Дисквалификация назначается в отношении. Исполнение решения суда о дисквалификации

"Зарплата", 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ - это лишение физического лица следующих прав:

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Причина дисквалификации Основание
Нарушение законодательства о труде и охране
труда лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение
Часть 2 ст. 5.27
КоАП РФ
Незаконные действия по получению и (или)
распространению информации, составляющей
кредитную историю
Статья 5.53 КоАП
РФ
Фиктивное или преднамеренное банкротство.
Речь идет о заведомо ложном объявлении
руководителем организации о
несостоятельности, в том числе его обращение
в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о
признании банкротом при наличии у него
возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме. Наказание также
предусмотрено за умышленное создание или
увеличение неплатежеспособности
Статья 14.12 КоАП
РФ
Неправомерные действия при банкротстве.
Предусмотрены различные составы
правонарушения, например сокрытие имущества
или имущественных обязательств, неисполнение
обязанности по подаче заявления о признании
юридического лица банкротом в арбитражный суд
и др.
Статья 14.13 КоАП
РФ
Представление в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц,
документов, содержащих заведомо ложные
сведения
Часть 4 ст. 14.25
КоАП РФ
Заключение ограничивающего конкуренцию
соглашения или осуществление ограничивающих
конкуренцию согласованных действий
Статья 14.32 КоАП
РФ
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во
введении в оборот товара с незаконным
использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации юридического лица, средств
индивидуализации продукции, работ, услуг
Статья 14.33 КоАП
РФ
Невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор
Статья 19.5 КоАП
РФ
Незаконные действия по получению или
представлению кредитного отчета либо
информации, составляющей кредитную историю и
входящей в кредитный отчет
Статья 14.29 КоАП
РФ

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например , представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например , первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее - при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например , протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения. Например , в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например , невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание - ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Р.Е.Дозоров

Юрист-эксперт по налогам

консалтинговая группа

"Родичев и партнеры"

Дисквалификация - новый вид административного наказания

Г. Титова, Минфин России

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид - дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания). Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания - от шести месяцев до трех лет (ст.3.11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 главы 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 "Фиктивное или преднамеренное банкротство" фиктивное банкротство (т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) - наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве" предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и(или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и(или) возникновение убытков (ст. 14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к части второй ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.14.21-14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст.14.25

Дела об административных правонарушениях по ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21-14.23 и части 4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.14.21-14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом - прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дисквалификация, как вид административного наказания, заключается в установлении временного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Указанное ограничение устанавливается в качестве санкции за нарушение регламентированных правил, утвержденных на законодательном уровне. В этом материале рассмотрим, как происходит назначение и исполнение данной санкции.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00

Что это такое

Для определенных должностей и видов деятельности устанавливается особый состав требований и правил, нарушение которых имеет повышенную общественную опасность. Чтобы наказать гражданина или должностное лицо за нарушение указанных правил, а также предотвратить повторные проступки, в 2009 году законодателем была введена статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация, как административная санкция, заключается в следующих правовых последствиях:

  • правонарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, указанными в судебном акте;
  • выбор должности или вида деятельности, на который распространяется запрет, зависит от характера правонарушения (например, за проступок в сфере государственного управления не может назначаться дисквалификация на занятие частной практикой);
  • запрет реализуется не только путем прекращения трудовых отношений или изменением места работы, но и включением в специальный реестр дисквалифицированных лиц – сведения из указанной базы данных препятствуют нарушения режима санкции.

Дисквалификация может применяться только к физическим лицам, занимающим официальные должности на государственной или муниципальной службе, зарегистрированным в качестве ИП, назначенным руководителем предприятия и т.д. В отношении юридических лиц такая мера воздействия не применяется.

На кого распространяется дисквалификация

В ст. 3.11 КоАП РФ зафиксированы категории должностей и видов деятельности, по которым может применяться режим дисквалификации:

  • граждане, занимающие должности федеральной, региональной или муниципальной службы;
  • лица, возглавляющие юридическое лицо, либо входящие в коллегиальные органы управления предприятия;
  • субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию государственных или муниципальных услуг;
  • граждане, занятые в сфере проведение экспертизы промбезопасности, оценки пожарного риска, медицинской или фармацевтической деятельности.

Для должностей государственной или муниципальной службы существуют специальные реестры, утверждаемые органами власти. Дисквалификационный запрет распространяется на должности, указанные в таком реестре или перечне. Если в государственном или муниципальном учреждении существует штатная должность, не включенная в указанный реестр, дисквалификация на нее не распространяется.

Как назначается санкция

Основанием для введения режима дисквалификации является постановление по административному делу. Назначение указанной санкции входит в исключительную компетенцию суда – иные ведомства не обладают полномочиями по дисквалификации . Процедура привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется – оформлением документов могут заниматься различные ведомства, в зависимости от предоставленных полномочий;
  • на период рассмотрения дела потенциальный правонарушитель не лишается права занимать должность или осуществлять определенную деятельность, так как дисквалификация вступает в силу только по судебному акту ;
  • административный материал направляется для рассмотрения в судебные инстанции;
  • рассмотрение дела может происходить без участия гражданина, если в материалах имеются доказательства надлежащего уведомления о месте и времени судебного заседания;
  • суд может, но не обязан, применять санкцию в виде дисквалификации — данная мера воздействия относится к дополнительным видам наказания, поэтому суд может ограничиться , или (в зависимости от рассматриваемой статьи КоАП РФ).

Судебное постановление может быть обжаловано правонарушителем в течение семи суток с момента получения копии документа. Пока не истек указанный срок на обжалование, либо пока жалоба не рассмотрена по существу в вышестоящей инстанции, наказание не вступает в силу.

Типичный пример дисквалификации связан с ненадлежащим исполнением организационно-распорядительных или хозяйственных функций в государственном учреждении. Если должностное лицо, в полномочия которого входило обеспечение правил охраны труда, допустило административное правонарушение, дополнительной санкцией может назначаться дисквалификация – запрет на занятие указанной должности.

Срок действия санкции

В статье 3.11 КоАП РФ регламентирован минимальный и максимальный период дисквалификации, который может грозить правонарушителю – санкция устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный размер санкции определит суд, однако выйти за пределы статьи КоАП РФ, по которой рассматривается правонарушение, нельзя. Например, если за проступок грозит не более полутора лет дисквалификации, суд не может произвольно увеличить этот срок до трех лет.

Как исполняется

Правила исполнения данного вида санкций зафиксированы в ст. 32.11 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые связаны с реализацией наказания в виде дисквалификации:

  • судебный акт подлежит немедленному исполнению после вступления в силу – трудовой договор или контракт подлежит расторжению в одностороннем порядке;
  • сведения о дисквалифицированном лице полежат включению в специальный реестр – сведения из указанной базы данных должен запрашивать работодатель при приеме на работу специалистов (правило о запросе информации из реестра распространяется только в отношении специального перечня должностей и видов деятельности).

Исполнить судебный акт с назначенной дисквалификацией должен сам правонарушитель – это правило прямо указано в ст. 32.11 КоАП РФ .

Копия постановления также направляется приставам сразу после вступления документа в силу.

Если гражданин уклоняется от исполнения наказания (не передает работодателю судебное постановление, либо скрывает этот факт), принудительная реализация происходит через службу ФССП. В этом случае может последовать дополнительная ответственность за неисполнение административного наказания (виновному лицу грозит или ). О факте расторжения трудового договора или контракта должен быть уведомлен суд.

Последствия дисквалификации

Запрет на занятие определенных должностей или осуществление деятельности должен исполняться в течение всего срока санкции. Чтобы избежать злоупотреблений или умышленных нарушений режима наказания, предусмотрено ведение федерального реестра дисквалифицированных лиц. Применение этой базы данных имеет следующие особенности:

  • сведения реестра являются открытыми и общедоступными – информацию можно получить бесплатно через официальный сайт, либо в форме письменной выписки (за плату);
  • в реестре фиксируются личные данные правонарушителя, наименование и ИНН организации по месту предыдущей работы, занимаемая должность, нарушенная статья КоАП РФ, срок дисквалификации;
  • внесение сведений в указанный реестр происходит в течение трех рабочих дней после вступления судебного акта в силу.

Последствия включения в федеральный реестр дисквалифицированных лиц могут наступать не только для правонарушителя, но и для работодателей.

Если действующий работодатель не расторгнет трудовое соглашение после представления судебного акта, он привлекается к административной ответственности. Аналогичным образом грозит наказание для руководителя, которые не запросил сведения из федерального реестра и принял на работу дисквалифицированное лицо.

Сохранить рабочее место в той же организации можно даже при дисквалификации. Для этого, после расторжения трудового контракта по действующей должности, правонарушитель может быть оформлен на рабочее место, не включенное в реестр государственной или муниципальной службы. Такой вариант не является нарушением закона и не повлечет мер ответственности.

Вконтакте

В теории дисквалификация как вид административного наказания должна быть очень эффективна. И это действительно так, явных недостатков у нее немного.

Дисквалификация государственного и муниципального служащего является эффективным способом превенции административных правонарушений, так как исключает субъекта из определенной сферы общественных отношений и лишает его фактической и юридической возможности совершить аналогичное правонарушение.

Однако есть некоторые проблемы в правовом регулировании этого вида наказания. Дело в том, что привлечение к административной ответственности в виде дисквалификации осуществляется не только КоАП РФ, но и на основе Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данное положение содержится в главе 25 АПК РФ.

Согласно же части 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время в АПК РФ сказано: дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражный процессуальным кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

Есть еще одно противоречие между КоАП и АПК, которое касается процессуального части. Согласно статье 4.1 КоАП, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Однако АПК гласит, что решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 арбитражного процессуального Кодекса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что глава 25 АПК РФ ломает систему законодательства об административных правонарушениях. Ведь идея этой системы - объединить законодательство об административных правонарушениях в двух типах нормативно-правовых актов: КоАП РФ и законы субъектов об административных правонарушениях.

Теперь перейдем к вопросам применения дисквалификации. Мною было проанализировано некоторое количество судебных решений, которые касались применения данного вида административного наказания. В целом, она назначается крайне редко.

Я могу привести официальную статистику Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Некоторые дела с применением дисквалификации рассматривают арбитражные суды, но официальной статистики по этим делам мною найдено не было. Для сравнения мною были взяты данные за первое полугодье 2012 и 2013 года. Итак, в 2012 году дисквалификация была назначена 891 раз, в 2013 - 1054 раза. Общее число назначенных административных наказаний составляет примерно два с половиной миллиона и в 2012 и в 2013 годах. Процент применения использования дисквалификации от общего числа наказаний составляет 0,9%. Как можно видеть, применяется она действительно редко. Меньше дисквалификации применяется только административное выдворение. Вполне возможно, что рассматриваемый вид наказания достаточно жесткий, поэтому судьи стараются его не назначать.

Рассмотрим подробнее данные за первое полугодье 2013 года. Дело в том, что дисквалификация может применяться только в качестве основного вида наказания, присутствует она большом количестве составов - около 90 штук. Однако назначается дисквалификация буквально по 13 составам, значит, остальные игнорируются судами.

Суды Тверской области практически не назначают дисквалификации. Практически единственный случай, который мне встретился, произошел 25 августа 2010. Нелидовский городской суд 25 августа 2010 года признал виновным директора одного из обществ с ограниченной ответственностью в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Директор допускал задержку работникам заработной платы, при том, что данное лицо уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение.

Самое большое число дисквалификаций за последние два года назначается по ст. 5.27 КоАП РФ, то есть Нарушение законодательства о труде и об охране труда. Например, 28 января 2013 мировой судья судебного участка №1 Саратовского района Саратовской области признал виновным директора одного из ЗАО в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Дело в том, что директор ранее уже был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за то, что в этом ЗАО не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Дисквалификация же была назначена за аналогичное нарушение этой нормы, то есть ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Дисквалификацию назначил мировой судья так как дела с применением дисквалификации рассматриваются судьями районного судом, если они возбуждены в отношении лиц замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской, дела в отношении лиц, которые не относятся к выше перечисленным могут рассматриваться мировым судьей, согласно абзацу 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Следующим по количеству назначаемых дисквалификаций идет ст. 14.25 КоАП РФ Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также стоит отметить, что среди всех составов, по которым назначаются дисквалификации, именно этот имеет самое большое число наказаний на срок более полутора лет. Остальные составы имеют гораздо более низкий показатель по этому параметру. Например, 16 января 2013 года судья Раменского городского суда Московской области признал виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ председателя дачного некоммерческого товарищества и назначил ему наказание в виде дисквалификации на срок два года. Председатель ДНТ, ответственный за предоставление документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения о месте нахождения ДНТ.

Также достаточно большое количество дисквалификаций назначается по ст. 14.13 КоАП РФ. Дела по данной статье рассматривают не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. К сожалению, мне не удалось найти практику Арбитражного суда Тверской области, опять же из-за того, что дисквалификация применяется редко, поэтому я возьму пример решения Арбитражного суда Республики Башкортостан. 28 декабря 2012 года данный суд вынес решение о привлечении Арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (Неправомерные действия при банкротстве) и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год.

По некоторым составам судьи очень редко используют дисквалификацию. Например, статья 19.5 КоАП РФ. По данному составу рассматривается очень большое количество дел, однако, назначения рассматриваемого вида наказания можно считать исключением. По этому составу судьи в подавляющем числе случаев назначают штрафы. Скорее всего, это связано с тем, что сами предписания касаются не настолько серьезных вещей, чтобы их невыполнение повлекло бы назначение дисквалификации, все-таки это достаточно жесткая мера наказания. Подобный случай есть в практике Московского районного суда г. Твери. Судья вынес постановление о признании виновным Главы администрации Московского района г. Твери в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнул административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей. Штраф был назначен из-за того, что Радюк В.Г. впервые был привлечен к административной ответственности; предписание касалось организации и обеспечении выполнения работ по восстановлению дорожного знака 5.20 "искусственная неровность".

Остальные случаи применения дисквалификации носят единичный характер. Это составы, предусмотренные статьями 5. 57, 14.35, 15.27, 19.4.1, 19.8.1, 19.20.

Мне кажется, что главной причиной явной неэффективности дисквалификации является то, что лишь в 10 составах дисквалификация является безальтернативным наказанием. В остальных случаях дисквалификация рассматривается как альтернатива штрафу, механизм применения которого хорошо отработан. Из-за этого дисквалификация применяется редко.

За отдельные нарушения предписаний законодательства может устанавливаться наказание в виде дисквалификации. Данный вид наказания имеет своей целью отстранение от замещаемой должности в органах государственного управления и управления коммерческой организации.

В отличие от лишения специального права, где гражданин лишается специального статуса, при дисквалификации гражданин лишается возможности занимать ту или иную должность на определенный срок.

Говоря о дисквалификации, можно сказать, что гражданин лишается на определенное время административной дееспособности, то есть способности реализовывать права и обязанности в сфере управления. При этом управление может ограничиваться в государственных, муниципальных или частных интересах.

В этой статье:

Понятие и особенности дисквалификации

Под дисквалификацией принято понимать лишение права занимать должности в сфере государственного управления или управления юридическим лицом.

Сферой государственного управления, подразумевается сфера государственной службы, а именно должности федеральные и региональные; сфера муниципальной службы; сфера предпринимательской деятельности; и сфера проведения спортивных мероприятий.

Особенностью дисквалификации является то, что она применяется только к физическим лицам. Физические лица, в свою очередь, занимают определенные государственные и негосударственные должности в сфере управления или осуществления административно-распорядительных функций.

В качестве примера, можно привести следующие случаи: дисквалификация за нарушение правил охраны труда; дисквалификация для должностных лиц, имеющих доступ к кредитной истории гражданин, в случае ее разглашения; дисквалификация для органов управления образовательного учреждения, при нарушении права гражданина на образование.

Порядок применения дисквалификации

Дисквалификация может устанавливаться только судом. Право на возбуждение производства относится к компетенции отдельных должностных лиц, например, Рособрнадзора, а применение дисквалификации относится к компетенции судьи.

Срок применения данного административного наказания варьируется от шести месяцев и максимально может быть установлен на три года.

В течение всего срока действия ограничения, гражданин не имеет право занимать должность на государственной службе, муниципальной службе, в органах коммерческого управления организацией, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать услуги в многофункциональных центрах и т.д.

Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Началом действия дисквалификации, принято считать момент вступления постановления судьи о наложении дисквалификации. В отношении дисквалифицированных лиц, заводится специальный реестр, по которому производится отслеживание исполнение допуска к той или иной должности.

Данный реестр ведется уполномоченным органом Правительства России. Реестр включает в себя сведения о гражданине, его занимаемой должности, места нахождения его организации, сроки лишения этой должности. Сведения реестра являются открытыми и любые заинтересованные лица могут через средства интернет посмотреть список дисквалифицированных лиц.

По истечении срока установленного для дисквалификации, гражданин может вернуться на замещаемую ранее должность, если его руководитель позволит заново заключить служебный контракт о прохождении государственной или муниципальной службы.

Основанием для прекращения действия дисквалификации, является издание судьей акта об отмене дисквалификации или истечении действия ее срока.



 

Возможно, будет полезно почитать: