Как зарегистрировать по месту пребывания военнослужащего. IV
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.
Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.
Однако регистрация по месту жительства - это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.
Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации - наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие - прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни "бесквартирные" военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие "бесквартирные" не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.
Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают "натягивать" свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в "бумажных" бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.
Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация "при части" неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.
Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.
Военная служба – особый вид государственной службы, связанный с большим количеством ограничений свобод граждан, которыми пользуются гражданские лица. Одним из таких ограничений является свобода перемещения и выбор места жительства. Чтобы не нарушать законодательство на период службы военнослужащие регистрируются по месту нахождения воинской части или в населенном пункте, в котором она дислоцирована.
Общие положения о регистрации военнослужащих
Лица, проходящие срочную воинскую службу, не свободны в своем выборе места жительства и вынуждены проживать по месту дислокации воинской части или месту исполнения служебных обязанностей. Точно так же военнослужащие по контракту – не вправе самовольно изменить место жительства до истечения срока контракта.
Из этого следует, что в период воинской службы они должны где-то проживать и быть зарегистрированы, чтобы не нарушать положение законодательства РФ об обязательной регистрации граждан.
Непосредственно с военнослужащим срочной службы этот вопрос решается просто. На весь срок прохождения службы по призыву он регистрируется на территории воинской части и в случае необходимости совершения юридически значимых действий отметка о регистрации проставляется в его военном билете, заменяющем на время службы общегражданский паспорт.
Сложнее обстоит с регистрацией военнослужащих добровольно избравших своей профессией воинскую службу и заключивших срочный контракт с МО РФ.
К моменту заключения контракта эта категория служащих в обязательном порядке должна быть где-то зарегистрирована. Иначе невозможно заключение контракта. Это может быть временное, служебное или муниципальное жилье, на которое уконтрактника не возникало право собственности, но может быть и доля в жилом помещении, принадлежащем на праве личной собственности.
Возникает закономерный вопрос, необходимо ли военнослужащему регистрироваться по месту прохождения службы, ведь по окончании контракта он может вернуться на прежнее место жительства, но за это время жилое помещение, в котором он проживал, будет передано другому. Восстановить право на него, если оно не оформлено в собственность, будет невозможно.
Ответ на этот вопрос содержится в законе «О статусе военнослужащих».
Ч.3 ст. 15 которого предусматривает, что военнослужащий контрактной службы или офицер, прибывший к новому месту службы в другой населенный пункт, не может быть лишен своего конституционного права на регистрацию по месту жительства. В случае не предоставления сразу по прибытии жилого помещения должен быть зарегистрирован по месту нахождения воинской части. Такое же право распространяется на членов его семьи:
- Супругов;
- Детей;
- Родителей.
Для чего нужна регистрация
Регистрация по месту жительства порождает ряд гражданско-правовых последствий, основным из которых для военнослужащего является приобретение права на жилое помещение, которое предоставлено ему МО в случае наступления ряда неблагоприятных последствий:
- Реорганизации в/ч (организационно-штатные мероприятия) которые повлекли за собой сокращение должности военнослужащего;
- Достижение пенсионного возраста;
- Инвалидность или заболевание, влекущие увольнение с воинской службы;
- Гибель военнослужащего.
В этих случаях за военнослужащим и членами семьи должно сохраняться право на жилое помещение. Но оно возможно только в том случае, если существует регистрация по месту жительства.
Большое значение имеет регистрация для членов семьи: супругов и детей. Без регистрации невозможно устроит детей в детский сад или школу, получать медицинскую помощь, супругу военнослужащего – устроится на работу.
Как решается вопрос с регистрацией
Согласно действующим актам:
п. 23 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении правил Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию."
Регистрация военнослужащих производится на общих основаниях по месту нахождения предоставленного жилого помещения. В нем же регистрируются и члены семьи. Если непосредственно после прибытия к месту службы жилое помещение не предоставлено (в течение 3-х месяцев) то регистрация осуществляется по месту нахождения В/ч. В этом случае она носит уведомительный характер. В ней указывается адрес воинской части без указания её номера.
Такая регистрация военнослужащего и членов семьи возможна по рапорту, поданному командиру в/ч. Только после получения положительного решения военнослужащий и его семья могут подать документы на регистрацию по адресу в/ч.
Пленум ВС РФ разъяснил, что зарегистрироваться по адресу в/ч могут только те военно служащие, которые прибыли в воинскую часть находящуюсу в другом населенном пункте. Если военнослужащий обеспеченный жильем, переводится из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта то его регистрация по адресу новой в/ч не возможна. Это же относится и к членам его семьи.
Коллизия права
Совершенно не решен законодателем вопрос о регистрации военнослужащих впервые поступающих на военную службу по контракту. Ко времени заключения контракта военнослужащий должен иметь регистрацию. При этом воинская часть, в которой он будет проходить службу, может располагаться в том же населенном пункте, в котором он проживал до службы.
Исходя из смысла закона, такой военнослужащий является к новому месту службы. В отношении его должно быть реализовано правило об обеспечении в течение 3-х месяцев жилым помещением (общежитием, служебной квартирой) вне зависимости от того, имел ли он регистрацию в этом населенном пункте до поступления на службу.
В этом выражается установленная законом «О статусе военнослужащего» социальная защита военнослужащего в плане предоставления жилого помещения на время прохождения службы.
Если командование отказывает в удовлетворении рапорта о регистрации вновь поступившего на службу по месту нахождения (адресу в/ч), то он имеет право обжаловать такой отказ в военной прокуратуре или обратиться с иском в суд.
Порядок регистрации военнослужащего
Для регистрации по адресу нахождения в/ч, кроме рапорта на имя командира, военнослужащий заполняет заявление по форме №6.
К заявлению прилагаются паспорта всех членов семьи (жена, родители), свидетельства о рождении детей.
В отношении регистрации членов семьи командиром может быть принято отрицательное решение, если они обеспечены жилым помещением в месте дислокации в/ч. А вот в отношении несовершеннолетних детей такой отказ недопустим. По желанию родителя-военнослужащего несовершеннолетние дети могут быть зарегистрированы по тому же адресу что и он сам – на территории в/ч.
Вопросы с регистрации военнослужащих возникают в тех случаях, когда при переводе к новому месту службы в ранее предоставленных МО жилых помещениях остаются проживать члены семьи. Или сам военнослужащий обеспечен жилым помещением, но претендует на получение служебного жилого помещения, намерено ухудшая свое положение – снимаясь с регистрации в принадлежащей ему на праве собственности квартире и претендуя на получение служебной квартиры по месту службы.
Сложилась обширная судебная практика по разрешению вопросов, связанных с регистрацией военнослужащих. Но каждая ситуация решается в индивидуальном порядке и не может быть рекомендована к применению без учета личных обстоятельств отказа в регистрации.
Вопрос:
Здравствуйте! Могу ли я сделать регистрацию проживания при в/ч где я служу по контракту с 2009 года. Дело в том, что у меня имеется Хабаровская регистрация в квартире, где собственником является моя мать, я и мой брат просто прописаны, долю никогда не имели, и в приватизации не участвовали! Родители у меня военнослужащие, до 2008 года мы жили в общежитии В/Ч и были прописаны при части, а 2008 мать получила квартиру 44 кв.метра и по договору соц.найма она являлась собственником а мы просто прописаны, в 2009 году мать эту квартиру приватизировала, и является единственным собственником что подтверждает регистрационный сертификат, а мы также просто прописаны. Сейчас родители переезжают в другой город, недвижимость продали, меня и брата выписали. Получается я сейчас без регистрации. При подаче рапорта на командира части о регистрации меня в части, местный юрист делает отказ, ссылаясь на статью 40 Российского Законодательства. Подскажите, пожалуйста, как мне быть! Заранее благодарен, с Уважением к Вам Сергей!
Сергей, Хабаровск
Ответ:
Сергей, здравствуйте. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании ч. 1 ст. 31 "Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013), к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Руководствуясь п. 23 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрация военнослужащих осуществляется:
по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Сергей, Вы вправе на регистрацию по адресу воинской части. Неправомерный отказ в осуществлении регистрации Вы можете обжаловать, обратившись к вышестоящему начальнику, в военную прокуратуру, военный суд.
Александр Томенко, военный юрист
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО АДРЕСАМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ - РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ?
Р. А. Трощенко, преподаватель филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития".
Следует отметить весьма неудачную, по мнению автора настоящей статьи, в целом редакцию приведенных норм Закона.
Во-первых, по-прежнему не до конца ясно, какие виды помещений перечислены в последнем предложении абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона. Возможны следующие варианты грамматического толкования:
Вариант 1. Перечислены четыре вида помещений:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения, пригодные для временного проживания;
- общежития.
Вариант 2.
- служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;
- жилые помещения маневренного фонда;
- общежития.
Вариант 3. Перечислены три вида помещений:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения маневренного фонда, пригодные для временного проживания;
- общежития.
Что касается «пригодных для временного проживания» жилых помещений маневренного фонда, то отметим, что было бы явно избыточным дополнительно указывать в Законе на «временный характер» проживания в таких помещениях, поскольку собственно об иных жилых помещениях маневренного фонда, кроме как предназначенных для временного проживания, ст. 95 ЖК РФ не упоминает. Поэтому, представляется, что приведенный выше вариант 3 наименее вероятен.
Не следовало бы дополнительно указывать на жилые помещения маневренного фонда наряду с жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, поскольку вторые включают в себя первые. Соответственно вариант 1 также маловероятен.
Остается вариант 2, который представляется автору настоящей статьи наиболее верным. Соответственно в Законе, как и прежде, до внесения в него изменений Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. № 225- ФЗ, предусмотрена такая категория помещений, как служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, неизвестная жилищному законодательству.
Как ранее отмечал А.В. Кудашкин, можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое.
Во-вторых, как видим, законодатель как бы разделяет жилые помещения на две группы. Первая - это некие жилые помещения, предоставляемые по нормам, а вторая - служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. При этом, как буквально следует из текста Закона, регистрация по адресам воинских частей допускается до получения жилых помещений именно «первой» группы. С учетом того, что этим помещениям «противопоставляются» служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, принимая во внимание вышеизложенное, с большой долей вероятности можно полагать, что под «помещениями, предоставляемыми по нормам», подразумеваются помещения, предоставляемые по договору социального найма, или служебные жилые помещения. Таким образом, можно предположить, что пока военнослужащие не обеспечены именно этими жилыми помещениями, причем по нормам, они вправе регистрироваться по адресам воинских частей. Соответственно обеспеченность любыми жилыми помещениями ниже норм или обеспеченность иными, кроме служебных, специализированными жилыми помещениями даже по нормам дает право на регистрацию по адресу воинской части... При этом, представляется неважным, о каких собственно нормах площади идет речь - учетных или нормах предоставления. Важно другое - при такой трактовке норм Закона допускается регистрация по адресу воинской части при фактическом проживании в реальном жилом помещении.
К возможности аналогичного вывода, исходя из грамматического толкования п. 3 ст. 15 Закона, приходят и другие авторы.
Однако представляется очевидным, что регистрация по адресу воинской части, является своего рода вынужденной мерой и может быть оправдана только в случае отсутствия у военнослужащего по месту службы реального жилого помещения, в котором он проживает или вправе проживать по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Как отмечают Е.А. Глухов и И.А. Епихин, предоставленная Законом военнослужащему возможность зарегистрироваться по адресу воинской части была введена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод в условиях отсутствия у него жилого помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания (в том числе ниже установленных норм, служебного, общежития и т. д.) военнослужащий обязан зарегистрироваться в нем в соответствии с общим порядком, установленным Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о регистрации). И с этими выводами нельзя не согласиться.
Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации местом жительства считаются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение , специализированные дома (общежитие , гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соответственно проживание военнослужащего в любом из указанных помещений должно исключать его регистрацию по адресу воинской части. Однако в настоящее время достаточно широко распространена, например, регистрация по адресам воинских частей военнослужащих, проживающих в общежитиях, предоставленных им в установленном порядке по месту службы.
В-третьих, буквально толкуя абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона, можно предположить, что служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жидые помещения маневренного фонда или общежития, предоставляемые до получения военнослужащими жилых помещений по нормам, соответственно могут предоставляться не по нормам. Однако действующим законодательством в отношении общежитий и жилых помещений маневренного фонда установлены нормы предоставления - не менее 6 квадратных метров жилой площади на человека согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РФ. Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлены и нормы предоставления служебных жилых помещений: не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 Закона. Таким образом, не по нормам могут предоставляться только служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания.
Однако перейдем к рассмотрению основного вопроса настоящей публикации.
Судебная практика указывает на то, что регистрация граждан по месту жительства и (или) пребывания носит уведомительный характер. Каких-либо разрешений должностных лиц на регистрацию граждан не требуется. Так ли все однозначно при решении вопросов регистрации по адресам воинских частей? Попробуем разобраться.
В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы. К заявлению прилагаются:
- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Аналогичные нормы приведены в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N9 208.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 декабря 1998 г. № 4-П, указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении , и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Как видим, документом, «благодаря» которому регистрация приобретает собственно уведомительный характер, является документ, являющийся основанием для вселения в конкретное жилое помещение. Если юридическое основание для вселения уже есть, то было бы абсурдным полагать, что требуется какое-либо разрешение на регистрацию, которая является неотъемлемой «административной составляющей» процедуры вселения.
Таким образом, когда мы говорим о том, что регистрация носит уведомительный характер, мы имеем в виду ее уведомительный характер со стороны вселяемого по отношению к должностному лицу, ответственному за регистрацию, и органу регистрационного учета, поскольку разрешение на вселение уже получено и указанные органы и должностные лица не вправе это разрешение изменить.
В свою очередь, само вселение, например, гражданина в помещение, собственником которого он не является, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего). Однако разрешение на вселение подразумевает одновременно и разрешение на регистрацию вселяемого.
Как видно из содержания ст.ст. 2, 6 Закона о регистрации, регистрация по месту жительства - это всегда регистрация по адресу конкретного жилого помещения. Регистрация по адресу воинской части в этом смысле представляет собой некую фикцию. Несмотря на то что в последнее время при регистрации военнослужащих по адресам воинских частей в их паспорта стали проставляться отметки с указанием почтовых адресов неких строений, находящихся на территориях воинских частей, сути это не меняет - подтверждением проживания в конкретных жилых помещениях такие отметки в действительности не являются.
Отметим и то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей или изъятий в отношении перечня документов, предоставляемых гражданами для их регистрации по адресам воинских частей. Соответственно возникает вопрос: какой из документов, перечисленных в ст. 6 Закона о регистрации в качестве основания для «вселения в жилое помещение», должен представить военнослужащий должностному лицу, ответственному за регистрацию, для регистрации по адресу воинской части? Четкого ответа на него нет. Как нет ответов и на другие вопросы: от кого, в каком порядке должен быть получен такой документ и какова его форма?
Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенной, по мнению автора настоящей статьи, недоработке законодателя в регулировании процедуры регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Представляется, что поскольку Законом, в отличие от Закона о регистрации, предусмотрена возможность регистрации граждан не по адресу конкретного жилого помещения, постольку должны быть приняты соответствующие подзаконные акты, учитывающие специфику именно такой регистрации. Полагаю, что в данном случае в качестве документа, являющегося «основанием для вселения в жилое помещение», а в действительности - разрешением на регистрацию по адресу воинской части, должно выступать соответствующее разрешение командира (начальника), в"компетенцию которого входит разрешение на вселение в жилое помещение, если бы такое помещение имелось на территории части.
На практике подобного рода разрешения находят отражение в виде соответствующих положительных резолюций командиров на рапортах военнослужащих, содержащих их просьбу о регистрации. Такой рапорт, по сути, и рассматривается органами регистрационного учета как предусмотренный ст. 6 Закона о регистрации документ, являющийся основанием для «вселения военнослужащего в жилое помещение». Тем не менее, такой подход не соответствует букве закона.
Следующая особенность, как было отмечено выше, заключается в том, что в соответствии с Законом военнослужащие и члены их семей регистрируются по адресам воинских частей до получения жилых помещений. Означает ли это, что условием «выдачи разрешения» на регистрацию военнослужащему по адресу воинской части является факт его нуждаемости в жилом помещении и соответственно регистрация может быть произведена только после установки такого факта?
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 1н-168/04 отмечено, что регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей производится до получения ими жилых помещений, т. е. учитывается их нуждаемость в предоставлении жилых помещений. Однако представляется, что указанную нуждаемость как минимум не следует отождествлять с нуждаемостью в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖКРФ , поскольку ни одно из оснований указанной статьи не подтверждает отсутствие у военнослужащего по месту службы жилых помещений, в которых он вправе проживать. Соответственно эти основания сами по себе не дают ему права на регистрацию по адресу воинской части.
Таким образом, применительно к процедуре регистрации под нуждаемостью военнослужащего в предоставлении жилых помещений следует, очевидно, понимать именно отсутствие у него какого бы то ни было жилья по месту службы.
Как отмечает Д.Е. Зайков, право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловлено наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением"". Соглашаясь в общем с данной позициеи, следует отметить, что, по мнению автора настоящей статьи, более корректным в данном случае было бы все же не ограничиваться только служебными жилыми помещениями, а говорить о праве на обеспечение любыми специализированными помещениями по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ. Указанные основания подразумевают отсутствие у военнослужащего в населенном пункте, в котором расположена воинская часть, каких бы то ни было жилых помещений в собственности, пользовании либо владении, а с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона еще и такое дополнительное условие, как отсутствие у него служебных жилых помещений в близлежащих населенных пунктах.
Таким образом, представляется, что по смыслу Закона выражение «до получения жилых помещений» означает «до момента отсутствия у военнослужащих и членов их семей жилых помещений (отсутствия права постоянного или преимущественного проживания в жилых помещениях), в которых действующим законодательством предусмотрена регистрация», причем как в буквальном смысле полученных, так и приобретенных.
И все же, по мнению автора настоящей статьи, было бы ошибочным считать в качестве условия регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей необходимость предварительной постановки их в установленном порядке на учет для получения специализированных жилых помещениях и вообще на какой бы то ни было «жилищный» учет, поскольку административная обязанность, которой является регистрация, не должна ставиться в зависимость от желания военнослужащего быть признанным нуждающимся в том или ином виде жилых помещений. Тем более что в настоящее время такой учет производится не жилищными комиссиями воинских частей по месту службы заявителя, а согласно Инструкции -уполномоченным органом. Соответствующие документы подаются военнослужащим непосредственно в этот орган. Причем интересно будет отметить то обстоятельство, что Инструкцией не предусмотрено какого-либо уведомления этим органом в установленной форме о постановке (либо отказе в постановке) на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях ни самих заявителей, ни их командиров (начальников), которое подтверждало бы факт необеспеченности заявителя по месту службы жильем.
Отметим, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, в том числе и на жилое помещение", в котором произведена регистрация (тем более в случае регистрации по адресу воинской части, когда никакого предоставляемого жилого помещения и нет). Кроме того, Закон не связывает получение военнослужащими и членами их семей жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет по месту прохождения военной службы. Соответственно и регистрация по адресам воинских частей не должна связываться с необходимостью предварительной постановки военнослужащих на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях. Но в то же время основания, по которым принимается решение о постановке на такой учет, как мы видим, практически полностью совпадают с основаниями, по которым должна разрешаться регистрация.
Установившаяся негативная практика, когда регистрация по адресам воинских частей воспринимается военнослужащими как инструмент для последующего жилищного обеспечения , а командиры (начальники), в свою очередь, рассматривают даваемое ими разрешение на регистрацию чуть ли не как взятие на себя обязательств по такому обеспечению, может и должна быть искоренена. Для этого, по мнению автора настоящей статьи, необходимо в ходе соответствующего правоприменения и правотворчества четко «показать» военнослужащим бессмысленность регистрации как якобы условия для последующего предоставления жилых помещений."
Еще раз отметим - регистрация как юридическая процедура лежит в плоскости административных правоотношений, а не жилищных, и само по себе ее наличие, в том числе по адресу воинской части, не дает право зарегистрированному на получение от государства жилых помещений. Для такого получения необходим не факт регистрации по адресу воинской части, а факт нуждаемости в соответствующем виде жилья, устанавливаемый через определенный нормативно- правовой порядок, относящийся к жилищному законодательству, который, как представляется, не должен «пересекаться» с порядком выдачи разрешения на регистрацию по адресу воинской части.
Итак, для получения такого разрешения военнослужащий должен к заявлению, содержащему просьбу об этом разрешении, приложить документы, подтверждающие необеспеченность жилыми помещениями по месту службы (отсутствие права на жилые помещения).
Такими документами в общем виде можно считать те, которые предусмотрены п. 2 Инструкции. Однако в данном случае при представлении указанных документов воля гражданина будет направлена не на решение вопроса обеспечения его жильем по месту службы (которое в силу тех или иных причин он получать, например, не желает), а исключительно на выполнение своей административной обязанности по регистрации, которую он вправе произвести по адресу воинской части.
В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о разрешении в регистрации по адресу воинской части (отказе в разрешении), получив которое, военнослужащий передает его вместе с паспортом и заявлением установленной, формы должностному лицу, ответственному за регистрацию.
Таким образом, подводя итоги настоящей публикации, следует прийти к следующим выводам:
1. Нормы абз. 1 п. 3 и п. 1 ст. 15 Закона целесообразно изложить в новой редакции, исключающей их двоякое толкование.
2. Регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей носит разрешительный характер, однако основанием для отказа в таком разрешении может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация.
3. Порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей должен носить характер самостоятельной четко прописанной юридической процедуры и не рассматриваться в «контексте» решения их жилищных проблем. Отсутствие со стороны указанных граждан заявлений о постановке на учет для получения служебных жилых помещений либо отсутствие решения по существу их просьб о постановке на такой учет не должны являться препятствием для рассмотрения их заявлений о разрешении на регистрацию по адресам воинских частей.
Необходимо принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей, а также дополнение действующего законодательства в части, касающейся перечня документов, предъявляемых военнослужащими и членами их семей должностным лицам, ответственным за регистрацию, соответствующим разрешением установленной, формы на регистрацию по адресу воинской части.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;