Грузинская церковь канонизировала основательницу серафимо-знаменского скита схиигумению фамарь. Схиигумения фамарь

«Все святые связаны Господом Богом...» (Преподобноисповедница Фамарь)

Великую княгиню Елисавету и грузинскую княжну будущую схиигумению Фамарь связывала теплая дружба. Они имели одних духовных руководителей. Во время устройства Серафимо-Знаменского скита матушка Елисавета оказывала его основательнице матушке Фамарь деятельную помощь.

Из книги "Воспоминания" епископа Арсения (Жадановского)

Елизавета Федоровна была дружна с матушкой Фамарью, настоятельницей скита, часто гостила здесь. Я думаю: какая все-таки удивительная связь! Нам, простым людям, этого не понять, но все святые связаны Господом Богом. Это очень поразительно, и сильнее этого, я сейчас понимаю, нет ничего на всей земле.

Необычный случай сделал эту связь крепкой и незыблемой.

В 1903 г., когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка Фамарь, тогда еще игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь со сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке.

Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима. Но, когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке мощей, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Тут из алтаря вышел монах, он увидел расстроенную монахиню и вынес ей маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал для матушки.

С радостью вернулась сестра с таким подарком в Бодбийский монастырь. Это была простая деревянная икона с поясным изображением преподобного Серафима, размером приблизительно 12х15 сантиметров. Матушка хранила ее у себя в келлии.

С иконой было связано много исцелений. Великая Княгиня Елизавета Федоровна знала об этом чудотворном образе, и когда у маленького наследника Александра Николаевича открылась страшная его болезнь, гемофилия, стала просить матушку Фамарь послать ему чудотворную икону преподобного Серафима. Как ни трудно было матушке расставаться с этой иконой, но в таком случае она, конечно, не могла отказать и отдала икону Великой Княгине для передачи Государыне Александре Федоровне. Она знала, что икона стояла у изголовья Наследника, но что стряслось с ней, когда Царская Семья в 1917 году была арестована, никто не знал и никогда не узнал бы….

Но по Божией Воле все случилось иначе. Следы этого чудотворного образа нашлись в составленной в Екатеринбурге генерал-лейтенантом М. К. Дитерихсом «Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева»: «Образ Св. Серафима Саровского, малого размера, в металлической рамке под стеклом» (Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Т. VIII. Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг. / Сост. Л. А. Лыкова. М., 1998. С. 407).

Таким образом, икона преподобного Серафима, переданная матушкой Фамарью Императрице Александре Федоровне, сопровождала Царственных Мучеников до самой их кончины.

Преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова; †1936 г.), грузинская княжна, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита в Подмосковье.

Внешний облик схиигумении Фамари многим ныне хорошо известен благодаря портрету П.Д. Корина – этюду к так и не написанной им знаменитой картине «Русь уходящая». В противоположность этому, внутренний мир старицы оказался малоизвестным даже и для искушенного читателя. А между тем духовно руководили и наставляли ее в свое время праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные отцы Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, тесная духовная дружба связывала ее с владыкой Арсением (Жадановским) и преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной.

Будущая схиигумения, в миру Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), принадлежала к грузинскому княжескому роду. Приняла монашество в монастыре Бодбе, где окончила свой жизненный путь святая равноапостольная Нина. В 1902 году стала игуменьей этой обители.

В 1905 году, после покушений на ее жизнь во время революционных событий, была переведена в Москву, где возглавила Покровскую общину.

В 1910 году Матушка (в то время игумения Ювеналия) основала Серафимо-Знаменский скит в селе Битягово Домодедовского района.

После закрытия скита большевиками жила в подмосковном Перхушкове, в 1931 была арестована и сослана в Сибирь. Через три года матери Фамари, уже неизлечимо больной, было разрешено вернуться в Подмосковье, где она и скончалась в 1936 году.

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигумению Фамарь (Марджанову) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года ее имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузии. 13 июня 2018 года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы состоялось обретение мощей святой преподобноисповедницы.

13 июня 2018 года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы состоялось обретение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой).

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви . 28 декабря 2017 года члены Синода Русской Православной Церкви (журнал № 123) с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви.

На основании распоряжения по Московской епархии, принятого 27 апреля 2018 года в связи с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 3 апреля 2018 года о благословении проведения археологических работ для последующего возможного обретения мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы, была создана Епархиальная комиссия по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в следующем составе:

    епископ Луховицкий Петр, викарий Московской епархии, председатель Комиссии;

    протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Комиссии;

    протоиерей Олег Митров, клирик Московской епархии, благочинный церквей Наро-Фоминского округа, член Синодальной комиссии по канонизации святых;

    игумен Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Серафим (Голованов), клирик Московской епархии, епархиальный древлехранитель;

    настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова);

    В.Н. Звягин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;

    М.Г. Гусаков, археолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН.

В этот день Епархиальная комиссия по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в полном составе прибыла на Немецкое (Введенское) кладбище г. Москвы.

Перед началом процесса обретения святых мощей председатель Комиссии епископ Луховицкий Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела.

В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным, погребенным на данном кладбище: монашеству, духовенству и мирянам.

Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор Серафимо-Знаменского скита.

Помимо членов Епархиальной комиссии, при обретении святых мощей присутствовали: секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев, настоятель московского храма Свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова).

По завершении процесса обретения святые останки преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит.

У Святых врат монастыря процессию встречали его насельницы, после чего гроб со святыми мощами основательницы скита крестным ходом был перенесен в обитель.

23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата Московской епархии и духовенства совершит в Серафимо-Знаменском скиту Божественную литургию под открытым небом.

Это будет первое богослужение перед обретенными мощами святой.

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре Святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

Дорогие благочестивые читатели! Приобретая эту замечательную книгу о матушке Фамари, Вы помогаете Серафимо - Знаменскому скиту. Все средства от продажи данного издания поступают в помощь обители. Спаси Вас Господь!

Книги нашего издательства можно приобрести без ограничения суммы заказа магазина!

Для оформления заказа отправьте заявку на нашу почту office@сайт, укажите наименование товара, кол-во, ФИО (полностью) и адрес получателя.

Если вы заказываете и другие книги и товары из нашего ассортимента, то книги нашего издательства можно добавлять в корзину вашего заказа и далее оформлять заказ обычным способом, следуя подсказкам системы магазина.

Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь. Письма. Стихи. Воспоминания. Сост. С.Фомин

Серафимо - Знаменский скит, основанный в начале XX века, находится в Домодедовском районе Подмосковья. В истории Русской Православной Церкви он стал знаменит высотою монашеской жизни его устроителей: схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868-1936), епископа Арсения (Жадановского, 1874-1937), священномученика епископа Серафима (Звездинского, 1883-1937).

Основательница скита Схиигумения Фамарь, в миру - Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи, получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины, вызвав поначалу отчаянное сопротивление родственников.

Впоследствии, в 1902 году, за молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, проницательный ум она была назначена игуменьей этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизалось около 300 сестер.

Значительное влияние на матушку в те годы оказал св. прав. Иоанн Кронштадский, наставлениями и молитвенным общением, развивший в ней ревность по Бозе. Он же, более чем за 20 лет, предсказал ей пострижение в великую схиму (в 1916 г. в Серафимо-Знаменском скиту) и игуменство в трех монастырях: св. Нины в Бодбе, Покровской общине сестер милосердия в Москве, Серафимо - Знаменском скиту.

Не только отец Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты: Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигумен Герман, о.Алексей Мечев, иеросхимонахи Анатолий Оптинский и Алексий Зосимовский, схиархим. Гавриил Седмиезерский и другие знали ее и относились к ней с глубоким уважением. Особо близкие отношения установились у матушки, после переезда в Москву, с вел. кн. Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо - Мариинской обители сестер милосердия.

Но главным покровителем и помощником в жизни матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание стало первой книгой 1 духовного содержания, прочитанной юной послушницей Тамарой в Бодбийской обители и с тех пор она возымела к нему необычайную любовь.

После революционных событий 1905 года в Грузии был совершен ряд убийств политических и духовных лиц, и даже на игумению Бодбийского монастыря Ювеналию Марджанишвили, будущую схиигумению Фамарь, было организовано покушение во время поездки в Тифлис. Знаменательно, что произошло это 27 ноября /10 декабря 1907 года - в день, когда совершается празднество в честь иконы Матери Божией «Знамение», впоследствии сыгравшей решающую роль в судьбе матушки. ..

Предлагаем Вам немного почитать и ознакомиться с книгой

"Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь":

Часть I

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала-отца, а потом, в 19 лет, и матери.
Оставшись вместе с младшей сестрой в своем родовом имении самостоятельной, Т[амара] А[лександровна], обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, готовилась поступить в Петербургскую консерваторию (да и вообще ей намечался путь светской жизни). Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней.
Как-то раз ее родная тетя *, долго не видевшая племянниц, пригласила их к себе. Она писала: «Вы забыли о нас и не хотите навестить, тогда, по крайней мере, приезжайте посмотреть на открывшийся русский женский монастырь у святой Нины; из Москвы сюда присланы монахини».
Известие это соблазнило молодых благонастроенных девиц. Они быстро собрались и через два дня были уже у родных в г. С[игнах], в трех верстах от означенной обители.
На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия 2 читала канон. В такой обстановке и обществе Т[амаре] А[лександровне] никогда не приходилось бывать.
Как только вошла она в церковь, моментально у нее явилась мысль: «И я поступлю в монастырь». В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ...

.........................

Значительное влияние на матушку имел еще и о. Иоанн Кронштадтский примером благодатного настроения, а главное, молитвенным общением и наставлениями, немало способствовавшими развитию в ней духа ревности по Бозе.
О своем знакомстве с этим Великим пастырем матушка передает следующее:
«Впервые увидела я о. Иоанна в Петербургском В[оскре- сенском] монастыре, где мы постоянно останавливались, приезжая в столицу по разным делам, а в данном случае- с специальной целью-поблагодарить Кронштадтского светильника за оказанное им внимание нашей обители.
Дело было в том, что Б[одбийский] монастырь, только что переделанный в женский, на первых порах крайне нуждался в материальных средствах. Бывало-ни денег, ни провизии не доставало, а в долг не давали. И вот однажды, когда особенно ощущали во всем недостаток, мы с матушкой, скорбные, пошли в храм помолиться о ниспослании нам свыше помощи. Стоим и плачем... Вдруг, отправляющаяся на почту сестра, подает для засвидетельствования повестку на 200 рублей... Деньги оказались от батюшки о. Иоанна, который писал матушке: «Приимите, посылаю, родная, на крайние нужды двести рублей».
Это случилось тем более неожиданно, что до сего времени у нас не было ни знакомства, ни переписки с о. Иоанном. Очевидно, он сам провидел духом, что где-то далеко на Кавказе во вновь формируемом женском монастыре сестры бедствуют, и для поддержки их послал свою лепту...

............................................

Ах, как благодатны эти всенощные под открытым небом в святом скиточке, сколько утешения и радости приносят они обитательницам его.
Скоро полночь. В соседней деревне еще не спят: оттуда доносятся крики гуляющих, пение, игра на гармонике...
Часы бьют двенадцать... Вслед за этим в скиту раздается благовест нежно звучащего колокола, призывающего насель- ниц в храм к полунощнице...
Какой страшный контраст чувствуется тогда между «во зле лежащим миром» и святым уголком. Там идет угождение сатане, сопровождаемое пляской, визгами и всякой сквер- ной,-здесь совершается смиренное служение Господу с молитвой, с удивительным духовным пением, слезами и душевной чистотой...
Там, среди веселья и разгула, в дружной на вид компании, в сердцах людей кипит взаимная вражда, злоба, зависть, человеконенавистничество, в этом же благодатном собра- нии-при святом молитвенном единении происходит как раз обратное: заглаживание, уничтожение всяких злых чувств...
Нужно быть свидетелем скитской полунощницы, чтобы восчувствовать всю ее нравственную высоту и пользу для инокинь. Последние после отпуста сходятся у чтимой иконы Спасителя и тут глубоко каются во всех своих немощах, грехах по следующей исповедной формуле, читаемой духовной матерью:
«Спаситель мой! Тебе я обещалась посвятить всю свою жизнь, наполнить всю мою душу любовию к Тебе Одному! Проверяю свое сердце и «виновной себя представляю». Я грешна маловерием, духовным нечувствием, расслаблением в посте и молитве, неблагоговением ко святыне, неимением страха Божия...
Мне хотелось, чтобы никто и ничто не стояло на пути моем шествия к Тебе, о Христе! Спрашиваю теперь себя: так ли это, и замечаю, что многое возобладало мной: и пища, и одежда, и тепло, удобства жизни, привязанности и всякая сласть.
Возлюбив Тебя, Господи, я думала свято любить моих ближних, а смотрю на себя и вижу, как я горда, самолюбива, обидчива, завистлива и ревнива, раздражительна и прочее, прочее (тут можно перечислить и другие грехи). А сколько у меня ропота, нетерпения, осуждения и всякого недоброжелательства к людям!...

(епископ Арсений (Жадановский)

....................................

Из переписки Матушки:

Письмо 35. Среда Великая.

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, и начал скорбеть и тосковать. И говорит им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». (Матф. 26, 37-38.) Вот почему мне так сильно хотелось видеть тебя, любимая и родная моя Танечка. Душа твоя мне так близка и ты без слов все понимаешь. Но лишена. Это, может быть, одно из Иови- евых испытаний. Не иметь возможности все, все высказать близкому, дорогому существу, какой я тебя чувствую.
Жду себе больших и больших скорбей, а утешаюсь чтением сегодняшних паремий об Иове, и надеюсь, что Господь, видя, с какой покорностью я хочу отдаться Его Св. воле, пошлет и утешение.
Господь даде, Господь отъя.
О детях, вероятно, Соня и порассказала и прочла письмо.
Что касается Саши, при всей ужасной скорби о тяжкой болезни, вдруг в сердце повеет какой-то тишиной и даже радостью, что сейчас ему хорошо.
Что-то непонятное.
Радость моя и любимая детка, о тебе я сколько это время думаю. Вручаю тебя всецело Царице] Неб[есной] и Преподобному, я так верю, что Господь сохранит твою жизнь и вернет и Сашу вполне окрепшим и духом и телом. Нужно твердо верить, что Господь посылает [нрзб] все способствующее нашему спасению.
Обнимаю тебя с детками, радость моя, и поздравляю с грядущими Святыми днями, а также и маму, Ев[гения Егоровича], Ирину, Евд[окию] Ал[ександровну] и няню. Всех вас да хранит Воскресший.
Крепко тебя любящая
Твоя с[хи]и[гумения] Ф.

Вы можете приобрести: Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь. Письма. Стихи. Воспоминания, оформив заказ онлайн или по телефону: 8*499*340*86*92 или 8*910*430*17*22


В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских. Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Монастырь найти не так легко, он словно скрыт от посторонних глаз…

Нам несказанно повезло. Паломников из Донецка, Луганска пригласил в паломничество протоиерей Константин Кобелев. С отцом Константином были прихожане из церкви Святителя Николая (Бирюлево). На снимке протоиерей Константин с внуками (справа) и протоиерей Геннадий Еременко с дочкой






Чудотворная икона «Знамение», именно пред этой иконой матушка Фамарь услышала глас Царицы Небесной, повелевшей ей устроить обитель





Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.










Игуменья Иннокентия. На заднем плане — великолепные цветы, написанные рукою матушки — настоятельницы. Много доброго можно сказать об этой удивительной личности…


Сейчас мы в келии матушки Фамарь. Схиигуменья Фамарь, она такая родная и простая, что невозможно назвать ее иначе как МАТУШКА, МАМА. Все кто просит ее помощи, непременно, получают утешение ЕЕ Любовью и заботой. Все управляется Божией милостью по молитве Матушки

















Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь. «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири.


Из ссылки матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Скончалась матушка 23 июня 1936 г., тогда узнали, что под монашеским одеянием матушка тайно носила железные вериги. Отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве.


Схиигуменья Фамарь, в миру — Тамара Александровна Марджанова. Годы земной жизни: 1869 – 1936 г. 22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита.

24.02.2018

В православном христианстве множество дней посвящены памяти святых, а также великим иконам. Одной из них является Иверская икона Божией Матери. Это одна из самых великих христианских реликвий, сохранившихся и поныне. 25 февраля – праздник Иверского лика Богородицы, в честь которого наш спецкор Марго Асатиани-Хаукссон подготовила репортаж про Схиигумению Фамарь.

Схиигумения Фамарь – основательница Серафимо-Знаменского скита в Домодедовском районе Подмосковья. Матушка Фамарь (Тамара Марджанишвили, 1868-1936 гг.) прожила нелегкую жизнь на стыке исторических событий в России и Грузии. Представительница княжеского рода, уже в 20 лет она потеряла обоих родителей. В 1889 году Тамара поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нино, а в 1902 году стала игуменией этого монастыря.

Будучи игуменией Бодбийского монастыря, матушка Фамарь много внимания уделяла просвещению местного населения и делам милосердия. Что вызвало недовольство местных революционных сил, которые организовали покушение на иг.Ювеналию (в великой схиме-схиигумения Фамарь), спустя три месяца после убийства Св. Праведного Илии Чавчавадзе, который был близок семье Марджанишвили. Это обстоятельство явилось переломным моментом в судьбе преп. Фамарь.

В 1907 году Указом Святейшего Синода Матушку направили в Москву, где её назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Преп. Фамарь с достоинством приняла нелегкий крест служения обществу, но душа её тянулась к монашескому жительству, что привело преп. Фамарь в Царский Скит, неподалёку от Сарова, к Её небесному духовнику - преп.Серафиму Саровскому. Она думала остаться в Сарове, но Божья Воля была иной. Именно там с Матушкой произошло удивительное событие.

Во время молитвы перед чудотворной иконой «Знамение», Матушка услышала глас как бы от самой Царицы Небесной с призывом устраивать новый скит не только себе, но и другим.
Так и начался путь к основанию нового скита, в этом нелегком деле матушке Фамарь помогали многие избранники Божии (Великая Княгиня Елисавета Фёдоровна, Священномученик Серафим Звездинский, Епископ Арсений Жадановский, о.Алексий – затворник Зосимовой пустыни, наместник Троице-Сергиевой Лавры о.Товия и др.известные духоносные отцы. Таким образом исполнилось предсказанное ей Св.Иоанном Кронштадтским игуменство в трех обителях.)

В 1910 году началось строительство Скита по проекту известного архитектора Алексея Щусева, который проектировал и Марфо-Мариинскую обитель. В строительстве Скита был реализован замысел Матушки воссоздать Небесный Иерусалим. Строительство длилось два года. В 1912 обитель освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Престол верхнего храма освящен в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафима, а престол нижнего – в честь святой равноапостольной Нины. В 1916 году состоялся постриг матушки Фамарь в великую схиму.

Но грянула революция, в 1924 году скит закрыли, а в 1931 году матушка была арестована и сослана в Сибирь. Ссылка закончилась через 3 года благодаря ходатайству брата матушки Фамарь Константина Марджанишвили, известного режиссёра, основоположника грузинского театра. (В Тбилиси одной из центральных улиц присвоено наименование Марджанишвили, по месту расположения известного театра им. Котэ Марджанишвили, неподалёку от которого расположен известный русский Храм Александра Невского, в котором в Советское время подвизались Глинские старцы, причисленные в 2017 году РПЦ к лику Святых. Они сумели не только сохранить монашескую традицию, но и передать её. В этом Храме был пострижен в монашество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II).
Однако из ссылки матушка вернулась тяжело больной туберкулезом, спустя 2 года Она скончалась. Схиигумения Фамарь похоронена на Введенском Немецком кладбище.

В 2016 году преподобная исповедница Фамарь была канонизирована по решению Священного Синода Грузинского Патриархата, а в 2017 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя святой в месяцеслов (празднование памяти 10/23 июня).

В советские годы в обители находилась больница, лишь в 1999 году Серафимо-Знаменский
скит был передан Русской Православной Церкви. На данный момент в скиту проживает около 15 монахинь, каждая чувствует незримое присутствие матушки Фамарь в его стенах. «Грузия – украшение христианского мира, и грузины должны гордиться, что такие райские цветы как матушка Фамарь проросли на грузинской земле», – говорит настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова).

В скиту по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго временно проживает Анна (в миру Диана), представительница грузинской диаспоры. Анна вспоминает, что Святейший призывает всех грузин вернуться на историческую Родину, к своим истокам и корням. «Вернуться - значит, начать с нуля, а это очень сложно, поскольку человек уже ассимилировался и имеет здесь семью, друзей, работу. Чтобы решиться на кардинальные изменения необходима сила Духа и конечно Любовь, то есть точка опоры должна быть в Боге и во Святых Его. Именно это даёт нам Матушка Фамарь и другие наши Святые, Они укрепляют нас в нашем несении Креста».

Также Анна напоминает о том, какую ответственность несёт грузинский народ перед Богом: «Нам нужно познать себя, свои корни, своих святых и опираться на них, подражать им в своём жительстве. Иверия – Богом данный Удел Пресвятой Богородицы. На нашей земле Хитон Господень, Риза Пресвятой Богородицы и множество святынь, но это не повод для гордости и небрежения, а мера нашей ответственности перед Богом и ближними. Поэтому мы должны стать достойными чадами Божиими, чтобы Грузия духовно возродилась и восстановилась в своих исторических границах» .

А сестры и прихожане скита в ожидании самого значимого события – обретения мощей преп.Фамарь Марджанишвили, которая молится предстательствует перед Богом за Грузию и Россию, за наше единение во Христе.

Текст подготовила Марго Хаукссон



 

Возможно, будет полезно почитать: