Роспотребнадзор какие права он защищает. Что делать, если к вам пришли с проверкой из роспотребнадзора

Роспотребнадзор РФ - государственный орган, который контролирует соблюдение санитарных правил и нормативов на территории России и защищает права каждого человека, который покупает или собирается приобрести товары, работы, услуги в нашей стране. Сейчас Роспотребнадзор РФ называется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Любой гражданин РФ, иного государства, лицо без гражданства имеет право обратиться в эту службу с заявлением о проведении проверки продавца и/или производителя благ, если считает, что ему продали некачественный товар, предоставили несоответствующие услуги или выполнили работы с нарушениями утвержденных стандартов и правил. Функцией Роспотребнадзора является проверка не только российских поставщиков и производителей отечественных товаров, но и зарубежных производителей. Потому как все товары должны соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории России. В противном случае они не попадут в нашу страну.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется многими нормативными актами, законами, которые имеют прямое или косвенное отношение к защите прав потребителей, нормам качества товаров и услуг, обеспечения благополучия жителей государства, защите граждан от инфекционных заболеваний.

Структура Роспотребнадзора представляет собой совокупность учреждений, территориальных управлений, санитарно-эпидемиологических станций, организаций дезинфекционного профиля, исследовательских институтов, расположенных в разных субъектах РФ. Главой службы является главный санитарный врач. Санитарные пункты расположены на железных, автомобильных дорогах, в аэропортах, на вокзалах и других пропускных пунктах на территории России. В организациях и учреждениях трудятся врачи-инфекционисты, ветеринары, дерматологи, ученые-вирусологи, эпидемиологи, эксперты, санитары и другие сотрудники.

Это орган исполнительной власти, соответственно, он уполномочен следить за тем, как соблюдаются утвержденные законы в России.

Обязанности Роспотребнадзора

Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.

Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций - раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.

При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.

Но существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки - застать нарушителей врасплох и не дать им "замести следы".

Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.

Функции Роспотребнадзора России

В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.

Основные функции:

  • защита прав граждан, приобретающих работы, товары, услуги на территории РФ;
  • контроль над соблюдением эпидемиологических и санитарных правил и нормативов со стороны производителей и продавцов благ населению;
  • проведение проверок физических и юридических лиц;
  • организация контрольных пунктов для проверки импортных товаров;
  • изучение вирусов и бактерий;
  • введение и прекращение карантина в случае надобности;
  • профилактика инфекций;
  • выявление причин и принятие всевозможных мер для устранения эпидемий;
  • разработка предложений по улучшению благосостояния и здоровья населения;
  • лицензирование некоторых видов деятельности;
  • регистрация товаров, впервые ввозимых в Россию, и товаров, которые несут возможную опасность для здоровья человека.

Все функции направлены на защиту здоровья населения России.

Права Роспотребнадзора

Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.

Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.

Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.

Роспотребнадзор - ведомство, ответственное за мониторинг деятельности самых разных организаций на предмет возможных нарушений законов в сфере защиты прав потребителя и норм, отражающих различные санитарные и гигиенические стандарты. В числе самых распространенных активностей ведомства - выездные проверки. Какими они бывают? Как организациям к ним нужно готовиться?

Полномочия Роспотребнадзора

Какова специфика деятельности рассматриваемого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор, если следовать логике вверенных данной структуре полномочий? Основной предмет ведения соответствующей федеральной службы - это мониторинг деятельности различных субъектов правоотношений на предмет соблюдения достаточно широкого спектра стандартов. Прежде всего, отражающих санитарно-эпидемиологические нормы. Другое важное направление деятельности ведомства - обеспечение защиты прав потребителей. Можно также отметить, что эта и предыдущая сферы во многом связаны.

Есть в достаточной мере специфичные области работы ведомства. Так, например, многие задаются вопросом - что проверяет Роспотребнадзор на границе России? Он занимается работой, связанной с осуществлением санитарных и карантинных процедур, проверяя, соответствуют ли ввозимые в страну товары - главным образом, продукты питания - критериям, установленным в российском законодательстве. Важное направление деятельности Роспотребнадзора - выдача различных лицензий, проведение регистрационных процедур, информационная работа, участие в законотворчестве на уровне взаимодействия с другими ведомствами.

Часто практическая деятельность Роспотребнадзора связана с осуществлением выездных проверок организаций, функционирование которых так или иначе предполагает соответствие прописанным в законах стандартам и нормам санитарного и эпидемиологического характера. Таким образом, значительная часть российских предприятий - особенно тех, которые ведут бизнес в сфере общепита, фармацевтики и иных отраслей, где действуют строгие нормы санитарного законодательства, имеет непосредственный опыт общения с инспекторами Роспотребнадзора. Что проверяет Роспотребнадзор чаще всего? Каковы правовые последствия работы инспекторов ведомства на территории предприятий?

Особенности проверок Роспотребнадзора

Проверки, проводимые ведомством, могут быть плановыми - по графику, а также теми, что инициируются вне заранее определенной очередности. Рассмотрим специфику обоих типов мероприятий и изучим то, что проверяет Роспотребнадзор в рамках каждого из них. Как мы уже определили выше, одна из ключевых задач ведомства - защита прав российских потребителей.

То есть Роспотребнадзор не может допустить, чтобы, к примеру, клиента ресторана угостили просроченным или не соответствующим гигиеническим нормам, а то и вовсе запрещенным к продаже внутри РФ продуктом. Иными словами, предмет проверок так или иначе будет общим - это выявление возможных нарушений со стороны бизнесов норм оборота пищевых продуктов и иных стандартов, отражающих безопасность здоровья потребителя. На что будет обращать внимание, если идет предусмотренная графиком или же внеплановая проверка, Роспотребнадзор? Что проверяют инспекторы в зависимости от конкретного типа мероприятия?

Особенности плановых проверок

Специфика плановых проверок Роспотребнадзора в том, что они проводятся с периодичностью не чаще раза в три года. Исключение - осуществление рассматриваемого типа мероприятий на территории бизнесов, занятых в сфере медицины, там плановые проверки идут раз в два года. График нанесения инспекторами Роспотребнадзора визитов в организации должен быть определен заранее. Соответствующая информация подлежит заблаговременному размещению на веб-сайтах Прокуратуры субъекта федерации.

При этом Роспотребнадзор должен предупредить бизнес о том, что инспекторы придут, за три дня до предполагаемого их визита. Природа этой правовой нормы, как отмечают юристы, в том, что ведомство не вправе проводить проверку, если руководитель фирмы отсутствует на рабочем месте. Он, таким образом, должен быть предупрежден о предстоящем мероприятии заранее, чтобы иметь возможность приехать.

Особенности внеплановых проверок

Внеплановые проверки, в свою очередь, чаще всего проводятся Роспотребнадзором по факту получения жалоб от граждан или запросов от муниципальных либо государственных органов власти. Возможен вариант, при котором соответствующего типа мероприятие будет проведено, если ведомство пожелает проверить, устранила ли организация нарушения, выявленные при предыдущем визите инспекторов. Далее мы рассмотрим перечень возможных причин для инициировании проверок вне графика. Отметим: то, как часто проверяет Роспотребнадзор бизнесы во внеплановом порядке, законом однозначно не определено.

Что может быть поводом для проверки

Итак, что может быть поводом для инициирования ведомством проверки вне установленного графика? Перечень обстоятельств, возникновение которых может предопределить внеплановый визит Роспотребнадзора, содержится в 10-й статье ФЗ «О защите прав юридических лиц». Он включает следующие пункты:

  • истечение срока предписаний, выданных Роспотребнадзором ранее при проверке данного предприятия;
  • возникновение опасности для здоровья людей, животных, растений, экологии, безопасности государства;
  • угроза возникновения ЧС;
  • причинение вреда людям, животным, растениям, экологии, безопасности государства;
  • жалобы граждан на предприятие.

Многие эксперты полагают, что этот перечень следует считать исчерпывающим, то есть, если иных поводов проверять бизнес нет, то Роспотребнадзор не будет инициировать выезд инспекторов. Также ведомство не будет осуществлять внеплановую проверку бизнеса, если гражданин сообщил о нарушении его прав в анонимном порядке.

Что касается проверок по пунктам, отражающим опасность для здоровья людей, животных, растений, экологии, государства, а также угроз возникновения ЧС, то соответствующие активности Роспотребнадзора могут быть инициированы в срочном порядке - в течение 24 часов. При этом ведомство должно согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой. Исключение - мероприятия, связанные с исследованиями причин инфекционных заболеваний, которые приобрели массовый характер.

Стандартный срок уведомления предприятий о визите инспекторов в рамках внеплановой проверки - 3 дня до соответствующего мероприятия. Ведомство должно направить в организацию заказное письмо с уведомлением, подтверждающим вручение.

Важнейший нюанс: в январе 2015 года Роспотребнадзор в законодательном порядке получил возможность направлять инспекторов для проведения проверок в некоторые виды организаций без предупреждения. К таковым относятся рестораны, сетевые ритейлеры, а также компании, производящие продукты питания. Основание - изменения в положениях законов, касающихся деятельности государственных органов, которая связана с противодействием незаконному обороту лекарств и биодобавок.

По мнению некоторых экспертов, подобная инициатива властей связана с практикой работы соответствующих структур в предыдущие годы, в ходе которой выясилось, что Роспотребнадзору не всегда удается обнаружить нарушения при условии заблаговременного предупреждения организаций о визите инспекторов. Владельцы торговых точек с контрафактным оборотом, таким образом, успевали устранить видимые признаки нарушений в осуществлении деятельности.

Документы для проверки

Роспотребнадзор, исследуя деятельность предприятия на предмет соответствия нормам санитарного и гигиенического законодательства, значительное внимание уделяет проверке документов. Этот нюанс, как отмечают многие эксперты, не менее важен, чем, собственно, выявление фактических, значимых нарушений, например, в обращении с продуктами питания в ресторанах.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор? Предприятие должно предоставить их ведомству в рамках следующего перечня:

  • корректным образом составленная вывеска организации;
  • уголок потребителя, оформленный в соответствии с критериями, предусмотренными законодательством;
  • данные о поставщиках и контрагентах (как правило, это различные сертификаты);
  • документы, отражающие процедуры выставления отпускных цен на товары и сервисы;
  • договор найма помещения или документы, подтверждающие право собственности на соответствующую площадь;
  • контракты на дезинфекцию, утилизацию отходов, дезинсекцию, а также дератизацию;
  • медкнижки на сотрудников, если они требуются по закону;
  • необходимые для ведения бизнеса заключения санитарно-эпидемиологической службы;
  • необходимые лицензии;
  • журнал, в котором фиксируются санитарные проверки;
  • программа производственного контроля, которая утверждается директором фирмы;
  • учредительные документы, свидетельство с ИНН, Устав - если требуется;

При этом данный перечень может быть разным в зависимости от субъекта федерации. Эксперты рекомендуют предпринимателям своевременно уточнять список необходимых документов в территориальном отделении ведомства.

Итак, изучив аспект, связанный с документами, рассмотрим, что проверяет Роспотребнадзор - в общепите например. Деятельность владельцев ресторанов и кафе достаточно часто привлекает к себе внимание ведомства. Работа инспекторов по содержанию может быть, конечно, самой разной. Однако, что бы они не делали, их активности можно разделить на три основные группы.

Во-первых, это проведение визуального осмотра помещения, принадлежащего предприятию, а также прилегающих к нему территорий. Что проверяет Роспотребнадзор в кафе и ресторане в рамках данной процедуры? В основном работа инспекторов связана с измерениями, отражающими величину площади помещений, габаритов окон и дверных проемов.

Во-вторых, это исследование различных участков бизнеса на предмет соответствия санитарным нормам. Собственно, для многих предприятий это самая проблемная процедура. Дело в том, что идеального качества продуктов на практике добиться достаточно сложно, как отмечают эксперты и многие предприниматели. К примеру, в перечне ингредиентов на приготовление какого-либо блюда достаточно регулярно обнаруживаются продукты, по каким-то параметрам не соответствующие критериям ведомства.

При этом законность соответствующих наблюдений оспорить довольно тяжело. Однако многим бизнесам удается избегать подобных ситуаций. Поэтому нельзя сказать, что обнаружение Роспотребнадзором каких-то недостатков в ингредиентах - общераспространенное правило. В свою очередь, то, что проверяет Роспотребнадзор в аптеке, например, будет исследоваться на предмет соответствия иным, возможно, более строгим, чем в случае с общепитом, стандартам.

В-третьих, это измерение условий оказания услуг или продажи товаров. Как правило, это связано с замерами уровня освещенности, внешней чистоты помещений и соответствия интерьера иным условиям комфорта, которые предусмотрены регулирующими правовыми нормами.

Имеет ли план значение

Отличается ли то, что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке, от предмета проведения соответствующего мероприятия вне установленного графика? В отличие, например, от проверок, инициируемых Федеральной Налоговой Службой, которые могут сильно различаться в зависимости от конкретного типа, содержание визита инспекторов Роспотребнадзора, как отмечают юристы, практически не коррелирует с тем, плановая ли проверка, или та, что идет вне соответствия графику. Таким образом, к общению со специалистами ведомства предпринимателям предстоит готовиться во всех случаях достаточно серьезно.

Так в рамках вышеописанной двухступенчатой схемы работает, если проводится проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют, мы выяснили: сначала это документы, которые предприятие должно предоставить ведомству в достаточно широком спектре, а также ключевые участки бизнеса на предмет соответствия санитарным нормам. И те, и другие активности Роспотребнадзора характерны как для плановых проверок, так и для тех, что идут по графику. По итогам проведения мероприятия Роспотребнадзор составляет особый акт, а также, если требуется - специальные протоколы. Что это за документы?

Акт и протоколы проверки

Содержание акта во многом определяется тем, что проверяет Роспотребнадзор на предприятии. Данный документ должен составляться в двух экземплярах. Один передается директору фирмы под расписку, что он ознакомился с итогами проверки. Второй относится в учреждение Роспотребнадзора. То, что одна копия акта передана директору, а другая - взята в ведомство, отражается в журнале, где фиксируются сведения о проверках.

Акт - это не единственный документ, отражающий результат работы, которую провел Роспотребнадзор. Что проверяет ведомство, мы перечислили - чистоту помещений, качество продуктов, освещенность.

Однако каждый этап исследования должен быть зафиксирован в специальных документах. Согласно регламенту, по которому работает ведомство, таковыми выступают протоколы.

Они отражают факты, касающиеся отбора образцов веществ на анализ, различные экспертные пометки, а также объяснения сотрудников проверяемой фирмы, которые ответственны за конкретный участок производственного процесса.

Нарушения нужно устранять

Какие обязательства могут возникнуть у предприятий после того, как на их территории прошла предусмотренная графиком или плановая проверка Роспотребнадзора? Что проверяют, мы рассмотрели. Какие документы составляют по факту исследования бизнеса - выяснили. Однако еще не рассмотрели возможные последствия проведения проверок.

Если инспекторы Роспотребнадзора обнаруживают какие-либо нарушения, то какие санкции они могут применить? Вариантов здесь несколько. Во-первых, это может быть оформление предписаний, согласно которым предприятие должно устранить обнаруженные ведомством нарушения. Во-вторых, это могут быть предусмотренные законом штрафы. В-третьих, Роспотребнадзор имеет ряд законных оснований вынести постановление о том, что предпринимательская деятельность компании должна быть прекращена, пока обнаруженные нарушения не будут устранены. Срок, пока бизнес не будет функционировать - до 90 дней.

Что касается штрафов, то их величина обычно варьируется в пределах от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Однако в некоторых случаях ведомство вправе выписывать более серьезные штрафы - в сотни тысяч рублей. Возможен вариант, при котором предприятие должно будет написать в Роспотребнадзор объяснительный документ, отражающий, к примеру, факт жалобы потребителя относительно качества того или иного товара или услуги.

Когда объект проверки - не бизнес

Мы рассмотрели один из ключевых профилей деятельности, характерных для таких ведомств, как Роспотребнадзор. Что проверяет эта госструктура, мы определили. Также мы рассмотрели аспект, касающийся взамодействия ведомства с коммерческими предприятиями. Но вместе с тем инспекторы данного органа также могут наносить визит в организации, не имеющие отношения к бизнесу. Что проверяет Роспотребнадзор в школе, детском саду, лечебно-профилактическом учреждении?

Подобные организации, как правило, работают за счет государственного или муниципального бюджета. Как правило, в финансовых планах заложены расходы на приведение деятельности рассматриваемых учреждений в соответствие требуемым санитарным и эпидемиологическим стандартам, которые нужны таким организациям для полноценного решения возложенных на них социальных задач. Проверки Роспотребнадзора, как полагают некоторые эксперты, могут быть в значительной мере связаны с исследованием эффективности расходования бюджетного финансирования учреждениями. Однако в достаточной мере строго Роспотребнадзор проверяет государственные и муниципальные организации также и по профилю соответствия их деятельности установленным в различных правовых актах санитарным нормам и стандартам.

Что проверяет Роспотребнадзор в школе? Прежде всего, это условия, в которых проходит учебный процесс. К таковым относится, конечно же, уровень освещенности в классах, гигиена в различных помещенях. Что проверяет Роспотребнадзор в ЛПУ? Поскольку лечебно-профилактические учреждения - это, как правило, медицинские организации, то спектр исследуемых участков деятельности в них весьма широкий.

Ведомство может проверять ЛПУ на предмет чистоты помещений, условий для проведения лечебных и профилактических процедур, своевременного прохождения медосмотра специалистов. Что проверяет Роспотребнадзор в ДОУ? В целом, в детских садах объектами проверки, так же как и в школе, как правило, выступают условия, в которых находятся дети, пока воспитатели занимаются с ними. Особенно пристальное внимание, как отмечают эксперты, ведомство может уделять проверкам кухонных помещений, где для детей готовится пища.

Какие документы должно иметь ведомство

Мы рассмотрели аспекты, отражающие то, что проверяет Роспотребнадзор в магазинах, кафе, сервисах - так или иначе, в коммерческих учреждениях, а также в государственных и муниципальных структурах. Рассмотрим некоторые аспекты, отражающие необходимость, в свою очередь, соблюдения инспекторами ведомства некоторых формальных процедур в ходе проверок.

Выше мы отметили, что Роспотребнадзор будет требовать от проверяемых организаций предоставления большого количества документов. Вместе с тем, схожее обязательство есть также и у ведомства. Инспекторы, заявляясь на предприятие, также должны взять с собой определенные документы. Какие именно?

Прежде всего, это копия распоряжения руководителя территориального подразделения ведомства. На основании именно этого документа инспекторы проводят проверку. Соответствующая копия должна быть заверена печатью Роспотребнадзора и вручена директору проверяемой организации. Также сотрудники ведомства, явившись на территорию предприятия, должны показать свои служебные удостоверения.

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.

Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.

При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.

Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.

Виды проверок

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.

Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.

Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.

Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.

План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.

Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:

— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.

В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:

— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.

Документарная

При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;

— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.

Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Проверяющие могут потребовать следующие документы:

— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;

— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;

— приказы о назначении ответственных должностных лиц;

— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.

Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.

Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:

— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;

— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;

— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.




 

Возможно, будет полезно почитать: