Конфликты с начальством: психологическая оборона. Психология на работе: налаживание отношений начальник - подчиненный

Психология отношений

2189

26.02.13 13:49

В большинстве случаев от конфликта можно уйти, но, к сожалению, не всегда удается. Особенно под влиянием различных негативных факторов – таких как стресс или усталость.

Твоя неправильная реакция в виде агрессии или, напротив, мычания чего-то неопределенного может стоить тебе не только своих нервов, но и, в худшем случае, премии или места работы.

 Твоя растерянность и паника может подействовать на начальство (тем более, если твой босс – женщина) как красная тряпка на быка, и потом ты уже не докаже шь, что, в сущности, ничего страшного не произошло и ты ни в чем не виноват а.

Момент будет безвозвратно упущен, а тебе придется восстанавливать доверие и уважение своего босса.

Чтобы избежать страха перед предстоящим разговором со своим боссом либо непосредственно при возникновении спора воспользуй ся советом психолога Сергея Ключникова: постарай ся силой воображения уменьшать образ начальника до таких размеров, пока не почувствуе шь себя наиболее спокойно и комфортно. Ты должн а стать безразличн ой к возможным спорным ситуациям, и чувствовать в себе твердость и уверенность. Вообще уверенность должна стать твоим главным помощником в борьбе со всеми конфликтами.

Действенным для тебя может также стать и обратный предыдущему прием. Если ты види шь, что к тебе движется потенциальный противник, враждебно настроенный, мысленно увеличь себя до огромных размеров, можно представить гром и молнии, сверкающие вокруг. Однако при этом ты не должн а допускать гневных мыслей и действий, тебе следует держаться невозмутимо и спокойно, сохранять благосклонность даже к возможному противнику. 



Если твой начальник имеет привычку придираться к тебе по любому поводу и без него, то самое действенное средство в этом случае - решительный отпор. Вежливое, но уверенное сопротивление обычно очень эффективно в таких случаях.

Люди, которые любят цепляться ко всяким мелочам и откровенно травить кого-то, быстро теряют интерес к умеющим им противостоять противникам.



Еще один хорошо действующий психологический прием – увеличение пространственной дистанции между конфликтующими сторонами. На работе люди постоянно привязаны к своему рабочему месту, это создает психологическое давление на человека, увеличивает агрессию.

Поэтому при возникновении спора или конфликта постарай ся , насколько это, возможно, переместится куда-нибудь вне своей привычной точки. Можно просто походить по помещению, то увеличивая, то сокращая расстояние между собой и «нападающим» - это несколько сгладит психологическую атаку и покажет агрессору, что ты нечувствительн а к его нападкам.

 Народный фольклор предлагает такой способ борьбы с конфликтными ситуациями : крепко завязать вокруг талии воображаемый пояс.

В различных древних верованиях, сказаниях связанных с волшебством, пояс считался источником жизни и силы, а также защищал от недугов и черной магии.

Стоит упомянуть и о более легких методах психологической защиты.

Например, помести скандалиста в воображаемый круг, как бы заключая его в замкнутое пространство. Часто отмечают положительный результат при этом приеме.

Благоприятное воздействие оказывает физический труд – займи сь уборкой , сделай перестановку в квартире , покатай ся на велосипеде .

Усталость даст о себе знать, и ты намного быстрее забуде шь неприятный разговор и приде шь в себя.

Хороший эффект дает и напряженная работа над чем-либо. Поставь себе какую-нибудь задачу, сосредоточь ся на достижении цели и результат не заставит себя долго ждать.



В заключение, хотелось бы отметить, что у всех людей (включая твоего босса) есть свои интересы и правила, которые часто могут быть противоположны твоим . Однако это не значит, что отношения между людьми портятся только лишь на этом основании.

Учи сь преподносить себя с лучшей стороны, скрывая недостатки. Излишняя открытость с начальством и коллегами может навредить. Ты должн а помнить, что заслужить расположение человека – долгая и трудная работа, а вот потерять его можно очень легко.

Руководство – особая разновидность физической и умственной деятельности, направленная на управление коллективом.
Руководитель – управленческая должность, предполагающая контролирование действий подчиненных, направление их усилий в решении возложенных на него задач. Однако характеристики руководителя не сводимы лишь к должности. Это еще определенный образ жизни, поведения, психологии. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии руководителя а так-же необходимые характеристики для управленца.

Чем отличается руководитель от других людей? Психологов заинтересовал этот вопрос. В одном из исследований они анализировали личность и поведение множества топ-менеджеров. В результате они у них выявили следующие особенности и характеристики руководителей.

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу. При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.
  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4. Понимание. Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.
  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость. Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.
  7. Сотрудничество. Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.
  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать. Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.
  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы. Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.
  11. Руководители воспринимают себя в качестве части компании. Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.
  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы. Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха. Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга. Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.
  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.
  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.
  4. Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы. Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.
  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание. Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.
  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.
  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе. Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и

Сейчас хотелось бы рассмотреть психологию начальника .



(на картинке скрин из фильма "Духless ", если кому интересно...)


Начальник – это вовсе не занимаемая должность. Начальник –это образ жизни и мышления. В чем же заключается психология начальника? Руководителя от исполнителя в первую очередь отличает ответственность. Руководитель – это анализ прошлого, но постоянное стремление в будущее. Начальник – это всегда руководяще лицо по отношению к окружающим, будь то сотрудники или коллеги по работе. Начальник не объясняет, а подводит итоги и даёт инструкции.


Хороший руководитель отдаёт себе отчёт не только в действиях и поступках, но и в эмоциях. У него нет «пустых» или непроизвольных эмоций. Он должен не просто эмоционально реагировать, а с помощью эмоций оказывать влияние на окружающих.


Руководство предполагает не только контроль, но и вдохновение на будущие свершения. Но ведь не всё и не всегда идёт в жизни хорошо. Значит, начальник должен так указать на недостатки, чтобы сотрудники, сделав правильные выводы, не потеряли интереса к дальнейшей работе. Хороший начальник видит не только недостатки в работе, но и отмечает успех сотрудников.


Анализируя негативные моменты в прошлом, хороший руководитель предложит решение проблемы в будущем. Ведь мало видеть недостатки, важно уметь их преодолевать. Для хорошего руководителя важна чёткость и конкретность. Не стоит уходить от ясности формулировок, оставлять что-то недосказанным. Хороший начальник умеет слушать и слышать подчинённых, анализировать их видение проблемы и принимать к сведению. У талантливого руководителя всегда позитивный настрой. За временными трудностями он видит желаемый результат и концентрируется на нём, а не переживает неудачи.


Хороший руководитель концентрирует своё внимание на том, что есть на сегодняшний день, стараясь не зацикливаться на том, чего пока не хватает. Он больше внимания обращает на ресурсы, помогающие достичь успеха, а не на возможные опасности и непреодолимые трудности. Хороший руководитель в первую очередь видит достоинства своих сотрудников, стараясь ненавязчиво исправлять недостатки. Он концентрируется на опыте достижения успеха, оставляя позади неудачи и поражения.


Важной личностной характеристикой руководителя является позитивное отношение к жизни. Более того, хороший руководитель должен уметь передать своё настроение коллективу, как в целом, так и отдельным сотрудникам в частности, по необходимости вступая с ними в личный контакт.

    Должность начальника психологической лаборатории замещается лицом, имеющим высшее психологическое образование, либо прошедшим соответствующую переподготовку в установленном порядке по курсу «Практическая психология» на базе высших образовательных учреждений.

    Начальник психологической лаборатории находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе, в вопросах профессиональной деятельности подчиняется начальнику психологической службы УФСИН России по Республике Карелия.

    Деятельность начальника психологической лаборатории базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной самостоятельности в принятий решений по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Возложения на начальника психологической лаборатории функциональных обязанностей, не предусмотренных настоящей инструкцией и противоречащих профессиональной этике, запрещается.

    В период отсутствия (отпуска, командировки, болезни) начальника психологической лаборатории исполнение его обязанностей возлагается на психолога психологической лаборатории, Ульянову Алену Николаевну.

II. Права начальника психологической лаборатории:

    Знакомиться с нормативными документами, планами работ, должностными инструкциями иными материалами и служебными документами, запрашивать и получать от должностных лиц и всех служб учреждения необходимую для осуществления профессиональной деятельности информацию.

    Вносить руководству учреждения предложения по совершенствованию воспитательной работы с осужденными, оптимизации морально-психологического климата в подразделении и иным вопросам и совершенствованию материально-технической базы службы.

    На основании результатов психологического обследования лиц из числа персонала учреждения при выявлении у них функциональных дезадаптивных отклонений давать руководству колонии рекомендации по оказанию им помощи реабилитационного, социального и психологического характера (временное изменение функциональных обязанностей, предоставление краткосрочного отпуска, проведение индивидуальной психологической работы).

    Участвовать в работе аттестационных комиссий, выносить заключения о психологическом потенциале аттестуемых сотрудников.

    Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах, выезжать в служебные командировки с целью получения опыта работы.

    Применять к сотрудникам меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции, вносить руководству колонии предложения о поощрении сотрудников психологической лаборатории, наложении на них дисциплинарных.

    Запрашивать и получать от должностных лиц учреждения необходимую информацию, характеризующую личность человека.

    Принимать участие в решении вопросов подбора сотрудников психологической службы.

    Вносить руководству предложения о временных изменениях в режим труда и отдыха, а также о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудникам по психологическим показаниям.

    При исполнении своих функциональных обязанностей в целях создания условий, способствующих эффективной профессиональной деятельности, начальник психологической лаборатории имеет право находиться в одежде гражданского образца.

    Обязанности начальника психологической лаборатории:

    Осуществлять общее организационно-методическое руководство деятельностью психологической лаборатории, определять функциональные обязанности и утверждать должностные инструкции её сотрудников, контролировать их исполнение.

    По согласованию с начальником учреждения и начальником психологической службы УФСИН определять приоритетные направления деятельности лаборатории и перспективы психологической службы учреждения.

    Вести планирование работы психологической лаборатории. Составлять отчёты и справки о проделанной работе, обеспечивать исполнение приказов, указаний и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц.

    Принимать участие в решении вопросов подбора, расстановки и аттестации кадров психологической службы учреждения, отвечать за обеспечение надлежащих условий работы психологов, соблюдение ими законности, служебной дисциплины и норм профессиональной этики.

    Организовывать изучение и реализацию в практической деятельности психологами учреждения передового опыта в области пенитенциарной психологии, внедрение апробированных методик психодиагностики, современных методов психокоррекционной и психопрофилактической работы, разработку методических рекомендаций, проведение исследовательской и экспериментальной работы по психологической проблематике, принимать личное участие в профессиональном обучении сотрудников лаборатории.

    Организовывать психологическую подготовку и консультирование личного состава учреждения по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Определять объём, характер и содержание предоставляемой для ознакомления персоналу и иным лицам психологической информации, отвечать за сохранность и надлежащее использование сотрудниками лаборатории конфиденциальных сведений.

    Координировать использование результатов работы лаборатории между другими отделами и подразделениями УИС.

    Проводить статистический анализ эффективности работы психологов учреждения.

    Оказывать консультационную помощь руководству учреждения в плане психологии управления.

    Заменять в профессиональной деятельности любого психолога лаборатории.

    Проводить индивидуально-воспитательную работу с закрепленными осужденными и заносить записи об этом в дневнике индивидуально воспитательной работы с осуждёнными.

    Организовывать работу кабинета психологической разгрузки для осужденных и сотрудников.

    Вести рабочую документацию согласно нормативным указаниям.

    Систематически повышать уровень профессионального мастерства.

    Вести просветительскую работу.

    Осуществлять индивидуально-воспитательную работу с сотрудниками психологической лаборатории.

    Соблюдать права и законные интересы осужденных, сотрудников, работников учреждения и других граждан.

    Ответственность начальника психологической лаборатории:

    За объективность, достоверность интерпретаций и выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, психологических портретов, заключений, выданных рекомендаций.

    За надлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

    За нарушение сроков исполнения контрольных и плановых документов.

    За нарушение трудовой или служебной дисциплины в пределах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами.

    За действие или бездействие, повлекшие за собой причинение материального ущерба имуществу отдела, учреждения.

    За сохранность имущества и документации, используемых им в процессе работы.

    За сохранность конфиденциальной психологической информации.

    Начальник психологической лаборатории несёт персональную ответственность за сроки и качество рассмотрения поставленных в обращении вопросов; объективность и тщательность проверки изложенных в нём сведений; своевременность его разрешения и направления ответа заявителю.

    Несёт личную ответственность за воспитание подчинённых.

Должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями



 

Возможно, будет полезно почитать: