О доверии Богу. Советы афонских старцев

В мире, где с экранов телевизоров и компьютеров непрерывно идет поток информации о и глобальном терроризме, очень хочется найти надежную опору, поддерживающую стремление к хорошему у любого нормального человека. Многим такую надежду дают Афонские старцы. Эти духовные отцы жизнь свою посвятили спасению человечества от скверны нынешней цивилизации. Иной раз они дают прогнозы на будущее. Причем часть из них уже сбылась. К примеру, предсказания Афонских старцев о развале СССР, сделанные задолго до трагического события, вызвали удивление и недоверие.

Однако сия чаша не минула народы мощной супердержавы. Она канула в Лету. Давайте посмотрим, что благородные отцы говорили о судьбах мира на ближайшее время.

Предварительное замечание

Необходимо отметить невероятный интерес нынешней публики ко всякого рода пророчествам и прогнозам, основанным на ясновидении. Афонские старцы привлекают к себе внимание множества людей. Их словам внимают с трепетом и надеждой. Особенно в последнее время. Ведь политический кризис, отягченный экономическими проблемами, виден уже невооруженным глазом. И не только в странах бывшего СССР. На всей планете отмечается серьезное снижение уровня жизни населения. Это каждый ощущает на своем кошельке, так сказать. К сожалению, этим живейшим интересом к пророчествам Святых мужей некоторые специализированные службы пользуются в своих интересах. Они прикрывают именем Афонских старцев собственные, глубоко политизированные информационные вбросы.

Делается это с целью повлиять на относительно происходящих событий. В данную работу помимо воли включаются другие авторы материалов, желающие привлечь к своим ресурсам публику. Потому отделить плевела от зерен пропаганды достаточно сложно. Читать таковые материалы рекомендуется душой, стараясь вникнуть в их содержание с точки зрения человека, любящего все человечество. А по-иному Афонские старцы, глубоко верующие люди, рассуждать не могут. Им мировоззрение не позволяет.

Предсказания о человечестве и морали

Интересны рассуждения старцев о том, куда идут народы мира под предводительством нынешних лидеров. Паисий Святогорец давно еще говорил, что истинная вера иссякает. Ее попы, продавшиеся превращают в инструмент Они наживаются на прихожанах, а не несут слово Божие страждущим. Придут времена, когда человек не сможет найти убежища от ужасов действительности в Святом Храме. Там ему под видом учения Христа будут внушать дьявольские замыслы, чтобы кинуть несчастного в горнило огненное наживы и войн. Мораль исчезнет как таковая. Всякий грех признают нормой.

Мы с вами видим, что это уже происходит. Ведь мужеложство (Паисий Святогорец именно так выразился) пытаются показать как приемлемое для людей занятие. И делают это не только светские власти некоторых стран. Им потакают священники и руководители конфессий. Афонские старцы много внимания в своих речах уделяют жажде наживы, культивируемой в современном обществе. Это, по их мнению, попытки увести людей от Бога. Ведь, стремясь постоянно получать все больше, не работая, народы предают святые заветы. Людям положено усердно молиться, чтобы Господь защитил их от соблазнов. Нет счастья в обогащении материальном. Идея эта внушается людям, чтобы превратить их в скот. Пусть позабудут о нравственности и совести. Тогда легко будет управлять толпой. Повесь перед ослом морковку, он пойдет, куда пастух укажет.

О конце времен и Армагеддоне

Падение нравов, уход от Бога, обман и сребролюбие - это лишь предтеча более страшных катастроф. Много и с большой болью говорили они о предстоящем Армагеддоне. Государственная власть ослабнет в странах. Они погрузятся в хаос. Некому будет останавливать преступников, наказывать воров и убийц. Да и выращивать зерно, производить продукты люди перестанут, так как отвернутся от Бога. Многие народы погибнут от голода. Нечего будет есть, негде взять хлеба. А о том, что Господь завещал трудиться, не вспомнят. Новые дьявольские веяния поразят церковь. Люди станут слушать батюшек, глаголющих от имени Антихриста.

Пророчества Афонских старцев касались и военных действий. Они даже указывали на знамения, что будут видны всем, предвещающие Армагеддон. Так, Паисий Афонский поведал ученикам, что на Ближнем Востоке случится большая война, в которой станут биться силы света и тьмы. Есть старинное предсказание о том, что Китай пошлет двухсотмиллионную армию на Ближний Восток. Она перейдет через Евфрат. Но до этого река «пересохнет». Старец Паисий учил, что не стоит буквально воспринимать то, что написано несколько сот лет назад. Как только турки перегородят Евфрат, так он и «пересохнет». То есть ниже по течению воды будет намного меньше. Это и есть предвестие Армагеддона. Много людей погибнет в той войне. Нигде нельзя будет укрыться. Лишь истинная станет защитой от гневного пламени этой катастрофы.

Афонские старцы о России

В мире, где власть перейдет к Антихристу и его войску, у верующего человека останется одна надежда. Афонские старцы видели ее в России. Именно в этой стране Господь не будет забыт. Не смогут лживые пророки и священнослужители, продавшиеся Антихристу, поколебать истинную веру этого народа. Именно отсюда придет спасение для всего человечества. Только люди должны усердно молиться, поддерживать один другого. В этом и состоит отличие русских от других народов. Не забудут они никогда, что правда заключена в сострадании. Не смогут многочисленные искусители заставить людей русских бросить братьев своих и погрузиться в эгоистическое сребролюбие. Придет время, и дух народа воспрянет, возмущенный делами Антихриста по всему миру. Воспрянет Русь. А возглавит ее православный Царь.

Многие старцы, переживая о судьбах людских, считали своим долгом помогать верующим. Ведь страдают их сердца и души от лицезрения страшных событий, происходящих повсюду в мире. Так, старец Пансофий Афонский составил специальный молитвослов. В нем собраны тексты, с которыми следует обращаться к Господу за защитой от зла и соблазнов. Только молитвой истинных православных Русь выстоит, говорили старцы. А с нею и весь мир спасется. Но от каждого человека усилия потребуются. Вместе нужно радеть о благословении для Руси. Эта страна Господом назначена для важнейшей миссии. Но без верующих она с ней не справится.

Противоречивые предсказания о Путине

Читая слова, которые приписывают святым мужам о президенте РФ, следует понимать значимость его личности для современного политического процесса. Ведь этот человек уже не один год занимает умы простых граждан во всех странах. Его ругают правительства и СМИ, им восхищается обычный народ (и наоборот). Будто весь мир сосредоточился на этом человеке. Афонские старцы о Путине тоже говорили. Всю известную информацию можно поделить ровно по границе противостояния, хорошо заметной в общественном мнении. Так, Афонский старец Афанасий, как следует из СМИ, предал президента анафеме. Он считал его узурпатором, действующим во вред России. Якобы именно В. В. Путин разжег войну, в которой братья убивают друг друга.

Надо отметить, что анафема Афонских старцев - вещь не совсем реальная. Сами подумайте, разве христианин, искренне, всей душой преданный Господу, станет выпускать в мир агрессию? Не помогает ли он тем самым Антихристу получить власть? К таковым материалам следует относиться с осторожностью. Тем более что есть другие, отличные по содержанию. Так, старец Гавриил Афонский говорил, что В. В. Путин крест на себя взял огромный и тяжкий. Даже если есть у него какие-то ошибки или прегрешения, все Господь простит. Путин - искренний человек, радеющий за Русь и народ. А людям простым следует помогать ему страстной молитвой. Афонский старец Афанасий, несмотря на явное осуждение решений президента РФ, соглашается с ролью обычного человека в спасении России. Он говорил, что все надежды на народ возлагает. Русский люд православный не соврет, не пойдет против совести.

Афонские старцы об Украине

Старец Парфений предостерегал от неискренности Евросоюза. По его мнению, если Украина войдет в него, то будет в этой стране намного хуже, чем в Греции. Войны и беззакония творятся повсюду в мире. Но главное, что грехи содомские приветствуются правителями и государствами. Разве по пути православным с людьми, приветствующими таковые дела? Много стараний выпало на долю украинского народа. Он добр и искренен, не желает никому зла. Потому старцы видят в нем силу великую. Справится Украина со своими проблемами и выйдет победителем. Люди в душе своей Бога почитать станут. Еще старцы говорили о том, что славянским народом следует вместе быть. Однако бесовские силы надолго разделили их. Нужно каждому стремиться к объединению православных. Только в этом их сила. Кто среди украинцев против этого пойдет, тот прислужником Антихриста станет, говорили старцы. И так в мире множество зла. Его преодолеть, выстоять, мир защитить можно только вместе. А украинцы - такой же славянский народ, как русские с белорусами. Надобно им за руки взяться, да против греха объединиться.

Еще старец Парфений от долговой ямы Украину предостерегал. Приводил в пример Кипр, на котором гора Афон расположена. Пока он не присоединился к Евросоюзу, процветающей, крепкой страной был. Разорили Кипр, в бедность народ его погрузили. Ничего хорошего в долгах нет. Сегодня все у тебя есть, а завтра отдать более полученного придется.

Заметим, что есть и иные предсказания Афонских старцев об Украине. В них говорится о победе над Россией. Однако уже и политики признают, что никакой войны между братскими странами нет. Так стоит ли читать пропагандистские материалы? Люди-то в душе прозорливы. Как им поверить в то, что родные против них оружие подняли? Ведь многие семьи разделяет более двадцати лет граница, но сердца нельзя так просто разорвать. А разве любящие станут убивать?

О России и Украине

Знаете, все старцы говорят об одном. Мир постепенно подходит к той границе, где придется людям выбирать, на какую сторону встать. Речь не идет о конфликте, поразившем Украину. Говорили они о душах и вере. Нынче планета объята глобальными процессами. Они затрагивают каждого человека и происходят на многих уровнях: в экономике, политике, духовной сфере. Последняя - самая тонкая и опасная. Потому каждый считал долгом предупредить людей об Антихристе. Придет он на землю в людском обличье. Папа станет его поддерживать. Укажет верующим на него, как на мессию. Погрузит Антихрист человечество в хаос и грех, станет подталкивать к порокам и падению духовности. Все это мы своими глазами наблюдаем. И война эта идет не на полях сражений, а в душах. Кого поддержать, считать праведником и посланцем Господа? Это каждый сам решает, рассудив по совести.

Об этом старцы говорят, что нужно укреплять в себе веру. Необходимо твердо знать, что Господь не оставит того, кто не покривил душой, не соблазнился ни златом, ни удовольствиями бесовскими. Вы спросите, а при чем здесь взаимоотношения России с Украиной? Так на первой линии фронта света с тьмой народы этих стран оказались. Как говорится, каждому по делам воздастся. Никак не иначе. Потому старцы настаивают на молитве искренней, чтобы Господь указал правильный путь. Разве можно брату на брата идти? А ведь именно к этому подталкивают людей прислужники Антихриста. Все со временем станет ясным. Раскаяние тех, кто ошибся, поддался греху, будет жестоким. К миру стремиться следует, Иисусу верить, православие поддерживать. Оно спасет в мировом шторме.

Об Америке и других «партнерах»

Есть пророчества старцев касательно последствий Армагеддона. Говорится, что две трети человечества погибнет в кровавой бойне. Антихрист не захочет отдавать власть свою. Поднимет войско на Русь, которой придется почти в одиночестве сражаться за Господа. Кстати, все уверены, что православный народ выстоит и других спасет. А по окончании этой войны Америка и Япония уйдут под воду. Об этом поведал старец Владислав (Шумов). И Австралия погрузится на дно морское. Ведь именно в этих землях найдет Антихрист себе множество сторонников. Затронет катаклизм и китайские земли. Часть их будет затоплена. Тогда Китай захочет воевать с Россией за территории. А с другой стороны нападет Германия. Но выстоит Русь. Помогут ей люди, что нынче за границами государства проживают. Все в мире, кто русским себя считает, объединятся, чтобы восстановить величие Родины.

О Греции и Турции

Паисий Афонский говорил о большой войне на Ближнем Востоке. По его мнению, Турцию ждут большие проблемы. Ведь Сербию разделили, чтобы угодить этому государству. Мусульманам дали создать свою страну, отдельно от православных. Такая же участь постигнет и Турцию. Ей Евросоюз укажет на необходимость выделить земли для немусульман. пойдет на Грецию, но проиграет. Старец утверждал, что православные одержат победу в этой битве. И Константинополь отдадут Греции. Не потому, что ее армия окажется мощной. Нет, так будет выгодно всем. Русские возьмут город, но уступят его грекам. Ибо так для всего мира будет полезно по политическим мотивам. Туркам же придется бежать. Они отправятся в Месопотамию. Православие со временем станет верой и надеждой большинства народов. Даже китайцы примкнут к нему.

О Третьей мировой войне

Уже говорили об Армагеддоне и еще повторим. Дело в том, что любой слушатель, внимающий пророчествам старцев, понимает их через призму собственного мировоззрения. Потому рекомендуется прослушивать и читать их слова по нескольку раз, пытаясь проникнуть в глубинный смысл. Кстати, некоторые жители Украины восприняли идею о победе народа как предвестие развала России. Так ли это? Разве старцы об этом говорят? Каждый не устает повторять, что в душе правду искать надобно, веру православную укреплять. Дальше пошел в своих советах Иосиф Афонский. Старец говорил людям, чтобы себя изучали. Не на события смотрели, а на собственную роль в них. По совести ли поступаете?

Все в этом мире люди делают. Без поддержки народа никакой правитель власть не удержит. А что внутри у человека? Как ему справиться с дьяволом? Об этом старец подробно говорит в своих изысканиях. Смирение приходит к тому, кто просветления достиг. А оно в самопознании! Коли пойдут люди по этой дороге, то никакой Антихрист с ними не справится. Третья мировая война в душе у каждого происходит. Одни раньше победу одержали, другие еще борются, третьи сдались. И нет в этой войне союзников, кроме истинной веры. А православные люди непобедимы. Ибо они от веры в Господа никогда по-настоящему не отказывались. Вы спросите, когда же наступит эта битва? А разве она уже не идет в наших сердцах? Посмотрите сегодня новости. Себе ответьте, на чьей вы стороне? Смогли выиграть первый бой? Поздравляем!

Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

Человек страдает от скорбей, усталости и проблем. Каким образом мы можем избавиться от постоянных стрессов, найти душевное успокоение и мир?Господь Иисус Христос призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11:28).

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонских отцов о доверии Богу.

1. Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию. ().

2. Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу. ().

3. Тот, кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это. Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся. ().

4. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога…Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией. Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: «Господь смотрит на меня; чего мне бояться?» А раньше я не мог так жить. ().

5. Мы решаемся броситься в неизвестность, призвав Святое Имя Иисуса Христа, Бога Спасителя. И что же? Вместо того, чтобы разбиться головой о скрытые во мраке скалы, является некая невидимая рука, бережливо держащая нас над пропастью. … Наилучший «риск» - по-детски довериться Промыслу Божию в поисках жизни, где первое место отдано Христу. ().

6. Доверься Богу, творения Которого находятся под Его попечением, ибо и лист с дерева не падает без Его Божественной воли. Тем паче человек, Его сын по благодати, христианин, разве будет лишен Его Промысла? Нет, но диавол, знающий твою немощь, искушает тебя, чтобы ввергнуть в муку. Когда надеждой мы утверждены в Боге, то основание положено на камне, и если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас. Когда же надеждой утверждены мы на своих стараниях, то фундамент наш на песке, и мы легко падаем. ().

7. Разве ты не знаешь, что Иисус бывает в каждом случае исцелением всякой нужды? То есть пищей для голодного, водой для жаждущего, здоровьем для больного, одеждой для нагого, голосом для поющих, извещением для молящегося, всем для всех во спасение. Поверь, чадо мое, что чем бы мы ни страдали, во всем Христос является превосходным врачом души и тела. Достаточно иметь совершенное самоотречение, совершенную веру и преданность Ему без колебаний. (Старец Иосиф Исихаст).

8. Простота (аплотита) - это святое смирение, то есть полное доверие Христу. Давайте, отдадим Христу всю свою жизнь! Мы говорим за Божественной литургией: «…весь живот наш Христу Богу предадим!» И в другом месте: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбце, и просим, и молим, и мили ся деем». ().

9. Как Он (Бог) с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам то, чего мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны» (та мистика), в кавычках. Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему? ().

10. Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны. Мы тогда пребываем в райской радости. Это тайна, таинство (то мистико). Оно - в доверии. И тогда мы взываем с апостолом Павлом: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21). «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)». ().

На протяжении многих столетий Афон играл важную роль в развитии отечественной духовности и культуры. В чем проявлялось это влияние? Чем интересен Афон нашим современникам? Об этом и многом другом мы беседуем с игуменом Петром (Пиголем). Наш гость не понаслышке многое знает об Афоне. Ведь на протяжении нескольких лет он был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря, а затем трудился над открытием Московского Афонского подворья и был его первым настоятелем.

- Отец Петр, расскажите, как начинался Ваш иноческий путь?

До прихода в Церковь я был моряком, ходил в загранплавания, а перед этим у меня были годы срочной службы на Северном флоте. Поэтому мое духовное становление проходило в необычных и даже суровых условиях. Особенности этой жизни повлияли на многие мои решения. Придя из очередного плавания, я отправился в Московскую духовную семинарию. Надо сказать, что я был из совершенно нецерковной среды, и когда меня спрашивали: «Из какой ты епархии?», я даже не совсем понимал, о чем речь идет. Но меня это совершенно не смущало, потому что был большой интерес, большой духовный подъем. Когда я определился с выбором жизненного пути, логично было поступить в Троице-Сергиеву Лавру. Но Господь управил так, что поступил я в Свято-Данилов монастырь, который тогда только открывался. В стенах этой древней обители возрождалась традиция монашеской жизни, которая была совершенно прервана в советские годы. Это было очень интересно. И так получилось, что с самого начала моего монашества мне Богом было определено трудиться на поприще издательской деятельности. Когда стало известно, что рукополагать меня будет Митрополит Питирим (Нечаев), то наместник монастыря архимандрит Тихон (Емельянов) (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) сказал: «Издательским будешь». Ведь Владыка Питирим возглавлял тогда Издательский отдел Московской Патриархии. Эти слова оказались пророческими: где бы я ни нес послушание, всегда занимаюсь, в том числе, и издательской деятельностью. В Даниловом монастыре создавал издательство «Даниловский благовестник» и одноименный журнал. Когда я приехал на Афон, в Свято-Пантелеимоновом монастыре мне сразу же определили послушание в библиотеке, которое также было связано с издательской деятельностью. И на Афонском подворье в Москве я пытался возродить «Душеполезные размышления», которые издавал иеромонах Арсений (Минин). Но получился тогда альманах «К Свету». Затем некоторое время я трудился в Издательстве Московской Патриархии, заведовал там отделом книжной редакции и входил в Издательский Совет. Потом довольно продолжительное время возглавлял информационно-издательский сектор Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. А сейчас являюсь учредителем и главным редактором информационно-издательского центра «К Свету», который имеет свою направленность - основы православной духовно-аскетической культуры. У нас целый ряд научно-просветительских проектов, так или иначе связанных с Афоном. В частности, недавно вышла небольшая книга «Хощу видети во благости избранныя Твоя…». Это слова старца Иеронима Афонского, который на протяжении полувека, с 1836 года до своей кончины в 1885 году, подвизался на Афоне. В течение 45 лет он был духовником и старцем братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, был также строителем и благоукрасителем обители, организатором и благоустроителем всех сторон ее жизни. В книге приводится мой небольшой очерк о жизни старца, его духовное завещание и, что самое важное, устав общежительного монастыря - главное творение старца Иеронима. Это лучший устав общежительного монастыря, он содержит в себе все принципы святоотеческой духовно-аскетической традиции. Старец в свое время возродил эти традиции, и сегодня этот устав может помочь в деле возрождения российских монастырей.

- Когда Вы впервые посетили Афон?

Когда я был еще студентом Московской Духовной Академии, очень любил лекции архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который занимался книжным наследием Афона. Он организовал работу большой группы ученых из Академии наук СССР, которая работала в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря, занимаясь исследованием и копированием рукописей. Рассказы отца Иннокентия вызывали большой интерес, и у нас образовалась тогда большая группа желающих поехать на Афон и стать ее насельниками. Но это желание исполнилось только лет через пять, когда я уже был игуменом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году группа из девяти человек, в которую входил и я, оправилась на Святую Гору в качестве насельников Свято-Пантелеимоновой обители. На послушание меня определили в монастырскую библиотеку. И с того времени начался мой духовный и научный интерес к наследию Афона и старцев, а также работа над рукописями, которая впоследствии привела к изданию нескольких книг. В то время библиотека монастыря была в совершенно другом состоянии, чем сегодня. Помещение во многих местах было повреждено, и первое, с чего я начал, полез на крышу и залатал дыры, чтобы вода не попадала на книги. В хранилищах древних рукописей поселились крысы, которые вили себе гнезда, выдергивая страницы из разных книг. Я разорил восемь таких гнезд. Это происходило не потому, что монахам не было дела до библиотеки. Просто исторически сложилось так, что был период некоего запустения. Братии было очень мало, им едва хватало сил на то, чтобы поддерживать в обители хоть какой-то порядок. Сейчас благодаря серьезной финансовой помощи из России созданы все условия для того, чтобы обеспечить сохранность рукописей. В библиотеке установлено хорошее оборудование. Происходит копирование рукописей, которые становятся доступными для широкой научной общественности.

- Что особенно запомнилось Вам из того времени, когда Вы жили на Афоне?

В то время сокровенная традиция монашеского делания была более сокрыта от посторонних глаз, чем сегодня. Но когда я прибыл в эту монашескую республику, то сразу почувствовал, что это особая среда, которая хранит все традиции без искажений. История монашества на Афоне не прерывалась с древности. Я понял, что здесь можно обрести подлинный духовный опыт, стоит только захотеть и приложить усилия. Здесь сохраняется подлинная евангельская святоотеческая закваска. Сразу было понятно, что насельники монастырей - неслучайные люди, знающие, зачем они сюда пришли, что должны делать и к каким ценностям стремиться. Можно было общаться с такими великими старцами, как преподобный Паисий Святогорец, и пользоваться их благодатными наставлениями, и я старался не упускать такой возможности. Афон - это место, где есть множество духовных центров, которые имеют в себе все необходимое для духовного возрастания и спасения. В общей сложности насельником монастыря я был примерно семь лет. Но не так много времени мне было отведено на послушание в библиотеке, хотя это было дело по моему призванию и по душе. Мое назначение на это послушание хорошо восприняли мои учителя, среди которых был профессор Салоникского университета Антоний Тахиаос, статьи которого я использовал при написании своей диссертации. Он воспринял мое назначение в библиотеку с воодушевлением, так как занимался славянскими рукописями и наметил план нашего сотрудничества. Но Господь судил иначе. Через некоторое время меня назначили в Москву представителем Пантелеимоновой обители при Патриархе Московском и всея Руси с конкретной задачей - возродить в Москве Афонское подворье.

- А для чего оно было создано в XIX веке?

 - Афонское подворье в Москве было основано еще в 1879 году по благословению старца Иеронима (Соломенцева). Настоятелем туда был направлен иеромонах Арсений (Минин), который прибыл вначале в Москву со святынями с целью сбора пожертвований для Пантелеимонова монастыря. Но все тогда почувствовали, что, помимо такой миссии, нужно послужить народу Божиему в России. Сначала была создана просто часовня, потом появились уже храм и комплекс зданий. Цель организации подворья - духовное просвещение православного народа России. И плоды были огромными: было издано множество душеполезных книг, распространены афонские святыни. Была издана книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которая в России переиздавалась множество раз: и до революции, и в наши дни. Наш центр также выпустил научное критическое издание по новообретенной рукописи этой книги. Мы проясняем, что ее автором был ученик старца Иеронима - схиархимандрит Михаил (Козлов). Он принес рукопись в Россию и передал святителю Феофану Затворнику. С его благословения и одобрения Оптинских старцев книга вышла в свет. Эта книга о внутреннем духовном делании и непрестанной Иисусовой молитве является очень полезным душеназидательным чтением. Благодаря деятельности Афонского подворья братия Свято-Пантелеимонова монастыря пополнялась русскими иноками. Они селились также и в скитах, и в кельях. Это составляет понятие «Русский Афон», под которым подразумевают и русские обители Святой Горы, и многочисленную русскую святогорскую монашескую общину, сложившуюся в XIX - начале XX века, с ее добрым внутренним устроением, а также и спасительное духовное влияние Афона в России.

- Чем лично Вас заинтересовал старец Иероним (Соломенцев)?

Интерес у меня многогранный: это и научный интерес к его деятельности как духовного руководителя, интерес к его личности - почему он имел такое большое влияние, интерес к наследию его. В свое время, когда нес послушание в библиотеке монастыря, я разбирал документы XIX века. Отец Иннокентий с группой ученых ведь занимались только древними рукописями. А письма и документы XIX века были собраны отдельно.

В основном они были связаны с жизнью и деятельностью отца Иеронима и отца Макария (Сушкина). В этих рукописях я обрел небольшую записку, где было написано: «Мы бережно собрали и сохранили драгоценные бисеры наших старцев и надеемся, что Господь в будущем воздвигнет делателя, который явит миру их светлый образ». Эта записка коснулась моего сердца, с этого и начался мой личный интерес к деятельности старцев. Эту деятельность продолжил мой преемник - иеромонах Иоаким (Сабельников), мой однокурсник, с которым мы вместе приехали в монастырь. В результате стали выходить книги про старца. Предполагался проект под названием «Великая стража», который включил бы издание трех книг. Но вышел лишь первый том «Жизнь и деятельность старца Иеронима (Соломенцева)». Он сложился на основе копий тех рукописей, которые привез отец Иоаким, когда приезжал в Россию с мощами великомученика Пантелеимона в 2000 году. Благодаря этому изданию многие обратили внимание на духовное наследие старца, началась подлинная научная работа, был издан ряд книг. А благодаря празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне волна интереса усилилась и явила миру много нового из наследия Пантелеимонова монастыря. В нашем центре издали книгу «Старец-духовник иеросхимонах Иероним Афонский», в который вошли сведения о его жизни, учении в систематической форме. Также мы издали книгу «Монах Климент» об ученике старца Иеронима Константине Николаевиче Леонтьеве, который известен как дипломат, писатель, религиозный мыслитель, философ. Последние годы жизни он был под духовным руководством преподобного Амвросия Оптинского и по его благословению пострижен в монашество. Обращение к вере этого мыслителя произошло на Афоне. И его творчество как философа, публициста, религиозного мыслителя во многом связано со Святой Горой. В афонский период были изданы его основные труды - «Византизм и славянство» и другие. Они по духу полностью святоотеческие. В то время эти труды были непопулярны, Леонтьев скорее писал для нас с вами. Но его политические предсказания, к примеру, о революции, полностью исполнились. Интересно, что его размышления как православного духовного политика очень интересны и востребованы сегодня. Он разработал идею византизма - идею великого восточно-православного союза во главе с Россией.

Продолжение следует

Беседовала Марина Шмелева

http://pravpokrov.ru/church_life/?ELEMENT_ID=15476

Пророчество 1:
Один врач спросил Старца, что нас ожидает в будущем?
— Будущее, чадо мое, знает только Бог.
— Геронта, будут ли большие войны?
— Что спрашиваешь, чадо? И не представляешь, что будет!

Пророчество 2:
Сегодня читать пророчества — как читать газету: так все ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима.

Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан. Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и проявят себя с бесстыдством и гордостью и постараются управлять Европой. Тогда и 2/3 евреев станут христианами.
К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Так же поступили и русские, когда хотели ввести в России коммунизм. Что же они там делали? После того как примкнули к партии некоторые неправильные священники и богословы — и были уже «воедино с ними», — их заставили обвинить Церковь и часто говорить против нее. Так они отравляли народ, потому что он не мог распознать роль этих богословов. Потом брали одного из своих священников, который из-за болезни был очень толстым, искали месяцами какого-нибудь костлявого парнишку, помещали их на одну афишу и писали внизу: «Вот как живет Церковь и как бедствует народ». Брали также фотографию патриарших покоев, устланных коврами, мебелью и т.п., и помещали рядом барак одного из нищих (как наши цыгане) и говорили: посмотрите на роскошь попов и как прозябает русский гражданин! Так им удавалось мало-помалу отравить народ и «испортить ему помысел». И после того, как народ пожрал друг друга, явились и те, и, как мы знаем, отбросили Россию на 500 лет назад, и оставили ее при смерти, убив миллионы русских христиан.
Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдет отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь». Вникаешь? Видим, что это отчасти уже осуществляется: христиане, ты видел, уже начали чувствовать, что они находятся в нездоровом климате, и постараются избежать болезненных ситуаций и притекают тысячами в монастыри и церкви. Скоро увидите, что в городе существуют две части людей: те, кто будут жить блудной и далекой от Христа жизнью, и остальные, которые будут притекать на бдения и в места поклонения. Среднего состояния, как теперь, не может более существовать.

Пророчество 3:
Однажды пришел я вниз и увидел Старца несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал говорить:
— Пришли сюда некие и начали мне говорить, что будет война, и что турки войдут в Грецию, и что нас прогонят за шесть миль до Коринфа (объясняя ошибочно, испорченным своим помыслом, пророчество Косьмы Этолийского). Тогда я взялся за них и сказал, что самый худший враг для эллинов то, что когда во всем мире некие эллины, как вы, распространяют, что если случится война, турки прогонят нас до Коринфа, потому что, когда начнется война, у всех будет надломлен дух и они сами отступят до Коринфа. Притом, если бы это и была истина, об этом нельзя говорить. Тем более, когда это — неправда. И вам вновь повторяю: об этом нигде не говорите, потому что сделаете намного большее зло, чем сделали бы многие турецкие дивизии.
Сказал я им это, и они вынудили меня объяснить, хотя я никогда не хотел говорить о пророчествах, что шестимилие, о котором говорит святой Косьма, — это шесть миль морского шельфа. Это та тема, за которую мы в последние годы грыземся с Турцией, и оно будет то дело, из-за которого мы «схватимся». Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и «не останется ничего прямого». Треть турок будет убита, треть примет христианство, а остальные уйдут далеко в Азию. Мы ни в чем не пострадаем от турок. Некоторые маловажные вещи уничтожат, и на них найдет гнев Божий.
Это услышал я от них и расстроился. Не мог поверить, чтобы сами греки — тем, что распространяют такие вещи во время мира, — окажут туркам величайшую помощь.
Также начали мне говорить, что сказанное святым Косьмой: «тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе», сейчас, когда Воскресение (Пасха) совпало вместе с Благовещением — и прошла зима, как лето, — означает, что турки нападут на Элладу (Грецию).
Все мы стали пророками, отец мой, и объясняем умом нашим вещи, как хотим. И здесь я был вынужден им сказать, что святой Косьма, когда говорил: «тогда придет», не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и они могут, некоторым образом, свободно сообщаться со своим отечеством.
Отец мой, я видел, что весьма большой вред наносят эти люди, объясняя вещи своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои испорченные мысли.

Пророчество 4:
Так «благородно» разделят на части Турцию
Брат спросил Старца о событиях в Сербии, и тот, между прочим, сказал:
— Европейцы сейчас делают, ради турок, независимыми области, где живут мусульмане (Босния и Герцеговина). Вижу, однако, что разделят Турцию благородным способом: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют сделать самостоятельными и эти народы. Скажут тогда Турции: мы вам сделали одолжение там, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне. Так «благородно» разделят на части Турцию.
Святой Арсений в Фарасах говорил верующим, что они потеряют отечество, но скоро опять его получат.

Пророчество 5:
Летом 1987 г. я спросил Старца о будущей всемирной войне, той, которую называют «Армагеддон» и о которой сообщают Писания.
С отеческой заинтересованностью он сообщил мне разные сведения. И даже захотел открыть определенные признаки, которые нас убедят, что мы действительно находимся в поколении Армагеддона. Итак, он сказал:
«Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление великой той войны и таким образом приготовляется путь для двухсотмилионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение.
Среди приготовлений есть и это: должна пересохнуть река Евфрат, чтобы могло пройти многочисленное войско. Хотя — Старец улыбнулся в этом месте — если двести миллионов китайцев, когда прибудут туда, выпьют по одной кружке воды, они осушат Евфрат!
Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т.е. то конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Китайцы даже готовят дорогу, которую называют «чудом эпохи»: ширина ее такая, чтобы по ней свободно проходили тысячи солдат, выстроенные в шеренгу. И к этому времени они уже довели ее до границ Индии.
Нужно, однако, большое внимание и просвещенный чистый ум для того, чтобы мы могли различать знамения времен, т.к., некоторым образом, бывает все так, что их не могут различать те, кто не заботится об очищении сердец, и, в результате, легко заблуждается. Предположим, что кто-то знает, что для того, чтобы прошла миллионная армия, должна высохнуть река Евфрат. Однако, если ожидает, что это произойдет чудесным способом, т.е. откроется, предположим, большая трещина и исчезнет вся вода, тогда такой человек будет в заблуждении, ибо не позаботился через чистоту сердечную «войти в дух» Писаний. Нечто аналогичное случилось и с Чернобылем: в Откровении святой Иоанн Богослов сообщает, что видел звезду, упавшую с неба и поразившую воды и людей. Те, однако, кто ожидает, что упадет с неба звезда, уже давно в заблуждении и никогда не поймут, что это уже осуществилось. Чернобыль в России означает «Полынь» и мы видим, что причинен огромный вред, и он будет еще больше с течением времени…»

Пророчество 6:
Во время Крестного хода Страшной Предстательницы в 1992 г. зонт над иконой Панагии держал прапорщик из Иоаннины. Когда мы шли, справа от него был я, а слева Старец, который в какой-то момент сказал офицеру:
— Давай, молись хорошенько, да будешь знаменосцем и в Городе (Константинополе), когда войдем.
И, обращаясь ко мне, сказал:
— Слышал, что я сказал?
— Да, Геронта, слышал. Аминь. — ответил я ему.
Тогда он улыбнулся и произнес свое характерное:
— А! (Ладно, именно!).
Днем позже спустился я в его келлию и спросил относительно Города. И он сказал:
— Константинополь возьмем назад, но не мы. Мы, из-за того что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам, — как решение своей проблемы.

Пророчество 7:
Группа маленьких учеников из Афониады спускалась к Старцу. Их занимала одна тема: они слышали, как будто Старец сказал некоторым, что мы возьмем Константинополь. И они хотели сами услышать это из его уст и особенно расспросить, будут ли они жить в то время. Итак, они говорили по дороге между собой, что кто-нибудь должен был спросить Старца об этой теме. Итак, они пришли и сели вместе с ним, никто, однако, не осмелился задать такой вопрос. Они встали, взяли благословение и направились к тропинке. Старец, провожая их, улыбаясь сказал:
— И знайте: и Константинополь возьмем и будете жить и вы в то время!
Учеников поразило как громом от сказанного им, и они удивлялись о благодати, какую он имел, и о том, что извещался ею обо всем, и еще о том, что в их поколении произойдут все эти страшные вещи.

Пророчество 8:
Господин Д.К. посетил Старца. В то время СССР был очень сильный во всех отношениях и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться, — было еще при власти Брежнева.
Старец, между прочим, сказал ему:
— Увидишь, что скоро СССР развалится.
Господин Д. возразил:
— Но такую крепкую мощь, Геронта, кто развалит. И до ноготка его не смеют дотронуться.
— Увидишь!
Старец предсказал, что и СССР развалится, и что господин Д. будет еще жив и увидит это (несмотря на то, что он был уже в возрасте).
И продолжал Старец:
— Знай, что и Турция развалится. Будет война два с половиной года. Мы будем победители, потому что мы — православные.
— Геронта, потерпим ли мы урон в войне?
— Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!

Пророчество 9:
Однажды днем прибыла к келлии Старца группа паломников. Взяв благословение, они сели во внешнем архондарике. Старец с добродушием принес им традиционный лукум, освежающей воды и свежей алычи, которую принесли ему предыдущие паломники. Он сел рядом и начал беседу:
Старец: Как живут в мире?
Димитрий: В общем, Геронта, средства массовой информации распространяют зло и направлены к этому. Причем растлевают и малых детей.
Старец: Закон что говорит? Подаете ли иски?
Димитрий: Пытаемся, Геронта, делать что-то, но они не принимают слов.
Старец: Вы всегда имеете чистую совесть, потому что исполняете долг. Остальное устроит Бог.
Димитрий: Вы можете нам сказать, Геронта, как нам себя вести в этом злом мире? Так… в общем.
Старец: Нужно рассуждение. Есть ли у тебя духовник?
Димитрий: Да, Геронта.
Старец: Советуйся с духовником, потому что порой мы не можем сказать ни «да», ни «нет», поэтому требуется рассуждение.
Здесь Старец встал и оставил их одних, и те, улучив удобный момент, договорились просить Старца рассказать о Константинополе. Вскоре Старец возвратился и, к изумлению всех, прежде чем они успели спросить о чем-либо — показывая, что духовный его «радар» уловил их мысли, — говорит им:
Старец: Что говорите, возьмем ли мы Город?
Они онемели и ничего не говорили.
Старец: Скажите мне, возьмем ли мы Город?
Группа в изумлении ничего не отвечает.
Старец (шутливо): Хвастуны…
Феодор: Возьмем, Геронта.
Старец: Слава Тебе, Боже. (Крестится на восток и смотрит в сторону Города.)
Димитрий: Если Бог благословит, Геронта, возьмем его.
Старец: Да, это от Бога! Возьмем его! Только не мы его возьмем, а нам его отдадут. Те, кто возьмут его у турок, дадут его, как решение, нам, т.к. будут полагать, что это им выгодно.
Димитрий: Геронта, долго ли будет продолжаться такое зло?
Старец: Может, может быть! Однако, будем сдавать экзамены.
Димитрий: Будет ли надлежащее руководство?
Старец: Бог устроит. В этой войне все выйдут победителями. Греческая армия будет зрителем. Никто не возвратится победителем. Ареной будет Палестина, могилой их — Мертвое море. Это будет в первое полувремение. Но будет и второе полувремение: после этих событий человек придет к безысходности, и тогда все будут изучать Евангелие и Писания. Христос пожалеет мир и покажет знамение для веры. Тогда поищешь неверующего.
Димитрий: Геронта, тропарь пророку Илие говорит, что он — «вторый предтеча пришествия Христова». Он, как известно, не умер, как и Енох. Придет ли пророк Илия на землю?
Старец (улыбаясь): Пророк Илия точит и готовит нож свой! И даже прежде начнет с патриархов, владык, священников и монахов!
Николай: И мирских.
Старец: У вас — неведения, у нас — грехи. Разве не говорится в молитве на божественной литургии: «О наших гресех и о людских неведениях»? Пророк Илия точит нож свой: однако нужно многое внимание, потому что о некоторых вещах иначе говорят Отцы, и иначе толкует мир, как, скажем, о шестимилии, о котором сообщает святой Косьма Этолийский. (Турки уйдут, но придут снова и достигнут до шестимилия. В конце концов их прогонят до Красной Яблони (Kokkinh Mhlia). У турок 1/3 погибнет, другая 1/3 крестится и последняя 1/3 уйдет в Красную Яблоню.) Никто не может этого объяснить.
Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе, во Фракии, в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, — шесть миль территориальных вод. Вы не читаете у Пророков: у Иоиля, Захарии, Иезекииля, у Даниила? Там все сказано. Семь лет в Палестине будут жечь не дрова, а палки, но откуда вам знать отличие палок от дров! У вас теперь в домах калориферы (улыбаясь), в то время как я здесь жгу дрова в печке и знаю, что к чему.
(Речь идет о пророчестве пророка Иезекииля — 39, 9-10: «Тогда жители городов Израильских выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог».)
Христос: Евреи…
Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придет мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришел? Что теперь говорят здесь они, евреи?

Старец, принеся вновь подошедшим паломникам угощение, спросил одного из них:
Старец: Возьмем ли мы Город? Что скажешь?
Христос: Я пойду на Северный Эпир.
Старец : Возьмем Город, Северный Эпир возьмем всемером!
Христос: Семь и я — восемь!
Старец: Молодец! И я перенесу мощи святого Косьмы Этолийского, они — тяжелые! Что сказать, парни, обо всем этом пишут и говорят наши книги (церковные), но кто их читает? Народ не имеет понятия. Спит в лаптях!
Димитрий: Это, Геронта, знамения времени?
Старец: Знамения, знамения времени не видите… Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит… Многие из святых Отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно — время исповедническое. Спим в лаптях. Скоро спросят с христиан, как раньше спрашивали за политические убеждения.
Николай: Заведут ли на нас дело, Геронта?
Старец: А, браво! Дела.
Димитрий: Геронта, Греция пострадает?
Старец: Много гроз прошла Греция, однако и еще будут! Греция ни в чем не пострадает, ибо ее любит Бог. В Малой Азии у нас было много мощей. На каждой пяди земли найдешь святые мощи. Возьмем Святую Софию и откроются и врата. Эти врата никто не знает… увидим, что будет однако? Чем станут минареты потом?
Николай: Мы их разрушим.
Феодор: Сделаем их колокольнями.
Старец (улыбаясь): Нет, они станут столпами для столпников, и будут свисать четки до низу!
Димитрий: Руководителями этой войны будут евреи?
Старец: Да, евреи будут. Много будет содействовать и Папа, потому что все дети дьявола будут считаться его (т.е. Папы) и он укажет им следовать за антихристом. Поэтому и святой Косьма сказал: «Папу проклинайте, т.к. он будет причиной». Святой подразумевал Папу того конкретного времени, который будет помогать водворению антихриста. Другие Папы по сравнению с ним покажутся хорошими.
После такого, впервые ими слышанного и удивительного, каковое явила им любовь Старца, вся группа оставалась некоторое время молчаливой и взволнованной. Старец встал, благословил их и указал дорогу, чтобы им не заблудиться и добраться до места.
Они ушли из келлии Старца потрясенные, помышляя о том, что уготовляет Бог в будущем. Еще они думали, что такие апокалиптические события не должны никогда забываться. Имена группы настоящие, и братья просили любовь вашу помолиться за них, да обретут милость пред Богом. Аминь.

Краткие сведения о жизни Старца Паисия
Старец Паисий Афонский (в миру Арсений Езнепидис) родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 г. в день святой Анны, от благочестивых родителей. Был крещен 7 августа 1924 г. святым Арсением Каппадокийским, который дал ему при крещении свое имя. В детстве очень хотел стать монахом. В период до службы в армии работал плотником, как и Господь наш, когда был на земле. В 1945 г. был призван в армию и служил радистом. В 1949 г. окончил службу и сразу ушел на Святую Гору. В 1950 г. пришел в монастырь Есфигмен. Там в 1954 г. принял рясофор с именем Аверкий. В том же году отправился в священную обитель Филофей, где монашествовал его дядя. В 1956 г. был пострижен в малую схиму с именем Паисий в честь митрополита кессарийского Паисия II, с которым они были соотечественниками (происходил и тот из Фарасы Каппадокийской). В 1958 г.,получив извещение от Бога, удалился с Афона в священную обитель Рождества Богородицы в Стомио Коницкой. Там он с помощью благодати Божией помог тысячам душ и оттуда в 1962 г. отправился по каким-то духовным причинам на Синай. На Синае он жил в келии святых Галактиона и Епистимии. На Святую Гору возвратился в 1964 г. и поселился в Иверском скиту, в келлии святых Архангелов. В 1966 г. заболел и лечился много месяцев в больнице, где ему отняли большую часть легких. Будучи в обители Ставроникита был близок к известному духовнику о.Тихону, происходившему из России и имевшему много духовных дарований. Старец служил ему с великим самопожертвованием, предлагая всякую помощь, какая требовалась. Старец Паисий поселился по желанию о.Тихона (после его кончины) в его келии Честного Креста, где жил до 1979 г. После того он пришел в священную обитель Кутлумуш и поселился в келии Панагуда. В Панагуде Старец помог тысячам душ. Весь день с восхода до заката советовал, утешал, разрешал проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждой и любовью к Богу. Сильно страдал от различных болезней, которые переносил с величайшим терпением и мужеством. 22 октября по старому стилю (5 ноября по новому) 1993 г. вышел в последний раз со Святой Горы и поехал в исихастирий св. Иоанна Богослова в Суроти присутствовать, как обычно, на бдении праздника святого Арсения, который почитается 10 ноября. Из-за болезни вынужден был остаться там и во вторник 12 июля 1994 г. в 11.00 утра предал Старец преподобную свою душу тихо и смиренно Господу, Которого так возлюбил и Которому служил от юности. Был погребен в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроти Солунской. Оставил заповедь: не вынимать мощи его из земли до Второго Пришествия.

No related links found



 

Возможно, будет полезно почитать: