Протоиерей Владислав Свешников: самое дорогое для меня - быть священником. Марье Алексеевне

Ко дню обретения мощей святителя Луки, исповедника, Архиепископа Крымского – 18 марта ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО В НАШИ ДНИ 18 марта Церковь празднует обретение мощей великого святого и чудотворца нашего времени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В день памяти святителя Луки о его чудесной помощи мы сделали подборку чудес по молитвам святого. «ПОЧУВСТВОВАЛА, БУДТО ЕЙ КТО-ТО СТАЛ ДЕЛАТЬ ОПЕРАЦИЮ». Ольга Валерьевна Наша тетя из Грузии всю жизнь, а ей уже 55 лет, страдала страшными приступами мигрени. Она каждый день выпивала горсть таблеток, чтобы хоть как-то облегчить невыносимую боль. Мы ей рассказали о святом Луке и показали фильм «Святые 20 века», она плакала и целовала иконку святителя и просила его о помощи. Ночами ему молилась, читала его проповеди и духовные наставления. И примерно через месяц одна наша знакомая из Симферополя привезла масло и иконку от раки святого Луки, тётя стала мазать этим маслом больное место и молиться каждый день, прикладывая к голове иконку. Однажды, проснувшись утром, она, с огромным волнением и непоколебимой верой в помощь святителя Луки, рассказала следующее. Она, как и несколько дней ранее, помолилась вечером перед сном, намазала больное место маслом, приложила икону, легла спать и... Дальше, говорит, почувствовала, будто ей кто-то стал делать операцию на голове: намазали, открыли и как бы вычищали что-то изнутри. Сначала было очень больно, но по мере освобождения больного места от «чего-то» боль стала проходить. Потом это место долго горело как огнем, к утру боль совсем утихла. Сейчас уже прошло более полугода и, слава Богу, тетя совсем не пьёт таблетки и забыла, что такое мигрень. А у нас растёт малыш, и назвали мы его Лука, это наш четвертый ребенок. Во время беременности и родов я молила святого Луку о помощи и благополучных родах, и эта помощь пришла. Благодарим тя, святителю отче Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! «Я ЖЕ СКАЗАЛ, ЧТО ПОЗАБОЧУСЬ». Наталья Потапова Мой крестник родился нездоровым, это было тяжёлым ударом для всей семьи. Мальчику требовались многочисленные операции, при этом основные операции приходились на возраст до полутора лет. Конечно, мы искали поддержки у Господа, Богородицы, святых угодников. О Луке Крымском я слышала, но как-то я, грешная, была не приучена обращаться к нему за помощью. И вдруг стала понимать, что в храмах я все чаще прямо-таки натыкаюсь на иконы святителя Луки, чувствовала его взгляд на себе, который спрашивал: «Почему не просишь?». Столько тревог, страха было, но ещё у меня была бесконечная уверенность, что всё будет хорошо с ребенком. После просмотра передачи о святителе Луке, наверное, мои призывы о помощи были особенно горячи, мне приснился он сам, и сказал мне, что поможет нашему малышу. Я надеялась, что это был добрый сон. Первые три операции на кишечнике прошли очень хорошо, препятствия, которые возникали, просто внезапно исчезали. Но предстояла ещё операция на голове, и когда вдруг возникли сомнения в отношении правильности выбора клиники (врачи не обещали очень успешных результатов), я как будто услышала слова Луки: «Я же сказал, что позабочусь!» И тревоги отступили, и, слава Богу и Божьей Матери, слава Луке Крымскому и всем святым угодникам, операция прошла очень успешно! Мой крестник быстро восстановился, впереди нас ждут ещё операции, но я знаю, что с ним всё будет хорошо! С тех пор всегда обращаюсь за помощью к святителю Луке Крымскому! __________________________________ 18 марта у мощей святителя Луки в Свято-Троицком монастыре пройдет праздничная Литургия в честь обретение мощей свт. Луки (Воино-Ясенецкого). Вы можете подать записки о Ваших ближних онлайн: О ЗДРАВИИ: ОБ УПОКОЕНИИ: Записки принимаются до 12−00 (мск) 17 марта. Записки, поданные позже, будут прочитаны в другие дни.

священник Русской Церкви, протоиерей

Биография

С 1990 года настоятель Казанской церкви с. Пучково (г. Троицк, Московской области).

В 1991 году сформировал общину, желающую открыть храм Трёх Святителей на Кулишках. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая литургия.

В 2001 году удостоен степени доктора богословия за доклад по теме «Содержание христианского этического творчества», защищен в Свято-Тихоновском Богословском институте.

Деятельность

Выступления на радио «Радонеж», участие в работе патриотических движений, был духовным наставником Союза Православных граждан, принимал участие в деятельности движения С. Ю. Глазьева «За достойную жизнь».

В настоящее время преподает:

  • на кафедре пастырского и нравственного богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете
  • литургику на Московских Православных регентских курсах (МПРК)

Публикации

  • «О церкви России нравственном мире» (совм. с прот. Александром Шаргуновым), 1993 год.
  • «24 слова о вере»
  • «Заметки о национализме подлинном и мнимом» , 1995 год.
  • «Очерки христианской этики», 2000 год - монография.
  • «Прикосновение веры», 2005 год.
  • «Полёт литургии», 2011 год.

Награды

  • 1987 - равноапостольного князя Владимира III степени
  • 1995 - благоверного князя Даниила Московского III степени
  • 1998 - право ношения креста с украшениями

Интервью, статьи

Цитаты

Национальное бытие - бессодержательно; мировоззренческое пространство наполнено бессмыслицами - антинародно-либеральными, ветхо-коммунистическими или квазипатриотическими. На всей этой чуши ничего дельного не построить. Одни подделки и подмены. Надо выжидать, одновременно действуя…

Блажен тот, кто во время земной жизни Спасителя, почуяв своим духом Его животворящую силу, дерзнул прикоснуться хотя бы к краю риз Его в надежде ощутить на себе спасающий ток этой силы; блажен: ибо по его вере животворящая сила Христова даровала ему спасительную жизнь. Блажен и тот, кто жизненно пребывая в животворящем теле Церкви, глава которой - Христос, смиренно осмеливался касаться духом своей несовершенной, но несомненной веры сокровенных Таин Божественной жизни, и токи Божественной благодати вводили его в мирное творческое лоно вечнующих вдохновений. Дерзаем и мы, по прямому повелению Христову, не остаться в стороне от этих желанных касаний, и, может быть, предметы, до которых достанет прикосновение нашей немощной веры - в ее интуитивных прозрениях, в рассуждениях верующего ума, в сверхчувственных созерцаниях, - откроют свои подлинные смыслы, порою ясные, а порою потаенные…

В день Успения Божией Матери исполнилось 40 лет со дня иерейской хиротонии, то есть священнического служения, протоиерея Владислава Свешникова, настоятеля храма Трех святителей на Кулишках ( а). Мы договорились о встрече за несколько дней до праздника. Вернее, договорилась я. Отец отнекивался, отказывался: он не любитель публичности. Так что наш разговор — первое его портретное интервью.

Я сижу в кресле, отец напротив — на жестком и узком диванчике. Кресло, кстати, тоже не слишком удобное, но это его рабочее место. Сюда, в келью на втором этаже, он приходит ежедневно к девяти утра, включает компьютер и пишет книгу об апостоле Павле. Конечно, в те дни, когда нет службы, — литургия превыше всего. Компьютер и сейчас мерцает, поджидая, что мы закончим разговор.

Мы начинаем с начала. С самого детства. Я уже давно поняла, что далекие воспоминания вызвать в памяти проще всего. Сначала кажется, что ничего не помнишь, только вот этот один момент, потом в памяти начинают всплывать картинки. Дальше уже проще. Начинаю с самого простого, тем более, что папа всегда любил рассказывать, как подростком лежал на крыше их дома в Дмитрове и любовался на облака. Вот и повод спросить, как они с мамой и папой оказались в Дмитрове. И что он помнит еще.

Я из Краснодарского края по случайным обстоятельствам: отец был военным летчиком, и его посылали преподавать во всякие города. Я родился, когда они с моей мамой находились в городе Ейске — он служил в летном училище. Про папу я знаю не очень много. Он учился в педагогическом институте в Москве, там они и познакомились с мамой. Последний перед войной год он преподавал в городке Ораниенбаум в Ленинградской области, и оттуда его взяли на фронт. Довольно быстро он попал в плен, потому что его контузило во время боя. И потом переводили его из города в город, из лагеря в лагерь. Отовсюду он пытался совершить побег и всюду неудачно, но, слава Богу, остался жив.

А мама моя ждала. Она как-то рассказала, что, когда мы жили в Алтайском крае, куда нас эвакуировали, ей приснился сон: по небу летит множество красивых икон. Для нее словосочетание "красивые иконы" было неимеющим никакого смысла — красивый может быть пейзаж. Но оттуда ей сказали: "Он жив”. Иконам она значения не придала, а информации, которую они передали, поверила. И дождалась. Мы вернулись назад в Петергоф, в Петродворец, и мать привезла отца из последнего лагеря в Латвии. Потом умерли его отец и мать в Дмитрове, и мама поехала со мной в Дмитров. Несколько месяцев мы жили в небольшом домике, а потом во дворе отец поставил другой дом. Но это уже прошло довольно много прошло времени. Мать его вернула в 45-м году, в 46 родилась сестра Вера, а мы переехали в 49-м году.

Отца забрали, когда я учился в пятом классе. И какое то время мы не знали, куда. Прожили так несколько месяцев. Хорошо, что сохранились точные сведения, что он не был предателем, поэтому его не высылали никуда, но с военной службой было, конечно, покончено. — он считался человеком опасным. В конце концов, отец стал главным механиком на заводе и умер довольно молодым, ему было немногим за шестьдесят.

- Ты помнишь, как закончилась война?

Скорее помню, как началась. Мне было 4 года, и мы с папой и дядей Лешей гуляли в Петербурге в парке с фонтанами. И вдруг дядя Леша сказал: "Вот, Васька, война”. Помню, как бомбили наш поезд, в котором мы ехали в Сибирь, и как по насыпи бежали.

А в юности особенно ничего не было. Единственное, я хотел юношеской романтики и поступил в геолого-разведочный на горно-буровой факультет, хотел быть геологом. Но там оказался один предмет, назывался начертательная геометрия, и для меня абсолютно невозможно было с ним жить. Руки у меня всегда были крюки.

- И ты поступил во ВГИК...

Мы подошли к интересному для меня, к кино. Всегда верила, что любовь к кинематографу передалась мне на генетическом уровне. И дальше — моему сыну.

Сначала я решил стать режиссером. Меня взяли на второй год. Почему взяли — совершенно не понимаю: я тогда был довольно безграмотным человеком, в культуре понимал мало. Все пришло значительно позже. А потом довольно быстро я стал не то, что диссидентом, но несоветским человеком. Я любил настоящую правду, а в советском строе правды не видел. Конечно, страну и отечество любил всегда,. Для меня отечество было одно из самых дорогих в жизни. И осталось с тех самых лет.

И, конечно, очень не любил всякие советские собрания, политинформации, какие-то проработки. У меня были статьи в некоторых изданиях, но под псевдонимом. Немногие об этом знали, но в КГБ, кажется, знали. Однажды мне на комсомольском собрании сделали выговор, выгнать даже хотели, но все-таки перевели на киноведческий.

- Ты расстроился?

Да не особенно. У меня появились новые приятели. На старшем, довженковском курсе были замечательные и грузины и пара украинцев. Один из них раз в год появляется в храме. Кира Муратова училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. А к концу меня стали занимать поэзия, живопись. Сам я какие-то странные портреты писал. Одним из моих любимых писателей стал Солженицын. Мне были очень близки почти все публицистические работы, где были живая целеустремленная смелость, стремление жить ради правды Божией. И я его, конечно, принял как своего.

- Помнишь, как тебе впервые пришла в голову мысль стать священником и почему?

Конечно помню. Я поехал на практику на Ленфильм, и мне наша сокурсница дала Библию (я ее попросил), и начальный импульс был дан. А после этого довольно часто стали попадаться книжки...

- При том, что их тогда не было

Так получилось, что книжки находили меня, а я их. Существенно позже, хотя и не будучи еще церковным человеком, я стал искать Хомякова. Но до того, как пришел Хомяков, мне встретились Пастернак, Мандельштам и Ахматова. Попадались и люди. Сначала это были круги богемные, а уже кончая ВГИК, я встретил Николая Николаевича Третьякова (художник, преподавал историю искусства в художественном институте им. В.И. Сурикова, во ВГИКе и школе-студии МХАТ — Вести.Ru), и это стало особенно дорого и драгоценно. Затем познакомился и со всей его компанией. Постепенно люди "сужались", как когда на гору взбираешься, с подножия множество всяких тропинок, но, чем выше, тем их меньше. А под конец один только путь остается.

И, когда я окончательно пришел к Церкви, на Кузнецы, конечно (храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе), я почти сразу понял, что самое дорогое для меня теперь — быть священником. Стало нужным служить. Вот видишь, ничего загадочного, хотя прошло много лет, пока это реализовалось.

- И никогда больше не было сомнений?

Я-то вообще люблю посомневаться в принятых решениях. Хотя, если что решила, буду идти до конца.

Конечно нет. Я стал церковным человеком, и для меня главным внутренним заданием было служить Церкви. А служить мужчине можно практически единственным образом — став священником. Дальше я стал искать пути решения этого задания, что оказалось нелегко, поскольку у меня было высшее образование и довольно высокий пост в министерстве Машиноприборостроения: я был начальником отдела. Так что меня не очень хотели "отпускать".

Родившись при "развитом социализме", я понимала, о чем говорит отец. В то время стать священником человеку с высшим образованием, тем более, с гуманитарным, было практически невозможно. Не брали их и в семинарию, по уровню образованию равнявшейся техникуму. Даже сдав все экзамены "на отлично". Кроме того, такие люди автоматически попадали под особо пристальное внимание КГБ и дальше из жизнь становилась довольно напряженной.

- И ты никогда не жалел, что ушел из кино?

Вот уж совершенно никогда. Я не из кино ушел, а из Госфильмофонда. И последние 2 года там было довольно противно. Я туда перетащил Стася Красовицкого, и нам обоим было противно одинаково. И под конец я на просмотрах всегда засыпал, а в среднем у нас было в день два просмотра в день. Да еще писать потом.

Вот когда выявилось наше родство — я ведь последние годы засыпаю даже на самых шумных боевиках и блокбастерах. Хоть ненадолго, минут на десять, но непременно засыпаю... Точно гены!

- А как ты попал к отцу Иоанну (Крестьянкину)?

Это было совсем просто. Нужно было венчаться, потому что некоторые священники "монашеского типа" говорили — либо разводись, либо не причащайся. А я им совершенно доверял и понимал — мало того, что меня ждет развод, я еще и не смогу служить в Церкви (согласно церковным канонам, разведенный мужчина не может быть рукоположен — Вести.Ру). Слава Богу, были и здравые священники как отец Александр Куликов. И, когда я ему эти слова пересказал, он засмеялся: "Будешь еще ездить к монахам?" Но продолжил: "Что ни говори, он прав. Надо венчаться". Он меня и свез к отцу Николаю Радковскому, который служил в Троицком храме, в селе Троице-Сельцы. Там мы и венчались. И отец Николай, поговорив со мной, сказал: "Есть такой отец Иоанн Крестьянкин. Съездите-ка вы к нему". Я и поехал. И убедился, что он прав.

И тогда мне было очень хорошо жить. У меня появилась возможность часто ездить в командировки, и я обязательно раз в два месяца заезжал к нему. И ничего лучше этих встреч для меня не было. Но отец Иоанн еще лет 10 меня придерживал в моем стремлении стать священником.

Однажды в командировке в Таллин я познакомился с отцом Алексеем Беляевым...

Ты его видела. Замечательный рассказчик. — Вдруг перескакивает на другое отец.

- В Пюхтицах! — вспыхнуло во мне воспоминание, как мы с папой и каким-то священником ходим по кладбищу монастырскому. Вот он подводит нас к какой-то могиле и сокрушается о послушнице, сбежавшей из монастыря и нарушившей обеты.

В Пюхтицах. Да. А служил он в Киржаче во Владимирской епархии. Мы стали общаться.. И однажды он звонит утром с вокзала: "Нужно срочно вас видеть", а мне уже выходить на работу надо. Но встретились. И он мне предложил стать у него вторым священником. Сказал, что одному уже невозможно служить, а вторые священники почему-то очень быстро уходят: "Думаю, вы не уйдете". Я ему отвечал, что отец Иоанн пока не пускает. Он вдруг говорит: "А я с ним очень давно знаком. Съездите, скажите, что я вас хотел бы к себе взять". Поехал. А отец Иоанн говорит: "Ты постарайся еще в церкви поработать. Или, может, в семинарию получится". Но в семинарию тоже не получилось.

К этому стал ездить по епархиям, и везде меня ласково принимал архиерей. Говорил: "Пишите прошение, будем стараться рукоположить". А через некоторое время приходил безо всяких аргументаций ответ: "Принять вас в энской епархии не представляется возможным". Конечно, делалось это не без помощи КГБ.

А дальше произошла история, которую ты, может быть помнишь. Из Осташкова к нам приехал отец Владимир Шуста (у нас с ним завязалась связь через Колю Третьякова, Алешу Бармина и отца Алексея Злобина). "Ты как?" — спрашивает. "Слава Богу, я уже работаю чтецом, сторожем в храме Иоанна Предтечи на Пресне, с настоятелем отцом Николаем мы в очень хороших отношениях. И мне эта жизнь нравится больше, чем вся прежняя". Он говорит: "Так теперь надо священником быть". "Да нет, — отвечаю. — Четыре раза не получилось в разных епархиях. Значит, промысел: сначала через отца Иоанна, потом через архиереев". Тут он мне и говорит: "Я сейчас разговаривал с нашим владыкой, епископом Гермогеном. Он тебя завтра ждет. Он сильный человек, он сумеет сделать". И я на другой день поехал. А дальше произошла история, о которой ты знаешь. И даже принимала в ней участие.

Я смотрю, недоумевая, но не возражаю. Когда человек начал вспоминать, надо внимательно слушать.

Мы уже жили на Покровке. Вдруг звонок телефона. Ты ответила, потом подбегаешь: "Папа! Тебя епископ Гермоген!"

Как же я могла забыть о таком на целых 40 лет! Я вспомнила то состояние, даже выражения наших... Но молчу, слушаю.

Я уже знал, как обращаются к епископам. Взял трубку: "Владыка, благословите!". Он в ответ: "Готовьтесь. Через три дня буду вас рукополагать. Приезжайте в Калинин".

- А мама что?

Мама... Это тоже были история. Я сижу у владыки. Вдруг звонок. Он отвечает: "Да, Ваше святейшество". Дальше я выхожу. Через какое-то время он открывает дверь: "Меня вызывают". Я расстроился — видимо не выйдет ничего. Владыка говорит: "Пока ждете, напишите прощение и биографию". Я в раздумьях: писать, не писать. Но его нет час, два, три... Написал. Тут меня к телефону зовут — епископ. Я говорю: "Владыка, мне нужно с вами поговорить", — "Да что с вами говорить, лучше пригласите матушку. Может она приехать?". Поехали. Я где-то во дворике где-то рядом с патриархией сидел, ждал. Она через полчаса вышла со словами: "Спасен мною".

Ты ведь осознавал, что раз епископ Калининский (название Твери в СССР) тебя ждет рукоположение вдали от Москвы. В лучшем случае небольшой городок, а то и деревня. В то время никакой надежды вернуться в Москву не было.

А я всегда любил провинцию. Маленькие городки. И сейчас люблю. Дмитров был чудесный городок. И Осташков тоже.

Осташков был первым место папиного служения. Его назначили вторым священником в храме того самого отца Владимира Шусты, который содействовал рукоположению. Спустя пару лет наша семья оказалась совсем в другом месте. На погосте, то есть на кладбище при деревне Васильково, находящейся в 8 километрах от ближайшего города Кувшиново. И я была уверена, что на погост Чурилово папу перевели. Оказалось, было все не так.

Там был священник. И, когда он ушел в отпуск на месяц, владыка Гермоген благословил меня туда поехать послужить. Мне там понравилось: очень хороший народ, и я понравился старосте...

- Марье Алексеевне?

Да. И она все сделала, чтобы меня перевели. Она только меня спросила: "А вы бы хотели у нас остаться?"». Я, собственно, не думал об этом, меня и мысли не было изменять Осташкову, но сказал, что мне понравилось. И через несколько месяцев я уже там служил.

Мы можем вспоминать бесконечно, что ни говори, 51 год прожили бок о бок. Даже если формально я живу отдельно, по воскресеньям и праздникам — только к отцу на службы. И, если надо совета настоящего, тоже всегда обращаюсь к нему или к маме. Приходится теперь "перескакивать" через годы:

- Помнишь, ты хотел перейти в Калужскую епархию, и тебе КГБ запретили перевод?

Это догадочно. Н все было очень странно, потому что обычно такие вещи не делаются.

- А сколько ты тогда не служил?

2 месяца.

- Состояние неслужения — тяжелое для священника?

Я постоянно служил. То у отца Дмитрия Смирнова, то у отца Валериана, в Кузнецах...

Я помню твое назначение в Троицк. Первый молебен, когда сквозь выбитые окна на нас падал снег. Котлован в трапезной и небо вместо крыши. Честно говоря я плакала. Мы бывали в разных местах, но такого ужаса не было. Одно дело в Чурилово печку в алтаре переложить или стены расписать, а тут... не было ни потолка, не стен. Были руины.

Ну а что, все можно восстановить, были бы деньги.

- Но их не было.

Их не было. Некоторые наши прихожане ходили по электричкам с табличкой, где было написано, что они собирают пожертвования на храм. Тем, кто давал денег, раздавали листочки, где был рассказ о храме. Какие-то деньги и материалы давали научно-исследовательские институты. Их все же в Троицке четыре, и они тогда кое-что значили. Так что страшно не было. Совершенно ясно было, что восстановление — вопрос времени. Так и случилось. Тем же летом я уехал во Францию. И, когда я уезжал, в трапезной был еще котлован, а вернулся — ямы уже не было.

- А с тобой по сей день происходят какие-то истории?

Папа смотрит с недоумением. Я напоминаю ему, как мы с ним шли пешком в ночи 8 километров от московского поезда.

Волки не выли? — шутит он.

Они разбежались от нашего пения. Помнишь, мы пели тропарь покровителю путешествующих святителю Николаю и вдруг за нами показалась скорая, хотя в городе не было станции «скорой помощи». Водитель подвез нас почти до дома.

Папа не помнит.

А как волосы во время службы от свечи загорелись?Твой друг дядя Саша Шумилин еще шутил, что на тебя сошли "огненные языки".

Это помню. У меня недавно снова волосы загорелись от свечи — опять огненные языки сошли. Но какие же это истории?

- Старческие.

Еще несколько минут мы перекидываемся воспоминаниями, шутками. Но я уже знаю, о чем еще спрошу:

- А как ты относишься к современному старчеству?

Думаю, что большая часть — это профанация подлинного старчества. Особенно к тому, что очень хорошо обозначил митрополит Антоний (Блум) как "младостарчество". Слава Богу, когда мы в молодости ездили к отцу Алексею Злобину, у него гостил один замечательный священник, и он мне сказал: "Читайте Брянчанинова и Феофана Затворника". Я тогда только слышал эти имена. Это сейчас они широко известны. Смею думать, что отчасти их известности и я посодействовал, потому что каждому встречающемуся говорил: "Ищите Игнатия и Феофана!". Игнатий Брянчанинов это нелюбовью к старчеству не называл, но писал: "И ты, наставник, берегись пристрастий к наставляемому тобою!" Конечно, старцы есть и сейчас. Довольно близок к этому был отец Иоанн Крестьянкин и много печатавшийся последние несколько лет греческий старец Паисий относится к настоящему типу. А сейчас чуть что-то узнают, начинают всех учить. Это мне неблизко.

- О чем переживает священник?

Кто о чем.

- А ты о чем? Или о ком? Я вот всегда нахожу, о чем попереживать..

Такого у меня нет. Главное, чем живет душа сейчас, в последние годы близости к смерти — страх справедливого отношения Бога. Кроме того, последние несколько лет, у меня два основных переживания — Церковь и Россия. И Церковь плюс Россия. А дальше начинаются конкретные вещи, когда разные люди ко мне приходят. Правда, сейчас реже приходят. Жалеют, что ли меня. Еще можно сказать, что я стал больше любить Бога Иисуса Христа. Раньше я Его любил через Церковь, а сейчас гораздо больше в небесном приложении. А уж как стал писать книгу про апостола Павла и читать творения апостола, я увидел, какое содержание любви открывается у него, и меня потянуло не просто к Церкви, а к выражению того, что есть в христианстве. Но это уже само пришло. Ну и переживание вечности, поскольку оно связано с Христом. Потому что Он есть Спаситель, то есть открывающий возможность вечной жизни.

С определенного времени я стал жить Преданием. Это и есть главный смысл.

- Что это значит?

У слова предание есть буквальный перевод — традиция. Но, когда в слово традиция входит понимание основных и действительно верных смыслов жизни в церковной истории, то весь объем традиции, предания открывается как священное содержание. И, конечно, нравственное содержание: все, что открывается в этическом сознании Церкви — тоже предание.

Я вижу, что отец уже устает. Столь откровенный разговор — непростая история. Остался один вопрос. Он, конечно, обычный, даже банальный, но ответ на него обязательно нужен.

- Можно ли сказать, что ты прожил счастливую жизнь Или ты сейчас скажешь, что не любишь этого выражения.

Не люблю. В основном я очень доволен тем, что сложилось так, как сложилось. И основная боль у меня не за себя, не личная, а за Россию и за Церковь.

29.08.2016

Праздник Успения Божией Матери для прихожан храма Трех святителей на Кулишках – всегда двойная радость. Конечно, торжество Богородицы над смертью превыше всего, тем не менее, у прихода есть дополнительный повод для ликования: в этот день в Калинине (советское название города Тверь) состоялась хиротония настоятеля протоиерея Владислава Свешникова. Рукополагал его ровно 40 лет назад епископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов).

Поздравить любимого батюшку приехала и его паства из храма Казанской иконы Божией Матери в Троицке, где находится второй приход отца Владислава. Несмотря на то, что накануне он по традиции ездил туда служить, многие сочли необходимым причащаться с ним из одной чаши в самый день торжества. Пришла и семья батьюшки: матушка Наталья, дети, внуки и внучка – младенец Агния.


Поздравляя настоятеля бывший прихожанин храма Трех святителей, а ныне священник Троицкого храма отец Кирилл Слепян признался: «Не могу даже себе представить, что это такое – 40 лет служения. И что может произойти в жизни священника за 40 лет. Но одно мне, безусловно, понятно: наши жизни – это плоды трудов отца Владислава».


Второй священник прихода отец Александр Прокопчук сказал слова искренней благодарности и признательности за десятилетия совместного служения. «В эти годы, несмотря на вполне понятные и неизбежные трудности служения в центре Москвы, для меня все было прекрасно, – подчеркнул он. – И ничего другого я для себя ничего не хотел бы иметь, кроме служения у престола здесь, вместе с отцом Владиславом».


Одна из старейших прихожанок Елена Новикова вспомнила разговор пятнадцатилетней давности со своим новообращенным другом, который, познакомившись с отцом Владиславом, сказал: «Я раньше думал, что таких священников не бывает. А теперь знаю, что они есть».

Средняя дочь батюшки Татьяна призналась, что ей «хорошо быть поповной» И что многие друзья так и зовут ее «поповна», иногда не подозревая о корнях этого «прозвища».


Михаил СВЕШНИКОВ

12 февраля — престол храма Трех Святителей на Кулишках. В преддверии праздника настоятель храма, протоиерей Владислав Свешников, рассказал о том, как складывалась приходская община в Трехсвятительском храме, как складываются отношения между священником и прихожанами и что в общинной жизни самое ценное.

— Отец Владислав, пожалуйста, расскажите, как складывалась Ваша община?

— У нас этот процесс проходил так же, как у всех, но были некоторые отличия.

В конце 80-х — начале 90-х годов в Москве и других крупных городах стали открываться и восстанавливаться многие храмы, которые прежде были закрыты или разрушены. К этому времени что-то произошло с народным собранием, и число новых прихожан резко возросло во много раз. В первые годы этот процесс шел особенно стремительно. Затем это движение людей в храмы перестало иметь прежнюю энергию, и к 1996 году, когда был открыт наш храм, новые люди, приходящие в храмы, исчислялись уже не десятками, а единицами.

Так что основное перераспределение людей по храмам уже произошло, и мы оказались несколько запоздалыми. В некотором смысле это хорошо: у нас собралось не очень много народу, и это дает возможность жить в атмосфере особенной легкости и свободы.

И вообще, Китай-город — не спальный район, в котором, если бы храм открыли сегодня, назавтра уже было бы много народу.

— Вы думаете, было бы много?

— Наверняка. Если не завтра, то послезавтра. А здесь в округе восемь храмов, а жилых домов почти нет. Поэтому никогда не будет большого количества прихожан.

— Откуда же в общину приходили люди?

— Долгое время я служил в Тверской епархии. Ко многим московским священникам, которые оказались в соседних епархиях, ездили друзья, знакомые знакомых… И ко мне тоже. Не очень часто, в среднем, каждый человек ездил 3-4 раза в год.

— Из Москвы?

— Да. И когда я получил храм в Подмосковье, в Троицке, они с радостью стали приезжать туда. Все-таки это ближе, чем в Тверскую область. А потом, когда открыли храм Трех Святителей на Кулишках, те, кто жил в Москве, переместились сюда. Но к тому времени в Троицке уже образовалась собственная община, и прихожан там больше, чем здесь.

— Сколько примерно?

— В воскресение взрослых причастников бывает человек 70. И примерно столько же детей.

А в храме Трех Святителей всего человек 60. Для Москвы это совсем немного.

Конечно, когда мы стали служить здесь, прибавления были. За счет чего, мне сказать трудно, потому что у всех это происходило по-разному.

В основном, если можно так сказать, за счет священника. Одни слышали мои выступления на радио «Радонеж», другие читали статьи, третьих приводили друзья. Многие пришли благодаря второму священнику, отцу Александру Прокопчуку, который вместе со мной преподает в ПСТГУ.

Так что в основном к нам ездят из спальных районов.

Если говорить о прихожанах в традиционном смысле, когда прихожанином считался человек, живущий в географических рамках прихода, у нас такой только один — небезызвестный Костя Кинчев. А все остальные откуда-то приезжают.

Бывает, конечно, что кто-то уходит, но в результате получается, что в приходе остается круг людей с близким типом знаний и сознания.

— Получается, что у Вас две общины — на Китай-городе и в Троицке. Есть между ними различия?

— Не особенно сильные: они в одном духе воспитаны.

— А эти общины как-то между собой взаимодействуют?

— Приезжают из Троицка сюда и наоборот, например, на престолы. Раньше я был настоятелем Казанского храма в Троицке, но, когда меня назначили сюда, оказалось нереально расстаться со всеми людьми, с которыми меня там связала жизнь. Поэтому я иногда приезжаю туда служить.

— То есть это уже духовные чада?

— В свое время меня «отравил» святитель Игнатий Брянчанинов, который с большой осторожностью относился ко всякому духовничеству, духовным детям и прочему. Я его аргументацию очень остро принял к себе. И когда ко мне подходят люди и говорят, можно ли они будут моими духовными детьми, я говорю: «А как? Я Вам печать, что ли, на лоб поставлю, что такая-то — духовная дочь отца Владислава? Приходите, исповедуйтесь, а там дело покажет, кто кому кем является». Не в названии же дело.

И все-таки можно сказать, что есть не очень большое число людей, с которыми мы стараемся идти более или менее в одной упряжке. Просто кто-то оказывается впереди по большему опыту, по сану. Вот и все, пожалуй.

Я вообще стараюсь не давать никому никаких советов, кроме случаев, когда совет прямо выходит из Евангелия или из традиции.

— А как же? Вот человек приходит: «Батюшка, посоветуйте».

— Я в этом смысле тоже остаюсь вне традиции, поскольку совет несколько лишает свободы, связывает.

— Особенно священнический совет, ведь это иногда почти как послушание воспринимается…

— Если требуется совет в житейских делах, как можно советовать, если я в этом ничего не понимаю. А вот если в деле есть нравственные элементы, то, исходя из той нравственной традиции, в которой я воспитан и в которой существует православие, я могу предлагать, но даже не совет, а суждение, как было бы, наверное, правильно. Но решение все равно остается за человеком.

— Обычно люди спрашивают совета, чтобы снять с себя ответственность?

— Да. Либо чтобы иметь санкцию на свое уже принятое решение.

— Но это все-таки не то, что относится к области духовного руководства.

— Думаю, что нет. Мне представляется, что дело духовного руководства сводится к самым первым шагам, когда человек только начинает духовный путь, и к острым ситуациям, когда человек не может разобраться самостоятельно. В духовной жизни нередки ошибки, и бывает необходима некоторая корректировка, если человек за ней приходит.

— А если не приходит, но Вы видите, что она нужна? Вы вмешиваетесь в ситуацию?

— Такое бывает очень редко. Я стараюсь держаться чуточку отстраненно, чтобы люди сами научились видеть, когда возникает реальная необходимость осознать ситуацию. И если очевидна нравственная неправильность, то, конечно, я не промолчу и аккуратно скажу: «Ты подумай, но вот об этом говорилось так-то у того-то».

— А в чем тогда состоит роль приходского священника, настоятеля, человека, который, условно говоря, возглавляет общину?

— Во-первых, давайте сразу избавимся от одного из слов, сказанных Вами. Это слово, против которого очень резко в свое время выступил святитель Игнатий Брянчанинов. Он как-то сказал: «Те монахи, которые исполняют роль, — простите меня за слово, которое принадлежит более языческому миру».

Что касается священника, когда он думает правомысленно, здравомысленно и православно, более или менее все ясно. В частности, как бы ни было утрачено доверие к проповеди, проповедь — дело не совсем бесполезное. Через проповедническое слово священник открывает людям возможность войти в «аромат» строя жизни, который предполагается верно ведущим по спасительному пути, а значит, уже что-то совершается. Если нет — ничего не поделаешь.

В этом смысле, конечно, для священника главное — литургия, проповедь и собственное устроение жизни.

— То есть священник подает пример жизни?

— Если пример оказывается реальным.

— Реально быть примером, например, в деревне или небольшом городке, где люди видят, как живет священник, как ведет себя с матушкой, со своими детьми и т.д. А в городе? Часто видишь священника только в пространстве литургии…

— На самом деле, это не так уж мало, если литургия совершается не формально, но и не слишком чувственно, и сердце получает призыв и отзвук одновременно. И это, может быть, самое главное.

В рамках христианского знания каждый должен более или менее свободно устраивать свое сознание, не выходя за пределы Предания. Жизнь идет и, если действовать в правильном направлении, мы окажемся более или менее в одном понимания действительности. Например, в нашем приходе очень быстро сформировалась одна литургическая особенность: когда во время евхаристического канона я довольно громко читаю молитвы и говорю «Аминь», прихожане в храме подхватывают их и тоже произносят «Аминь», чтобы хотя бы продемонстрировать свое участие. Не просто присутствие, но и участие. Эти слова могут ничего не значить, но могут действительно значить участие.

И когда мы произносим слова «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а хор подхватывает «Отца, и Сына, и Святаго Духа», кажется, что до какой-то степени это становится осмысленным и принимаемым. Чаще это оказывается одним из звуков, которые составляют Божественную литургию. Но литургия и жизнь не должны стоять отдельно. И мне кажется, что у нас дело все-таки пришло к тому, что в основном это знание, эта любовь становятся не просто чувствительным переживанием, а формируют строй жизни и сознания. По-моему, это в нашей общине самое ценное.

Но это пришло не само собой, и мы со вторым священником, отцом Александром, ощутили необходимость говорить об этом и пытались передать это какими-то словесными определениями. Мне кажется, мы оба осознали это как свою главную задачу.

— Вы разговаривали об этом с прихожанами?

— В основном говорили на проповеди, и много раз повторяли, что самое главное для нас — литургическая жизнь, Евхаристия, что в литургическом деле мы все должны принимать действительно участие, а не просто демонстрировать свое присутствие.

— Это на проповеди. А проводили какие-то беседы, может быть, ездили куда-то вместе?

— Нет. У нас такого рода опыта почти не было. Только в этом году отец Александр поедет с частью нашего прихода на Святую Землю. А я собираюсь в августе на Соловки. А так просто идет общение в храме.


— Но все-таки у Вас при храме есть Школа православной семьи и регентские курсы.

— Школа — раз в два месяца, а курсы — инициатива регента Евгений Кустовского. Храм стал просто площадкой для их деятельности.

— По Вашему опыту, церковная жизнь сейчас, когда можно ходить в церковь открыто, и церковная жизнь, когда она была запрещена, сильно различаются?

— Я служил в основном в провинции, и даже не Подмосковье, а в Тверской области. И есть различие в жизни вообще, не только церковной.

Тогда в храм приходили в основном старушки, и это ставило для церковной жизни некоторые рамки. Были какие-то особенности в том, как они между собой общались. В том, что касается литургического и вообще всякого мировоззренческого, богословского знания, их совершенно ничего не интересовало.

Когда я служил в Торжке, помню, сказал одному старенькому батюшке: «Давайте, может быть, сделаем, как везде принято, чтобы крестные ходы на пасхальные дни совершались не вечером, а утром». А там было принято вечером. Он говорит: «Ты что, съедят!»

— Потому что что-то новое?

— Да, потому что не так, как у них было принято. Я тогда подумал, что, скажи этим же бабушкам, что Синод или Собор решили, что теперь в «Символе веры» поется, например, так: «И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца и Сына исходящаго», то есть как у католиков — проглотили бы мгновенно. И даже больше, если в том же «Символе веры» вдруг стали бы говорить не «ομοούσιος» («омоусиос») — «единосущный», а «ομοιούσιος» («омиусиос») — «подобносущный», им так же было бы все равно.

— Они просто не стали бы разбираться.

— В том-то и дело. А Вы говорите — отличия. В том и отличия очень существенные, что для нынешних людей, и не только по молодости, но и по какому-то уже другому менталитету, все-таки небезынтересно христианское знание, литургическое переживание.

Правда, не уверен, что сегодня такая же разница есть в деревенском храме в Тверской области, потому что люди, которые ходят в храм, там остались в основном такие же — и по возрасту, и по склонности к разного рода магизму. Такие люди всегда будут. Но постепенно они будут все меньше определять жизнь церковного мира. Кажется, этот этап все же проходит, хотя совсем это, конечно, не изжить.

— А для Вас Ваш приход — это кто?

— Родные люди, очень близкие по духу, типу отношения к жизни, общему строю сознания. Очень близкие люди, с которыми, слава Богу, мы оказались вместе.



 

Возможно, будет полезно почитать: