Каковы принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Основные способы защиты населения

Защита населения в ЧС включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий единой системы, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровья от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

Заблаговременность проведения мероприятий по обеспечению безопасности;

Дифференцированный подход в определении мероприятий защиты с учетом экономических, природных и иных характеристик региона, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, характерных для данной местности;

Необходимая достаточность мероприятий защиты и максимальная возможность использования имеющихся сил и средств;

Самостоятельность ликвидации ЧС, привлечение только сил и средств, имеющихся на данной территории, за исключением крупномасштабных ЧС;

Комплексность проведения мероприятий защиты, т.е. проведение всех мероприятий защиты, по возможности параллельно.

Предупреждение ЧС – это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами муниципальных образований и организационными структурами единой системы, направленными на предотвращение ЧС и уменьшение масштабов их последствий в случае возникновения.

Предотвращение ЧС – комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС, а также подготовку к ЧС.

Профилактика возникновения источников ЧС предполагает заблаговременное принятие мер по устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по минимизации ущерба от них. Она заключается в повышении надежности и устойчивости функционирования объекта путем своевременного устранения причин аварии за счет соблюдения технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Подготовка территории к ЧС предусматривает заблаговременное проведение в субъектах РФ комплекса экономических, организационных, инженерно-технических и санитарно-медицинских мероприятий с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.

Подготовка объекта экономики к работе в ЧС проводится в плановом порядке. На каждом объекте заблаговременно разрабатывается «Планзащиты рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера » (на мирное время) и «План гражданской обороны » (на военное время). Разработкой планов занимаются отделы ГО и ЧС объекта экономики.

С возникновением ЧС проводится целый комплекс мероприятий по защите персонала объекта и населения, который включает в себя:


Оценку обстановки;

Оповещение о чрезвычайной ситуации;

Укрытие в защитных сооружениях;

Эвакуацию (рассредоточение) из опасных зон в безопасные районы;

Дозиметрический и химический контроль;

Медико – профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

Организацию медицинской помощи;

Определение и соблюдение режимов радиационной, химической и бактериологической защиты;

Организацию охраны общественного порядка.

В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения об угрозе ЧС мирного времени и в условиях войныустановлен сигнал «Внимание всем!» Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях. Сообщение передается несколько раз в течение 5 минут.

Для оповещения населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога» (ВТ), «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ), «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Действия персонала объектов экономики определяются специальными инструкциями в зависимости от особенностей объекта.

Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях), а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей.

Эвакуация людей проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.

Использование СИЗ органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.

Дозиметрический и химический контроль проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.

Профилактические медицинские мероприятия защиты населения при ЧС проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуируемых.

К защитным мероприятиям относится также, определение и соблюдение режимов защиты при радиационном, химическом и бактериологическом заражении местности. Цель введения режимов – исключение массовых поражений людей и обеспечение функционирования объектов и жизнедеятельности населения.

Режим радиационной защиты определяет порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью уменьшения воздействия ионизирующего излучения.

Режим химической защиты определяет порядок работы и действий в зонах химического заражения и применение способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОВ и ОХВ.

При возникновении аварии на ХОО, услышав сигнал оповещения, персонал и население надевают средства защиты органов дыхания и далее действуют в соответствии с указаниями отдела ГО и ЧС.

Для защиты населения от биологического оружия применяется режим карантина или обсервации.

При применении или обнаружении бактериологического (биологического) заражения подается сигнал «Химическая тревога». По этому сигналу следует надеть СИЗ и принять бактериальное средство № 1 из аптечки АИ – 2.

При установлении фактов возникновения инфекционных заболеваний среди людей или животных по распоряжению председателя КЧС в очаге поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах режим обсервации.

В целях обеспечения успешных действий сил ГО при проведении аварийно-спасательных работ, предотвращения дополнительных человеческих жертв, материального ущерба и правонарушений в зонах ЧС организуется охрана общественного порядка.

Охрана общественного порядка возлагается на комендантскую службу, которая осуществляется, в основном, подразделениями органов милиции и формированиями охраны общественного порядка объектов экономики с привлечением, в необходимых случаях, сил и средств министерства обороны и МВД.

  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    8.1. Основные способы защиты населения.

    Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения современных средств поражения при ведении военных действий, является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

    Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий ЧС.

    Основные мероприятия по защите населения установлены ГОСТ Р 22.3.03-94 “Защита населения”. ГОСТ определяет мероприятия по защите населения в мирное время.

    1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты помещения, а также в специальных защитных сооружениях.

    2. Эвакуация населения из зон ЧС.

    3. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

    4. Проведение мероприятий медицинской защиты.

    5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    «Положение о гражданской обороне» и СНиП 2.01.51-90 - ИТМ ГО

    определяют три способа защиты населения на военное время:

    1. Укрытие в защитных сооружениях

    2. Использование средств индивидуальной защиты

    3. Проведение эвакомероприятий.

    8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.

    Защитные сооружения (ЗС) предназначены для защиты людей от

    последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов современных средств поражения.

    Защитные сооружения подразделяются:

    По защитным свойствам :

      Убежища,

      Противорадиационные укрытия (ПРУ),

      Простейшие ЗС

    По назначению – для защиты населения, пунктов управления (ПУ), для размещения медпунктов.

    По месту расположения:

      встроенные,

      отдельностоящие,

      в горных выработках.

    По срокам строительства:

      заблаговременно построенные

      быстровозводимые (БВУ).

      (щели открытые и перекрытые – в основном на военное время).

    Защитные сооружения согласно требованиям СниП 2.01.51-90 “Инженерно-технические нормы и правила” (ИТМ ГО) приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на химически опасных объектах (ХОО) и АЭС должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

    Защита рабочих и служащих наибольшей работающей смены (НРС), предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов особой важности (ООВ) должна предусматриваться в убежищах. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечить непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (вто­рой и третий ярусы).

    Убежища, согласно требований нормативных документов, должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств, ОВ, а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных установок, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и не плотности. Все убежища должны обеспечивать степень ослабления проникновения радиации К равный 1000.

    Воздухоснабжение убежищ как правило, должно осуществляться по 2-м режимам: чистой вентиляции с подачей очищенного воздуха 8-13 м/час на одного человека и фильтровентиляции – 2 м/час на человека.

    В убежищах, расположенных в местах возможной опасности загазованности воздуха продуктами горения, (кислорода менее 16 %) в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления следует предусматривать режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

    В тех случаях, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ, в городах и на объектах с возникновением угрозы нападения противника или в ходе войны строятся быстровозводимые убежища (БВУ). Они возводятся в короткие сроки (3-5 суток) вместимости 30-200 человек.

    Для этого на объектах заранее составляются планы строительства БВУ, которые включают:

    План размещения убежища;

    Карточку привязки убежища;

    Сводную ведомость потребности материалов, конструкций, деталей;

    График поставки материалов, конструкций, деталей;

    Расчет потребности и выделения рабочей силы;

    Расчет потребности машин и механизмов;

    План-график строительства БВУ.

    В плане указываются ответственные за строительство БВУ. Планы должны быть согласованы с предприятиями – поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до 2-х суток, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление 0,2 кг/см (20 кПа).

    Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих НРС предприятий создается на их территории или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.

    Возможно устраивать их в подвалах, цокольных и первых эта­жах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опас­ных объектах, при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Высота по­мещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступаю­щих конструкций перекрытия.

    При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В круп­ных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых – до 50 чел – допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

    Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого при­нимается, как и в убежище, равной 0,5 м 2 при двухъярусном расположении нар.

    Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при од­ном из входов.

    В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с ме­ханическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздухи располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне.

    Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы.

    Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, ус­танавливают бачки для питьевой воды из расчета 2л сутки на человека.

    В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нор­мальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел, а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

    Освещение – от электрической сети, а аварийное – от аккумуляторных ба­тарей, различного типа фонариков и ручных (вело) генераторов.

    ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним – указателями.

    Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобе­тонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строитель­ных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 – 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 – при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа тор­це делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентиля­тор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см.

    Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повы­шению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

    Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Поэтому в поме­щениях ПРУ часто приходится устанавливать поддерживающие балки и стой­ 52 и. Все лишние проемы – двери, окна заделывают.

    Федеральном законе РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Нормативно-правовая база защиты населения.

    Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

    В Федеральном Законе Российской Федерации от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

    Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в

    Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

    Федеральный закон РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.


    3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

    4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное сокращение, снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС: прогнозирование; оповещение населения; веде­ние радиохимической и биологической разведки; использование средств индивидуальной защиты; ликвидация и локализация очагов ЧС (ГОСТ 22.0.02.- 94 ).

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

    Своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

    Комплексное применение основных способов защиты - укрытие в защитных сооружениях, проведением эвакуации рассредоточения, использование средств индивидуальной защиты и медицин­ских средств индивидуальной защиты;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

    Обучение населения по гражданской обороне (УМЦ ГО, курсы ГО)

    Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

    Эвакуацию населения из зон ЧС;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

    Проведение мероприятий медицинской защиты;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

    Федеральным законом РФ от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

    Федеральный закон РФ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

    Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в ФЗ от 21.11.2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

    В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

    Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

    Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
    2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
    3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
    4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
    5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

    Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Президент России:
    1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
    2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
    3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
    4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


    Федеральное Собрание РФ:
    1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
    2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
    3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


    Правительство РФ:
    1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
    2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
    3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
    4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
    5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
    6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
    7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
    8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
    9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
    10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


    Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


    В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


    К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
    1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
    2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
    3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
    4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
    5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
    7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
    8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


    При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Реферат на тему

    «Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях »

    Подготовил студент 535 группы

    Зима Дмитрий

    Введение

    4.2 Средства защиты кожи

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, которая может сложиться в результате, химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения.

    Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:

    1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.

    2. Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства.

    3. Защита населения планируется и проводится дифференцирование с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства.

    4. Мероприятия по защите населения планируются и проводятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами РФ.

    5. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического и социального развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.

    Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.

    Способами защиты населения являются:

    1. своевременное оповещение населения;

    2. мероприятия противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ);

    3. укрытие в защитных сооружениях;

    4. использование средств индивидуальной защиты;

    5. проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуации населения из городов в загородную зону).

    Помимо этого организуется и проводится всеобщее обязательное обучение населения способам защиты.

    Также проводится защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами, радиационная, химическая и бактериологическая разведка, установление режимов защиты рабочих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль.

    1. Своевременное оповещение населения

    Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, которое возлагается на органы ГО. Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства оповещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий. Завывание сирен, прерывистые гудки предприятий и сигналы транспортных средств означают предупредительный сигнал «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, надо немедленно включить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или штаба ГО, Все дальнейшие действия определяются их указаниями. При аварии на химически опасном объекте содержание информации может быть следующим: «Внимание! Говорит штаб ГО. Граждане! Произошла авария на мясокомбинате с разливом СДЯВ аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении населенного пункта Знаменка. В связи с этим населению, проживающему на улицах Некрасова, Кузнечная, Заводская, необходимо находиться в помещениях. Провести дополнительную герметизацию своих квартир и домов.

    Населению, проживающему на улицах Заречная, Зеленая и Ямская, немедленно покинуть жилые дома и выйти в расположение Лысой горы. О полученной информации сообщить соседям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО».

    После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например, о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

    2. Укрытие населения в защитных сооружениях

    Защитные сооружения это сооружения, специально предназначенные для защиты населения от ядерного, химического и бактериологического (биологического) воздействия. Эти сооружения, в зависимости от защитных свойств подразделяются на: убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, могут применяться простейшие укрытия щели.

    К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ЧС. Убежища защищают также от отравляющих веществ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров и от обвалов и обломков разрушений при взрывах.

    Люди могут находиться в убежищах длительное время, даже в заваленных убежищах безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты в убежищах достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий их, а также за счет создания санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежищах в случае заражения окружающей среды на поверхности радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами или возникновения массовых пожаров.

    Наиболее распространены встроенные убежища. Под них обычно используются подвальные или полуподвальные этажи производственных, общественных и жилых зданий.

    Возможно также строительство убежищ в виде отдельно стоящих сооружений. Такие убежища полностью или частично заглублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи, метрополитены, горные выработки.

    Убежища должны располагаться в местах наибольшего сосредоточения людей, для укрытия которых они предназначены.

    Убежище состоит из основного помещения, предназначенного для размещения укрываемых людей, и вспомогательных помещений входов, фильтровентиляционной камеры, санитарного узла, а в ряде случаев и помещений для защищенной дизельной установки и артезианской скважины. В убежище большой вместимости могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую комнату.

    Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0,5 м2 площади пола и 1,5 м3 внутреннего объема. Большое по площади помещение разбивается на отсеки вместимостью по 50 75 человек. В помещении (отсеках) оборудуются двух или трехъярусные нары скамейки для сидения и полки для лежания; места для сидения устраиваются размером 0,45х0,45 м, а для лежания 0,55х1,8 м.

    Для того чтобы в помещения, где располагаются укрываемые, не проникал зараженный радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами воздух, они хорошо герметизируются. Это достигается повышенной плотностью стен и перекрытий таких помещений, заделкой в них всевозможных трещин, отверстий и пр., а также соответствующим оборудованием входов.

    Убежище обычно имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах. Встроенное убежище должно иметь, кроме того, аварийный выход.

    Входы в убежище в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими дверями. Снаружи входа устраивается прочная защитно-герметическая дверь, способная выдержать давление ударной волны ядерного взрыва. Вход может иметь предтамбур.

    Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на не заваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся прочным оголовком. (Не заваливаемой считается территория, расположенная на расстояния от окружающих зданий, равном половине высоты ближайшего здания плюс 3 м.) Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями или другими устройствами для отсекания ударной волны.

    При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность территории сильнодействующими ядовитыми веществами, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

    Сети воздуховодов, расположенные в убежище, окрашиваются в отличительные цвета: режима чистой вентиляции в белый, режима фильтро-вентиляции в красный. Трубы рециркуляции воздуха окрашиваются также в красный цвет.

    В убежище оборудуются различные инженерные системы:

    электроснабжения (трубы с электропроводкой окрашены в черный цвет), водоснабжения (трубы окрашены в зеленый цвет), отопления (трубы окрашены в коричневый цвет). В нем оборудуется также радиотрансляционная точка (громкоговоритель) и устанавливается телефон (при возможности организуется радиосвязь).

    В помещениях убежища размещаются, кроме того, комплект средств для ведения разведки (дозиметрические приборы, приборы химической разведки), защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства аварийного освещения, запас продовольствия и «воды.

    В убежище должны быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его, паспорт и план убежища, правила содержания и табель оснащения его, план внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния убежища и др.

    3. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения

    Рассредоточение и эвакуация населения один из способов защиты населения от оружия массового поражения. Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время.

    К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

    Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного затопления. В отличие от рассредоточенных эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.

    Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточение и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения населения, который в зависимости от количества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько расположенных рядом населенных пунктов.

    Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загородную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

    Районы расселения рассредоточиваемых целесообразно также располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей.

    Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением производственного принципа. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслуживанием.

    Рабочих и служащих объекта, переносящего свою производственную деятельность в загородную зону, размещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного затопления, в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.

    Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населения городов, а, следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

    Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по производственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, по территориальному принципу по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

    Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения о их проведении.

    Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования.

    Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматриваются более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

    Вывоз рассредоточиваемого и эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

    Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.

    Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

    Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответствии с планом и указаниями начальника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных объектах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП).

    Приказом начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

    Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке (пешими колоннами), на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.

    На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте.

    Каждому СЭП присваивают номер; к нему приписывают ближайшие объекты народного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

    Получив распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации, начальник ГО объекта организует выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряжением старшего начальника.

    Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, население должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

    В случае, если рабочих и служащих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более отдаленные районы по направлению рассредоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

    Прибывших на сборный эвакуационный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, пристани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддерживают установленный порядок.

    На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон старший вагона.

    Начальники железнодорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время.

    Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10--12 ч движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек.

    Для удобства управления колонну следует разбивать на группы по 50--100 человек, а во главе групп назначать старших. Старшие групп обязаны проверять численность наличного состава, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4--5 км/час, а дистанции между колоннами--до 500 м.

    При совершении марша через каждые 1--1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10--15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1--2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений.

    На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковременный отдых. За время привала растянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

    При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посадки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1--2 работников со средним медицинским образованием, а в состав пешей колонны включают 1--2 медицинских работников и 1--2 сандружинницы;

    Не допускается употребление загрязненных продуктов питания и воды и принимаются другие меры предосторожности.

    Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пределов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).

    Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиационной обстановки.

    Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах в короткие сроки по маршрутам с наименьшими уровнями радиации во избежание переоблучения людей.

    В период движения ведется радиационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересаживается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

    При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санитарная обработка людей, дезактивация одежды, имущества и транспорта.

    В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактивации территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, выполняются мероприятия по пылеподавлению, ведется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.

    4. Применение средств индивидуальной защиты

    В комплексе защитных мероприятий важное значение имеет обеспечение личного состава формирований и населения средствами индивидуальной защиты и практическое обучение правильному, умелому и сноровистому пользованию этими средствами в условиях применения противником оружия массового поражения.

    Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Они подразделяются на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.

    К первым относятся фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, а так же противопыльные тканевые маски (ПТМ1) и ватномарлевые повязки; ко вторым одежда специальная изолирующая защитная, защитная фильтрующая (ЗФО) и приспособленная одежда населения.

    По принципу защиты средства индивидуальной защиты делятся на фильтрующие и изолирующие.

    Принцип фильтрации заключается в том, что воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма человека, очищается от вредных примесей при прохождении через средства защиты.

    Средства индивидуальной защиты изолирующего типа полностью изолируют организм человека от окружающей среды с помощью материалов, непроницаемых для воздуха и вредных примесей.

    По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

    Средства индивидуальной защиты могут быть табельные, обеспечение которыми предусматривается табелями (нормами) оснащения в зависимости от организационной структуры формирований, и нетабельные, предназначенные для обеспечения формирований в дополнение к табельным средствам или в порядке замены их.

    4.1 Средства защиты органов дыхания

    При объявлении о ЧС все население должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты.

    Личный состав формирований, рабочие и служащие получают средства индивидуальной защиты на своих объектах, население в ЖЭК, ДЭЗ. При недостатке на объекте противогазов они могут быть заменены противогазами и респираторами, предназначенными для промышленных целей.

    Все остальное население самостоятельно изготавливает противопыльные тканевые маски, ватномарлевые повязки и другие простейшие средства защиты органов дыхания, а для защиты кожных покровов подготавливают различные накидки, плащи, резиновую обувь, резиновые или кожаные перчатки.

    Средства индивидуальной защиты следует хранить на рабочих местах или вблизи них.

    Наиболее надежным средством защиты органов дыхания людей являются противогазы. Они предназначаются для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, находящихся в воздухе. По принципу действия все противогазы подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

    Фильтрующие противогазы являются основным средством индивидуальной защиты органов дыхания.

    Принцип защитного действия их основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей.

    В настоящее время в системе гражданской обороны страны для взрослого населения используются фильтрующие противогазы ГП5. Для детей-- ДП6, ДПбм, ПДФ7, ПДФд, ПДФш, а также камера защитная детская (КЗД4).

    Следует иметь в виду, что фильтрующие противогазы от окиси углерода не защищают, поэтому для защиты от окиси углерода используется дополнительный патрон

    Изолирующие противогазы (ИП4, ИП5, ИП46, ИП46М) являются специальными средствами защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от всех вредных примесей, содержащихся в воздухе. Их используют в том случае, когда фильтрующие противогазы не обеспечивают такую защиту, а также в условиях недостатка кислорода в воздухе.

    Необходимый для дыхания воздух обогащается в изолирующих противогазах кислородом в регенеративном патроне, снаряженном специальным веществом (перекись и надперекись натрия). Противогаз состоит из: лицевой части, регенеративного патрона, дыхательного мешка, каркаса и сумки.

    В системе гражданской обороны наибольшее применение имеет респиратор Р2. Он представляет собой фильтрующую полумаску с оголовьем. Маска снабжена двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха с предохранительным экраном.

    Наружная часть полумаски изготовлена из полиуретанового пенопласта зеленого цвета, а внутренняя--из тонкой воздухонепроницаемой полиэтиленовой пленки, в которую вмонтированы два клапана вдоха.

    Между полиуретаном и полиэтиленом расположен фильтр из полимерных волокон. Респиратор имеет носовой зажим, предназначенный для поджима полумаски к лицу в области переносицы.

    Принцип действия респиратора основан на том, что при вдохе воздух последовательно проходит через фильтрующий полиуретановый слой маски, где очищается от грубодисперсной пыли, а затем через фильтрующий полимерный волокнистый материал, в котором происходит очистка воздуха от тонкодисперсной пыли.

    После очистки вдыхаемый воздух через клапаны вдоха попадает в подмасочное пространство и в органы дыхания. При выдохе воздух из подмасочного пространства выходит через клапан выдоха.

    Простейшие средства защиты органов дыхания изготавливаются самим населением. Они рекомендуются в качестве массового средства защиты органов дыхания от РВ и БС.

    Для защиты от 0В они, как и респираторы, непригодны. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ1 и ватномарлевые повязки. Каждый человек должен иметь их по месту жительства или по месту работы.

    4.2 Средства защиты кожи

    По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие. Изолирующие средства защиты, кожи изготовляются из воздухонепроницаемых материалов, обычно специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными.

    Герметичные средства защиты закрывают все тело и защищают от паров и капель 0В, негерметичные только от капель ОВ. Наряду с защитой от ОВ они предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС.

    К изолирующим средствам защиты кожи относятся защитные комбинезон и костюм, легкий защитный костюм Л1 и общевойсковой защитный комплект.

    Защитный комбинезон состоит из сшитых в одно целое куртки, брюк и капюшона. Костюм отличается от комбинезона тем, что куртка с капюшоном и брюки изготовлены раздельно. В комплект комбинезона и костюма входят, кроме того, подшлемник, резиновые сапоги и резиновые перчатки.

    Легкий защитный костюм Л1 состоит из рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника. Размеры Л1 аналогичны размерам защитного комбинезона (костюма). Л1 используется в разведывательных подразделениях ГО.

    Общевойсковой защитный комплект (О3К) состоит из защитного плаща ОП1 и защитных чулок, перчаток. Защитные перчатки зимние двупалые, летние пятипалые (резиновые).

    Защитный плащ имеет рукава и капюшон. Подошва защитных чулок имеет резиновую основу. Чулки надеваются поверх обычной обуви и крепятся к ногам с помощью хлястиков, а к поясному ремню с помощью тесемок.

    оповещение защита чрезвычайный эвакуация

    Заключение

    Охарактеризовать режим защиты при непосредственно химическом заражении можно следующим образом. Защита от химических средств поражения достигается применением средств индивидуальной и коллективной защиты.

    При этом необходимо учитывать, что фильтрующие противогазы ГО защищают органы дыхания не от всех СДЯВ. Для защиты в зараженной среде аммиаком, сернистым ангидридом, сероводородом применяются промышленные фильтрующие противогазы.

    Химическое заражение непосредственного влияния на здания, сооружения и оборудование промышленных предприятий не оказывает. Однако применение этого оружия может сказаться на производственной деятельности предприятий.

    Так, рабочие и служащие цехов, не прекращающих работу в условиях химического заражения, должны работать в средствах индивидуальной защиты. Там, где возможно, производственный процесс приостанавливается, рабочие и служащие укрываются в защитных сооружениях ГО. Возобновление производственного процесса осуществляется после дегазации оборудования, помещений и прилегающей территории.

    Производственный процесс может не прекращаться в случае проведения его в герметизированных зданиях и сооружениях. Герметизация производственных помещений и технологических процессов имеет особо важное значение на объектах пищевой, фармацевтической промышленности, водоснабжения и в сельском хозяйстве.

    Говоря же о бактериологическом заражении нужно отметить следующее: для предотвращения распространения инфекционных болезней, локализации и ликвидации зон и очагов бактериологического (биологического) поражения распоряжением начальника ГО области устанавливается карантин и обсервация.

    Карантин - это система противоэпидемических и режимноограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. Карантин вводится при бесспорном установлении факта применения противником бактериальных средств и главным образом в тех случаях, когда примененные возбудители болезней относятся к особо опасным.

    На внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная охрана, организуется комендантская служба и патрулирование, регулируется движение. На объектах, где установлен карантин, организуется внутренняя комендантская служба. Запрещается выход людей, вывод животных и вывоз имущества. Вход (въезд) может быть разрешен лишь специальным формированиям ГО и медицинскому персоналу для оказания помощи по ликвидации последствий применения бактериальных средств.

    Объекты, оказавшиеся зоне карантина и продолжающие свою производственную деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований.

    Рабочие смены разбиваются на отдельные группы (возможно меньшие по составу), контакт между ними сокращается до минимума.

    Питание и отдых рабочих и служащих организуется по группам в специально отведенных для этого помещениях. В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров.

    В том случае, когда установленный вид возбудителя не относится к группе особо опасных инфекционных болезней и нет угрозы массовых заболеваний, введенный карантин заменяется обсервацией.

    Под обсервацией понимают проведение в очаге поражения ряда изоляционноограничительных и лечебнопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

    Режимные мероприятия в зоне обсервации в отличие от карантина включают: максимальное ограничение въезда и выезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов; усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением; ограниченные движение по зараженной территории, общение между отдельными группами людей и другие мероприятия.

    В зонах карантина и обсервации с самого начала их образования проводятся мероприятия по обеззараживанию (дезинфекция), дезинсекции и дератизации (уничтожение насекомых и грызунов).

    Список литературы

    1. Гражданская оборона: В.Г. Атамантюк. М.: Высшая школа, 1986

    2. Безопасность Жизнедеятельности: О. Н. Русака. СПб.: МАНЭБ, 1996

    3. Гражданская оборона: А.Т. Алтунина. М., 1985

    4. Интернет

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

      контрольная работа , добавлен 06.08.2015

      Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и их классификация. Основные направления профилактической деятельности. Способы защиты населения при ЧС. Коллективные, индивидуальные и медицинские средства защиты. Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС.

      контрольная работа , добавлен 12.09.2011

      Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

      реферат , добавлен 20.09.2014

      Обязанности органов государственной власти по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Подготовка и непосредственное проведение мероприятий. Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от ЧС.

      реферат , добавлен 10.06.2014

      Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Организация эвакуационных мероприятий. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

      реферат , добавлен 06.03.2011

      Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) по причинам их возникновения. Защита людей в ЧС, порожденных природными стихиями. Обеспечение безопасности в ЧС антропогенного и социально-политического характера. Общие принципы оповещения и защиты людей в ЧС.

      реферат , добавлен 01.02.2012

      Организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения о чрезвычайных ситуациях. Радиационные факторы чернобыльской катастрофы, влияющие на здоровье жителей РБ. Оказание помощи пострадавшему при утоплении синего и бледного типов.

      контрольная работа , добавлен 14.01.2015

      Изучение задач и структуры российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Основные силы и средства РСЧС. Правила организации оповещения о чрезвычайных ситуациях. Речевая информация. Права, обязанности, ответственность граждан.

      реферат , добавлен 22.11.2010

      Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

      лекция , добавлен 23.01.2012

      Общие сведения о чрезвычайных экологических ситуациях. Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основные законы, нормативно-правовые акты по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.



     

    Возможно, будет полезно почитать: