмотрение основ избирательного права РФ необходимо начать с определения его основных понятий: собственно, избирательное право, избирательный процесс и избирательная система, а также их соотношения. Стоит отметить, что для избирательного права и системы характерно наличие разных определений в зависимости от вкладываемого в эти понятия смысла.

Так, избирательное право может пониматься в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле избирательное право – подотрасль российского конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере подготовки, проведения, подведения итогов обнародования результатов избирательных процедур, а также смежных с ними общественных отношений. Иными словами, избирательное право как подотрасль российского права занимается регламентацией двух высших форм непосредственного выражения власти многонационального народа в РФ – выборов и референдумов.

В субъективном смысле избирательное право понимается как принадлежащий определенному кругу лиц комплекс прав, позволяющих принимать участие в выборах и референдуме. Классически данная категория подразделяется на активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). Однако необходимо учитывать, что эти две категории не охватывают весь спектр отношений участия в избирательных процедурах, как-то: предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий, наблюдение за ходом проведения выборов и т.д. Разумеется, установление и гарантирование избирательного права в субъективном смысле является институтом избирательного права в объективном смысле, т.е. как подотрасли российского права.

Под избирательным процессом понимается хронологически систематизированная совокупность действий управомоченных органов и лиц, связанных с подготовкой, проведением и подведением итогов выборов и референдумов. Таким образом, избирательный процесс в многообразии его стадий является основным, но не единственным институтом избирательного права, оставляя место для определения основных терминов избирательного права, избирательно-правовых споров и так далее.

Наконец, избирательную систему также можно понимать в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле она означает совокупность правовых норм, регламентирующих организацию и порядок проведения выборов, что в целом можно считать тождественным понятию избирательного права как подотрасли российского права. Гораздо более интересным (в том числе для целей данного учебного пособия) представляется определение избирательной системы в узком смысле слова. Под ней понимается совокупность методов и приемов подсчета результатов голосования и определение на основании его победителя в избирательной кампании. В зависимости от того, какие именно используются способы и методы, избирательные системы бывают пропорциональными, избирательными и смешанными, Речь об их ключевых отличиях будет идти дальше в рамках данного параграфа.

Разумеется, правовые нормы любой отрасли или подотрасли российского права находят свое выражение в определенных нормативно-правовых актах, являющихся ее источниками. Не вдаваясь подробно в систему источников избирательного права, стоит подразделить законы-источники избирательного права на три группы. Первая – законы, регламентирующие избирательное право в целом. К ним относится Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» на федеральном уровне, и, например, Избирательный кодекс Приморского края на уровне соответствующего субъекта РФ.

Ко второй группе относятся законы, регламентирующие проведение отдельных выборных процедур. Такими законами являются Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в РФ», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Третья группа образована законами, имеющими иной объект правового регулирования, однако для целей регулирования этих общественных отношений устанавливающие отдельные нормы избирательного права. К таковым законам можно отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые несколько конкретизируют общие положения избирательного права для целей проведения выборных процедур в органы государственной власти и органы местного самоуправления на уровне субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Как и любая относительно крупная система правовых норм, избирательное право обладает определенными принципами. Они выступают стержнем избирательного права как отрасли права, одновременно выступая ключевыми характеристиками избирательного права как субъективного права. В законодательстве РФ наиболее полно они освещены в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и их целесообразно разделить на две большие группы:

1. Принципы участия граждан в выборах (определяют возможность и порядок участия граждан в выборных процедурах):

Всеобщее избирательное право. Этот принцип, провозглашенный наравне с равным избирательным правом и тайным голосованием еще во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, призван обеспечивать максимально широкое участие населения государства в избирательных процедурах. Он означает, что к голосованию на выборах и референдумах в соответствии с законодательством государства должны быть допущены все люди, которые могут участвовать в выборах заинтересованно и осознанно. Именно поэтому в выборах участвуют не все категории населения. Так, в РФ не имеют активного и пассивного избирательного права лица, не достигшие 18-летнего возраста, и недееспособные граждане, поскольку осознанность их политического выбора вызывает определенные сомнения; лица, не являющиеся гражданами РФ, поскольку определенные сомнения вызывает их заинтересованность в определении политического пути развития в РФ; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, поскольку организовать волеизъявление граждан, находящихся в исправительных колониях, при этом соблюсти требования общественной и личной безопасности представляется крайне затруднительным, и т.д. Также необходимо подчеркнуть, что не все категории граждан, имеющие право избирать, обладают правом быть избранным – на некоторых выборах РФ предъявляются повышенные требования к возрастному цензу (кандидат в Президенты РФ – 35 лет; кандидат в депутаты Государственной Думы РФ – 21 год), цензу оседлости (Президент РФ – постоянное проживание на территории РФ в течение 10 лет) и ряд других требований;

Равное избирательное право. Указанный принцип означает, что вне зависимости от пола, возраста, социальной, этнической или религиозной принадлежности все принимающие участие в выборах лица обладают равным набором прав и обязанностей. Так, все избиратели на выборах в РФ имеют один голос, равный голосу любого другого избирателя; кандидаты имеют равные права на участие в предвыборной агитации; права наблюдателей от политических партий и от иных общественных организаций равны и т.д. Тем не менее, из этого принципа имеются определенные исключения. Например, для финансирования избирательной кампании кандидатов создаются избирательные фонды, при этом законодательно установлен только верхний предел их размера, а конкретный размер определяется кандидатом индивидуально, в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей;

Прямое избирательное право. Данный принцип декларирует то, что органы государственной власти и местного самоуправления в РФ формируются гражданами на выборах лично и непосредственно, без создания коллегий выборщиков и иных структур, опосредующих народное волеизъявление. Также в РФ не допускается голосование за граждан, каждый избиратель должен в установленном порядке осуществить свое волеизъявление лично;

Тайное голосование. В РФ избирателям обеспечивается тайна их выбора, что позволяет избежать влияния на волеизъявление граждан или контроля за ним со стороны иных лиц. Реализация этого принципа в РФ обеспечивается анонимностью избирательных бюллетеней и наличием закрытых помещений для голосования, в которых невозможно осуществить наблюдение за волеизъявлением гражданина;

Свободное и добровольное голосование. Право избирать и быть избранным – именно право, а не обязанность, поэтому никто не может быть принужден к реализации своего избирательного права. Стоит отметить, что грамотная реализация данного принципа позволяет повысить количество избирателей, заинтересованных в совершении осознанного политического выбора, относительно общего их числа, тем самым укрепить общественную поддержку выборного органа и выборов как института демократического общества;

2. Принципы организации и проведения выборов (определяют ключевые характеристики выборных процедур в РФ):

Периодичность выборов. Поскольку РФ является республикой, одним из принципов устройства ее государственной власти является необходимость ее ротации путем проведения периодических выборных процедур по истечении срока полномочий предыдущего созыва органа или должностного лица;

Обязательность выборов.

Данный принцип тесно связан с предыдущим и предусматривает невозможность отмены или переноса выборов решением органа государственной власти или должностного лица. Выборы в РФ назначаются органами или должностными лицами государственной власти РФ, при этом обычно перекрестно (выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы Государственной Думы – Президент и т.д.). Если уполномоченное лицо в установленный законом срок не назначает соответствующие выборы, то выборы назначает избирательная комиссия соответствующего уровня, а соответствующий орган или должностное лицо привлекается к конституционно-правовой ответственности вплоть до отставки или роспуска. Если же и избирательная комиссия не может назначить выборы (например, по причине неправомочности состава), то она подлежит расформированию, а выборы назначаются по решению соответствующего суда;

Альтернативность выборов. Проведение выборов в демократических государствах бессмысленно при отсутствии альтернативных друг другу кандидатур (в таком случае выборы превращаются в формальную псевдодемократическую процедуру легализации властных полномочий соответствующего лица). Поэтому в РФ при невозможности обеспечить на выборах любого уровня наличие двух кандидатов или партийных списков они признаются несостоявшимися и инициируется повторная процедура подготовки выборов;

Гласность выборов. Принцип демократизма, помимо максимального вовлечения граждан РФ в избирательные процедуры, предполагает также открытость данных о процедуре подготовке и проведения выборов, освещение этих мероприятий в СМИ и других источниках информации, опубликование результатов выборов и референдумов. Вся информация о выборных процедурах размещается на Интернет-сайтах избирательных комиссий соответствующего уровня, а сама процедура проведения федеральных выборов с 2012 года транслируется в сети Интернет посредством использования вебкамер, объединенных в систему WebВыборы. Тем не менее, использование вебкамер и иных способов реализации принципа гласности не должно нарушать требования ранее обозначенного принципа тайного голосования.

Независимость избирательных комиссий. Для подготовки и проведения выборов в РФ создаются специальные органы – избирательные комиссии, которые, являясь органами публичной власти, не входят в систему органов государственной власти или органов местного самоуправления. Указанное положение позволяет осуществлять им свою деятельность самостоятельно и независимо. Кроме того, избирательные комиссии могут быть расформированы только на основании судебного решения, что дополнительно защищает их от действий органов государственной власти.

Все выборные процедуры в РФ можно разделить на три уровня: федеральный, субъекта РФ и местный. На каждом из них происходит формирование своих органов публичного управления, которые представлены ниже в таблице.

Таблица 1. Виды органов, формируемых на различных уровнях выборов в РФ

Аналогично ситуация обстоит и с референдумами – они делятся на референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум (референдум муниципального образования). Несмотря на то, что референдум – голосование граждан по важнейшим вопросам территории, на которой проводится референдум, и здесь имеются очевидные отличия от понятия выборов, процедура его проведения во многом совпадает с процедурой проведения выборов соответствующего уровня.

Организация и проведение выборов, как уже было отмечено ранее, в РФ охватываются понятием «избирательный процесс». Хронологически и функционально он подразделяется на несколько стадий, имеющих самостоятельное значение в рамках выборных процедур и приведенных ниже:

1. Назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов;

2. Образование избирательных округов, избирательных участков;

3. Составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации избирателей;

4. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов);

5. Регистрация кандидатов (списков кандидатов);

6. Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов;

9. Установление результатов выборов и их официальное опубликование.

Разумеется, весь избирательный процесс не имеет смысл без преобразования результатов голосования в результат выборов, которое производится с помощью применения той или иной избирательной системы (в ранее упомянутом узком смысле этого понятия). Всего в науке выделяется три разновидности избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система – это такая система, при которой победившим считается кандидат, набравший законодательно установленное большинство голосов. Виды мажоритарной избирательной системы зависят от разновидности требуемого большинства:

Система простого (относительного) большинства – при ней победитель должен просто опередить своих конкурентов в избирательной кампании, количество набранных голосов и отрыв от преследователей значения не имеют;

Система абсолютного большинства – для победы кандидат должен набрать 50% голосов + 1 голос от числа проголосовавших избирателей;

Система квалифицированного большинства – для победы кандидат должен набрать установленное законодательно большинство голосов, которое превышает ½ (2/3, ¾ и т.д.)

В Российской Федерации в настоящее время применяются: первая система на выборах высших должностных лиц субъектов РФ; вторая – на выборах Президента РФ.

Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты в коллегиальном органе государственной власти распределяются между списками кандидатов пропорционально набранному ими количеству голосов. В общем виде, количество полученных мандатов в коллегиальном органе будет вычисляться по формуле:

М = Г(%) / (100/Н), где

М – количество полученных списком кандидатов мандатов.

Г(%) – количество набранных списком кандидатов голосов избирателей в процентах;

Н – количество мандатов, подлежащих распределению в коллегиальном органе государственной власти.

То есть политическая партия X, набравшая 35% голосов, получит 7 мандатов в коллегиальном органе, где распределению подлежат 20 мест, поскольку 35/(100/20)=35/5=7. Разумеется, представленная формула имеет общий вид и не учитывает особенностей распределения оставшихся мандатов (в случае, если отдельные списки кандидатов не набрали квоты прохождения в орган государственной власти (100/Н или 5 процентов в нашем случае), оставшиеся после первичного распределения мандаты добавляются тем спискам, которые преодолели указанную квоту).

В научных кругах пропорциональная система обычно не разделяется на виды, однако нельзя игнорировать использование избирательной системы с установленной квотой прохождения. Так, в 2011 году, на выборах депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва применялась пропорциональная избирательная система, при которой партии, набравшие менее 5 процентов голосов, не допускались к распределению голосов; от 5 до 6 – получали один мандат в Государственной Думе; от 6 до 7 – два мандата; от 7 и выше – допускались к распределению мандатов по вышеприведенной формуле.

Стоит сразу отметить, что поскольку Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, поэтому при отсутствии установленной законодательно квоты прохождения, при чистой пропорциональной системе представительство там получала бы политическая партия, набравшая 0,222 процента голосов. Такое законодательное завышение порога прохождения, с одной стороны, позволяет проходить в Государственную Думу РФ известным только широкому кругу избирателей и пользующимся соответствующей электоральной поддержкой политическим силам. С другой стороны, очевидно, что подобная система очевидна именно крупным политическим партиям, позволяя им не допускать представительства более мелких игроков на политической арене.

И, наконец, третий вид избирательной системы – смешанная избирательная система, в которой для формирования органов власти используются элементы и пропорциональной, и мажоритарной избирательных систем. Ярким примером такой системы являются механизмы формирования Государственной Думы второго, третьего, четвертого созывов и будущего, седьмого созыва Государственной Думы РФ, который будет избираться в 2016 год, когда 225 депутатов избирается по одномандатным округам, образованным на всей территории РФ, а 225 депутатов – по партийным спискам в рамках единого федерального округа, территорией которого является вся территория РФ.

На уровне субъектов РФ для формирования законодательного органа государственной власти РФ установлено требование об избрании не менее 25 процентов от установленного числа депутатов законодательного органа по пропорциональной системе. Таким образом, парламенты субъектов РФ могут формироваться либо по пропорциональной, либо по смешанной системе. Разумеется, для формирования единоличных органов государственной власти и местного самоуправления в силу своей специфики подходит только мажоритарная избирательная система, при том в субъектах РФ и муниципальных образованиях в таких случаях применяется мажоритарная система относительного большинства.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права:
  • всеобщность;
  • равность;
  • прямота;
  • тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в , федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов . Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного . Не могут быть избранными:

  • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
  • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
  • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

Принцип равного избирательного права

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

Принцип добровольного участия в выборах

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Принципы организации и проведения выборов

Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Принцип обязательности выборов

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Принцип периодичности выборов

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

Принцип альтернативности выборов

Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

Принцип независимости избирательных комиссий

Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

  • во-первых, особым порядком их формирования;
  • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
  • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
  • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Принцип гласности

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

1.Избирательное право

1.1 Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных - избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов - как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов - от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

1.2 Избирательная система и избирательное право

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения - карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право - это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

Президента РФ;

Депутатов Государственной Думы;

Глав администраций субъектов РФ;

Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

1.3 Принципы избирательного права

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы - 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане не обладают.

Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей и составления избирательных списков является недопустимым. На каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными. Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США 2000 года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

Тайное голосование - обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок - это гражданский долг каждого человека.

1.4 Гара нтии избирательных прав граждан

Выборы, если они действительно свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан - это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия - это политический режим, в котором проходят выборы. Средства - это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;

организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;

материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

2.Реализация избирательного права

2.1 Законодательство о выборах

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. От соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. Последние внеочередные выборы Президента России состоялись 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно отличается от старого. Например, теперь кандидат в президенты обязан заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата, за которого он голосует.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450 депутатов - 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 - избираются по партийным спискам. Первые выборы в Государственную Думу 1993 г. проходили в сложной политической обстановке, поэтому было принято решение избирать Думу и Совет Федерации на два года, хотя по Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ст. 96 п.1). Последние выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоялись 19 декабря 1999 г. С окончанием холодной войны укрепилась тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим возрос интерес к стандартам по проведению выборов, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой системой РФ. Особенно важны три международно-правовых акта:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.

Закреплённые в этих международных актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Они носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

2. 2 Порядок проведения выборов

демократический выборность право

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс - это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:

Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днём.

Составление списков избирателей. Это избирательные документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном избирательном участке.

Образование избирательных округов. Территория, которая образована согласно избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные должностные лица. Округа формируются на основе данных, предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении определённых требований (примерное равенство по числу избирателей, целостность территории и т.д.).

Образование избирательных участков. Они создаются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования. Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.

Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые). Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при подготовке и проведении выборов они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата.

Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации.

Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на избирательный участок.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством, не менее года.

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Россия пока не имеет значительного опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Законом установлена ответственность лиц, которые путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. были отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения нарушений, избирательных прав граждан.

Заключение

Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов является одним из демократических завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную Думу также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих предвыборных обещаний.

Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

С писок литературы

1.М.В.Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-М. М.1998.

2.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

3.А.И.Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997.

4. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.

4.Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.

5. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Избирательное право как один из наиболее древних правовых институтов демократического общества. Знакомство с особенностями избирательного процесса в Древней Руси. Общая характеристика основных проблем становления российского избирательного права.

    реферат , добавлен 31.01.2014

    Материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, его принципов (основных начал). Процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

    реферат , добавлен 11.07.2008

    Выборы - один из важнейших правовых институтов демократического общества. Источники избирательного права РФ. Природа и место избирательных комиссий в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Правовой статус избирательных комиссий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Принципы избирательного права как его главное содержание, их универсальность, высшая императивностью (обязательность) и общезначимость. Критерии классификации принципов избирательного права, их характеристика в законодательстве зарубежных стран.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Принципы избирательного права, их развитие в условиях формирования новой государственности Республики Казахстан. Нормативное содержание универсальных принципов избирательного права и их реализация. Разграничение полномочий по проведению выборов.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2015

    Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Стадии избирательного процесса.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2016

    Понятия избирательного права, его предмет, метод, сущность. Анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России. Принципы участия российских граждан в выборах.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2012

    Принципы избирательного права. Его соответствие с политической системой. Взаимосвязь выборов и демократии. Системы участия населения в процессе избрания органов государственной власти. Порядок избрания органов власти РФ. Стадии избирательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Равенство как принцип избирательного права: понятие, значение и содержание. Сущность, правовое регулирование и формы финансирования выборов. Члены избирательной комиссии как субъекты избирательного права: виды, права, обязанности и ответственность.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Понятие, признаки и структура избирательного процесса в России и за рубежом. Стадии проведения выборов и возникающие споры. Способы регистрации избирателей. Альтернативные формы голосования. Конституционные ограничения пассивного избирательного права.

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I . ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды .

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право .

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

Президента РФ;

Депутатов Государственной Думы;

Глав администраций субъектов РФ;

Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.



 

Возможно, будет полезно почитать: