Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно. Штрафы за нарушение требований охраны труда Штрафы за невыдачу спецодежды в году

Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом в силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Так, в соответствии со ст. 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Пунктом 26 Правил обеспечение обязательности применения работниками СИЗ отнесено к полномочиям работодателя, при этом работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие СИЗ. В случае отказа работника получать и использовать СИЗ работодатель должен не допускать его к работе.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда (допуск к работе работника, необеспеченного положенными СИЗ), так и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 1 и 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).


Публикации

26.06.2019 26.06.2019 Россия на 108-й сессии Международной конференции труда 10.06.2019 Необходимо создать действенный механизм стимулирования к сохранению здоровья работников на производстве 24.05.2019 Какой Должна Быть СУОТ в Организации 24.05.2019 Сроки Давности Привлечения к Административной Ответственности За Нарушение Требований Охраны 24.04.2019 Мы живём в эпоху вызовов 24.04.2019 При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан особое внимание будет уделено нарушениям требований охраны труда 18.04.2019 Рострудом подготовлены методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ у работодателей все публикации

Получить консультацию

Вопросы

Кем проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится организацией, основным видом деятельности которой является специальная оценка условий труда (наличие в Уставе этого вида деятельности). В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющими сертификат эксперта. В организации в качестве структурного подразделения должна быть аккредитованная лаборатория для проведения измерений и исследований вредных и (или) опасных производственных факторов (к примеру, наша организация имеет право проведения специальной оценки условий труда).

Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?

Проводить специальную оценку условий труда обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Как учитываются результаты специальной оценки условий труда?

Результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организации медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Нужно ли при назначении доплаты за работу во вредных условиях труда учитывать время фактической занятости на такой работе?

Нет, не нужно. Доплату за работу во вредных условиях труда проводят без учета времени занятости сотрудника на этой работе (ст. 147 ТК), так как в законе нет нормативных указаний по учету фактической занятости. Работодатель обязан выплачивать повышенную оплату труда за вредность в размере не менее четырех процентов от оклада вне зависимости от того, сколько часов сотрудник проработал во вредных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюза. Время, отработанное во вредных условиях, учитывают при предоставлении молока, дополнительного отпуска и досрочной пенсии.

Почему специальная оценка условий труда выгодна работодателю?

Снижение тарифов на страховые взносы в Пенсионный фонд:
От результатов специальной оценки условий труда будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и №2 ; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 - с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке условий труда будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016г.). Согласно новому законодательству работодателей освободят от уплаты взносов по дополнительным тарифам, если в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Для подтверждения безопасных условий труда необходимо провести специальную оценку условий труда. Только в этом случае можно снять дополнительный тариф.

Электобезопасность и нормы освещения

Можно ли использовать светильник ЛПП10 с открытыми лампами в помещении изготовление окон ПВХ. Потолок деревянный стены и пол бетонный.

Дело № 12-65/15

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска О.В. Миллер,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области о назначении административного наказания №03/2015/4/35 от 06.02.2015 за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ,

У С Т А Н О В И Л:

06 февраля 2015 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. было вынесено Постановление о назначении административного наказания № 103/2015/4/35 от 06.02.2015 в отношении ООО «Альтернатива», согласно которому юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 133 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением представитель ООО «Альтернатива» обратился с жалобой в Заволжский районный суд г. Ульяновска. В жалобе просил постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В жалобе указало, что частью 4 ст. РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. В то же время в примечании к данной статье, содержится пояснение о том, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Специальная спецодежда, на отсутствие которой указывается в постановлении, относится не ко второму, а к первому классу в зависимости от степени риска причинения вреда здоровью работников, подразумевающему под собой средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия. На момент проведения проверки уборщице была выдана вся необходимая спецодежда. Спецодежда, предоставляемая грузчику, согласно нормам выдачи, предоставляется только при выполнении работы по погрузке и выгрузке вне цехов: угля, кокса, торфа и битума либо пылящихся грузов, в то время как в его организации указанные выше сотрудники используются для перемещения продуктов питания. Предоставление спецодежды водителю согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.19.2008 № 541 осуществляется в том случае, если указанный сотрудник относится к категориям: водитель-испытатель либо водитель электро- или автотележки. Вся необходимая спецодежда на кухонных рабочих (рукавицы комбинированы) и мойщиц посуды была приобретена и имелась на момент проверки на производстве Все вышеизложенное свидетельствует о том, что привлечение ООО «Альтернатива» по квалифицированному составу ст. РФ, предусматривающему повышенный размер ответственности, заведомо неправомерно.

Представитель ООО «Альтернатива» Харченко С.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что все необходимые средства индивидуальной защиты имелись на предприятии на момент проверки и были выданы сотрудникам. Если и необходимо было выдавать водителю жилет сигнальный 2 класса, то это нарушение не является значительным, в связи, с чем можно ограничиться предупреждением.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания. Ранее в судебном заседании пояснил, что с жалобой был не согласен, по его мнению никаких нарушений при составлении протокола и вынесении оспариваемого.

Выслушав пояснения представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу о том, что нарушения законодательства о труде и охране труда имеют место быть и вывод о наличии в действиях ООО «Альтернатива» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ является обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что квалификация действий ООО «Альтернатива» по ч.4 ст. РФ дана верно.

Вынесенное Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. в отношении ООО «Альтернатива» постановление соответствует требованиям закона, является обоснованным.

Назначая наказания, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е., согласно требований ч.2 ст. , учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность и назначил наказание в пределах санкции ч.4 ст. РФ.

Вместе с тем, в соответствии с п.п.3.2., 3.3 ст. РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом исключения из обвинения ряда позиций, наличие правонарушения только в части невыдачи средства индивидуальной защиты в виде сигнального жилета водителю, полагаю исключительным обстоятельством, связанным с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие последствий, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица – работа по обслуживанию столовых средних общеобразовательных школ, полагаю изменить назначенное наказание с учетом положений п.3.2 ст. РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 06.02.2015 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Альтернатива» Толмачева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. РФ, изменить.

Снизить ООО «Альтернатива» наказание в виде административного штрафа до 70 000 (двадцати тысячи) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Альтернатива» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - О.В. Миллер

Суд:

Заволжский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область)

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1- настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

    постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

    актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

    приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

    свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

    свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

    трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    дополнительным соглашением к указанному договору;

    приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

    трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

    картами аттестации рабочего места по условиям труда;

    заключительным актом;

    списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Вывод

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках - это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

Если в компании никто не отвечает за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек - руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

Инструктажи по охране труда обязательны для всех

Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Всех ли надо обучать по охране труда

Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники - внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Без инструкций по охране труда не обойтись

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф - несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

А что с медосмотрами?

Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе - штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Проверьте, нужна ли спецодежда

Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

Нарушение

Штраф на руководителя

Штраф на компанию

Статья

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 - 4 ст. 5.27.1

Штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей

Штраф в размере от 50 до 80 тыс. рублей

Ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или ее непроведение

Штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей

Штраф в размере от 60 до 80 тыс. рублей

Ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров, или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей

Штраф в размере от 110 до 130 тыс. рублей

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей

Штраф в размере от 130 до 150 тыс. рублей

Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Какая ответственность предусмотрена для работодателя за необеспечение стирки спецодежды, выданной работникам?

Работодатель обязан обеспечить своевременную стирку спецодежды. Такая обязанность предусмотрена ст. 221 ТК РФ. За нарушение данного требования на компанию может быть наложен штраф согласно 5.27 КоАП РФ. Сумма штрафа составит:

На должностное лицо от 1000 - 5000 руб;

На организацию от 30 000 - 50 000 руб.

Кроме того органы санитарного контроля могут привлечь организацию к ответственности за нарушение ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения". В этом случае штраф согласно ст. 6.3 КоАП РФ составит:

На должностного лица от 500 - 1000 руб;

На организацию от 10 00 -20 00руб.

Обоснование

Из правовой базы

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из статьи журнала «Справочник специалиста по охране труда (Охрана труда)» № 10, Октябрь 2015

Средства индивидуальной защиты

Как организовать уход и хранение СИЗ

Где стирать СИЗ

Стирка спецодежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю для сильно загрязненной одежды и один раз в 10–15 дней для умеренно-загрязненной одежды. Чистить СИЗ растворителями, бензином, керосином, эмульсией, обдувать СИЗ сжатым воздухом нельзя.

Журналы регистрации работы по охране труда

Журнал учета и содержания средств защиты вы можете скачать здесь.

Запрещено отдавать СИЗ работникам домой для хранения, ремонта и стирки. Некоторые работодатели пытаются обойти это правило. Например, включают в коллективные договоры нормы, устанавливающие возможность выплаты денежной компенсации работникам, которые самостоятельно стирают и ремонтируют СИЗ. Это противоречит статье 221 Трудового кодекса. Следовательно, коллективный договор, соглашение или трудовой договор с такими условиями не подлежат применению, так как они не могут содержать условия, ограничивающие права работников. Указанный вывод подтверждается позицией Роструда, изложенной в письме от 4 декабря 2007 г. № 5754-ТЗ.

Если у работодателя нет технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ, то данные работы могут выполняться другими организациями по гражданско-правовому договору.

Ответы на ваши вопросы

Можно ли вести учет СИЗ в электронной форме?

Можно ли вести карточки учета выдачи СИЗ в электронной форме?
Кристина ПОНОМАРЕНКО (Смоленск)

Да, можно. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств. Электронная форма личной карточки учета выдачи СИЗ должна соответствовать форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н . При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается вести карточки учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Нужно ли выдавать СИЗ работникам, занятым по гражданско-правовому договору?

Нужно ли выдавать СИЗ работникам сторонней организации, которые выполняют у нас работы по гражданско-правовому договору?
Александр САЛЕХЕТДИНОВ (Курск)

Работники сторонней организации, которые заняты в производственных цехах и участках с вредными и (или) опасными производственными факторами, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ. Если иного не предусмотрено гражданско-правовым договором, он должен выдать работникам СИЗ согласно типовым нормам той организации, в которую они отправляются работать.

Как провести обучение применению СИЗ?

Как обучить работников применению СИЗ?
Ирина КЛИШИНА (Самара)

Обучение порядку применения СИЗ можно включить в первичный и повторный инструктаж по охране труда. При этом используют инструкции по охране труда, в которых содержатся указания из паспорта или руководства по эксплуатации применяемых СИЗ, а именно:

  • требования к порядку подготовки СИЗ;
  • требования, предъявляемые к использованию СИЗ во время работы;
  • требования к порядку проверки исправности СИЗ и к изъятию их из обращения при обнаружении неисправности или снижении эффективности.

Инструктаж должен проводиться в форме живой беседы с объяснением и практическим показом приемов применения СИЗ. Все объяснения должны приводиться исходя из местных условий и характера выполняемых операций, а также с учетом уровня общеобразовательной и специальной подготовки инструктируемых работников, которые должны выполнить все необходимые действия по подбору, подгонке, проверке исправности выдаваемого ему СИЗ. Допускается проводить инструктаж группе работников, которые используют одинаковые СИЗ и заняты на работах с одинаковыми условиями труда. По окончании инструктажа необходимо провести тренировку по применению СИЗ и убедиться в том, что работник усвоил материал.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
ТК РФ Уточнить, что работодатель должен обеспечить уход и ремонт СИЗ за свой счет
СП 44.13330.2011 Узнать строительные требования к бытовым зданиям
СанПиН 2.2.8.46-03 Понять правила дезактивации СИЗ
Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н Ознакомиться с формой личной карточки учета выдачи СИЗ

Запомните главное

1 Обеспечить хранение, ремонт и уход за СИЗ – это обязанность работодателя. Перекладывать ее на работника нельзя.

3 СИЗ, в которых работник взаимодействовал с вредными веществами, должны храниться и сдаваться в стирку отдельно от всех остальных СИЗ.

4 Чтобы обеспечить уход за СИЗ, нужно оборудовать специальные места для стирки, ремонта, глажки, сушки СИЗ или предусмотреть прачечные с отделениями для химической чистки и обработки спецодежды. Если у работодателя нет таких возможностей, можно заключить договор на оказание подобных услуг со сторонней организацией.

СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утвержден приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).
Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26 октября 2003 г.



 

Возможно, будет полезно почитать: