В каких православных странах рождество 25 декабря.

Ежегодно католическое Рождество приходится на 25 декабря. Традиции и обычаи этого праздника тщательно соблюдаются католиками и протестантами.

Уже 25 декабря католическая церковь и верующие отметят Рождество . Этот великий праздник посвящен важным событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад. Все помнят историю о Деве Марии, которую Господь Бог выбрал Матерью своего Сына. Чудесное рождение Божественного Младенца стало не просто важной, а центральной датой в религиозном мире.

Почему католики празднуют Рождество 25 декабря

Если раньше христианская церковь была единой, то с 1054 года она разделилась на православную, католическую и протестантскую. С давних времен католики и протестанты стали вести отсчет дней по Григорианскому календарю. Православная церковь продолжала чтить традиции и пользовалась Юлианским календарем, поэтому по сей день в России отмечают Рождество именно 7 января.

Сейчас сложно сказать, какая из двух систем исчисления наиболее точная. Православная церковь не высказывается по этому поводу. Католики также не дают ответа на этот вопрос, а просто продолжают отмечать Рождество, как и принято в католической церкви, 25 декабря.

Традиции католического Рождества

Адвента — важный период подготовки к Рождеству. За 4 недели до наступления праздника католики соблюдают пост , совершают добрые дела и каждый день посещают церковь. Если дети в это время слушаются старших и помогают им, то они получают бумажные сердца или солому, которую впоследствии вешают на елку.

Сейчас сложно представить дом католика без рождественского вертепа, который изображает момент рождения Иисуса Христа. Раньше подобные фигурки можно было увидеть только в церкви, но сейчас люди делают их из дерева или воска и устанавливают в своих домах. Вертепы обязательно украшают нарядами, зеленью и придают им цвет, чтобы они выглядели более натурально и празднично.

Католики начинают отмечать Рождество с вечера 24 декабря. Сначала они идут в церковь, присутствуют на богослужениях и произносят молитвы. По возвращении домой семьи начинают украшать рождественскую ель, устанавливают вертеп и готовят праздничный ужин . Праздник принято отмечать в кругу семьи, поэтому чаще всего в ночь с 24 на 25 декабря улицы пустуют.

В Сочельник, то есть 24 декабря, запрещено есть до первой звезды, которую верующие называют Вифлеемской. После этого на стол подают пресный хлеб, рыбу, кисели и домашнюю выпечку. Трапеза обязательно сопровождается многочисленными поздравлениями и пожеланиями.

Одно место за столом католики обязательно оставляют свободным. Таким образом они показывают, что готовы принять и накормить любого незваного гостя. Существует мнение, что это место считается напоминаем об умерших родственниках.

После окончания рождественской мессы люди начинают обмениваться подарками и приступают к празднованию. Обычно это начинается после полуночи 25 декабря и длится до 1 января. В этот период на улицах можно посетить рождественские ярмарки, а также стать свидетелем представлений и сценок, постановленных по мотивам библейских сказаний.

Самое распространенное блюдо на рождественском столе — это индейка, и ее готовят почти все католики мира. Однако в некоторых странах это считается плохой приметой, так как счастье может улететь в окно. Поэтому вместо птицы готовят рыбу, свинину или любое другое мясо.

В рождественскую ночь на столе должно быть много блюд, но объедаться крайне не рекомендуется. После ужина семья может заняться раскрытием подарков, песнопениями или прогулками по ночному городу, украшенному в рождественском стиле.

Уже 25 декабря католики и протестанты отпразднуют Рождество Христово. В России изначально активно готовятся к Новому году. Несмотря на то, что этот праздник не имеет религиозного значения, с ним также связаны традиции и важные запреты . Команда сайта сайт желает вам счастья и успехов в 2018 году, и не забывайте нажимать на кнопки и

24.12.2017 05:43

Православный праздник Крещения имеет множество традиций. Одна из них - купание в проруби - является...

25 декабря 2018, как и каждый год, католики – жители Южной и Северной Америки, Западной Европы, Австралии, стран Азии и Африки – отмечают Рождество Христово. В православных странах 25 декабря называют католическим Рождеством. Этот день является важнейшим христианским и государственным праздником в более чем 140 странах мира.

Праздник Рождества отмечают в память о рождении невинной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это событие предоставляет возможность спасения душ и вечной жизни для верующих.

Почему празднуют 25 декабря

Первые сведения о праздновании Рождества можно отнести к IV веку. Вопрос об истинной дате рождения Иисуса и в настоящее время продолжает быть спорным и не решенным однозначно среди церковных авторов.

Вероятно, выбор даты 25 декабря имеет отношение к солярному языческому празднику «Рождения Солнца Непобедимого», приходившемуся на этот день. Вполне возможно, что после принятия в Риме христианства он обрел новое содержание.

Рождество Христово предполагает пять дней предпразднества. В канун праздника соблюдают строгий пост, который получил название сочельник, так как в этот день в пищу употребляют сочиво – сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна.

В канун праздника соблюдают строгий пост

В XIII столетии возник обычай выставлять в храмах ясли, в которых размещают фигурку Младенца Иисуса. Спустя время ясли стали устанавливать не только в святынях, но и в домах перед Рождеством. Церковные и языческие обычаи – ритуалы крайне органично переплелись между собой, дополнив друг друга. К примеру, зажигание в домашнем очаге обрядового огня («рождественское полено»), обычай преломлять «рождественский хлеб», колядование.

Один из самых популярных элементов Рождества – нарядная ель. Эта традиция происходит от германских племен, у которых ель символизировала плодородие и жизнь.

С приходом христианства народы Центральной и Северной Европы начали украшать дерево, устанавливая его в своих домах 24 декабря. С тех пор хвойная красавица обрела новую символику, превратившись в древо райского изобилия.

Католическое Рождество

Католическое Рождество «опережает» православное на тринадцать дней. Так получилось из-за разницы в календарях: папа римский Григорий XIII в 1582-м году ввел новый, «григорианский» календарь, который получил определение «новый стиль».

Юлианский календарь стали считать старым стилем. В то время, когда в Европе перешли на григорианский календарь, в России продолжали применять юлианский. В Советском Союзе в 1918-м году властью был введен григорианский календарь, однако это решение не было одобрено церковью. По инициативе Константинопольского Патриарха в 1923-м году состоялось совещание Православных Церквей, где было утверждено решение о преобразовании Юлианского календаря в «Новоюлианский» календарь.

В силу исторических обстоятельств Русская Православная Церковь так и не приняла участия в совещании. Однако Патриарху Тихону удалось издать указ о переходе на «Новоюлианский» календарь, что было воспринято церковным народом довольно негативно. Спустя месяц постановление было отменено.

Таким образом, протестанты и католики, живущие по Григорианскому календарю, отмечают Рождество Христово 25 декабря. А 7 января Рождество Христово празднуют Грузинская, Иерусалимская, Украинская, Сербская и Русская Православная Церкви, живущие по Юлианскому календарю.

Остальные одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество 25 декабря, так как они используют не католический Григорианский календарь, а так называемый «Новоюлианский», который совпадает с Григорианским.

Рождественские обычаи и традиции

В основе рождественской традиции дарить друг другу подарки лежит Евангельское повествование о трех волхвах, которые при поклонении Младенцу Иисусу преподнесли ему дары – смирну, ладан и золото. В этот день семьи собираются за рождественским обедом, а праздничный стол украшен традиционными блюдами, которые разнятся в зависимости от страны.

В Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг c ромом

Так, в Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг, облитый ромом и индейка под соусом из крыжовника. В США рождественский стол украшен индейкой, которая подается исключительно под клюквенным соусом. В Ирландии на Рождество подают окорок или индейку, в Германии – жареного гуся, в Греции – индейку в вине.

На праздничных столах Венгрии, Австрии, балканских стран никогда не бывает рождественской индюшки, курицы или утки. Там принято считать, что в этот вечер любая птица может унести на своих крыльях семейное счастье. В Люксембурге во время рождественского обеда употребляют яблоки, кровяную колбасу и игристое вино. В Бельгии потребляет традиционный торт, колбасу с трюфелями и вино. Португальцы на Рождество питаются баккалао – блюдом из сушеной трески.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Антон Скрипунов. Украшенная елка, румяная индейка и нарядные коробки с подарками — эта голливудская атрибутика ассоциируется с Рождеством даже у россиян, которые отмечают его вовсе не 25 декабря. В то же время в массовом сознании этот праздник уже давно раздвоился на католическое и православное Рождество. Так ли это на самом деле и будут ли христиане всего мира когда-нибудь отмечать его в один день — в материале РИА Новости.

Двойное Рождество

По своей архитектуре и атмосфере исторический центр Львова — типичный западноевропейский город: те же узкие улочки, прямоугольные башни с часами и плотно прижатые друг к другу дома. А в декабре этот центр Римско-католической церкви на Украине неторопливо обрастает рождественскими огнями.

Треть населения Львова — грекокатолики (униаты). Каково же было удивление прихожан одного из униатских храмов, когда 24 декабря я спросил: "А во сколько у вас завтра начнется рождественская служба?" Оказалось, грекокатолики отмечают Рождество в один день с православными — 7 января.

Наверное, именно поэтому далеко не все на Украине поняли смысл принятого в ноябре закона, по которому Рождество 25 декабря стало выходным днем. Согласно официальным данным, католицизм и протестантизм исповедует лишь чуть более 10% населения — явно не "значительное большинство страны", вопреки заявлениям депутатов Рады.

Случай поистине уникальный — один и тот же праздник на одинаковом уровне отмечается два раза. У властей Украины этому есть простое объяснение: нужно отмечать Рождество "вместе с большинством цивилизованных стран".

"Согласно всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января. Так было до избрания этих народных депутатов, так будет и после них", — заявил в интервью изданию "Вести" глава информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Ирпенский Климент.

"Один из компромиссов"

Между тем 25 декабря рождественские богослужения проходят в храмах 10 из 15 поместных православных церквей мира. Впрочем, такой порядок вещей установился, по меркам церковной истории, сравнительно недавно и имел вовсе не религиозные причины.

"Это произошло в XX столетии. Инициатором перехода на новый западный стиль был патриарх Константинопольский Мелетий II (Метаксакис), который, находясь в тяжелой общественно-политической ситуации нового турецкого государства, искал помощи и поддержки христиан Запада. Одним из компромиссов и взаимных жестов стал и этот переход на западный календарь. За ним последовали так или иначе ориентированные на Константинопольский патриархат другие поместные церкви", — рассказывает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

А чтобы как-то погасить недовольство простых верующих, было решено составить новоюлианский календарь. Дело в том, что православные не хотели перенимать католическое летоисчисление, разработанное в XVI веке папой римским Григорием XIII с целью скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Возмущение греческой паствы "западными нововведениями" привело даже к тому, что одно из них — обычай ставить рождественскую ель — приживалось в Греции необычайно долго, по сравнению с другими православными странами.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет. Разница между двумя последними в один день накопится аж к 2800 году.

Сейчас по старому юлианскому календарю, помимо Русской, живут Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты. Но с точки зрения канонов все православные церкви вне зависимости от даты отмечают один и тот же праздник Рождества Христова. Да и народные традиции во многом идентичны — те же колядки являются неотъемлемой частью Рождества в России, Румынии и Греции.

Надо ли передвигать дату

Призывы перенести Рождество на 25 декабря неоднократно раздавались и в России. Еще в 1923 году патриарх Тихон под давлением советской власти издал указ о переходе на новоюлианский календарь. Но верующие эту идею не поддержали, и менее чем через месяц постановление отменили.

Однако с начала 1990-х предложения перенести Рождество на две недели вперед звучат постоянно. Мол, за годы безбожной власти Новый год полностью затмил следующее за ним Рождество, да и верующим будет проще соблюдать последние — самые строгие — дни Рождественского поста.

"Как мне кажется, есть некоторый смысл в том, что у нас на Новый год пост. Превратившееся в безудержное пьянство и разные другие вредные действа отмечание новогодних праздников у православных христиан все же сдерживается фактором Рождественского поста. Каких-то других особенных резонов перехода на новый календарь нет. А перенести один праздник, оставив все остальные по-старому, невозможно с точки зрения богослужебного устава", — объясняет протоиерей Максим Козлов.

Поэтому необходимости в переносе Рождества на 25 декабря в Русской церкви, заверил он, не видят. А двухнедельная разница между датами, хоть и "несколько прискорбная с точки зрения отсутствия единства между поместными православными Церквами мира", не является на самом деле серьезной проблемой.

Христианские конфессии, живущие по григорианскому и так называемому новоюлианскому календарю, отмечают Рождество Христово. Это происходит на две недели раньше, чем у православных христиан. Рождество в западной религиозной традиции считается главным праздником, с которым связано радостное ожидание чуда.

Католики и лютеране отмечают Рождество 25 декабря. Праздновать начинают накануне вечером — в Сочельник, а подготовка к торжеству начинается за несколько недель до этого и носит название Адвент.

Непременным атрибутом этого периода является венок Адвента - венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье Адвента зажигается одна свеча, во второе - две и так далее. В последнее воскресенье - Сочельник, и над венком зажигаются все четыре свечи, которые возвещают скорое наступление Рождества Христова.

Накануне, 24 декабря, в омской лютеранской кирхе прошли праздничные богослужения на русском и немецком языках.

В департаменте общественных отношений и социальной политики мэрии Омска отметили, по результатам переписи населения 2010 года католики и лютеране составляют около 1% от общего числа жителей нашего города. В Омске действуют две общины римско-католической, одна община греко-католической церкви, а также три религиозные организации лютеран.

Кто отмечает Рождество 24-25 декабря

Праздник Рождество Христово, отмечаемый 24-25 декабря, иногда называют католическим Рождеством. На самом деле в это время Рождество отмечают не только католики, но и большинство протестантов, а также многие православные церкви.

Когда отмечают Рождество в России, Беларуси и на Украине

Русская православная церковь отмечает праздники по юлианскому календарю, поэтому в России Рождество встретят в ночь с 6 на 7 января. Этот праздник является в России выходным днем.

На Украине и в Белоруссии также большинство православных отмечает Рождество вместе с россиянами - 6-7 января. Но на Украине ради католиков и представителей других конфессий, которые живут по григорианскому календарю (а таких среди украинцев немало, хотя и не большинство), 25 декабря также объявлено выходным днем. Впрочем, это, наверно, к лучшему, поскольку лишний праздничный день - это всегда хорошо, тем более, когда речь идет о Рождестве.

Католические рождественские традиции

Вертепы

Со средневековья в Западной Европе появился обычай устраивать на Рождество рождественские вертепы - делать игрушечные ясли с куклами в виде девы Марии, младенца Иисуса, святого Иосифа, пастухов, волхвов и т.д.

Колядки

На Рождество европейцы, особенно дети любят колядовать - наряжаться в карнавальные костюмы и маски и ходить по улицам и домам, распевая рождественские гимны. Певцам принято давать сладости или деньги. Рождественская ель Главный рождественский обычай, который еще в петровские времена попал в Россию черед приезжих немцев - ставить в домах и на площадях наряженную ель, которая символизирует райское дерево.

Санта Клаус

Санта Клаус (он же святой Николай) - это рождественский дед, который приносит детям подарки на Рождество. В западной традиции считается, что, подобно святому Николаю, Санта заходит в дома по ночам через дымоход, оставляя подарки под елкой или в специальном носке, подвешенном у камина.

На прошлое Рождество в моей ФБ ленте самой популярной "рождественской открыткой" была такая. Трое Волхвов бодро шагают через пустыню за звездой. Один из них - допустим, это Бальтазар - говорит: зачем, мол, башмаки стаптывать - две недели назад уже ходили. А второй - например, Гаспар - отвечает: ну ладно, сходим еще раз - для православных. Картинка облетела Интернет не без причины: к концу прошлого года остро обсуждался вопрос "единого календаря". И, как первый шаг навстречу Волхвам, вынужденным делать свою работу по два раза, вскоре Верховная Рада приняла решение "признать" за западными христианами те же права на Рождество, какие есть у восточных христиан, сделав 25 декабря выходным днем.

Решение ВР вызвало неоднозначную реакцию у публики - как равнодушной к вопросам исповедания, так и религиозной. Первая категория оказалась недовольна увеличением числа религиозных праздников в "светском государстве", но в большей степени - тем, что произошло это за счет сокращения майских праздников. Маевка и/или посадка картошки для большинства украинцев актуальнее, чем "католическое" Рождество. Интереснее позиция второй категории противников "лишнего выходного", утверждающих, что "католическое Рождество" - традиция чужая и чуждая, и нам не следовало бы с ней считаться вообще.

Что ж, календарь - вещь одновременно прикладная и политическая, и тут просто не могло обойтись без конфликтов. Никогда не обходилось. Вопрос календаря в православной части мира порождал массу недовольств и даже настоящих расколов. Причем особенно болезненно все это воспринималось не светским миром, для которого переход на новый стиль оказывался "делом техники". Все недоразумения в календарном вопросе так или иначе связаны с церковью, которая занимает по этому вопросу весьма жесткую позицию.

Спросите, например, у первого встречного украинца, какого числа празднуется Рождество. Готова спорить на что угодно, он ответит - 7 января. И это будет верно - но только со светской колокольни. С церковной же точки зрения это ерунда - православные, как и католики, празднуют Рождество 25 декабря. Только "по старому стилю". 7 января - это 25 декабря.

Вам понятно? Ах, так... Ну, держитесь.

Через сто лет 25 декабря будет 8-го января. Рождество в ХХІІ веке сдвинется на день позже. Календари, видите ли, вообще довольно несовершенны, а юлианский немножечко более несовершенен, чем григорианский. Из-за чего и был реформирован в 16 веке папой Григорием ХІІІ

В этом, наверное, и была беда - что во главе реформы календаря оказался папа римский. Не мог не оказаться: для такого серьезного дела, как изъятие из жизни тринадцати дней (ложитесь спать 8 сентября, например, а просыпаетесь не 9-го, а сразу 21-го) нужен был колоссальный авторитет, чья связь непосредственно с Небесной Канцелярией не подвергается сомнению. Поэтому и календарь "католический", и Рождество - соответственно, а православная часть мира так принципиальна в своем отказе все это принимать.

Ни одна православная церковь не приняла григорианского календаря по сей день. Многие из них живут по новоюлианскому календарю - созданному в качестве компромисса между светским жизненным циклом православных стран и нежеланием православных церквей мириться с "католическим" календарем. Иногда приходится слышать, что эти церкви "приняли григорианский календарь", но это не так. Во всяком случае, пока. В новоюлианском календаре непереходные праздники - такие, как Рождество - совпадают с "астрономическими" и, соответственно, с григорианскими, а переходные - пасхальный цикл - рассчитываются "по старому стилю". Григорианский и новоюлианский календари должны окончательно совпасть только к 2800 году.

Нас это, впрочем, не касается - украинское православие и греко-католическая церковь живут "по старому стилю", а их прихожане попадают в календарную ловушку, ассоциируя 25 декабря именно с "католическим Рождеством". Невозможно жить одновременно по двум календарям - если вы свою ежедневную жизнь сверяете по "новостильному", то и Рождество у вас - "7 января", а не "25 декабря по старому стилю".

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа.

Для православной церкви неприятие "нового стиля" не исчерпывается нежеланием подчиняться правилам, сформулированным в католической церкви и носящим имя папы римского. То, что мир, в конце концов, принял этот календарь, для церкви оказалось вызовом, на который она ответила по-разному, но в любом случае осталась при "особом мнении". Новоюлианский календарь, хоть и выглядит компромиссом между светским календарем и желанием сохранить православную календарную самобытность, сохраняет дистанцию с григорианским в принципиальном вопросе пасхалии. Приверженцы юлианского календаря - "старого стиля" - не признают даже такого компромисса.

Характерно, что старый стиль сохраняется в нескольких православных церквях, находящихся в орбите РПЦ - Грузинской, Сербской, Польской и Иерусалимской ПЦ. РПЦ остается "оплотом" старого стиля.

Это, между прочим, было аргументом для продвижения в Украине "новостильного" Рождества: юлианский календарь привязывает нас к "русскому миру", а переход на "новый стиль" (хотя бы в виде новоюлианского календаря) сближает нас с западной культурой и ассоциирует с византийской "православной родиной". В общем, выход из отдельной астрономической реальности Святой Руси и переход на европейское время был бы выразительным символическим жестом.

Не только символическим, впрочем. Вести дела с западными партнерами стало бы проще, чем с "восточными" - это известно каждому, кто когда-либо имел дело с западными партнерами, у которых "анабиоз" зимних праздников начинается на неделю раньше, чем у нас, а когда мы сами в глубоком "анабиозе", они уже готовы работать и требуют этого от нас. Наконец, есть же над нами звезды - так пуская они решают! Григорианский календарь куда ближе к астрономической реальности, чем "старый стиль" нашего церковного календаря. Поэтому особенно смешно слушать апологетов государственного атеизма, возмущенных тем, что "католическое" Рождество сделали выходным днем. С точки зрения строгой науки, именно "католическое" Рождество и должно стать тем "одним выходным", на который они готовы согласиться в интересах верующих. А вовсе не 7 января. Но этот научный аргумент не только ничего не меняет в точке зрения церковной, а еще и усугубляет положение.

Как недавно дал понять патриарх Московский, наука для церкви - не аргумент, даже когда речь идет о научных экспертизах. Что "подлинное", а что нет - решать церкви, а не экспертизам

Если астрономические данные не совпадают с церковной традицией - тем хуже для астрономии. В общем, Галилея в православной церкви не только не стали бы таскать по церковным судам - его даже не заметили бы. Отказ переходить на "новый стиль" - это не только отказ мириться с чем-то исходящим от римского понтифика. Это также отказ признавать авторитет науки - вплоть до формирования "отдельной реальности", в которой календарь диктуют не движения небесных светил, а воля церковного руководства.

Когда я говорю о формировании "отдельной реальности" - это не то чтобы упрек. Это данность: церковь в любом случае формирует "отдельную реальность" - сакральную, в отличие от повседневной. Церковь - представительство "иного мира" на Земле и эта "неотмирность" может иметь самые разные проявления. От странных костюмов священнослужителей до полупонятного языка богослужения и - почему бы нет? - собственного календаря и летоисчисления в принципе.

Но есть некая грань между "неотмирностью" и политическим расчетом. Если православные церкви не могут договориться о едином календаре между собой - это не от того, что у них разная "неотмирность". У этого должны быть какие-то вполне земные причины. Одна из них заключается в том, что календарь оказывается крепко связан с самоидентификацией верующих. Вот хоть на нас посмотрите: подвергая ревизии свою самоидентификацию с русским православием, оспаривая свой статус "канонической территории" Моспатриархии, украинские православные остаются преданы старостильному календарю. В православном мире, разделенном на два лагеря - промосковский и прогреческий - календарная граница проведена достаточно четко, и мы со своей самоидентификацией с 7-м января остаемся в "московской" орбите.

Этот же аргумент самоидентификации важен не только в контексте отношений с Москвой. Он важен для тех, кто по каким-то причинам находится вдали от родины. Для украинцев в диаспоре, например, "свое Рождество" - это один из редутов на пути ассимиляции. Поэтому относиться к вопросу о календарной идентификации однозначно не получается.

Но политика в данном случае и не главное. Главная проблема - прикладная. Дело в том, что "все так привыкли". Это "традиция", которая одинаково используется как диаспорой, сохраняющей через нее духовную связь со "своими", так и политическими манипуляторами, формирующими геополитические химеры. Так вот, 7 января - это наша традиция (она же инерция). Все так привыкли: сначала - оливье, а уже после него - кутя. Да и церковнослужителям сверять свои богослужебные календари с новым стилем - лишняя работа.

Лейтмотивом отказа от перехода на "новый стиль" для большинства церковников оказывается именно этот: народ не поймет. Аргумент очевидно ущербный для церкви - это значит, что прихожане не доверяют в полной мере своим пастырям в вопросах, связанных с религиозной практикой.

Если верующие "в этот день в церковь не пойдут", как утверждают некоторые наши владыки, значит, что-то идет не так - верующие должны приходить, когда пастырь зовет, а не "когда привыкли".

Казалось бы, если традиция стоит на пути церковной миссии, в жертву нужно приносить традицию, а не миссию. Эта сентенция применима к вопросу о календаре в целом: если церковный календарь не совпадает с повседневным, это может быть истолковано положительно - как разрыв между сакральным и повседневным. Но в какой-то момент этот разрыв может оказаться разрывом уже не только между мирским и божественным, но между церковью и миром, в котором она призвана нести миссию.

Вопрос "своего календаря" и нежелания "сводить" его с другими - неважно, "греческим" или "католическим" - симптом застревания на стадии узкой самоидентификации. Идентификации с традицией, довольно узкой группой "своих" - нацией или империей, не слишком важно, с чем именно. Главное, что такого типа идентификация - противоположность христианскому универсализму. То, что Рождество "католическое" значит для нас по-прежнему больше, чем то, что это - Рождество. Классический случай убийства существительного прилагательным. Мы цепляемся за "свое Рождество" и "свой календарь", за "свою традицию" и узкую самоидентификацию, как за какую-то высшую ценность, превосходящую ценность христианской самоидентификации и единства во Христе.

Вопрос календаря сам по себе мало что значит - это только один из камней преткновения, одно из мест страсти, которые мы найдем для себя обязательно - не в этом, так в чем-то другом. За этим - политическим в корне - вопросом стоит значительно более сложная и глубокая драма разорванного мира и разделенного человечества. Драма, в которой земное рождение Бога-Младенца - центральный сюжет, дающий надежду. Ученые расходятся в точной датировке этого события. Говорят, это, на самом деле, было вовсе не зимой, а осенью. Или даже летом. Но "подогнать" дату Рождества под языческие праздники, связанные с зимним солнцестоянием, было очень практичным решением. Люди любят традиции. Это богов "подменить" можно, а даты празднований - поди попробуй...

Но ничего подменять нам и не надо. Выходной 25 декабря хорош уже тем, что возвращает нас именно к этим цифрам. Дата "7 января" - победа светского календаря над сакральным. Православное Рождество - как и католическое - 25 декабря. Можете делать поправку на стиль. А можете не делать.



 

Возможно, будет полезно почитать: