Действия сотрудников полиции должны быть для граждан. Действия сотрудников полиции при обращении к гражданам и проверке документов

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан поздороваться с гражданином, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения, требования и замечания излагать убедительно и понятно.

Чрезвычайно важным элементом успешного контакта сотрудника с правонарушителем является умелое начало. Следует избегать опрометчивых, неосмотрительных поступков и высказываний. Действия должны быть спокойными, тактичными, последовательными. Во многих случаях поведение сотрудника должно быть решительным и категоричным, но не провокационным или унижающим человеческое достоинство.

При проверке документов у граждан необходимо :

если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, предложить владельцу самому взять их;

с документами при проверке обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки;

иметь возможность наблюдения за проверяемым гражданином (его руками, действиями, выражением лица и т.д.);

проверяя документы, следует повернуться к гражданину стороной, на которой отсутствует оружие (кобура с пистолетом). Второй сотрудник полиции при проверке должен стоять на расстоянии 1-2 метра от проверяющего сотрудника и вести наблюдение за проверяемыми гражданами и окружающей обстановкой;

лиц, предъявивших документы с явными признаками подделки, а также лиц, неправомерно владеющих документами, необходимо доставлять в дежурную часть территориального органа внутренних дел.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный руководствуется федеральными законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. При этом необходимо обращать внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты, штампа), подтверждающих пересечение государственной границы Российской Федерации.

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному по территориальному органу внутренних дел и действует по его указанию.

При обращении граждан сотрудник полиции обязан :

поздороваться с гражданином, приложив руку к головному убору;

назвать свою должность, звание и фамилию;

внимательно выслушать и принять меры по заявлению;

по требованию граждан предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук;

при необходимости разъяснить, куда обратиться для решения вопроса.

В разговоре с гражданами, совершившими правонарушение, следует:

быть вежливым и тактичным;

обращаться на «Вы»;

проявлять спокойствие и выдержку;

не вступать в пререкания;

не терять самообладание;

не отвечать грубостью на грубость;

в своих действиях не руководствоваться неприязненными чувствами.

Следует избегать создания ситуации, порождающей подозрение в необъективности, корыстности сотрудника, например, вследствие категорического заявления о правоте одной из конфликтующих сторон.

При общении с лицами, совершившими правонарушения и возбужденно реагирующими на сделанные замечания, следует:

дать время успокоиться. Очень важно, чтобы в «потенциально взрывоопасных» ситуациях сотрудники не «давили» на нарушителей и не ставили их в безвыходное положение. Никогда, ни при каких ситуациях не следуетповышать голос, обращаясь к человеку, но четко и ясно сообщать, что от него требуется. У нарушителя не должно возникнуть сомнение в том, кто является хозяином положения. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, делать, чтобы дети этого не слышали. С подростками обращаться вежливо, как с взрослыми. Замечания детям делать с учетом их возраста;

предоставить нарушителю возможность объяснить неправомерные действия;

разъяснить неправильность его поведения;

ссылаться при этом на соответствующие законы и правовые акты;

только после выполнения вышеизложенных требований принять решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в полицию или ограничиться замечанием.

При несении патрульно-постовой службы сотрудникам полиции приходится общаться с иностранными гражданами имеющий особый статус – дипломатическую неприкосновенность (главы дипломатических или консульских представительств, члены дипломатического персонала, члены семей указанных выше лиц, если они проживают вместе или сопровождают их).

При обращении с данной категорией лиц, если они совершили правонарушения, следует:

пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина. (Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и принятия, соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка);

зафиксировать правонарушения в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность;

затем отпустить правонарушителя;

о случившемся, доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.

Действия сотрудника полиции зависят от характера правонарушения иличности нарушителя. В процессе общения с лицами, совершившими правонарушения, следует придерживаться следующих общих правил:

не состязаться с нарушителем правопорядка в остроумии и сарказме. В случае если он начинает разговор в указанной манере, не прерывать его. Сила сотрудника – в знании своего дела, в мастерстве и умении убеждать. Пусть нарушитель почувствует это по поведению;

не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя;

вести себя спокойно, но внимательно по отношению к нарушителю;

если необходимо применить строгие меры, сделать предупреждение. Если эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются, нарушение общественного порядка не прекращается или действия нарушителя переходят в физические, либо высказываются оскорбления, перед применением мер физического пресечения неоднократно предупредить правонарушителя о Ваших правах и намерениях. Пусть он знает пределы, которые Вы установили, и последствия при несоблюдении этих пределов;

никогда не угрожать нарушителю. Угроза действиями, которые Вы не сможете осуществить, равносильна утрате своей репутации, как представителя власти. Грубая прямота и угроза принуждением могут вызвать страх, либо агрессию, что иногда приводит к серьезным последствиям. У Вас есть власть, сила и умение. Нарушитель знает об этом. Поэтому подразумеваемая или предполагаемая власть более эффективна, чем угроза силой. Угроза быстрее свидетельствует о Вашей беспомощности, чем уверенности;

в случаях, не требующих быстрого физического воздействия, вначале обратиться к нарушителю в виде просьбы, разъяснения, предупреждения;

если сразу согласия не достигнуть и убеждение не действует, то требования высказать в виде прямого приказа и принуждения;

если возникают трудности (например, он отказывается Вам подчиняться), то спокойно разъяснить ответственность за невыполнение законных требований представителя власти. В дальнейшем действовать корректно и твердо, сохраняя достоинство и благоразумие. Ни в коем случае не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом. Помните, что, используя доброе слово, вежливое предупреждение, можно добиться большего, чем требуя выполнения официального протокола, жесткого приказа;

желательно не раскрывать сразу свои намерения в отношении принимаемых к правонарушителю мер. Например:

а) для доставления нарушителя в дежурную часть ОВД вначале пригласите его в автомашину следующими словами: «Гражданин, мне бы хотелось поговорить с Вами в автомашине. Пожалуйста, пройдите со мной и сядьте на заднее сиденье». Если он соглашается, это означает, что нарушитель признает Ваше умение, такт и доброе чувство;

б) если Вам не удалось добиться соглашения, оцените свои возможности и скажите: «Гражданин, я просил Вас пройти в машину. Вы не сделали этого. Если мне придется просить Вас снова, и Вы откажетесь, я буду вынужден на основании закона позаботиться о том, чтобы Вы выполнили моё требование. Прошу Вас пройти в автомашину».

Это уже более твердый, более властный тон, но Вы все еще не говорите конкретно, что Вы сделаете. Ваше дальнейшее поведение остается неизвестным для нарушителя, но именно так и должно быть.

Правонарушитель не знает точно, что может его ожидать, поэтому старается зарекомендовать себя как законопослушный гражданин. В то же время он мысленно готовится к худшему варианту для себя, что Вы, как представитель власти, предполагаете сделать.

Именно такое поведение, а не конкретная угроза, приводит к желаемому результату. Ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом;

в конце беседы кратко и доходчиво объяснить, какие следующие шаги может предпринять нарушитель, разъяснить его права. При этом не имеет значения, что об этом ему говорилось ранее;

если нарушитель выполнил все Ваши указания, выскажите ему свое одобрение. Это ничего не стоит, а выиграть Вы можете многое. Никогда не заканчивайте разговор с нарушителем вручением постановления об уплате штрафа, повестки или его росписью в протоколе. Это равнодушный, безучастный способ выполнения служебных обязанностей.

Российские правозащитники напечатали памятку, в которой подробно объясняются права граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств были вынуждены общаться с сотрудниками МВД.

Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?

Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О полиции" такое право возникает у полицейского только если:

  • есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
  • есть данные, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
  • есть основания для задержания гражданина.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ "О полиции" к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:

  1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
  3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
  5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;
  6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
  7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
  8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" полиция обязана обращать особое внимание на:

  • лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
  • проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
  • группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
  • занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

Каковы правила обращения полицейского к гражданину?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).

Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в "Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан", "в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство", нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего".

В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).

В то же время следует отметить такую непростую ситуацию, когда вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права. В подобной ситуации надо постараться объяснить сотруднику полиции, что он не прав; если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, можно простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?

Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории РФ. При этом он обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в РФ, наличие соответствующих отметок (даты - штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы РФ (п. 238).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 "Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства", утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место - орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД - исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли гражданин иметь при себе паспорт?

Нет. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ любая обязанность на гражданина может быть возложена только федеральным законом. Однако ни один федеральный закон не требует от гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно.

Но если гражданин утратил или повредил паспорт из-за небрежного хранения, либо умышленно сделал своему паспорту харакири, его ждет ответственность по ст. 19.16 КОАП - штраф в размере от 100 до 300 руб. Наступает ответственность гражданина и в случае, если по месту своего постоянного жительства или месту временного проживания (т.н. месту пребывания) он не имеет паспорта либо паспорт недействителен, либо у гражданина нет регистрации. При этом обратите внимание: граждане России и Беларуси вправе проживать на жилой площади без регистрации до 90 дней, иностранные граждане - до 7 дней.

Уточним, что же такое "место пребывания" и "место жительства". В соответствие с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" под местом пребывания понимается жилое помещение, в котором человек проживает временно (например, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница и т.д.).

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое, общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т. д, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 2 Закона РФ).

В соответствие с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же им в этом только помогает.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, надо постараться избежать развития конфликта, объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав о допущенном нарушении по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел, попросив направить на место для проведения разбирательства представителя вышестоящего руководства. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, если сотрудник принес вам свои извинения, вы вправе его простить, а, если он не раскаивается либо его действиями вам был причинен существенный вред, действия сотрудника следует обжаловать вплоть до взыскания вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием полицейского.

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, "вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации".

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?

Вправе, но только если:

  1. данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
  2. необходимо сохранить следы преступления;
  3. для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
  4. при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 1: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Правило № 5 (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Правило № 6: "деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан" (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

Спецсредства полицейский может применить в следующих случаях:

Резиновые палки Газовые средства Средства ограничения подвижности Специальные окрашивающие и маркирующие средства Электрошоковые устройства Служебные животные Средства принудительной остановки транспорта Средства сковывания движения Водометы
1) отражение нападения на гражданина или полицейского Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
2) пресечение преступления или административного правонарушения Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
3) пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
4) задержание застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
5) задержание лица, которое может оказать вооруженное сопротивление Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
6) доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных и заключенных Нет Нет Да Нет Нет Да Нет Нет Нет
7) освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий и помещений Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
8) пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да
9) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование полицейского об остановке Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Нет Нет
10) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Нет
11) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан Да Нет Нет Да Нет Да Да Нет Да

За невыполнение законных требований полицейского гражданин несет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ и может быть арестован на срок от 1 до 15 суток. В то же время при применении насилия в отношении представителя власти наступает ответственность по ст. 318 УК РФ, предусматривающая до 5 лет лишения свободы, а причинении полицейскому легкого вреда здоровью - до 10 лишения свободы.

Как вести себя, если вас задержали?

Если вы считаете, что вас задержали необоснованно, будьте спокойны и сдержаны, полностью перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего вас сотрудника, а также тех лиц, которые отказались отпустить вас при доставлении в дежурную часть отделения.

По возможности установите и запишите данные свидетелей, которые могут подтвердить необоснованность вашего задержания, потребуйте возможности связаться со своими родственниками или адвокатом.

Если есть возможность, сообщите о неправомерных действиях полицейского по телефону "02", где ваш звонок будет записан не только оператором, но и на электронный носитель.

Имейте в виду, что, если вас обвиняют в совершении административного правонарушения или уголовного преступления, дело по которому подлежит рассмотрению мировым судьей, то в качестве вашего защитника по вашей письменной доверенности, оформленной на обычном листе бумаги, может быть допущен не обязательно адвокат, а любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Запишите данные ваших сокамерников, не исключено, что вам потребуются их свидетельства. Внимательно читайте все, что вами подписывается. Если что-то в протоколе или акте написано неправильно, сделайте внизу собственноручную дописку со своими возражениями.

Если у вас есть доказательства невиновности, о которых полиция не знает или не хочет на них обращать внимание, прежде, чем поставить подпись в документе, напишите свои ходатайства ("прошу вызвать и допросить такого-то, затребовать и приобщить такой-то документ, осмотреть такое-то помещение" и т.д.).

Если же вы реально виновны, сосредоточьте внимание на смягчающих вашу вину обстоятельствах и положительных данных о вашей личности. В этом случае, отрицая свою вину, вы с большой долей вероятности ухудшите свое собственное положение.

Куда можно жаловаться на неправомерные действия сотрудников полиции?

Наименование органа Адрес Телефон
Управление собственной безопасности ГУВД г. Москвы Москва, ул. Баррикадная, д. 8 стр. 5-г 255-96-57, 254-86-50 (на Метрополитене)
Инспекция по личному составу ГУВД г. Москвы Москва, Петровка, д. 38 698-66-61, 698-66-63
Телефон доверия ГУВД г. Москвы Москва, Петровка, д. 38 709-13-12
Управление полиции на Московском Метрополитене пр. Мира, д. 41 стр. 2 622-71-94, 621-01-31
Горячая линия Правительства по правоохранительным органам 777-11-47 (с 8.00 до 17.00)
Дежурная часть ГУВД г. Москвы Петровка, д. 38 02
Прокуратура г. Москвы Москва, Новокузнецкая, д. 27 951-71-97 (справочная)
Приемная Общественного Совета при ГУВД по г. Москве Москва, Петровка, д. 19 стр. 4 694-91-40

Новые нагрудные знаки сотрудников полиции

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским...

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским мальчиком».

Anews собрал воедино ответы юристов о том, как себя вести и что делать, если полицейский вдруг остановил вас на улице или в метро, потребовал предъявить паспорт, показать содержимое сумки или карманов.

Полицейский подошел на улице и потребовал документы

Что можно и нужно делать

Стоит помнить, что ни одним законом произвольная проверка документов не предусмотрена. Впрочем, это не мешает стражам правопорядка выборочно выхватывать из толпы «подозрительных лиц» и заглядывать к ним в паспорта. Чаще всего полицейские ссылаются на проверку паспорта с целью выяснить, есть ли у человека регистрация. Еще один популярный аргумент — ориентировка.

Если вы оказались именно в такой ситуации, в первую очередь следует вежливо попросить сотрудника представиться, показать удостоверение, а также переписать или сфотографировать номер его значка и узнать о причине проверки. Если полицейский отказывается показать свои документы, стоит напомнить ему о существовании части 4 статьи 5 закона «О полиции».

Если страж правопорядка, говоря о причине проверки документов, ссылается на ориентировку, можно попросить его детально описать разыскиваемое лицо.

В случае, когда законный повод все же нашелся или был притянут за уши, а полицейский представился и позволил переписать данные его нагрудного значка, можно показать паспорт.

Если вы уверены, что требование полицейского показать паспорт не имеет под собой законных оснований (вы не похожи на человека с ориентировки, трезвы, не совершали никаких правонарушений), следует напомнить сотруднику, что его действия неправомерны. Если увещевания не помогают, самым благоразумным решением будет показать паспорт из своих рук, а после позвонить по телефону 112 и составить жалобу на действия полицейского.

Чего нельзя делать

Отдавать паспорт полицейскому в руки.

Для проверки достаточно показать его из ваших рук. Если сотрудник настаивает на обратном, можно открыть последнюю страницу паспорта и зачитать строчку о том, что вы обязаны бережно относиться к документу, хранить его у себя и никому не передавать. Не лишним будет напомнить, что когда полицейский показывал вам свое удостоверение, вы не брали его в руки.

Важный момент: даже если вы правы на 100%, ни в коем случае нельзя просто уходить от полицейского, так как это может быть расценено как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст.19.3 КоАп РФ).

Вышел за хлебом без паспорта, подошел полицейский и потребовал документ

Что можно и нужно делать

Хоть паспорт полицейские склонны требовать едва ли не на каждом шагу, согласно закону, граждане не обязаны постоянно носить этот документ с собой. При этом отсутствие документа, удостоверяющего личность, как правило, становится основанием для поездки в отдел.

Если вас остановили на улице без документа и заставляют проехать в отделение для установления личности, можно предложить сотруднику пройти к вам домой (если дом рядом) и показать паспорт там, либо позвонить родственникам и попросить принести вам документ. Увы, принимать этот вариант или нет, каждый сотрудник решает для себя сам.


Чего нельзя делать

Впадать в панику, начинать спорить и ругаться.

Если полицейский не согласен идти к вам домой за документом, а собирается препроводить вас в отделение в административном порядке, не стоит затевать скандал и отказываться идти – это снова может быть повернуто против вас (как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Требование полицейского в данном случае законно, так как увезти гражданина в отделение сотрудник может, в частности, в ситуации, когда есть подозрение, что человек находится в розыске (п. 4 ст. 14 закона «О полиции»). Отсутствие паспорта, как нетрудно догадаться, как раз наводит стража правопорядка на мысли о розыске.

Особенно важный момент – ни в коем случае нельзя трогать полицейского руками. Даже если вы настолько разнервничались, что захотели «отодвинуть» сотрудника подальше от себя, не прикасайтесь к нему. Любой физический контакт, как показывает практика последних лет, может быть воспринят как «применение насилия в отношении представителя власти», что отсылает нас уже к уголовному кодексу, статье 318.

Перед поездкой в отделение, если такая ситуация все же приключилась, стоит выяснить, в какой именно отдел вы едете и сообщить об этом родственникам по телефону. Следует помнить, что в случае отсутствия паспорта сотрудник вправе задержать вас не более чем на 3 часа. Время отсчитывается с момента прибытия в отдел, поэтому крайне важно по приезду удостовериться, что время вашего прибытия было зафиксировано в журнале.


Полицейский подошел на улице и захотел провести досмотр вещей/карманов

Что можно и нужно делать

В первую очередь поинтересоваться, на каком основании полицейский хочет провести личный досмотр.

Стоит иметь в виду, что рыться в вещах граждан сотрудники полиции имеют право лишь в том, случае, если есть достаточные основания полагать, что человек носит с собой запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатку или ядовитые вещества (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 27.6 КоАП РФ). Если полицейский не может внятно ответить на вопрос о причинах досмотра, нужно обязательно напомнить ему, что его действия неправомерны, а также заметить, что если он будет стоять на своем, вы направите жалобу в прокуратуру.

В случае если полицейский продолжает настаивать на досмотре, нужно обязательно потребовать двоих понятых одного с вами пола (ст.27.7 КоАП РФ) и составления протокола. Крайне важно получить копию протокола, а во время подписания документа занести в него все, что вам показалось неправомерным (например, что полицейский не сообщил причину досмотра) и, что немаловажно, не оставлять свободного места после написанного вашей рукой.

Чего нельзя делать

Оказывать физического сопротивления и убегать. Ни к чему хорошему это не приведет, а лишь сделает из вас преступника сразу по двум упомянутым ранее статьям: «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и «применение насилия в отношении представителя власти».

​Остановили сотрудники полиции для проверки документов на улице? На каком основании и что могут сделать, если их нет? На самом деле практика проверки документов сотрудниками Полиции на улице – явление довольно распространенное. Давайте разбираться в каких случаях они могут это сделать и где грань правомерного поведения с их стороны.

На каком основании сотрудники полиции вообще имеют право останавливать граждан и требовать предъявить документы

Прямое разрешение на это содержится в законе о полиции в ст 13 ч 2, которая гласит: полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • Имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске,
  • Если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • Если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным “законом”;

Последняя формулировка – наиболее проблемная, ибо отсылает нас к другим НПА. Среди этих оснований: данные, дающие основания полагать, что гражданин находятся в розыске, либо если имеются основания для его задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 (административное задержание) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статьей 92 (порядок задержания подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться, объяснить цель и причину обращения, назвать свою должность и звание, у каждого сотрудника в период несения службы в городе есть нагрудный знак, на котором написан номер. Вы можете попросить сотрудника полиции показать свое служебное удостоверение, и он не вправе вам в этом отказать.

Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать?

Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос.

Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека. Не стоит усложнять друг другу жизнь на ровном месте…

При проверке документов сотрудником полиции у меня не оказалось с собой паспорта. Какой документ я могу показать?

Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 устанавливают, что документом, удостоверяющим личность гражданина РФ является паспорт гражданина РФ. Но по общей тенденции подойдет любой документ, содержащий фамилию и фотографию, не имеющий признаков подделки (служебное удостоверение, водительские права, студенческий билет и прочее). Вряд ли у полицейских возникнет безумное желание удостоверить вашу личность с маниакальной точностью, если вы не вызываете у них повышенного интереса. Но если пойдет “на принцип”, то будет требовать именно паспорт.

Могут ли сотрудники полиции задержать, если с собой нет паспорта, а другими путями личность гражданина установить невозможно?

Да, могут. Для доставления в отдел полиции, где личность смогут установить. Данная норма установлена в ст. 13 ч. 13 закона «О полиции» в такой формулировке: сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. При необходимости установить личность или выяснить обстоятельства административного правонарушения этот период легко продляется до сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления гражданина в отделение полиции, по факту задержания гражданина сразу же должен быть составлен протокол задержания.

Допущены нарушения при проверке документов сотрудниками ППС на улице, куда жаловаться?

Для того, чтобы составить аргументированную жалобу на действия сотрудников полиции при проверке документов, необходимо запомнить дату и время, когда произошло нарушение, попросить предъявить служебное удостоверение. Желательно эти данные записать. Даже если вы не сможете установить ФИО или номер нагрудного знака, то в отделе полиции всегда будут иметься документы, которые устанавливают маршруты движения патрулей.

Непосредственно саму жалобу по факту нарушения можно направить:

  • Вышестоящему руководству
  • В прокуратуру
  • В службу собственной безопасности МВД
  • В суд

1. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Правительством Российской Федерации;

в) Министром внутренних дел Российской Федерации;

г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Что должен сделать сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить о своем намерении;

б) разъяснить ему причину и основания применения мер принуждения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

в) убедиться в нежелании гражданина выполнять его законные требования;

г) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения его законных требований.

3. Каким способом сотрудник полиции обязан предупредить лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) подать сигнал свистком;

в) сделать любой жест рукой;

г) Федеральный закон «О полиции» не определяет способ предупреждения лица, в отношении которого предполагается применение указанных мер.

4. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции;

б) если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия;

в) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции;

г) во всех перечисленных случаях.

Имеет ли право сотрудник полиции применить специальные средства для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если мероприятия носят ненасильственный характер, не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций

а) да, если нарушен установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

б) да, имеет право пресекать любые незаконные мероприятия с массовым пребыванием людей;

в) нет, применение специальных средств в указанной ситуации запрещено;

г) нет, только для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.


6. В каких случаях сотрудник полиции имеет право на применение средств принудительной остановки транспорта:

а) в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

б) при необходимости использования транспортного средства в служебных целях;

в) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке.

7. Для отражения нападения сотрудник полиции вправе использовать любые подручные средства, независимо от того, есть ли у него необходимые специальные средства или огнестрельное оружие:

а) да, имеет право с учетом того, чтобы используемые подручные средства не нанесли чрезмерный вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

б) имеет право только при отсутствии у сотрудника полиции необходимых специальных средств или огнестрельного оружия;

в) да, имеет право, если позволяет складывающаяся оперативная обстановка;

г) Федеральным законом «О полиции» такое право для сотрудников полиции не установлено.

8. Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

а) светошоковые устройства;

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград;

в) средства принудительной остановки транспорта;

г) средства сковывания движения.

9. Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

а) сотрудник полиции, успешно прошедший периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств;

б) сотрудник полиции, имеющий служебное удостоверение установленного образца;

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск;

г) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке документ, подтверждающий прохождение им обучения по соответствующим учебным программам.

10. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

а) направляется на дополнительное обучение, по завершении которого повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

б) привлекается к дисциплинарной ответственности и повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

в) подлежит увольнению из органов внутренних дел по служебному несоответствию;

г) подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности, а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

11. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение специальных средств или огнестрельного оружия, предупреждает об этом:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок действий в данном случае;

б) сотрудник полиции, который приготовил специальные средства или огнестрельное оружие к применению;

в) один из сотрудников полиции, входящий в состав подразделения (группы);

г) руководитель подразделения (старший группы)/

12. В каких случаях сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если их применение выполняется по команде руководителя подразделения (старшего группы), в составе которого (которой) действует сотрудник полиции;

б) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает такие случаи

г) если их применение не создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо не может повлечь другие тяжкие последствия;

13. Какие действия должен выполнить сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в случаях, когда такие действия являются обязательными:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок таких предварительных действий;

б) предупредить лица (лицо), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своих намерениях и законных требованиях;

в) сообщить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований;

г) предоставить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, минимально необходимое время для выполнения своих законных требований.

14. Что должен учитывать сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) создавшуюся обстановку;

б) характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие;

в) характер и силу оказываемого ими сопротивления;

г) все перечисленное.

15. Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) незамедлительно доложить своему непосредственному начальнику (руководителю подразделения, старшему группы) об обстоятельствах произошедшего и пострадавших, в последующем действовать согласно полученным командам (приказам, поручениям);

б) вызвать соответствующую экстренную медицинскую службу, незамедлительно доложить дежурному по органу внутренних дел об обстоятельствах произошедшего, пострадавших и принятых мерах, в последующем действовать, согласно складывающейся ситуации;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает особые требования для таких действий;

г) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок.

16. Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) да, обязан уведомлять, в случае, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину;

в) да, обязан уведомить в кратчайший срок, но не более 4 часов;

г) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает каких-либо обязательных предписаний для сотрудников полиции, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях

17. Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) нет, не обязан уведомлять, за исключением случаев, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в течение 2 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

г) да, обязан уведомить, если последствия наступили в результате превышения сотрудником полиции своих полномочий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

18. О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

а) Федеральный закон «О полиции» не ограничивает каким-либо образом действия сотрудника полиции после применения им физической силы на законных основаниях;

б) после каждого случая применения физической силы, независимо от того причинен ли вред здоровью гражданина, а также материальный ущерб гражданину или организации;

в) после каждого случая применения физической силы, кроме случаев, когда причинен легкий вред здоровью гражданина либо малозначительный материальный ущерб гражданину или организации;

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации.

19. О каких случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов:

а) о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия, независимо от того причинен вред здоровью гражданина либо материальный ущерб гражданину или организации;

б) только о случаях одновременного применения специальных средств и огнестрельного оружия;

в) только о случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия в отношении лиц, совершивших преступление;

г) только о случаях причинения ранения или наступления смерти нескольких лиц, ставших результатом применения специальных средств или огнестрельного оружия.

20. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства:

а) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение физической силы;

б) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия;

в) в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц с явными признаками инвалидности, когда законом «О полиции» запрещено применение огнестрельного оружия.

21. В каком из указанных вариантов действий сотруднику полиции разрешено лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей:

а) во всех случаях, за исключением связанных с пресечением преступлений и административных правонарушений;

б) во всех случаях, если они не связаны с доставлением в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержанием этих лиц;

в) во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства или огнестрельное оружие;

г) во всех случаях, за исключением вызванных физическим противодействием сотрудникам полиции.

22. Полиция Российской Федерации это:

а) орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска и осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других органов государственного управления;

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации;

в) система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом;

г) государственный вооруженный орган исполнительной власти.

23. Полиция Российской Федерации не предназначена:

а) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации;

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности;

в) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства;

г) для противодействия преступности;

д) для охраны общественного порядка, собственности;

6. для обеспечения общественной безопасности.

24. Предназначением полиции является:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений;

б) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств с правом применения мер государственного принуждения;

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

25. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности;

д) розыск лиц;

е) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

ж) обеспечение правопорядка в общественных местах;

з) обеспечение безопасности дорожного движения;

и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

26. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

б) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

в) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

г) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

д) производство предварительного следствия по уголовным делам.



 

Возможно, будет полезно почитать: