Благочестивый человек. Благочестие - библйское слово

(по Платону, архиепископу Костромскому)

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы все, что ты будешь говорить и делать, было угодно Ему.

Одеваясь, помни о присутствии Господа и Ангела-Хранителя. Проси Господа Иисуса Христа облечь тебя в ризу спасения.

Умывшись, приступи к утренней молитве. Преклонив колена, сосредоточенно, благоговейно и со смирением молись, как должно перед взором Всемогущего. Проси у Него веры, надежды и любви, а также сил спокойно принять все, что принесет тебе наступающий день – всякие трудности и неприятности. Проси, чтобы благословил твои труды и чтобы помог тебе совершить именно такое-то дело и избежать именно такого-то греха.

Если можешь, прочти что-нибудь из Библии, преимущественно из Нового Завета или Псалмов. Читай с намерением получить духовное озарение, склоняя свое сердце к умилению. Прочитав немного, размысли об этом, потом читай далее, внимая тому, что Господь внушает твоему сердцу.

Старайся хоть четверть часа посвящать духовным размышлениям об истинах веры и о том, что прочел душеполезного.

Всегда благодари Господа за то, что не дал тебе погибнуть в грехах, но заботится о тебе и всячески ведет к Царству Небесному.

Каждое утро настраивай себя так, будто только сейчас ты решил стать христианином и жить по заповедям Божиим.

Приступая к своим обязанностям, стремись все делать во славу Божию. Ни одного дела не начинай без молитвы, ибо то, что мы делаем без молитвы, оказывается потом или напрасным или вредным. Истинны слова Господни: “Без Меня не можете делать ничего.”

Подражай Спасителю, Который трудился, помогая Иосифу и Своей пречистой Матери. Среди трудов благодушествуй, надеясь на помощь Господа. Хорошо постоянно повторять молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.

Если твои труды совершаются успешно, то благодари Господа; если же неуспешно, то предай себя Его воле, ибо Он заботится о нас и все направляет к лучшему. Все трудное принимай, как епитимью за грехи – в духе послушания и смирения.

Перед едой помолись, чтобы Бог благословил пищу и питье, а после еды поблагодари Его и попроси не лишить тебя духовных благ. Хорошо вставать из-за стола несколько голодным. Во всем избегай излишества. По средам и пятницам постись по примеру древних христиан.

Не будь жадным: имея пищу и одежду, будь доволен этим, подражая Иисусу Христу, обнищавшему ради нас.

Старайся во всем угождать Господу Богу, чтобы совесть твоя ни в чем не укоряла тебя. Тщательно бодрствуй над своими чувствами, мыслями и сердечными движениями, помня, что Бог везде видит тебя.

Избегай даже самых малых грехов, чтобы не впасть в большие. Всякий помысел, удаляющий от тебя Господа, особенно нечистый помысел, немедленно изгоняй из сердца, как искру огня, попавшую на одежду. Если хочешь, чтобы тебя не тревожили худые помыслы, то со смирением принимай унижения от людей.

Не говори лишнего, помня, что за каждое слово мы дадим отчет Богу. Лучше слушать, чем говорить, ибо при многословии не избежать греха. Не любопытствуй о новостях, они развлекают дух. Никого не осуждай, но считай себя хуже всех. Кто осуждает другого, тот его грехи возлагает на себя. Лучше поскорби о согрешающем и помолись, чтобы Бог Своими путями исправил его. Если кто не слушается тебя, не вступай с ним в прения. Но если его поступок соблазняет других, тогда прими нужные меры, потому что общее благо важнее частного.

Никогда не спорь и не оправдывайся. Будь кроток, тих и смирен; все терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, превышающего твои силы. Он же и поможет тебе нести крест.

Проси у Господа благодать исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они и казались трудными. Сделав доброе дело, не ожидай благодарности, но искушения, ибо любовь к Богу испытывается препятствиями. Не думай приобрести какую-нибудь добродетель без скорби. Среди искушений не отчаивайся, а обращайся к Богу краткими молитвами: “Господи, помоги … вразуми … не оставь … защити …” Господь попускает испытания, но Он же и дает силы преодолеть их.

Проси Бога, чтобы Он отнял у тебя все, питающее твое самолюбие – хотя бы это было и горько. Избегай суровости, мрачности, придирчивости, мнительности, подозрительности, лицемерия, соперничества. Со всеми будь искренен и прост в обращении. Со смирением принимай наставления от других, хотя бы ты был и умнее и опытнее.

Чего не хочешь себе, того не делай другому, а делай им то, чего желаешь себе. Если кто посетит тебя, будь с ним ласков, скромен, благоразумен, а иногда, смотря по обстоятельствам, – слеп и глух.

Во время расслабления или охлаждения не оставляй обычной молитвы и установленных добрых занятий. Все, что ты делаешь во имя Господа Иисуса, даже малое и несовершенное, становится делом благочестия.

Если желаешь обрести мир, то всего себя предай Богу. До тех пор ты не обретешь душевный мир, пока не успокоишься в Боге, любя лишь Его единого.

Время от времени уединяйся по примеру Иисуса – для молитвы и богомыслия. Размышляй о бесконечной любви Господа Иисуса Христа, о Его страданиях и смерти, о Его вокресении, о втором пришествии и страшном суде …

Как можно чаще ходи в храм. Почаще исповедуйся и причащайся Святых Таин. Поступая так, будешь пребывать в Боге, а это – величайшее благо. На исповеди откровенно и с сокрушением кайся во всем, ибо нераскаянный грех ведет к смерти.

Воскресные дни посвящай делам милосердия и любви, например: посещению больного, утешению скорбящего, спасению заблудившегося. Если кто поможет погибающему обратиться к Богу, тому будет великая награда и в этом и в будущем веке. Поощряй знакомых читать духовную литературу и участвовать в духовных беседах.

Господь Иисус Христос да будет твоим учителем во всем. Постоянно обращайся к Нему своим мысленным взором, спрашивай себя, как бы в данном случае поступил Он.

Перед сном искренне и тепло помолись, испытывай себя, в чем ты согрешил в течение дня. Надо всегда понуждать себя каяться с болью в сердце и со слезами, чтобы не повторять прежние грехи. Ложась, перекрестись, поцелуй крест и поручи себя Господу Богу – твоему Доброму Пастырю, размышляя, что, может быть, в эту ночь тебе придется предстать перед Ним.

Помни о любви Господа к тебе и сам люби Его всем сердцем, душой и разумом твоим.

Поступая так, ты достигнешь блаженной жизни в Царстве вечного света.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой. Аминь.

Благочестивый?

Общая информация

Слово " благочестивый" - прилагательное, которое происходит от существительного " благочестие" . А оно, в свою очередь, от слов " благо " и " честь" . Каково значение слова " благочестивый" ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит попытаться подобрать к нему синонимы . А именно: верующий, религиозный, набожный, праведный, боголюбивый и так далее.

Человек благочестивый - это не тот, что регулярно посещает церковь, а тот, что живет в согласии со своей совестью. Слово, значение которого мы рассматриваем в этой статье, встречается довольно часто в Новом Завете. А потому толкование его принято искать именно там. Но прежде по традиции следует заглянуть в словарь Даля . Какое определение в этой книге дано?

В словаре Даля

Немного перефразируя толкование, которое дает Владимир Даль, можно сформулировать следующее определение: благочестивый - это тот, что почитает божественные истины. Это прилагательное и однокоренные к нему слова сегодня нечасто встречаются в повседневной речи. Услышать их можно прежде всего в церкви.

Благочестие

Понятие имеет в христианском учении довольно важное значение. Благочестивый - это человек, обладающий добродетелью, свойственной верующим людям. Но здесь стоит уточнить некоторые моменты. Благочестие может быть и искренним, и показным. Последнее предполагает выполнение всяческих церковных ритуалов, но несоответствие требованиям, которые перечислены в Евангелии . Благочестивый образ жизни - это не способность выстоять многочасовые церковные службы, а постоянная работа над собой, непрерывный анализ собственных поступков.

Одиссей

Гомер жил задолго до возникновения христианства. При этом в самом знаменитом его произведении - " Одиссее" - встречается слово " благочестивый" . Этот эпитет древнегреческий сказитель использовал по отношению к главному герою.

Впрочем, автор не поскупился на прилагательные. Одиссей у него и хитроумный, и многоумный , и мудроумный , и многострадальный, и наконец, благочестивый. Значения слов этих, конечно, неравнозначны. Называя героя, который большую часть жизни провел в путешествиях, хитроумным и многоумным , автор намекал на его сообразительность и ловкость. Говоря о благочестии Одиссея, - на его высокое почтение перед богами, которых, как известно, в Древней Греции было немало.

Что значит " благочестивый" ? Способный выполнять указания, данные свыше. А кем уже они даны (Зевсом , Афродитой, Аполлоном или, быть может, Аллахом), не столь важно.

Изречения великих

Иоанн Златоуст говорил, что благочестие у грешников вызывает омерзение, при этом почему-то вспоминал притчу о свиньях, которые выказывали совершенное равнодушие к блеску и изяществу жемчуга. Вообще, известный богослов и проповедник много чего говорил об одной из важных христианских добродетелей. Все цитаты Златоуста, конечно, приводить не будем.

Но что о благочестии говорили люди, не имеющие непосредственного отношения к церкви? На подобную тему они рассуждали не очень часто, а если это и случалось, в их словах порой присутствовала некоторая доля иронии. Одна из сестер Бронте однажды сказала, что благочестие придает очарования, но этой добродетелью злоупотреблять не стоит. В одном из своих дневников Фёдор Достоевский (уже без всякой иронии) поведал, что семья его была русская и благочестивая. Вероятно, писатель имел в виду, что отец его не имел ничего общего с таким персонажем, как Карамазов-старший.

Благочестивая Марта

Так называется фильм, вышедший на экраны в 1980 году, и одноименное произведение испанского драматурга Тирсо де Молина . Кто такая Марта? Почему автор назвал ее благочестивой? Героиня этого произведения - девушка , которая всем видом своим демонстрировала стремление служить богу. Она довольно часто рассуждала о том, как хочет помогать людям, а в доказательство лечила нищих и даже собиралась открыть лазарет.

Марта регулярно посещала католическую церковь и имела обыкновение убеждать окружающих в том, что никогда не выйдет замуж. Потому как обязана хранить невинность. Но позже оказалось, что благочестие девушки это не что иное, как лицемерие. Злодейкой она, конечно, не была, но и до святости ей было довольно далеко. В общем, в пьесе Тирсо де Молина речь идет о показном благочестии.

Игорь ДОЛБНЯ (Спокен, Вашингтон)

С ранних времен в Церковь проникали люди, которым нужна была только слава и слушатели, проникали те, кто видел только финансовую выгоду.

Давайте вместе поразмышляем над 1 Посланием к Тимофею. Откроем 6 главу и прочитаем с 3 по 10 стих…

В этом тексте особое внимание хотелось бы обратить на стихи 6,7,8, в которых есть два ключевых слова: "благочестие" и "довольство".

Что обозначают эти слова?

В толковых словарях русского языка мы находим, что "благочестие" - это соблюдение предписаний религии, церкви. Это истинное Богопочитание. Это благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле. О благочестивом человеке сказано: поистине почитающий Бога, богобоязненный, строго соблюдающий закон, заповеди Господни.

Слово "довольный" означает: ограничивающий свои желания тем, что у человека есть. Получается, что я могу быть доволен тем, что в конце трудовой недели пришел в церковь; могу быть доволен тем, что всю неделю Господь благословлял мою семью. И я могу сказать "Слава Богу за все это прожитое время!", при этом оставаясь и благочестивым, и довольным.

Люди поврежденного ума

Теперь давайте мысленно вернемся в то время, когда апостол Павел пишет это свое послание. 1 и 2 послания к Тимофею обычно называют "пасторскими посланиями". Павел адресовал их ученику, который в то время находился в городе Ефес (1 Тим. 1:3). По характеру Тимофей был застенчивый, необщительный и не мог справляться с возмутителями порядка. Да и здоровье Тимофея было не совсем хорошим (1Тим. 5:23). В свое время он был постоянным спутником Павла — апостол очень любил его и скучал по нему. Исторические документы говорят, что после смерти Павла Тимофей взял на себя заботу об Ефесской церкви и впоследствии пострадал, как мученик.

Причина написания этого послания была в том, что, когда Павел отходил в Македонию, он оставил Тимофея в Ефесе. Он пишет ему письмо, в котором наставляет, что необходимо предпринимать далее. Благодаря служению апостола Павла церковь быстро увеличивалась. В течение нескольких лет в Малой Азии настолько возросло число христиан, что языческие храмы почти опустели. Из-за своего географического расположения и количества верующих во времена апостолов Ефес стал центром христианства, местом, где оно играло решающую роль.

Новообращенные христиане церковных зданий не имели. И поэтому тысячи верующих в Ефесе и его окрестностях собирались в различных домах. Это были домашние церкви. Каждая маленькая группа, или община, имела своего руководителя. Тимофей занимался тем, что посещал эти группы из новообращенных христиан, учил, как нужно поступать в церкви, боролся с нездоровым направлением в учении и в жизни верующих. Уже тогда в Церковь проникали люди, которым нужна была только слава и слушатели; проникали те, кто видел только финансовую выгоду.

Смотря на историю церкви в Ефесе, не перестаешь удивляться тому, что она, история, имеет свойство повторяться. Послание, которое Павел написал Тимофею много веков назад, и стихи, нами прочитанные, актуальны по-прежнему.

В 6-м стихе сказано: "Великое приобретение — быть благочестивым и довольным". Это — духовное богатство. Эти качества христианам присущи не просто сами по себе, а их необходимо приобретать, необходимо завоевывать, необходимо прилагать ежедневный труд, чтобы научиться быть благочестивым, научиться довольствоваться тем, что есть, хотя порой это бывает очень трудно.

Прочитанные три стиха находятся в середине отрывка. Первые же три говорят о людях, которые имеют ложное благочестие. Эти люди не следуют здравым словам. Они горды. Они утверждают, что обладают высшим знанием, на самом же деле не знают ничего. Как написал Павел, они не знают, о чем говорят. Тем не менее до безумия любят состязания в словопрениях. Слово "заражен" в 4 стихе буквально означает "больной". Они поднимают вопросы, которые не служат к духовному назиданию. Предметы их споров не имеют к учению Библии никакого отношения. В результате возникают зависть, распри, злоречие и лукавые подозрения. Американский социолог Джерард Ленски писал: "В их дискуссиях и словопрениях один начинает завидовать сноровке, приобретенной другим; ссоры разгораются по мере того, как они состязаются и противоречат друг другу; все чаще с губ срываются богохульства, то есть обвинения и угрозы, изложенные языком Библии".

Эти пустые споры разгораются из-за людей поврежденного, то есть больного, ума, думающих, что благочестие служит для прибытка. Учителями религии они стали потому, что сочли ее профессией, выгодной для себя. Священное Писание они толкуют так, как удобно воспринимать публике. Они говорят то, что хочет слышать народ. Самое святое из всех призваний превращают в бизнес, от которого и получают доход. Их желание — только обогащаться, обманывая и вводя в заблуждение окружающих. Они заявляют: "Ты можешь делать все, что хочешь, но придет время, и Господь возьмет тебя за руку и притянет в Царство Небесное".

Как нам бывает приятно слышать подобные слова! Наслаждайся жизнью, пей грех, но придет время, и Бог тебя спасет. Это же безумие! Они забыли, что Бог дал человеку свободу выбора: что ты выберешь, то в твоей жизни и произойдет. Хочешь грешить — греши, но знай: озеро огненное ждет тебя. Хочешь жить благочестиво, живи, и Господь будет с тобой. Видя все это, апостол Павел даже не советует, а приказывает "удаляться от таковых", сторониться нечестивых учителей.

Истинное благочестие заключается в здравом учении, то есть в том учении, которое несет духовное здоровье. Таким было учение Господа нашего Иисуса Христа. Здравостью пропитано все учение Нового Завета. Это и учение о благочестии, которое поощряет к благочестивому поведению, к соблюдению закона Божьего.

Корень всякого зла

Другая половина прочитанного нами отрывка говорит о людях, которые не умеют довольствоваться: им постоянно чего-то не хватает. В Писании не сказано о том, что деньги являются корнем всякого зла. Но в Библии ясно сказано об отношении к ним, о том, что сребролюбие, страсть к накоплению есть корень всякого зла: "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Отк. 3:17).

Сребролюбие обычно обращается в ненасытную страсть.

Сребролюбие зиждется на иллюзии обеспеченности и безопасности, но безопасность нельзя купить за деньги.

Сребролюбие делает человека эгоистом.

Сребролюбие легко может привести человека на путь неправедного приобретения денег и, в конечном счете, уводит от Бога.

Довольство никогда не появится в результате обладания материальными благами, потому что чем больше мы имеем, тем больше нам хочется, тем больше нам «необходимо». Настоящее довольство приходит от нашего внутреннего, духовного, отношения к жизни.

Английский драматург Уильям Шекспир в пьесе "Генрих VI" описывает короля, ходящего по своей стране неузнанным. Король встречает двух лесников-егерей и заявляет им, что он — король. Один из них спрашивает: "Но если ты король, где же твоя корона?" И король отвечает величественно:

"Моя корона — в сердце, не на голове;

Она не украшена брильянтами и драгоценными камнями,

Ее нельзя узреть; имя ей — довольство;

Корона редко доставляет радость королям".

Христианство не защищает бедность. Бедность, постоянная нужда, когда еле сводишь концы с концами, — это не добродетель. Но христианство поощряет два направления: человек должен осознать, что материальные предметы не способны сделать его счастливым. Ведь чувство счастья — это всегда следствие наших личных отношений с Богом и с людьми. И второе: Богу угодно, чтобы человек устремлял свое внимание на непреходящее, то есть на то, что остается вечным. Все материальное останется здесь, на земле. И когда придет время ее покидать, мы ничего не возьмем с собой.

Испанцы выразили эту мысль в меткой поговорке: "У савана нет карманов". Саван - это широкий покров для покойника. Так вот, к нему, савану, люди не пришивают карманов. Умершему, когда он предстанет пред Богом, понадобятся только отношения с Богом, которые он построил с Ним во дни своей земной жизни.

Кто же достигает состояния довольства?

Лишь тот, кто перестал быть рабом вещей, кто осознал, что самым большим богатством являются его правильные отношения с Богом, а возможность иметь эти отношения нам дал Спаситель Иисус Христос. Таким человеком был евангелист-миссионер Василий Фетлер. В своей жизни он всегда смотрел на Бога, всегда стремился выполнить то поручение, которое дал ему Господь, а именно — евангелизировать. В молодости, когда Фетлер был управляющим большого бизнес-центра, Господь проговорил к нему. И с того времени он служил Богу. "Человеком спешащим" называли его друзья. В этой "спешке" не было ни суеты, ни малейшей доли самоугождения. "Господи, помоги мне сделать как можно больше добра в малый отрезок времени", — всю жизнь молился этот человек.

Подводя итог, можно сказать, что сочетание благочестия с довольством — действительно великое приобретение. В притче сказано: "Лучше немного при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть" (15:16-17).

Наше свидетельство об одном благочестии без довольства было бы однобоким. Довольство же без благочестия и вовсе не принадлежит к характерным чертам христианства. Но обладать истинным благочестием и одновременно быть удовлетворенным положением своих дел — к этому необходимо стремиться и прилагать все усилия. И только Господь может научить нас жить без ропота, и при этом довольствоваться тем, что мы имеем.

Мир вам, Ирина!

Судя по тому, что пишут апостолы, благочестие - это хранение своей чести чистой, доброй, не замаранной. Т.е. это когда человек настолько благоговеет перед Богом, что хранит себя не осквернённым от этого мира и при этом сострадательным к тем, кто мучается в этом мире. Эту же мысль очень чётко высказывает апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы помогать сиротам и вдовам в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» ().

Апостол Пётр во пишет о том, на каком основании возникает благочестие... Сначала необходима вера в то, что мы являемся причастниками Бога, т. е. живём, уподобляясь Ему. Эта вера родит в нас добродетель (желание удалятся от растлевающих мирских похотей). Добродетель научит нас рассудительности , т. е. способности понимать, что хорошо и что плохо, выбирая правду. Рассудительность поведёт нас к способности воздерживаться от восстающих на нас похотей. А тренировка в воздержании даст нам способность быть терпеливыми . И вот уже от способности терпеть родится такое качество верующего, как благочестие - возможность держать свою христианскую честь чистой, не осквернённой от мира.

Вера - добродетель - рассудительность - терпение - благочестие...

Давайте посмотрим на примере... Если вы приняли Иисуса своим Спасителем, то вы - дочка Вседержителя, Святого и Превознесённого. Когда вы начнёте верить в это, вы обязательно станете стремиться быть как можно ближе к вашему Отцу и, как следствие, будете всё больше познавать Его. И вот в процессе вы однажды узнаете, что Его святость означает «никогда не лгать ». Ваш Отец очень желает, чтобы вы были похожи на Него , а значит, и в вас должна появиться добродетель «никогда не лгать». Вы будете тянуться к ней, потому что вам хочется быть похожей не Отца, а Господь станет помогать вам обрести рассудительность, будет научить вас видеть, как избегать капканов на этой дороге. Во время учёбы вы станете очень терпеливой: ведь вам придётся быть внимательной к деталям, усердной в молитвенном общении с Отцом, настойчивой в том, чтобы вновь вставать после падений. И вот когда эти уроки подойдут к концу, в вас поселится удивительное сильное желание во что бы то ни стало хранить обретённую вами чистоту и никогда уже больше не возвращаться туда, где всё ваше естество тянуло вас солгать. Это и будет благочестие.

И так с каждой неверной чертой вашего или моего характера.... всё начинается с веры в то, что я - ребёнок Господа Бога Вседержителя, Святого и Превознесённого, Свято имя Его () .

Как видите, чтобы быть благочестивым, надо верить в истину. Я так же думаю, вы заметили, что благочестие не что-то, что человек обретает мгновенно. Оно вырабатывается в верующем. И даже больше того, апостол Павел очень советует упражняться в благочестии. И действительно, ведь это качество верующего человека подобно главной мышце, держащей весь позвоночник нашего спасения. Как только эта мышца начнёт ослабевать, т. е. как только верующий перестаёт следить за тем, чтобы хранить свою христианскую честь доброй и чистой, так тут же всё духовное тело человека рождённого во Христе начнёт клониться к земле и похотям падшей природы. Не зря мудрый Екклезиаст сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (

Недавно зашел у меня разговор с сотрудниками о темах для следующего номера нашего журнала, и предложена была в числе прочих такая: «Внешние проявления благочестия - подлинного и ложного». Сначала я по инерции было согласился, что да, дескать, стоит лишний раз об этом поговорить. Потом решил все же свериться с автором идеи - а одинаково ли мы понимаем, о чем идет речь. Выяснилось, что думали мы примерно об одном и том же. Например, о храмах, на дверях которых висят объявления: «Женщинам в брюках и без платков вход воспрещен». Или о «шиканье» уже в легенду превратившихся «бабушек» на молоденькую девушку, в чрезмерно короткой юбке зашедшей в церковь. Или о людях, которые так истово крестятся в храме и так низко и сосредоточено кланяются, что и службы самой не слышат, и, упади кто рядом в обморок, не заметят, не говорю уже, не помогут.

И я тоже уже готов был согласиться: с примерами такими сталкиваться, конечно, приходилось, слов нет, и сколько раз! Только вот...

Только вот лично мне кажется, что эта проблема больше в прошлом или постепенно отходит туда. А в настоящем куда актуальней другая. , о которых речь, внешних то есть, стало настолько меньше, что уже об этом впору задуматься, а не о том лишь, подлинные они или ложные. Да и то - кто, кроме Господа, в подлинности и ложности разберется и верно рассудит?

Было время, когда для православной девушки нормой казались юбка до пят и платок, надвинутый на лоб, а для молодого человека - засаленные нечесаные волосы и всклокоченная борода. Время, когда, входя в храм, правилом было трижды в пояс поклониться, а оказавшись среди людей, подкрепляющихся пищей, всем бодро пожелать: «Ангела за трапезой!» и услышать в ответ такое же бодрое и жизнерадостное «Невидимо предстоит!». И после этого придирчиво исследовать упаковку с печеньем на предмет того, есть ли в нем яичный порошок или маргарин или что-то еще, чего нельзя в среду-пятницу-пост и чего не заметил благословивший трапезу священник. Была пора, когда на исповеди человек со слезами каялся в том, что поторопился при чтении правила или по болезни не все свои обычные поклоны положил.

Да, нередко приходилось доказывать, что не столь важна форма, сколь содержание, что случайно съеденный пряник с яичным порошком или пирог с сухим молоком вкупе с ароматизатором, «идентичным натуральному», это не самый ужасный грех, не предательство по отношению к Богу и своей вере, что куда страшней такие гнездящиеся в сердце и то и дело высовывающиеся наружу змеи, как лицемерие, коварство, злоба, зависть... И казалось, что это вправду очень плохо: такое фарисейское «отцеживание комара и проглатывание верблюда». Но вот сегодня... Сегодня комарами уже мало кто занимается, а с верблюдами ситуация тем не менее не исправилась.

Я не спорю: и сейчас можно встретить определенное число людей, для которых буква неизмеримо выше и значимей духа: потому хотя бы, что дух не увидишь и руками не ощупаешь, а буква - такая зримая и читаемая. Иногда это служит свидетельством новоначалия, младенчества в жизни церковной, иногда же, напротив, является признаком укоснения в подобном взгляде на христианство, причем чаще всего уже вполне сознательного. Ведь жизнь по букве куда проще, здесь не требуется «дать кровь», чтобы «принять Дух», а тем паче нет нужды отдавать Богу все свое сердце.

И все же: нынче немного, и чем дальше, тем меньше. А между тем, сами по себе они не то, что не плохи, они просто необходимы. Конечно, «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно», как говорит апостол Павел (1Тим.4:8), однако общий принцип христианского подвига таков: вначале деяние, потом вИдение, на первых порах делание более телесное, и затем уже в большей степени душевное. Одно неразрывно связано с другим: где найдешь святого, который никак внешне своего благочестия не проявлял? Если только в лике Христа ради юродивых. Но вряд ли мы к этому лику себя причисляем.

На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев: любовь выше поста! Не можешь молиться внимательно, молись лучше покороче, но собранней. Стесняешься, проходя мимо храма, перекреститься, обратись к Богу мысленно». И - вот удивительно! Похоже, именно эти советы и им подобные оказались в большей мере, чем какие бы то ни было другие, востребованы и исполнены. Впрочем, чего уж удивительного... Куда проще «сотворить послушание», когда тебе говорят: «не понуждай себя, не трудись», нежели в случае, если требуют противоположного.

А между тем свобода - удел совершенных, мы же, немощные и грешные, нуждаемся в законе, в том числе и в «законе внешнего благочестия». С чего прежде начиналось, помимо наставлений о смысле и содержании жизни иноческой, пребывание новоначального послушника в монастыре? С преподания ему целого свода правил . У святителя Игнатия (Брянчанинова) - уж насколько он был чужд всякого формализма и фарисейства! - целая глава об этом в «Приношении современному монашеству». Преподобный Паисий Величковский, опытнейший наставник делания не внешнего, а внутреннего, как-то раз увидел идущего по двору не в меру разбитного послушника, размахивающего при ходьбе руками, и тотчас вызвал к себе для разбирательства старца, которому тот был поручен, чтобы сделать ему строгий выговор. И не надо думать, что это лишь к иноческому чину отношение имеет. Не к иноческому чину, а к общему для всех нас новоначалию. Есть «внешнее», наполненное внутренним смыслом, носящее характер сложившейся традиции, и пренебрегать им нельзя, ни к чему хорошему это не приведет.

Суть не в том, что ходить надо по струнке и руки по швам держать, взор обязательно устремлять либо горе, либо, наоборот, до лу, подолом юбки пол подметать, на шее четки вместо галстука носить. Это, на самом деле, и не благочестия проявление, а чудачества. Нет. Суть в другом.

Ну, например, тот же пост. Считается сегодня признаком «духовной культуры», «мудрости», «зрелости» разрешать себя от него - не по болезни, а по случаю прихода гостей или в гости, праздника на работе и т.п. Если же кто-то не хочет этого делать, но держится по силе устава, то рискует со стороны своих же собратий - православных - нарваться на критику: «Фарисей!».

И креститься с глубокими поясными поклонами, войдя в храм сегодня как-то не модно - не в интенсивности поклонов ведь благочестие заключается! И на священника, который рискует девушке подсказать (не приказать, нет!), что лучше бы не в джинсах в храм (да и вообще) ходить, а в юбке, все чаще смотрят как на ничего в подлинном христианстве и жизни духовной не понимающего ретрограда.

Зачем так отмахиваться от внешнего, которое не является определяющим само по себе, но формирует, тем не менее, определенное направление нашей жизни, влияет на наш настрой, а самое главное - смиряет? Ведь в борьбе против ложно понимаемого «фарисейства» можно далеко зайти, пытаясь максимально «деформализовать» свою христианскую жизнь.

Вот, скажем, обязательно ли при благословении целовать руку священника? Конечно же, нет. И разумный пастырь никогда не будет с усилием толкать свою десницу к устам испрашивающего благословения человека (мне даже книжка как-то раз попалась по пастырскому этикету, в которой говорилось, в частности, о том, что ни в коем случае так поступать нельзя). Но ведь в этом целовании сколько всего заключено! И благоговение перед священным саном и благодатью Божией, священников совершающей, и почтение перед тем, кого Господь поставил пасти словесное Свое стадо, и смирение опять же, столь требуемое, столь необходимое. Перестань это делать, - и рано или поздно возникнет соблазн похлопать священника по плечу - не просто как равного, а как младшего. И происходит это сплошь да рядом, может, не всегда в буквальном смысле, но происходит.

Та же дилемма - юбка или джинсы, те самые, которые вроде бы не мешают спасению. Или платок… Это вопрос послушания Церкви, простоты детского, не прекословящего мудрования и снова - смирения… Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно - принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться.

И это касается не только мирян, но и нас, священников. Скажем, вопрос о духовном платье и волосах. Можно ли стричься коротко или брить бороду, можно ли ходить в светской одежде? Имеет ли этот вопрос какое-то отношение к нашему внутреннему миру? Известна ведь поговорка: «Борода как у Авраама...» и далее - про хама. А все-таки имеет.

Есть традиционный образ священника, который подчеркивает его определенную инаковость. Инаковость не как то, что сообщает пастырю особое достоинство, важность, а как то, что, с одной стороны, делает его всегда узнаваемым для тех, кто имеет в нем нужду, а с другой, заставляет его самого помнить о том, кто он, не забываться, не «смешиваться» с имеющими все же немного иной закон и правила жизни мирянами. И если священник отступает от этого образа, становится «непохожим» на пастыря внешне, то за редким исключением это бывает обусловлено именно желанием «не бросаться в глаза, быть как все» - с разными целями, редко с богоугодными.

Сюда же отчасти можно отнести и разговоры о нужности-ненужности поста перед Причастием и исповеди перед ним же. Вроде бы «и так, и так на самом деле можно». Можно, только результат разный. Потому что в одном случае Причастию предшествует определенный подвиг - воздержания и самоиспытания, а в другом нет.

Вообще, какую традицию, сложившуюся на протяжении многих поколений жизни церковной, ни возьми, однозначно можно сказать: отход от нее в сторону «большей мягкости», «большей легкости», «большей демократичности» не будет вполне безопасным. Особенно - в наше время, время всеобщей расслабленности, когда мы так легко освобождаемся от того, что кажется нам неудобным, прощаем себе свои недостатки, оправдываем собственные страсти и грехи. Мне кажется, что нам, наоборот, стоило бы сейчас быть к себе потребовательней и построже, пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть. Вреда от этой строгости не будет, только польза…

…Впрочем, ключевое здесь - «строгость к себе», а не к окружающим. В сущности, и отталкивает, и от Церкви отгоняет чья-то жесткость не по отношению к себе, а по отношению к другим, тем, кто к ней не готов и, более того, смысла ее не понимает. Более того, опыт свидетельствует о том, что строгий к себе человек чаще всего милостив и терпелив к окружающим его. Ни от кого ничего не требует, но просто являет собой пример того, как можно и как должно. Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.



 

Возможно, будет полезно почитать: