Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны Статья 283 ук

Передача сведений государственной важности другим лицам затрагивает интересы РФ, успешность ее экономического развития и внешнеполитической деятельности. Меры ответственности предусмотрены в ст. 283 УК. Кроме этого, работодатель вправе упомянуть раскрытие государственной тайны в качестве одного из оснований для увольнения провинившегося сотрудника (ст. 57 ТК). Существует также возможность назначения административного наказания (ст. 26 закона «О государственной тайне»).

Преступление совершается как умышленно, так и по халатности, и может быть выражено активными действиями или несоблюдением мер предосторожности. Умысел может выражаться желанием подняться в глазах окружающих, помочь стороннему лицу завершить научную работу или даже благородными намерениями осветить опасность проводимых исследований для населения и окружающей среды. В последнем случае виновный оправдывает свои действия ст. 42 Конституции о праве граждан на получение полной информации о состоянии экологии. Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены и шпионажа заключается в его целях и получателях сведений.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам . Выдача может осуществляться посредством:

Дополнительно

Посторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия - несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

  • содержанию выданной информации;
  • ее важности для государства;
  • количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
  • применению информации получившим ее лицом;
  • размеру причиненного ущерба;
  • другим параметрам.

Разглашение врачебной тайны, то есть информации об обращении в медучреждение, диагноз, результаты анализов и так далее — подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако существует список ситуаций, в которых врачу можно озвучивать подобную информацию — например, при поступлении официальных запросов из полиции, прокуратуры, военкомата или при расследовании несчастного случая.

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Обратите внимание

Коммерческая тайна — информация о деятельности компании (например, используемые технологии, ноу-хау, данные о контрагентах и так далее). В зависимости от обстоятельств преступления, меры наказания могут включать административные штрафы от 500 руб до 1 500 000 руб, принудительные работы или лишение свободы. Читайте подробнее в этой

Была доверена по праву:

    1. допуска - специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа - выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК.

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

  1. В первой части ст. 283 УК, может быть любой. Например, виновный:
    1. Рассказывает постороннему лицу о тайных разработках на предприятии, намеренно желая его проинформировать. То есть, совершает деяние с прямым умыслом.
    2. Отправляет директору секретный документ с сотрудником, не имеющим доступа для ознакомления с данным документом. В наличии косвенный умысел, когда виновный допускает вероятность прочтения документа указанным сотрудником, но не предпринимает никаких мер предосторожности.
  2. Во второй части ст. 283 УК, форма вины является только неосторожной, когда обвиняемый не предполагает наступления нежелательных последствий, хотя может и должен его предвидеть. Или же допускает таковую возможность, но необоснованно надеется ее предотвратить. Например, помещает конфиденциальное письмо в прозрачный конверт.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Преступления со схожим составом

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

  1. Утрата документов, содержащих секретные сведения (ст. 284 УК). Наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
  2. Похищение тайных сведений, их вымогание обманом, угрозами, шантажом или другими насильственными способами (ст. 283.1 УК). Наказание составят от 3 до 8 лет лишения свободы.
  3. Измена - передача гражданином РФ секретных данных зарубежным государствам, организациям, их представителям (ст. 275 УК). Виновному назначают от 12 до 20 лет лишения свободы.
  4. Шпионаж - сбор тайной информации гражданином иностранного государства или лицом без гражданства в пользу международной или зарубежной организации (ст. 276 УК). Карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. В этой статье можно прочитать подробнее о

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Наказание за выдачу тайных сведений

Ответственность за разглашение государственной тайны устанавливает ст. 283 УК, содержащая две части. В первой из них рассматривается преступление средней тяжести, во второй - тяжкое.

Часть 1

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Часть 2

Если действия виновного по неосторожности привели к тяжелым последствиям, ему назначается от 3 до 7 лет лишения свободы вместе с запретом на занятия определенными видами деятельности в течение 3 лет.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в комментариях

Сведения, государственного значения, подлежат обязательной охране и недоступны для большинства граждан нашей страны и для иностранных государств и организаций. По вполне понятным причинам разглашение подобной информации может привести к ужасающим последствиям колеблющихся от значительного экономического ущерба до полномасштабной войны. Именно поэтому рассматриваемое в настоящей статье преступление и относится к категории тяжких преступлений, направленных против конституционных основ России, как суверенной страны.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны.

Общие понятия

Основным объектом и предметом данной темы, а, следовательно, и самого преступления, является обеспечение защиты и сохранности сведений, составляющих . А это в свою очередь составляет одну из основ обеспечения безопасности любой суверенной страны.

Для того чтобы понимать, о какой именно информации пойдёт речь, следует обратиться к положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Положения данных нормативно-правовых актов объёмные и насчитывают не один десяток различных видов, разделённых по сфере использования и степени важности. Основные категории государственной тайны выглядят следующим образом:

  • Сведения в военной области;
  • Сведения в области экономики, науки и техники;
  • Сведения в области внешней политики и экономики;
  • Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как видно из данного списка, все эти категории регулируют важнейшие составляющие обороноспособности страны и её экономической независимости и безопасности.


Уголовный Кодекс

Тяжесть ответственности и наказания за разглашение рассматриваемых сведений устанавливается с учётом положений статьи 283 Уголовного Кодекса РФ. Следует отметить, что данное преступление во многих аспектах схоже со шпионажем и , и при наличии признаков состава этих деяний в разглашение государственной тайны, квалификация будет исходить уже из положений статьи 275 или 276 УК РФ. А для того чтобы определить, в чём заключается принципиальная разница между этими преступлениями, следует обратиться к статье 283 УК РФ:

  1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Итак, в приведённой части первой идёт прямое упоминания о вариантах получения доступа к государственной тайне, это служебная или трудовая деятельность или учёба.

Иные случаи, ссылка на которых прописана здесь же, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также другими нормативно-правовыми актами, имеющими более узкий локальной-правой характер.

Стоит отметить, что процедура получения допуска носит невероятно сложную форму, которая требует прохождения множества проверок и предоставления различных разрешающих приказов, постановлений и справок. В том числе, в зависимости от закрытости и важности информации, требуется подпись о неразглашении со стороны самого просителя допуска, а также со стороны его близких родственников.


Принимая во внимание вышеописанное, объект преступления специальный - это лицо, которое в обязательном порядке достигло шестнадцатилетнего возраста и получило оформленный в соответствии с действующим законодательством допуск. Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения. Ещё одним важным моментом состава рассматриваемого преступления является фактическое умышленное донесение государственной тайны до других лиц.

Например, предположим две ситуации:

Гражданка «А» по долгу службы получила доступ к особо важным сведениям, для последующей работы с ними. Получение данного доступа создало для «А» множество обязанностей по обращению и хранению информации государственного значения, соблюдение которых было обязательным. Но гражданка «А» пренебрегла своими обязанностями и скопировала часть сведений на свой личный компьютер, допуск к которому имелся ещё у троих людей.

Если рассматривать ситуацию через призму статьи 283 УК РФ, то гражданка «А» разгласила закрытые для других лиц сведения, но в силу того обстоятельства, что они не стали известны третьим лицам, квалификация содеянного как преступление отсутствует. Эта же ситуация, но с небольшими изменениями.

Скопированные гражданкой «А» сведения были умышленно продемонстрированы гражданину «Б», с целью повышения в его глазах своей значимости и демонстрации социального положения. После завершения «самоутверждения» копия была удалена.

Цели разглашения - это личные мотивы, не преследующие корысти. Но факт разглашения был зафиксирован, а также информация стала известна третьим лицам, что и позволяет квалифицировать содеянное гражданкой «А» по статье 283 УК РФ.


  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Тяжкие последствия, являющиеся главным признаком части второй, могут носить различный характер, но определяются только с учётом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Во внимание берутся все возможные детали: должность виновного лица, важность разглашённых сведений, как и каким образом они были использованы, какой реальный ущерб был причинён, какие могут быть дальнейшие последствия. Если подобные тяжкие последствия были желанными и все предшествующие действия умышленно совершались с целью их достижения, то образуется квалификация по совокупности преступлений с учётом положений Уголовного Кодекса РФ.

Заключение

В заключение стоит ещё раз повторить о важности отграничения рассмотренного преступления со схожими деяниями в виде государственной измены и шпионажа. Главное отличие - это направленность действий. В измене и шпионаже - это понимание того факта, что полученные сведения и организациям, а в разглашении государственной тайны - целью является лишь донесение этой информации до третьих лиц, в том числе совершаемое в неумышленной форме.

Одним из наиболее опасных посягательств на государственную власть считается разглашение государственной тайны. Ст. 283 УК РФ устанавливает наказание за это деяние. Рассмотрим особенности применения данной нормы.

Ст. 283 УК РФ: состав, наказание

За разглашение информации, считающейся государственной тайной, субъектом, которому она стала известной или была доверена в рамках работы/службы либо учебы и в других случаях, закрепленных законом, назначается:

  • Арест на 4-6 мес.
  • Тюремное заключение до четырех лет. В дополнение виновному может быть запрещено находиться на определенных постах или осуществлять деятельность, установленную судом, до 3 лет.

Наказание по 1 части ст. 283 УК РФ назначается, если к указанной информации получили доступ другие граждане, а в поведении виновного отсутствуют признаки деяний, предусмотренных нормами 274, 276 Кодекса.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, санкция ужесточается. Виновному в этом случае, согласно 2 части ст. 283 УК , грозит 3-7 лет тюремного заключения. В дополнение ему может быть вменен запрет, указанный выше и на тот же срок.

Ст. 283 УК: комментарий по предмету и объекту

В качестве объекта посягательства выступают общественные отношения, связанные с включением информации в категорию гостайны, их рассекречиванием/засекречиванием, а также защитой в целях обеспечения безопасности страны.

Предметом деяния по ст. 283 УК , соответственно, является гостайна.

В диспозиции статьи прямо указано действие, за которое наступает ответственность, - разглашение сведений. Оно предполагает придание огласке информации, составляющей тайну, охраняемую законом, в связи с чем она становится известной посторонним лицам.

Формы действия

По ст. 283 УК наказываются лица, передавшие материалы или предметы, отнесенные к гостайне, устно или письменно. В первом случае сведения могут разглашаться в ходе публичного разговора или приватной беседы, во втором - через СМИ, в письме и пр.

В судебной практике по ст. 283 УК РФ противоправным действием признается также демонстрирование предметов, чертежей, изделий, материалов, схем. Ответственность по анализируемой статье наступает и в случае нарушения правил хранения и распространения материалов, содержащих или относящихся к гостайне.

Пояснения юристов

Рассматривая ст. 283 УК РФ с комментариями , можно отметить, что эксперты особое внимание уделяют объективной стороне деяния. Так, юристы указывают на то, что преступление может предполагать совершение как активных, так и пассивных действий. Примеры первых рассмотрены выше.

К пассивным действиям в контексте нормы следует относить непринятие надлежащих мер по сохранению конфиденциальности сведений. К примеру, это может быть оставление документов в месте, где их могут найти другие люди.

Посторонние

Такими лицами считаются субъекты, которые не имеют доступа к конфиденциальным сведениям. При этом информация, отнесенная к гостайне, не должна быть им известна ни при каких обстоятельствах.

Между тем сам факт доступа гражданина к другим сведениям, отнесенным к государственной тайне, или обладание ими в силу службы или работы, не исключает возможность признания его посторонним лицом.

Нюансы

Преступление, установленное в 1 части ст. 283 УК , считается завершенным в момент, когда информация стала достоянием сторонних субъектов, воспринявших и осознавших ее основной смысл. Для квалификации деяния полного понимания содержания сведений не требуется.

На практике допускается разделение стадий посягательства на приготовление и покушение. В первом случае речь о выполнении неучтенной выписки из конфиденциального документа, снятие ксерокопии и пр. Во втором случае предполагается, что преданные огласке сведения по каким-либо причинам не были восприняты посторонними.

Умысел

Он может быть косвенным и прямым. В последнем случае виновный понимает опасность своего поведения, предполагает, что в результате совершения им противоправных действий конфиденциальные сведения станут известны посторонним и желает наступления таких последствий. Прямой умысел, к примеру, имеет место при публикации информации в СМИ.

При косвенном умысле виновный также понимает опасность действий, предполагает, что сведения станут доступны другим лицам и сознательно допускает эти последствия, то есть не принимает мер по сохранению конфиденциальности информации. К примеру, гражданин делится сведениями в разговоре в общественном месте.

Мотив

Разглашение гостайны совершается по разным причинам. Чаще всего мотив виновного состоит в стремлении придать вес, важность своей персоне, завоевать чье-то расположение. В некоторых случаях причина совершения преступления может быть весьма банальной - помощь в написании научного труда, например.

Между тем, ни мотив, ни цель не влияют на квалификацию.

Квалифицирующий состав

О нем говорится в диспозиции 2 части нормы. При наличии квалифицирующего признака - тяжких последствий - санкция за деяние ужесточается.

Понятие тяжких последствий - оценочный термин. Разглашение гостайны может, например, повлечь передислокацию объекта, получение секретных сведений спецслужбами иностранного государства, свертывание научно-технического исследования и так далее.

Дифференциация составов

Преступление, предусмотренное в анализируемой статье, необходимо отличать от госизмены. В случае разглашения гостайны виновный не стремится нанести внешней безопасности государства ущерб посредством передачи информации представителям иностранного государства.

Немаловажно и то, что понятие получателя сведений по 283 статье шире, чем при госизмене: информация может стать достоянием любого постороннего гражданина.

Субъективная часть

Привлечь к ответственности по 283 статье можно только отдельную категорию лиц. В первую очередь субъект преступления должен иметь доступ к гостайне.

Сведения при этом должны быть ему доверены в силу его профессиональных обязанностей или должна быть ему известна в связи с его учебой или трудовой деятельностью. Так, субъектом преступления может являться рабочий, задействованный в производстве специального оборудования, служащий, привлеченный к размножению документации и так далее.

Государственная тайна: определение

Гостайной называют защищаемую государством информацию в сфере военной, экономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, внешнеполитической, разведывательной деятельности, распространение которой может причинить вред стране.

Использование сведений, считающихся государственной тайной, регламентируется положениями Конституции и ФЗ "О гостайне" и "О госбезопасности". На их распространение накладывается ограничение с момента их создания (разработки) либо заблаговременно. Для упорядочения обращения таких данных государство формирует соответствующие нормативные акты.

Исключения

В законодательстве установлен запрет на отнесение к гостайне сведений о:

  • Катастрофах и чрезвычайных ситуациях, создающих угрозу для безопасности и здоровья населения, стихийных бедствиях, их прогнозах и последствиях.
  • Компенсациях, соцгарантиях, привилегиях, предоставляемых организациям, физлицам, служащим, учреждениям.
  • Нарушении интересов, свобод и прав человека и гражданина.
  • Величине золотого запаса и валютных резервов РФ.
  • Состоянии здоровья лиц, занимающих высшие государственные посты.
  • Нарушениях законодательства структурами госвласти и их служащими.

Секретность

Законодательство устанавливает несколько степеней секретности. Каждая из них соответствует тяжести ущерба, который может возникнуть при разглашении информации.

Установлены следующие степени:

  • "особой важности";
  • "совершенно секретно";
  • "секретно".

На соответствующих документах проставляются грифы с указанием степени. Их использование для засекречивания информации, не отнесенной к гостайне, не допускается.

Рассекречивание данных

Основанием для снятия грифов секретности являются:

  • Принятие международных обязательств Россией по открытому обмену информацией, составляющей в стране гостайну.
  • Изменение обстоятельств, в связи с которым сохранение конфиденциальности сведений становится нецелесообразным.

Срок, на который информация может быть засекречена, не может превышать 30 лет. Однако в исключительных случаях этот период может быть увеличен. Принятие такого решения должно осуществляться после заседания межведомственной комиссии по защите гостайны.

Дополнительно

Конституционные права лиц, которые имеют доступ к информации под грифами "особой важности" и "совершенно секретно", могут быть ограничены. Ограничения могут устанавливаться в индивидуальном порядке уполномоченными органами (госбезопасности). Основанием является заключение об осведомленности гражданина об информации, составляющей гостайну.

Разглашение государственной тайны

  • 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

  • 1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ) - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  • 2. То же деяние, если оно:
    • а) совершено группой лиц;
    • б) совершено с применением насилия;
    • в) повлекло наступление тяжких последствий;
    • г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    • д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Темы для самостоятельного изучения

  • 1. Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
  • 2. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
  • 3. Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации.
  • 4. Равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации.
  • 5. Обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
  • 6. Достоверность информации и своевременность ее предоставления.
  • 7. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
  • 8. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.
  • 9. Государственная тайна.
  • 10. Служебная тайна.
  • 11. Коммерческая тайна.
  • 12. Понятие информации и ее виды.

Чем грозит разглашение государственной тайны?

Признанный гений военного искусства Александр Васильевич Суворов говорил: «Удивить - значит победить!».

Это высказывание великого полководца, в условиях современного развития общества, расширения информационного пространства, становиться как никогда актуальным.

Но задумывались ли вы, а что означает слово «удивить» применительно к вооруженным силам?

Военная история и наука утверждают, что это, прежде всего, означает скрыть от потенциального противника свои замыслы, планы, стратегию и тактику, имеющиеся в распоряжении силы и средства, новые образцы вооружения и военной техники, возможности которых неизвестны неприятелю. Именно в этой плоскости находятся истоки понимания обеспечения надежной сохранности военной тайны.

Российские законодатели, осознавая важность защиты Государственной тайны, приняли необходимые меры по ее охране. Именно с этой целью 21 июля 1993 года введен в действие Федеральный закон № 5Ч85-1 «О государственной тайне».

Позже, соответствующая норма введена в уголовное Законодательство, и в настоящее время три статьи особеннойЧасти уголовного кодекса России призваны обезопасить Государственную тайну от преступных посягательств.

На основе федеральных законов министерствами и ведомствами разработаны свои подзаконные акты (приказы, инструкции), регламентирующие обращение с секретными документальными материалами, изделиями и информацией,

соблюдение которых и обеспечивает надлежащую защиту Гостайны.

Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так! Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

Так, за период с 2010 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2010 года - 11, 2011 года - 91, 2012 года - 90, в 1 полугодии 2013 года - 90). Обьявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них - в 1 квартале 2013 года) . За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий - офицер осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге.

Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы.

Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить!

Источник: Управление ФСБ России по ЦВО

Источник: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razglashenie_gosudarstvennoj_tajny

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Уголовное право (особенная часть)»

На тему: «Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны»

Введение

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности.

Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло.

В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности.

Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны.

Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства.

Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира.

Развитие системы государственной тайны в любой стране, в том числе и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов.

По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны.

«Лексическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет»1.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых и государственная тайна.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»2. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации (РФ).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, – определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90, существенно конкретизировавший Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и состоящий из ста тринадцать позиций.

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, применяются соответствующие процедуры – отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 Закона). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии со следующими принципами: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования статьи 7 Закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанный сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,

образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Итак, государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, так как является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.



 

Возможно, будет полезно почитать: