Сбор и удаление нечистот и отбросов. Порядок сбора и захоронения погибших

1.Введение………………………………………………………… 3

2. Классификация воинских захоронений……………………….. 4

3.Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения…………………………………………………………… 5

4.Обязанности медицинской службы……………………………... 6

5. Санитарное наблюдение за погребением трупов…………..…. 7

6. Погребение военнослужащих, умерших от ран и болезней в военных госпиталях………………………………………………………….. 8

7. Порядок погребение погибших военнослужащих……………. 9

8. Оформление документов, необходимых для погребения погибших военнослужащих……………………………………………… 10

9.Список литературы………………………………………… 12

Введение

Санитарную очистку и уборку поля битвы осуществляют в соответствии требованиями действующей инструкции. Сбор трупов воинов ВС РФ производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В обязанности команд входят розыск трупов, их регистрация, сбор и доставка на пункт для погребения. Погибших хоронят в братских могилах на братских кладбищах. Трупы офицеров по указаниям командования направляют в армейский тыловой район для погребения в индивидуальных могилах.

Для доставки трупов погибших на поле боя к пункту сбора и погребения распоряжением начальника штаба части выделяется транспорт с необходимым числом брезентов и специальных полиэтиленовых мешков. Перевозка трупов автомобильным транспортом, который используется для доставки пищевых продуктов или других табельных средств части, категорически воспрещается.

Воинские почести при погребении погибших в боях военнослужащих отдаются в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Для санитарного обеспечения сбора трупов на поле боя и их доставки на пункт погребения распоряжением командира или старшего врача части выделяется врач или фельдшер.

Классификация воинских захоронений

Плановые захоронения - места погребения в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений воинов, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран.

Боевые захоронения - погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.

Санитарные захоронения - погребения останков погибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.

Временное захоронение - место временного хранения останков, эксгумированных при проведении поисковых работ, создаваемое с целью сохранения останков до определения порядка, времени и места их постоянного погребения согласно воинским ритуалам.

Мемориальные захоронения - воинские мемориалы и могилы, создаваемые для увековечения памяти героически погибших военнослужащих на местах их массовой гибели, ожесточенных сражений или в местах большой исторической значимости.

3. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к местам захоронения:

ü участок выбирают на слабофильтрующих грунтах, хорошо проветриваемых и незатопляемых местах, допускающих осуществление инженерных и дезинфекционных мероприятий и исключающих возможность загрязнения территории постоянной или временной дислокации войск и источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

ü участок захоронения размещают с подветренной стороны ниже мест водозаборов, не ближе 500 м от мест постоянного или временного размещения военнослужащих;

ü участок захоронения ограничивают по периметру забором из колючей проволоки и дренажем для отвода грунтовых вод и атмосферных осадков;

ü на участке захоронения организуют зону захоронения и хозяйственно-бытовую, разделяя их между собой санитарным разрывом не менее 25 м;

ü в хозяйственно-бытовой зоне предусматривают условия для хранения инвентаря, ритуальных принадлежностей дезинфицирующих средств и места для дезинфекций, специальной одежды и автотранспорта.

К работе на участке захоронения допускается только личный состав специальных команд, обеспеченный специальной одеждой и предметами личной гигиены, ознакомленный с правилами техники безопасности и производства работ, прошедших предварительный и текущий медицинский осмотр.

381. Воинские почести отдаются при погребении: погибших при защите Отечества; военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших в период прохождения военной службы (военных сборов) или умерших в этот период в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы; участников войны; ветеранов боевых действий; ветеранов военной службы; лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством.

382. Организация похорон военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы, возлагается на их прямых начальников, а остальных лиц, при погребении которых назначается почетный эскорт, - на начальника гарнизона (городского или районного военного комиссара).

383. Подразделения, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.

Почетный эскорт назначается в следующем составе:

при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующее ему подразделение;

при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством, - взвод, рота или соответствующее ему подразделение.

При погребении умерших участников войны (боевых действий) в воинских званиях рядового (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) и младших офицеров исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и в зависимости от их удаления от места захоронения почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт должен быть с Государственным флагом Российской Федерации с траурной лентой, а при назначении от взвода и больше, кроме того, - с Боевым знаменем без знаменного чехла и с траурной лентой.

384. Кроме почетного эскорта, на погребение назначаются:

почетный караул к гробу;

военный оркестр;

наряд на погребение (8 - 10 человек) без оружия под командой сержанта (старшины).

При невозможности использования военного оркестра для отдания воинских почестей назначается сигналист-барабанщик.

Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль, а в особых случаях по решению начальника гарнизона - лафет орудия.

Для несения орденов и медалей назначается по одному человеку, несущему каждую подушечку с орденом или с медалями, причем при погребении офицеров для этого назначаются офицеры, а при погребении прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) - прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) или солдаты (матросы).

Каждый орден прикрепляется на отдельной подушечке. Медали могут прикрепляться по нескольку на одной подушечке.

Крышка гроба укрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. На крышке гроба прикрепляется головной убор, а при погребении офицеров (мичманов) Военно-Морского Флота, кроме того, - скрещенные кортик и ножны. Перед закрытием крышки гроба кортик и ножны с крышки гроба снимаются, полотнище Государственного флага Российской Федерации сворачивается и передается родным (близким) покойного.

385. Почетный эскорт и наряд на погребение военнослужащего, умершего в своей воинской части, назначаются командиром этой части. О времени и месте выноса и погребения тела покойного сообщается помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона).

В случае смерти военнослужащего вне места его постоянной службы почетный эскорт и наряд на погребение назначаются начальником гарнизона по месту смерти военнослужащего.

386. Если погребение умершего военнослужащего будет происходить в другом населенном пункте, гроб с телом покойного сопровождается почетным эскортом до городской черты (вокзала, аэродрома, порта, пристани).

Для сопровождения гроба с телом покойного в пути следования до места похорон приказом командира воинской части или начальника гарнизона (военного комиссара) назначаются двое - четверо военнослужащих, которые должны быть проинструктированы и при себе иметь: извещение о смерти; свидетельство и справку о смерти; письмо семье покойного, подписанное командиром воинской части, с изложением обстоятельств смерти; личные вещи, ценности и награды умершего, упакованные и опечатанные гербовой сургучной печатью.

По прибытии к месту назначения сопровождающие должны передать по акту военному комиссару документы и вещи умершего и принять личное участие в похоронах.

Корешок извещения о смерти с отметкой в нем о дате и месте захоронения, заверенный гербовой печатью военного комиссариата, сдается сопровождающими по возвращении в штаб своей воинской части.

О времени прибытия гроба с телом покойного в пункт, где назначены похороны, или в пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой начальник соответствующего гарнизона (военный комиссар) должен быть уведомлен командиром воинской части (помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военным комендантом гарнизона, военным комиссаром), где умер военнослужащий, не позднее чем за сутки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для встречи и сопровождения гроба с телом покойного к месту погребения назначаются почетный эскорт и наряд на погребение согласно и настоящего Устава.

387. О смерти военнослужащего командир воинской части (помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона) обязан в тот же день известить ближайших родственников умершего и военный комиссариат района (города) по месту жительства семьи или призыва умершего.

(см. текст в предыдущей редакции)

388. Помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военный комендант гарнизона) заблаговременно извещает командира воинской части, от которой назначаются почетный эскорт и наряд на погребение, о времени, месте их прибытия и форме одежды.

Прапорщики (мичманы), офицеры на похоронах должны быть в повседневной форме одежды и по указанию помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военного коменданта гарнизона) - с траурной повязкой на левом рукаве.

(см. текст в предыдущей редакции)

389. Прощание с покойным происходит в траурном зале или помещении, определенном начальником гарнизона (командиром воинской части). Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного определяется начальником гарнизона (командиром воинской части).

Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара - в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автоматы в положении "на грудь" (карабины - в положении "к ноге"), и принимает строевую стойку.

Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве.

Во время следования процессии и при опускании гроба в могилу смена часовых не производится.

390. Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и головных уборов, с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула (на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны) и сменяются через каждые три - пять минут.

391. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выходу, откуда должен быть вынесен гроб. Военный оркестр выстраивается в трех шагах правее почетного эскорта.

Почетный эскорт во время похорон воинское приветствие не выполняет.

392. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним на дистанции двух-трех шагов один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на той же дистанции - военнослужащие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покойного, и почетный караул.

В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: "СМИРНО" (если эскорт вооружен карабинами - "СМИРНО, на кра-УЛ") - и прикладывает руку к головному убору. Все находящиеся в строю военнослужащие поворачивают голову в сторону гроба. Военный оркестр (сигналист-барабанщик) исполняет "Коль славен".

Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выносе гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.

393. Процессия движется в порядке, указанном в статье 392 настоящего Устава. Почетный караул следует за лицами, сопровождающими покойного, затем следуют военный оркестр и почетный эскорт. При следовании траурной процессии крышка гроба находится на гробе, а перед прощанием с телом покойного снимается.

При движении процессии пешим порядком военный оркестр (сигналист-барабанщик) с перерывами исполняет траурную музыку (траурный марш).

Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба с автоматами в положении "на грудь", с карабинами - в положении "на плечо"; при сопровождении гроба на автомобиле часовые в положении сидя держат карабины между колен.

394. В отдельных случаях по особому указанию начальника гарнизона у места выноса гроба и на подходе к месту погребения по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены воинские части (подразделения) в пешем одношереножном или двухшереножном строю.


Так вот, воинские захоронения и мемориалы, как существующие, так и вновь обнаруженные, подпадают под действие двух законов РФ. Первый закон - это 73 ФЗ, то есть закон об объектах культурного наследия, и второй закон - это закон №4292-1 в редакции 05.04.2013 г., то есть закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
При этом, как довольно часто бывает в нашем благословенном государстве, законы эти между собой никак не связаны и описывают две параллельные процедуры.
Давайте сначала определимся почему так получилось: Вот выдержки из 73-ФЗ
объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. " и далее " памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями <...> отдельные захоронения ; произведения монументального искусства ; объекты науки и техники, включая военные ; объекты археологического наследия;" и еще чуть-чуть
"достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями . <...>".
То есть получается, что воинские мемориалы и захоронения, хоть и не описанные в прямую как объекты культурного наследия, под действие 73 -ФЗ все-таки подпадают. Более того, до принятия отдельного закона по воинским захоронениям на них действовала стандартная процедура постановки на учет, как объекта культурного наследия (ОКН). Соответственно подобные объекты вносились в гос. реестр, на них составлялись паспорта и они "числились на балансе" комитетов по охране памятников культуры сначала при региональных мин.культах, а затем и просто отдельных комитетов.
Между тем, в каждом регионе существует свой региональный военкомат, который руководствуясь директивами Министерства Обороны, а потом уже и ФЗ-4292-1 проводил учет и паспортизацию тех же самых захоронений. Эти паспорта мы собственно видим на ОБД, когда ищем захоронения. И чаще всего поисковики и прочие заинтересованные на этих паспортах и останавливаются, не представляя, что есть еще "альтернативный вариант". Стоит ли говорить, что в регионах чуть больше города списки комитетов по охране ОКН и списки военкоматов не совпадают? Думаю, итак понятно. Равно, как и списки похороненных, отсутствующие в военкоматах, с легкостью могут найтись в комитете по охране памятников. Правда с тем же успехом могут и не найтись, но это уже другая песня.
Вернемся к нашему вопросу. Итак, у нас на руках существует два различных ФЗ, по которому воинское захоронение обязано быть поставлено на учет. Так вот, в ФЗ-4292-1 процедура постановки на учет воинского захоронения совершенно не прописана, однако, консультации в Мин.обороны дают следующее:
чтобы поставить захоронение на учет в Министерстве Обороны нужно:
1.Составить паспорт захоронения (во многом, кстати, он совпадает с паспортом ОКН)
2. Приложить к паспорту спискок похороненных бойцов
3. Завизировать данный список и паспорт в АМС того населенного пункта на чьей территории находится могила.
4. Отправить этот пакет документов в
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
ВСЕ. На этом со стороны Министерства обороны РФ процесс постановки на учет захоронения заканчивается. При этом, замечу, никакой подписи военкоматов не требуется, потому что по ФЗ №4292-1 обязанности по сохранению, охране, восстановлению и увековечению несет не военкомат, а органы местного самоуправления того населенного пункта, где расположен объект. И военкомат тут в целом не при чем.
Обычно на этом все и заканчивается, но как же 73-ФЗ, спросите вы? А вот как. Министерство обороны НЕ передает данные о воинских захоронениях в Министерство культуры. То есть поставленное на учет захоронение не будет иметь статус объекта культурного наследия, не будет включен в реестр ОКН и т.д., то есть в части ответственности к нему применим только ФЗ-4292-1, а именно:

"Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную , уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."

А теперь сравним с 73 -ФЗ:

"Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий."
Таким образом, в плане охраны и защиты 73-ФЗ работает сильнее, чем ФЗ-4292-1. Умолчим, что ни тот, ни тот закон по хорошему на территории страны не работает, представим, как это должно быть в идеале. А в идеале, кроме того, что объект будет числится в Министерстве обороны и данные о нем будут выложены в ОБД, он должен еще проходить как объект культурного наследия, коим с исторической точки зрения каждый мемориал и является. А для этого его нужно поставить на учет, как ОКН. А вот тут начинается юридическая казуистика, потому что комитет по охране вам будет говорить, что это не их прерогатива, что неправда, как мы уже выяснили. Более того, все тот же 73-ФЗ обязывает каждого гражданина РФ, обнаружившего объект с признаками ОКН сообщать об этом государству, то есть тому же комитету. Что же нужно для постановки на учет захоронения, как ОКН? Эта процедура очен хорошо прописана в законе:


1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;


Весь этот страшный список документов должен подготовить Комитет по охране культурного наследия. НО готовить по собственной воле он его не будет. Поэтому что нужно сделать рядовому поисковику?
1. Написать заявление в форме письма на имя начальника Комитета по охране ОКН с просьбой поставить данное захоронение на учет в качестве объекта ОКН и просьбой совершить повторный осмотр захоронения.
2. К данному письму приложить фотографии захоронения, GPS координаты захоронения, краткую историческую справку (когда было основано, что из себя представляет, и тд.), список похороненных, буде он у вас есть, желательно краткий планчик и габариты. Все это вы уже делали для паспорта в Министерство обороны, так что не составит труда повторить.
3. Долбить начальника комитета, топать ногами и взывать к его совести.
И может быть после этого объекту присвоят статус объекта культуры с признаками объекта культурного наследия. Это не тавтология, это правда так называется. А если очень-очень повезет, то присвоят статус "выявленного объекта культурного наследия". А дальше все застопориться, просто потому, что нужна будет историко-культурная экспертиза, которая стоит денег и не малых. А денег у комитета нет никогда. НО историко-культурную экспертизу может заказать кто угодно, и если вы достаточно упорны вы можете найти эксперта, который вам ее сделает за условные 3 копейки. Это сложно, но можно. И с этой историко-культурной экспертизой вы опять идете в комитет и опять топаете ногами, кричите и уговариваете их доделать оставшиеся документы. И вот примерно через годик такой вот войны (ну может вы отчаянный везунчик и вам удастся все сделать за пару месяцев) вашему объекту присвоят статус регионального ОКН. Однако, не отчаивайтесь, с момента подачи вашего письма в комитет по охране, по закону они должны отвечать за этот объект, поскольку были о нем проинформированы. Так что с точки зрения законодательства поисковик, который проделает все вышеизложенное молодец и герой. А чиновник, не выполнивший требования законодательства -халтурщик. Вот так. Общие положения по поиску, эксгумации и перезахоронению останков

Основные направления работ по поиску, эксгумации и перезахоронению останков являются основными в поисковом движении и всегда подразумеваются в практической деятельности при употреблении терминов «поиск», «поисковик». Основная цель поисковых, работ - установление личности военнослужащих, погибших при выполнении заданий своего государства, и их достойное захоронение.

Реализация этой цели осуществляется последовательным решением ряда задач: от поиска захоронений, эксгумации и перезахоронения до ухода за могилами.

1. Работы по поиску, эксгумации и перезахоронению останков проводятся в соответствии с Законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и Постановлением Правительства Российской федерации от 13 января 1995 г. № 33, «О мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации».

2. На основании Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (Статья 4) « Поисковая работа по выявлению неизвестных захоронений, непогребенных останков, установлению имен погибших или пропавших без вести защитников Отечества организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченным органами государственной власти и управления. Ее проведение, а также вскрытие воинских захоронений в порядке личной инициативы запрещается».

3. Работы по поиску, эксгумации и перезахоронению могил иностранных военнослужащих, обустройству кладбищ и уходу за ними, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительствами других государств, возлагаются на организации, уполномоченные Правительством Российской Федерации на выполнение задач, вытекающих из этих соглашений для российской стороны.

4. Производство работ по иностранным захоронениям возможно только по согласованию с организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации на выполнение задач российской стороны по реализации конкретных соглашений.

5. Поисковая группа, отряд или объединение должны быть официально зарегистрированы, иметь документы, удостоверяющие формирование как поисковую структуру. Работы по поиску, эксгумации, захоронениям или перезахоронениям должна быть согласована с местными органами власти и управления по месту их проведения.

6. Проведение эксгумации должно быть обосновано, информационно обеспечено и документально оформлено с привлечением местных органов власти и управления с обязательным наличием официальных разрешений от служб госсанэнидемнадзора и местной администрации на право проведения раскопок на данной площади (месте).

По межправительственным соглашениям с Италией и Федеративной Республикой Германией такими полномочиями наделена Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы».

7. Перезахоронение проводится при необходимости переноса захоронений из-за возникновения угрозы их разрушения (проведение строительных работ, мелиорация, застройка, затопление территорий и т.п.), невозможности посещения родственниками места захоронения из-за удаленности захоронения или по их просьбе. Все перезахоронения производятся по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших.

8. Работы на местности осуществляются в соответствии с требованиями инструкции по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших военных действий.

9. Любой работе на местности должна предшествовать работа с документами, освещающими характер событий, состав их участников, место и время их проведения. Анализ документов предусматривает получение оснований для постановки задач на проведение работ и определение путей их реализации.

При отсутствии документов в архивах, военкоматах и учреждениях, имеющих отношение к интересующим событиям, основанием для проведения работ могут стать задокументированные воспоминания участников, очевидцев событий и свидетелей. Документирование предусматривает фиксацию сведений и регистрацию лиц их представляющих. Это могут быть двух и трехсторонние акты, видео и фонозаписи, фотографии и т.д.

Классификация воинских захоронений.

Воинские захоронения подразделяются на семь основных видов: плановые воинские захоронения (братские или одиночные могилы), боевые захоронения, санитарные захоронения, не захороненные останки, временные захоронения, мемориальные захоронения, перезахоронения.

Плановые воинские захоронения.

Плановые воинские захоронения - места погребения воинов в одиночных или братских могилах, кладбищах воинских частей и подразделении, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран, выполненные специальными командами.

Погребение останков воинов Красной Армии в период Второй Мировой войны проводилось в соответствии с «Положением о персональном учете потерь». По этому «Положению» команда, выделяемая командиром, занималась розыском трупов, их сбором и доставкой на место погребения. Перед погребением с погибших снималась только шинель, медальон с одним экземпляром вкладыша должен был храниться вместе с погибшим. Могилы должны были быть достаточной глубины (от поверхности почвы до погребенных не менее 1.5 метра).Насыпной холмик над могилой высотой до 0.5 метра и пирамидкой высотой 1.5 метра, сделанной из досок или камня. На пирамидке выжигался или писался номер могилы.

В большинстве случаев захоронения этого типа организовывались в воинские кладбища. Трупы погибшего начальствующего состава, от командира полка и выше направлялись в армейский тыловой район, где хоронились в деревянных гробах.

При погребении в братской могиле, в книге погребения против каждой фамилии точно отмечалось место нахождения трупа, захороненного в могиле, например: «от южного края, могилы 1-ый в первом ряду, от северного края 3-й во втором ряду, считая сверху», и т.д.

В санитарных тыловых учреждениях и госпиталях погребение военнослужащих, умерших от ран, производилось распоряжением начальника санитарного учреждения, госпиталя по правилам, предусмотренным этим же «Положением». По сложившейся практике, каждой могиле отводилось специальное место и присваивался номер. Могилы сдавались по актам представителям местных органов власти или военных комиссариатов с указанием в актах фамилий погребенных. Места нахождения братских могил обозначались на топографических картах, которые совместно с актами погребения передавались в архивы.

Однако по ряду причин это «Положение» не было своевременно доведено до воинских частей и поэтому не всегда такие захоронения осуществлялись в установленном порядке.

В ходе тяжелых оборонительных боев не всегда удавалось достойно похоронить погибших. Подразделения несли большие потери, отступали и порой не располагали возможностями для достойного захоронения павших. Не всегда это делалось и в ходе наступления, похоронные команды нередко отставали и теряли свои соединения. В этих случаях захоронения проводились тыловыми службами или местным населением, и при этом могло не соблюдаться «Положение» о погребении павших воинов.

Поэтому в целом уровень работ по перезахоронению был достаточно низок и частично захоронения остались по-прежнему безымянные, многие были просто срыты, запаханы, разрушены или перенесены не полностью, а иногда лишь в отчетах числились перенесенными. Некоторые из них в настоящее время можно было бы восстановить.Следует констатировать, что при поисковых работах среди разрушенных и заброшенных захоронений встречаются и плановые захоронения. Существенное отличие захоронений этого типа от других заключается в том, что о них может быть найдена информация в местных военкоматах, архивных документах воинских частей, воевавших в этих местах.

Боевые захоронения.

Боевые захоронения - погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.

В отличие от плановых захоронений, места под боевые захоронения не отводились. Погибших хоронили непосредственно в районе гибели, не составлялись схемы захоронении, однако погибшие заносились в списки потерь и, в большинстве случаев, родственникам сообщались места гибели. Те из них, личности которых не удавалось установить, числились пропавшими без вести.

Документы, личные вещи и медальоны при захоронении часто не изымались, как того требовал порядок погребения.

Возможны обнаружения поисковиками не обустроенных, полуразрушенных или разрушенных боевых захоронений. Информация об этих захоронениях может быть найдена чаще всего в списках безвозвратных потерь воинских частей.

Санитарные захоронения.

Санитарные захоронения - погребения останков погибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.

Санитарные захоронения производились, как правило, местным населением. На оккупированной территории полевое командование немецкой армии привлекало для этого пленных красноармейцев. Иногда выделяло похоронные команды из состава своих подразделений. Обычно захоронения проводились, спустя некоторое время по окончании ведения боевых действий. Особенно массовыми они были весной, после схода снегов, когда разложение трупов создавало угрозу загрязнения окружающей среды и могло повлечь за собой распространение эпидемий и различных заболеваний. Санитарные захоронения в большинстве случаев являются братскими.

Места под санитарные захоронения выбирались исходя из условий местности. Удобнее было сносить останки погибших: в воронки от снарядов и авиабомб, траншеи, блиндажи, силосные и картофельные ямы, погреба, подвалы сгоревших домов и т.п.При этом соответственно не соблюдался порядок погребения воинов и не составлялся список погибших. Большинство погребенных таким образом бойцов и командиров Красной Армии числились либо пропавшими без вести, либо погибшими без указания точного места захоронения. Документы, личные вещи и медальоны при захоронении часто не изымались.

Информация об этих захоронениях, как правило, не документировалась. Основные источники сведений о них - воспоминания участников и очевидцев их создания.

Не захороненные останки.

Не захороненные останки - останки военнослужащих, которые по разным причинам остались не захороненными.

Это могут быть останки воинов заваленных взрывами в блиндажах, дотах, стрелковых ячейках, траншеях, а также оставшиеся под открытым небом и оказавшиеся впоследствии засыпанными в верхних слоях почвы под действием естественных климатических процессов: занесения грунтом, засыпания растительными отложениями, зарастания лесом и т.п. Обычно это места непосредственного соприкосновения войск противоборствующих сторон. Документы, личные вещи и медальоны оставались при погибших.

Временные захоронения.

Мемориальные захоронения.

Мемориальные захоронения - воинские мемориалы и могилы, создаваемые на местах массовой гибели воинов, вследствие особо ожесточенного характера сражений или их большой исторической значимости для увековечения памяти героически погибших военнослужащих. При этом данные о погибших могут не соответствовать фактически захороненными.

К таким захоронениям относятся могилы, созданные на месте переноса останков воинов Красной Армии и партизан, погибших в боях, место гибели которых было известно, а место захоронения нет. Это также мемориалы на оборонительных рубежах, в местах боевых действий воинских частей, частей ополчения и партизанских отрядов и местах гибели экипажей самолетов и кораблей.

Перезахоронения.

Методика поиска.

Поисковая разведка - обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Перед выездом детально изучаются географические и топографические особенности исследуемого района.

Поисковую разведку удобнее всего проводить весной или осенью, когда трава еще не выросла или уже увяла и исследуемый район не покрыт растительностью, мешающей просматривать местность. При проведении разведки необходимо иметь: подробную карту, компас, блокнот для записей, малую саперную лопату, металлический щуп*, металлоискатель, фотоаппарат и другой инструмент.

Для выявления неизвестных воинских захоронений и не захороненных останков производится осмотр местности. При этом обращается внимание на просевшие участки земли, воронки, окопы, траншеи, осевшие блиндажи и т.п. Основанием для поиска захоронений является обнаружение признаков ведения активных боевых действий на данной территории (разорвавшиеся снаряды, стреляные гильзы, предметы снаряжения, вооружения и т.д.). Поиск захоронения осуществляется визуально и с помощью щупа.

Щуп представляет собой металлический стержень с ручкой и наконечником, обычно длинной от 1 до 1.6 м. и диаметром 6-8 мм. По обнаруженным захоронениям, необходимо составить протоколы по форме 3, которые послужат основанием для проведения дальнейших работ.

Методика эксгумации.

Процесс эксгумации по своему нравственному, этическому, моральному воздействию на окружающих занимает особое положение. Поэтому проведение эксгумации должно иметь достаточное обоснование и документальное оформление с привлечением местной администрации и службы госсанэпиднадзора. Эксгумироваться может любой вид захоронений из перечисленных выше. О захоронениях необходимо собрать информацию: опросить местных жителей, работников военкоматов, местных органов власти и занести ее в протокол по Форме №3, а также изумить документы профильных архивов (Центральный архив Министерства Обороны, архив Военно-медицинского музея. Центральный государственный военный архив, Центральный архив военно-морского флота и т.д.).

По уровню залегания костных останков различают два основных метода проведения эксгумации: глубоких захоронений (от 25-30 см. и глубже) и захоронений на глубине менее 25 см.

Свою специфику имеет метод извлечения костных останков из разбитых самолетов, боевой техники, затонувших кораблей, долговременных укреплений и т.д.

Эксгумация глубоких захоронений.

Эксгумации останков предшествует раскопка захоронения (могилы) до обнаружения останков. Порядок проведения раскопок зависит от различных факторов и определяется, в основном, поисковиком, военным археологом непосредственно на месте. В каждом случае возможно различное залегание останков и археологических источников (медальонов, удостоверяющих личность документов, элементов экипировки и снаряжения, личных вещей, оружия, боеприпасов и т.п.), расположение которых не всегда соответствует общепринятым закономерностям и налагает свои особенности на условия проведения эксгумационных работ.

Если при выкапывании шурфов не удается точно обнаружить границы могильной ямы, то по всей территории предполагаемого захоронения аккуратно вскрывается верхний слой дерна на штык лопаты, и по цвету и структурным особенностям грунта определяются границы захоронения. При этом следует учитывать, что костные останки порой располагаются в стороне от установленных границ, имея над собой не перекопанный слой грунта. При трудностях в установлении границ на больших братских захоронениях шурфы закладываются и виде крестообразной траншеи. После обнаружения границ захоронения их надо отметить.

Могильная яма раскапывается горизонтальными пластами определенной толщины (толщина каждого вскрываемого пласта зависит от глубины залегания останков и определяется для каждого случая отдельно). Выкапываемый грунт проверяется на предмет нахождения крупного и среднего подъемного материала*.

Вскрывать могильную яму сразу на всю глубину нельзя т.к. неизвестно расположение, костных останков, не установлено наличие взрывоопасных предметов и, самое главное, можно уничтожить или повредить археологические источники, имеющие большое значение в установлении личности погибших. При снятии каждого пласта грунта целесообразно проводить прощупывание почвы щупом и прослушивание металлоискателем. Раскопка самых нижних слоев, соприкасающихся с останками, проводится с особой осторожностью. При этом применяется более мелкий рабочий инструмент: совки, ножи и т.д. При вскрытии захоронения следует иметь в виду, что уровень залегания останков не всегда находится на одинаковой глубине.

В центре захоронения, как правило, костные останки залегают глубже, чем по его краям. В большей степени это выражается в воронках от авиабомб, использованных под захоронение. Здесь разница в уровне расположения останков может достигать до 1 метра. Если захоронение глубокое и тесное, грунт непрочен, то раскоп расширяют в одну из сторон или во все стороны. При этом грунт в радиусе около 7-10 метров должен быть исследован на предмет отсутствия захоронений или не захороненных останков, т.к. возможно засыпание отработанным отвалом мест их нахождения. Достоверность сведений, полученных при раскопках, во многом зависит от качества исследования. Техника вскрытия раскопа и эксгумации останков не бывает одинаковой даже в пределах одной небольшой территории и определяется, прежде всего, степенью сохранности захоронения. В тех случаях, когда захоронение нарушено мародерами и перекопано, когда расположение костных останков и подъемного материала хаотично, целесообразно исследовать весь вынутый грунт, и также грунт могильной ямы до материка.

В случае когда захоронение нетронуто, при постепенной выемке заполнения могильной ямы, можно проследить некоторые признаки приближения захоронения. Это появление темных пятен твердой земли, склеенной продуктами разложения трупов, предметов экипировки и снаряжения. При появлении этих признаков земля аккуратно снимается до их уровня, определяется положение костяка, производится его расчистка и подъем.

* Подъемный материал - это предметы, обнаруженные при проведении поисковых работ в культурном слое. Нельзя брать и сдвигать найденные предметы т.к. по их взаимному расположению возможно установление обстоятельств гибели военнослужащего (боевое захоронение). Для упаковки находок нужны коробочки разных размеров, вата, оберточная бумага, а также большие полиэтиленовые мешки (размером 50х100см) для временного хранения костных останков. Расчистку раскопа желательно проводить от головы к ногам, горизонтально срезая землю ножом. Отдельные кости нельзя извлекать из скелета до полной его зачистки.

Над головой, грудью и в районе туловища павшего следует всегда копать не так глубоко, как над ногами, и более осторожно, чтобы предотвратить разрушение и дальнейшую утрату, возможно решающих признаков идентификации останков. Особо тщательно производится поиск предметов в районе грудной клетки и тазовых костей погибшего, где чаще всего находятся медальон и документы.

Просмотренную землю убирают со дна раскопа, чтобы расчистку не проводить дважды.

В каждом случае останки должны быть откопаны и очищены по всей своей длине и ширине (и сверх этого еще на 10 см со всех сторон). В братских захоронениях останки одного горизонтального уровня эксгумируются единовременно т.к. только таким образом возможно разъединение останков погибших и, изъятие их всех без исключения.

Когда останки полностью очищены от земли, можно начинать их извлечение из захоронения в обратной последовательности, от ног к голове. Благодаря этому создается свободное для работы пространство.

При эксгумации захоронений на воинском кладбище сначала определяются ряды могил. По возможности, в каждом ряду кладбища следует извлекать один скелет за другим, начиная слева. В особо длинных рядах работу можно проводить одновременно с левого и правого концов ряда, также извлекая одного погибшего за другим. Недопустимо начинать извлечение павших из середины или других мест могильного ряда. В конце каждого могильного ряда следует делать проверки путем прокладки шурфов в виде траншеи (до той же глубины, что и дно могилы) независимо от того, идет ли речь о кладбище или траншейном захоронении, чтобы установить, не были ли там дополнительно захоронены погибшие.

При эксгумации на кладбище могилы нумеруются и составляется план их расположения.

В братских могилах следует разъединить останки и попытаться их идентифицировать. Если разъединить останки невозможно, то следует их перезахоронить вместе, с соблюдением их количества. В некоторых случаях кости скелета вместе с подъемным материалом зарисовываются или фотографируются.

Если захоронение было произведено в несколько слоев, эксгумация производится слой за слоем, начиная с верхнего. После извлечения всех останков необходимо зачистить дно ямы до материкового слоя, т.к. возможно двойное захоронение. Это характерно для некоторых санитарных захоронений, когда нижний ряд останков засыпался слоем грунта, после чего поводилась следующая укладка трупов и т.д. Необходимо также сделать подкопы но краям могильной ямы и прощупать щупом на предмет залегания костных останков на соседних участках.

Эксгумация не захороненных останков и захоронений на глубине менее 25 см.

После чего снимается грунт на глубину до 30 см. Лучше всего грунт снимать небольшими фрагментами, так как в нем и под ним могут находиться костные останки и подъемный материал. В процессе работы грунт постоянно просеивается вручную и перекладывается на обследованные участки раскопа.

Только после снятия всего верхнего слоя и обнажения целиком костных останков и соответствующей их фиксации в записях, рисунке, фотоснимке, проводится их извлечение.

Перезахоронение останков

Перезахоронение - перенос останков путем эксгумации и последующего захоронения. Может проводиться по любому виду захоронений. Преимущественно производится по санитарным и боевым захоронениям. Обычно сопровождается действиями по установлению имен погибших.

Перезахоронение также проводится по просьбе государств или родственников, желающих захоронить погибших с соответствующим почестями в другом месте. Вместе с тем может осуществляться из-за угрозы разрушения захоронений при проведении хозяйственных работ (мелиорация, застройка, затопление территорий и т.п.). По сложившейся международной практике не принято производить эксгумацию и перезахоронение братских захоронений.

Когда всевозможные признаки идентификации будут аккуратно занесены в протокол эксгумации, кости укладываются в контейнер (гроб, полиэтиленовый мешок). Контейнер хорошо закрывается, опечатывается и на нем проставляется номер, который заносится в протокол. Если на раскопе нет возможности сразу составить протокол эксгумации, то оформляется его черновой вариант или делается запись в журнале раскопок. До захоронения контейнера с останками следует обеспечить его временное храпение и защиту от солнца и осадков.

Захоронение не погребенных останков погибших защитников Отечества, обнаруженных в ходе поисковых работы, организуется через местные органы власти и военного управления с отданием воинских почестей. Необходимо на основе полученных сведений зарегистрировать через военный комиссариат и органы местной власти и управления установленное захоронение. Перенесенные захоронения также подлежат обязательной регистрации.

Находки.

Находки могут непосредственно способствовать установлению личности военнослужащих.

Установление личности военнослужащих - комплекс мероприятий, позволяющий достоверно установить личности погибших, останки которых обнаружены в ходе поисковых работ, который включает в себя: выявление личных документов, медальонов, наград, именных вещей, предметов экипировки и униформы при проведении поисковых работ; экспертизу обнаруженных документов и медальонов для их прочтения, выявления хронологических и других характерных признаков; анатомическую экспертизу обнаруженных останков, позволяющую установить расовую принадлежность, пол, возраст и в некоторых случаях восстановить по черепу облик погибшего; работу со списками безвозвратных потерь и другими архивными документами; свидетельские показания участников и очевидцев событий.

Медальоны и красноармейские книжки Красной Армии.

Солдатский медальон использовался для установления личности военнослужащих Красной Армии, погибших в ходе боевых действий. Он был введен Приказом РВС №856, от 14.08.25 г. как документ, удостоверяющий личность. Выдавался всем военнослужащим воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомства, после прибытия в свою часть при зачислении их на службу. Сведения в медальон вносились в роте (эскадроне, батарее), лицами, заполняющими служебные удостоверения военнослужащих. Медальон относился к табельным вещам, предметам снаряжения и являлся вещью бессрочной и в случае его утери немедленно выдавался новый.

Медальон был сделан из жести в виде плоской коробочки размером 50/33/4 мм с тесьмой для ношения на груди. В него вкладывался специальный бланк (вкладыш), изготовленный типографским способом на бумаге. При использовании его в ходе боевых действий выяснилось, что медальон негерметичен и пергаментный листок быстро приходит в негодность.

Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР №138, от 15.03.41 г., вводились новые медальоны в виде пластмассового пенала с вкладышем на пергаментной бумаге в двух экземплярах. Капсула изготавливается из чёрного или коричневого пластмасса и состоит из корпуса или крышки, имеющих между собой резьбовое соединение. Длина капсулы 50 мм.

На бланке вкладыша имелись следующие графы: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание; уроженец: республика, край, область, город, район, с/совет, деревня; адрес семьи; фамилия имя и отчество родственника. Размер бумажного вкладыша 40*180 мм.

Один экземпляр вкладыша изымался похоронной командой и сдавался в штаб части. Второй - оставлялся в медальоне при погибшем. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось, медальон изымался целиком. На основании вкладышей, изъятых из медальонов, устанавливались имена погибших, оставшихся на поле боя, и составлялись списки потерь.

Необходимо отметить, что во время Великой Отечественной войны, в некоторых частях использовались медальоны с деревянными и металлическими пеналами. Как правило, вкладыши в них сохраняются плохо. Иногда отдельные бойцы использовали вместо пеналов обычные винтовочные гильзы.

В ноябре 1942 г выходит Приказ НКО № 376 «О снятии медальонов со снабжения Красной Армии. Это привело к увеличению числа пропавших без вести военнослужащих, из-за невозможности установления личности погибшего. В тоже время в горных районах Краснодарского края имели место случаи обнаружения солдатских медальонов не установленного образца, изготовленных в заводских условиях. Данный личный опознавательный знак изготовлен из алюминиевого сплава, имеет форму круга диаметром 35 мм. В верхней части имеется отверстие диаметром 5 мм. Он содержит информацию о названии подразделения и личный номер вкладыша.

Медальон – это цель поисковика. Именно он позволяет максимально быстро и точно установить личность воина. Поэтому необходимо принять все меры для сохранения данных медальона.

Правила обращения с медальонами и вкладышами:

При обнаружении медальона не рекомендуется вскрывать капсулу на месте, т. к. не все вкладыши сохраняются без гнилостных изменений и при открывании медальона, где находится подгнивший вкладыш, сразу же (с притоком кислорода, под воздействием света) ускоряется процесс разложения бумаги. Данный процесс может выражаться в усыхании бумаги, позеленении поверхности вкладыша и закреплении имеющихся пятен ржавчины (результат жизнедеятельности бактерий, аккумулирующих окислы железа, внесенные в основу бумаги или красителя).

При обнаружении медальона необходимо сразу же упаковать его в комок почвы, в которой он был обнаружен (для предотвращения высыхания вкладыша), т. к. закрученный медальон не обеспечивает полной герметичности и влага из него уходит. Данный комок почвы должен покрывать медальон не менее на 2 см с каждой стороны, затем он может быть упакован в два полиэтиленовых пакета или же в стеклянную емкость с сопроводительными надписями или соответствующим номером. Допускается консервация медальона в сосуде с чистой водой (при необходимости воду можно взять из ближайшей не застоявшейся лужи или воронки). В этом случае можно хранить медальон до месяца. Если использовать охлажденную кипяченую воду, начало процесса плесневения отодвинется на более длительный срок. Не следует затягивать время хранения медальона даже в законсервированном состоянии, в конечном итоге наступит плесневение вкладыша, что приведет к быстрому его разрушению.

Если по каким либо причинам медальон вскрыт и разбухший вкладыш не извлекается, (не в коем случае нельзя извлекать вкладыш с помощью пинцета, т. к. при этом сжимаются слои бумаги, превращаясь в однородную массу), то необходимо его плотно закрутить и действовать в соответствии с предыдущим пунктом.

В случае невозможности сохранить вкладыш в естественной среде рекомендуется разворачивать его на стекле при помощи иглы. Нельзя подвергать вкладыш воздействию прямых солнечных лучей. При наличии на вкладыше следов жизнедеятельности бактерий (плесень черного или белого цвета), для предотвращения дальнейшего разложения бумаги необходимо увлажнить его ватным тампоном, смоченным 5 – 10 % раствором формалина (пары ядовиты!) и просушить при комнатной температуре.

Если бланк заполнен графитовым карандашом, можно считать, что имя солдата установлено. Современные спектральные приборы позволяют без особых затруднений читать даже почти угасшие тексты, выполненные графитом, тушью или типографской краской. Труднее с документами, которые написаны чернилами химического происхождения, и совсем плохо обстоит дело с чернилами на растительной основе. В этих случаях приходится рассчитывать только на собственное зрение. Многие, незаполненные на первый взгляд, медальоны являются следствием заполнения их чернилами на растительной основе. Такие чернила практически полностью угасают с течением времени. В данном случае может оказаться полезным изучение текста бланка под различными углами падения света.

При отсутствии записей или при наличии слабо видимого текста рекомендуется передать вкладыш специалистам в экспертно-криминалистический отдел для дальнейшего исследования. Записи могут частично проявляться со временем, даже через год-два.

Для расслоения слоёв бумажного вкладыша следует запастись нехитрым инструментом. Иголки, неглубокая ванна для воды, чистая бумага и увеличительное стекло. Игл необходимо иметь минимум две: одна с острым, другая с тупым концом.

Если не удаётся без усилия извлечь бумажный вкладыш, то капсулу лучше раздавить. Для этого необходимо перевернуть медальон крышкой вниз и несильно зажать в тиски. Затем осторожно крест-накрест сделать два запила в донной части капсулы. Не следует пропиливать дно насквозь, чтобы не повредить бланк. Отвинтить крышку, и, поворачивая капсулу на 90 градусов, зажимать в тисках до тех пор, пока на её корпусе не появятся трещины. Если вы всё сделали правильно, капсула окажется разделена на четыре части. После этого бланк вместе с частями капсулы необходимо опустить в ванну с водой и при помощи иглы разделить их.

Затем отрывают полоску чистой и желательно тонкой бумаги, которая по размерам должна быть немного шире того документа, который предстоит развернуть. Бумагу погружают под воду и заводят под бланк. Чтобы бумага не всплывала, её можно прижать небольшим грузом. Отслаивается часть документа и подводится к краю чистой бумаги. Располагают его так, чтобы при дальнейшем расслоении бланка расслоенная часть находилась на воздухе, а свёрнутая в воде. В воде уменьшается слипание слоёв бумаги, а при отделении их друг от друга заполнение водой пространства между слоями способствует разворачиванию бланка без повреждений. Помогая иголками слоям разделяться друг от друга разворачивают бланк так, чтобы он ложился вдоль чистой бумаги. После окончательного разворота бланка следует накрыть его ещё одним чистым листом бумаги и положить под пресс до полного высыхания. Этот метод позволит развернуть бланк с наименьшими потерями, что в дальнейшем повысит вероятность его прочтения.

Если же случилось так, что бланк высох, его следует размочить, заполнив капсулу водой до момента размокания бумаги. Если бумага хрупкая и при расслоении ломается её необходимо поместить в раствор глицерина. Этот процесс может занять от нескольких дней до двух недель. После этого вкладыш можно наклеить на лист папиросной бумаги, при этом клей наносится на бумагу, а не на вкладыш, затем на вкладыш кладётся лист фильтровальной бумаги, после чего прокатывается фото валиком и помещается под пресс. Для этого можно использовать клей «ПВА» или самодельный клей.

Если вы не имеете опыта поисковой работы и случайно обнаружили солдатский медальон, то не следует самостоятельно пытаться установить имя солдата. Обратитесь в ближайшую поисковую организацию.

Возможны находки и других документов: красноармейских книжек, комсомольских и партийных билетов, писем и фотографий, различных справок и удостоверений.

Красноармейская книжка была введена Приказом НКО СССР от 7 октября 1941 года как документ, удостоверяющий личность красноармейца и младшего командира. Выдача красноармейской книжки взамен военного билета или приписного свидетельства производилась той частью, в которую красноармеец прибыл из райвоенкомата. Отправка на фронт красноармейцев и младших командиров без красноармейских книжек категорически запрещалась. У убитых и умерших от ран красноармейские книжки изымались и передавались в штаб части или лечебного учреждения, где на их основании и составлялись списки безвозвратных потерь личного состава.

Реставрацию и дальнейшую экспертизу красноармейских книжек, партийных, комсомольских билетов и любых других документов, также как и солдатских медальонов, необходимо проводить в наиболее короткие сроки, так как со временем бумага ссыхается, а текст утрачивается.

Большое значение при установлении личности имеют и личные вещи, предметы снаряжения и обмундирования, обнаруженные при проведении поиска и эксгумации. Наиболее ценные из них те, на которых нанесены имена владельцев (именные вещи).

Именные вещи представляют интерес как косвенный источник информации. К ним относятся: личные вещи, предметы снаряжения и обмундирования с надписями, относящимися к их владельцу.

Личные вещи могли переходить из рук в руки. Даже кропотливая продолжительная работа не всегда способна дать ответ - действительно ли данная вещь принадлежит тому человеку, чьи останки были найдены. Поэтому необходимо искать всевозможные дополнения и уточнения, через другие источники.

Большую помощь может оказать установление действительного наименования воинской части (в/ч) Красной Армии. Печати и штампы воинской части, а также штемпели на почтовых отправлениях могут служить дополнительным источником для установления судеб погибших. В годы войны каждая часть имела свой условный номер и закрытое наименование в виде полевой почты. Специальные справочники, содержащие расшифровки этих номеров, помогают установить в/ч, и прояснить судьбы погибших.

Помощь в установлении личности погибших оказывает знание предметов экипировки и формы одежды вооруженных сил государств, принимавших участие в боевых действиях на исследуемой территории. Такие сведения позволяют установить не только принадлежность к армии, роду войск, воинской части, звание военнослужащего, но и, с использованием исторических данных, уточнить временные рамки событий. Это в свою очередь упрощает поиск архивных документов, содержащих данные о дислокациях воинских частей, характере и местах проведения боевых действий и безвозвратных потерях. Сопоставление всех полученных данных облегчает возможности установления имен при полном или частичном отсутствии личных опознавательных знаков (медальонов) и документов.

Работа с архивными документами позволяет устанавливать имена по номерам боевых наград и номерам двигателей самолетов.

Личные опознавательные знаки германской армии

Для установления личности военнослужащих германской армии использовались личные опознавательные знаки, представлявшие собой алюминиевую пластину овальной формы, которая носилась на шнурке, охватывающем шею. Каждый знак состоял из двух половинок, с выбитой на них одинаковой информацией: номер знака, сокращенное наименование войсковой части, выдавшей знак, а также группа крови. Обе половины личного опознавательного знака могли легко отламываться друг от друга вследствие наличия продольных прорезов большой оси овала.

Воинские звания военнослужащих РККА.

Воинские звания для военнослужащих Красной Армии были введены на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 г. Военнослужащие Рабоче-Крестьянской Красной Армии, имевшие соответствующую военную пли специальную подготовку и выполнявшие работу по руководству войсковыми соединениями, частями и подразделениями по военному обучению и военно-политическому воспитанию, и выполнявшие другую руководящую работу в рядах армии, делились на командный состав и начальствующий состав РККА. К командному составу РККА относились военнослужащие, командовавшие войсковыми подразделениями, частями, соединениями и занимавшие в частях и учреждениях РККА должности, для исполнения которых был необходим обязательный командный стаж и наличие соответствующей военной подготовки.

К начальствующему составу РККА относились:

а) военно-политический состав;

б) военно-технический состав;

в) военно-хозяйственный и административный состав;

г) военно-медицинский состав;

д) военно-ветеринарный состав;

е) военно-юридический состав.

В связи с введением для командного и начальствующего состава персональных воинских званий и новой формы, были установлены знаки различия для командного и начальствующего состава, а так же для младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы и курсантов военных школ сухопутных и воздушных сил РККА, по присвоенному званию.

Учет результатов поисковых работ.

Большое значение в поисковой работе придается учету результатов работ, который позволяет фиксировать: место, время и результаты; имена военнослужащих, установленные в ходе работ.

Аналитические обобщения результатов поисковых работ и архивных исследований позволяют не только прояснять судьбы отдельных военнослужащих, но и уточнять характер и историю военных событий. Наиболее эффективен учет с применением современных информационных технологий с использованием компьютерных баз данных, в которых накапливаются необходимые сведения.

ДИРЕКТИВА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ О ПОГРЕБЕНИИ ТРУПОВ ПОГИБШИХ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ, КОМАНДИРОВ И ПОЛИТРАБОТНИКОВ
№ 307

Главное Политическое Управление Красной Армии располагает фактами, когда многие командиры и комиссары действующих частей не заботятся о том, чтобы организовать сбор и погребение трупов погибших красноармейцев, командиров и политработников. Нередко трупы погибших в боях с врагом за нашу Родину бойцов не убираются с поля боя по несколько суток и никто не позаботится, чтобы с воинскими почестями похоронить своих боевых товарищей даже тогда, когда имеется полная возможность.

На участке 222 стрелковой дивизии 33 армии в течение 5 суток после боя были не похоронены 14 трупов бойцов и командиров, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Об этом было известно командованию дивизии и частей, но мер к тому, чтобы похоронить погибших в бою ими принято не было. Это свидетельствует о том, что многие командиры и комиссары недооценивают политического значения своевременного погребения павших в бою красноармейцев , командиров и политработников и не понимают, что оставление на поле боя трупов погибших товарищей является таким политическим резонансом, который отражается на политико-моральном состоянии бойцов и авторитете командиров, комиссаров.

Отмечаются также случаи, когда погибшие бойцы не имеют при себе красноармейских книжек, а командиры и политработники удостоверений личности, что затрудняет опознавание погибших на поле боя. Погребение убитых в бою производится часто не в братских могилах , а в окопах, щелях и блиндажах. Индивидуальные и братские могилы не регистрируются, не отмечаются на картах и должным образом не оформляются. Отдельные комиссары соединений и частей не используют церемонию погребения погибших в бою военнослужащих для мобилизации красноармейских масс на решительную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, для воспитания в бойцах ненависти к врагу и стремления отомстить ему за смерть своих боевых товарищей. В целях ликвидации безответственного отношения командиров и комиссаров и [своевременного] погребения убитых красноармейцев, командиров и политработников

Приказываю:

1. Сбор трупов погибших красноармейцев, командиров и политработников производить сразу же после боя, тщательно просматривая местность. Для этой цели выделять за счет тылов специальные команды и соответствующий транспорт для перевозки трупов к месту погребения. Перед похоронами старшим команд [по сбору трупов] составлять списки подлежащих погребению по документам, обнаруженным при убитых и представлять эти списки в штаб части.

2. Погибших в бою с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцев, командиров и политработников хоронить в братских могилах немедленно после их доставки на отведенный для похорон участок.

На могиле насыпать холм и устанавливать пирамиду, а само погребение сопровождать установленными воинскими почестями.

3. Принять все меры к тому, чтобы каждый красноармеец имел красноармейскую книжку, как того требует а командиры и политработники - удостоверение личности установленного образца.

4. Потребовать от командиров, комиссаров и начальников политорганов, чтобы своевременное погребение погибших в боях за нашу Родину стало нерушимым законом для всех частей и соединений Красной Армии. К 5 января доложить мне специальным донесением о том, какие меры приняты Вами в деле наведения строжайшего порядка в погребении, а также в учете погибших в бою военнослужащих. Настоящую директиву довести до командиров и комиссаров частей.



 

Возможно, будет полезно почитать: