Тренинг для школьников. основы командообразования и эффективной коммуникации

Тренинг на командообразование .

«Школа актива».

Только в коллективе ничтожество обретает силу

Цель:

Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

Задачи:

  1. формирование групповых норм партнерского общения.
  2. умения координировать совместные действия

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Этапы и упражнения!

I этап. “Знакомство”.

Цели:

  1. Ориентация учащихся в целях занятия;
  2. знакомство с участниками;
  3. установление групповых норм;
  4. создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнения

Цель

Слово ведущего.

Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнение “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

II этап. “Учимся общаться”.

Цели:

  1. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  2. доверия;
  3. доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

5 общих признаков

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

Материалы: фломастеры и ватман.

Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

III этап. “Мы – команда”.

Цели:

  1. Сплочение группы;
  2. формирование чувства команды;
  3. навыков взаимодействия в команде (в группе);

Упражнения

Цель

Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Упражнение “Пантомима”

Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. “Сплочение и доверие”.

Цели:

  1. Формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия,

  1. Выбор лидера команды

Упражнение “Сквозь кольцо”

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.

Литература.

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003

Тренинг на командообразование

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей - очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него - ошибается ещё больше.

Франсуа де Ларошфуко.

1. Основная цель тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
2. Задачи тренинга:
продемонстрировать преимущества командной работы;
усовершенствовать общение в команде;
освоить навыки обратной связи;
усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
получить удовольствие от совместной работы.

3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
повышению уровня личной ответственности за результат;
переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
переключению внимания участника с себя на команду;
повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

4.Тренинговые упражнения.

А) «Групповое ожерелье»

"Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

- У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

- Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?

Б) «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

В) «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Г) «Мост»

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Д ) «Согни листок»

Цель упражнения

Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

Время

5 -7 минут Размер группы Любой

Ход упражнения

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать - Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос. Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

Дебрифинг

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент - Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

Ценность упражнения

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

5. Итоги упражнений:

1). Как Вы себя чувствовали?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

Упражнение Переправа

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду. Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.

Размер группы: 12-20 человек. Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы. Вопросы для обсуждения.

1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал? 2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок? 3. Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало? 4. Что помогало или мешало эффективной деятельности команды? 5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Упражнение Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию. Время: 10-15 минут. Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу. Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело? 2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются? 3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться? 4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение Волшебная бутылочка

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10-30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться команды. Каждый может загадать свои три желания. И следом формируется общий список желаний. Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражение Расскажите историю

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию. Время: 1-15 минут. Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

1. Название любого предмета, который можно увидеть в магазине. 2. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме. 3. Любой вид спорта. 4. Любую еду. 5. Имя любой знаменитости. 6. Любое преступление. 7. Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте. Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение Связующая нить

Время: 5 мин. Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу. Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин.

Командообразование

Тренинг по командообразованию насыщен различными упражнениями, направленными на сплочение коллектива. Здесь приведены примеры командообразующих упражнений. Медитация – 3 мин. Все сидят в круге, взявшись за руки. Под звуки медитативной музыки произносят звуки вслед за тренером. (аум, оум, ия, уи, аум, ия) Рефлексия: расскажите, что вы чувствовали во время упражнения. Принятие решений – 10 мин. Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием. Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?

Самообновление - 10 мин. Каждый участник пишет на подготовленных листах бумаги ответы на два вопроса:

Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления, затем группа обсуждает каждый вопрос отдельно, что она должна сохранить в своей работе, каким образом она может совершенствовать свои позитивные качества и что необходимо для этого сделать. Разрабатывается соответствующий план действий, участники обмениваются своими мнениями о процессе обновления в команде. Вариант проведения упражнения: исключить предварительную работу, начать обсуждение с «мозгового штурма» – ответы на вопросы. Если ответов получилось много, разбиться на подгруппы для проработки решений.

Командообразующие упражнения

Добавляем в свою коллекцию упражнений по командообразованию еще три.

Оркестр – 5 мин. Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук. Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром. Задача – сыграть какую-нибудь музыкальное произведение. Рефлексия: понравился ли вам «оркестр», ваша роль в нём?

Машина – 5 мин. Один из участников – винтик современной машины, который задаёт движение всей машины. Другие участники подстраиваются к нему. Получается механизм, который слаженно работает. Рефлексия: какова ваша роль в этом слаженном механизме, есть ли у вас чувство, что вы – часть этого механизма?

Театр Кабуки - 2 мин. Группа разбивается на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг против друга. Команда должна договориться, какую роль она будет играть и по команде ведущего обе команды одновременно исполняют роль. Роли всего три: принцесса, самурай, дракон. Есть условия, о которых команды предупреждают заранее: принцесса боится дракона, дракон боится самурая, самурай боится принцессы. Побеждает та команда, которая не боится своего партнёра. Игра проводится несколько раз, ведётся счёт. Упражнение воспитывает корпоративный дух, развивает интуицию, делает разрядку.

Упражнения на формирование команды

Три упражнения, которые направлены на формирование командного духа и могут использоваться на тренинге по командообразованию или как разминки для сплочения участников тренинга.

Предложение. 2 мин. Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение. Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.

Броуновское движение. 3 мин. Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и встретившись с каждым участником, посмотреть ему в глаза и невербальными средствами поднять ему настроение, при этом, нельзя ничего говорить и прикасаться к другому участнику. Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Карусель. 5 мин. Участники выстраиваются по парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары и игра продолжается до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга. Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»; Рефлексия: какие ощущения, какое настроение?

Упражнение Групповая картинка

Упражнения для тренинга на командообразование. Время:10 мин. Для упражнения необходимы листы бумаги формата А4, А3, ватман, акварельные краски для каждого, стаканчики с водой, медитативная музыка. Каждый рисует свои чувства, своё настроение на листе бумаги (ф.А4). Рисунки вывешиваются и определяется общее настроение группы. Затем участники по парам садятся друг против друга, берутся за руки, настраиваются друг на друга, мысленно желают друг другу благополучия, затем молча рисуют без слов на общем листе (ф.А3), что они чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем пары объединяются в четвёрки, садятся в кружок, берутся за руки и молча настраиваются друг на друга, желая благополучия, затем молча рисуют на общем листе то, что чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем группы объединяются по 8 человек и всё повторяется, затем вся группа рисует на большом листе ватмана. Рефлексия: какие были чувства во время упражнения, появились ли какие-либо новые чувства по сравнению с началом тренинга.

Упражнение, Да здравствует команда!

Упражнение для тренинга по командообразованию. Время: 20 минут. Для этого упражнения необходимо изготовить листы формата А3 с сеткой из пронумерованных квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника. Задача каждого участника – написать в каждом квадрате по одной своей характеристике, тренер может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем участникам. Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры. Участники подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое есть у него тоже. Можно расписаться только один раз в одной сетке. Задача участников – получить как можно больше подписей в клетках за определённое время. Группа снова собирается. Тренер объясняет, что целью задания является собрать слово «команда». Первый, кто соберёт слово и скажет «Да здравствует команда!» – победитель. Тренер произносит первую букву «К» и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить. Буква заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто-нибудь расписался. Тренер продолжает: «Поставьте букву «О» в ячейку номер…, бкуву «м» – в ячейку номер…» и так далее, до последней буквы слова «команда». Тот, кто видит на своей сетке полностью собранное слово и первым выкрикивает: «Да здравствует команда!», провозглашается победителем. Игра может продолжаться до выявления 3 победивших. Рефлексия: что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении упражнения?

Упражнение Постройка моста

Упражнение Постройка моста используется в тренингах по командообразованию, построению команды. Данное упражнение на первых этапах тренинга помогает выявить явных лидеров из участников тренинга.

Ковчег.

Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях. Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повтряется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять. На моей памяти на фотмате А3 помещалось 25 человек.

Переправа.

Одна из разновидностей предыдущей игры. На земле (полу) отмечаются мелом или веревкой берега «реки». Ширина «реки» метра три. По «реке» плавают «льдины». Это куски бумаги неправильной формы. Задача играющих переправиться с одного на другой берег, причем, на первый игрок может ступить на другой берег только когда на исходном берегу никого не останется. То есть когда все будут находится на льдинах. Во время переправы запрещается произносить слова и наступать в «воду». В противном случае все начинается сначала. В усложненном варианте участников связывают одной ногой попарно, или в цепь. Но в этом случае удачная переправа может затянуться. По слухам, один тренер как то водил топ менеджмент крупной корпорации со связанными ногами 8 часов. Но они не сдавались, хотя и очень сильно устали. В конце концов все таки переправились!

Китайские вертолетчики.

Прелюдия такова. Вдруг проснулся вулкан и людей разделило рекой из лавы. Спасти их можно только на вертолете, но вертолет может сесть только на другой стороне раскаленной реки. Вертолеты и пилоты должны быть непременно китайскими, потому что посадочная площадка очень маленькая. Играющие делятся на 2 команды. Задача каждой команды перебраться на другой берег по несгораемым тарелочкам))) (обычные одноразовые пластиковые тарелки). Река метров 5 должна быть. У каждой команды есть 3 тарелочки. Ширину реки и количество тарелок можно варьировать. Главное, чтобы командам пришлось скооперироваться для перехода (они об этом должны догадаться самостоятельно). Разговаривать в процессе традиционно нельзя. Перебрасывать тарелки тоже. Если тарелка лежит на реке и на нее никто не наступает хотя бы миг, то она считается утонувшей и изымается ведущим. При произнесении членораздельных звуков или наступании в лаву игра начинается сначала.

Квадрат.

Простая на первый взгляд игра, которая оценивает эффективность взаимодействия участников. Поэтому ее лучше оставлять на последок. Для игры потребуется веревка длиной 6-8 метров на 20-25 человек. Задача проста – за 5 минут выложить на земле квадрат с завязанными глазами и молча. Гораздо интереснее играть, если никто не подглядывает. Участники минут 10-15 обсуждают как они будут это делать. Потом все становятся в круг, завязывают глаза и замолкают. Ведущий дает заранее определенному человеку веревку и далее наблюдает за действом, стараясь не смеяться. Участники сигнализируют ведущему о том, что они закончили выкладывать квадрат на земле, когда все присядут и коснутся квадрата. Только после этого по сигналу ведущего можно снимать повязки с глаз и смотреть, что получилось. Квадрат должен обладать достаточно прямыми углами, без разрывов и разница длины сторон не должна превышать 20 см. Это оговаривается заранее. Обычно дается одна-две попытки. С задачей справляются только 25% команд. Произнесенные звуки или попытка подсмотреть начинают игру заново.



 

Возможно, будет полезно почитать: