12.37 ч 1 что за нарушение.

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к Ст. 12.37 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области дорожного движения.

Объективная сторона выражается в управлении транспортным средством в отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Объективная сторона данного деяния признается реализованной в случае управления транспортным средством:

— в период, не предусмотренный страховым полисом;

— лицом, не включенным в страховой полис;

— при отсутствии страхового полиса;

— в случае неисполнения обязанности по заключению договора страхования ответственности, что также свидетельствует об отсутствии у лица полиса страхования ответственности.

2. Субъектами рассматриваемого деяния признаются водители транспортных средств, осуществляющие управление транспортным средством в нарушение установленных требований, а также собственники (владельцы) транспортных средств, не исполнившие требований Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Субъективная сторона выражается в совершении умышленных действий.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу защитника Бахтина А.С., действующего на основании доверенности в интересах Самокаева А.С., на постановление инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 года и постановление и.о. Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 года, вынесенные в отношении Самокаева А.С., <...> года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 года и Постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 года, Самокаев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с состоявшимися по делу об административном правонарушении постановлениями, защитник Бахтин А.С., действующий в интересах Самокаева А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с надзорной жалобой, в которой просит об отмене постановления инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 года, решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 года, решения судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 года и Постановления и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 года, вынесенных в отношении Самокаева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ, и прекращении производства по указанному делу.

Изучив истребованное дело об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы Бахтина А.С., судья Верховного Суда Российской Федерации находит указанную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Привлекая Самокаева А.С. к административной ответственности инспектор БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле исходил из того, что 7 февраля 2013 года в 00 часов 14 минут возле дома N 17 по улице Кирова в городе Йошкар-Оле Самокаев А.С. управлял транспортным средством - автомобилем марки <...>, государственный регистрационный знак <...>, будучи не вписанным в страховой полис.

На основании изложенного должностное лицо ДПС ГИБДД пришло к выводу о наличии в действиях Самокаева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ.

Судебные инстанции, рассмотревшие жалобы Самокаева А.С. и его защитника Бахтина А.С., согласились с выводами инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле.

Вместе с тем указанные выводы обоснованными признаны быть не могут, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Энциклопедия судебной практики
Административные правонарушения в области дорожного движения. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(Ст. 12.37 КоАП)


1. Управление транспортным средством без страхового полиса до истечения десятидневного срока, отведенного для заключения договора страхования, правомерно, поэтому не является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ


Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 27 октября 2013 г. между [ФИО1] и [ФИО2] заключен договор купли-продажи (автомототранспортного средства, прицепа, номерного агрегата), согласно которому [ФИО1] продал принадлежащий ему автомобиль [ФИО2].

При изложенных обстоятельствах [ФИО2], являясь в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после 27 октября 2013 г. - даты возникновения права владения транспортным средством.

На момент управления [ФИО2] 30 октября 2013 г. транспортным средством предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством.

Приведенные выше обстоятельства исключают наличие в действиях [ФИО2] состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37


[ФИО], являясь в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после даты возникновения права владения транспортным средством - 13 мая 2013 г.

На момент управления [ФИО] 19 мая 2013 г. транспортным средством предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало [ФИО] права управлять таким транспортным средством и исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


На момент управления [ФИО] 7 февраля 2013 г. транспортным средством, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 г., предусмотренный срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса, и согласуется с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из п. 2.1.1 названных Правил дорожного движения, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.


[ФИО], являясь владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после возникновения права владения транспортным средством, т.е. в данном случае последним днем истечения такого срока являлось 2 октября 2013 г..

На момент управления [ФИО] 22 сентября 2013 года транспортным средством, находящимся у него в собственности, предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса, и согласуется с пунктом 2.1.1 ПДД.

Вышеизложенное исключает наличие в действиях [ФИО] состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:


1.1. Установленная частью 2 ст. 4 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ обязанность владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им не предполагает права управления транспортным средством до выполнения указанной обязанности, поэтому такое управление транспортным средством является нарушением и квалифицируется по ст. 12.37 КоАП РФ


Примечание

Судьей были рассмотрены доводы [ФИО] о ее невиновности, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения [предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ], что она имела право управлять транспортным средством с момента его приобретения 10 дней и не заключать договора страхования гражданской ответственности и получения страхового полиса.

Факт управления транспортным средством при заведомом отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности [ФИО] не оспаривается, приведенные ей доводы об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, поскольку имеет право управлять транспортным средством в течение десяти дней без страхового полиса, несостоятельны.

Проанализировав в совокупности действующее федеральное законодательство, судья пришла к правильному выводу, что обязанность владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им, не предполагает права управления транспортным средством до выполнения указанной обязанности.


2. Управление транспортным средством с нарушением условий договора об ОСАГО квалифицируется по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ


При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи.


Как следует из материалов дела, [ФИО] управлял автомобилем с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, а именно используя транспортное средство в качестве такси, притом что согласно полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств транспортное средство должно использоваться в личных целях.

Принимая решение об изменении постановления должностного лица от 24 ноября 2015 г. путем переквалификации действий [ФИО] с части 2 статьи 12.37 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.37 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из того, что фактически в постановлении должностного лица, вынесенном в отношении [ФИО], описана объективная сторона, образующая состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ.


3. Управление транспортным средством водителем, исполнившим обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, но не имеющим при себе полиса ОСАГО, не может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ


Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья районного суда не согласился с квалификацией действий [ФИО] по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, при этом исходил из следующего.

[ФИО] в суд первой инстанции при рассмотрении жалобы была предоставлена копия страхового полиса на свое имя.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что на момент управления [ФИО] транспортным средством предусмотренная статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности была [ФИО] выполнена, и в связи с этим переквалифицировал действия [ФИО] с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ на ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.


Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что по состоянию на 15 июня 2015 г. [ФИО] управлял автомобилем, при этом застраховав свою гражданскую ответственность, о чем свидетельствует полис ОСАГО, срок действия договора с 00 час. 00 мин. 12.11.2014 по 23 час. 59 мин. 11.11.2015.

Указанные обстоятельства должностным лицом административного органа учтены не были, факт выдачи страхового полиса не проверен.

Таким образом, фактических данных, свидетельствующих о том, что водитель [ФИО] управлял транспортным средством при отсутствии заключенного договора ОСАГО, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, в деле не имеется.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к верному выводу о том, что постановление должностного лица содержит неправильную квалификацию действий [ФИО], поскольку в тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного действия [ФИО] обоснованно переквалифицированы на ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.


4. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, являются не только владельцы транспортных средств, но и водители, управляющие транспортными средствами


Оспаривая решение суда, [ФИО] ссылается на то, что санкция ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ распространяется только на владельцев транспортных средств, каковым он не является.

Данный довод жалобы [ФИО] во внимание принят быть не может, поскольку субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, являются не только владельцы транспортных средств, но и водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.


Субъектами данного правонарушения [предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ] помимо владельцев также являются и водители транспортных средств, владельцы которых не выполнили требование закона об обязательном страховании своей гражданской ответственности.


Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, являются владельцы транспортных средств. Кроме того, по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ к ответственности привлекаются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.


5. Несовершеннолетний не может являться субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ


ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция части 2 статьи 12.3 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных действий не изменяется.


Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных действий не изменяется.


Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 и части 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект, санкция части 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных [ФИО] действий не изменяется.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Новая редакция Ст. 12.37 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к Статье 12.37 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства. Данная статья введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ (с изм. от 21.07.2005 N 103-ФЗ).

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в пределах определенной договором суммы. Срок действия данного договора составляет один год.

2. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной.

4. Субъектом правонарушения является владелец транспортного средства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - закона "Об ОСАГО"). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона "Об ОСАГО" условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств , находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона "Об ОСАГО", и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса?
Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ , ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ" содержатся следующие разъяснения:

Не застраховал ответственность по ОСАГО - ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, управление ТС с нарушением условий ОСАГО - ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

"..Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, в то время как управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи".

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

10 дней управления транспортным средством без полиса ОСАГО

"До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

…В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ владелец транспортного средства - это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса".

Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 12 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержались следующие разъяснения:

Не застраховался – нарушил ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ, не вписан в полис – ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 закона N 40-ФЗ "Об ОСАГО", а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи.



 

Возможно, будет полезно почитать: