Что такое обеспечение исполнения контракта. Виды обеспечения исполнения контракта

Федеральный закон 44-ФЗ существенно изменил порядок и условия работы системы заключения контрактов. Затронули изменения и обеспечение исполнения контракта, которое теперь регулируется преимущественно ст. 96 данного закона. Новый закон позволил серьезно структурировать и сделать более понятными все процессы, касающиеся конкурсных закупок, он регламентирует возможности, обязанности и права всех сторон сделки.

Что такое обеспечение исполнения контракта?

Обеспечение исполнения контракта – это внесение исполнителем залога, выступающего страховкой того, что его обязательства будут выполнены, либо ущерб за их невыполнение будет возмещен. В отличие от обеспечения участия в торгах данный вид гарантии применяется уже непосредственно после победы в тендере, а срок действия гарантии не может быть меньшим, чем срок действия контракта.

На данный момент заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта при всех видах закупок за исключением случаев:

  • когда исполнителем является казенное учреждение;
  • когда контракт относится к оборонной сфере, поскольку в таком случае он регламентируется и регулируется законом 275-ФЗ;
  • если закупки выполняются только одним исполнителем, заказчик может требовать обеспечение, но это не обязательное условие.

В случае если закупка происходит в форме котировки или запроса цен, то заказчик не обязан, но имеет право включить в документацию обеспечение исполнения контракта (ч.2 ст. 96 44-ФЗ).

В любых других ситуациях по закону без применения данного инструмента обойтись невозможно.

Определение размера обеспечения

По действующему законодательству для разных сделок размер обеспечения исполнения контракта может различаться. В целом, он равен 5-30% от его максимальной суммы (ч.6 ст. 96 44-ФЗ), однако есть определенные тонкости, в частности:

  • если предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть меньшим его значения;
  • минимальный размер обеспечения составляет 10% в тех случаях, когда стоимость контракта превышает 50 миллионов рублей;
  • если в ходе торгов произошло падение по отношению к начальной цене контракта на 25 и больше процентов, размер обеспечения высчитывается с применением коэффициента 1,5 к указанному в контракте значению.

Относительно последнего пункта следует отметить, что, если исполнитель способен подтвердить собственную добросовестность, он может избежать повышения обеспечения. Подтверждение можно получить в реестре контрактов, их необходимо показать заказчику перед подписанием проекта контракта. Таким подтверждением послужит факт, показывающий, что на протяжении года до подачи текущей заявки исполнитель выполнил минимум три контракта без каких-либо нарушений и штрафных санкций.

Предоставление и оформление обеспечения

После победы в конкурсе или на тендере исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта. На данный момент существует два варианта выполнения этого требования:

  1. Можно внести средства в требуемом размере на депозит заказчика. Этот способ не нужно оформлять никакими дополнительными соглашениями, однако его повышенная рискованность для исполнителя очевидна даже без глубокого анализа.
  2. Гораздо более распространенным и надежным является предоставление банковской гарантии. Банк, который принимает на себя гарантийные обязательства, должен присутствовать в опубликованном на официальном сайте перечне Минфина. Также он обязан предоставлять данные о гарантиях государственному казначейству, вносящему их в отдельный реестр. Следует отметить, что выбирать банк-гарант имеет право исключительно исполнитель.

Если вы являетесь исполнителем по коммерческому, муниципальному или госконтракту, и вам требуется помощь в получении банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, обращайтесь в Независимую финансово-правовую компанию. Мы решим вашу проблему максимально быстро и качественно!

С 01.01.2014 г. Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (в ред. от 28.12.2013) установил обязанность заказчика по государственному контракту требовать от участника закупки обеспечения исполнения контракта.

Такое требование должно содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Исключение составляют случаи:

  • когда участником закупки является государственное или муниципальное казенное учреждение;
  • когда контракт заключается по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для таких контрактов заказчик вправе, но не обязан установить обеспечение.

Норма ст. 96 Закона № 44-ФЗв редакции до 01.01.2014 г. предусматривала право, а не обязанность, заказчикаустанавливать обеспечение исполнения контракта заказчика только в случае проведения открытого конкурса и открытого аукциона в электронной форме.

Способы обеспечения исполнения контракта с 01.01.2014 г. не изменились. Закон № 44-ФЗ устанавливает два способа обеспечения исполнения контракта:

  • предоставление банковской гарантии, выданной банком;
  • внесение денежных средств на счет заказчика.

Нужно отметить, что по общему правилу выбор способа обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно.

В силу обязательности обеспечивать исполнение контракта, контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, такого обеспечения. Если обеспечение в установленный срок все же не предоставлено участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Закон № 44-ФЗ решает вопрос о размере обеспечения контракта, в том числе, уменьшении данного размера и возврате обеспечения.

По общему правилу размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 000 000 рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Закон устанавливает право поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств по контракту. При этом, может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в случае признания конкурса несостоявшимся. Конкурс может быть признан несостоявшимся, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней. Возврат обеспечения производится в течении 5 дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Кратко остановимся на характеристике каждого способа обеспечения контракта.

Банковская гарантия

Законом установлено, что банковская гарантия для обеспечения контракта должна быть выдана банком и соответствовать требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

В ст. 45 Закона № 44-ФЗ, прежде всего, отмечается, что в качестве способа обеспечения обязательства по контракту принимаются не любые банковские гарантии, а только те, которые выданы банками, включенными перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Такой перечень содержится в ст. 176.1 НК РФ. Кроме того, сама банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.

Банковская гарантия должна быть безотзывной. Ее содержание должно отвечать требованиям Закона № 44-ФЗ.

Важным является установление законом срока банковской гарантии. Срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Как отмечают аналитики, банковская гарантия является главным и самым популярным способом обеспечения исполнения обязательства. Плюсом банковской гарантии является то, что она служит удобным, «безопасным» и экономически выгодным видом обеспечения исполнения контракта. Минусом данного вида обеспечения может стать длительность и трудоемкость процедуры ее получения, в частности длительность рассмотрения заявки банком. Кроме того, для получения банковской гарантии необходимо предоставить большой пакет финансовой документации. При этом, в случае, если у банка возникнут какие – либо сомнения относительно документов или информации, представленной заявителем, в предоставлении банковской гарантии может быть отказано.

Внесение денежных средств на счет заказчика

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту производится участником на счет заказчика. В качестве счета используется специальный счет, на котором в соответствии с законодательством России учитываются операции со средствами заказчику.

Денежные средства находятся в распоряжении заказчика в течении всего времени исполнения контракта до полного исполнения обязательств. Порядок возврата денежных средств законом установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах. В отношении возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не оговорен порядок и сроки возврата. Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусматриваются условиями самого контракта.

Внесение денежных средств в качестве меры обеспечения менее популярно. Для применения данного способа обеспечения в нужный момент должна быть нужная сумма денег, что не всегда осуществимо. Однако, если свободные денежные средства имеются, то безусловным плюсом данного способа является экономия времени на процедуру обеспечения. Минус – собственные денежные средства резервируются на счете заказчика на время исполнения контракта.

Победителю аукциона (государственному бюджетному учреждению) по электронной площадке мы - учреждение-Заказчик направили проект контракта. Победитель подписал контракт, а обеспечение исполнения контракта (платежку с перечисленной суммой) на электронной площадке к контракту не прикрепил. Заказчик фактически получил на свой расчетный счет денежные средства, перечисленные в счет обеспечения исполнения контракта. Вопрос: документ об обеспечении исполнения контракта обязательно ли должен прикрепляться на эл.площадке? Где об этом требовании написано? Как необходимо поступить Заказчику: оформить протокол разногласий с требованием прикрепить документ об опеспечении контракта на эл.площадке?

Ответ

Требование о предоставлении документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта, содержится в ч.6 ст.70 Закона № 44-ФЗ. Формально отсутствие такого документа может расцениваться заказчиком как непредоставление таких сведений (есть прецеденты судебной практики), несмотря на их (денежных средств) фактическое поступление. Наилучший вариант - решить через оператора ЭТП (временно контракт заключается через ЭТП) вопрос с прикреплением файла платежного поручения. Это чисто технический вопрос. Протокол разногласий не годится, т.к. он составляется ДО подписания контракта, а не после.

От 05.04.2013 года. ФКС - это принципиально новый закон, который регулирует гражданско-правовые отношения в сфере государственных закупок. Естественно были подвергнуты анализу процедуры проведения закупок, были внедрены нововведения, которые позволяют удовлетворять государственные нужды и обязательства более прозрачно и понятнее, нежели это было в период действия 94-ФЗ.

В данной статье мы рассмотрим, какие возможны варианты по обеспечению исполнения госконтракта по 44-ФЗ. Согласно ст.96 Закона о ФКС Заказчик обязан в конкурсной документации указать размер требуемого обеспечения. Законом предусмотрены несколько его вариантов :

  • Залог денежных средств , т.е. перед заключением договора поставщик должен перевести денежные средства, размер которых установлен конкурсной документацией, на расчетный счет заказчика. Эти денежные средства будут заморожены на весь срок действия контракта и просим обратить внимание, что это не депозит и никакие проценты на эти деньги не начисляются;
  • Банковская гарантия . Банк, входящий в , выдает письменное обязательство о том, что он гарантирует исполнение обязательств, взятых на себя принципалом. В противном случае банк выплатит оговоренную в гарантии сумму заказчику. Банковская гарантия должна стоять на учете в официальном реестре. Стоит она обычно от 2% до 5% от величины обеспечения.

Срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в случае предоставления банковской гарантии тоже регламентирован п. 3 ст. 96 : срок действия документа должен превышать действие соглашения не менее, чем на один месяц.

Размер обеспечения исполнения контракта. В установлены минимальная и максимальная сумма обеспечения, который заказчик имеет право установить в конкурсных требованиях. Она исчисляется в процентах от НМЦК (Начальная максимальная цена контракта) и составляет от 5% до 30% от НМКЦ. Но не менее суммы аванса, если таковой предусмотрен конкурсом.

Итак, расчет стоимости определяется следующим образом:

  • В случае, если составляет более 50 000 000 рублей, заказчик должен установить требование обеспечения исполнения договора в размере от 10 % до 30 % НМЦК, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата). Если аванс превышает 30 % НМЦК, стоимость устанавливается равная авансу;
  • В случае, если предложенная в заявке поставщика цена снижена на 25 % и более по отношению к НМЦК, поставщик, с которым заключается соглашение, предоставляет гарантийные обязательства в размере, превышающем в 1,5 раза размер, указанные в документации, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата).

Стоимость может быть уменьшена на сумму выполненных по контракту обязательств.

Если поставщиком по договору является государственное или муниципальное казенное учреждение, то обеспечивать контракт таким участникам не нужно.

Как оформить?

Очень просто! Свяжитесь с сотрудниками или на сайте и мы сами свяжемся с Вами. Оформить банковскую гарантию Вы сможете в короткие сроки - 3 рабочих дня при первичном обращении и 1 рабочий день при повторных. Список документов и этапы оформления .

Это выгодно:

  • Быстро - от 1 рабочего дня
  • Просто - минимальный макет документов
  • Эффективно - 20 банков-партнеров
  • Недорого - минимальные ставки (от 15 000 рублей)

Виды обеспечения исполнения контракта

Требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ, закон о государственных закупках).

Необходимость предоставления обеспечения всегда зафиксировано в проекте контракта, закупочной документации, в извещении о закупке или приглашении принять участие в выборе определенного поставщика.

Когда не требуется обеспечение контракта

Существуют случаи, когда предоставление обеспечения не требуется . Таких случаев немного и все они регламентированы законом о государственных закупках. Так, требование о предоставлении обеспечения не действует в случае, если контракт подписывается между государственными или муниципальными организациями. Даже если в документации о закупке указана необходимость обеспечения, участник, являющийся государственной организацией вправе такое требование не исполнять и обеспечение не предоставлять. Не применимо также требование о предоставлении обеспечения в случае, если предметом контракта является оформление кредита, займа или выдача банковской гарантии. Требование о необходимости оформления обеспечения в таком контракте всегда отсутствует.

Кроме того, законом предусмотрен перечень случаев, в которых заказчик может самостоятельно определять, необходимо ли предоставление обеспечения или есть возможность предоставить исполнителю возможность осуществлять работу без предоставления какого-либо обеспечения. К таким исключительным случаям относятся некоторые контракты с единственным поставщиком, например на закупку товаров или услуг на незначительные суммы в размере менее 100 тысяч рублей или покупка учреждениями культуры различных ценностей культурного, исторического или художественного значения. Нет необходимости в обеспечении также при закупке у естественных монополий или производителей военного оборудования и техники, не имеющих аналогов, у российских поставщиков. Закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в различных международных организациях и судах, а также контракты, обеспечивающие проведение переговоров на уровне официальных лиц иностранных государств и деятельности организаций государственной охраны при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц Российской Федерации, тоже не требуют предоставления обеспечения.

Стоит отметить, что перечень подобных исключений, в которых установление требования о предоставлении обеспечения остается на усмотрение заказчика, достаточно обширен и полностью содержится в законе №44-ФЗ.

Кроме того, исключения из правила об обязательном предоставлении обеспечения могут устанавливаться Правительством РФ. Так, в 2015 году Постановлением от 06.03.2015 № 199 государственным заказчикам разрешено самостоятельно определять необходимость обеспечения в следующих случаях:

  • если участник закупки - субъект малого предпринимательства или некоммерческая социально ориентированная организация;
  • в проекте контракта указаны условия, регламентирующие банковское сопровождение контракта;
  • авансовые платежи по контракту перечисляются на счет, который открыт территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;
  • размер аванса в соответствии с контрактом не более 15% в случае, если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд. Субъекты федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно установить предельный размер авансового платежа, при выплате которого предоставление обеспечения не является обязательным при закупке с целью удовлетворения нужд субъекта федерации или муниципального образования соответственно;
  • в контракте предусмотрена оплата не более 70% стоимости поставки при закупке для федеральных нужд, а остаток оплаты предусмотрен только после полного выполнения услуг или поставки товаров. В данном случае субъект и муниципальное образование также вправе самостоятельно определять размер первоначальной оплаты при закупке для нужд обеспечения органов власти субъекта или муниципального образования;
  • участник закупки является бюджетным учреждением, предложившим низкую стоимость товаров или услуг, но не более 25% от первоначальной стоимости контракта.

Проект государственного контракта, заключение которого требует обязательного предоставления обеспечения, должен в обязательном порядке содержать все существенные условия обеспечения, а именно: размер, срок предоставления и порядок его возврата.

Выбор способа обеспечения государственного контракта

Существует только два способа обеспечения исполнения государственного контракта:

1. Предоставление банковской гарантии, удовлетворяющей всем необходимым требованиям, которые будут охарактеризованы ниже.

2. Перечисление денежных средств на счет заказчика.

Заказчик не вправе регламентировать в конкурсной документации, какой способ обеспечения должен использовать участник закупки. Исполнитель вправе самостоятельно определить наиболее приемлемый и удобный для него способ. Вместе с тем, можно использовать только один вид обеспечения - либо банковскую гарантию, либо депозит. Возможность частично использовать в качестве обеспечения банковскую гарантию, а на оставшуюся часть предоставить денежные средства в виде депозита законом не предусмотрена. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то должна быть выпущена банком и предоставлена заказчику только одна банковская гарантия на всю сумму. Предоставление нескольких гарантий в общей сумме, покрывающей необходимый размер обеспечения, не разрешается.

Размер обеспечения, которое должен предоставить участник закупки, варьируется от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Эта цена всегда указана в извещении о закупке. При высокой стоимости контракта, превышающей 50 млн рублей, заказчик вправе повысить минимальный размер обеспечения и установить его диапазон в размере от 10% до 30% от НМЦ. Но в любом случае размер обеспечения не должен быть ниже, чем размер аванса, перечисляемого исполнителю, если выплата такого аванса предусмотрена государственным контрактом. Это требование действует также в случае, если размер аванса более 30% всей стоимости контракта. Таким образом заказчик страхует риски невозврата аванса в случаях, если исполнитель после его получения прекратит исполнять свои обязательства по государственному контракту.

Особенности предоставления банковской гарантии

Банком, гарантию которого можно предъявить в качестве обеспечения по государственному контракту, может быть не любой банк по выбору участника закупки, а лишь тот, что включен в перечень банков , гарантии которых принимаются для целей налогообложения. Такой перечень ведется Министерством финансов совместно с Центральным банком РФ. Ознакомиться с ним можно в интернете на сайте Министерства финансов. В этом перечне фигурируют только банки с устойчивым финансовым положением, не требующие процедуры финансового оздоровления, соблюдающие все необходимые банковские нормативы, имеющие соответствующую лицензию на осуществление банковских операций, а также собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей.

Основные требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения:

  • Банковская гарантия обязательно должна быть безотзывной. Это означает, что гарантия не может быть отозвана банком-гарантом ни при каких обстоятельствах и не должна содержать условий, позволяющих отозвать гарантию до истечения ее срока действия. Срок действия такой гарантии должен превышать срок заключаемого государственного контракта минимум на один месяц.
  • Гарантия должна содержать точное определение обязательств, в обеспечение которых она выдается, а также сумму, которую банк-гарант выплатит заказчику в случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту, обеспечиваемые данной гарантией. Кроме того, в гарантии необходимо указать, что банк-гарант в случае задержки выплаты, обязуется выплатить заказчику неустойку. Размер такой неустойки составляет 0,1% в день. Исполнением обязательств по банковской гарантии считается дата фактического зачисления денежных средств на счет заказчика. Именно с этой даты обязательства гаранта могут считаться исполненными. Соответствующий пункт также должен обязательно содержаться в тексте гарантии. Кроме того, закон 44-ФЗ позволяет заказчику в случаях, если гарант не осуществляет выплату в течение 5 рабочих дней, осуществить бесспорное списание средств со счета гаранта. Однако действующее законодательство пока не содержит юридических механизмов, предоставляющих заказчику право реализовать такую возможность.
  • Банковская гарантия должна содержать полный необходимый и достаточный перечень документов, которые заказчик должен будет предоставить в банк при обращении за выплатой в случае, если участник закупки нарушит обязательства по контракту. Стоит отметить, что такой перечень не может противоречить требованиям Постановления Правительства, определяющим, какие документы должны быть предоставлены и являются достаточными для осуществления выплаты (Постановление Правительства №1005 от 08.11.2013). Заказчик не имеет обязанности доказывать нарушение исполнителем требований контракта в судебном порядке, поэтому предоставления для выплаты каких-либо судебных актов не требуется, и банковская гарантия не должна содержать подобных обязательств.

Для рассмотрения банковской гарантии и принятия решения о ее соответствии всем требованиям заказчику предоставляется не более 3 рабочих дней. Если заказчик принял решение, что банковская гарантия не может быть принята, он должен в обязательном порядке уведомить о данном факте исполнителя - в письменной форме и с указанием причины, по которой гарантия не может быть принята. Перечень таких причин регламентирован 44-ФЗ. Отказаться использовать предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения заказчик может лишь в нескольких случаях:

1. После проверки гарантии выясняется, что она отсутствует в реестре банковских гарантий , который ведется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками-гарантами. Такой реестр размещен в интернете в свободном доступе и участник закупки сам может проверить, есть ли выданная гарантия в данном реестре. Мера по формированию реестра была принята в связи с возрастающим числом поддельных банковских гарантий, которые были предоставлены в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, но не стояли на балансе выдавших их банков.

2. Гарантия выдана банком, который отсутствует в перечне Минфина РФ.

3. Предоставленная банковская гарантия не соответствует хотя бы одному требованию, предъявляемому к гарантиям законом №44-ФЗ.

4. Гарантия не соответствует документации о закупке. Стоит внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к обеспечению всеми конкурсными документами, чтобы избежать возврата банковской гарантии по данному основанию.

Обеспечение в виде перечисления денежных средств

Предоставление обеспечения в форме перечисления денежных средств является более простым в реализации способом, чем получение в банке банковской гарантии. При таком способе нет необходимости внимательного изучения всех требований и нормативов к банковским гарантиям, отсутствует риск, что гарантия не будет принята заказчиком по каким-либо основаниям и контракт не будет заключен. Для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнительно может либо использовать собственные средства, либо воспользоваться кредитными.

Обеспечение должно быть перечислено в срок, оговоренный в проекте контракта. Поступившие денежные средства до момента исполнения всех обязательств по контракту остаются в распоряжении заказчика. Следует зафиксировать срок возврата обеспечения при заключении контракта. Так как основной целью предоставления денежных средств является обеспечения исполнения всех обязательств по контракту, то возврат обеспечения должен быть осуществлен после подписания Акта выполненных работ между исполнителем и заказчиком.

Стоит обратить особое внимание, что если участник закупки не сможет предоставить обеспечение в срок, регламентируемый проектом контракта, то контракт с ним не будет заключен. Кроме того, такой участник рискует быть добавленным в реестр недобросовестных поставщиков и, таким образом, потерять возможность участвовать в каких-либо еще государственных закупках.



 

Возможно, будет полезно почитать: