Что указывали в графе 5. Время ч

Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» - это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» - знаменитую пятую графу в анкете.
Пятый пункт в паспорте - место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был «пятый».

У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.
- Рабинович, вы - член партии?
- Нет, я - ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
- Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
- О-о-о! Это - очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
- Ну, что сказала ваша жена?
- Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем - борьба двух иудеев во славу русского оружия.

Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
- А как узнать, кто - еврей, а кто - сионист?
- Очень просто: кто остается в СССР, тот - еврей, а кто уезжает в Израиль, тот - сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты - это те, кто хотят освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.

В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
- Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
- Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
- Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
- Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!

Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников - граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких - на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.
В опере
- Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
- На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления.
«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
- Не хочу я никуда ехать. Все хотят - жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
- Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
- Не получается: я - один еврей в семье.

А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
- Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
- Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, — можете на занятия не приходить.
Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».
Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.
- Ох уж эти евреи! Как для себя - так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас - так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.
Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.
Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.

В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
- Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
- Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
- Ну-у-у-у…?
Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.
В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
- А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.
Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.
- Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
- Еще как!
- А в СССР вы чувствовали себя евреем?
- Еще как!

Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.
Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
- Ну что, Хаим, - говорит один из евреев, - помогло ему его знание иврита?
Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.
- Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
- А что с ним?
- У него нет двух ног.
- Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!

Появились специфические анекдоты и в СССР.
- Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
- Зачем? Мне и здесь плохо.
У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.
- Скажите, - спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, - а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?
А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой - возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе - евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска.

Иван Русанов
http://maxpark.com/community/5862/content/3134041

Графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций .

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.). [ ]

В наше время

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality ) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство . Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity ), этническая личность , этническая принадлежность ; в паспортах это не указывается .

В Российской Федерации

По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения» .

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации , а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии . При этом графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв .

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки , поморы), либо вообще к несуществующим (хоббиты , эльфы и пр.) .

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность - пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «хохлы», «бульбаши », «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

На Украине

На Украине национальность указывалась в свидетельстве о рождении, но с 2014 года в данном документе имеются лишь две графы - для указания гражданства родителей. В паспорте такая графа не предусмотрена. Таким образом лицо не имеет никакой возможности как-то декларировать свою национальность, даже по желанию. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию .

В Казахстане

Национальность в Казахстане указывается по желанию владельца в паспорте гражданина Республики Казахстан, удостоверении личности гражданина Республики Казахстан, дипломатическом паспорте и служебном паспорте Республики Казахстан . В Свидетельстве о рождение указываются национальности родителей.

В Латвии

Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

В Китае

В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей. Натурализованные иностранцы могут иметь и национальность, не входящую в официальный список.

В Узбекистане

В паспорте гражданина Узбекистана указание национальности является обязательным, наряду с гражданством. В процессе оформления паспорта или проездного документа, национальность ребенка определяется по национальности родителей, если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче паспорта или проездного документа национальность гражданина или лица без гражданства записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта или проездного документа .

Другие значения

Литература

Примечания

  1. См. например определение термина в «Юридическом словаре» , 2000.
  2. ФОРМА ЛИЧНОГО ЛИСТКА ПО УЧЁТУ КАДРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 1930-1950-х
  3. Ин-т этнологии и антропологии РАН. - Предложение "о графе "национальность": обзор дискуссии . 19.02.2015
  4. При этом в школьных классных журналах в списке учащихся с первого класса имелась обязательная для заполнения графа «национальность», не имеющая юридической силы.
  5. По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи , вайнахи , а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
  6. См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
  7. Депортация народов
  8. Слёзкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - ISBN 5-86793-355-5
  9. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938-1953. Серия: Россия. XX век. Документы. - М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
  10. Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
  11. Дискриминация крымских татар продолжается , Московская Хельсинкская группа , 1977 год
  12. Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать (неопр.) .
  • 3 Другие значения
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • В СССР

    В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах.

    В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).

    При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи населения СССР 1959 года осуществлялся по 126 названиям; во время переписи 1979 года - по 123 названиям, а в переписи 1989 г. - по 128 названиям. Некоторые народы (например, ассирийцы) в этих списках отсутствовали. Национальность иммигрантов определялась произвольно, у них в пятом пункте могли появиться самые разные записи. это же время никто не учитывал перепись населения СССР 1926, 1937, 1939 года.

    Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах, а на всей территории СССР представителей таких народов как евреи, немцы, крымские татары и др.) в части поступления в ВУЗы, приёма на работу, в аспирантуру, карьерного продвижения, наград, поездок за границу и т. п., вплоть до депортаций по национальному признаку. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность.

    В наше время

    В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.

    В Российской Федерации

    По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время.

    Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. При графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

    Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.

    В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).

    В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность - пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

    В национальных образованиях на территории России (в частности, в Татарстане) существуют вкладыши в паспорт с указанием национальности. Вкладыши изготавливаются по желанию владельца паспорта

    На Украине

    На Украине национальность не указывается ни в каких документах, удостоверяющих личность, кроме свидетельства о рождении. паспорте такая графа не предусмотрена. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию.

    В Казахстане

    Национальность в Казахстане указывается материнская либо отцовская по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности.

    В Латвии

    Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

    В Китае

    В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей.

    Другие значения

    • В советских паспортах образца 1953-1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность - третьим).
    • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

    Литература

    • Александрова Инна. Пятый пункт. М., Права Человека, 1998, 132 с. ISBN 5-7712-0078-6

    Примечания

    1. См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
    2. «Как переписывали Россию» Журнал «Огонёк» № 42 (5151) от 25.10.2010
    3. Негр
    4. По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
    5. См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
    6. Депортация народов
    7. Yuri Slezkine. The Jewish Century. ISBN 0-691-12760-3
    8. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938-1953. Серия: Россия. XX век. Документы. - М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
    9. Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
    10. Дискриминация крымских татар продолжается, Московская Хельсинкская группа, 1977 год
    11. Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать. Заметки по еврейской истории (июль 2011). Проверено 16 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012.
    12. Евгений Кудряц. «Инвалиды пятой группы»
    13. Англо-Русский разговорник - Country & nationality - Страна и национальность
    14. Законопроектный портфель в сфере этнических отношений
    15. Россиянину хорошо и без «пятой графы»
    16. «Волчий билет»
    17. И снова «пятая графа»
    18. Сохранить графу «национальность» в паспорте потребовали сторонники митрополита Иоанна
    19. "За возвращение в паспорта россиян графы «национальность»
    20. «Пятая графа» под запретом
    21. Нужно ли запретить СМИ называть национальность подозреваемых и потерпевших? («Лукавая Цифра»)
    22. «Перепись выявила в России хоббитов, эльфов и скифов»
    23. «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»
    24. Татарстанский вкладыш сохранится в паспортах нового типа
    25. Литвин предлагает вернуть в паспорт «пятую графу»
    26. Владимир Яворивский: «Не надо бояться пятой графы в паспорте!»(недоступная ссылка)
    27. Депутаты хотят вернуть в паспорта «пятую графу»?

    пятая графа, пятая графа в паспорте

    Пятая графа Информацию О

    СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
    Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

    По паспорту

    Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

    По маме и папе

    В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

    По лицу

    Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

    По велению сердца

    «Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

    Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли. Лидия Графова

    www.diletant.ru/articles/19682246/
    Опрос - нужно ли возвращать в паспорт графу "национальность"?
    27 сентября //:
    Материал подготовила Ольга Кузнецова

    Валерий Рашкин, депутат Госдумы от КПРФ:

    Я уверен, что графу «национальность» надо вернуть в паспорта россиян. Более того, я был автором законопроекта о введении в паспорт пятой графы «национальность». Граждане Российской Федерации могли бы добровольно ее указывать, либо оставлять графу свободной. К сожалению, этот законопроект отклонила «Единая Россия», я считаю это грубейшей ошибкой. Как показало время, национальная идентичность присуща гражданам России, особенно в связи с тем, что было в Советском Союзе, когда эта графа была.

    Я считаю, что русский язык, традиции, культура русского народа забываются, затираются, принижаются, поэтому и надо графу национальность восстановить. Ведь даже законопроект, автором которого я тоже был, о праздновании дня русского языка в России, был введен только указом президента. И это несмотря на то, что в прошлом году ООН объявила год русского языка, и день рождения А.С. Пушкина обозначили как день русского языка. В нашей стране день русского языка не празднуется, несмотря на указ, никаких мероприятий не проводится, финансы не выделяют на день русского языка. Даже не ввели его в календарь праздничных дней, что говорить о том, что есть национальная русская гордость. Лично я, например, помню свои корни, что я русский человек, что моя родная речь — русская, я горд этим. В память о своих предках я обязательно хочу, чтобы в паспорте у меня была графа «национальность».

    Лев Пономарев, правозащитник:

    Ксенофобия и национализм в России сейчас приобрели дополнительное звучание, особенно на выборах в Москве, хотя я думаю, что и в других местах тоже. Политика часто эксплуатирует тему национальности, мне кажется, поэтому возникло дополнительное напряжение в обществе.

    Появление в паспорте графы «национальность» не является полезным и будет способствовать дальнейшему разделению общества. Если бы общество жило в спокойном состоянии, и разговор шел о некой фрагментации, о том, чтобы в спокойном состоянии диалога решать возникающие вопросы — это я мог бы допустить. В Европе происходит одновременно два процесса: процесс интеграции, связанный с глобализацией, объединением Европы, и процесс некой фрагментации, но при этом там объединение имеет большее значение. Если бы мы твердо знали, что Россия у нас никуда дальше не будет разваливаться, и мы бы видели, что все только укрепляется и фрагментации не происходит, тогда спокойно можно было бы обсуждать вопрос о введении графы «национальность». Сейчас, я считаю, что это все будет только разрушать страну и вредить ее будущему.

    Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты:

    Национальность у людей должна быть по самоидентичности. У нас многонациональная страна, у многих национальность перетекает из одной в другую. Надо дать возможность гражданам не жестко себя идентифицировать, а «перетекать» из одной национальности в другую, либо считать себя россиянами в целом. Чрезмерное педалирование национальной идентичности приводит к межнациональным трениям. Понятно, почему люди хотят, чтобы указывали их национальность, для них это является, во-первых, формой национальной идентичности, а во-вторых, формой самозащиты.

    Национальная идентичность, как и религиозная, переживает у нас ренессанс. Сейчас Россия не ассоциируется с победами, как например, Советский Союз. Потеряны огромные территории, историческая столица — город Киев, где создавалось российское государство. Именно поэтому многие не считают нынешнюю Российскую Федерацию по-настоящему Россией. К тому же, россиянин дискредитирован временами этих неуспехов, плюс нет никакой государственной идеологии. Вот в Америке есть государственная идеология: работа, демократия, американская мечта. Поскольку в России нет такой государственной идеологии, то появляется желание формировать свою идентичность по национальному или религиозному признаку. Отдельно стоят русские. Русские ощущают себя в России людьми второго сорта, они дискриминированы. Механизмы этого сложные, поскольку закон работает слабо, а права человека защищены не законом, а диаспорами. А русские не организованы в диаспоры — это первая причина, почему их права ущемляются, вторая причина — традиционно русские имели высокий социальный статус и высокие зарплаты из-за того, что участвовали в крупных социальных проектах. Но крупных социальных проектов нет, соответственно социальный статус и зарплата маленькие. Третья причина кризиса русского этнического ядра заключается в том, что по нему ударили алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания бьет с особенной силой именно по русским, потому что в других нациях как-то человек удерживается от того, чтобы стать алкоголиком и наркоманом - в основном семейно-родовыми связями. Семейно-родовые связи у русских значительно ослаблены, поскольку ослаблены традиционные ценности, а государство у нас практически самоустранилось от борьбы с такими болезнями. Таким образом, русские находятся в серьезном кризисе, поэтому хотят защититься и требуют, чтобы «русский» — было указано в графе «национальность» в паспорте. И возможность указать национальность является желанием защититься от слабости и заполнить «пустое» место с точки зрения идентичности.

    Лидия Графова, журналист-правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»:

    Я думаю, что межнациональная ненависть была активизирована предвыборной кампанией, когда мигранты стали врагом номер один, и борьба с нелегальной миграцией была одним из главных приоритетов буквально у всех кандидатов в мэры Москвы. Очень жалко, что так развивается общественное мнение. Хотя такая реакция общественности понятна, но если графу «национальность» введут, то это будет шаг назад, потому что хотелось бы, чтобы у нас общество не раскалывалось по признаку национальности и вероисповедания. Консолидация все-таки ведет к человеческой атмосфере, а если в условиях бушующей сегодня ненависти введут графу «национальность», то это принесет только вред.

    Сейчас настолько маятник качнулся вправо, что по закону физики он должен теперь качнуться влево. Я думаю, что нашим людям надо опомниться, ведь была же когда-то дружба народов. Страшно предположить, что это совершенно растоптано. Надеюсь, что этот градус ненависти пойдет вниз. Ведь если введут графу «национальность», то будет много сложностей и недоразумений, в частности, потому что у нас огромное количество смешанных браков. Для чего детям думать, чем они отличаются от других? Что они будут писать в графе «национальность»? Наоборот, в наше время надо думать, чтобы была единая нация, гражданство, как в других странах. Сейчас наша история общественного мнения, национальной миграционной политики двигается в ритме старого танка: шаг вперед, два шага — назад. В Америке есть только гражданство и они этим гордятся и во Франции тоже. Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли.

    А это выдержка из комментариев к этому опросу:
    Вообще с коммунистами последнее время происходят чудные вещи - стали допускать веру в Бога и русский национализм!
    Комаров Анатолий

    Вараксин Борис, 29.09.2013 21:29:57
    А зачем вам указание вашей национальности? Чтобы вы её не забыли? И если вы так гордитесь своей национальностью, то как влияет на вашу гордость наличие записи в паспорте? Что, если записи нет, то и гордиться нечем? Вы сами хотите гордиться своей национальностью или вам нужно, чтобы и другие гордились ею? Но на процесс посторонней гордости за вас запись в паспорте никак не влияет. Уважают не за запись, а за что-то другое. Разве не так?
    www.diletant.ru/articles/19682246/

    От меня(авт) Мы не забываем о своей национальности, и без пятой графы, но считаю, что убрали графу - национальность, чтобы статистика не могла контролировать смертность и рождаемость, именно, Русских в России. А так как очень заметна "мышиная возня" именно против нас, этнособразующего народа,
    то исчезновение графы национальность, скрывает настоящее количество Русских в России от мировой общественности и от самих Русских, И это единственная причина, все остальное словоблудство.
    А к межнациональной розни не имеет никакого отношения.
    Межнациональная рознь создается заинтересованными не на количестве людей той, или иной нации.



     

    Возможно, будет полезно почитать: