Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы. Сколько квадратных метров положено военнослужащему? Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основная гарантия для военнослужащих – невозможность увольнения без обеспечения жилыми помещениями, если военнослужащий прослужил более 10 лет, а само увольнение по так называемым «льготным основаниям» - достижение предельного возраста, состояние здоровья и организационно штатные мероприятия.

Для реализации жилищных прав, военнослужащий в обязательном порядке должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, причём, это важно, такое признание должно быть в установленном законом порядке, и обязательно ДО увольнения. При этом военнослужащий и члены его семьи признаются нуждающимися независимо от имущественного положения (признания малоимущими не требуется).

При признании нуждающимся в получении жилого помещения учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или по договору соцнайма как у самого военнослужащего, так и у членов его семьи.

Как правило, наиболее часто жилищные права военнослужащих нарушаются из-за безграмотных действий чиновников региональных управлений жилищного обеспечения: неправильное определение состава семьи, соответственно, неправильный расчёт нормы жилой площади, приходящейся на одного члена семьи, попытка любое действие признать «намеренным ухудшением жилищных условий» и др.

Увольнение – только после обеспечения жильём

В публикации адвоката Малого О.И. , Верховный суд РФ, в очередной раз напомнил, что военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены по достижению предельного возраста, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, без предоставления жилого помещения по нормам, установленным законодательством.

Нормы предоставления жилых помещений

Возможно ли военнослужащему получить два (и более) жилых помещения по договору соцнайма? Можно ли уволить военнослужащего, если перед увольнением жилая площадь предоставлена, но установленные законом нормы предоставления не выполнены? Законно ли снятие военнослужащего с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, если нормы предоставления не соблюдены?
Ответы на эти вопросы можно найти в статье адвоката Паншева С.Л. а так же в деле о .

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Подробнее об этом в ответе на посетителя сайта.

Служебное жильё не является местом для постоянного проживания, поэтому его наличие не является основанием для увольнения

К., будучи обеспеченный служебным жилым помещением (а значит – НЕ обеспеченный жильём), был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям; к тому же вопрос об оставлении в списках очередников так же оказался «зависшим» - расформирование части совпало с реорганизацией и расформированием бывших КЭЧ с организацией жилищных департаментов, так что К. остался с носом со служебной квартирой в закрытом военном городке. Поэтому вопрос выселения его и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения – это был только вопрос времени. Подробный анализ ситуации сделан в деле адвоката Паншева С.Л. .

В этой серии публикаций, даны ответы на следующие вопросы:
Наличие служебного жилья: возможно ли увольнение?

После 1 января 2011 г. порядок предоставления очередникам жилья принципиально изменился: теперь жилье предоставляется за счет средств федерального бюджета. В статье адвоката Ромашко Е.А. « » рассказано о судебной практике, где автор доказал: обязанность предоставить жилье у Мэрии существует с 2002 года (строго говоря, даже намного раньше - с момента гибели военнослужащего), и принятие нового порядка финансирования не должно автоматически избавлять Мэрию от ранее неисполненных обязанностей.

Страница 1 из 5

Глава 10. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования
3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
4. Особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Жилищный договор
5. Формы реализации права на жилище лиц, увольняемых и уволенных с военной службы

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
- во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере (указанное правило не изменилось в связи с предоставлением с 2004 г. возможности прохождения в России военной службы иностранным гражданам, так как указанные лица имеют жилищные права на территории государства, гражданами которого они являются, а также в определенных формах и на территории России);
- во-вторых, исполнение военнослужащим обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, т.е. наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в конституционных правах и свободах. В целях компенсации указанных ограничений государство предоставляет военнослужащим определенные права. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов.
Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита, обеспечение военной безопасности Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением социальных гарантий и компенсаций.
Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.
Закон закрепляет комплекс социальных гарантий и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 15 закрепляет следующие социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
- регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3);
- предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4);
- обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилья по месту службы представляются только при получении постоянных жилых помещений (п. 14);
- предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8);
- бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9);
- безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6);
- предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12);
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (п. 3);
- обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания Российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вышеназванные социальные гарантии и компенсации военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов права в жилищных отношениях.
Военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Они также регистрируются по адресам воинских частей.
С принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - новый Закон), который вступил в силу с 1 января 2005 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения, которые заключаются в следующем.
1. Как и прежде, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Однако кардинально меняются формы и порядок реализации права военнослужащих на жилище.
2. В то же время, по мнению автора, конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понималось жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или в иной форме (например, оформляемое в собственность военнослужащих).
Новым Законом предусматривается, что для всех указанных категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать вывод, что государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих).
Необходимо также иметь в виду, что ранее Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ были внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым жилые помещения предоставляются военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих пунктах. Существенным недостатком нововведения является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить понятие "близлежащие населенные пункты", т.е. данный вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Новым Законом (новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") конкретизировано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
3. С 1 января 2005 г. признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором был предусмотрен институт субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство. Указанная форма решения жилищного вопроса военнослужащих зарекомендовала себя с наихудшей стороны, поскольку, с одной стороны, при недостаточности бюджетного финансирования, а с другой - при наличии внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных (усмотренческих) полномочий командования, как форма реализации права на жилище не была доступна для широкого круга военнослужащих.
4. С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). С 1 января 2005 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов местного самоуправления. Соответственно этому с них снимается обязанность по включению органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
5. Изменена редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, произошли следующие изменения: во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы в настоящее время лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на органы местного самоуправления указанная обязанность с них снимается; во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица, уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
6. Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система, которая вступила в действие с 1 января 2005 г. Порядок функционирования данной системы определен Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Более подробно накопительно-ипотечная система будет рассмотрена ниже.

Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м - на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

Российское законодательство относит военнослужащих к особой категории граждан, которым гарантировано обеспечение жилищных условий, а действующий порядок не позволяет производить увольнение без предоставления жилья. При этом допускается, что будет предоставлена не только сама квартира или дом, но и возможны выплаты эквивалентных денежных средств.

Прибывшим офицерам и их семьям в течение квартала должно быть предоставлено помещение для проживания на весь период несения службы в данном гарнизоне. Если это по каким-либо причинам не представляется возможным, то с последующей компенсацией понесённых расходов. Величина этой выплаты также регулируется нормативно-правовыми актами.

Жильё может быть предоставлено и в рамках социального найма с сохранением возможности последующей его приватизации. Но если жилой фонд расположен в закрытом военном городке, то сделать это будет крайне затруднительно, поскольку объекты числятся в собственности Министерства обороны.

Право на предоставление жилья

Несмотря на столь полную защищённость права военнослужащего на жильё, случаи увольнения без жилья не являются редкостью. И в ряде случаев суд признаёт эту меру обоснованной. Остановимся на этих нюансах подробнее. Итак, каждый военнослужащий на период проживания в военном городке обеспечивается служебной квартирой, соответственно, при увольнении её потребуется освободить. Но куда податься не только самому офицеру, но и членам его семьи?

Получение служебного жилья сохраняет за ними в течение пяти лет право на прежнее жильё, а также оставляет их в списках очередников по категории нуждающихся в жилье или улучшении его условий. Таким образом, прекращение службы в рядах данной воинской части сохраняет за офицером право участвовать в военных ипотечных программах или получить единовременную денежную выплату на приобретение объекта жилой недвижимости.

Если военнослужащий по прибытию в часть отказался занимать служебную квартиру, то ему, в порядке очереди, будет выделено жильё по договору социального найма. Гарантированно получить от государства квартиру могут военнослужащие, чьё увольнение связано с одной из ниже перечисленных причин:

  • стаж военной службы составляет как минимум 20 лет, а прекращение отношений связано с выходом на пенсию;
  • выслуга составляет 10 лет, а стали организационно-штатные мероприятия () либо достижение офицером предельного возраста для исполнения воинских обязанностей.

Только в этих случаях можно рассчитывать на получение жилья в собственность или по договору социального найма в том регионе страны, который будет избран для последующего проживания. При этом площадь будущей квартиры рассчитывается по действующим нормам жилищного обеспечения пропорционально количеству членов семьи.

Во всех остальных случаях увольнение происходит без предоставления жилья и с потерей льготы на получение субсидии. Так, если в приказе обозначено нарушение условий контракта, то обеспечение жильём за счёт государственных средств становится невозможным.

Порядок обеспечения жильём

Если выслуга составляет больше десяти лет, увольнение было вынужденным – по медицинским показаниям, возрастному ограничению или в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а постановка в список очередников по жилью была произведена до 2005 года, то военный имеет право:

  • получить недвижимость в собственность;
  • получить квартиру в рамках социального найма;
  • получить субсидию на покупку или возведение жилья.

Форма осуществления жилищного права – за самим контрактником, но в любом случае за счёт бюджетных средств. При определении площади будущей квартиры ориентируются на действующие нормативы в этой сфере, и даже сами многоквартирные дома могут подлежать закреплению за военными частями отдельно взятого субъекта РФ. Улучшить свои жилищные условия могут и семьи погибших при исполнении воинского долга. Если будет избран последний вариант – денежная выплата, то её размер будет рассчитан пропорционально жилищному нормативу и сроку службы в календарных годах.

Небольшой правовой казус возникает при заключении договора социального найма, поскольку по требованиям законодательства на момент его подписания сам контрактник и члены его семьи должны уже выехать из служебного жилья. При этом жильё по соцнайму распределяется в порядке очереди и военному приходится снимать квадратные метры, чтобы не остаться в буквальном смысле слова на улице. Однако государством предусмотрена компенсация подобных затрат, величина которых для многодетных семей увеличена на 50%.

Нюансы обеспечения жилплощадью при увольнении в запас

По каким причинам происходит увольнение в запас без жилья? Ответ на этот вопрос прямо противоположен выше изложенному:

  • меньше 10 лет военного стажа;
  • увольнение по причинам, не связанным с организационно-штатными мероприятиями, здоровьем или возрастом военнослужащего;
  • согласие защитника Отечества на такой вариант (обязательно в письменной форме).

Кадровый офицер, отслуживший не меньше двадцати лет, без предоставления жилья уволен быть не может. Если он оставляет службу после получения государственной квартиры это не налагает на него никаких правовых обязательств или ограничений в плане распоряжения её дальнейшей судьбой. Если же военный был уволен в период от 10 до 20 лет службы по регламентированным законом основаниям, то ему может быть не выделено жильё, но сохранено право на его получение в дальнейшем на общих основаниях.

В случае переезда он может использовать единовременную выплату для приобретения или строительства собственного семейного гнезда без ограничения по площади, поскольку законом не возбраняется прибавить к этой субсидии собственные средства.

Арбитражные, Гражданские, Уголовные Дела

Изучение и глубокий анализ всех обстоятельств дела

Разработка перспективной юридической защиты

Пантюшов & Партнеры

Эффективные юридические решения

Адвокаты Пантюшов & Партнеры надежно защитят Ваши интересы в суде

В судах общей юрисдикции и в арбитражных судах желательно участие адвоката в деле, т.к. суд не вправе оказывать юридическую помощь участникам процесса, поэтому, приглашение адвоката позволит обеспечить квалифицированную юридическую поддержку в судебной тяжбе. В исковом заявлении (отзыве на иск) адвокат, опираясь на доказательства и закон, просит суд удовлетворить или отказать в удовлетворении исковых требований, причем, в арбитражном суде юридическая квалификация требований является обязательной в силу закона, т.е. участник спора должен указать нормы права, которые были нарушены другой стороной и нормы права, на основании которых испрашивается судебная защита.

Свыше 20 лет юридической практики

Участие адвоката в процессе оказания юридической помощи имеет определенные преимущества, т.к. репутация адвоката является гарантией добросовестности исполнения адвокатом своих обязательств перед Доверителем. Каждый адвокат дорожит своей репутацией, которая складывается в процессе адвокатской деятельности. Наша задача – бороться за права наших Доверителей. Юридические проблемы могут появиться в жизни каждого, тем более в процессе осуществления предпринимательской деятельности организации. Приглашение адвоката гарантирует возможность выяснить правовые последствия совершения тех или иных действий.

Представление интересов в арбитражных судах и в судах обшей юрисдикции

Состязательность судебного процесса обуславливает важность участия в судебном разбирательстве адвоката. В арбитражных делах, которые рассматриваются в арбитражных судах, представительством участников спора занимаются профессиональные юристы – штатные сотрудники компаний, юристы от юридических фирм и, конечно, адвокаты, специализирующиеся на арбитражных спорах (арбитражные адвокаты).

Арбитражные споры вытекают из предпринимательских отношений, что предопределяет обязательное участие адвоката (юриста) в деле, который составляет правовую позицию, обосновывая ее нормами материального права. Между тем, арбитражный суд вправе дать самостоятельную юридическую квалификацию обстоятельств спора и принять решение, которое будет мотивировано иными нормами законодательства, нежели теми, которые были указаны в исковом заявлении или в отзыве на исковое заявление.

Адвокатская группа Пантюшов & Партнеры – это коллектив московских адвокатов, имеющих адвокатский стаж от 15 лет и значительный опыт по представлению интересов в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах по спорам, вытекающим из гражданских и предпринимательских отношений. Защита по уголовным и административным делам также является областью нашей специализации и составляет достаточно весомый объем нашей адвокатской практики.

Глубокий анализ мельчайших обстоятельств каждого дела обеспечивает высокий уровень юридической защиты и позволяет найти оптимальное и юридически верное решение возникших разногласий в интересах доверителя. Возбуждение гражданского дела в суде (арбитражном) суде, а также возбуждение уголовного дела требует участие адвоката в качестве представителя (защитника). В процессе реализации своих полномочий адвокат разрабатывает юридическую позицию по делу, консультирует доверителя по различным вопросам, возникающим в рамках соответствующего производства, будь то уголовный (административный) процесс, спор в суде общей юрисдикции или разбирательство в арбитражном суде, а также составляет необходимые процессуальные документы.

Высокая квалификация адвокатов группы Пантюшов & Партнеры обеспечена отличным образованием (МГЮА им. Кутафина О.Е., МГУ им. М.В. Ломоносова, Университет МВД РФ). Адвокаты при оказании юридических услуг руководствуются законом и кодексом профессиональной этики адвокатов. Разумная и гибкая гонорарная политика Полная конфиденциальность отношений в рамках участия адвокатов в процессе реализации своих полномочий. Все сведения, полученные адвокатом при исполнении поручения доверителя, защищены законом и составляют адвокатскую тайну. Это важная гарантия сохранения всех сведений, полученных при оказании квалифицированной юридической помощи

Когда необходимо обращаться за услугами адвоката

Адвокаты представляют собой отдельное сословие юристов, представляющее собой независимую корпорацию, действующую с целью оказания квалифицированной юридической помощи всем заинтересованным лицам. Адвокат – это независимый советник в области права, оказывающий юридические услуги в форме консультаций, посредством составления документов юридического характера, а также путем представления интересов в суде. Необходимость обращения к адвокатам с целью получения разъяснений юридических вопросов или в целях приглашения адвоката для представления интересов в суде, арбитражном суде или для защиты по уголовному делу может возникнуть в различных ситуациях, возникающих из гражданских отношений между гражданами, так при спорах в процессе ведения предпринимательской деятельности между организациями.

Нам доверяют

Отзывы клиентов

От лица своей компании выражаю огромную благодарность адвокатской группе Пантюшов & Партнеры за отлично проделанную работу и великолепный результат! Моя фирма снова на плаву! Спасибо!
Обратился в адвокатскую компанию Пантюшов & Партнеры по поводу возврата долга от поставщика. Суд выиграли. Деньги взыскали. Благодарю!
Сердечно благодарна сотрудникам адвокатской группы Пантюшов & Партнеры за Ваше внимательное отношение к моей проблеме. За выигранный арбитражный суд! Что бы я без Вас делала!
По воле судеб пришлось обратиться к адвокатам. Очень рад, что попал именно в Вашу адвокатскую группу. Дело выиграно. Благодарю.
Очень счастлива, что так вовремя узнала про Вашу организацию. Дело уже дошло до суда, но Вы успели подхватить мое дело и правильно расставить все приоритеты. Спасибо Вашей прекрасной адвокатской группе Пантюшов & Партнеры. Желаю Вам процветания!
Обратился в адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры для расторжения договора аренды через суд. Прекрасные мастера своего дела, добротно отработали. Примите мою благодарность!
В связи с невыполнением заказчиком условий договора подряда мне пришлось обратиться в суд. Порекомендовали адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Я обратился и не прогадал. Очень грамотно и квалифицированно отработали по моему вопросу. Суд выиграли. Договор с заказчиком расторгли, неустойку взыскали. Спасибо. Буду Вас рекомендовать всем знакомым!
Сердечно благодарна адвокатской группе Пантюшов & Партнеры за проделанную работу по делу о назначении досрочной пенсии как педагогическому работнику. Спасибо, за то, что Вы есть и помогаете нам! Долгих лет жизни и процветания!
Я очень рада сотрудничать с компанией Пантюшов & Партнеры. Очень приятные и доброжелательные сотрудники, очень хороший сервис. Выиграли арбитражный суд и теперь я могу жить и спать спокойно. Спасибо и удачи!
По рекомендации обратился в данную компанию Пантюшов & Партнеры. Очень понравился профессиональный подход сотрудников. Желаю жить и работать в том же духе!
Второй раз обращаюсь в адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. И второй раз Вы на высоте. С удовольствием рекомендую Вас всем, особенно кто связан с бизнесом. Молодцы и удачи!
Я случайно зашла в данную организацию, но Ваш сервис и профессиональное отношение сделали нас друзьями. Суд выигран, обидчик платит, я счастлива. Огромное спасибо сотрудникам адвокатской группы Пантюшов & Партнеры!
Отличная компания! Процветания Вам и Вашим клиентам! Благодарю за профессионализм!
Рекомендую всем, кто столкнулся с проблемами по договорам сделки, эту великолепную адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Быстро и легко решают все Ваша проблемы. Здорово! Спасибо!
В интернете увидела Вашу страничку и позвонила. Очень рада, что судьба свела меня с адвокатской группой Пантюшов & Партнеры. Решили все мои проблемы с заказчиками, выиграли два суда. Спасибо Вам! Буду рекомендовать всем друзьям и знакомым!
Счастлива, что Вы есть. Спасибо за Вашу работу, подход, профессионализм сотрудников! Буду рекомендовать Вашу компанию всем друзьям.
Очень профессионально провели дело и выиграли суд. Я в восторге! Желаю побольше клиентов и интересных дел!
Порекомендовал друг адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Я обратился. Могу сказать только хорошее. Долго и упорно, но мы выиграли все суды. Я благодарю всех за участие в моем деле.
Прекрасная компания! Великолепные результаты! Очень счастлива и горжусь за себя и Вас, что это все прошло и мы победили! Адвокатской группе Пантюшов & Партнеры – большое спасибо!
Хочу выразить огромную признательность адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, которая спасла моего мужа от уголовного дела, а меня от разрыва сердца. Хорошо, что мне подруга вовремя дала совет обратиться именно к ним, которые просто спасли супруга от риска попасть в тюрьму. Большая благодарность и проф. успехов!
Я раньше никогда бы и подумать не могла, что с работой у меня возникнут такие проблемы, мне месяцами не выплачивали зарплату, а также было еще очень много нюансов, которые требовали идти за помощью к компетентному специалисту. Обратилась к адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, они мне очень помогли, благодарна.
Мой бывший муж очень наглый и бессовестный человек, но при деньгах, и хотел при разводе забрать детей и оставить меня ни с чем, хотя, когда выходила за него замуж, не было ни гроша у него. В общем, мне требовался хороший адвокат, чтобы оставить детей, о имуществе особо разговора не было, пусть забирает, лишь бы дети остались со мной. Его адвокаты хорошо поработали и я очень переживала, что мой не справится. Но адвокаты ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ очень помогли!
Адвокатская группа ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ защищала моего супруга по с. 1 ст.105 УК РФ, они добились переквалификации на причинение смерти по неосторожности, вы просто спасли моего мужа. Дай Бог вам здоровья и профессиональных успехов.
Хорошие адвокаты по уголовным делам ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, помогли мне избежать наказания за преступление, которого я реально не совершал
После проверки работы компании контролирующим органом, вскрылись косяки, за которые работодатель не захотел сам отвечать, и решил ответственность скинуть на меня. Попросили написать покаянное письмо, под предлогом, что это надо только для отмазки, и, что типа меня прикроют. А по факту это покаянное письмо оказалось в ОБЭП и хотели впаять 165 ч.2. За день до этого я проконсультировался с адвокатом Пантюшовым О.В. на всякий случай, но тем не менее, все произошло так быстро, что в самый момент, я все же растерялся, настолько это было коварно. Благодаря грамотному подходу адвоката, все удалось остановить уже на стадии доследственной проверки. На допросе он мне очень помог, словами это не выразить. Спасибо.
У меня очень сложная работа. Буквально минуты свободной не найдётся, а вопрос по наследству сам по себе, конечно, не решится. Хорошо, что узнал о адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ. Не думал, что сейчас есть адвокаты, которые смогут в любое время работать. Встретились вечером в воскресенье, обо всем договорились. В итоге они решили все практически без моего участия. Очень доволен ими.
Адвокат Пантюшов помог мне разобраться с арбитражным делом! Дело выиграли! Мой адвокат - настоящий профессионал.
Искала хорошего адвоката по арбитражным делам, и именно тогда узнала об адвокате Пантюшове О.В.. Мне тогда казалось, что мы не справимся, но дело выиграли. Мы ему очень благодарны. Замечательный адвокат и просто хороший человек.
Обратилась к адвокату из конторы ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, так как моего сына задержал за распространение наркотиков, грозило от 10 до 20 лет. Они доказали, что фактически сбыта не было, а только хранение, дали условно. Спасибо вам большое, что не дали сломать жизнь моему сыну.

Адвокаты

Адвокат в судебном процессе разрабатывает позицию, анализируя и исследуя все обстоятельства дела. Адвокат оценивает совокупность доказательств, которые положены противной стороной в основу своей позиции, адвокат вправе самостоятельно собирать доказательства по делу, хотя приобщать к делу доказательства имеет право только суд по ходатайству адвоката.

Особое значение в судебном процессе имеет заключительная речь адвоката в прениях сторон после окончания разбирательства по существу. Прения состоят из речей сторон по делу, в прениях дается анализ доказательств по делу, на которые ссылаются стороны, и в конце делаются выводы по сути дела.



 

Возможно, будет полезно почитать: