Что дают в церкви при причащении. Можно ли быть на вечерней службе в одном храме, а утром на причастии - в другом? Молитвы перед причастием

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Часто приходится слышать вопросы: причастие в православной церкви — что это такое, как к нему готовиться, и зачем, собственно, оно нужно. Так как вопросы эти важные, и нужные, то мы решили дать подробное разъяснение этого важнейшегоТаинства интересующимся православием и новоначальным, основываясь на Священном писании.

Для поддержания жизни человеческого организма необходимо питание: пища, питьё; а так же лечение, если он болен. Душа же человека, как субстанция более тонкой организации, нуждается в подкреплении особой – животворящей духовной пищей. Как любящая мать никогда не оставляет своё чадо, но заботится и печется о нем; ещё более того — Господь не оставляет Своё творение, но промышляет о человеке, посылает ему в пропитание обилие плодов земных и питает Своих верных чад самой драгоценнейшей, безсмертной и нетленной Пищей: Самим Собой – Своими Пречистыми Телом и Кровью, преподаваемых нам в таинстве Причастия.

Причастие – это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную.

Посредством Причастия человек теснейшим образом соединяется со Христом, становится причастным Христу для обновления и укрепления духовных и физических сил человека и наследия им жизни вечной.

Господь говорит нам о таинстве Причащения:

«Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам,- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.:48-51). « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинное есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Евангелие от Иоанна: гл.6, ст.:53-56).

Зачем нужно причащаться

Итак, видим, что чтобы соединиться с Богом и иметь вечную жизнь – нам нужно причащаться. Если у человека случается заражение крови, то, единственный способ спасти ему жизнь – это переливание ему здоровой крови. Так же и с душой человеческой, заражённой грехом, единственный способ её спасения – «переливание» здоровой Крови, которая есть только у Самого Христа. И, как говорили святые отцы церкви, после вкушения Причастия «Кровь Христова течёт в наших жилах», «мы становимся сотелесными Христу». Ведь больной и разрушенный орган в теле человека посредством пересадки заменяют на здоровый, чтобы человек мог жить дальше.

Так и в духовном смысле Тело Христово заменяет Собой больную страстями и язвами греховными часть души человека, питает её и животворит: «Потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его» (Послание св.ап.Павла к Ефесянам: гл.5, ст.30). Посредством святого Причащения Сам Господь Своей Пречистой Плотию входит в человека, дарует ему успокоение, очищение от грехов, радость от близкого присутствия Господа. В таинстве Причастия христианин вкушает «источника безсмертного», получает способность духовно совершенствоваться, быть одним из участников блаженной и безсмертной жизни, которая, для человека, который благоговейно причащается Святых Христовых Таин,- начинается уже здесь, на земле, и является залогом его воскресения и вечной жизни.

История появления Евхаристии

Таинство Причастия ещё называют Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Богослужение, на котором совершается таинство Причащения, называется Литургией (она совершается утром, а иногда бывает ночью), что означает «общественное служение». Святая Евхаристия (таинство Причастия) в Православной Церкви является «Таинством таинств», сердцем Церкви, её основой и фундаментом, потому что без неё немыслимо и существование самой Церкви.

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на последней Его вечере с учениками — Тайной вечере, накануне Крестных Страданий Спасителя.

Он Сам совершил это Таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив (Бога-Отца за Его милость к человеческому роду), подал им (ученикам) и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея: гл.26, ст.26-28)

Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея — преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «…Сие творите в Мое воспоминание». (Евангелие от Луки: 22, ст.:19-20); об этом же говорится в Евангелии от Марка: гл.14, ст.22-24, в 1-м послании к Коринфянам: гл.11, ст.:23-26.

После Воскресения Спасителя, ученики Христовы собирались в «день солнца» (теперь этот день именуется воскресеньем и в церкви он, также как и раньше, — является первым днём недели (седмицы)) для «преломления хлеба». Изначально это была трапеза, во время которой осуществлялось чтение Священного Писания, пение псалмов, говорилась проповедь, осуществлялась молитва. Иногда трапеза длилась всю ночь.

Постепенно (с течением времени общины расширялись), из вечери-ужина Евхаристия преобразовалась в богослужение, которое в нашей современной церкви тоже начинается с вечера: вечернее богослужение является первой частью воскресного (или праздничного) богослужения, а утреннее – Литургия – второй его частью, во время которой собственно и совершается святое таинство Евхаристии.

Как часто нужно причащаться?

Первые христиане каждый воскресный день причащались. В наше время, к сожалению не многие люди могут так часто к Таинству этому приступать по разным обстоятельствам. В среднем, рекомендуется причащаться хотя бы раз в месяц. Ну, или, хотя бы минимум — каждый пост, которых в календарном году четыре, а значит – хотя бы четыре раза в год. Но никак не менее одного раза в год – это, так сказать, уж «самый минимум».

Некоторые люди редко приступают к таинству Причастия, считая себя недостойными этого святого Таинства, для иных — причащение вообще превратилось в формальность: традицию, «для галочки» ну, или что-то в этом роде, когда люди без должной подготовки, осознания великой Святыни и чувства благоговения, или вообще, пробегая мимо, «забегают» причаститься.

Собственно, человек не бывает совершенно достойным в виду греховности натуры своей этого великого Таинства, так как все люди – грешники, а Евхаристия для того и дарована нам Господом, чтобы соделать нас более чистыми сердцем и душой и, соответственно, более достойными сего Божественного дара. Исходя из вышесказанного, как часто причащаться — лучше решать индивидуально со своим духовником или со священником, у которого человек исповедуется, исходя из своего духовного возраста (уровня).

Как подготовиться к таинству Причастия?

Святые отцы церкви подчеркивали, что приступающий к сему святому таинству должен быть готов к встрече с Самим Христом – а как же иначе, ведь мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа!

Подготовка к причащению не должна ограничиваться лишь чтением каких-то молитв и воздержанием от какой-либо пищи – в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношениях с людьми: «Если ты принесёшь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Ев.от Мф.,: гл.5, ст.23-24). Препятствием для причащения являются совершённые человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.

Перед принятием Святых Таин православный христианин старается духовно собраться и сосредоточиться. К Причастию нужно приготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел (которые, впрочем, христианин должен совершать всегда, ведь «вера без дел мертва»). Перед причащением христианин должен очистить свою совесть, а для этого, по традиции Русской церкви, ему необходимо прийти на исповедь для получения прощения в своих грехах.

Каждый, желающий приступить к Таинству Причащения, во-первых, должен быть крещён в православной вере, так как посредством крещения человек становится членом Церкви и получает право причащаться. Во-вторых, он должен очистить свою совесть , чему способствует пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1-е Послание св.ап.Павла к Коринфянам: гл.11, ст.: 28-29).

То есть, человек должен осознавать, что перед ним в святой Чаше не обычная пища, не обычный хлеб и вино, а бессмертная Трапеза Господня – Пречистые Тело и Кровь Самого Господа, Сам Господь, причащаться которых надлежит со страхом Божиим, благоговением и верой. Неблагоговейное же отношение человека к Таинству подвергает его суду и осуждению. Один из учителей православной церкви писал:

«Видится в чаше хлеб и вино, и обоняется хлеб и вино, обнарудиваются же и являются Святые Тайны через действие своё. Так открылся Бог, прикрытый человечеством».

Это по безмерной любви Господа к нам, и его безграничному милосердию, по снисхождению к
немощной человеческой природе мы ощущаем хлеб и вино.

Надо сказать, что когда, ощущая свою греховность, человек не приступает в святому Причащению по собственному решению – это действие гордыни, так как недопустить ко Причастию может только священник. Сокрушение от осознания своей греховности не является препятствием для христианина воспринимать Евхаристию, как праздник и радость от соединения с Господом, ведь Божественной Кровию смываются грехи наши, и врачуются греховные язвы наши.

И так, мы рассмотрели, в чем же состоит духовное приготовление к святому Таинству. Теперь рассмотрим физическую сторону сей подготовки.

Когда мы ждём в гости очень важного и авторитетного для нас человека, мы убираем свой дом: выметаем, вымываем, начищаем. Подобно этому, но только во множество раз тщательнее мы должны подготовить своё жилище – тело к принятию Самого Господа. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит:

«…Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (Св.ап.Павел, 1-е посл.к Кор.: 6, 18-19)

Тело человека святой апостол уподобляет храму – как это ответственно и как же не приготовить тело свое ко Причащению?

Перед причащением необходимо:

  1. . Если это не один из четырёх постов календарного года, тогда рекомендуют поститься в среднем три дня, где рекомендуется семь дней, а кому – и хотя бы один день. Это лучше заранее решить индивидуально со священником. Во время поста не вкушают пищу животного происхождения, а во время строгого поста и рыбу – это тоже можно оговорить со священником. Во время поста воздерживаются от супружеских интимных отношений.
  2. Накануне Причастия положено быть на вечернем богослужении. В разных храмах различное время его начала, обычно начинается: где в 14.00 часов, где — в 15.00 ч, в 16.00 ч., в 17.00 ч. – это нужно узнать заранее в том храме, в который планируете идти на вечернюю службу.
  3. Вечером, накануне Причастия, нужно прочитать (в смысле не просто «вычитать»- как иногда говорят, а, читая, вникать в смысл читаемого, – молясь): вечерние молитвы («Молитвы на сон грядущим») и три канона: «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Канон молебный ко Пресвятой Богородице» и «Канон Ангелу-Хранителю». Читается также Канон ко причащению (Он содержится в «Последовании ко Святому Причащению»).
  4. После полуночи (после 24 часов) уже ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Таинству Причащения натощак.
  5. Утром, после Утренних молитв дочитывается, что вечером не успели. (Бывает, что вечером не читают Канон из «Последования ко Святому Причащению», а утром, после утренних молитв читают всё «Последование ко Святому Причащению»).
  6. обязательна, которая в одних храмах проводится вечером после (во время) вечернего богослужения, в других – утром до (во время) литургии. Это тоже желательно уточнить заранее. В какой части храма проводится исповедь – тоже можно спросить у служителей храма.

Во время Причастия

  • После исповеди все верующие выстраиваются в очередь (в очереди к Чаше нужно не разговаривать, а молиться) к солее (возвышение, на котором стоит иконостас, выступающее значительно вперёд), к центру солеи – к амвону (на уровне Царских Врат, со ступеньками).
  • Когда выносят Чашу с Дарами – сразу сделать перед Чашей три земных поклона (коснувшись лбом пола), но делать не перед самой чашей, чтобы не опрокинуть её, а поодаль от неё, стать в свою очередь, сложить крестообразно на груди руки (правая рука поверх левой) в знак своего смирения перед Господом.
  • Когда подошла ваша очередь – подойдите к Чаше, уже не крестясь и не кланяясь (чтобы не зацепить Чашу), назовите своё полное имя (Иван, а не Ваня; Наталья, а не Наташа и т.д.), раскройте широко рот и, приняв Причастие – сразу проглотите его и поцелуйте ребро чаши.

  • Потом, не разговаривая, пройдите к столику, на котором чашечки с «теплотой»(тёплая вода для запивки Причастия, в которую может быть иногда добавлено немного вина) и заешьте кусочком просфоры, лежащей на тарелке на том же столике. Отойдите в сторону, чтобы не мешать другим причастникам.

  • После причащения нужно быть до окончания литургии и, лишь в крайне срочных обстоятельствах покидать храм до окончания литургии (приложиться к вынесенному священником кресту (поцеловать крест) и выйти из храма после закрытия Царских Врат.

После Причастия

После причащения необходимо:

1) Прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (все вышеуказанные молитвы и каноны есть практически в любой книге «Молитвослов»).
2) В день причащения воздерживаться от супружеских интимных отношений.

В Евхаристии Господь очищает, освящает и обоготворяет человека. В этом Святом Таинстве благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и преобразует причащающегося человека из помутнённого грехами в просвещённого Божественным светом и свободного от тяжкого груза грехов человека. Приняв Тайны Христовы – мы уже несём в себе Самого Христа. Словно несём наполненную до краёв Божественной благодатью чашу – если будем неосторожны, то расплескаем содержимое чаши, а если споткнёмся и упадём – то потеряем и всё её содержимое. С момента Причастия должна начаться подготовка к следующей Евхаристии и нужно следить за своим духовным состоянием, беречь его от греха. И, если по слабости человеческой природы или по причине своего нерадения мы споткнулись, упали, снова согрешили- не медлите, спешите во врачебницу наших душ: кайтесь и исповедуйтесь, принимайте таинство Святого Причастия во спасение души и жизнь вечную.

Правильнее будет если Вы, уважаемая Маша, сами подойдёте к священнослужителю храма, в который планируете идти на Причастие (или хотя-бы к священнослужителю другого православного храма) и как он благословит (т.е.скажет, разрешит) Вам сделать — так и сделаете. Он же Вам подскажет, сколько читать молитв из Правила ко Причащению — иногда новоначальным разрешают читать лишь часть правила, т.к. оно не короткое и поначалу может быть сложно прочитывать его полностью. Но всё это лучше делать с благословения священнослужителя.
После 24 часов в ночь перед Причастием нельзя ничего есть и пить, пока не причаститесь.

Ответить

Как надо поститься перед причастие, можете подробнее объяснить?

Ответить

  1. Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

О Таинстве Причащения

(Лк.22:19).

15.6. Кто может причащаться?

О Таинстве Причащения

15.1. Что означает Причащение?

– В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».

15.2. Кем установлено Таинство Причащения?

– Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.

15.3. Как и для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения?

– Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое » (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

15.4. Для чего надо причащаться?

– Чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь. Без частого Причащения Святых Христовых Таин достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно.

Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддается греховным делам и укрепляется в истинах веры. Вера, Церковь и все ее установления делаются родными, близкими сердцу.

15.5. Достаточно ли для очищения от греха одного покаяния, без Причастия?

– Покаяние очищает от скверн души, а Причастие наполняет Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

15.6. Кто может причащаться?

– Причащаться могут и должны все крещеные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, молитвами и Исповедью.

15.7. Как подготовиться к Причащению?

– Желающий достойно причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться и начать благочестивую жизнь. Готовиться к Таинству Причащения надо несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения.

С молитвой обычно соединяется пост (от одних до трех суток) – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц (при строгом посте и от рыбы) и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения воздержаться от супружеских отношений, после полуночи не есть, не пить и не курить.

15.8. Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

– Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно обычно состоит из чтения накануне вечером четырех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю, канона из Последования ко Святому Причащению. Утром прочитываются молитвы из Последования ко Святому Причащению. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

15.9. Как подходить к Причащению?

– После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперед. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть ее.

Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

15.10. Как часто надо причащаться?

– Это надо согласовать с духовным отцом, так как священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, некоторые современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Другие священники благословляют и более частое Причащение.

Обычно исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.

Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

15.11. Кто не имеет права причащаться?

– Не крещеный в Православной Церкви или крещеный в других религиозных конфессиях, не перешедший в Православие,

– тот, кто не носит нательного крестика,

– кто получил запрет священника причащаться,

– женщины в период месячного очищения.

Причащаться нельзя для «галочки», ради определенных количественных норм. Таинство Причащения должно стать для православного христианина потребностью души.

15.12. Можно ли причащаться беременной?

– Надо, и как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, посильной молитвой. От поста беременных женщин Церковь освобождает.

Воцерковление ребенка надо начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. До него доходят отзвуки внешнего мира и в них он способен улавливать тревогу или покой. Ребенок чувствует настроение своей мамы. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей, чтобы Господь посредством их воздействовал Своей благодатью на дитя.

15.13. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо другой инославной церкви?

– Нет, только в Православной Церкви.

15.14. В любой ли день можно причаститься?

– Каждый день в Церкви происходит Причащение верующих, за исключением Великого поста, во время которого причаститься можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

15.15. Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

15.16. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

15.17. Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

15.18. Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

15.19. Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

15.20. Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

15.21. Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

15.22. Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

15.23. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк.5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

15.24. Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешений, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно.

Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

15.25. Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

15.26. Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

15.27. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

15.28. Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

15.29. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

15.30. Оплачивается ли Причащение?

– Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.

15.31. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

– С брезгливостью можно бороться только верой. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное в том числе и во исцеление души и тела, и Господь не посрамляет веру христиан.

Как правильно провести день после совершения Таинства Причастия? Любой ли человек может причаститься и как нужно причащаться в Великий пост? Подробно рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев).

– Батюшка, Причастие – это дар или лекарство?

– Причастие – одновременно величайший дар и, естественно, лекарство, ведь, как сказано в молитвах, «во исцеление души и тела». В творениях святых отцов нередко говорится о том, что Причастие – это лекарство, которое дается нам для того, чтобы мы имели благодатные силы для жизни во Христе. Многие византийские авторы рассматривают Святое Причастие в рамках схемы: Крещение-Миропомазание-Причастие, где Крещение – усыновление во Христе, новое рождение в Нем; Миропомазание – получение даров Святого Духа, а Евхаристия – укрепление обновленного человека. Так, например, мыслит святой Николай Кавасила, хотя, конечно, нужно понимать, что Евхаристия – это «образующее» Таинство Церкви. Один из известных религиозных русских философов, Алексей Хомяков, даже как-то сказал, что Церковь – это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристической чаши. Христиане собираются вместе на богослужении для совместной молитвы.

– Когда и для кого было установлено Таинство Причастия?

– Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту, были апостолы. Евхаристия предназначена для всех христиан на все времена: «Сие творите в Мое воспоминание». На основании Посланий апостола Павла можно говорить о том, что уже в те времена были рекомендации к правильному приступанию к Сему Таинству: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:30).

– Как часто можно причащаться?

– Сложный вопрос. Надо сказать, что долгое время бытовала такая практика, что надо причащаться 4 раза в год – каждый пост. Не будем вдаваться в подробности исторических факторов, приведших к возникновению такой практики, одно очевидно: церковная жизнь предполагает более частое участие в Таинствах.

В XX-XXI веке в нашей Церкви произошло определенное евхаристическое возрождение, и в большинстве приходов священнослужители говорят о том, что надо причащаться часто: каждое воскресенье или, как советует прп. Серафим Саровский, каждый двунадесятый праздник.

- Но не вызывает ли частое причастие опасность охлаждения к святыне?

Это зависит от человека, духовника, прихода. Все очень индивидуально. Жизнь православного христианина невозможна без постоянного причастия. Радует, что большинство наших прихожан часто причащаются. В некоторых Православных Церквях такого не наблюдается, например, в Болгарской Православной Церкви, где прихожане причащаются редко. Моя знакомая из Болгарии рассказывала, что посещает храм, в котором батюшка рекомендует частое причащение, но он перенял эту практику от знакомых священников Русской Церкви. Но такой приход единственный в их епархии.

– Любой ли человек может причаститься?

– Никто не может сказать с дерзновением, что он достоин Таинства Причастия. Каждый должен понимать, что имеет препятствия.

– Серьезные препятствия – это какие?

– Смертные грехи. Мы все грешные: повседневно раздражаемся, обижаемся, суетимся, но это не является радикальным препятствием к Причастию. Если же человек совершает серьезные грехи: убийство, блуд, то его нельзя допускать к Чаше без прохождения определенного поприща, которое ему назначит духовник в виде епитимии. По традиции духовничества священник решает, благословить приступание к Причастию или нет. Наши духовники знают все тонкости нашей души. Надо их советов держаться.

– Как нужно и можно причащаться в Великий пост?

– Учитывая, что Великий пост – это сугубое время для покаяния, причащаться надо каждую неделю, если нет серьезных препятствий.

– Как нужно провести день после совершения Таинства Причастия? Говорят, что нельзя бить поклоны. Можно ли целовать руку священнику, иконы после Причастия?

– С этим связано много мифов. Я даже слышал, что нельзя принимать душ (улыбается). Логики в подобных утверждениях, безусловно, нет. Время после Причастия нужно провести в целомудрии, тишине, в чтении духовной литературы. День Господень надо посвятить Ему. У каждого есть заботы ежедневные, но постарайтесь справиться с делами заранее или в день Причастия потратить на них минимум времени. Причастие – это день радости, духовного торжества, и его не надо разменивать на суетливые повседневные дела.

Что касается практики не целовать руку или икону. После Причастия на губах может остаться Кровь Христова. Священник, который причащает, или дьяконы, держащие плат, за этим следят, но случается всякое. Пока не принял запивку, принято не целовать ни крест, ни руку, ни икону, чтобы не было искушения. Других чисто практических рекомендаций нет. В воскресный день земные поклоны уставом не предполагаются.

– Что Вы посоветуете человеку перед первым Причастием?

– Многое зависит от первоначальной подготовки человека: один полгода посещает Церковь и только потом подходит к Чаше, другой не бывает в храме, но решает причаститься в Чистый четверг, потому что так принято. Нужно советоваться со священником, который вас исповедует. Как правило, для новичков нужна подробная исповедь, во время которой устанавливается глубина его намерений и степень воцерковления. Также священник должен объяснить, как складывать руки, как подходить к Чаше. Очень важно молитвенное настроение: одни привыкли совершать утренние и вечерние молитвы и им не в тягость будет читать 3 канона и канон, и молитвы ко Причастию, другие могут только «Отче наш» раз в год произнести. Таким людям следует разделить молитвенное правило на несколько дней, чтобы они не утратили желание молиться. Принято поститься несколько дней пред Причастием. Причастие необходимо принимать с благоговением. Если у человека на данный момент благоговения нет, то лучше объяснить ему, что Причастие следует отложить, чтобы не было греха ни на этом человеке, ни на священнике, который, видя такое состояние, тем не менее благословил подходить к Причастию.

Беседовала Наталья Горошкова

В оформлении материала использованы фрагменты мозаики «Евхаристия» из Софии Киевской

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"



 

Возможно, будет полезно почитать: