Как развивать дикцию. Упражнения для дикции и речи

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    В статье рассказывается, что такое дикция и как ее улучшить.

    В современном мире людям с хорошей, выразительной дикцией достаточно легко освоиться в большинстве сферах нашей динамично развивающейся жизни. Прекрасные ораторы нужны не только на сцене, но и в бизнесе, и на телевидении, и в политике.



    Стив Джобс — прекрасный оратор

    Что такое дикция?

    Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

    Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

    Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

    Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

    ВАЖНО: Человеку с выразительной дикцией гораздо проще заинтересовать и увлечь публику. Такому человеку гораздо проще выступать на публике.



    Работа над дикцией и произношением

    Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

    Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.



    Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

    Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:

    • Дыхание и осанка

    Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

    1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
    2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
    3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.


    Осанка — первый шаг на пути к красивой речи
    • Артикуляция. Более подробно можно прочитать в разделе ниже
    • Произношение согласных и гласных звуков. Примеры по правильному произношению звуков можно посмотреть в следующих видео:

    Видео: Фонетика. Постановка согласных и гласных звуков. Доцент Битехтина Н.Б.

    Видео: Постановка свистящих звуков у взрослых

    Видео: Коррекция звукопроизношения у взрослых

    • Интонация

    Самое лучшее упражнение для развития интонации — это читать по ролям.

    Видео: Интонация (тренинг)

    • Скороговорки. Большой список скороговорок можно найти в разделе ниже
    • Актерские методы. Для тренировки дикции с помощью актерских методов, следует взять в рот грецкие орехи, или карандаш, а затем начать медленно, разборчиво произносить скороговорки или читать текст


    Упражнения для дикции и артикуляции

    Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

    Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:

    • Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
    • Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
    • Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
    • Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта. Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
    • Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
    • Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться. Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
    • Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
    • Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык


    • Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
    • Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью

    ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнений следует повторять еще по несколько раз.



    Упражнения для дикции и голоса

    Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

    Для этого существуют некоторые упражнения:

    • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
    • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
    • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
    • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.


    • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
    • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
    • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
    • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

    ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

    Видео: Лучшее упражнение для голоса на развитие дикции

    Надо ли для развития дикции читать вслух?

    Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.

    Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.

    ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.



    Чтение вслух — упражнение для дикции

    Скороговорки для развития дикции

    А мне не до недомогания.
    Архип осип, Осип охрип.

    Белый снег. Белый мел.
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела.
    Белой даже не была.

    Брит Клим брат,
    Брит Игнат брат,
    Брат Игнат бородат.

    Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

    Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

    Проворонила ворона вороненка.

    Верзила Вавила весело ворочал вилы.

    Как на горке, на пригорке
    Стоят тридцать три Егорки.

    Гонец с галер сгорел.

    Собрала Маргарита маргаритки на горе,
    Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.

    Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.

    Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.



    Скороговорки — упражнения для дикции

    Ест Федька с водкой редьку,
    Ест редька с водкой Федьку.

    Неделю Емеле прясть короб кудели,
    А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

    Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

    У ежа — ежата, у ужа — ужата.

    Зимним утром от мороза
    На заре звенят березы.

    Все озера — зеркала
    Из зеленого стекла.

    Соня Зине принесла бузину в корзине.

    Инцидент с интендантом.

    Ишак в кишлак дрова возил,
    Ишак дрова в траву свалил.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон.

    Карл у Клары украл коралл,
    Клара у Карла украла кларнет.
    Королева Клара строго карала
    Карла за кражу коралла.

    Коваль ковал коня,
    Конб копытом коваля,
    Коваль кнутом коня.

    Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
    Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
    Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

    Вы малину мыли-ли?
    Мыли, но не мылили.

    Мыла Мила мишку мылом,
    Мила мыло уронила.
    Уронила Мила мыло,
    Мишку мылом не домыла.

    Звала по малину Марина Галину,
    Галина Марину звала по калину.

    Не мы ли на Ниле налима ловили?

    Наш Наум себе на уме.

    Павел Павлушку пеленовал,
    Распелёнывал, да перепелёнывал.

    Пётр первый пошёл погулять,
    Поймал перепёлку пошёл продавать.

    Променяла Прасковья карася
    На три пары чистокровных поросят.
    Побежали поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.

    Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
    Полдвора рылом из-рыла,
    Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
    На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку цап.

    Сух сук нес барсук.

    Старый Семён сказал своим сыновьям:
    «Скосите стог сена».
    Сыновья скосили стог сена.
    Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
    Санки хлоп, Санька - вбок,
    Сонька - скок, Сеньку с ног.



    Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

    Только Таня утром встанет.
    Танцевать Танюшу тянет.
    Что тут долго объяснять?
    Таня любит танцевать.

    Под деревом тетерев тетерева встретил:
    «Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
    Тетерев тетереву в ответ:
    «Мои тетеревята — здоровые ребята,
    Твоим тетеревятам от них привет!»

    Три сороки, три трещётки
    Потеряли по три щётки:
    Три сегодня, три вчера,
    Три ещё позавчера.

    Стала утка на пруду учить своих утят,
    Утята плавать на виду у мамы не хотят.
    Ужасно утка мучится:
    «Ну что из них получится?»

    Уголёк в уголок принеси,
    В уголке уголёк погаси!

    Утят учила утка-мать
    Улиток на лугу искать.
    Улитки на лугу без шуток
    Учились прятаться от уток.

    У Фани — фуфайка,
    У Феди — туфли.

    Фока фантазировал,
    Фёдор фокусничал,
    Феофан фехтовал с Феоктистом.

    У Филина Фили два филинёнка —
    Филька и Филимонка.

    Хохотушка буква Х
    Рассмеялась: Ха-ха-ха!

    Хохлатые хохотушки
    Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

    Хвастун похвалялся-хвастался,
    Похвалялся-хвастался, да и выхвалился,
    Да и выхвастался.

    В цветнике цветут цветы.

    Куцая лисица в платьице из ситца
    Мучицу из пшеницы сеет через ситце.

    Ценит цепь косец по косовице.

    Четыре черненьких чумазеньких чертенка
    Чертили черными чернилами чертеж.
    Чрезвычайно чисто!

    Чок, чок, каблучок,
    Наскочил на сучок,
    Оторвался, поломался,
    Чок, чок, каблучок.

    Чики-чики-чикалочки.
    Едет гусь на палочке.
    Уточка — на дудочке,
    Курочка на чурочке,
    Зайчик на тачке,
    А мальчик на собачке.

    Шесть смешинок из шести корзинок
    И три смешка из пушистого мешка.

    Прошкина Шавка укусила Пашку;
    Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

    Щетина у чушки, чешуя у щучки.

    Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

    Щеголиха у щегла щеголихою была.

    Юлька-Юленька-юла,
    Юлька юркая была,
    Усидеть на месте Юлька
    Ни минуты не могла.

    Ящерка на ялике
    Яблоки на ярмарку
    В ящике везла.

    Яхта легка и послушна моя,
    Я бороздить на ней буду моря.

    Ярослав и Ярославна
    Поселились в Ярославле.
    В Ярославле живут славно
    Ярослав и Ярославна.

    Видео: Как работать со скороговорками Дикция и Артикуляция // 24 УРОК ВОКАЛА

    Занимайтесь, тренируйте свою дикцию, и тогда в ораторском мастерстве вам не будет равных.

    Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.

    Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.

    Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений. Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать. Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.

    Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.

    Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.

    Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.

    Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

    С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:

    1. – вероятно, самый известный, распространенный способ борьбы с дефектами речи, заключающийся в быстром повторении фраз и стишков, составленных таким образом, чтобы тренировать четкость артикуляции труднопроизносимых звуков и звуковых сочетаний.
    2. Чистоговорки – имеют схожую функцию со скороговорками, их произнесение также способствует развитию и закреплению навыка произношения сложных фонем, однако они отличаются формой, представляя собой набор рифмованных строк.
    3. – набор логопедических упражнений для разработки подвижности губ, языка, с целью «научить» их принимать правильное, для четкого произнесения слогов, положение.
    4. Дыхательная гимнастика – выносливость легких и голосовых связок, равномерность дыхания оказывают большое влияние на речь в целом, поэтому, при освоении навыков правильного говорения, нельзя пренебрегать тренировкой этих инструментов.

    Важно! Выполняя упражнения для дикции и тренировки голоса, полезно записывать процесс занятий на диктофон. Эта мера нужна для того, чтобы контролировать правильность выполнения, фиксировать ошибки, проблемные места, над которыми еще предстоит работать.

    Особенности упражнений и как их правильно выполнять

    Следует помнить, что начало работы над произношением и во взрослом возрасте сопряжено с рядом затруднений. Избавиться от привычек, сложившихся годами, изменить всю систему речи до основания достаточно трудно.

    Специалисты рекомендуют начинать с развития артикуляции, тренировки выносливости мышц, приучения органов речи к постановке в правильном положении, улучшения тембра и тональности голоса. Для этого прекрасно подойдут следующие упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, чем чаще – тем лучше:

    • в качестве разминки, разогрева рекомендуется издавать длительное протяжное мычание;
    • элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики содержат упражнение, во время которого следует издавать разнообразные звуки, ударяя себя ладонями в грудь;
    • четко, с выражением, делая паузы, прочитывать стихотворные строки, изменяя тональность голоса – повышая и понижая ее попеременно;
    • прочитывать тексты стихотворений и прозы одновременно с выполнением прыжков через скакалку, во время бега, стараясь сохранять дыхание по возможности ровным;
    • проговаривать слова и целые предложения, растягивая лицевые мышцы в улыбке, выдерживать четкость произношения;
    • читать вслух, предварительно зажав между зубов небольшой продолговатый предмет, например, авторучку, во время упражнения стремиться к четкому произнесению слогов и звуков;
    • хорошо помогает развитию артикуляции, тренировке мышц использование небольших округлых предметов (к примеру, грецких орехов), вложенных за одну или обе щеки во время прочтения стихов и художественных текстов.

    Большое внимание следует уделять ежедневной гимнастике органов речи, так как поставить речь и дикцию самостоятельно без этого невозможно:

    1. распахнув рот максимально широко, перемещать нижнюю челюсть вперед, назад и по сторонам;
    2. с открытым ртом выпятить на максимальную длину язык, сложив его «жалом»;
    3. слегка раздвинув челюсти, широко улыбнуться, провести языком по верхнему и нижнему ряду зубов, дотрагиваясь кончиком до каждого зуба последовательно;
    4. напряженным кончиком языка коснуться изнутри обеих щек, сначала с открытым, затем с закрытым ртом;
    5. из приоткрытого рта высунуть «лопаткой» максимально расслабленный язык;
    6. сложив на груди руки, податься вперед, в наклонном, слегка согнутом положении проговаривать гласные звуки максимально низким тоном: «о», «ы», «у». Закончив тянуть один звук, распрямиться и снова нагнуться для выполнения следующего захода.

    Важно! Длительность одного упражнения составляет не менее 10 секунд. В течение одного занятия выполняется по 4-5 подходов.

    Формирование правильного произношения нераздельно связано с дыханием, поскольку без него невозможна сама речь. Воздушная струя, касаясь напряженных связок, издает звук, форму которому человек придает уже другими органами речевого аппарата. Поэтому ответ на вопрос, как улучшить дикцию, в том числе, включает в себя тренировку легких, развитие диафрагмы.

    Умение дышать – неотъемлемая часть жизни, однако далеко не все умеют делать это правильно. Приведенный ниже комплекс занятий поможет укрепить голос, придать ему более приятный, мелодичный тембр:

    • принять удобное положение тела – лежа, стоя или сидя, прижать левую ладонь к животу, правую – к нижней части грудины сбоку, втянуть воздух носом, контролируя расширение диафрагмы руками, медленно выдохнуть до конца;
    • медленно плавно вдохнуть носом, задержать воздух на пару секунд, выдохнуть через рот;
    • коротко вдохнуть, на выдохе, максимально растягивая, произнести любой длящийся гласный звук;
    • счет на выдохе от 1, стараясь произнести максимальное количество цифр без спешки;
    • выдыхая произносить сочетания гласных звуков, например: «оооооооууууу», «ааааыыыы».


    Так как развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. По мере улучшения речи исправлять и дополнять изначальный набросок новыми деталями.

    Не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха.

    Декламация стихов, произнесение скороговорок и чистоговорок помогут быстро «разогреться» перед выступлением, когда предстоит продолжительная и важная беседа. Их необходимо выучить и проговаривать вслух хотя бы несколько раз в день.

    Неоценимую помощь в и правильным произношением окажут курсы актерского мастерства или риторики.

    Занятия по сценической речи, подкрепленные упражнениями на дикцию, помимо всего прочего, придадут звучности и обаяния голосу, сделают его более выразительным.

    magazine

    4.3

    Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

    "Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

    Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

    Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

    Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

    1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

    2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

    3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

    4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

    5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

    6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

    8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

    9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

    10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

    11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

    Скороговорки для развития дикции

    12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

    13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

    15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

    16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

    17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

    18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

    19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

    20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

    22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

    23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
    Поселились в Ярославле.
    В Ярославле живут славно
    Ярослав и Ярославна.

    24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

    25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

    26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

    27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

    28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

    29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

    30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

    31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

    32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

    33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

    34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

    35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

    36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

    37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

    38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

    39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

    40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

    41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

    42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

    43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

    Скороговорки для дикции

    44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

    45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

    46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

    47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

    48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Русские народные скороговорки

    49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

    50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

    51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

    52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

    53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

    54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

    55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

    56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

    57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

    58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

    59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

    60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

    61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

    62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

    63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

    64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

    65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

    66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

    67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

    68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

    69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

    70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

    72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

    73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

    Народные скороговорки

    74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

    75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

    76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

    77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

    78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

    79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
    Купил Ипат пяток лопат.
    Шёл через пруд - уцепился за прут.
    Упал Ипат - пропали пять лопат.

    80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

    81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
    На три пары полосатых поросят.
    Побежали поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.

    82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

    83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

    84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

    85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

    86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

    Скороговорки для развития речи

    87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

    88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

    89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

    90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

    91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

    92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

    93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

    95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

    96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

    97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

    98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

    99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

    100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

    101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

    102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

    103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принёс на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    Порвали в драке альбатросы.

    104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

    105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

    106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

    108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

    109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

    110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

    111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

    112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

    113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

    114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

    115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

    116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

    118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
    Там расцвёл чертополох.
    Чтобы сад твой не заглох,
    Прополи чертополох.

    119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
    Охапки хины хватает на щи.

    120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

    121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

    122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

    123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

    124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
    Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
    Жили-были три китайки
    Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

    Вот они переженились:
    Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
    Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

    И у них родились дети:
    У Яка с Цыпой - Шах,
    У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
    У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
    С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
    Шах-Шахмони-Лимпомпони.

    125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

    126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

    127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

    128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

    129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

    130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

    131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

    132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

    133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

    134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

    135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

    136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

    137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

    138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

    139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

    140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

    141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

    142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

    143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

    144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

    145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

    146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

    147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
    не жужжит, тихо скользит.

    148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
    Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

    149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
    А солнышко - на подсолнушки.

    Но подсолнухов много у солнышка,
    А солнышко одно у подсолнушка.

    Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
    Созрел, подсох, склевался.

    150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

    151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
    Сушек высушил штук шесть.
    И смешно спешат старушки
    Сушек Сашиных поесть.

    152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
    Колпаки переколпачены, новы,
    Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

    153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
    Что шурша шушере шуршать мешала.

    154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    155. (Ш,к) - Трошкина шавка
    Укусила Пашку.
    Бьёт Пашка шапкой
    Трошкину шавку.

    156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.
    Целый день на пороге избушки
    Тараторили, будто индюшки.
    Замолкали на соснах кукушки,
    Выползали из лужи лягушки,
    Тополя наклоняли макушки -
    Услыхать, что болтают старушки.

    157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

    158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

    159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
    Но точно не выпущу.

    160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
    Есть у жаб своя жилплощадь.
    Здесь живёт ещё жилец -
    Водяной жук-плавунец.

    161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

    162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

    163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
    Этой чищу башмаки,
    Этой чищу свои брюки,
    Эти щётки все нужны.

    164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.



     

    Возможно, будет полезно почитать: