Общие требования безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ДЛЯ МАШИНИСТА ТРАКТОРА (ТРАКТОРИСТА)

1. Общие положения

1.1. К управлению трактором допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют удостоверение на право управления трактором и признаны пригодными для этой работы медицинской комиссией.

1.2. Машинист трактора (тракторист), который принимается на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист трактора (тракторист) должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.3. Машинист трактора (тракторист), который принимается на работу, после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного, квалифицированного машиниста трактора, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работы и охраны труда машинист трактора (тракторист) должен проходить:

– периодически, не реже одного раза в квартал;

– при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;

– в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.5. Машинист трактора (тракторист) должен работать в спецодежде и обуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами: комбинезоне хлопчатобумажном, рукавицах комбинированных, сапогах резиновых.

Кроме того, на внешних роботах зимой: куртка и брюки хлопчатобумажные на утепленной прокладке, валенки.

Спецодежда, спецобувь должны быть исправные и соответствовать росту и размеру. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.

1.6. Инструмент и устройства необходимо использовать только по назначению.

1.7. Кабина машиниста трактора (тракториста), органы управления и приборы должны быть чистые, сухие и свободные от посторонних предметов.

1.8. На тракторе не разрешается хранить промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы, а также бензин, керосин и прочие легковоспламеняющиеся вещества.

1.9. Трактор необходимо заправлять топливом с помощью заправочных устройств. Заправка трактора в темное время суток допускается только при искусственном освещении. При этом запрещается пользоваться источниками открытого огня.

1.10. Заправка топливного бака пускового двигателя этиловым бензином разрешается только механизированным способом. Запрещается заправлять бак этиловым бензином непосредственно из ведра и других емкостей.

1.11. Необходимо следить, чтобы в топливных баках и топливопроводах не было течи, которую при выявлении надо немедленно устранить, а потеки вытереть.

1.12. Работа с неисправным или плохо слышным звуковым сигналом не разрешается.

Запрещается эксплуатация трактора в ночное время с неисправной световой сигнализацией.

1.13. Прежде чем сойти с трактора, необходимо поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз.

1.14. Перед погрузкой трактора на железнодорожную платформу или другое транспортное средство необходимо установить механизм навески в крайнее верхнее положение, зафиксировать его механическим фиксатором в транспортном положении. Необходимо слить воду из системы охлаждения двигателя и топливо из топливных баков, отключить аккумуляторную батарею, включить первую передачу коробки передач.

1.15. При погрузке и разгрузке трактора необходимо пользоваться специальными захватами, которые гарантируют безопасность работы и целостность кабины и обшивки трактора.

1.16. Машинист трактора (тракторист) должен хорошо знать приемы управления трактором и последовательность их выполнения при запуске пускового двигателя и дизеля, при запуске трактора в работу и его движении, а также при остановке трактора и двигателя.

1.17. Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные агрегаты.

1.18. При ремонте двигателя запрещается выполнять любые ремонтные работы под трактором и прицепными машинами.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы необходимо осмотреть трактор, убедиться в его исправности и только тогда приступать к пуску двигателя.

2.2. Перед пуском двигателя необходимо:

– выполнить операции “Ежесменного технического обслуживания по подготовке двигателя к работе”;

– проверить исправность электрооборудования освещения и сигнализации;

– открыть запорный кран топливного бака основного двигателя;

– выпустить воздух из топливной системы (при необходимости).

2.3. Для пуска двигателя необходимо соблюдать такие требования:

– установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

– включить аккумуляторную батарею в электрическую сеть, нажав на большую кнопку включателя “массы” до фиксации ее в нижнем положении;

– установить рычаг управления подачей топлива до положения выключенной подачи топлива;

– включить декомпрессор;

– открыть кран подачи топлива к карбюратору пускового двигателя;

– прикрыть воздушную заслонку карбюратора пускового двигателя;

– включить электростартер;

– после прогрева пускового двигателя плавно, но быстро включить муфту сцепления редуктора;

– прокрутить основной двигатель на протяжении 1-2 мин. до появления давления смазочного масла в масляной магистрали двигателя и выключить декомпрессор;

– заглушить пусковой двигатель;

– закрыть кран подачи топлива к карбюратору.

2.4. Для облегчения запуска двигателя в зимний период в системе охлаждения следует использовать жидкости с низкой температурой замерзания (антифриз).

2.5. Заправку системы охлаждения двигателя трактора антифризом следует проводить только с помощью специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки).

Заправочная посуда должна быть очищена от твердых осадков, налетов и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. Заправочная посуда должна иметь надпись “Только для антифриза”.

При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), поскольку во время работы двигателя они приводят к вспениванию антифриза.

2.6. Заливать антифриз в систему охлаждения без расширяющего бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% меньше объема системы охлаждения, так как во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его истечению.

Переливание антифриза с помощью шланга путем засасывания его ртом запрещается.

После работы с антифризом следует старательно вымыть руки водой с мылом.

2.7. Не разрешается пуск основного двигателя без предшествующего прокручивания коленчатого вала, в особенности в холодное время года, если смазочное масло густое и поступает в подшипники с опозданием.

2.8. Запрещается пускать двигатель без воды в системе охлаждения.

2.9. Запрещается пользоваться открытым огнем для облегчения пуска двигателя в холодное время года.

2.10. Запрещаются работы на тракторах, в которых есть устройство ручного запуска двигателя с помощью пускового шнура. Это относится к старым моделям тракторов, которые должны быть оборудованы электростартерным запуском двигателя.

2.11. При пуске двигателя пусковой рукояткой ее необходимо брать правой рукой так, чтобы пальцы руки были по одну сторону рукоятки. Вращать рукоятку по кругу запрещается.

2.12. Запрещается заводить перегретый двигатель во избежание обратного удара от преждевременной вспышки (вследствие самовозгорания рабочей смеси).

2.13. Трогаясь с места, при повороте и остановке машины, машинист трактора (тракторист) должен дать предупредительные сигналы рабочим, которые находятся на прицепных машинах.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Во время движения трактора главная муфта сцепления должна быть полностью включена, чтобы не допустить пробуксовывания дисков, что приводит к преждевременному срабатыванию фрикционных накладок. Переключать передачи необходимо при выключенной главной муфте.

3.2. При работе трактора с прицепными машинами необходимо прикрепить растяжки механизма навешивания к верхним плоскостям (чтобы не допустить задевание растяжек за прицепную скобку и их повреждение), поднять нижние тяги механизма навешивания к крайнему верхнему положению, установить верхнюю тягу в транспортное положение и закрепить ее специальным устройством.

3.3. Машинист трактора (тракторист) должен ознакомиться с фронтом работ и технологией рабочего процесса, проверить исправность ограждения и наличие предупредительных знаков, а также ознакомиться с рельефом и особенностями площадки.

3.4. Запрещается во время движения переходить из трактора на прицепные машины и назад.

3.5. Запрещается включать скорость при наличии людей между трактором и прицепной машиной.

3.6. Площадка, на которой работает трактор, должна быть ограждена и оборудована знаками безопасности. При выполнении работ на дорогах с открытым движением место проведения работ должно быть ограждено и установлены соответствующие дорожные знаки.

3.7. При работе трактора необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных приборов:

– давлением в системе смазывания прогретого двигателя. Давление должно быть на номинальных оборотах 3-5кгс/см 2 , на минимальных оборотах холостого хода – не менее 1 кгс/см 2 ;

– температурой воды в системе охлаждения (75–100°С).

Нельзя допускать продолжительной работы двигателя под нагрузкой при температуре ниже 75°С, так как при этом повышается срабатывание гильзо-поршневой группы и снижается экономичность двигателя.

3.8. Чтобы не допустить ожогов паром или горячей водой (антифризом), которые выбрасываются из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать в рукавицах, стоя с наветренной стороны.

3.9. Одновременная работа двух тракторов с прицепными машинами допускается при расстоянии между агрегатами не менее 20 м. Интервал между тракторами допускается 10 м.

3.10. Во время работы трактора запрещается:

– передавать управления трактором другому лицу;

– оставлять машину с работающим двигателем;

– сидеть и стоять на раме и других частях машины;

– стоять возле колес машины или гусениц трактора;

– отцеплять машину от трактора до полной остановки;

– перевозить в кабине трактора людей.

3.11. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить только после его остановки, при неработающем двигателе, установлении рычага коробки передач в нейтральное положение, опущенном механизме навешивания и выключенном включателе “массы”.

3.12. Машинист трактора (тракторист) должен применять только исправный инструмент, без трещин, забоин, заусениц.

3.13. Необходимо использовать гаечные ключи соответствующего размера. Запрещается использовать прокладки между зевом ключа и гранями гаек.

3.14. При подтягивании крепежных деталей необходимо беречься размещенных поблизости деталей с острыми углами и кромками.

3.15. При проверке уровня масла в конечных передачах необходимо беречься выброса горячего смазочного масла.

3.16. Запрещается пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита в банках аккумулятора.

3.17. Осматривать и обслуживать аккумуляторные батареи необходимо осторожно. При приготовлении электролита необходимо сначала налить в сосуд воды, а потом, беспрерывно перемешивая, тонкой струей доливать кислоту. Обратный порядок запрещается.

3.18. Запрещается при проверке степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой касаться опоры, которая нагрелась, так как это может привести к ожогу.

3.19. Во избежание ожогов при демонтаже и монтаже деталей возле горячего выхлопного коллектора нельзя касаться его.

3.20. Очищать и обмывать детали и узлы необходимо скребком, тряпкой или щеткой.

3.21. Проверять натяжение ремня вентилятора необходимо только при неработающем двигателе.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Перед остановкой двигателя необходимо дать нему поработать на протяжении 5 минут без нагрузки при средней и малой частотах вращения коленчатого вала, потом остановить и выключить подачу топлива.

4.2. Закончив работу, необходимо провести контрольный осмотр трактора и операции по его техническому обслуживанию, выключить и запереть пусковые устройства. При этом должна быть исключена возможность запуска машины посторонними лицами.

4.3. В зимнее время года необходимо слить воду, масло перелить в чистую тару и плотно закрыть пробками.

4.4. По окончании работы машинист трактора должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и повесить в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

4.5. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе трактора, машинист трактора (тракторист) должен сообщить механику или сменщику.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При появлении стуков и шумов в двигателе трактора необходимо немедленно остановить двигатель и устранить неисправности. Если частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается больше допустимых значений (двигатель идет вразброс), необходимо прекратить подачу топлива, переместив рычаг управления подачей топлива вверх до упора, и сообщить об этом механику.

5.2. Для экстренной остановки трактора необходимо выключить главную муфту сцепления и нажать на одну из педалей остановочного тормоза. Если остановка продолжительная, необходимо поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и выключить главную муфту сцепления. Если трактор стоит на склоне, необходимо застопорить правую педаль остановочного тормоза зубчатым сектором.

5.3. Во избежание поломки двигателя запрещается повторное включение шестерни редуктора при работающем двигателе.

5.4. Во избежание ожогов запрещается снимать шланги с патрубков радиатора батареи при работающем двигателе.

5.5. При возникновении пожара на тракторе необходимо немедленно отключить аккумуляторную батарею. Пламя гасить порошковым или углекислотным огнетушителем, засыпать землей или накрыть брезентом.

Запрещается заливать водой горящее топливо.

5.6. Запрещается ехать поперек крутых склонов (выше 15°), чтобы не перекинулся трактор; через канавы, горбы и прочие препятствия необходимо переезжать осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора. Не допускать резких поворотов трактора с навешанными орудиями при ослабленных цепях растяжек.

5.7. При несчастных случаях машинист трактора (тракторист) должен уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, при неотложных случаях вызвать быструю медицинскую помощь.

6. Дополнительные требования

6.1. При движении по дорогам машинист трактора (тракторист) должен выполнять требования “Правил дорожного движения Украины”.

6.2. Скорость движения трактора по дорогам должна быть для тракторов типа, км/ч:

МТЗ – 2,5-33,4;

Т-130 – 4,4-12,2;

ДТ-75-5 5,5-11,5;

Т-150 – 16,3-30,1;

К-700 – 2,9-33,8.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

_____________________________________________________________________

(наименование организации)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ ______________________________

(наименование должности руководителя (наименование должности работодателя,

профсоюзного либо иного уполномоченного подпись, ее расшифровка, дата утверждения)

работниками органа, подпись, ее расшифровка,

дата согласования)

ИНСТРУКЦИЯ№____

ИНСТРУКЦИЯ№____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ТРАКТОРИСТА

1. Общие требования безопасности

1.1 К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица, прошедшие:

    вводный инструктаж;

    инструктаж по пожарной безопасности;

    первичный инструктаж на рабочем месте;

    обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 – часовой про­грамме;

    инструктаж по электробезопасности на рабочем месте;

Для выполнения обязанностей тракториста могут быть приняты лица, имеющие удостове­рение на право управления трактором, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 – летнего возраста.

1.2 Тракторист должен проходить:

    повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каж­дые три месяца;

    внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по ох­ране труда, замене или модернизации производственного трактора, приспособлений и инст­румента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

    диспансерский медицинский осмотр – ежегодно.

1.3 Тракторист обязан:

    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

    соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасно­сти, инструкции по электробезопасности;

    соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

    использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуаль­ной защиты.

1.4 Тракторист должен:

    уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

    иметь на тракторе медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первич­ные средства пожаротушения;

    выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мас­тера или начальника;

    во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допус­кать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

1.5 Тракторист должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, ку­рить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.6 При обнаружении неисправности трактора, приспособлений, инструментов и других не­достатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить трактор. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на тракторе.

1.7 При обнаружении загорания или в случае пожара:

    остановить трактор, перекрыть кран топливопровода и горюче – смазочных материалов;

    приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни – покинуть помещение.

1.8 При несчастном случае оказать посмтрадавшему первую (доврачебную) помощь, немед­ленно сообщить о случившемся в ГАИ или начальнику, принять меры к сохранению обста­новки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.9 За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, трак­торист несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.10 Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

    движущиеся и вращающиеся детали и узлы трактора;

    горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;

    отработанные газы в результате сгорания горюче – смазочных материалов;

    столкновение или наезд на людей или другим транспортным средством;

    падение перевозимого груза.

1.11 В соответствии с Нормами бесплатной выдаче средств индивидуальной защиты рабо­чим и служащим трактористам выдаются: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы ком­бинированные двупалые. На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобу­мажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2 Внешним осмотром убедиться в полной исправности трактора, проверить крепления ко­лес и накачку шин, соединение тяг рулевого управления и тормозов, прицепного устрой­ства, а также не подтекает вода, масло и топливо.

2.3 После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу СТОП сигнала, поворотов и освещения.

2.4 В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до их устранения, сооб­щить об этом администрации.

2.5 Не выезжать на линию без путевого листа и прав на управление трактором.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и при условии, что безопасные способы ее хорошо известны, в сомнительных случаях следует обратиться за разъяснениями к администрации.

3.2 При выполнении новой работы необходимо получить инструктаж о безопасных спосо­бах ее выполнения.

3.3 При ремонте узлов и механизмов трактора работать исправным инструментом и приспо­соблениями (гаечные ключи, отвертки, молоток и др.). Использовать инструмент и приспо­собления лишь по их прямому назначению.

3.4 При совместной работе согласовывать свои действия с действиями рядом работающих людей.

3.5 При движении с места вперед или назад, подъезде к рабочему месту, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека следует подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.6 При работе на тракторе необходимо соблюдать следующие правила движения:

    держаться правой стороны во избежании наезда на людей, подавать сигналы не ме­нее чем за пять метров;

    сохранять дистанцию от впереди идущего транспорта не менее десяти метров;

    при поворотах, переездах и движении в узких местах и на складах снижать скорость до 4 км /час и подавать сигналы;

    проезд мимо станков, машин, трубопроводов и т.п. следует осуществлять на расстоя­нии не менее 0.5 метров от них.

3.7 Скорость движения всех видов транспорта на территории предприятия не должна пре­вышать 10 км/час. Скорость движения трактора на поворотах при выезде из-за углов здания, переезде через железнодорожные пути, перекрестки должны быть не более 3 км/час.

3.8 При переезде через железнодорожное полотно необходимо остановить трактор не доез­жая 5 м до полотна, убедиться, что опасности нет и путь свободен, двигаться разрешается со скоростью не более 4 км/час.

3.9 Не допускается перевозка людей на тракторе в одноместной кабине и на прицепных те­лежках.

3.10 Не останавливать и не оставлять трактор на наклонной плоскости, поворотах, переез­дах.

3.11 Нагружать транспорт следует в пределах установленной грузоподъемности.

3.12 Если во время движения обнаружены неисправности, необходимо трактор остановить, и только после устранения замеченных недостатков продолжать движение.

3.13 Останавливать трактор следует плавно (кроме аварийных ситуаций).

3.14 Прекратить движение трактора при недостаточной ширине проезда, в местах где неис­правны настилы или загромождены проезды, и сообщить об этом администрации.

3.15 Не передавать трактор другим лицам.

3.16 Тракторист должен контролировать работу грузчика и отвечать за его действия.

3.17 В случае выполнения трактористом погрузочно-разгрузочных работ для инструктажа следует использовать инструкцию по охране труда для грузчика.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 Тракторист, причастный к дорожно – транспортному происшествию, вызвавшее несча­стный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) дол­жен немедленно сообщить в органы ГАИ, начальнику или диспетчеру, оказать постра­давшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки проис­шествия (аварии) до прибытия ГАИ, если это не создает опасности для окружающих.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. К самостоятельной работе в качестве тракториста допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение на право управления трактором соответствующей категории;

медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для управления трактором;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вновь принятые на работу трактористы проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.

2. Тракторист обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать правила дорожного движения;

ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по эксплуатации;

содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;

соблюдать правила личной гигиены;

применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.12.2005 № 166):

Наименование средств индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Срок носки в месяцах

Костюм хлопчатобумажный

ЗМи

Головной убор из хлопчатобумажной ткани

Ботинки кожаные (сапоги кирзовые)

Ми

Рукавицы комбинированные

Ми

До износа

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Тн

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

СлТн30

3. На тракториста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами изделия, конструкции и материалы;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;

повышенный уровень шума и вибрации;

недостаточная видимость рабочей зоны из кабины тракториста;

обрушение грунта;

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

физические и нервно-психические перегрузки.

4. Трактористу запрещается:

появляться и находиться на территории организации в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с остаточными явлениями опьянения;

управлять трактором в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения;

распивать спиртные напитки, употреблять токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

осуществлять пуск двигателя путем буксировки трактора;

приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлики;

управлять трактором в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление трактором лицу, находящемуся в таком состоянии;

использовать трактор в личных целях;

управлять не закрепленным за трактористом трактором;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом;

хранить в кабине трактора топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;

покидать свое место или оставлять трактор, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение трактора;

мыть руки в бензине, керосине, других горюче-смазочных материалах и вытирать их загрязненной ветошью.

5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах, не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка транспортных средств топливом и маслом.

6. Закрепление трактора за трактористом оформляется приказом руководителя организации.

7. Трактор должен использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

8. Не допускается использовать трактор без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.

9. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

10. Внесение изменений в конструкцию трактора (агрегатируемой с ним машины) должно производиться по проекту и техническим условиям, разработанным организацией - изготовителем трактора (агрегатируемой с ним машины) или специализированной организацией, имеющей лицензию на проектирование.

11. Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом не допускается.

12. В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа тракторов.

13. О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.

14. Тракторист, не выполняющий требования настоящей инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

15. Перед началом работы необходимо:

надеть спецодежду и спецобувь;

получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой;

проверить наличие в кабине трактора огнетушителя с опломбированной запорной арматурой (порошкового ручного вместимостью не менее 5 л), аптечки первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;

тщательно осмотреть узлы и агрегаты трактора, проверить тормоза и действие рычагов управления, звуковую сигнализацию, заправку водой и топливом, наружное освещение, после чего запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут и только после этого приступать к работе;

по прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы;

определить рабочую зону трактора, границы опасной зоны, средства связи тракториста с рабочими, обслуживающими трактор, и машинистами других машин. В зоне работы трактора должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные надписи. Рабочая зона трактора в темное время суток должна быть освещена.

16. Перед пуском двигателя затормозить трактор стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

17. Не допускается выезд на линию при неисправности рулевого управления, тормозов, стеклоочистителя, систем освещения и сигнализации.

18. При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

19. Перед запуском двигателя рычаг коробки переключения передач установить в нейтральное положение. Муфта сцепления должна быть выключена.

20. Во время запуска двигателя не допускается нахождение людей под трактором и под агрегатируемой с ним машиной, сзади и впереди от них, а также между трактором и агрегатируемой с ним машиной. Перед началом движения подать сигнал и только после этого начать движение.

21. При запуске карбюраторного пускового двигателя не разрешается брать пусковую рукоятку в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

22. Передвижение трактора под проводами действующих линий электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора будет составлять не менее 2 м при напряжении проводов до 20 кВ и 4 м - при напряжении до 35 кВ.

23. В радиусе действия грузоподъемных устройств работа трактора не допускается.

24. Сцепка трактора с прицепным механизмом должна быть жесткой и иметь страховочный трос. Шкворень при жесткой сцепке, рассчитанный на срез при максимальном тяговом усилии, должен быть зашплинтован.

25. При сцепке трактора и агрегата с гидроприводом между агрегатом с гидроприводом и тягачом должен быть предохранительный канат, длина которого меньше, чем длина гибких шлангов гидросистемы.

26. Подготовку к сцепке трактора с прицепным механизмом следует производить на самых малых оборотах двигателя и самой низшей передаче. Тракторист обязан следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, не допуская резких рывков трактора.

27. Тракторист может подъезжать к экскаватору или грузоподъемному крану только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

Во время погрузки трактористу запрещается находиться в кабине трактора и в зоне действия экскаватора или грузоподъемного крана.

28. После осуществления погрузки тракторист может подходить к трактору и начинать движение только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

29. При продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания в откос не разрешается приближаться к бровке ближе чем на 1 м.

30. Во время работы трактора не разрешается:

находиться в зоне действия трактора посторонним лицам;

отцеплять прицепной механизм до полной остановки трактора;

оставлять трактор с работающим двигателем без присмотра;

производить смазку, крепление и регулировочные работы при работающем двигателе;

работать неисправным инструментом;

запрещается выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы, находящейся под давлением.

31. При работе, транспортировании, перетаскивании двумя и более тракторами расстояние между ними должно быть не менее 2 м.

32. Подъем и спуск тракторов на местности, угол наклона которой более установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускаются. При кратковременной остановке трактора следует выключить муфту сцепления, а также перевести двигатель на малые обороты, рычаг коробки переключения передач - в нейтральное положение, затормозить трактор стояночным тормозом.

33. Во время движения трактора не допускается сходить с площадки управления и входить на нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы трактора. Смазку, крепление и регулировку следует производить при выключенном двигателе трактора.

34. Чистить, смазывать и ремонтировать трактор необходимо только после его полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключаться возможность его запуска.

35. Не допускается находиться под трактором (механизмами) при работающем двигателе.

36. Буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы разрешается с помощью жесткого буксира, без рывков и под руководством производителя работ или мастера.

37. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой.

38. В целях недопущения опрокидывания трактора переезжать через канавы или кюветы следует на первой передаче.

39. В холодное время года во время работы натяжение гусеничных лент трактора необходимо ослаблять.

40. При транспортировании трактора на трейлере под гусеницы или колеса необходимо положить тормозные башмаки, трактор прикрепить к платформе с помощью растяжек.

41. Оставлять без надзора трактор с работающим (включенным) двигателем не допускается. При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание трактора под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

42. Заправка трактора горюче-смазочными материалами осуществляется на специально оборудованных площадках.

При заправке трактора горюче-смазочными материалами необходимо принять меры против его пролива на пол (землю). Если это произошло, то загрязненный участок посыпают песком (опилками), который затем собирается и утилизируется.

Заправка трактора топливом осуществляется с помощью топливораздаточного крана с рукавом.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

43. По окончании работы необходимо:

поставить трактор в отведенное место, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить трактор стояночным тормозом;

выполнить работы по ежесменному техническому обслуживанию трактора;

убрать в ящик инструмент и обтирочные материалы;

в холодное время года спустить из радиатора и трубопровода воду, дать двигателю проработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние трактора обо всех неполадках, возникших во время работы.

44. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

45. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

46. При возникновении пожара или загорания тракторист обязан:

немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;

принять меры по обеспечению безопасности;

приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на тракторе первичных средств пожаротушения.

47. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт запрещается.

48. Если движение трактора с техническими неисправностями не запрещено правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.

49. При невозможности движения сообщить в организацию, которой принадлежит трактор, или в ближайшую аварийно-техническую службу.

50. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить трактор, выявить причину появления запаха и устранить ее.

51. При возникновении пожара на тракторе немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.

52. В случае возникновения пожара в зоне стоянки транспортных средств или на территории организации эвакуировать трактор в соответствии с разработанным планом эвакуации.

53. При несчастном случае следует немедленно принять необходимые меры по предотвращению воздействия на потерпевшего (потерпевших) травмирующих факторов, оказанию доврачебной медицинской помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего (потерпевших) в организацию здравоохранения. О случившемся тракторист должен немедленно сообщить непосредственному руководителю.

54. Тракторист, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно - любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;

принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно - доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;

сообщить в Государственную автомобильную инспекцию о дорожно-транспортном происшествии;

предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги;

записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;

принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.

Трактористу, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:

перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;

употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли тракторист в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ.

Охрана труда при работе на тракторе


Работать трактористом разрешается только лицам, достигшим 17-летнего возраста, прошедшим медицинский осмотр, специальное обучение и получившим удостоверение на право управления трактором.

Все трактористы-машинисты должны периодически проходить медицинские осмотры и инструктажи по технике безопасности.

Состояние тракториста во время работы оказывает серьезное влияние на ее результат и безопасность. Часто возникает необходимость в самый короткий срок принять решение для выполнения той или иной операции в сложившейся обстановке. От правильного выбора этого решения порой зависит безопасность самого тракториста и людей, оказавшихся в данный момент в непосредственной близости от трактора.

На функциональное состояние тракториста (насколько он быстро и правильно отреагирует в сложной производственной ситуации) оказывают влияние многие факторы: плохой или недостаточный по продолжительности сон, общее состояние здоровья, прием медикаментов, употребление алкоголя и др. Особенно опасно принимать перед работой или во время работы алкоголь. Алкоголь, как и всякий другой наркотик, действует на центральную нервную систему человека и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Человек под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку.

Учитывая особую опасность управления транспортными средствами, к которым относится и трактор в состоянии опьянения, Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В этом Указе предусмотрено, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, налагается штраф в размере ста рублей или лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Если таких нарушений было два в течение одного года, то водитель (тракторист) попадает под уголовную ответственность и наказывается лишением свободы до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере трехсот рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, влекут за собой лишение свободы до трех лет с лишением прав на управление транспортными средствами на срок до пяти лет.

Одежда тракториста и головной убор должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру и росту, не иметь развевающихся и свисающих концов. Одежда не должна стеснять движений тракториста и должна обеспечивать тепловой режим тела, соответствующий температуре окружающего воздуха. Обувь должна быть с жесткой подметкой и низким каблуком.

Техническое состояние трактора и его влияние на безопасность работы. Безопасность работы на тракторе в значительной степени зависит от технического состояния его механизмов и отдельных устройств. Своевременное и тщательное проведение технического обслуживания трактора повышает условия безопасной работы на нем.

Причинами несчастного случая и аварии во время работы трактора могут быть нарушения регулировки и неисправность механизмов управления поворотом, тормозов, ходовой части, электрооборудования и др. Поэтому согласно существующим правилам к работе допускается только полностью исправный трактор.

Проведение технического обслуживания. Место, где проводится техническое обслуживание, должно быть чистым, с плотным полом и иметь хорошее освещение и вентиляцию, а в зимнее время и нормальную температуру воздуха.

Особую опасность для здоровья человека представляют соединения окиси углерода и окиси азота, содер-жашиеся в отработавших газах двигателя. Поэтому работа двигателя трактора в закрытом помещении совершенно недопустима.

Нельзя использовать для мойки деталей этилированный бензин, так как он содержит свинец, который, постепенно накапливаясь в организме человека, приводит к тяжелой болезни.

При работе с гаечными ключами следует применять только такие, которые по своему размеру подходят под размер отвертываемых гаек или винтов. Нельзя применять какие-либо подкладки или усилители к ключам.

Ручки ключей и другого инструмента должны быть гладкими, чистыми, без трещин и заусенцев.

Движение руки с ключом при затяжке гаек должно иметь направление «на себя», а не «от себя», иначе при срыве ключа с гайкой возможно травмирование руки.

. К управлению и обслуживанию колесных тракторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором. Машинист-тракторист должен пройти обучение по охране труда и получить соответствующее удостоверение.

1.2 . Закрепление лиц за определенной машиной должно оформляться приказом по цеху или предприятию.

1.3 . Машинист должен знать Правила внутреннего распорядка предприятия и точно их выполнять.

1.4 . Машинист должен работать в спецодежде, спецобуви, которую ему выдает администрация предприятия.

1.5 . При движении колесных тракторов по дорогам общего пользования и лесовозным дорогам необходимо руководствоваться «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 . Перед началом работы машинист-тракторист обязан проверить техническую исправность:

ходовой части трактора и прицепного технологического оборудования;

рулевого управления и тормозного устройства;

приборов освещения и звукового сигнала.

2.2 . Полностью заправить трактор ГСМ, специальными и охлаждающими жидкостями.

2.3 . Перед запуском двигателя проверить рычаги управления трактором и технологическим оборудованием и убедиться в том, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема отключена.

2.4 . После запуска двигателя проверить работу машины и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности. Работа на неисправном тракторе не разрешается.

2.5 . Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей вблизи машины и на пути движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 . Подавая трактор задним ходом к прицепному оборудованию, необходимо двигаться на первой передаче заднего хода на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держа правую ногу на педали подачи топлива, а левую - у педали слива в готовности остановить трактор в любой момент.

3.2 . Если тракторист не видит сближающиеся прицепные устройства, то его действиями должен руководить другой работник, находящийся вне пути движения трактора.

3.3 . Перед каждым входом в кабину трактора машинист должен тщательно очистить обувь от грязи во избежание падения с подножки и соскальзывания ног с педалей управления.

3.4 . Запрещается при движении трактора сходить и входить в кабину, стоять и сидеть на подножках, лестницах, крыльях, навесном технологическом оборудовании.

3.5 . При работающем двигателе запрещается выполнять ремонтные работы под трактором.

3.6 . Очищать технологическое оборудование от земли, снега, грязи, коры, щепы и т.д. следует при полной остановке трактора.

3.7 . При работе с навесным технологическим оборудованием следует выполнять следующие правила безопасности:

при развороте трактора следить за тем, чтобы технологическое оборудование вписывалось в габариты дороги;

не выполнять крутых поворотов на высших транспортных скоростях (под действием центробежных сил происходит опрокидывание);

не проводить регулировочные, очистные и другие работы под поднятым технологическим оборудованием (не исключен самопроизвольный переход гидросистемы в режим опускания);

при длительных переездах учитывать, что техническими условиями на изготовление трактора допускается усадка штоков гидроцилиндров до 30 мм за 30 минут. (Поэтому периодически контролировать и корректировать высоту подъема);

запрещается эксплуатировать прицепное технологическое оборудование с неисправными тормозами.

3.8 . Во время работы машинист обязан выполнять команду «стоп» независимо от того, кем она подана.

3.9 . Оставлять трактор без наблюдения при работающем двигателе запрещается.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 . При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей:

после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;

открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания тракторист-машинист обязан выключить двигатель машины.

4.2 . При вынужденной остановке тягача на дороге (по причине неисправности) тракторист-машинист обязан выставить сзади трактора знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда трактора с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать тракторист-машинист должен довести об этом до сведения механика или руководителя работ.

4.3 . Тракторист-машинист обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) относительно разгрузки трактора и дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом состоянии на небольшое расстояние до момента выхода трактора на лесовозную дорогу.

Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый трактор.

4.4 . Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки,

4.5 . При дорожно-транспортном происшествии тракторист-машинист, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места трактор, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение трактора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;



 

Возможно, будет полезно почитать: